- Структура программы в Pascal
- Заголовок программы
- Операторы языка Паскаль
- Операторы на Паскале
- Оператор равенства
- Логический оператор Not
- Неравенство <>
- Более Низкое значение
- Большее или равное значение >=
- Заключение
- Раздел операторов
- Пример программ на языке Турбо Паскаль
- Программа решения примера имеет вид
- Стиль программирования
- Основные понятия и операторы языка Паскаль
- Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ
- 1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль
- 1.1.1. Величины в Паскале
- 1.1.2. Структура программы
- 1.2. Типы данных
- Видео
Структура программы в Pascal
Любая программа, написанная на языке Pascal состоит из заголовка программы и некоторого блока. Блок содержит раздел описаний, в котором определяются все локальные по отношению к данной программе объекты, и раздел операторов. Он задает действия, которые необходимо выполнять, над этими объектами.
Заголовок программы
В имени программы нельзя использовать какие-либо предописанные имена (зарезервированные слова). Они используются в программе только в том значении, которое зафиксировано для них разработчиками языка Pascal. Ниже приведен список таких слов.
and | end | nil | set |
array | file | not | then |
begin | for | of | to |
case | function | or | type |
const | goto | packed | until |
div | if | procedure | var |
do | in | program | while |
downto | label | record | with |
else | mod | repeat |
Заголовок носит чисто информативный характер и никак не влияет на программу. Программу можно написать и не используя его. После имени программы в ранних редакциях языка указывались круглые скобки и в них давались имена входных и выходных файлов задачи. В последних версиях языка Pascal имена входных и выходных файлов в заголовке программы отсутствуют.
Пример правильного написания заголовка:
Пример неправильного написания заголовка:
Имя метки может включать в себя буквы английского алфавита, цифры и знак подчеркивания. При этом, в отличии от имени программы метка может начинаться с цифры, да и вообще состоять только из цифр, но это число должно представлять собой целое число без знака, лежащее в диапазоне от 0 до 9999.
Пример правильного написания меток:
Раз уж разговор зашел про метки, то нужно сказать, что использование меток и оператора перехода goto не желательно при написании программы на Pascal. Применять его стоит только в необычных, исключительных ситуациях, когда приходится нарушать естественную структуру алгоритма. Частое появление в программе на Pascal оператора перехода свидетельствует о том, что программист еще не научился думать на Pascal.
Этот раздел необязателен, если у вас в программе не используются метки.
Использование имен констант делает программу более «читаемой» и способствует улучшению ее документируемости. Кроме того, это позволяет программисту сгруппировать в начале программы величины, зависящие от машины или характерные для данного примера: здесь они более заметны и их легче изменить. Тем самым улучшается переносимость программ и их модульность.
Константа может иметь только предопределенный (стандартный) тип данных. Тип присваивается константе по внешнему виду значения и в соответствии с этим типом отводится память для хранения значения константы.
Помимо стандартных типов данных в Pascal (Real, Integer, Boolean, Char) пользователь может задать новые типы. Структура раздела описания типов имеет вид:
Имя типа представляет собой идентификатор, который может употребляться в других типах, описанных вслед за данным типом. Вообще, новые типы можно определять и в разделе переменных Var, поэтому можно обойтись без этого раздела. Приведу несколько примеров описания типов:
Этот раздел является обязательным. Переменные отличаются от констант тем, что им можно присваивать новые значения при исполнении программы. Любая переменная, которая будет использована в программе должна быть описана. Что включает в себя описание переменной? Это значит, что переменной должен быть присвоен какой-либо тип данных, который характеризует множество значений, которые может принимать объект; множество операций, которые могут применяться к объекту; размер памяти, занимаемый объектом.
Структура раздела имеет вид:
Тип переменных представляет собой имя (идентификатор), описанный в разделе TYPE при явном описании типа, или собственно описание типа в случае его неявного задания. Примеры описания переменных:
В разделе Function и Procedure описываются пользовательские процедуры и функции, если таковые имеются. Если их нет, то этот раздел не обязателен в программе.
Структура раздела имеет вид:
Структура процедур и функций та же самая, что и у основной программы. Отличие описаний состоит в том, что идентификаторы констант, переменных, процедур и функций, описанных в соответствующих разделах описаний пользовательских процедур и функций, распространяются только на блоки, где они описаны и на блоки внутренние по отношению к ним. На внешние блоки, в том числе на тело основной программы, они не распространяются.
