Реализация апеллятивной функции языка
Наряду с функциями языка существуют и функции речи. Роман Осипович Якобсон (1896-1982), русский и американский лингвист (это о нем писал Маяковский в стихотворении о Нетте, пароходе и человеке: …«напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча…») предложил схему, где описаны факторы (компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции языка.
Примером акта коммуникации может служить начало романа в стихах «Евгений Онегин», если лектор его декламирует студентам: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…».
Отправитель: Пушкин, Онегин, лектор.
Получатель: читатель, студенты.
Сообщение: размер стиха (четырехстопный ямб).
Контекст: сообщение о болезни.
1 Коммуникативная (референтивная) функция
Соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.
2 Экспрессивная (эмотивная) функция
К.С. Станиславский, великий русский режиссер, при обучении актеров просил их передавать до 40 сообщений, произнося только одну фразу, например, «Сегодня вечером», «Пожар» и т.д. с тем, чтобы аудитория могла догадаться о какой ситуации идет речь.
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда пятеро мастеровых содержательно поговорили, произнеся поочередно с разной интонацией одну и ту же нецензурную фразу.
Эта функция заметна в анекдоте, где отец жалуется на невежливость сына в письме: «Мол, написал: «Папа, вышли денег.» Нет, чтобы «Папа, вышли денег» (с просительной интонацией)».
Адресант и отправитель не всегда могут совпадать. Например, у индейского племени чинуков слова вождя перед народом повторяет специально выделенный служитель.
3 Поэтическая (эстетическая) функция
Подобные стихи писали К. Бальмонт, В. Хлебников, О. Мандельштам, Б. Пастернак и многие другие поэты. Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное или безобразное.
Долохов в романе «Война и мир» с явным удовольствием произносит слово «наповал» об убитом не потому, что он садист, а просто ему нравится форма слова.
У Чехова в рассказе «Мужики» Ольга читала Евангелие, и многого не понимала, но святые слова трогали ее до слез, а слова «аще» и «дондеже» она произносила со сладким замиранием сердца.
4 Апеллятивная (директивная) функция
Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например в молитве на церковнославянском: «Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь.»
5 Фатическая функция (контактоустанавливающая)
В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации.
«Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно.
С уважением, Ваш мистер Пампкин.»
Часто, когда мы не знаем, о чЕм говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать. Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»
Все эти фразы легко предсказуемы, но их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность.
Наименее болтливы в этом отношении индейцы чинуки. Индеец мог прийти в дом к другу, посидеть там и уйти без единого слова. Уже сам факт, что он потрудился прийти, был достаточным элементом общения. Не обязательно беседовать, если нет нужды что-либо сообщать. Налицо отсутствие фатического общения.
6 Метаязыковая функция
Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений («Вы понимаете, что я имею в виду?», «Что вы хотите сказать?»). Метаязыковую функцию выражают, например, вводные клише: «так сказать», «как говорят хиппи». Кавычки тоже отражают эту функцию. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.
Экспрессивная, апелляционная, репрезентативная функции речи
Выразительный аспект коммуникативной функции находит отражение в экспрессивной функции речи. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает.
Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С. Л. Рубинштейн [19], определял как эмотивную (по-другому экспрессивная) функцию речи.
Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы», раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания.
Видео: Функции языкаСкачать
Видео: Сущность языка и его функции | Введение в языкознание | УмскулСкачать
Выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание. Благодаря экспрессивной функции, в речи проявляются эмоции нравственные, интеллектуальные и эстетические. Эмоции характеризуются: интенсивностью, устойчивостью, модальностью (например, радость, печаль, удивление, гнев).
Данная функция речи принадлежит к генетически первичным функциям и проявляется до овладения человека языком: «Эта функция появляется уже у новорожденного ребенка в его первом крике, в котором с помощью аппаратурного анализа была зафиксирована интонация недовольства и протеста» [18]. Следовательно, экспрессивная функция речи может быть реализована до овладения языком и вне сознательной деятельности.
«Большую роль в регулировании экспрессивной функции играют самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, речью. … Крайности в проявлении экспрессивной функции обычно не соответствуют социальным нормам» [18]. Это свидетельствует о том, что экспрессивная функция речи не служит одним только целям общения, напротив, в целях общения люди иногда могут ограничивать проявления данной функции речи.
Вероятно, перечисленные факты говорят в пользу того, что экспрессивная функция речи играет свою собственную важную роль, которая может быть не связана ни с общением, ни с деятельностью когнитивных процессов, что и позволяет рассматривать данную функцию отдельно от коммуникативной.
Так, например, Ю. М. Маслов определяет апеллятивную функцию следующим образом: «. служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям» [16].
Р. О. Якобсон пишет о том, что апеллятивная функция соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов, а также звательным падежом [22].
К.Бринкер, в свою очередь, отмечает, что апеллятивная функция выполняется не только императивом глагола, но и формами обращения; она основана на том, что «получатель» доступен отправителю в качестве адресата, и это вызывает необходимость в учете отправителем фоновых знаний своего адресата [1].
В каждом из определений апеллятивной функции указывается на реализацию с ее помощью воздействия адресанта (отпровителя) на адресата (получателя) с целью побуждения его к совершению действия: речевого или посткоммуникативного. Поэтому, апеллятивную функцию трудно отделить от контактоустанавливающей.
Многие исследователи рассматривают репрезентативную (номинативную) функцию как основную функцию языка, так как, речью пользуются прежде всего для наименования, для обозначения. Языку свойственно обозначать не только отдельные предметы и действия но и систему событий и явлений. Пример из русско-народного творчества: «Стоит терем теремок, он не низок, не высок, вот, мышка бежит. Спрашивает…»
При этом характер номинации в речевой деятельности зависит от очень многих факторов: от формы и целей неречевой деятельности; ситуации, в которой происходит неречевая и речевая деятельность, от коммуникативной установки, характера взаимодействия говорящего со слушающим, объема и глубины их знаний, от контекста, в который входит та или иная языковая единица.
В зависимости от контекста относительно одного человека можно сказать: «сын», в другом – «брат», в третьем – «студент», в четвертом – «парень, который. ».
Рассмотренные выше функции языка и речи в речевой деятельности нередко совмещаются и одна от другой чаще всего неотделимы. Действительно, пользуясь речью, человек всегда что-то репрезентирует (называет, представляет, обозначает), коммуницирует, выражает и сообщает какую-либо мысль, реализуя при этом рациональные и эмоциональные компоненты деятельности. Правда, в одних случаях может преобладать коммуникативная функция, в других интеллектуальная, в третьих экспресивная.
Например, соседи обмениваются последними новостями своего двора, в этом случае ведущую роль занимает коммуникативная функция. Школьник на уроке русского языка ведет разбор по составу слова, используя метаязыковую функцию. Садовник увидел, что принялось его по осени посаженное дерево: «Свершилось, распустилось!». Тут явно показывает себя экспресивная функция. Что касается общей номинативной (репрезентативной) функции, то она в «равноправном» состоянии присутствует в любом акте речи.
Примеры наиболее важных функций апелляции
апелляционная функция это функция языка, которая характеризуется тем, что отправитель ожидает прямой и немедленной реакции от получателя. То есть говорящий использует глагол, который требует немедленной реакции слушателя.
Это включает в себя предложения, которые являются прямыми приказами, вопросами и предложениями.
Они также характеризуются использованием слов и слов, чтобы вызвать или привлечь внимание получателя..
Есть три типа предложений, функция которых апеллятивна. Во-первых, выделяется императивная форма, которая дает прямой заказ получателю..
Примеры апелляционной функции
Императивная форма
-Купи мне два килограмма риса.
-Ты не пойдешь на вечеринку.
-Не отвечайте на этот адрес электронной почты.
-Внимательно прочитайте вопросы.
-Откройте свой блокнот!
-Посмотрите на изображения и найдите пять отличий.
-Камила, убери свою комнату уже!
-Выключите свет перед уходом.
-Эвакуировать класс в порядке.
-Проголосуй за Пепито.
-Руки вверх, это грабеж!
-Проголосуй за меня!
-Используйте отделение 1 для отбеливателя.
-Удар в течение 5 минут на максимальной скорости.
-Откройте свой блокнот!
-Запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним до 18 лет.
Видео: Введение в языкознание. Лекция 2. Функции языкаСкачать
Видео: Функции языка в современном миреСкачать
-Не курить, курение серьезно вредит здоровью.
-Хуанито, вымой руки и приходи есть.
-Верни мне то, что ты поймал меня.
-Закройте тетради, давайте проведем сюрприз.
-Выключи телевизор и начни делать уроки.
Вопросительная форма
-Не могли бы вы принести мне чашку кофе??
-В этой банке есть вода??
-Подскажите пожалуйста время?
-Вы закончили задание?
-Можете ли вы достать мне контейнер, пожалуйста?
-Что вы ждете, чтобы начать?
-Ты сделал домашнее задание?
-Какая температура делает?
-Почему вы не открываете дверь?
-Здесь есть кто-нибудь?
-Можете ли вы помочь мне, пожалуйста?
Форма предложения
-Папа, что если мы пойдем в кино?
-Мистер Перес, я был бы признателен, если бы вы сделали мне отчет.
-Если хочешь, можешь сесть.
-Прошу выключить мобильные телефоны.
-Воспользуйтесь нашими отличными скидками.
-Я предлагаю вам закрыть дверь.
-Было бы здорово, если бы вы помогли мне открыть дверь.
-Если можешь, позвони официанту.
-Говори ниже, чем спящие люди.
-Возьми два и заплати один.
-Сэр, я был бы признателен, если бы вы не оставили свой зонтик там.
-Не упустите эту уникальную возможность.
-Вы можете отправить свое резюме с указанием предполагаемого вознаграждения.
-Дети, не делайте так много шума.
-Я был бы рад, если бы вы помогли мне с уборкой.
-Я был бы рад, если бы вы подали мне апельсиновую соду.
-Хранить вдали от детей.
-Купите два отличных продукта по специальной цене.
Видео: Речевой этикет и его функции. Русский язык, 11 классСкачать
Видео: Языкознание простым языком. Функции языка и речиСкачать
Происхождение языка (глоттогенез)
Функции языка
Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.
Коммуникативная функция проявляется в назначении языка служить орудием, средством при передаче информации, обмене мыслями и сообщении о переживаемых эмоциях. Конечно, наряду с вербальным языком (словесным), мы используем и средства невербального общения (жесты, мимику, позы), которые дополняют звуковую речь, выражая чувство или побуждая к действию. Однако они не могут выразить расчлененных понятий и связных мыслей.
Когнитивная (мыслеобразующая, гносеологическая, познавательная) функция – быть средством получения новых знаний о действительности, эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли
Базовые функции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей, в функции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других.
Эмотивная функция проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия!
Метаязыковая функция обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: Слог – это минимальная произносимая единица.
Апеллятивная функция наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста.
Контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго.
Эстетическая функция проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя.
Функция хранения и передачи национального опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологических оборотах типа кафтан,тяжела шапка Мономаха.
В речи частные функции могут совмещаться.
Язык и мышление
Проблема «язык и мышление» — одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному: представители логического направления, например, отождествляли эти понятия; сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос по-другому, обосновывая главенство то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению; представители американского структурализма полагали, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились в том, что связь между языком и мышлением существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Последние работы в области психологии и психолингвистики доказали, однако, что мышление может осуществляться не только с помощью языка, но и без слов, с помощью лишь наглядно-чувственных образов (ср. наглядно-образное мышление композитора, скульптора, художника или мышление животных, позволяющее им правильно ориентироваться в пространстве). Но наличие этих несловесных форм мышления не опровергает, как представляется, языковую концепцию мышления, так как предметно-чувственные образы мышления выполняют по сути ту же функцию, что и язык.
В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным: развитие письменности, например, усиливало воздействие языка на мышление, расширялись и сами возможности языка как средства оформления мысли. Однако и развитие мышления оказывало воздействие на язык, расширяя значения слов, способствуя увеличению лексического и фразеологического состава языка.
Язык и речь
Как свидетельствует история языкознания, понятия язык и речь часто не различались: либо язык сводился к речевой деятельности индивидуума, либо речь и ее влияние на язык полностью игнорировалась. Между тем язык и речь, образуя единый феномен человеческого языка, не тождественны друг другу.
Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:
2) язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
3) язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивидуальна, она отражает лишь опыт индивидуума;
6) язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет (ср. есенинские стихи: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).
Термин «язык» обозначает и строение языка, и литературную норму, и индивидуальную речь, например язык Пушкина. И это в известном смысле правильно, так как язык — сложное явление, и нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления. Противопоставляя речь языку, речью называют и речевые умения, и речевой акт, и результат речи — текст, и даже саму речевую деятельность — языковую способность (компетенцию) и речевое поведение.
Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит, во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, а во-вторых, в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику.
Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента — говорение (писание), восприятие и понимание речи (текста). Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками.
Язык и общество.
Албанская группа
Армянская группа
Греческая группа
Индийская группа
мертвый санскрит, хинди, урду, бенгальский, маратхи, панджаби, цыганский
Иранская группа
мертвый скифский, персидский, осетинский, таджикский
Италийская группа
Романская группа
французский, итальянский, испанский, португальский, румынский, молдавский
Германская группа
западная подгруппа: английский, немецкий, нидерландский, идиш, африкаанс
северная (скандинавская) подгруппа: датский, шведский, норвежский, исландский
восточная группа: мертвый готский
Кельтская группа
мертвый галльский, ирландский, шотландский
Балтийская группа
мертвый прусский, литовский, латышский
Славянская группа
восточная подгруппа: русский, украинский, белорусский
западная подгруппа: польский, чешский, словацкий
южная подгруппа: мертвый старославянский, болгарский, македонский, словенский, серб(ск)охорватский
Тюркская языковая семья
мертвый булгарский, мертвый половецкий, мертвый хазарский, татарский, башкирский, казахский, чувашский, крымскотатарский, туркменский, турецкий, азербайджанский, узбекский, каракалпакский, киргизский, алтайский, тувинский, якутский, хакасский
Функции языка
Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.
Коммуникативная функция проявляется в назначении языка служить орудием, средством при передаче информации, обмене мыслями и сообщении о переживаемых эмоциях. Конечно, наряду с вербальным языком (словесным), мы используем и средства невербального общения (жесты, мимику, позы), которые дополняют звуковую речь, выражая чувство или побуждая к действию. Однако они не могут выразить расчлененных понятий и связных мыслей.
Когнитивная (мыслеобразующая, гносеологическая, познавательная) функция – быть средством получения новых знаний о действительности, эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли
Базовые функции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей, в функции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других.
Эмотивная функция проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия!
Метаязыковая функция обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: Слог – это минимальная произносимая единица.
Апеллятивная функция наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста.
Контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго.
Эстетическая функция проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя.
Функция хранения и передачи национального опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологических оборотах типа кафтан,тяжела шапка Мономаха.
В речи частные функции могут совмещаться.
Происхождение языка (глоттогенез)
Проблема происхождения естественного человеческого языка (глоттогенеза) не является чисто лингвистической. Ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, психологии и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка».
Еще в глубокой древности человечество волновал вопрос: как и почему люди начали говорить? Древнегреческие ученые вели долгий спор о том, возник ли язык «от природы» или «по установлению».
Видео: Речь. Понятие речи. Виды, функции речи, центры речи, нарушения речи.Скачать
Видео: ЯЗЫК И РЕЧЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)Скачать
Первый ответ на вопрос о ПЯ дает религия, церковь: это Всевышний создал человека и все сущее на Земле. Бог же, очевидно, создал и язык. Эта гипотеза получила название креационной (лат. creo – творю, создаю), теологической (божественной). Идею получения людьми языка от каких-то высших сил разделял Платон.
Начиная с XVIII века проблема ПЯ была поставлена как научно-философская.
Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с эволюцией человеческого организма, и факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.
Биологические теории объясняют происхождение язык эволюцией человеческого организма — органов чувств, речевого аппарата и мозга. Они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две — звукоподражательная и междометная.
Звукоподражательная теорияобъясняет ПЯ эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных. Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете.
Звукоподражательная теория основывается на двух положениях: 1) первые слова былизвукоподражаниями, 2) в слове звучание символично, значение отражает природу вещей.
Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова гав-гав, хрю-хрю и их производные гавкать, хрюканье. Однако звукоподражательных слов в языке мало и, главное, они различны в разных языках.
Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот почему утка для русского кричит кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для французакан-кан (сапсапer), а для датчанина pan-pan (rapper). Различны и подзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например свинье, утке, гусю.
Кроме того, наиболее употребительные слова далеки от звукоподражательных.
Междометная (или рефлексная) теория объясняет ПЯ теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории,— непроизвольные выкрики, междометия, провоцируемые чувстченным восприятием мира. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Сторонниками рефлексной теории были Ч.Дарвин, Я.Гримм.
Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более рациональные понятия.
Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Игнорирование социального фактора в этих теориях привело к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную — «теорией тфу-тфу».
Социальные теории ПЯ объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека.
Теория социального (общественного) договора рассматривает язык как сознательное изобретение и творение людей.Так, уже Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».
Теория социального договора в XVIII в. была поддержана А.Смитом и Ж.-Ж.Руссо.
В конце 70-х годов 19 столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теориюпроисхождения языка, илитеорию трудовых выкриков. Л.Нуаре справедливо подчеркнул, что «мышление и действие были первоначально неразрывны», так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов.
Язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности.
При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначальный язык был набором глагольных корней.
Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку — выкрикам, причем язык может и не сопровождать трудовое действие.
Со второй половины XIX в. Наступило всеобщее разочарование в попытках решить проблему ПЯ. Французская Академия постановила не принимать к рассмотрению работы по ПЯ. Тем не менее проблема продолжает оставаться в поле зрения науки. В 1984 г. было основано Международное общество по исследованию глоттогенеза. Основное направление научного поиска – выявление тех материальных и социальных факторов, которые делали возникновение языка неизбежным.
Язык и мышление
Проблема «язык и мышление» — одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному: представители логического направления, например, отождествляли эти понятия; сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос по-другому, обосновывая главенство то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению; представители американского структурализма полагали, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились в том, что связь между языком и мышлением существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Последние работы в области психологии и психолингвистики доказали, однако, что мышление может осуществляться не только с помощью языка, но и без слов, с помощью лишь наглядно-чувственных образов (ср. наглядно-образное мышление композитора, скульптора, художника или мышление животных, позволяющее им правильно ориентироваться в пространстве). Но наличие этих несловесных форм мышления не опровергает, как представляется, языковую концепцию мышления, так как предметно-чувственные образы мышления выполняют по сути ту же функцию, что и язык.
В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным: развитие письменности, например, усиливало воздействие языка на мышление, расширялись и сами возможности языка как средства оформления мысли. Однако и развитие мышления оказывало воздействие на язык, расширяя значения слов, способствуя увеличению лексического и фразеологического состава языка.
Язык и речь
Как свидетельствует история языкознания, понятия язык и речь часто не различались: либо язык сводился к речевой деятельности индивидуума, либо речь и ее влияние на язык полностью игнорировалась. Между тем язык и речь, образуя единый феномен человеческого языка, не тождественны друг другу.
Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:
2) язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
3) язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивидуальна, она отражает лишь опыт индивидуума;
6) язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет (ср. есенинские стихи: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).
Термин «язык» обозначает и строение языка, и литературную норму, и индивидуальную речь, например язык Пушкина. И это в известном смысле правильно, так как язык — сложное явление, и нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления. Противопоставляя речь языку, речью называют и речевые умения, и речевой акт, и результат речи — текст, и даже саму речевую деятельность — языковую способность (компетенцию) и речевое поведение.
Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит, во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, а во-вторых, в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику.
Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента — говорение (писание), восприятие и понимание речи (текста). Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками.