Родной язык способы получения информации + видео обзор

Методы получения информации

Существует всего четыре метода получения данных: анализ имеющихся документов, опросы, интервью и прямое наблюдение. Впрочем, нужно иметь в виду, что за каждым из них стоит немало различных приемов.

Родной язык способы получения информацииЗдесь представлена классификация методов сбора данных Родной язык способы получения информации

Коммуникативные методы сбора данных подразумевают непосредственный контакт источника и наблюдателя. Источник при этом является человеком или процессом. Текстологические методы в качестве источника используют имеющиеся документы.

Пассивные и активные методы различаются тем, что в первых ведущая роль по извлечению знаний принадлежит источнику, наблюдатель при этом не управляет потоком исходящих от источника данных. В активных методах инициатива на стороне наблюдателя.

Групповые методы отличаются от индивидуальных не только тем, что в групповых методах присутствует множественный источник данных. Такие методы могут существенным образом ориентироваться на взаимодействие нескольких источников. Например, «круглый стол» – это не изолированное высказывание мнений нескольких людей, это обсуждение, которое включает реакцию одних на позицию других.

Заметим, что сбор данных представляет собой не такую простую процедуру, чтобы отказываться от помощи специалистов. От наблюдателя требуется широкий набор навыков и опыта. Без них данные будут другого качества. Их анализ даст другие результаты. Экономия на сборе данных может привести к неверным решениям.

Наблюдение – это процесс непосредственного просмотра и документирования реального события или его имитации. Оно проводится без вмешательства наблюдателя в ход события. Участники события могут выполнять свои роли двояко: 1) не обращая внимания на наблюдателя или 2) специально для него комментируя свои действия. Имитация реального события используется в тех случаях, когда участие постороннего человека, в данном случае наблюдателя, невозможно. В ходе наблюдения формируется протокол, который в дальнейшем может дополнительно обсуждаться с участниками события. Собираемые в ходе наблюдения данные могут иметь различную форму: видеозапись или словесное описание того, что происходит, стенограмма, численные массивы или показатели. В зависимости от собираемых данных выбирается и дальнейший метод их обработки.

Родной язык способы получения информацииНаблюдение – метод вполне достаточный для изучения только более простых явлений. Наблюдение собирает то, что ему предлагает мир вокруг. Опыт же берет то, что он хочет. И. Павлов

Протокол схож с наблюдением. В данном случае участники также обязательно комментируют свои действия, но при этом они еще и объясняют, почему предпринимают именно такие действия. Это дает возможность не просто получить «картинку», как при наблюдении, но и установить причинно-следственные связи в поведении «действующих лиц».

«Мозговой штурм» или «мозговая атака» – метод, позволяющий максимально раскрепостить и активизировать творческое мышление участников. Источники данных генерируют идеи по заданной теме.

Это обсуждение какой-либо проблемы или ситуации. Задача такого обсуждения – коллективно, с разных точек зрения, под разными углами исследовать спорные гипотезы.

Игра – это воссоздание реальной деятельности. Ролевые игры по форме схожи с экспертными (смотри ниже). Здесь участникам предлагается «играть» не себя, а заранее определенные и подготовленные роли.

Свободный диалог – это беседа источника и наблюдателя. Его еще иногда называют неструктурированным интервью. В таком диалоге нет жестко регламентированного плана и списка вопросов. Диалог предполагает равенство участников, уникальность каждого из них, столкновение мнений. В диалоге наблюдатель тоже в большой степени является источником данных и знаний, но пополняет их с помощью другого источника.

Эта группа методов является наименее разработанной и менее других формализована. Результаты извлечения знаний и данных здесь существенно зависят от опыта и навыков наблюдателя. Процесс наблюдения в данном случае практически совпадает с процессами обработки и анализа. Текстологические методы применяются для извлечения фактических сведений и знаний из учебников, статей, монографий и других носителей, необязательно представленных в виде текста. Например, это может быть видео запись мероприятия, пересказ очевидца события. Задача обработки такого рода материалов заключается в том, чтобы понять и выделить «закопанный» смысл. Работа по извлечению данных из учебников, специальной литературы и документов может значительно различаться в связи с тем, что уровень концентрации необходимой информации, соотношение специальных и фоновых сведений сильно варьируются. В учебнике материал излагается наиболее структурировано. В документах – очень сжато, без комментариев, то есть фоновых знаний, облегчающих понимание материала неспециалистами. Самая простейшая схема извлечения данных включает выделение из текста ключевых слов, которые имеют отношение к интересующему нас вопросу, и составление сжатых формулировок фактов или утверждений, включающих или имеющих отношение к выделенным ключевым словам. На выходе вместо громоздкого текста вы имеете компактный список высказываний. Таким образом, вы получаете первичные данные, которые нуждаются в дальнейшей обработке. Кроме того, установление списка материалов, которые придется изучать, также представляет собой нетривиальную задачу.

