Поурочные разработки Разумовская 8 класс
ТЕМА: « Русский язык в семье славянских языков».
познакомить учащихся с курсом русского языка в 8 классе;
сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков;
продолжить формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный текст по заданной схеме.
ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения изученного.
ОБОРУДОВАНИЕ: опорные схемы, таблицы.
Знакомство с учебником, целями и задачами изучения русского языка в 8 классе.
Актуализация опорных знаний.
Записать под диктовку. Объяснить орфограммы. Чем являются выделенные слова?
Составить с любыми из записанных слов одно простое и одно сложное предложение, в предложениях подчеркнуть грамматические основы.
Приставать, оживление, громыхать, бесконечность, трястись, проникать, освещение,
трясущийся, извещать, встречать, сердечный, затемненный, раскачиваться, старинный.
Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
* Работа с упр. 1: чтение лингвистического текста, составление вопросов к тексту.
Вывод о родстве славянских языков. Подбор собственных примеров, доказывающих это родство.
Упр. № 2- анализ рисунка и комментарий к подобному изображению семьи славянских языков в виде ветвистого дерева.
Формирование знаний, умений и навыков
Все славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок к украинскому и белорусскому. Русский, украинец и белорус, говоря каждый на своем языке, свободно поймут друг друга, несмотря на некоторые различия в словах, звуках и грамматических формах.
Но и вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений. Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. Многие слова в различных славянских языках совпадают. Это слова представляющие наиболее древнюю часть славянской лексики. Эти слова до сих пор жизненно важны и наиболее часто употребляемы. Они обозначают родственные отношения. Части тела, названия частей суток.
Параграф № 1., упр. 4 ( 1 часть—письменно, по 2 части составить собственное речевое высказывание на заданную тему)
Записать словосочетания под диктовку. Объяснить орфограммы, имеющиеся в словах, обозначить морфему, в которой они находятся. Составить с любыми из записанных словосочетаний одно простое и одно сложное предложение, в в предложениях подчеркнуть грамматические основы.
Сиреневый туман, сильное землетрясение, извинился за опоздание, равнинная местность, сумрачный день, ледяной ветер, вымокли под дождем, удивительные цветы, праздничный салют, загорелые лица, преодолеет непроходимое болото, просвещает население, пробираются сквозь джунгли, любуешься зарей, умолять о помощи.
8 класс, 1 четверть.
ТЕМА: « Морфология и орфография. Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий».
ЦЕЛЬ УРОКА: * систематизировать изученное о морфологии и орфографии;
*формировать навык опознавания и образования полных и кратких страдательных причастий;
* закрепить навык правописания суффиксов с Н-НН.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал ( текст диагностической работы), опо рные схемы; таблицы.
Диагностический тест. ( материал распечатан для каждого учащегося)
ПРОВЕРКА Д/З. ( ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА).
Закрепление, обобщение знаний об отличиях прилагательных, причастий и наречий и трудных написаниях этих частей речи. Работа по теме урока.
Записать под диктовку, графически обозначить орфограмму, на которую подобраны слова. У слов с Н-НН указать часть речи. Свое мнение обосновать.
Серебряный иней, кожаная куртка, стеклянные дверцы, шерстяная одежда, туманные дали, бесчисленные вопросы, торжественная тишина, выкрашенный белой краской, кипяченая вода, полотняные скатерти, измученные долгим переходом, опутанный плющом, возмущенный человек, увенчанные терновым венцом, полуразрушенный плетень, поленница сложена аккуратно, ущелья погружены в сон, воспитана бабушкой, урожай убран, обращенный к морю, защищен от ветра, выражен резче, отделенные друг от друга.
УПР.—7. ( коллективная работа в тетрадях и на доске)
Повторить грамматические признаки прилагательных, причастий и наречий.
СПИШИТЕ, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор:
Какой частью речи являются слова с Н-НН? Когда в причастиях пишется НН? Н?
Алгоритм рассуждения Н-НН в разных частях речи.(см. в пособии)
УПР.№11. Как отличить наречие от краткого причастия?
УПР.№12. Сделать выводы о том, как различить наречия и краткие причастия? В чем различия в их написании?
Записать под диктовку предложение, сделать его синтаксический разбор, графически объяснить постановку знаков препинания и имеющиеся орфограммы, оба глагола и причастие разобрать по составу:
Под напором сильного ветра река, захваченная порывом ярости, вздувалась и пенилась.
Проверка и коррекция знаний учащихся.
Самостоятельная работа по вариантам. Списать слова, вставить пропущенные буквы, графически объяснить сделанный выбор( материал распечатан)
ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока.