Операторы языка Паскаль
Задачи: Увлечь учащихся созданием программ на языке программирования. Закрепить понятие об операторах.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Класс: 8 “Б”.
Оборудование урока: Интерактивная доска.
Наглядное пособие: слайд-шоу.
План урока:
1. Постановка цели урока. Организационный момент – 3 мин
4. Домашнее задание – 2 мин
Самостоятельная работа (инструктаж).
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин
Ход урока
1. Организационный момент – 3 мин.
Ученикам раздаются карточки с заданием для отгадывания темы урока.
Видео: Введение в Паскаль. Изучаем основные операторыСкачать
Видео: Паскаль с нуля [ч4]. Условные операторыСкачать
Вопросы к мини-игре “Отгадай тему”
Задание 1. графический диктант.
Если высказывание истинно, рисуете прямую линию “-”, если ложно – изображаете домик “^”.
1. Алгоритм ветвления – это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия.
2. Условие – это некое логическое выражение, принимающее только значение “Ложь”.
3. Функция Sqrt (x) – квадратный корень из x;
4. Ветка “минус” в Паскале обозначается оператором Then.
5. Оператором ветвления – является оператор Writeln.
6. Оператор читается, как “Если”.
7. integer – это вещественный тип данных?
8. Read – процедура ввода.
9. Логический оператор “and” читается как “или”.
10. Оператором называется простое предложение языка, которое определяет действие в процессе выполнения алгоритма в программе.
Ответ: _ ^ _^ ^ _^ _ ^ _
Задание 2. Вычисли:
Задание 3. Вычислить значения выражений:
Задание 4. Перед вами таблица, соедините линиями зарезервированные слова и их обозначения (ответы)
Program | ; |
Label | ; |
Const | ; |
Var | ; |
Begin | ; |
End | ; |
Sqr(x) | |
Sqrt(x) | |
A div B | |
A mod B | |
Round(x) | ; |
Real |
Задание 5. Запустить приложение Тест.
Отдохнём с пользой:
(отгадывание ребуса). Условие: составить из букв известный вам раздел информатики.
Ответы: Начало, конец, вывод, Условие.
а) Результативность (грей — зуб — утка — тигр — в — н — о — с — т — ь);
(Самостоятельная работа учащихся – решение задач). Класс делится на два варианта:
Решение задач:
1. Program Funk;
Writeln (‘введите числа x’);
If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1
2. Program primer2;
Writeln (‘введите v, m ’);
Writeln (‘введите числа x’);
End.
if x >0 then y:= O x+56х else
2. Program primer2;
Writeln (‘введите числа a);
Видео: Паскаль с Нуля. Переменные, Оператор присваивания, Оператор ввода. Урок 2Скачать
Видео: Операторы ввода, вывода, присваивания. Переменные на языке ПаскальСкачать
Закрепление урока.
Вопрос 1. Оператор в Паскале.
Ответы: (человек, работающий в должности оператора ЭВМ )
Вопрос 2. «Операнды» в Паскале.
Ответы: ( данные, необходимые для выполнения оператора в Паскале)
Вопрос 3. Символ-разделитель операторов в Паскале.
Ответы: (точка с запятой)
Вопрос 4. Простые операторы в Паскале.
Ответы: (операторы, не содержащие никаких других операторов, называются простыми)
Вопрос 5. Группы операторов языка Паскаль:
Ответы: (простые и структурные )
Вопрос 6. К простым операторам относятся:
Ответы: (операторы присваивания, безусловный оператор, оператор вызова процедуры, пустой оператор )
Вопрос 7. Структурные операторы это:
Ответы: (конструкции, построенные из других операторов по строго определенным правилам)
Вопрос 8. Назначение условных операторов в языке Паскаль
Ответы: (выбор к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, то есть отсутствовать).
Рефлексия (конверты со смайликами)
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Операторы на Паскале
Программа — это серия инструкций, которые просят компьютер проверить некоторые ситуации и затем действовать соответственно. Чтобы проверить такие ситуации, компьютер тратит много времени на сравнение значений. Сравнение-это логическая операция, которая приводит к истинному или ложному результату в зависимости от значений, на которых выполняется сравнение.
