Родной русский язык конспекты + видео обзор

Конспект урока родного (русского) языка

Урок родного (русского) языка в 5 классе № 7. 21.11.2018.

Тема: Живое слово русского фольклора.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об УНТ; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.

Планируемые образовательные результаты:

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру; развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

о сознавать поставленную задачу, читать и слуша ть, извлекать нужную информацию, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать по зиции и находить общее решение, з адавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

р азвитие у учащихся норм литературного языка; развитие связной речи учащихся;

Планируемые образовательные результаты для учащихся с ЗПР:

1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

1. Учить детей; овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

“ Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спины прямо,
Все легонечко вдохнем,
И урок мы наш начнем”

Блиц-опрос по тексту:

— Как называется ближайший родственник русского языка? (древнерусский язык)

— Как называют первый письменный язык славян? (старославянский или древнеболгарский).

— Кто является автором первой славянской азбуки? (Кирилл (Константин) и Мефодий).

— Сколько букв было в старинном алфавите? (43 буквы)

— Традиционное название славянской азбуки, созданной в 1Х веке? (кириллица)

— Почему назвали азбуку кириллицей? (автор азбуки – просветитель Кирилл)

Что такое метафора? Эпитеты? Сравнение? Олицетворение?

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

На доске буквы: Л, Ь, Ф, О, Л, О, Р, К.

— Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Попробуйте собрать все буквы вместе, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке.

Что получилось? ФОЛЬКЛОР

Запись даты, темы урока, целеполагание.

Проблемный вопрос: почему фольклор называют живым?

Из букв составляют слово, называют ключевое слово темы урока. Записывают тему урока,

Из букв составляют слово, называют ключевое слово темы урока. Записывают тему урока, ставят цели и задачи урока.

3. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Что же такое фольклор?

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

Отвечают на вопросы, записывают определение в тетрадь

Отвечают на вопросы, работают с Толковым словарем, ищут определение, записывают в тетрадь

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Создание кластера по теме «Фольклор»:

Создают кластер, записывают его в тетрадь

Создают кластер, записывают его в тетрадь

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Игра «Отгадай-ка». «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай. (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

6. На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

7) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

8) Семь пятниц на неделе . (Поговорка)

9) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

Отгадывают малые жанры фольклора

Отгадывают малые жанры фольклора, называют жанр

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

1 гр.: «Собери пословицу».

— Корень учения горек, /да плод его сладок

— Ученье – свет, / а неученье – тьма

— Кто хочет много знать,/ тому надо мало спать

— Красна птица перьем, / а человек уменьем.

2 гр.: Конкурс ГОВОРУНОВ.

Шёл Егор через двор

Нёс топор чинить забор.

Фаня в гостях у Вани

У Вани в гостях Фаня.

Пыль по полю летит.

Дала сыворотку из под простокваши.

У Ивашки-рубашка, у рубашки-кармашки.

Кармашки –у рубашки, рубашка-у Ивашки.

3 гр.: конкурс частушек

5 гр.: «Угадай сказку» (составить ключевые слова, по которым класс должен угадать народные сказки).

4 гр.: «Народная песня».

Выполняют задание в соответствии с учебной задачей

Выполняют задание в соответствии с учебной задачей

7. Анализ достижений учащихся.

Оценивают работу свою и товарищей

Оценивают работу свою и товарищей, ставят оценки

8. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.

Ответ на проблемный вопрос: В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает, все жанры фольклора используются в нашей жизни, в устной живой речи, поэтому слово фольклора является живым.

Д.з.: записать пословицы и поговорки (5) на определенную тематику (о труде, об учении, о дружбе) в тетради или напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

Записывают домашнее задание в дневник

Ставят оценки, отвечают на вопрос. Записывают домашнее задание в дневник

1 гр.: «Собери пословицу».

— Корень учения горек, / а человек уменьем.

