Урок родного языка 3 класс «Диалог и монолог»
Урок родного языка 3 класс
Тема : Диалог и монолог
– Познакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями.
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
— Чему учит риторика? (правильной речи)
1. Тренировка дыхания
вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать».
2.Произнеси правильно(вспоминают правило)
оба ( мальчика, стрижа) в обоих (рассказах, квадратах, государствах)
обе ( девочки, ласточки) в обеих (сказках, суммах, странах)
2. Актуализация знаний. Введение в тему занятия.
Саша, ты кем хочешь стать?
— Я хочу быть летчиком, как мой папа. А ты?
— А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?
— Конечно, сможешь. Главное верить в себя!
Я хочу стать детским хирургом как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть добрым и любить детей. Я хорошо учусь, много читаю. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.
— Как мы знаем, существует много разновидностей текста. Их можно классифицировать по разному; например, есть тексты устные и письменные. По другому признаку можно разделить тексты на монологи и диалоги.
Как вы думаете, к какому виду относится текст Саши?
А Миши? Почему? (Дети высказывают свои предположения)
— Над какой темой будем сегодня работать? ( Диалог и монолог)
— Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся в составлении диалогов, составим правила ведения диалога.
3. Первичное усвоение новых знаний.
1. в словаре Ожегова определение понятий диалог и монолог.
Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Диалог – разговор между двумя лицами, обмен репликами.
— Как вы думаете, когда мы в речи используем диалог, а когда монолог?
2. – Предлагаю встретиться вам с нашими любимыми сказочными героями. Определите, какой вид текста они использовали?
-Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?
— Конечно, хочу! А как это делается?
— Проще простого. Пойдём с нами.
— Я самый упитанный, самый воспитанный – мужчина в полном расцвете сил. Я лучший в мире пожарник.
3.Прочитайте отрывок. Определите вид текста.
-Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, так получишь накачку.
-Значит спуску не дают?
-Ох, не дают! Да ещё того гляди – под машину угодишь. Вот, что главное…
-Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?
-Ещё чего придумаете! Я пятое колесо, запасное …
— Сделайте вывод о различии и сходстве монолога и диалога.
Когда в речи используют монолог, а когда диалог?
4. Первичная проверка понимания. Применение новых знаний в измененной ситуации.
— Составьте сами диалог на любую тему в парах. Попробуйте разыграть выбранную ситуацию.(дети показывают по желанию сценки)
2. Риторические задачи
— Представьте себе, что вы попали в зоомагазин. Вам очень понравился разноцветный волнистый попугайчик; у вас возникло желание его купить. Разыграйте два диалога:
а) ваш разговор с мамой; цель разговора – упросить маму купить птичку;
б) разговор с продавцом; цель беседы – узнать, как содержать птицу в домашних условиях (как, чем, сколько раз кормить и т.д.).
— Вы хотите записаться в плавательный бассейн. Но ваша мечта – не просто плавать по дорожкам, а попасть в секцию, где учат прыжкам в воду с трамплина.
Убедите тренера в том, чтобы он взял вас в эту секцию. Разыграйте диалог.
5. Рефлексия( подведение итогов урока)
Родной язык «Диалог и монолог»
Предмет: родной язык
Тема урока: Что такое монолог и диалог?
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Познакомить детей с новыми видами текста: диалог и монолог.
актуализация и конкретизация знаний учащихся о монологе и диалоге;
формирование умения различать способы передачи речи героев в литературных текстах;
формирование умения оформлять диалог на письме;
совершенствование умения отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек;
развитие слуховой и оперативной памяти;
развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие орфографической зоркости учащихся;
формирование познавательной мотивации;
воспитание интереса к предмету;
воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
воспитание аккуратности при работе.
Оборудование и материалы для урока: проектор, интерактивная доска, презентация Smart Notebook.
Цель использования презентации на занятии:
улучшение наглядности изучаемого материала;
увеличение количества предлагаемой информации;
уменьшение времени подачи материала;
повышение учебной мотивации;
совершенствование навыков работы на интерактивной доске;
возможность использования интерактивных средств программы Smart Notebook.
Личностные действия: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
Регулятивные действия: перерабатывать информацию, преобразовывать её; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Познавательные действия: отбирать необходимые источники информации среди предложенных.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
1. Организационный момент (1-2 минуты)
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
7. Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.
9. (Итог урока 2-3 минуты)
а) речевая разминка
Блинчик жуем, Завернем и прикусим. Блинчик с вареньем малиновым вкусным
Посмотрите на доску. Перед вами на слайде 2 текста, прочитайте их.