Источник

Доклад: Способы получения информации

Департамент профессионального образования

ФГОУ СПО «Моршанский строительный колледж»

«Способы получения информации»

студентка группы 400 «Б»

Проверила: Саттарова Р.М.

Человек живёт в информационном пространстве, являясь источником и потребителем информации. Источником информации является любое изменение состояния или положения на любом уровне мироздания. Поскольку одним из основных атрибутов жизни является движение, сама жизнь является тоже источником информации.

В данной контрольной работе я расскажу о том, какая информация существует и о способах ее получения информации.

Информация может быть:

· открытой (более или менее доступной);

· полузакрытой (не засекреченной, но контролируемой теми, кого она касается);

· секретной (полагаемой по различным соображениям ключевой в определенных ситуациях).

Главными носителями информации являются:

· Случайный источник. Иногда бывает, что какой-то подвернувшийся вам индивид совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывается носителем уникальной фактуры.

· Официальные документы. К ним принадлежат личные дела и медицинские карты, докладные, объяснительные записки и письма в разные инстанции, всевозможные задокументированные данные, собранные официальными (отдел кадров, жилконтора, милиция. ) службами об интересующем Вас лице или организации.

· Деловые бумаги и архивы. Это всевозможные договоры, отчеты, факсы, письма, методички, внутренние телефонные справочники, меморандумы и прочие бумаги, связанные с деловой активностью человека или организации. Они представляют первосортный источник конфиденциальной информации, позволяющей ориентироваться в делах объекта, прояснять его намерения и методы работы, прогнозировать поступки и возможности, выявлять функционеров и связи. Достоверность информации при этом преимущественно высшая.

· Носители машинной информации. Оптимальным источником, существующим во многих организациях, представляется банк данных, занесенный в ЭВМ. Сведения, хранимые там, зафиксированы на неизвлекаемых (жестких дисках) или извлекаемых (гибких дисках) магнитных носителях и способны выводиться на бумажную распечатку (листинги). Впрочем, оснащение фирмы компьютерами в общем-то не означает, что они там эффективно пользуются или что в них есть ценная информация.

· Личные бумаги и архивы. В этот замечательный набор фактуры входят записные книжки, разные пометки на листках календаря, дружеские и интимные письма, поздравительные открытки, фотографии, аудио- и видеозаписи, дневники и т.д. Такие данные попросту неоценимы при активной разработке вызвавшего интерес объекта с тщательным выявлением его контактов и полным пониманием реальных возможностей для последующего устранения, шантажа, манипулирования или вербовки.

· Обнародованные сведения. К ним относятся отловленные публикации в газетах и журналах, радио- и телесюжеты, читанные где-то лекции и выступления. Такие источники знакомят с кулуарными материалами, открывают новых носителей информации и заметно сокращают труд по разрабатыванию объекта. Качество фактуры здесь значительно зависит как от компетентности и побуждений автора, так и от намерений и репутации тех, кто конкретно предоставил ему слово.

· Подметные письма и самиздат. Любопытнейшую информацию могут содержать тиражированные тем или иным способом листовки, обращения либо заметки, каковые не хотят, да и не могут издавать официально. Все это забрасывается в народ с целью опорочить некое лицо или организацию, ознакомить с положением дел в конкретной области, вызвать смуту и разброд в мышлении обывателей.

3. Средства беспроводной и проводной связи:

· Телефон. Будучи наиболее распространенным инструментом, обеспечивающим человеческое общение, телефон способен легко выдавать секреты своего владельца.

· Телеграф, телетайп, телефакс. По каналам этих аппаратов циркулирует как графическая так и знаковая информация, выводимая на бумажные носители, что весьма удобно в деловых взаимоотношениях.

· Персональные радиостанции. Применяемые для служебной и гражданской радиосвязи оные модели отличаются эфирной обнаженностью.

4. Электронные системы обработки информации:

Компьютер. Компьютеры отдельных структур связаны между собой посредством телефонной сети, что нередко позволяет изымать из них фактуру даже пребывая в другом городе.

Сотовые и транковые радиосистемы. Данные мобильные устройства для словесного (радиотелефон) и знакового (пейджер) общения весьма удобны в обращении, но открыты для обычного эфирного радиоперехвата соответствующим сканером (если нет защитного кодирования. ) либо “двойником” используемого аппарата

5. Разные отслеживаемые факторы:

· Подслушивание. Тайно слушать можно как формальные (деловые), так и неформальные (дружеские и интимные) разговоры.

· Тайное наблюдение. Наблюдать приходится как за индивидом, так и за стационарным объектом. Скрытное слежение за человеком позволяет выяснить его контакты, места встреч, маршруты, явные привычки, образ жизни и все прочие аспекты, необходимые при детальной разработке некоего лица или организации.