8 класс 1 четверть.
ТЕМА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»
ЦЕЛЬ: * закрепить понимание и верное написание НЕ с существительными, прилагательными;
глаголами и глагольными формами;
совершенствовать орфографические навыки.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы; таблицы.
Какое орфографическое правило вспомнили, выполняя упражнение?
Какова синтаксическая роль причастий, использованных в тексте?
На доске составить словообразовательную цепочку выделенного слова
В долине большими клочьями пополз туман.
Найти и объяснить орфограммы. В каком из слов количество букв и звуков не совпадает? Как это определили?
Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний.
Работа по теме урока.
Дорожки в саду вызывали жалость своей неухоженностью и непривлекательностью.
Мое сердце не могло не сжаться от каких-то несказанно сладких чувств.
Они шли и пели, совсем не замечая ничего вокруг себя.
БЕСЕДА: Какой раздел науки о языке изучает части речи?
Сколько частей речи в русском языке?
На какие группы они делятся?
Чем отличаются друг от друга?
УПР.№16: дописать собственные примеры к каждой группе слов. Объяснить написание НЕ с этими словами и объяснить принцип группировки слов в упражнении.
Сделать выводы о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи.
Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. ( материал распечатан)
Назвать орфограмму, над которой работали при написании словосочетаний.
Найти среди записанных словосочетаний причастия и деепричастия.
Чем они отличаются друг от друга? Что между ними общего? Каковы их морфологические признаки?
Какую информацию нужно добавить, говоря о написании НЕ с рассмотренными частями речи?
недовыполнил план, недосолил суп, не добежал до финиша, недосмотрел за малышом.
—- Придумать и записать предложения, в которых (не)смотря на писалось бы по-разному. Объяснить, какой частью речи могут быть эти слова.
ПРОВЕРКА И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Самостоятельная проверочная работа. Списать (материал распечатан), раскрыть скобки, объяснить выбор написания.
8 класс 1 четверть.
8 класс, 1 четверть
ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».
ЦЕЛЬ УРОКА:* обобщить и систематизировать изученное о речи и ее разновидностях;
тексте, теме и основной мысли, стилях речи и средствах художественной выразительности;
формировать навыки составления высказывания на лингвистическую тему.
ТИП УРОКА: урок закрепления и комплексного применения знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (текст для комплексного анализа с вопросами), опорные схемы; таблицы, толковые и лингвистические словари.
Актуализация опорных знаний.
Работа с текстом. ( материал распечатан для каждого ученика)
Докажите, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения?
Укажите стиль текста. Определите его основную мысль.
Найдите в тексте многозначные слова. Докажите, что они многозначные.
Определите лексическое значение слова САЖЕН.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Выполните синтаксический разбор указанного (4) предложения.
Сделайте орфографический разбор слов СДЕЛАВ, ИСЧЕЗАЕТ.
Систематизация и обобщение изученного. Работа по теме урока.
Анализ схем—- стр. 202, 203.
Беседа по вопросам: Каково назначение языка? Чем речь отличается от языка? Как различается речь по характеру речевой деятельности? По форме использования языка? По условиям и задачам общения? Какие типы речи вы знаете? Чем они отличаются?
Прочитайте предложенные тексты, найдите среди них примеры монологической и диалогической речи.
Определите тип текста. С которым работали в начале урока. Свое мнение обоснуйте.
Самостоятельная работа со схемами на стр. 203-204.
Составьте собственное речевое высказывание о стилях речи. Используя материал рассмотренных схем.
Упр.—352 (устно) – чтение и анализ предложенных текстов, определение их стиля.
Закрепление знаний по теме. Творческая работа.
Составить и записать 4 мини-текста различных стилей ( художественного, официально-делового, публицистического и научного) на тему « Лес». Определите задачу речи для каждого текста. Чем различаются речевые ситуации?
Чтение и анализ созданных текстов.
5. Домашнее задание.
Напишите две миниатюры на заданную тему в публицистическом и художественном стилях. Тема: « Книга»
6. Подведение итогов урока.
8 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ
8 класс, 1 четверть
ТЕМА: « НЕ и НИ С МЕСТОИМЕНИЯМИ И НАРЕЧИЯМИ»
*закрепить навыки написания НЕ и НИ с местоимениями и наречиями;
* совершенствовать орфографические навыки.
ТИП УРОКА: j комбинированный урок.
Видео: Запомни правило под названием АУЕ | Русский язык ЕГЭСкачать
Видео: Вы уверены, что знаете учебник русского языка М. М. Разумовской?Скачать
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы, таблицы.
Проверка домашнего задания (устно)
Актуализация знаний по орфографии и морфологии.