Ученик смотрел в окно:
-Вот так чудо! Вот кино!
Если по небу плывёт-
Мелкий дождичек идёт.
Если букву поменять,
Говорил Серёжа Вере:
-Я поймал средь ночи зверя.
Этот злобный чёрный зверь
В кладовой сидит теперь.-
Вера молвила Серёже:
— Будь со зверем осторожней.
Наш домашний крокодил
Мебель в спальне проглотил.
-Что можно сказать о первом тексте
-Что можно сказать о втором тексте?
-Как называется речь одного человека?
-Как называется речь двух людей?
— последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью»)
— Разговор художника и капитана парохода в тексте Василия Пескова «Плес»
Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире
-Отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Ровно 25 кило».
Для справки: разговор между двумя людьми называется ДИАЛОГОМ. А из диалога можно понять, что чувствуют и как ведут себя его участники, когда звучит живая речь героев, то нам легче себе их представить
Нужно знать правила записи диалога.
МОНОЛОГ- это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Герой монолога может рассуждать сам с собой: задавать вопросы самому себе и давать ответы самому себе. Человек может произносить монолог вслух перед кем-то или мысленно ПРО СЕБЯ.
На слайде отрывок из стихотворения Корнея Чуковского. У меня зазвонил телефон (без знаков препинания и следующий для проверки со знаками) Давайте вначале допишем предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире.
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
Просмотр отрывка из кинофильма «Морозко» (сцена: Морозко и мачехина дочка лесу).
— Что вы можете сказать об этом диалоге?
Значит, существуют правила ведения диалога.
Поработайте в группах и составьте правила ведения диалога.
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
Первый ответил :- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил :- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил :- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
Кто из вас на уроке был первым работником, выйдите к доске и обозначьте свое мнение синим синим цветом. Кто из вас на уроке был вторым работником, выйдите к доске и обозначьте свое мнение зеленым цветом. Кто из вас на уроке был третьим работником, выйдите к доске и обозначьте свое мнение красным цветом.
Монолог и диалог- это какая речь: письменная или устная? Где их используют?
Монолог- научная статья, газетная заметка, школьное сочинение, заявление, аннотация, письмо и т.п.
Диалог- беседа, интервью, фрагменты художественных произведений, содержащие обмен репликами персонажей.
Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка, литературного чтения (вы будете встречать или сами составлять диалоги на ту или иную тему).
Двадцать лет под кроватью»
«Сколько же я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в ми-
лицию. А милиция придет с собакой-ищейкой…» и т. д.
Отрывок из произведения Василия Пескова «Плес» разговор художника и капитана парохода:
«Левитан побежал к капитану.
– Городок Плес, – равнодушно сказал капитан, – точнее сказать, городишко…
Но художник уже не слушал. Он побежал в каюту за мольбертом и саквояжами».
Виктор Драгунский «Ровно 25 кило».
Ура! Нам с Мишкой дали пригласительный билет в клуб «Металлист», на детский праздник. Это тетя Дуся постаралась: она в этом клубе главная уборщица. Билет-то она нам дала один, а написано на нем: «На два лица»! На мое, значит, лицо и на Мишкино. Мы с ним очень обрадовались, тем более это недалеко от нас, за углом. Мама сказала:
– Вы только там не балуйтесь.
И дала нам денег, каждому по пятнадцать копеек.
И мы пошли с Мишкой.
Там в раздевалке была страшная толчея и очередь. Мы с Мишкой встали самые последние. Очередь чересчур медленно двигалась. Но вдруг наверху заиграла музыка, и мы с Мишкой заметались из стороны в сторону, чтобы поскорее снять пальто, и многие ребята тоже, как только услышали эту музыку, заметались, как подстреленные, и даже стали реветь, что они опаздывают на самое интересное.
Но тут, откуда ни возьмись, выскочила тетя Дуся:
– Дениска с Мишкой! Вы чего там колготитесь-то? Сюда давайте!
И мы побежали к ней, а у нее свой отдельный кабинет под лестницей, там щетки стоят и ведра. Тетя Дуся взяла наши вещи и сказала:
– Здесь и оденетесь, чертенята!
И мы понеслись с Мишкой по лестнице, через ступеньки, наверх. Ну, а там действительно было красиво! Ничего не скажешь! Все потолки были увешаны разноцветными бумажными лентами и фонариками, всюду горели красивые лампы из зеркальных осколков, играла музыка, и в толпе ходили наряженные артисты: один играл на трубе, другой – на барабане. Одна тетенька была одета как лошадь, и зайцы тоже были, и кривые зеркала, и Петрушка.
А в конце зала была еще одна дверь, и на ней было написано: «Комната аттракционов».
И, правда, там были разные затеи. Например, там висело яблоко на нитке, и надо было заложить руки за спину и так, без рук, это яблоко грызть. Но оно вертится на нитке и никак не дается. Это очень трудно и даже обидно. Я два раза хватал это яблоко руками и кусал. Но мне не давали его сгрызть, а только смеялись и отнимали. Еще там была стрельба из лука, а на конце стрелы не наконечник, а резиновая нашлепка, она присасывается, и вот, кто попадет в картонку, в центр, где нарисована обезьяна, тому приз – хлопушка с секретом.
– Это я еще не пристрелялся! Если бы дали пять стрел, я бы пристрелялся. А то дали одну – где тут попасть!
– Давай, давай! Гляди-ка, я сейчас же попаду в обезьянку!
И дяденька, который распоряжался этим луком, дал мне стрелу и говорит:
– Ну, стреляй, снайпер!
И сам пошел поправить обезьянку, потому что она как-то покосилась. А я уже прицелился и все ждал, когда он поправит, а лук был очень тугой, и я все время приговаривал: «Сейчас я убью эту обезьянку», – и вдруг стрела сорвалась, и хлоп! Вонзилась дяденьке в лопатку. И там, на лопатке, затрепетала.
Все вокруг захлопали и засмеялись, а дяденька обернулся как ужаленный и закричал:
– Что тут смешного? Не понимаю! Уходи, озорник, нет тебе больше никакого лука!
– Я не нарочно! – и ушел от этого места.
Просто удивительно, как нам не повезло, и я был очень сердитый, и Мишка, конечно, тоже.
И вдруг видим – стоят весы. И к ним небольшая веселая очередь, которая быстро движется, и все тут шутят и хохочут. И около весов клоун.
– Становись, взвешивайся. Если в тебе окажется двадцать пять кило весу, тогда твое счастье. Получишь премию: годовую подписку на журнал «Мурзилка».
– Мишка, давай попробуем?
Гляжу, а Мишки нет. И куда он подевался, неизвестно. Я решил один попробовать. А вдруг я вешу ровно 25 кило? Вот будет удача!
А очередь все движется, и клоун в шапке ловко так щелкает рычажками и все шутит да шутит:
– У вас семь кило лишних – меньше кушайте мучного! – Щелк-щелк! – А вы, уважаемый товарищ, еще мало каши ели, и всего-то вы тянете девятнадцать килишек! Заходите через годик. – Щелк-щелк!
И так далее, и все смеются, и отходят, очередь движется, и никто не весит ровно двадцать пять кило, и вот доходит дело до меня.
Я влез на весы – рычажки щелк-щелк, и клоун говорит:
– Ого! Знаешь игру в горячо-холодно?
– У тебя довольно горячо получилось. Твой вес двадцать четыре кило пятьсот граммов, не хватает ровно полкило. А жаль. Будь здоров!
Подумаешь, всего только полкило не хватает!
У меня совсем настроение испортилось. Вот какой день невезучий!
И тут Мишка появляется.
– Где это ваша милость пропадает?
– Хорош, нечего сказать. Я тут стараюсь, «Мурзилку» выигрываю, а он ситро пьет.
И я ему все рассказал. Мишка говорит:
И клоун щелкнул рычажком и захохотал:
– Небольшой перебор-с! Двадцать пять кило пятьсот граммов. Вам надо похудеть. Следующий!
Мишка слез и говорит:
– Эх, зря я ситро пил…
– А при чем здесь ситро?
– Я целую бутылку выпил! Понимаешь?
Мишка даже разозлился:
– Да разве ты не знаешь, что в бутылке помещается ровно пол-литра воды?
Тут Мишка прямо зашипел:
– А пол-литра воды – это и есть полкило. Пятьсот граммов! Если бы я не пил, я бы весил ровно двадцать пять кило!
И тут меня словно осенило.
– Мишка, – сказал я, – а Мишка! «Мурзилка» наш!
– А таким. Пришло мое время ситро пить. У меня как раз пятьсот граммов не хватает!
Мишка даже подскочил:
– Все ясно, бежим в буфет!
И мы быстро купили бутылку воды, продавщица ее откупорила, а Мишка спросил:
– Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра, недолива не бывает?
