Реквием по Kinect

Летом 2011 года я был в Германии на двухнедельном обучении в «другом» Франкфурте – Одере. Третий по величине город в провинции Бранденбург – довольно сонное место, где едва ли можно найти большие магазины или интересные акции. Однако во время одной из моих поездок в Берлин я наткнулся на невероятное предложение – недавно выпущенный контроллер Kinect  продавался с 50-процентной скидкой в сети Media Markt. Взволнованный, я спросил у продавца, в чем подвох. «Нет никакого подвоха, мы просто снизили цену», ответил он. «Да ладно, это самый горячий гаджет на рынке», сказал я и, не веря своим глазам, потянулся в карман, чтобы не упустить прекрасную возможность.

Годы спустя, садясь за написание этой статьи, я думаю, что менеджеры Media Markt были очень, очень дальновидными людьми.

В конце прошлого месяца Microsoft официально признала, что больше не будет производить и продавать свой motion-контроллер. Появившись на рынке чуть более семи лет назад, Kinect невероятно быстро превратился в феномен, который вызывал огромный интерес, не предлагая интересных игр. Серьезные геймеры открыто нахмурились на аксессуар, но боссы Microsoft были готовы проглотить это, надеясь, что устройство сможет привлечь массу новых, менее увлеченных играми пользователей, как это сделала игровая приставка Nintendo Wii несколькими годами ранее. Однако ничего подобного не произошло, и Kinect очень быстро превратился в собирающий пыль аксессуар.

Начало было почти многообещающим

Kinect прошел долгий путь с момента его первоначального анонса под именем Project Natal на выставке Е3 2009 до его текущего статуса в длинном списке провалов Microsoft. Согласно рекламе компании накануне премьеры Kinect, встроенные датчики контроллера улавливают движения пользователя с любого угла и позволяют управлять с его помощью с расстояния 3.5 метров.

Здесь заслуживают внимания две вещи. Прежде всего, это система, которая отслеживает движения тела и воспроизводит их на экране. Проблема в том, что хотя она способна отслеживать до шести игроков, система позволяет одновременно играть только двум. Другим важным моментом является наличие встроенного микрофона, который лучше такового в Wii Speak, например. Он распознает команды и поддерживает чат через XBOX Live, поэтому Kinect можно одновременно использовать как средство управления и общения. Кроме того, микрофон оснащен системой эхоподавления и постороннего шума, обеспечивающей более четкие команды. Тем не менее, быстрый рост популярности чат-приложений и мобильных телефонов сделал эту функцию лишней.

Ничего революционного не произошло

Несомненно, вещи, показанные на E3 2010, были интересными, но чтобы привлечь внимание настоящих геймеров, новому контроллеру нужны были серьезные игры. Чтобы заинтересовать больше игроков, Kinect должен был революционизировать способ, которым играют.

Сначала игры для Kinect были двух видов, оба из которых оказались совершенно беспомощны в своих попытках привлечь интерес к гаджету. С одной стороны, на обложке таких игр, как Skyrim, Mass Effect 3 и Forza Motorsport 4, было явное указание, что их полный потенциал раскрывается только при использовании бесконтактного игрового котроллера Kinect. Однако в момент покупки игровое сообщество просто не обращало на это внимание. Другим видом были игры, созданные специально для контроллера, но даже среди них не было ни одного столь необходимого хита. Kinect Adventures, Gunstringer и Wreckateer годились разве что для развлечений в компании друзей и не могли конкурировать за место в коллекции увлеченных геймеров.

Хроника предсказанной смерти

Только через полгода после появления Xbox One Microsoft отказалась от обязательного требования Kinect, который к тому моменту стал просто излишним для консоли и не имел никакого значения. Говоря о новой модели Xbox One, которая продавалась без Kinect, Microsoft заявила, что это вопрос выбора. Это, конечно, было ложью. При этом более наглой, чем высказывание «Мы в восторге от появления новой модели, но Xbox One с Kinect остается лучшим выбором». Не говоря уже о том, что всего за три месяца до этого компания пыталась убедить потенциальных покупателей, что «не планирует» выпускать версию консоли без котроллера. Другими словами, купите Xbox One сейчас, потому что нет смысла ждать изменения, которое не произойдет.

Новое решение Microsoft оставило горький привкус во рту большинства из тех 5 миллионов человек, которые купили консоль по более высокой цене и с бессмысленным аксессуаром, который они не используют. Софтверный гигант, по-видимому, ждал последнего возможного шанса, надеясь, что онлайн-шутер Titanfall сможет привлечь больше покупателей, но этого не случилось – по крайней мере, не в том масштабе, на который рассчитывала компания.

Понимая, что распространение Kinect будет сильно ограничено, компания исключила его из комплекта поставки Xbox One, тем самым вбив последний гвоздь в крышку гроба, и даже те немногие разработчики, которые хотели использовать аксессуар в своих играх, быстро потеряли энтузиазм.

История любит повторяться

Sony, безусловно, не забудет злополучную премьеру PlayStation 3 и невероятные 600 долларов, которые японцы тогда просили за свою консоль. Это стоило японской компании отставания в начале седьмого консольного поколения, которое позже было компенсировано благодаря невероятным эксклюзивам, которые вышли на PS3.

Теперь кажется очевидным, что Microsoft пыталась оформить Xbox One по подобию PS4, чтобы сделать две консоли сопоставимыми. Это было нелегко, потому что к тому времени Microsoft уже совершила много ошибок. Sony предложила геймерам купить камеру для PS4 из-за нововведений, предложенных Twitch и Playroom, а Xbox One появился с обязательной камерой и получил поддержку Twitch только спустя несколько месяцев после своей премьеры. Вместе с отказом от Kinect две консоли достигли паритета в цене, но решение Microsoft сделать шаг назад было слишком запоздалым. Жаль только тех, кто проголосовал ранним доверием к Xbox One и в итоге оказался «гордым» владельцем аксессуара без смысла, применения и будущего.

Метки: Kinect, Microsoft