— Ученье – свет, / да плод его сладок

— Кто хочет много знать,/ мать учения

— Красна птица перьем, / а неученье – тьма

2 гр.: Конкурс ГОВОРУНОВ.

Шёл Егор через двор

Нёс топор чинить забор.

Фаня в гостях у Вани

У Вани в гостях Фаня.

Пыль по полю летит.

Дала сыворотку из под простокваши.

У Ивашки-рубашка, у рубашки-кармашки.

Кармашки –у рубашки, рубашка-у Ивашки.

1. Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Чтоб порадовать гостей!

2. Шире круг, шире круг,

Не одна иду плясать-

3. Мой милёночек не плох-

Посадил он мне горох.

Ну, а я для Сенечки.

Сею в поле семечки!

Мы вчера коров доили

5. Ходи хата, ходи хата

Ходи курица хохлата.

И сметана, и творог!

6. Не хотелось выходить,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла-

7. Если б не было воды-

Если б не было девчат-

Кто бы пел частушки!

5 гр.: «Угадай сказку» (составить ключевые слова, по которым класс должен угадать народные сказки).

Источник

Конспект урока-викторины родного русского языка на тему «Наш родной русский язык» 2 класс

Урок-викторина во 2 –«Д» (коррекционном) классе на тему:

«Наш родной русский язык»
Цель: создать положительную мотивацию к изучению русского языка.

Задачи: научить детей видеть результаты коллективной деятельности; научить грамотно и правильно писать, обогатить их речь; показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, мир грамоты; помочь увидеть «волшебство знакомых слов».

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

2. Самоопределение к деятельности.

Родной русский язык конспекты

-Почему люди не понимают друг друга?

Родной русский язык конспекты

-Почему мальчик не может прочитать письмо?

-На каком языке вы общаетесь с людьми? Какой язык для вас родной?

3. Работа по теме урока.

-Почему мы называем русский язык родным? Поищи ответ в тексте. (работа в паре на индивидуальных листочках)

Родной русский язык конспекты

— Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

-Чтение стихотворений про русский язык.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один! (Тимофей)

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл! ( Дима)

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива! ( Даша)

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть! ( Лиза)

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык! ( Вадим)

Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

-Сейчас пришло время проверить ваши знания по русскому языку. Участвуют три команды.

1 конкурс «Разминка»

· Из чего состоит письменная речь?(из предложений)

· Из чего складываются предложения?(из слов)

· Звуки видят или слышат? (слышат)

· Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)

· Сколько букв в русском алфавите? (33)

· Сколько согласных букв? (21)

· Сколько гласных букв? (10)

· Первый звук в слове Яблоко? (й)

· Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.(кость)

2 конкурс «Отгадай пословицу».

Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной и развивает память. Вот ваше задание: разгадать пословицу по двум словам и объяснить ее смысл.

2)Сам погибай, а товарища выручай.

3)Труд кормит, а лень портит.

3 конкурс «Словарик»

Записать слова в таком порядке, чтобы последняя буква являлась первой последующего)

Например: (капустА-АдреС- СобакА и т.д.)_. Кто больше? (за 1 минуту)

4 конкурс «Из одного слова несколько»

Задание этого конкурса следующее: вам нужно из букв слова ”школьница” составить как можно больше других слов.

5 конкурс «Собери слово»

Составь слова из последних слогов слов.

Облака, кора, отмель-… карамель

Сало, ступа, вата-… лопата

Купи, перо, снежок-… пирожок

Пальма, орлы, ерши-… малыши

Много, чучело, носок-… голосок

Муза, поезда, удача-… задача

— Понравился ли на викторине?

— Трудно или легко было?

— Для чего вам эти знания понадобятся?

Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

Источник

Конспект «Наш родной русский язык».

Родной язык (русский). Класс 5

Тема урока: «Наш родной русский язык».

Цель урока : обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Оборудование: раздаточный материал (тексты – Приложение №1, №2, №3.)

Ход урока:

1. Организационный этап. (Учащиеся разделены на 4 группы по 6 человек, деление – на основе пожеланий учащихся).

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).

После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, мнение каждого важно! Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край.

Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык? Для мотивации учитель читает стихотворение Н. Слепаковой «Кабутта» ( текст дан в приложении № 1 ), после чего обучающиеся делают вывод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали.

— С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).

( Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 2 )

Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

Язык – жизнь народа. (По К. Ушинскому)

Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.

Включение в систему знаний.

Учитель использует ПК (презентует слайды с изображением родного края)

-Итак, в основании языка лежит слово. И у каждого слова есть своя история. Давайте порассуждаем вместе над значением слова Кострома.

Каждая группа может высказывать любые предположения о происхождении этого названия, а складывать ваши идеи мы будем в «Корзину идей» (прием технологии развития критического мышления).

Работа учащихся в группе: идеи учащихся записываются на доске.

В конце работы учащиеся сопоставляют свои предположения с легендами о происхождении названия города (готовят заранее 1-2 ученика)

После подготовленного сообщения об истории происхождения названия города учащиеся делают вывод: история русского языка доказывает, что каждое слово его неразрывно связано с культурой русского народа, с его бытом, жизнью, верованиями.

Рефлексия деятельности ( подведение итогов занятия).

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.

1)Пример синквейна по теме:

-Русский язык (название-существительное)

-Богатый, выразительный (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

2) Пример ТРИЗ-загадки (по признакам):

Меткий, но не стрела

Богатый, но не миллионер

Нужный, но не интернет

Могучий, но не великан.

Пример ТРИЗ-загадки (по действиям):

Учит, а не преподаватель

Обогащает, а не золото

Наполняет, а не вода

Просвещает, а не мудрец.

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

— Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

— Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке

— Анализ информации: известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Многие другие народы называют свой язык «языком матери». Например, в английском его называют mother tongue, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском, какой – в изучаемом вами иностранном языке?

— Расскажите (или напишите) об истории происхождения названий городов, сел, деревень Курской области. (1-2 названия)

Стихотворение Н. Слепаковой «Кабутта»

У Оли в тетрадке опять непорядки.

Писала два утра, писала три утра,

Я вижу – написано слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта – это город на синем просторе?

Но мама подходит и смотрит с улыбкой:

«Ведь это «как будто», но только с ошибкой».

Так вот что такое Кабутта, Кабутта.

Ведь это простое «как будто», «как будто».

Верные и неверные утверждения (эталон)

1 группа (текст К. Паустовского): «Нет ничего …в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком».

2 группа (текст А. Н. Толстого): «Русский язык яркий, как стрела, певучий…, как песня над колыбелью».

3 группа (текст Н. Карамзина): «Наш язык … течет, как гордая величественная река…, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Высказывания писателей о русском языке.

2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)

3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Источник

Конспекты уроков по предмету Родной (русский)язык

Данные разработки уроков предназначены для уроков Родной язык (русский)

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по предмету Родной (русский)язык»

Конспекты уроков по родному ( русскому) языку 2 класс

(используется учебное пособие Александровой «Родной русский язык»)

Тема: По одежке встречают…

Цель: научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Ш ш шапка кушак штаны

Кафтан, рубаха, кокошник, душегрейка, сарафан, сапоги.

Фонетический разбор слова

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1.Из истории языка и культуры «Рубашка и рубить» с.5-6

2.Описание одежды в произведении Блока «Колыбельная песня». Списать 3 предложения. С.6-7

Выполнить синтаксический разбор предложения.

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Описание картины Ф.В.Сычкова «После катания» с.7, Н.П.Бельского «Новая сказка» с.8

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Составить 3 предложения из слов словаря.

Тема: Одежда крестьян в картинах К.Е.Маковского и Ф.В.Сычкова

Цель: научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Тулуп – длинная меховая шуба с высоким воротником.

Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1.Из истории языка и культуры «Платок и платье» с.11

2. Работа над текстом по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» с.11 №6

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

1.Составление рассказа о картинах Ф.В.Сычкова «Подружки», В.Е.Маковский «Игра в бабки» с.13

2.Мудрость в пословицах с.14

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Записать две пословицы об одежде

Тема: Ржаной хлебушко калачу дедушка

Цель: научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Калачи, бублик, баранки, ватрушка, сушка, каравай.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. Знакомство с текстом «Русский обычай» с.14 №1

2. Запись пословиц о хлебе с.15 №2

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Без хлеба сыт не будешь.

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Синтаксический разбор предложений диктанта

Тема: Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

Цель: научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Щи – жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.

Из истории языка и культуры

Похлебка, репня, туря, стряпать, кадушка, коромысло.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1.Выписать значение слов «похлебка, репня, тюря,» с.21

2.Обсуждение эпизода из сказки М.Горького «Про Иванушку-дурачка» с.22

3.Списать текст «Щи» с.24 №4

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Работа с пословицами с.25 № 6

Составить скороговорку с.26 №7

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Напиши одну скороговорку о еде.

Тема: Каша – кормилица наша

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1.Выполнить задания с.26-27 По материалам книги «Россия. Большой лингвострановедческий словарь»

С.27 Прочитать текст, устно рассказать соседу

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Выполнить синтаксический разбор 4 предложения в диктанте.

Тема: Виды каш на Руси

Цель: познакомить с видами каш на Руси,научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Пшённая, овсяная, манная, рисовая, гречневая, перловая, просо, овёс, пшеница, рис, гречиха, ячмень.

Списать толкование слов с.28:

2 вариант – рисовая, гречневая, перловая

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. – Из чего варили кашу в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» с.30

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

1.Определи основную мысль текста с.30 №4

2.Спиши пословицы о кашах с.30-31 №4

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Выдели гласные в пословицах

Тема: Из истории языка и культуры. Контрольное списывание №1. «Полбенная каша»

Цель: проверить знания детей, научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: контроль знаний

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из зёрен полбы. Полба – это полудикий сорт пшеницы, который выращивался на Руси в большом количестве. Полба неприхотлива, она не требует никакого ухода. Ей не страшны ни вредители, ни сорняки. Полбенная каша очень полезная.

6. Анализ достижений учащихся, оценивание.

7. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Выучить одну пословицу о кашах

Тема: Работа над ошибками. Предметы русского быта

Цель: выполнить работу над ошибками, изучить предметы русского быта, научить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактический материал

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Выполнение работы над ошибками.

Кафтан, кокошник, душегрейка, сарафан, сапоги, бублик, калачи, каравай, щи, кадушка, овёс, саночки, лукно.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Из истории языка и культуры с.40

Лукно – гнутый деревянный короб, плетёная корзина.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. Лукошко – маленькое лукно. (выделить суффикс)

2. Мудрость в пословицах с. 39

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Любишь кататься, люби и саночки возить. (выделить суффикс)

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

с.39-40 №5 Выполнение задания.

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Дома. Фонетический разбор слова сани.

Источник

Видео

Родной русский языкСкачать

Родной русский язык

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподаванияСкачать

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания

Русский язык и родной русский язык в школе: современный урокСкачать

Русский язык и родной русский язык в школе: современный урок

родной русский язык 3Скачать

родной русский язык 3

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподаватьСкачать

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

Как люди приветствуют друг друга (Русский родной язык)Скачать

Как люди приветствуют друг друга (Русский родной язык)

родной язык русскийСкачать

родной язык русский

Урок русского родного языка в 5 классеСкачать

Урок русского родного языка в 5 классе

Зачем младшему школьнику уроки родного русского языкаСкачать

Зачем младшему школьнику уроки родного русского языка

Знай русский. 3 класс. Планы-конспекты по русскому языку.Скачать

Знай русский. 3 класс. Планы-конспекты по русскому языку.
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.