– Ты еще маленький такие глупости мне говорить!
Я взял бутылку, сел за столик и начал пить. Мишка стоял рядом и смотрел. Вода была очень холодная. Но я выпил полный стакан просто залпом. Мишка сейчас же налил мне второй, но там еще осталось на дне довольно много, и мне уже не хотелось больше пить.
– Давай не задерживай.
– Уж очень холодная. Как бы ангину не схватить.
– Ты не будь мнительным. Говори, струсил, да?
– Это ты, наверно, струсил.
И стал пить второй стакан.
Он довольно трудно в меня лился. Я как только три четверти этого второго стакана выпил, так понял, что я уже полный. До краев.
– Стоп, Мишка! Больше не войдет!
– Войдет, войдет. Это только так кажется! Пей.
Я попробовал. Не лезет.
– Ты чего расселся, как барон! Ты встань, так влезет!
Я встал. И, правда, допил стакан каким-то чудом. А Мишка сейчас же налил мне все, что оставалось в бутылке. Получилось больше, чем полстакана.
– А как же я не лопнул? Я ведь тоже думал, что лопну. Давай поднажми.
– Мишка. Если. Я лопну. Ты. Будешь. Отвечать.
И я опять стал пить. И все выпил. Просто чудеса какие-то! Только я говорить не мог. Потому что вода перелилась уже выше горла и булькала во рту. И понемножку выливалась из носа.
И я побежал к весам. Клоун не узнал меня. Он сделал «щелк-щелк» и вдруг закричал на весь зал:
– Уррра! Есть! Точно. Тютелька в тютельку. Годовая подписка на «Мурзилку» выиграна. Она досталась мальчику, который весит ровно двадцать пять килограммов. Вот квитанция, сейчас я ее заполню. Похлопаем!
Он взял мою левую руку и поднял ее вверх, и все захлопали, и клоун спел туш! Потом он взял вечное перо и сказал:
– Ну! Как тебя зовут? Имя и фамилия? Отвечай!
Но я молчал. Я был наполненный и не мог говорить.
Тут Мишка закричал:
– Его зовут Денис. Фамилия Кораблев! Пишите, я его знаю!
Клоун протянул мне заполненную квитанцию и сказал:
– Скажи хоть спасибо!
Я мотнул головой, а Мишка опять закричал:
– Это он говорит «спасибо». Я его знаю!
– Ну и мальчик! Выиграл «Мурзилку», а сам молчит, как будто воды в рот набрал!
– Не обращайте внимания, он застенчивый, я его знаю!
И он схватил меня за руку и поволок вниз.
И я на улице немножко отдышался. Я сказал:
– Мишка, мне как-то не хочется нести эту подписку домой, раз во мне только двадцать четыре с половиной кило.
– Тогда отдай мне. Во мне-то аккурат двадцать пять. Если бы я не пил ситро, я бы сразу ее получил. Давай сюда.
– Что ж, я, по-твоему, напрасно страдал? Нет уж, пусть она будет наша общая – напополам!
Конспект урока родного языка «Диалог»
Учитель:Просветова Светлана Владимировна
Урок родного(русского)языка 5кл.
Тема: Формы речи: монолог и Диалог
Цель урока: формирование умений:
— находить диалог в текстах;
— расставлять знаки препинания при диалоге.
— развитие умения формулировать определение понятий;
-формирование первичного представления о диалоге;
— формирование умений находить диалог в тексте и составлять его;
— совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи;
— обогащение словарного запаса учащихся.
Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать
сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; формировать умение формулировать тему урока, цели урока; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Коммуникативные: строить связное монологическое и диалогическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности работы в паре; правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога, составление и ведение диалога, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: формировать устойчивую мотивации к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.
Основные понятия: диалог, монолог, реплика, слова автора, тире.
Решаемые проблемы: Что такое диалог? Как отличить диалог от прямой речи? Как ставить знаки препинания при диалоге?
1. Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа по карточкам
Списать, расставить знаки препинания.
Вот тут-то и появился Лис.
Здравствуй сказал он.
Здравствуй вежливо ответил Маленький принц и оглянулся но
Я здесь послышался голос. Под яблоней.
Кто ты? спросил Маленький принц. Какой ты красивый!
К словам автора допиши прямую речь.
— Что такое прямая речь?
— Из каких частей состоит прямая речь?
— Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора
2.Постановка проблемного вопроса?
Я люблю беседовать с друзьями, потому что
Правильное построение беседы поможет мне..
3. Формулирование темы урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог»
Цель нашего урока? Узнать. Что такое диалог и правила оформления диалога на письме.
Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?
Диалог, монолог, реплика.
Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)
Реплика (от лат. replico — возражаю) Ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.
4. Правила оформления диалога.
Особенности оформления диалога без слов автора.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
— Кто разговаривает в этой сказке?
— В чём особенность этого диалога?
— Как вы думаете, что такое диалог?
Прочитаем определение в учебнике.
— Из каких частей состоит диалог?
— Обратим внимание, как диалог оформляется на письме.
Реплики заключаются в кавычки
Перед каждой репликой ставят знак «- »
Фразы записывают в строку
Реплику каждого лица записывают с новой строки
— Из каких частей он состоит?
— Как диалог оформляется на письме?
Домашнее задание. Составление своего диалога.
Презентация по русскому родному языку на тему «Секреты речи и текста. Задаём вопросы в диалоге»(4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Секреты речи и текста.
Задаём вопросы в диалоге.
Урок родного русского языка в 4 классе, подготовила Руденко С. И,
учитель начальных классов, первой категории,
МАОУ СОШ №15,г.о.Балашиха
Эпиграф урока:
СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ СООБЩАТЬ ДРУГОМУ. М. В. Ломоносов
Прием «Корзина идей»
1. Разговор двух или нескольких лиц –
это диалог.
2. Диалог состоит из
обмена репликами между говорящими.
3. Какими могут быть предложения с по цели высказывания?
Повествовательными, вопросительными, побудительными.
4. Какие слова необходимо использовать при разговоре с незнакомыми или взрослыми людьми?
Пожалуйста, спасибо, извините, будьте добры.
5.Назовите вид общения, который сейчас происходит между нами.
Диалог.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики диалога адресованы собеседнику. Поэтому диалог немного напоминает теннис с мячиком, который передается от одного игрока к другому.
В зависимости от целей, задач, роли собеседников, ситуации общения можно выделить следующие типы диалогов:
Любой диалог имеет свою структуру.
Существуют правила ведения диалога. Необходимо дополнить высказывания.(работа в порах
1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая ………………………. и тебе, и собеседнику.
4. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ.
5. Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно
тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
Правила ведения диалога.
1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая интересна и тебе, и собеседнику.
4. Учись внимательно слушать собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не перебивай его, пока он не закончил свой рассказ.
6. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
В диалоге важно учитывать, кто твой собеседник — малыш, ровесник, взрослый (родственник, учитель, сосед, друг семьи). От этого зависит, какие слова ты будешь использовать.
Определите, кому адресованы эти вопросы. Почему вы так считаете?
Вы не подскажете, который час?
Катя, ты можешь мне передать словарь? Пойдём сегодня на каток?
Вы разрешите мне взять линейку?
Не могли бы вы позвать Аню к телефону?
Ты не знаешь, как Андрей себя чувствует?
Найдите среди этих вопросов те, в которых «спрятана» просьба.
Придумайте свои вопросы для сверстников и взрослых.
-Как вы думаете, всегда ли с огромным желанием люди отвечают на последние два вопроса?
Вопросы в диалоге могут быть
Корректными и некорректными
Как задать вопрос, чтобы тебе обязательно ответили?
(проблемная ситуация)
Представьте, что вы собираетесь поехать в незнакомый город и хотите узнать о нём у тех, кто там побывал.
Сначала задайте свои вопросы ровеснику, а потом — взрослому.
Запишите в тетрадь несколько вопросов и ответы на них.
Задание 3: Представьте, что ребята играют в волейбол, мяч улетел за пределы волейбольной площадки и оказался рядом со скамейкой. В одном случае на скамейке сидит девочка, а в другом — две женщины. Ребятам нужно спросить, не могут ли им подать мяч. Разыграйте возможные диалоги.
Итог урока:
Диалог состоится, будет полезным и интересным, если:
проявлять друг к другу уважение, терпение, внимание;
говорить и спрашивать без раздражения, спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью;
строить свой вопрос или высказывание так, чтобы их содержание было понятно собеседнику и чтобы не обидеть его.
Рефлексия: Вам необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке:
Домашнее задание:
Придумайте диалог, соблюдая два условия: в вашем диалоге обязательно должны быть вопросы и одна из данных ниже пословиц.
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
Доброе слово дом построит, злое слово разрушит.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео
Русский язык. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Шаг первый. ВидеоурокСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№3 - Монолог и диалог.)Скачать