Репортаж с урока русского языка + видео обзор

Урок русского языка «Репортаж» 8 класс

Макаренкова Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Варваринская основная школа»

Урок литературы 8 класс

Тема: Репортаж как жанр публицистики.

Познакомить с жанром публицистического стиля – репортаж; показать виды репортажей; показать, как строится репортаж;

Развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: таблица с основными требованиями к репортажу, слайды с профессиональными словами, текст М.А. Булгакова, карта с заданиями для каждого ученика.

Многие русские писатели отдавали репортажу

много сил, внимания и находчивости.

Репортаж- глаза и уши читателя.

Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания.

Репортаж – это глаза и уши читателя.
Г.Я. Солганик
— Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
— Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

Словарь иностранных слов

Репортаж – 1) работа репортёра;

2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.

Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о

текущих событиях и происшествиях.

Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;

2) репортёрская работа.

Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих

событиях местной жизни.

Советский энциклопедический словарь

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Чтение с выделением главного.

Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

-Репортаж изображает событие как процесс.

-В репортаже личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

— Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.

-Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.

-Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.

-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.

-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.

— А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего.

-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.

— В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость, гордость, сочувствие..)

— Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения.

В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.

Репортаж следует отличать от газетной заметки.

— Просмотреть номер газеты, найти репортаж.
— О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.
— Какие бывают репортажи?
Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.
— Что общего и в чем различия?
Заполнить таблицу.

1. Лишь сообщает о событии как о
свершившемся факте.
2. Автор остается в тени.
его отношение к событию всегда
проявляется.

1.Изображает событие как процесс.

2. Личность автора всегда присутствует.

Сообщается о каком-либо важном событии

Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.
Памятка
Отобрать самое главное из того, что происходит.

Выразить свое отношение к событию.

Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

Концовка. Краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

— Какова же композиция репортажа?
Начало репортажа – это зачин. Каким он может быть?
Центральная часть – это рассказ о чем?
— Какой тип речи представляет?
— Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)
— В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)
— Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)
Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.
Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Пишем правила репортажа. Постер.

Физминутка. Деление на группы.

1. Изложение ведется от 1-го лица

3. Документализм, объективная точность.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

6.Полная и достаточно достоверная информация.

Репортаж ведет репортер.

В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.

Найти доказательства, что это репортаж.

Чтение с остановками.

В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: « А.П. Чехов».

О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.

Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…

-Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.

Опишите столовую А.Чехова.

В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др..

Опишите кабинет А.Чехова.

Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф- мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду». ( М. А. Булгаков.)

Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.

Задания разного уровня.

Рафт- составить репортаж на выбранную тему. «День здоровья»

Составить телевизионный новостной репортаж.

Доказать, что текст является репортажем.

Написать репортаж – экскурсия в город Костанай. Придерживаясь выработанными правилами.

Источник

Репортаж
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка в 8 классе (УМК М.М. Разумовской)

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с особенностями репортажа как жанра публицистики, с правилами его построения, характерными языковыми средствами.

— знать особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства;

— развивать навыки сравнительного анализа и обобщения языковых явлений при изучении темы;

— учить применять полученные знания в жизни

— закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы;

— формировать умение концентрировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания;

— формировать умение работать в группе;

— учить приёмам представления результата своей деятельности

— формировать положительную мотивацию к обучению;

— создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

Тип урока : комбинированный

Форма проведения урока : индивидуальная, фронтальная, групповая

Солганик Григорий Яковлевич

I. Организационный момент – лингвистическая разминка.

Внимание! Я, Адашан Елена Иванвна, веду репортаж с урока русского языка в 8 классе. Это открытый урок. На нём присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: они защищают честь своей школы. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам. И вот блаженная тишина. Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается…

– Здравствуйте, садитесь! Предположите, о чём пойдёт сегодня на уроке разговор. Какова его цель?

(Научиться писать репортаж.)

Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию, примеры профессионального репортажа.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тема урока «Репортаж как жанр публицистики».

II. Вызов Репортаж – это глаза и уши читателя Солганик Григорий Яковлевич

— Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?- Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

— Словарная работа :- ранее подготовленный ученик делает сообщение о значении и происхождении слов «репортаж», остальные записывают определение в тетради.

1. Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.

2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Заниматься репортажем.
прил. репортажный, ая, ое (к 1 знач.) ( Толковый словарь Ожегова )

— А кто такой репортер?

Репортёр – РЕПОРТЁР, а, м. Корреспондент, пишущий репортажи. ж. репортёрша, и (разг.). прил. репортёрский, ая, ое. ( Толковый словарь Ожегова )

— Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.

— Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы каких-нибудь спортивных комментаторов?

Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта.

Также одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров. Это замечательный драматический актер, чемпион Советского Союза по теннису, спортивный комментатор.

Какие советы дает начинающим журналистам Н.Н. Озеров? В каком стиле общается с ними?

— Как вы думаете, советы Озерова относятся только к спортивному репортажу или репортажу на любую тему? Обоснуйте ваши ответы.

III. Групповая работа.

Сейчас вы будете работать в группах. Возьмите задания на партах. За три минуты вы должны справиться со своим заданием.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

— Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным.

-Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.

— Репортер должен владеть правильной литературной речью.

— Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

Вывод: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

Задание № 2. Прочитав газетный материал, выберите характерные особенности репортажа:

Вывод: Итак, мы с вами выяснили, что обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но вот личность автора всегда присутствует в данном жанре.

Задание № 3. Составьте памятку для пишущих репортаж, используя материал учебника стр. 91 – 95.

— Центральная часть – рассказ о событии.

— Краткий вывод, оценка события (концовка).

IV. Творческая работа.

Представьте себе, что вам надо вести репортаж на одну из тем: «Футбольный матч», «На уроке …», «Перемена в школе», вы можете выбрать свою тему! Запишите несколько предложений. Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя, пробудить интерес к теме.

V. Актуализация знаний.

Сейчас мы просмотрим видеофрагмент. Будет ли он репортажем?

1.Указывается ли место события?

2.Описывает ли автор ход события? Ведет ли он за собой читателя?

3.Чувствуется ли присутствие автора репортажа?

4. Выражает ли автор свое отношение к событию?

5.Интересна ли тема, которую затрагивает автор? А является ли эта тема актуальна в наши дни?

— О чем шла речь на занятии?

— Был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Докажите. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.

Ваше отношение к уроку. Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

— показалось наиболее интересным….

Сегодня мы с вами познакомились с одним из самых популярных жанров публицистики – репортажем. Мы узнали о принципах его написания, и может быть, кто-то после сегодняшнего урока захочет выбрать для себя профессию репортера – одну из самых трудных и в то же время нужных современному обществу.

Подведение итогов урока, создание синквейна.

Знакомит, развивает, учит

Мне нравятся живые репортажи.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

Задание № 3. Составьте памятку для пишущих репортаж, используя материал учебника стр. 91 – 95.

1. Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.

2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Заниматься репортажем.
прил. репортажный, ая, ое (к 1 знач.) ( Толковый словарь Ожегова )

— А кто такой репортер?

Репортёр – РЕПОРТЁР, а, м. Корреспондент, пишущий репортажи. ж. репортёрша, и (разг.). прил. репортёрский, ая, ое. ( Толковый словарь Ожегова )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического общешкольного мероприятия в стиле телевизионной программы.

Репортаж в газете «Наша жизнь».

Урок «Репортаж- повествование» Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строения и языковые сре.

Конспект открытого мероприятия для работы школьного пресс-центра.

Коинспект урока с презентацией » Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

Данный интегрированный урок для 8 класса позволяет учащимся применить на практике теоретические знания полученные по теме «Репортаж» и повторить пройденный материал по истории на тему «Восстание.

Источник

Урок русского языка в 8 классе «Репортаж-описание»

Цели: познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем; воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии; учить учащихся слушать друг друга.

Уметь определять признаки репортажа; сходство и различие репортажа и информационной заметки

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль коррекция оценка действия партнёра) умение убеждать

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления процессы связи и отношения выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

— Внимание! Я веду репортаж с урока русского языка в 8 классе.