· «Засекание» слухов. Эти неподтверждаемые сообщения, циркулирующие в определенных контингентах людей полезны тем, что намекают на предполагаемые знания и ожидания среды (“слух снизу”), а иной раз и на игры тех или иных сил (“слух сверху”).

Прояснение образа действий. Анализируя реакции объекта на слова и поведение различных людей, на обычные и экстремальные обстоятельства, можно довольно точно определить его цели и мотивы, силы и слабости, уровень подверженности чужому влиянию, информированность, ключевых партнеров, методы используемых действий.

Выйдя на тот или иной источник информации, четко просчитайте:

1. Его наличные и потенциальные возможности,

2. Допустимые пределы использования,

3. Степень его надежности.

В заключение хотелось бы подвести итог вышесказанному.

Получение информации – это всегда взаимодействие субъекта либо с объектом, либо с предметом носящем или хранившем в себе информацию. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, субъект должен учитывать:

· общие и конкретные цели (для какой конкретной цели его собирают);

· доступность источников информации;

· сроки сбора информации;

· степень надёжности информации.

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в процессе сбора информации субъекту необходимо знать и уметь использовать все источники информации.

Источник

7.04.20 8 класс Родной русский язык Тема: Способы получения и переработки информации

Работа с книгой.

Опыт показывает, что порой учащиеся испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.

Лист самооценки учебных умений (оцените себя от 0 до 5 баллов)

Компоненты учебной деятельности

На занятиях умею слушать преподава­теля и записывать основной махериал

Умею читать схемы, графики, таблицы

Умею выступать на семинарах и аргу­ментировано защищать свои позиции

Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме

Умею составлять аннотации

Умею составлять назывной план по любому информационному тексту

Умею конспектировать статьи, книги

Умею составлять тезисы

Умею использовать и оформлять цитаты

Умею составлять рецензию на прочитанный текст

Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты

Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге).

Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.

— Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.

— Скоростное чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;

разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;

критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;

творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы

Задание

Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими видами чтения.

При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.

1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Желательно иметь под рукой справочники и словари.

3. Чтение должно быть активным, т.е. чтением-размышлением. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его усвоить.

4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему новому она вас научила.

5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе знаний.

6. Следует по возможности связывать содержание книги с собственным жизненным опытом.

7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попытаться разобраться в них самому и только потом обратиться за помощью к преподавателям.

Подготовка обзора проходит в несколько этапов.

Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты и журналы.

Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.

Определить, какую помощь может оказать это в практической деятельности.

Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы одноклассники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать.

Формы фиксации прочитанного могут быть разными:

— простого или сложного плана информационного текста,

-тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.

Домашнее задание. Подготовьте и оформите обзор какого-либо периодического издания, опираясь на полученные советы (к первому уроку после карантина).

Источник

Презентация к уроку родного русского языка 8 класс «Информация: способы и средства её получения и переработки»

Родной язык способы получения информации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Владеть родным языком — это значит знать поэзию, прозу, происхождение слов и выражений, владеть смысловыми и стилистическими богатствами слова, синтаксическими конструкциями, понимать эстетику слова и культивировать её как важнейшую часть духовной экологии. Не зря же говорят, что родным языком человек овладевает всю жизнь. Родной язык нельзя «проходить», как проходят другие школьные дисциплины. «Проходя» язык, человек пройдёт мимо сокровищ, не станет подлинным гражданином Отечества. Лев Иванович Скворцов – российский лингвист, автор «Большого толкового словаря правильной русской речи»

Двадцать шестое ноября. Классная работа. Информация: способы и средства её получения и переработки

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество тракто­вок. В обыденной, жизни под информацией понимают всякого рода со­общения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющих его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Источники информации: — телевизор, — радио, — интернет, — газета, — журнал, — книга, — часы, — телефон.

БУМАЖНАЯ КНИГА Бумажная книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая информация, имеющее, как правило, твердый переплет.

ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА Электронная книга – класс мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения книг в электронном (цифровом) формате.

ИНТЕРЬЕРНАЯ КНИГА В русскоязычных контекстах это название встречается преимущественно на английском – coffee table book (букв, «книга для кофейного столика») и обозначает иллюстрированное подарочное, обычно крупноформатное издание в твёрдой обложке, используемое, главным образом, как предмет интерьера, элемент дизайна, статусный атрибут либо выставочный экспонат.

Шебби – бук – это книга сделанная из ткани. Используется для украшения интерьера.

Флипбук – книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально.

Виммельбух – детская развивающая книжка крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.

Книга – театр (понорамка). Читая такие книги, мы попадаем в мир сказки. При открывании каждой страницы книги, как по волшебству перед нами оживают объемные картинки из тонкого картона.