Записать слова под диктовку, объяснить их написание. Какой частью речи являются слова с орфограммами? Какие грамматические признаки у наречия?
Врассыпную, беспрестанно, кое-где, действовать втихомолку, взад и вперед, по тихому берегу, смотреть издали, идти вслепую, глядя исподлобья, остаться втроем, изредка плескался, ходил взад и вперед, однажды поутру, встречаемся изредка, чернеть вдали, справа и слева, уничтожить начисто, сплошь изрыто, упасть навзничь, оттолкнуть прочь, чересчур шероховатый, говорить по-французски, по-видимому, попусту, невмоготу.
Закрепление и комплексное применение знаний. Работа по теме урока.
*Обобщение сведений о НЕ и НИ в местоимениях и наречиях.
Запись опорного конспекта.
НЕ— под ударением НЕКТО
НИ— без ударения НИКТО
Частицы НЕ и НИ пишутся раздельно—— есть предлог НЕ с КЕМ
Приставка НЕ (НИ) пишутся слитно——— нет предлога НЕЧЕМУ,
УПР. 20—- комментированное списывание.
На доске сделать морфемный разбор выделенных слов и морфологический разбор 3 местоимений разных разрядов.
РАСКРОЙТЕ СКОБКИ. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Объясните, в каком случае пишется НЕ, а в каком НИ (материал распечатан)
Спишите, раскрывая скобки. Сделайте вывод о написании НЕ с наречиями. ( материал распечатан)
ПРОВЕРКА И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ.
(Н..)кто не пробует глубины реки сразу двумя ногами.
Даже лучший сокол (н..)кого не поймает, если не дать взлететь ему.
Завистливый (н..) (о) ком хорошего слова не скажет.
(Н..)что не ранит так, как ранит стыд.
Просидевший всю жизнь дома (н..) (о) чем тебе не расскажет.
На прошедший дождь (н..)чего пенять.
Нет (н..)чего дороже доверия.
(Н..) (к) чему идти лесом, когда есть дорога, (н..) (к) чему идти пешком, когда есть лошадь.
(Н..) какое чудо не удивляет больше недели.
(Н..) какой лимон сладким не сделаешь.
Росы бояться (н..) чего, если в море заночевать пришлось.
7. Подведение итогов урока.
8 класс, 1 чет верть.
ТЕМА: « Употребление в тексте частицы НИ»
Цель урока: * закрепить знания об основных функциях употребления частицы НИ для усиления отрицания;
совершенствовать орфографические навыки.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.
Проверка домашнего задания. ( устно)
Актуализация опорных знаний. Орфографическая разминка.
Запишите предложение, объясните, в каком случае пишется НИ.
Кузнец Вакула вошел, н(1) говоря н(2) слова, н(3) снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе.
1) 1,3; 2) 2; 3) 2,4; 4) 1,2,3.
Обобщение и комплексное применение знаний. Работа по теме урока.
УПР. №21.Объясните функцию частицы НИ в этих стихотворных отрывках.
Схема употребления в речи частицы НИ.
1.НИ в роли повторяющегося союза: НИ звезды, ни столба верстового, ни пня за полночным окном не видно.
НИ в устойчивых сочетаниях:
Как НИ в чем НЕ бывало.
Во что бы то НИ стало.
Что (кто, какой) бы то НИ было.
В предложениях с отрицательным сказуемым для усиления отрицания:
В придаточных уступительных с усилительным значением.
1. Шли по каким-то непонятным приметам и ни разу не сбились с дороги.
2. Как быстро темнеет! Не видно ни зги.
3. Куда ни посмотрю, всюду море.
4. Ни один Минин в урочный час являлся на Руси и спасал её единым могучим взмахом души.
5. Ни вздоха мне в ответ и ни полслова.
6. Вокруг эскадры, куда ни глянь, было пусто: ни острова, ни одного чужого судна.
7. Ни одного огонька не увидели путники, и нигде на них не залаяли сторожевые псы.
УПР. №22. Объяснить написание НЕ и НИ в предложенных текстах. Выписать по два причастия и деепричастия, определить их морфологические признаки и разобрать их по составу.
Напишите небольшой текст на произвольную тему, употребив в нем НИ в различных конструкциях.
Этап проверки и коррекции знаний по теме.
Проверочная работа (тест)
Упр.№25; вспомнить, когда употребляется дефис в написании слов различных частей речи.
Подведение итогов урока.
8 класс, 1 четверть.
ЦЕЛЬ УРОКА: *закрепить навыки употребления дефиса в различных частях речи;
совершенствовать орфографические навыки.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы; таблицы.
Проверка домашнего задания ( устно)
Связный рассказ об употреблении дефиса в различных частях речи. Привести собственные примеры на каждый случай употребления тире.
3. Актуализация опорных знаний по орфографии.
ЗСП-1. определить, на какие правила орфографии приведены примеры в задании; записать слова, раскрыть скобки и обосновать свой выбор графически.
4.Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний. Работа по теме урока.
* УПР № 27. Объяснить употребление дефиса.
* Инд. Задание 1: На доске выполнить морфемный разбор трех глаголов прошедшего времени и двух деепричастий.
Инд. задание 2: Объяснить написание слов с орфограммой в корне. Записать их на доске.
УПР, № 28. Комментированное письмо.
Запишите под диктовку, объясните написание сложных существительных.
Велокросс, юго-запад, в штаб-квартире, норд-ост, автопробег, завод-автомат, унтер-офицер, экс-чемпион, стереокино, жар-птица, расположен на северо-востоке, учится в школе-интернате, отдалённый микрорайон, сорвал стоп-кран, неумелый радиолюбитель, открывшееся кафе-кондитерское, перестройка метеослужбы, отложенная аэрофотосъёмка, плетёное кресло-качалка, говорить по-французски, пригласить по-дружески, быть по-прежнему, во-первых, в-четвертых, где-нибудь, мало-помалу, долго-долго.
Домашнее задание. Подобрать сои примеры на это правило.
ЗСП-1. Подготовиться к написанию своих примеров по памяти.
Подведение итогов урока.
8 класс, 1 четверть
ТЕМА: « Написание наречий и омонимичных с ними частей речи»
ЦЕЛЬ УРОКА: * закрепить навыки правописания на основе разграничения их лексического и грамматического значения и морфемного состава,
совершенствовать орфографические навыки.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы; таблицы.
Актуализация опорных знаний по орфографии.
Записать под диктовку предложение, объяснить все имеющиеся в нём орфограммы и пунктограммы. В предложении графически обозначить члены предложения.
Я не спеша подъехал к невысокому особняку, прячущемуся в тени раскидистых деревьев.
Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний. Работа по теме урока.
УПР.№30. Как называются записанные пары слов? Записать с ними предложения. Указать, какой частью речи являются эти слова.
Выводы о правописании омонимичных частей речи( записать на доске и в грамматическую тетрадь)
Различай наречия, существительные, прилагательные
определить, есть ли зависимое слово
( Наречие не имеет при себе зависимых слов, существительное имеет при себе зависимые слова- другое существительное или другое прилагательное)
Виднелся ВДАЛИ—виднелся В ДАЛИ ПОЛЯ
Нырнул ВГЛУБЬ—нырнуть В ГЛУБЬ реки
СНАЧАЛА подумай, потом ответь—С НАЧАЛА зимы снега ещё не было
Тратить ВПУСТУЮ—вошел В ПУСТУЮ комнату.
Составить и записать словосочетания со словами:
Проверка и коррекция знаний.
Самостоятельная проверочная работа (материал распечатан).
6 Д/З Готовиться к контрольной работе. Выполнить морфемный разбор слов: медвежий, синий, лисий, лисьего. Какой частью слова явл –ий? Свой ответ обоснуйте.
8 класс, 1 четверть
ТЕМА: « Р.р. Контрольное изложение».
ЦЕЛЬ: проверить умения учащихся сохранять при пересказе стиль текста, его структуру, тему и основную мысль.
ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся.
Написание изложения « Близняшки» по В. Пескову.( с. 55. УМК Е.А. Владавская).
Передайте содержание текста подробно или сжато.
Ответьте письменно на вопрос: « Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?»
Подведение итогов урока.
8 класс. 1 четверть
ТЕМА: « Контрольный диктант».
ЦЕЛЬ: определить уровень овладения орфографическими знаниями по темам, изученным в 7 классе.
ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся.
Проверка и коррекция практических умений и навыков учащихся.
Видео: Развитие УУД на уроках русского языка средствами УМК «Русский язык» под редакцией М. М. РазумовскойСкачать
Видео: ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnlineСкачать
Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами.
Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки выходил древний старик, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.
Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное.
Старик сидел неподвижно. Коричневые сухие руки в ужасных морщинах лежали на коленях. Лицо тоже морщинистое, глаза тусклые.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. Чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. Между рекой и горами тихо угасал красноватый сумрак. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго и тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
В долине большими клочьями пополз туман. В недалеком лесочке робко вскрикнула какая-то ночная птица. « Хорошо»,— негромко проговорил старик.
(150 слов) ( По В. М. Шукшину)
Подчеркните в тексте слова с орфограммами в корне.
Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения, обозначьте в нем части речи.
В этом же предложении обозначьте окончания слов. Какое слово не имеет окончания? Почему?
Тема урока : Словосочетание.
Тип урока : Урок изучения нового материла.
Цели урока : Научить вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять разбор словосочетаний.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
3. Знакомство с новой темой.
4. Выполнение упражнений.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
2. Беседа учителя с учениками.
Учитель : На прошлом занятии Вы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация.
Проверка усвоения изученного материала.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете? (было домашним заданием)
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
3. Знакомство с новой темой.
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Перед вами словосочетания.
Чистая вода, стройная береза, тихая река, зеленая трава, желтые листья, голубое небо.
Учитель : Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета (слав.) – два. Словосочетание всегда состоит из двух частей.
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Словосочетанием не являются:
Сочетание подлежащего и сказуемого.
Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Учитель : Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
Учитель Словосочетание типа “ существительное + прилагательное ” могут быть в речи средством выразительности, когда прилагательное не только сообщает определённые сведения о предмете, нужные для понимания смысла ( высокая ива ), но и ярко, образно рисует предмет, передаёт отношение автора к нему (печальная ива). Вы уже знаете, что такое средство выразительности языка называется э п и т е т о м : Чудный месяц горит над рекой. (Н. Рубцов)
4. Выполнение упражнений.
Упр. № 390 Составьте словосочетания, составьте связный текст.
Упр. № 392 Подумайте, какие словосочетания нельзя употребить в речи? Почему?
Упр. № 400 Определите тип речи каждого текста. В каком тексте говориться о признаках предмета, а в каком – о его действиях?
На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна. (С. Есенин).
Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания.
Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Дайте устный связный ответ на вопросы
1.В каком разделе науки изучается словосочетания?
2.Дайте определение термину словосочетание.
3.Из каких частей состоит словосочетание?
4.Что не является словосочетанием?
Ученики: Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Ученики: Словосочетаниями не являются
1) сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа).
2) однородные члены предложения.
6. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Словосочетания».
Тема урока : Главные члены предложения.
Тип урока : Урок систематизации знаний, умений, навыков.
Цели урока : Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении; определять способ выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
4. Выполнение упражнений.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Учитель : Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говориться в предложении. Подлежащим может быть слово или группа слов, отвечающих на вопросы кто? что? и связанных со сказуемым по смыслу и грамматически. Например: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (С. Есенин).
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? Может быть выражено глаголом (чаще всего), существительным, прилагательным.
Например: Птицы (что делают?) улетают в тёплые края. Воздух (какой?) свежий.
3. Формулирование темы урока.
В зелёной траве, похожей на шёлк, в кустах жёлтой акации и дикого крыжовника заливались цикады.
Выделите в предложении подлежащее, поставьте к нему вопрос.
Что обозначает подлежащее в предложении?
Чем выражено подлежащее?
Найдите сказуемое. Поставьте к нему вопрос.
Что обозначает сказуемое?
Какой частью речи выражено?
4. Выполнение упражнений.
После актуализации знаний, усвоенных в предыдущих классах, школьники переходят к выполнению упражнений с целью закрепления знаний и дальнейшего формирования умений. С помощью проектора учитель выводит на доску задания для учеников.
Вспомните! Расскажите устно, какие члены предложения называются главными членами предложения? Приведите примеры. (с.154)
Упр. № 424 Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Упр. № 428 Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите в тексте главные члены предложения.
Рефлексия. Дайте связный развёрнутый ответ:
1) Подлежащее – это ….. (Пример).
2) Сказуемое – это ….. (Пример).
3) Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными (с.154-155).
Посмотрите на схему, сформулируйте задание.
Смородина – ягода.
Мы знаем. + втор. чл. пр. = Т
Ягода вкусна и полезна.
(Составить текст, добавив второстепенные члены предложения).
Утро имя прилагательное, имя прилагательное. Т
Воздух краткое прилагательное и краткое прилагательное. Зимнее
Деревья глагол.
Зима – существительное.
Составить текст «Зимнее утро», учитывая схемы и то, чем выражено сказуемое.
5. Подведение итогов урока.
Какой раздел лингвистики изучаем?
Что изучает синтаксис?
Видео: Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.Скачать
Видео: Мотивационное начало урокаСкачать
Над какой темой синтаксиса работаем?
Что называется предложением?
6. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Главные члены предложение».
Тема урока : Второстепенные члены предложения.
Тип урока : Комбинированный урок.
Цели урока : Научить находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы к ним, определять роль второстепенных членов в предложении.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
3. Выполнение упражнений.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Вспомните! Расскажите устно, чем отличаются словосочетания от сочетания подлежащего + сказуемого? Приведите примеры.
Упр. № 444 Рассмотрите схему. Определите главные и второстепенные члены предложения.
3. Выполнение упражнений.
Упражнение 1. В предложенном тексте обозначьте дополнения, определите и надпишите, чем они выражены.
Мороз отпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки, снежная ветка на березе и даже паутинка в сарае запушились.
Упражнение 2. Попробуйте воссоздать текст. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.
… солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник развевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.
Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.
Какие члены предложения вы использовали для восстановления деформированного текста?
Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.
(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Тема урока : Однородные члены предложения.
Обобщающее слово пред однородными членами.
Тип урока : Комбинированный урок.
Цели урока : Научить опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
3. Выполнение упражнений.
4. Творческая работа.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Вспомните! Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? В чём особенность интонации предложений с однородными членами? Устно ответьте на вопросы.
Упр. № 469 Прочитайте выразительно текст. Почему необходимо при чтении соблюдать перечислительную интонацию?
Составьте по схеме предложения, запишите в тетрадь (с.170).
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
3. Выполнение упражнений.
Прочитайте правило: При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова (с. 174).
Упр. № 483, № 487 Составьте схемы к предложениям.
Учимся говорить на лингвистическую тему!
Какие члены предложения называются однородными?
С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? (с союзами / без)
Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами?
Прочитать слова и найти «Четвертое лишнее» слово в каждой группе.
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года.
Давайте составим и запишем из слов 1 ряда предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, липы, берёзы.
— Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
( Какой ставить знак после обобщающего слова)
— Задание было одно? Да
— А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)
— Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?
После ответов детей уточняет цель урока.
Прочитайте правило на стр.174
« При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова »
Спишите предложения, добавляя однородные члены. Составьте схемы предложений.
1.Найду в предложении однородные члены.
2.Определю, есть ли обобщающее слово.
3.Выберу нужный знак препинания.
4. Подчеркну однородные члены и обобщающее слово.
Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –
2).Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша, абрикос, вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
Найди «лишнее» слово:
Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
П одберите синонимы к выделенным словам : крошечные, ослепительно
4. Творческая работа.
1. По картинам ( на выбор)
Натюрморт- ( фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов.
2. школьные принадлежности
3. фруктовые деревья, яблони, груши, сливы,
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Тема урока : Обращение.
Тип урока : Комбинированный урок.
Цели урока : Научить находить в предложении обращение; употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. Уметь работать с электронной презентацией на доске.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
3. Выполнение упражнений.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Обращение и его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
— Что все называют обращением?
— Какие бывают обращения?
— Как выделяют обращение?
— Как обратиться, какими словами, что сказать.
Обращение – это слово или сочетание слов, в обращении называют того, к кому обращаются, обращение произносится с особой – звательной интонацией. При обращении наблюдается особая интонация: на слове обращении голос повышается, а после обращения должна быть пауза. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
Различают распространённые и нераспространённые обращения.
Обращение не является членом предложения, выделяется запятыми:
Желаем вам, дорогие ребята , успехов в учёбе!
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)
Чем обращение отличается от подлежащего?
При обращении наблюдается особая интонация.
Когда обращение произносится с восклицательной интонацией? Звательной интонацией?
3. Выполнение упражнений.
Упр. № 494 Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения.
Упр. № 495 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащим, а в другом случае – обращением. Родина, Москва, ива-ивушка, берёзонька, товарищ, Ветер, Месяц.
Чем же отличается подлежащее от обращения? (У них разные значения.)
Видео: Урок русского языка, Панарина А. А., 2019Скачать
Видео: 1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцевСкачать
Дениска, ты можешь выступить в концерте?
Дениска не хотел выступать в концерте.
Мама не знала, что я умею громко петь.
Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
Ты что про меня пишешь, Карнаухова?
Брюквин постоянно мешал Карнауховой.
Подлежащее статично, завершено, одноэтапно, в то время, как в обращении присутствует некая диалогичность (мы всегда обращаемся к кому-то, значит, мы надеемся получить ответ).
— Прочитайте предложения, чем они похожи?
— Выпишите только обращения
Свети нам, солнышко, свети.
Сергей Сергеевич, разрешите мне завтра поехать с вами.
Чем вы, гости, торг ведѐте?
Здравствуйте, дорогой Иван Федорович!
— Определите, какую позицию в предложении может занимать обращение?
— Как оформляется обращение на письме?
Найдите предложения с обращением, расставлять знаки препинания:
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Муравьи – санитары леса.
Ребята идут на речку купаться.
Ребята пойдем на речку купаться.
Сладко спит моя красавица.
Сладко спи моя красавица.
Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.
Над степью Алтая высокие звезды сверкают.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Обращение».
Тема урока : Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение.
Тип урока : Урок развития речи.
Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
3. Выполнение упражнений.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Учитель : Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Мы живём в этом мире, познаём его, говорим о нём. Разнообразные предметы живой и неживой природы (кто это? Что это?), их свойства и признаки (какие они?). Нам интересно знать, что с ними происходит (что они делают?) и по какой причине (почему они такие? Почему это произошло?). Всё это составляет содержание наших высказываний.
3. Выполнение упражнений.
Читаем, наблюдаем, делаем вывод! (с.195)
Работа с учебником, электронной презентацией на доске.
Упр. № 547 Сравните высказывания. В каком из них говориться о признаках, в каком – о действиях, в каком – о причине?
Упр. № 552 Работа с лексикой. Создаём текст определённого типа речи.
Учимся говорить на лингвистическую тему!
Употребление вводных слов, союзов. Упр. № 553
Как изменяется текст?
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
В тексте говорится о последовательных действиях, содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях, к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?», значит, это тип речи повествование
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
Тема текста – случай с собакой.
Основная мысль – собачья преданность.
Связь предложений в тексте – цепная.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?
Что на них будет изображено?
Электронная презентация. Рассказ по картинкам.
Перед нами тип речи повествование
Анализ текста типа описание.
Анализ текста типа рассуждение.
Закрепление изученного материала.
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
О чем пойдет речь в продолжении текста?
Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. (По И. Соколову-Микитову)
Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …
Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
В детские годы складывается характер человека.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение, используя разные типы речи. Какие типы речи ты использовал? Почему в тексте могут сочетаться разные типы речи? Поясни.
Яблоко от яблони недалеко падает.
У страха глаза велики.
Тише едешь — дальше будешь.
Хорошо там, где нас нет.
Старый друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Тема урока : Строение текста типа рассуждения-доказательства.
Тип урока : Урок развития речи.
Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
4. Выполнение упражнений.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Составь схему рассуждения-доказательства по образцу:
Расскажи своими словами то, что у тебя получилось:
Герои сказок помогали Ивану-царевичу, потому что он был добрый: пощадил медведя, селезня, зайца, пожалел и отпустил в море щуку.
3. Формулирование темы урока.
Учитель : Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод. В научно-деловой речи мы обычно используем полное рассуждение, части которого связаны союзами. В разговорной и художественной речи преобладают сокращения, могут отсутствовать примеры, вводные слова, союзы, вывод (с. 206).
4. Выполнение упражнений.
Упр. № 573. Выдели в тексте: тезис, примеры (аргументы), вывод.
Упр. № 578 Работа с текстом. Работа с языковыми средствами.
-Но вначале вспомним характеристики уже изученных типов речи
Работа со словарём. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради:
1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;
— Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное).
-В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи рассуждение? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.)
-Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину)
-Как строится текст-рассуждение?
Работа с текстом. Приложение 2. Прием «Выделение ключевых слов»
Выразительно прочитайте текст. Этот текст представляет собой рассуждение.
Найдите вступление (первое предложение).
Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать.
Найдите два доказательства – обоснования этого тезиса. Все два доказательства отвечают на вопрос: почему именно их называют волшебными?
Найдите вывод из рассуждения.
-Что помог нам понять этот небольшой текст (помог нам понять, как строится рассуждение)
Если вы хотите в чем-то убедить своего собеседника, то ваша речь должна быть построена в форме рассуждения.
Видео: Для тех кто идёт в 5-6 класс🌿 #shorts #школа #туториал #математика #урокСкачать
Видео: Открытый урок Буренечевой С. Н. русский язык, 22 школаСкачать
-Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете?
Составим Словарь новых слов.
Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – то, что следует из сказанного выше.
Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать вводные слова.
Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…
В выводе логично использовать слова –
Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…
Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре :
Ключевые слова : заголовок, тезис, текст, абзац, алгоритм, конспект, цитата, пример, план, таблица, график, аргумент, этногенез, вывод, концепция, стиль речи, микротема.
Контроль первичных знаний
Подготовьте устное высказывание по теме.
Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
К книжным стилям относятся: научный, официально – деловой, разговорный, публицистический.
Мы сообщаем научные сведения в тексте художественного стиля.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Идея – это то, ради чего создаётся текст.
В описании говорится о последовательных действиях.
В рассуждении говорится о причинах свойств и явлений.
В повествовании говорится об одновременных признаках.
Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью
По количеству абзацев нельзя определить количество микротем.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Типы речи».
Тема урока : Строение текста типа повествования.
Тип урока : Урок развития речи.
Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
4. Выполнение упражнений.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Учитель : В повествовании говориться о следующих друг за другом действиях. Сообщение о сменяющихся действиях является «новым» в предложениях такого текста, то есть той главной информацией, ради которой строится текст.
Композиционное построение текста:
Сначала затем потом в итоге.
Работа с электронной презентацией.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Это развитие событий во времени.
3. Формулирование темы урока.
Работа со словарём.
Повествование – это речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, рассказывание, повесть (Словарь русских синонимов).
Повествование – это часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия (Толковый словарь Ушакова).
В повествовании говориться о следующих друг за другом действиях (с. 240).
4. Выполнение упражнений.
Работа с текстом. Прочитайте и озаглавьте текст.
С утра на завтрак мама решила приготовить нам геркулесовую кашу. Она налила в кастрюлю три стакана молока. Когда молоко закипело, всыпала стакан геркулесовых хлопьев и довела до кипения. Затем добавила соль и сахар. Мама варила 15 минут постоянно помешивая. Потом добавила сливочное масло. Всё, каша готова.
-Как озаглавили текст ? (н-р, «Мама варит кашу»)
— Сформулируйте основную мысль. (Как правильно варить геркулесовую кашу)
— А почему каша так называется ? (В честь древнегреческого героя Геркулеса (Геракла)
— А что вы о нем знаете ?( был очень сильным, смелым, хитрым и отважным)
— Определите тип речи (повествование)
— Докажите ( Рассказывает о том, как нужно варить кашу, можно сделать несколько снимков фотоаппаратом, передает последовательность действий)
— С помощью слов какой части речи передается действие? (глаголы)
— Назовите их (решила приготовить, налила, закипело, всыпала, довела, затем добавила, варила, добавила, положила)
— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (3 части)
Мама решила приготовить
— То есть в тексте есть Начало, развитие действия и конец (вступление, основная часть, заключение)
П овествование передает последовательность действий и событий
Д ействие передается с помощью глаголов
П овествование состоит из 3-х частей (вступление, осн. Ч асть, вывод)
Овсяная каша очень полезна
Работа с электронной презентацией.
Устно рассказать по изображениям на слайдах последовательность событий.
Подготовит устное сообщение на тему: «Строение текста типа повествования» (с. 240, с. 242, с.244).
5. Подведение итогов урока.
Учитель : Чтобы подчеркнуть последовательность действий, в повествовании используют слова и выражения, обозначающие время ( затем, потом, после этого, немного погодя, позднее, дальше, тут, тогда, наконец ), и глаголы совершенного вида.
Оцените свою работу на уроке с учетом критериев
У мение использовать языковые средства.
П равильность монологической речи.
6. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: « Строение текста типа повествования ». Выступить перед классом.
Тема урока : Строение текста типа описания предмета. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.
Тип урока : Урок развития речи.
Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.
1. Организационный момент.
2.Беседа учителя с учениками.
3. Работа с эл. презентацией.
4. Выполнение упражнений.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Учитель : Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Как это происходит? Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. Точно так же развивается и мысль. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперёд в развитии мысли – сообщаем новое.
– Какие стили речи вы знаете?
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
3. Работа с эл. презентацией.
В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке.
Сообщение о признаках является « новым », основной информацией. В « данном » же называется сам предмет или его части. (Слайд 4).
«Данное» (кто? что?) – предмет → «Новое» (какой?) – признаки.
Работа с учебником.
4. Выполнение упражнений.
Упр. № 759. Определи тип и стиль речи. Попытайся сделать вывод об особенностях художественного и научного описания предмета. Какие языковые средства используются для выражения признаков предмета?
Ответь на вопросы. Подготовь устное развёрнутое высказывание по теме: «Тип речи описание предмета».
1) Что такое описание? На какой вопрос отвечает текст описания?
2) Как строится описание?
3) Какие части речи преобладают в описании? Какие художественные средства используются?
4) Где используется описание? В тексте какого стиля используется описание?
Учитель : мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру. Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами.
Упр. № 751
Зима … 2) Небо … 3) Ручеёк … 4) Солнце … 5) Малыш …
Наблюдение.
1) проведите наблюдение: в чём особенность построения предложений в тексте типа описания предмета.
Особенности.
В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же называется сам предмет или его части.
2) В научном стиле описание предмета бывает предельно полным.
Учитель : В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие образ.
Сравните два текста и определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
Учитель : В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: « Строение текста типа описания ». Выступить перед классом.