В классе необычная тишина.

Итак, урок начинается…

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Назовите тему предыдущего урока.

А как же строится репортаж?

-Какие композиционные части можно выделить в предложенных вам репортажах?

— Центральная часть – рассказ о событии.

— Краткий вывод, оценка события (концовка).

Послушайте фрагмент репортажа:

С. Герасимов вошел в историю русского изобразительного искусства как мастер жанровой картины. Во мно­гих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в вели­чавых и гармоничных формах древне­го храма отразился характер русского человека. Большую часть картины зани­мает лазурное небо. На его фоне, в цен­тре композиции, ослепительно белый храм. По небу рассеяны золотисто-розо­вые облака. Рядом с храмом, с левой стороны, — столетние деревья. Деревья, облака, храм отражаются в лиловато-холодной воде, на поверхности которой Рябь от порывов ветра. Озерцо отделяет храм от переднего плана — лугового раздолья со свежей травой и желтыми одуванчиками, которые беззаботно разглядывает или рвет малышка в крас­ой юбочке, белой кофточке и панамке. Рядом с ней мать в розовой блузке и развевающейся на ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, ско­рее всего сторожку. С правой стороны к берегу причалила лодка.

Какой тип речи преобладает в репортаже?

Записывают слова, комментируют

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Судя по началу нашего урока и записям на доске, вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке? (называется тема, определяются цели).

Определяют тему и цель и задачи урока

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Восточный зал художественного музея расцвёл всеми цветами радуги. Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной.

В центре большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «катание с горки».

На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а также на международных выставках в Канаде и Японии.

40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушки.

— Владимир Юрьевич, в каких фильмах Вы снимались?

— «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «приключения Тома Сойера».

— Пригодилась ли Вам профессия каскадёра в повседневной жизни?

— Да. Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.

Учащиеся приходят к выводу, что первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельно сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни. Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.

Русский музей с парадного подъезда

Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решётки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея во второе столетие. Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвящённое 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.

Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображённый подвальный вестибюль, новый кассовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изданий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображённым и похорошевшим.

Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панора­мой одиноко белеющего в нерлинской пой­ме храма Покрова на Нерли. Если вы пе­шие, как говорили в старину, — то час пути от Владимира, если конные — считанные минуты. Современные люди выбирают ав­томобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир — Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголю­бово.

Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотри­тесь в голубое небо и белоснежные обла­ка. Кажется, будто белопенное здание плы­вет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод.

Здесь необыкновенно хорошо! «Ле-по-та!» — так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны — одуванчики.

Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком-то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не созда­но руками человека. При виде древних стен, изысканных в сво­ей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается вол­нение, радость, вера в прекрасное — то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо.

Сегодня нам важ­но было рассказать об идеально гармонич­ном слиянии красоты природы с гениаль­ным творением древних зодчих. В этой гар­монии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление на­ших предков о прекрасном.

Пора возвращаться. Но как-то грустно расставаться с этой красотой, с удивитель­ным ощущением умиротворенности. Красо­та искусства и природы питает и воспиты­вает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!»

Источник

Урок русского языка в 8-м классе по теме «Развитие речи. Обучение сочинению в жанре репортажа «Прекрасное рядом с нами»

Оборудование: газеты, таблицы с основными требованиями к репортажу, папка с памятками (на партах учащихся), таблички с профессиональными словами, видеозаписи, фотографии репортеров, книги В.Пескова, Ю. Фучика.

Эпиграф: Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. В.Гиляровский.

Основные этапы урока

I. Организация урока.

— Сегодня, ребята, мы проводим урок на тему: “Сочинение в жанре репортажа “Прекрасное рядом с нами”. Вы должны познакомиться с особенностями репортажа как газетного жанра и научиться самостоятельно работать над сочинением-репортажем.

II. Вступительное слово учителя.

— Вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.

Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.

Прочитаем эпиграф, записанный на доске (читается и комментируется учеником).

III. Словарно-семантическая работа.

1) Обратимся к журнально-газетной лексике.

— Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать? (Ответ: Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника)

2) Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: репортаж, репортер, хроника, хроникер, корреспондент и запишите в тетрадь.

Репортер – сотрудник газеты, журнала, радио, информационного агентства, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях).

Учитель: Семантика слова “ репортаж” такова: слово произошло от английского report (рипорт) – как существительное оно значит – рапорт, оклад, сообщение; как глагол соответственно: рапортовать, докладывать, сообщать.

Учитель: Репортажи печатаются в особом разделе газеты – хронике.

Хроника – отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни.

Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

IV. Фронтальная беседа с классом.

Вопрос. Каких журналистов, информирующих о текущих событиях, вы можете назвать, ребята?

Учитель: Профессия репортера нелегкая. Какой материал нашли вы, готовясь к уроку?

Ученик: Мне хочется прочитать напутствие известного спортивного журналиста Н.Озерова юным спортивным комментаторам

Спортивный репортаж

Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного!

Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.

Каждое спортивное соревнование- это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе.

Я сам прошел большой и совсем не легкий путь в спорт. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься.

Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает.

Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать на радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогло.

Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры.

Вы должны увидеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разное и брюзжание.

Когда я веду репортаж, я вижу перед собой тысячи зрителей, но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им “увидеть” все, что происходит на футбольном поле.

Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель увидел ваши соревнования.

Успехов вам, юные комментаторы!

Учитель: Послушаем запись одного из репортажей А.Школьника и подумаем над вопросом: “Какими качествами должен обладать репортер?” (Репортаж А.Школьника)

Репортаж А.Школьника

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу познакомить вас с интересными людьми – вашими ровесниками.

Московская школа № 1241. Первое сентября. Подхожу к группе мальчишек и девчонок, оживленно жестикулирующих, перебивающих друг друга:

— Я думаю лучше сегодня.

— А может еще один прогон?

Удивлению моему не было границ. Оказывается, группа энтузиастов-старшеклассников под руководством учителя музыки Виталия Петровича Бодрова организовали музыкальный театр. Начали с небольших постановок, а теперь уже сочинили трехактную пьесу. Все лето репетировали, шили костюмы, рисовали и сколачивали декорации.

— А как же отдых? – спрашиваю я.

Ребята смотрят на меня с недоумением.

В самом деле, что это я.

Лучшего отдыха не придумать.

Здорово живут ученики школы № 1241.

Учитель: Так какими качествами должен обладать репортер?

Учитель: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать всеми этими качествами. Он должен правдиво и точно изображать события, ярко и образно, уметь общаться с людьми, быть смелым и мужественным в своей работе.

Кто из журналистов жизнью заплатил за правдивость своих репортажей?

V. Индивидуальные сообщения учащихся.

Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма еще и мужества, даже геройства.

А еще ребята, мне хочется сегодня рассказать о замечательном человеке, журналисте, телерепортере, фотографе, в прошлом ведущем программы “В мире животных” Василии Пескове. В.Песков написал замечательную книгу “Шаги по росе”. Герои этой книги строят заводы, прокладывают каналы, воздвигают дома, сажают яблони. У них немало общего. И в то же время образ каждого из них, живой и яркий, несет те черты, которые присуще ему, и только ему. Каждое событие им не просто описано, а выношено, пропущено через свое, личное восприятие. Песков не боится “присутствовать” в своих материалах, но это присутствие не навязчиво, а органично. Автор здесь лицо активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя.

Важной приметой творчества Пескова является то, что для него рассказать о человеке – это всегда написать о земле, на которой он вырос, об его отношении к родной природе.

Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей Земли и пишет о ней свежо, сочно, подлинно. Песков много фотографирует. Он часто охотиться с фотообъективом за лесными загадками. В поле, в лесу он свой человек. Он все время напоминает: вы тоже можете стать “своим человеком”. Лесной праздник доступен всем. “На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой “хлеб” трудолюбивый дятел. Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство…”

Ребята, надо сказать, что репортажи бывают нескольких видов: информационный, оперативный (где авторы сообщают о том, что видели и слышали), и фоторепортажи. Предлагаю вашему вниманию образцы таких репортажей. Это работы ваших сверстников. Докажите, что это репортаж. Прочитайте текст “Нет им дела до игрушек”.

Нет им дела до игрушек

Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.

Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…

Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?

Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.

Учитель: На таблице вы видите требования к репортажу, прочтите их.

Учитель: А теперь прочитаем сочинение-репортаж “Случай на плотине” и постараемся доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявлены к репортаж

Случай на плотине

Это случилось вчера, 2 июня. Мы, учащиеся старших классов Марьевской средней школы, возвращались с прополки свеклы. Было жарко, и проходя мимо плотины, мы стали уговаривать Люсю, нашу наставницу, свернуть к ступеням, ведущим к воде, и разрешить нам искупаться.

Как ласточки носились по воде, обгоняя друг друга, Вадик и Женя. Словно дельфины выныривали и снова ныряли Марат и Сережа. Тут же барахталась Клара, неумело загребая по-собачьи.

Вода была теплая, прозрачная, легкая.

— Цепью вытянитесь к ступенькам, цепью!

Мы сначала не поняли ее, но когда она стала сзади подталкивать Клару к плотине, нам стало понятно, как она решила спасти тяжелую и неуклюжую “пловчиху”.

Самые сильные стали по очереди выталкивать тонущую Клару из воды к ступеням запруды, а остальные образовали цепь, конец которой – Иван, который стоял на ступенях, держа за руку Сережку.

Обезумевшая Кларка умудрялась утянуть под воду то одного, то другого из нас.

Вода была теплая, тяжелая… Ступеньки казались недосягаемыми.

Но Люсин замысел удался. Мы дотолкали Клару до Марата, плавающего первым в спасательной цепочке. Он крепко ухватил девочку за волосы и потянул к себе, Марата за руку крепко держал Вадим…

Вытянули испуганную, нахлебавшуюся воды “русалку” на ступеньки и, измученные, попадали рядом. Молчали… Ласково шлепалась взбаломученная нами вода на ступени плотины. Ребята медленно приходили в себя.

Все понимали: если бы не Люсины хладнокровие и смекалка, быть беде.

Учитель: Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу воскресную прогулку в лес.

По данному зачину продолжите репортаж на тему: “Прекрасное живет рядом с нами”. Ваша работа будет сопровождаться видеорепортажем.

Теплый воскресный день. Шумной толпой идем на лыжную базу. Нас встречает долгожданный лес. Быстро проходим около домиков. Скорее, скорее… Знакомство с лесом началось… (Чтение 2-х продолжений учащимися)

Учитель: Соответствуют ли эти продолжения тем требованиям, с которыми мы познакомились?

Ответ: Да, в репортажах все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.

Итак, мы учились писать сочинение-репортаж. На следующем уроке мы будем совершенствоваться в написании репортажей.

1) доработать свои сочинения-репортажи.

Источник

Видео

Репортаж с урокаСкачать

Репортаж с урока

Репортаж как жанр публицистики. Урок 14. Русский язык 8 классСкачать

Репортаж как жанр публицистики. Урок 14. Русский язык 8 класс

РепортажСкачать

Репортаж

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.Скачать

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.

Начальные классы, русский язык 3 класс. Открытый урок Елкиной Дарии НиколаевныСкачать

Начальные классы, русский язык 3 класс. Открытый урок Елкиной Дарии Николаевны

Первый День урока русского языка // First Day of Russian Language lessonСкачать

Первый День урока русского языка // First Day of Russian Language lesson

Игровые технологии на уроках русского языка. Как учить русский язык играя с учениками в игры ВЕБИНАРСкачать

Игровые технологии на уроках русского языка. Как учить русский язык играя с учениками в игры ВЕБИНАР

Урок русского языка, Сухарева С. А., 2018Скачать

Урок русского языка, Сухарева С. А., 2018

15 минут урока Русского языка (Дунина О.А.)Скачать

15 минут урока  Русского языка (Дунина О.А.)

Фрагмент урока русского языка в 7 классе-Мустаева Н.А.Скачать

Фрагмент урока русского языка в 7 классе-Мустаева Н.А.
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.