Книга раскладушка – это когда страницы книги сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать ее нужно раскладывая и складывая страницы

Каким будет чтение завтрашнего дня?

Родной язык способы получения информации

Родной язык способы получения информации

Родной язык способы получения информации

Родной язык способы получения информации

Родной язык способы получения информации

Родной язык способы получения информации

Урок родного русского языка к учебнику О.М. Александровой. 8 класс

Номер материала: ДБ-1521579

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку на тему

Родной язык способы получения информации

Подбор заданий и упражнений для освоения различных способов обработки полученной информации:

1) план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв;

2) конспекты ( плановые, текстуальные, свободные, тематические и их осо бенности );

3) схема-конспект, струк турно-логическая схема;

Скачать:

Предварительный просмотр:

« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации»

Подбор заданий и упражнений для освоения различных с пособов обработки полученной информации:

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у детей умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них – ведение записей. Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.

Существует несколько форм ведения записей. Было бы неправильным рекомендовать только какую-либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти.

Основные формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

П Л А Н – это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.

В Ы П И С К И – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка, изучаемого источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.

Т Е З И С Ы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.

А Н Н О Т А Ц И Я – это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление об источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.

Р Е З Ю М Е– краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.

Задания для обучающихся:

— У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…

— Любое время года надо принимать хорошо.

— Дождь мы должны встречать с добротой.

— Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.

— В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.

— Дождь и снег – любое время года надо благодарно принимать.

1.Цитата: П.р.+ а (все варианты знаков)

в) «Ци…та» (многоточие на месте пропуска слов в цитате)

(Таблицу можно заполнить и во время объяснения материала)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

ЦИТАТА (дословная выдержка из какого-либо текста) является одним из способов передачи чужой речи. Автор приводит ее для подтверждения или пояснения своей мысли.

Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.

Евгений Носов писал: «Я давно приметил прямую, неразрывную связь между характером произведения и личностью его творца».

Если цитата включается в авторский текст как часть предложения, то она тоже выделяется кавычками, но пишется строчная буква:

Евгений Носов писал, что «автор принадлежит к тем не частым писателям, которых потом многократно перечитывают».

Если в цитате пропускаются какие-то слова или предложения, то на их месте ставится многоточие.

Евгений Носов утверждал: «Константин Воробьев любил работать в горячем цехе, со словом, которое только что из пламени пылающего воображения. Оно еще дышит жаром… обжигает самого мастера, и тот… гранит его на звонкой наковальне».

Эпиграф обычно кавычками не выделяется, а ссылка на автора и на источник дается на следующей строке:

Константин Воробьев принадлежит к тем не частым писателям, которых потом многократно перечитывают (Е. Носов).

Работа с учебником может быть активизирована следующими вопросами и заданиями:

Задания для обучающихся:

Определение типа конспекта

Цель написания конспекта

Внешний вид конспекта

Д.С.Лихачёв «О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ»

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, – иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.

Теоретический материал к уроку

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта. Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта. При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причине вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой конспект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его. Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше. Бывает так, что исследователь написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы, вкладные листки и др. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать — его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовывать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картотеки, наконец, конспекты и другие записи. Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий.

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Алгоритм правописания гласных О, Е, Ё после шипящих

Источник

Видео

Видеоурок по информатике "Способы получения информации"Скачать

Видеоурок по информатике "Способы получения информации"

Источники и каналы получения информацииСкачать

Источники и каналы получения информации

Все способы получения информации на наших сайтахСкачать

Все способы получения информации на наших сайтах

Видео-тренинг. Способы получения информацииСкачать

Видео-тренинг. Способы получения информации

Руководство по дыхательному методу Вима ХофаСкачать

Руководство по дыхательному методу Вима Хофа

Как получать бриллианты в игре Мои поющие монстры - все легальные методы в этом видеоСкачать

Как получать бриллианты в игре Мои поющие монстры - все легальные методы в этом видео

Естественные и формальные язык. Формы представления информации | Информатика 7 класс #8 | ИнфоурокСкачать

Естественные и формальные язык. Формы представления информации | Информатика 7 класс #8 | Инфоурок

КАК ЛЕГКО И БЫСТРО УЧИТЬ ЯЗЫКИ?Скачать

КАК ЛЕГКО И БЫСТРО УЧИТЬ ЯЗЫКИ?

113. Получение информации.Скачать

113. Получение информации.

11 Секретов, Чтобы Запоминать Все Быстрее ОстальныхСкачать

11 Секретов, Чтобы Запоминать Все Быстрее Остальных
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

Название: Способы получения информации
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: доклад Добавлен 00:30:01 07 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1868 Комментариев: 15 Оценило: 6 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать