- Конспект урока русского языка «Правила речевого поведения» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока по родному (русскому языку) на тему «Речевой этикет» план-конспект урока (7 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по родному (русскому) языку на тему «Правила речевого этикета: нормы и традиции» (5 класс)
- Урок родного языка «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
- Просмотр содержимого документа «Урок родного языка «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»»
- Урок по русскому родному языку «Речевой этикет»
- Видео
Конспект урока русского языка «Правила речевого поведения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правила речевого поведения»
«Общаясь, люди создают друг друга»
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
словари русского языка,
Формы работы: групповая, коллективная
Тип урока: урок-мастерская
1. Введение в тему урока.
— Здравствуйте, сегодня на очередном уроке речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.
-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет речь?
— В словаре С.И. Ожегова находим такую словарную статью.
ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Обманывать не в его правилах.
— Какое перед нами слово с точки зрения лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.
— Какое значение использовано в теме урока? (3)
— Значит, сегодня мы будем говорить о нормах речевого поведения, то есть о речевом этикете.
2. Работа в справочнике.
— Запишем в справочнике:
— Так как правила речевого поведения обязательны для всех членов общества, а мы с вами таковыми тоже являемся, то соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.
3. Работа в справочнике
Правила речевого поведения:
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.
Разработка урока по родному (русскому языку) на тему «Речевой этикет»
план-конспект урока (7 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родному (русскому) языку в 7 классе
Тема. Традиции русской речевой манеры общения.
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.
ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
Вступительное слово учителя.
Стихотворение читают учащиеся класса
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день!».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
И даже вместо «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел…Пока! Всего!»
— Каких вежливых слов не знает мальчик?
— Умеете ли вы ими пользоваться?
Ответы детей. Определяют основную мысль стихотворения, тему, цель урока, задачи.
Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?
( Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).
Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.
Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
А теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и этикет».
Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:
Противоречит тому, что вы думали, что знаете.
То, что не понятно и вызывает вопросы.
Верно сказанное слово – половина дела.
Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.
Давайте разберемся во всем по порядку.
Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства нас учат, как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ (от греч. ЭТОС – «правильный», «верный»), a свод правил грамотного поведения называется ЭТИКЕТОМ.
Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.
А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и ухаживать за девушками».
У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:
«Юности честное зерцало».
1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах. Л. Г. Антонова
Чтение текста. Обсуждение по вопросам:
— Скажите, какую новую информацию вы получили?
— С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?
— Какие вопросы возникли?
-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.
Начало разговора и его завершение
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!» В русском языке существуют десятки способов приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло! и т.п.
Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: «приветик», «салютик», «наше вам» и т.п.
А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.
Конспект урока по родному (русскому) языку на тему «Правила речевого этикета: нормы и традиции» (5 класс)
Конспект урока по родному (русскому) языку, 5 класс
Дата: 01.02.2019 урок № 21
Тема. Р.р. №2 Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Предметные: формирование представлений о речевом этикете;
Метапредметные: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;
Личностные: воспитание культуры общения, самосознания детей.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: учебник по родному (русскому) языку, карточки с заданиями.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания, и т.д.).
Какие слова речевого этикета вы знаете? (ответы учащихся)
Объяснение нового материала
Выполнение упр.144, стр. 17
( внимательный, обходительный, почтительный, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый; деликатный, тактичный)
3)Используя информацию текста, письменно ответьте на вопрос «Что такое речевой этикет?» (работают самостоятельно, затем зачитывают свои варианты)
До св_дания, п_жалу..ста,
изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте,
Чтение учителем лингвистической заметки (стр.118)
Со временем приветствия, конечно, меняются. Ещё в XVIII веке формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого.
Лишь позже они закрепились в военной среде. Когда-то «Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто- нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!». Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» — это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребля ем. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», ко
торые широко используются в современной русской речи наряду со «Здравствуйте!». Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.
Выполнение упражнения из учебника №145 (устно)
Чтение учителем рубрики «Диалог культур»
► Формулы приветствия при встрече у разных народов очень интересны. По этим формулам мы можем узнать о ценностях, которые существуют у того или иного народа, о том, что заботит человека прежде всего и чего он, как друг и учтивый собеседник,
— У русских — «Здравствуйте!» — пожелание здоровья;
— у американцев — «Как дела?» — главное — деловые отношения;
— у китайцев — «Ел ли ты сегодня?», «Вы сыты?»’,
— у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезона — осенью спрашивают: « Жирный ли скот?», весной: « Благополучно ли встречаете весну?», зимой: «Как зимуете?», а самым общим приветствием является выражение, отразившее кочевой образ жизни: «Как кочуете?»
Карточка (работа в парах)
Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения
(Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя
( платит/едет без билета).
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)
Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).
Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Выполнение упр.148 (устно)
Сегодня на уроке я узнал……
Мне очень понравилось упражнение…….
Для меня было сложным…….
Домашнее задание: упр.151, стр.123, повторить теоретический материал
Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения
(Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя
( платит/едет без билета).
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)
Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).
Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения
(Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя
( платит/едет без билета).
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)
Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).
Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения
(Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя
( платит/едет без билета).
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)
Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).
Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения
(Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя
( платит/едет без билета).
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)
Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).
Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Урок родного языка «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.
Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»»
«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
Сформировать представление о речевом этикете.
Закрепить знания о правилах ведения диалога.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
—формулировать правила позитивного диалога,
—строить диалог, используя вежливые слова.
-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,
—составлять текст на заданную тему
— возможность адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
-проявление интереса к изучению темы;
— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;
— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом;
— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
— возможность формулировать цели урока;
-принимать и сохранять учебную задачу
— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре;
— возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Работа с пословицами
Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Без рассуждения не твори осуждения.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Умей сказать, умей и смолчать.
На добрый привет дай добрый совет.
Сначала подумай, потом скажи.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.
Чему учат нас мудрые пословицы?
О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.
Определение темы урока
Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.
Запишите тему урока «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.
1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;
2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Начнем с главного СЛАЙД
Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.
Работа с информацией в учебнике
А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.
1 ряд – Из истории русского этикета.
2 ряд- Ценности русского речевого этикета.
3 ряд – Речевой этикет у разных народов.
На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.
1 ряд – Из истории русского этикета.
В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:
В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
Урок по русскому родному языку «Речевой этикет»
Конспект урока по русскому родному языку: Речевой этикет.
Цель урока: воспитание речевого этикета.
Тип урока: урок развития речи.
А) ознакомление с темой и целью урока
Б) знакомство с лексическим значением слова «этикет»
В) учение о речевой культуре
1. Организационный момент
Работа над исправлением грамматических ошибок в предложениях
– Скажите, а что такое этикет? (***– записи с такой пометкой – на доску и в тетрадь)
***Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» – говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).
Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.
***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. ( Сент-Экзюпери )
См. стр. 18 «Азбука вежливости».
Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?
Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. (Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)
***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость» – говорил Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.
3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.
Вот примеры (игровые ситуации через ПК):
Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»
Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей пальто.
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?» Ответ может быть произнесен по-разному.
Задание классу: произнесите ответ, используя разную интонацию («Обедал» (спокойным и ровным тоном) и «Обедал» (недовольным голосом: «Чего, мол, пристала?»)
Задание классу: пофантазируйте и представьте, как выскажутся в подобной ситуации немцы, итальянцы, испанцы.
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И снова из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вопрос классу: Скажите, какое, по вашему мнению, слово является одним из самых распространенных в русском языке этикетных слов? (Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог»).
– А в какой жизненной ситуации оно употребляется? (В ситуации благодарности.)
– Каково лексическое значение слова благодарность? Посмотрим на толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.
*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»
Дядя Саша огорчен
Рассказал он вот о чем…
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое
Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое –
Очень дорогое.
– Давайте представим себе любую речевую ситуацию благодарности:
– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.
– Была ситуация благодарности? В какую ситуацию входят три компонента:
***1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит, 3) услуга.
Задание классу: представьте, как могут использоваться слова благодарности (по рядам)
в общественном транспорте;
5. Практические задания (цель – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности)
Вы едете в автобусе и попросите соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух вариантов правильный:
– Моя благодарность не знает границ.
(Второй вариант неверный, так как его употребляют, если услуга очень велика; выбирая слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.)
Вашему родственнику удачно сделали сложную операцию. Как поблагодарить врача?
– Спасибо, доктор.
– Доктор, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.
Задание классу: попробуйте, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям (по рядам):
ученик 9 класса благодарит одноклассника за то, что он принес ему DVD с интересным фильмом;
вы благодарите бабушку за вкусный ужин;
пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.
– Эти умения очень важны, ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит, подарить ему капельку радости, солнца. Недаром в слове благодарить два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить добро.
– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения.)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас, пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно воспримете это тревожно, ведь перестать здороваться – означает желание прервать добрые отношения, знакомство. Таким образом «Здравствуй» свидетельствует о готовности к общению и предполагает сделать его доброжелательным; значимым может оказаться и отсутствие формул вежливости – забыли попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут, что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.
6. Жесты приветствий
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: « Целую ручки ».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
индийцы складывали ладони перед грудью;
лапландцы здоровались носами.
Приветствие – один из самых важных знаков речевого общения. Со временем они, конечно же, меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю» произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие? (лишь в среде военных)
Когда-то « здравствуй» говорили не только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая» сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так, широко распространенное сейчас « пока!» шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением «So Long», что и значило по-английски – «Пока!»
– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».
Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
*** здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро’во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).
7. Речевые ситуации
1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?
8. Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джин, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием)
9. Домашнее задание: приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.