- Рефлексия на уроках английского языка методическая разработка по английскому языку
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»
- Архив журнала
- Рубрики
- Участникам
- «РЕФЛЕКСИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
- Интеллектуальная рефлексия
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
- Рефлексия на уроках английского языка. методическая разработка по английскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы организации рефлексии на уроке английского языка
- Просмотр содержимого документа «. »
- Видео
Рефлексия на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности уроков: организация рефлексии на уроках английского языка
Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация :
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности)
2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока)
3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)
Приемы организации рефлексии на уроке:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов.
Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Рефлексия содержания учебного материала
1.Сегодня на уроке я:
-этот урок дал мне для жизни…
-больше всего понравились задания…
2.Я выполнил эти задания потому, что…
-они мне нравятся больше остальных…
-я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
-они легче остальных заданий
Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.
Finish the sentences:
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)
2. Было интересно… (… was interesting to me)
3. Было трудно… (…. was difficult for me)
4. Я выполнял задания… ( I did exercises …)
5. Я понял, что… (I have understood that …)
6. Теперь я могу… (I can …)
7. Я почувствовал, что… (I felt that …)
9. Я научился… (I have learnt to …)
10. У меня получилось …
12. Я попробую… (I will try to …)
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
— каша в голове ( I am a muddlehead)
— ни в зуб ногой (I haven’t a clue)
— светлая голова (I have bright spirit)
— Шевелить мозгами (I use my brains)
— Краем уха (I listened with half an ear)
— Хлопать ушами (I fell on deaf ears)
«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Архив журнала
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | Авг » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Рубрики
Участникам
«РЕФЛЕКСИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Автор: Волобуева Марьяна Николаевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка первой категории
Автор: Чернякова Инна Геннадьевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка первой категории
Этапы современного урока нам знакомы. А что же такое рефлексия?
Reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
Классификация видов рефлексии (по функциям):
Итак, сегодня мы хотим поделиться с некоторыми приемами рефлексии на уроках на средней и старшей ступени обучения.
Интеллектуальная рефлексия
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1.Выбери верное утверждение.
Choose the right statement.
2.Паучок (солнышко, цветочек).
Фиксирует ассоциативные связи любого понятия.
3.Таблица.
Фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
4.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами.
5.Синквейн.
Приём синквейна помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
составление четверостишия по схеме:
6.Сигналы рукой.
Палец вверх: я понимаю и могу это объяснить.
Палец в сторону: я не совсем уверен в том, что понимаю, или мне нужна дополнительная помощь для понимания.
Помахать рукой или палец вниз: я еще не понимаю.
7.Продолжи фразу.
Continue the phrase.
8.Вопросы.
Answer the questions.
9.Пчелиный улей.
Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
10.Верно-неверно.
Предоставьте учащимся предсказуемые неправильные представления об определенном понятии, принципе или процессе. Спросите учащихся, согласны они или не согласны с каким-либо понятием, принципом, процессом, и почему они согласны или не согласны с таким представлением, попросите их объяснить свое представление. Проверка ошибочного представления может быть проведена в виде теста с множественным выбором или теста с ответами бинарного типа (верно-неверно).
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Характеристика цветов Макса Лютера
1.Лесенка.
Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:
1) Крайне скверно. (Extremely bad) (коричневый)
2) Плохо. (Badly) (синий)
3) Хорошо. (Well) (красный)
4) Уверен в своих силах. (Self-confident) (зеленый)
5) Комфортно. (Comfortable) (жёлтый)
2.Мишень настроения.
В какую область настроения он попал сегодня?
В зависимости от этого рисуется (наклеивается/раскрашивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон (с опорой на характеристику цветов Макса Лютера).
3.Закончи фразу.
Finish the phrase.
What emotions do you feel? Why?
I feel….. because …. was not bored
worked hard
didn’t relax
answered properly
was active
was emotional
fulfilled the task
received a reward
received a good mark
Рефлексия деятельности
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко/клубок ниток. Тот, у кого в руках сердечко/клубок, говорит:
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором — мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1.Закончи фразу.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
2.Плюс-минус-интересно.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
3.Анкета.
Анкетирование позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять — это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
4.Светофор.
5.Парковка для вопросов.
Прием «Парковка для вопросов» – это заранее подготовленное место для вопросов, идей учащихся, возникших у них в течение урока. Для этого можно использовать часть доски, лист ватмана, прикрепленный к стене, и стикеры. Это место, где учащиеся могут оставлять вопросы, просьбы о помощи и дополнительной практике. Парковка для вопросов может стать таким полем, на котором учащиеся делятся наблюдениями, обмениваются своими взглядами. Этот прием – еще один инструмент измерения того, как учатся учащиеся, что они думают, какие трудности испытывают, а главное – использование данного приема не занимает слишком много времени. Это отличный способ для учителя убедиться, что идеи пересматриваются и что учащиеся получат ответы на свои вопросы на следующем уроке
6.Туман.
Прием помогает учителю выяснить глубину понимания урока, темы пройденного материала. Обычно дается 1 минута на выполнение данного упражнения, но учитель может дать учащимся больше времени на предоставление ответов на поставленный вопрос. В данном упражнении (чаще всего к концу урока) учитель задает вопрос: «Какой отрезок сегодняшнего урока был наиболее «туманным» (непонятным)?»
Итак, необходимо отметить, что рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Рефлексия на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рефлексия на уроках английского языка
Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
… то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация :
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности)
2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока)
3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)
Приемы организации рефлексии на уроке:
3. « Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
6. «Ресторан». Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:
Способы организации рефлексии на уроке английского языка
Доклад-презентация содержит информацию о понятии рефлексии, видах рефлексии, способах ее организации на уроках анеглийского языка.
Просмотр содержимого документа
«. »
Способы организации рефлексии на уроке английского языка
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия в соответствии с ФГОС является обязательным этапом урока
Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Сегодня я более подробно остановлюсь на классификации рефлексии по цели.
1. Рефлексия содержания учебного материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:
1.Прием незаконченного предложения. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно
2. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
Hobby
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
Interesting, popular, favourite
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
To collect, to play, to read
4. (четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;
3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.
4. Таблица «Плюс-минус-интересно»
2. Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов, в конце урока. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:
1. «Лесенка успеха». Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.
Видео
КАК НАЧАТЬ УРОК АНГЛИЙСКОГО языкаСкачать
Интерактивные способы организации рефлексии на уроках английского языкаСкачать