Сравнение выполняется между двумя значениями одного и того же типа. Например, вы можете сравнить два числа, два символа или названия двух городов. С другой стороны, сравнение двух несопоставимых ценностей не имеет никакого смысла. Например, трудно сравнить телефонный номер и чей-то возраст, или музыкальную категорию и расстояние между двумя точками. Как и двоичные арифметические операции, операции сравнения выполняются над двумя значениями одного формата.
В отличие от арифметических операций, где результаты различны, сравнение дает только один из двух результатов. Результатом может быть логическая истина или ложь. Когда сравнение истинно, оно имеет интегральное значение 1 или положительное; то есть значение больше 0. Если сравнение не является истинным, оно считается ложным и несет интегральное значение 0.
Язык ObjectPascal оснащен различными операторами, используемыми для выполнения любого типа сравнения между аналогичными значениями. Значения могут быть числовыми, строковыми или объектами.
Оператор равенства
Для сравнения двух переменных на равенство ObjectPascal использует оператор =. Его синтаксис таков:
Операция равенства используется для определения того, имеют ли две переменные (или одна переменная и константа) одно и то же значение. Исходя из нашего синтаксиса, компилятор будет сравнивать значение Value1 с значением Value2. Если значения Value1 и Value2 имеют одно и то же значение, сравнение дает истинный результат. Если они разные, то сравнение выдает False или 0.
Большинство сравнений, выполняемых в ObjectPascal, будут применяться к условным операторам; но поскольку операция сравнения дает интегральный результат, результат сравнения может быть отображен на экране монитора с помощью процедурWrite или Writeln. Вот пример:
Writeln(‘Сравнение значений = 32 производит ‘, (Value = 32));
Write(«Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…»);
Readln;
end.
Это привело бы к:
Сравнение значения = 32 дает ЛОЖЬ
Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…
Очень важно
Оператор равенства и оператор присваивания различны. При написании StudentAge := 12 это означает, что постоянное значение 12 присваивается переменной StudentAge. Переменная StudentAge может измениться в любое время и может быть присвоена другому значению. Константа 12 никогда не может измениться и всегда равна 12.
Для этого типа операций переменная StudentAge всегда находится в левой части оператора присваивания. Константа, например 12, всегда находится справа и никогда не может находиться слева от оператора присваивания. Это означает, что вы можете написать StudentAge := 12, но никогда 12 := StudentAge, потому что при написании StudentAge := 12 вы изменяете переменную StudentAge с любого предыдущего значения на 12.
Попытка написать 12 := StudentAge означает, что вы хотите изменить постоянное целое число 12 и дать ему новое значение, которое является StudentAge: вы получите ошибку.NumberOfStudents1 = NumberOfStudents2 означает, что обе переменные точно означают одно и то же. Независимо от того, используется ли NumberOfStudents1 или NumberOfStudents2, компилятор рассматривает каждый из них как означающий другой.
Логический оператор Not
Когда переменная объявляется и получает значение (это может быть сделано путем инициализации или изменения значения) в программе, она становится живой. Затем он может участвовать в любой необходимой операции.
Компилятор отслеживает каждую переменную, которая существует в обрабатываемой программе. Когда переменная не используется или недоступна для обработки (в визуальном программировании она будет считаться отключенной), чтобы сделать переменную (временно) непригодной для использования, вы можете обнулить ее значение.
Паскаль считает, что переменная, значение которой равно нулю, является строгой. Чтобы сделать переменную недоступной во время эволюции программы, примените логический оператор NOT, который не является таковым. Его синтаксис таков:
Существует два основных способа использования логического оператора not. Как мы узнаем при изучении условных операторов, наиболее классическим способом использования логического оператора not является проверка состояния переменной.
Чтобы обнулить переменную, вы можете написать оператор not слева от нее. При таком использовании вы можете отобразить его значение с помощью Write или Writeln. Вы даже можете назначить его другой переменной. Вот пример:
begin
Value1 := 250;
Value2 := 32;
Value3 := not Value1;
// Отображение значения переменной
Writeln(‘Value1 = ‘, Value1);
// Логический оператор нет и отображение ее значения
Writeln(‘NOT Value2 = ‘, not Value2);
// Отображение значения переменной, которая была логически «помечена»
Writeln(‘Value3 = ‘, Value3);
Write(Chr(10), Press any key to continue’);
Readln;
end.
Выход:
Когда переменная содержит значение, она «жива». Чтобы сделать его недоступным, вы можете «не» его. Когда переменная была «записана», ее логическое значение изменилось. Если бы логическое значение ранее было истинным, то есть равным 1, оно было бы изменено на ложное. Таким образом, вы можете инвертировать логическое значение переменной, «записывая» или не «записывая» ее. Это проиллюстрировано в следующем примере:
Видео: Информатика 8 класс (Урок№15 - Запись ветвлений на языке Паскаль.)Скачать
Видео: Язык Паскаль с нуля | #5 Условные операторы в паскаль.Скачать
begin
Value1 := 482;
Value2 := not Value1;
Writeln(‘ Value1 = ‘, Value1);
Writeln(‘ Value2 = ‘, Value2);
Writeln(‘NOT Value2 = ‘, not Value2);
Write(Chr(10), ‘Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…’);
Readln;
end.
Это привело бы к:
Неравенство <>
В отличие от Равенства, ObjectPascal предоставляет другой оператор, используемый для сравнения двух значений неравенства. Эта операция представлена символом<>. Его синтаксис таков:
<> — это двоичный оператор (как и все логические операторы, кроме логического not, который является унарным оператором), который используется для сравнения двух значений. Значения могут исходить из двух переменных, как в Variable1 <> Variable2. При сравнении значений, если обе переменные имеют разные значения, сравнение дает истинное или положительное значение. В противном случае сравнение выдает значение false или null.
Вот пример:
Writeln(‘Value1 = ‘, Value1);
Writeln(‘Value2 = ‘, Value2);
Writeln(‘Value1 <> Value2 = ‘, Value1 <> Value2);
Write(Chr(10), ‘Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…’);
Readln;
end.
Это привело бы к:
Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…
Неравенство, очевидно, противоположно равенству.
Более Низкое значение
Чтобы узнать, является ли одно значение ниже другого, используйте оператор Сочетание Равенства и Меньшего значения
Две предыдущие операции могут быть объединены для сравнения двух значений. Это позволяет узнать, являются ли два значения одинаковыми или первое меньше второго. Используемый оператор Большее значение >
Когда два значения одного и того же типа различны, одно из них обычно выше другого. ObjectPascal предоставляет логический оператор, который позволяет узнать, больше ли одно из двух значений другого. Оператор, используемый для этой операции, использует символ>. Его синтаксис таков:
Большее или равное значение >=
Операторы больше и равенства могут быть объединены для получения оператора следующим образом: >=. Это оператор «больше или равно». Его синтаксис таков:
Заключение
Сегодня вы познакомились со всеми операторами языка Pascal. Надеюсь это поможет вам в дальнейшем изучении программирования!
Раздел операторов
Раздел операторов программ содержит операторы, которые выполняют какие-либо полезные действия: ввод/вывод данных, вычисления и т.д.
Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой и определяют ход выполнения прораммы.
Раздел операторов начинается ключевым словом begin, и заканчивается ключевым словомend с точкой.
Ключевые слова begin иend операторами языка Турбо Паскаль не являются и не выполняют никаких действий.
Они называются операторами скобками и служат для выделения программы или части программы в логически целую часть.
Операторы в программе могут размещаться как на отдельных строчках так и по нескольку в строке.
Пример программ на языке Турбо Паскаль
Структуру программ рассмотрим на следующем примере.
Ввести с клавиатуры значения переменных а и в. Вычислить s=а+b иp=а-b. Результат вывести на экран дисплея.
Схема алгоритма решения этой задачи имеет вид:
В схемах алгоритма параллелограммами обозначаются блоки ввода/вывода информации,
— прямоугольниками – блоки решения, в которых происходят вычисления.
— Блоки «начало» и «копии» сами никаких действий не выполняют, а служат для обозначения начала и конца схемы алгоритма.
Программа решения примера имеет вид
writeln(‘ Введите через пробел значения а и b ‘);
Данная программа содержит заголовок Program Primer;
с именем программы Primer;
Раздел подключаемых модулей для подключения модуля crt, используемого для очистки экрана.
Данная программа не содержит ни меток, ни констант, ни типов, задаваемых пользователем, поэтому соответствующие разделы отсутствуют.
Раздел переменных содержит описание переменных a, b, c, p типа integer.
Видео: Программирование на языке Pascal. Урок #2: Операторы ввода и вывода, присвоение значенийСкачать
Видео: Паскаль с нуля [ч9]. Оператор выбора case-of и решение задачи про дни неделиСкачать
Раздел операторовпрограммы начинается с оператора очистки экрана clrscr.
Далее идет оператор вывода текста приглашения пеользователю
«Введите через пробел значения a и b»
Оператор readln (a,b) служит для ввода с клавиатурычислимых значений a и b.
Далее следуют операторы присваивания
служащие для вычисления значений s и p.
Оператор writeln(‘s= ‘, s, ‘ p= ‘, p) служит для вывода на экран полученных значений.
Оператор readln останавливает выполнение программы для просмотров результатов.
Программа заканчивается ключевым словом end с точкой.
Стиль программирования
Вопрос стиля программирования, оформления текста программы не только эстетический, но и вопрос эффективности труда программиста.
При наборе текста программы ее операторы следует располагать таким образом, чтобы понятной была логика программы.
Для этого отдельные операторы располагаются на отдельных строках, используются пробелы между элементами операторов, а также отступы.
Каждый программист имеет свой стиль использования пробелов и отступов. Пробелы и отступы помогают читателю программы определить уровень подчиненности каждой строки.
Компьюторные программы солдержат большое количество информации в концентрированом виде, и хорошое форматирование может оказаться очень полезным.
Надо иметь в виду, что вновь написанная программа вряд ли будет работать сразу правильно (это возможно только тогда, когда программа очень простая и короткая).
На отладку порограммы может уйти в несколько раз больше времени, чем на ее написание.
Строгое и продуманное форматирование,тщательный выбор имен переменных, констант, типов, процедур, функций, разумное документирование программ может значительно увеличить производительность труда.
Не следует размещать в одной строке более одного оператора. Рекомендуется при записи программы использовать пустые строки для выделения логически связанных групп операторов.
Важной частью исходного текста программы являются комментарии. Комментарий представляет собой поясняющий текст, служащий для облегчения работы с программой.
Например (*вычисление дискриминанта*).
Текст комментария не обрабатывается компилятором и не включается в исполняемый файл.
Комментарии позволяют включить подробное описание программы и пояснения к ней прямо в исходный текст.
Граммотное и уместное применение комментариев упрощает понимание программы, облегчает жизнь ее автору и программистам, работающим с уже готовым текстом.
Затем отлаживают программу без этого фрагмента. И после успешного завершения этапа отладки, удаляют символы начала и конца комментария, подключая фрагмент к работе.
Признак начала комментария < или (*
Признак конца комментария > или *)
Внутри комментариев можно использовать любые символы:
русские и латинские буквы;
Исключением является закрывающая фигурная скобка >, и последовательность символов *) – которое воспринимается как конец комментария, а текст после этих символов не воспринимается компилятором как комментарий.
(* определение корней квадратного уравнения *) – правильный комментарий.
< задание множества <1,3,5>– начальное значение > – неправильный комментарий, т.к. внутри его текста есть закрывающаяся фигурная скобка.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Основные понятия и операторы языка Паскаль
Видео: Информатика 8 класс: Ввод и вывод данных в языке ПаскальСкачать
Видео: Структура программы. Операторы ввода/выводаСкачать
Основные понятия и операторы языка Паскаль
Сайт: | Электронные курсы ТПУ |
Курс: | Информационные технологии 3 |
Книга: | Основные понятия и операторы языка Паскаль |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Четверг, 1 Апрель 2021, 19:44 |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».
Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.
Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.
К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.
В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ
Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:
Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:
Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.
Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.
Основные файлы пакета Турбо Паскаль:
Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.
После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.
В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.
Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.
Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.
1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль
Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).
Алфавит Паскаля составляют:
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.
Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:
Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.
Остаток от деления
До тех пор, пока не выполнится
Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.
1.1.1. Величины в Паскале
Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).
Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.
Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).
1.1.2. Структура программы
В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:
Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.
Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).
Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.
Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.
Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:
1.2. Типы данных
При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.
Представим типы данных в виде схемы:
В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.
Видео
Условный оператор в языке программирования Паскаль (8 класс)Скачать
Паскаль с Нуля. Оператор вывода. Урок 1Скачать