Родной язык тема речевой этикет + видео обзор

Презентация. По родному языку по теме: «Речевой этикет»

Родной язык тема речевой этикет

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Из романа «Дон Кихот» (авторское название романа «Славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский», 1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616).

Открытый урок по родному языку Тема: «Речевой этикет: нормы и традиции» Подготовила: Учитель русского языка и литературы Левина Л.В.

Речевой этикет — это правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться.

Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Задание 2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы: 1.Позовите Машу. 2.Здравствуйте, позовите Машу. 3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

Задание 4: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече? 1.Да. 2.Нет. 3.Можно, но не обязательно. 4.Можно, заменив слова улыбкой

Задание 5 : Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время? 1.Скажите, сколько сейчас часов? 2.Вы не подскажите, который час? 3.Скажите, пожалуйста, который час? 4.Сколько времени?

«А вы могли бы?» Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека: 1.грусть, плохое настроение. 2.сомнение. 3.растерянность, нерешительность. 4.восторг, восхищение.

Вопросы: 1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? 2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? 3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? 4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

«Инсценировка» Сейчас вам предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. 1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя. 2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы. 1.покраснеть от … 2.позеленеть от … 3.побелеть от … 4.порозоветь от … 5.потемнеть от …

Выводы по уроку. Рефлексия. – Вспомните тему нашего урока. Чему мы должны были научиться на уроке? Что удалось? Что не удалось? Важно ли употреблять в речи вежливые слова? Какую роль играют эти слова в жизни человека? Ученики: Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья. Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Что не понравилось, что хотелось бы изменить?

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Номер материала: ДБ-1511079

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка урока по родному (русскому языку) на тему «Речевой этикет»
план-конспект урока (7 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по родному (русскому) языку в 7 классе

Тема. Традиции русской речевой манеры общения.

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение читают учащиеся класса

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел…Пока! Всего!»

— Каких вежливых слов не знает мальчик?

— Умеете ли вы ими пользоваться?

Ответы детей. Определяют основную мысль стихотворения, тему, цель урока, задачи.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

( Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

А теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и этикет».

Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

Противоречит тому, что вы думали, что знаете.

То, что не понятно и вызывает вопросы.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства нас учат, как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ (от греч. ЭТОС – «правильный», «верный»), a свод правил грамотного поведения называется ЭТИКЕТОМ.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и ухаживать за девушками».

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

«Юности честное зерцало».

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах. Л. Г. Антонова

Чтение текста. Обсуждение по вопросам:

— Скажите, какую новую информацию вы получили?

— С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

— Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!» В русском языке существуют десятки способов приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло! и т.п.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: «приветик», «салютик», «наше вам» и т.п.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Источник

Родной (русский) язык. План урока для 8А. Тема «Речевой этикет и вежливость» (17.10.20)

Родной (русский) язык, 8А класс

Тема: Речевой этикет и вежливость

Добрый день, учащиеся 8А!

Задание 1. Вспомним! (Устно)

— Что такое речевой этикет?

-Что такое речевая ситуация?

Проверьте себя: Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

— Что такое этикетные слова?

Задание 2. Теоретический материал.

Прочитайте статью в электронной версии учебника (с. 29-35) «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности».

Задание 3. Закрепление. Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Какие правила речевого общения и речевого поведения отражены в данных пословицах. О каких нравственных качествах человека говорится в пословицах?

Какие еще русские пословицы, отражающие речевое поведение, Вы знаете? Запишите их (не менее 5).

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Задание 4. Пользуясь толковыми словарями и словарями синонимов, найдите не менее пяти синонимов к слову вежливость в современном русском языке. Запишите их значение и стилистические пометы.

— Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими понятиями познакомились?

— Речевой этикет – это…

— Речевая ситуация – это…

— Назовите элементы речевой ситуации.

Выполните задание 2,3 на Учи. Ру.

Домашнее задание будет продублировано в ГИС «ЭО».

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Номер материала: ДБ-1471585

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе по теме: «Речевой этикет: нормы и традиции»

Родной язык тема речевой этикет

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевой этикет: нормы и традиции Урок родного русского языка в 5 классе по теме:

Что такое речевой этикет? Один из важнейших элементов культуры человека – речевой этикет. Общаясь друг с другом, мы не только говорим, но и выражаем своё отношение к людям. При этом мы всегда следуем тем правилам поведения, которые приняты в том обществе, где мы живём. Этот установленный порядок поведения называется этикетом.

Откуда произошли этикетные слова? Здравствуйте – это пожелание здоровья при встрече. Пожелание здоровья связано с тем, что, по убеждению первобытных племён, слово обладает чудодейственной силой, слово доброго пожелания и приветствия даёт счастье, довольство, успех в делах. Прощай – от глаг. прощать. Первоначально значило «прости, извини, если чем обидел». Благодарю – благо дарю (за ваши услуги). Спасибо – спаси Бог (за добрые дела).

Словарная работа ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА БЛАГОДАРЮ ДО СВИДАНИЯ ИЗВИНИТЕ К СОЖАЛЕНИЮ

Приветствия Для прощания и встречи Много есть различных слов: «Добрый день!» и «Добрый вечер!», «До свиданья!», «Будь здоров!», «Я вас рада видеть очень», «Мы не виделись сто лет», «Как дела?», «Спокойной ночи», «Всем пока», «Прощай», «Привет», «Буду рад вас видеть снова», «Не прощаюсь!», «До утра!», «Всем удачи!», «Будь здорова!» И «Ни пуха, ни пера!».(А. Усачев).

В чём разница? Прощай! – До свидания! Счастливого пути! – Скатертью дорога!

Запишите в форме диалога прощания: С товарищем, который улетает в другой город. С приятелем, который идёт сдавать экзамен По телефону с другом, с которым вы договорились встретиться завтра.

Речь Культурная, выразительная Говорим, улыбаемся, благодарим Мы должны говорить хорошо. Давайте общаться друг с другом по правилам этикета.

Подведем итоги Какие слова называются этикетными? Какова история происхождения этикетных слов здравствуйте, прощай, спасибо, благодарю? Продолжите письменно предложение: Я думаю, что надо использовать фразы речевого этикета, потому что …

Домашнее задание: 1. параграф 15, упр. 146 продолжите синонимичный ряд: вежливый, учтивый, почтительный, предупредительный

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Родной язык тема речевой этикет

Номер материала: ДБ-1511089

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Речевой этикет и стилистическое богатство языка урок родной русский язык

Сформулировать тему урока

2) «Давайте говорить друг другу комплименты» ( записать автора)

3) Легенда. Прочитать, пересказать.

5) Ситуации, в которых звучит слово «пожалуйста»

1. Телеграф. Очередь в кассу. Человек спешит, подбегает к окошку и умоляюще произносит: «Пожалуйста». Люди отвечают этим же словом.

2. Спешащий человек протягивает руку к бланку, телеграфистка подвигает его ближе и говорит:

4. Мужчина торопливо пишет текст, телеграфистка считает слова. Он улыбается и говорит: «Можно ещё три слова?» Женщина в ответ: «Пожалуйста».

5. В этот момент у дверей телеграфа останавливается такси, шофер открывает женщине двери, произнося : «Пожалуйста».

6. Женщина подбегает к человеку, который только что записал текст телеграммы, хватает его за рукав, говорит, что не простит его до конца своих дней. Он пожимает плечами и отвечает: «Пожалуйста».

6) Ю. Благова: «Тонкость выражения».

В чем тонкость выр…жения души?

В сп..собности принять чужое горе?

В стр…дань(е,и) рядом быть

И (по)неволе творить добро?

Когда ты понима…шь шестым чувством,

Когда ты отл. ча..шь свой порыв,

Страда..шь ты за жизнь и за иску(с/сс)тво,

За свет твоей замуче(н/нн)ой души!

Ты понима…шь, что твоя дорога –

Одна среди других таких дорог…

Но путь твой – драгоце(н/нн)ейший для Бога-

Ты часть его! Поэтому дыши!

7) М.Шолохов «Поднятая целина».

Давыдов вышел и прочитал записку: «Лиза! Категорически и незамедлительно предлагаю безоговорочно предоставить обед предъявителю записки».

Выбранный для просмотра документ áâ¨å®â¢®à¥­¨¥.docx

В чем тонкость выражения души?

В способности принять чужое горе?

В страданье рядом быть

И поневоле творить добро?

Когда ты понимаешь шестым чувством,

Когда ты отличаешь свой порыв,

Страдаешь ты за жизнь и за искусство,

За свет твоей замученной души!

Ты понимаешь, что твоя дорога –

Одна среди других таких дорог…

Но путь твой – драгоценнейший для Бога-

Ты часть его! Поэтому дыши!

Урок русского языка в 9 классе

«Приветствуем друг друга, улыбаясь»

Речевой этикет и стилистическое богатство языка

Цель урока : систематизировать и расширить знания учащихся о речевом этикете.

вспомнить определение этикета, стилистики как раздела лингвистики, учиться различать стилевые разновидности речи и устанавливать закономерности употребления слов, чтобы не допускать стилистических ошибок;

развивать навыки общения в различных ситуациях, строить высказывания в зависимости от стиля речи ;

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : урок-практикум.

Методы организации деятельности : репродуктивный, аналитический, групповой.

• раздаточный материал: карточки и дидактический материал к уроку.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

І. Организационный момент.

Как вы думаете, случайно ли я начало урока посвятила красивой песни и комплиметам, а в качестве эпиграфа выбрала слова Куприна о выразительности, точности гибкости русского языка»

Основной задачей курса родного русского языка является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной речи, которая воздействует на ум и чувства людей. Давайте посмотрим на себя со стороны, будем учиться правилам общения, чтобы стать тактичными, вежливыми, уметь выбирать слова для общения в различных ситуациях.

ІІ. Попробуем сформулировать тему урока

Вспоминаем, что такое этикет

Этикет-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Записать тему урока

Все ребята работают на листочках, которые приготовлены для них перед уроком.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности и восприятие материала.

Вспоминаем, что действительно язык – это важнейшее средство человеческого общения. Обратимся в далекое прошлое

Прочитать и пересказатьпредание

Нам уже знакомо имя древнегреческого баснописца Эзопа, который был рабом философа Ксанфа.

Все были изумлены, но Эзоп объяснил, что хозяин приказал купить лучшее, а что может быть лучше языка. При помощи языка люди развивают науку получают знания, общаются, выражают радость, любовь. Такое рассуждение гостям пришлось по сердцу. В следующий раз Ксанф распорядился, чтоб раб подал к обеду худшее. Эзоп вновь купил языки, а объяснил это тем, что нет ничего хуже языка. При помощи языка люди ссорятся друг с другом, развязывают войны, хитрят, лгут. Не всем гостям было приятно слушать Эзопа.

Давайте стремиться к тому, чтобы наш язык был направлен на созидание нового, лучшего, а не на разрушение созданного людьми и употреблять Вежливые волшебные слова

Психологи считают, что «волшебные» слова выполняют роль словесных «поглаживаний».

Объясните по возможности лексическое значение следующих слов :

Благодарю – желаю добра, блага

Здравствуйте – будьте здоровы

Спасибо – спаси, Бог

Прощай – прости, Бог

-Какой смысл мы в них вкладываем?

Разговорные «поглаживания»: будь, бывай, всего тебе, покеда, пока.

всего хорошего, счастливо оставаться.

-Разберёмся, в каких ситуациях уместны те или иные выражения, какова их стилистическая окраска, посмотрим, почему у одного слова, употреблённого в разных ситуациях, возникают всё новые и новые значения.

-Давайте возьмём слово «пожалуйста»

1) Ситуации, в которых звучит слово «пожалуйста»

Ребята проводят групповую работу и выясняют, какое значение вкладывает говорящий в это слово в том или ином случае.

Телеграф. Очередь в кассу. Человек спешит, подбегает к окошку и умоляюще произносит: «Пожалуйста». Люди отвечают этим же словом.

1) Звучит просьба, мольба.

2) Ответ- «не стесняйтесь, проходите первым».

Спешащий человек протягивает руку к бланку, телеграфистка подвигает его ближе и говорит:

3)«Вот то, что вам нужно».

3) « Охотно готов помочь вам».

Мужчина торопливо пишет текст, телеграфистка считает слова. Он улыбается и говорит: «Можно ещё три слова?» Женщина в ответ: «Пожалуйста».

5) «Я не тороплю вас».

В этот момент у дверей телеграфа останавливается такси, шофер открывает женщине двери, произнося : «Пожалуйста».

6) «С удовольствием вам помогу».

Женщина подбегает к человеку, который только что записал текст телеграммы, хватает его за рукав, говорит, что всегда его ненавидела и будет ненавидеть до конца своих дней. Он пожимает плечами и отвечает: «Пожалуйста».

7) «Мне безразлично, как ты решишь так и будет».

ІV. Практическая работа.

Звучит стихотворение Ю. Благова: «Тонкость выражения».

В чем тонкость выражения души?

В способности принять чужое горе?

В страданье рядом быть

И поневоле творить добро?

Когда ты понимаешь шестым чувством,

Когда ты отличаешь свой порыв,

Страдаешь ты за жизнь и за искусство,

За свет твоей замученной души!

Ты понимаешь, что твоя дорога –

Одна среди других таких дорог…

Но путь твой – драгоценнейший для Бога-

Ты часть его! Поэтому дыши!

Писатель А. Куприн в одной из своих заметок назвал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами жалкими. Заметка так и называлась «Жалкие слова».

Купите колбасочку, вкусненькую, свеженькую.

Предлагаю ребятам придумать ситуацию (в магазине, на рынке, в транспорте), употребив слова с уменьшительно–ласкательными суффиксами.

-Почему можно согласиться с Куприным и назвать эти слова жалкими? Ребята делают выводы, что они неуместны в данных ситуациях и звучат как лицемерие, намеренное заискивание. Здесь должна быть употреблена нейтральная лексика.

VІ. Различие функциональных стилей языка, где они используются, какая лексика им соответствует.

Попытаемся рассмотреть, к чему приводит неоправданное употребление средств одного стиля за его пределами.

М.Шолохов «Поднятая целина».

Давыдов вышел и прочитал записку: «Лиза! Категорически и незамедлительно предлагаю безоговорочно предоставить обед предъявителю записки».

-Назовите слова официально-делового стиля.

-Уместны ли они в такой записке?

Сделаем вывод. Наша речь меняется в зависимости от ситуации, а через эти изменения мы с точностью воспринимаем отражённые речью человеческие отношения.

Пригласите друг друга в кино, в гости, на свидание, используя вместо нейтральной лексики лексику официально-делового стиля.

-Что из этого получится?

«Наташа уведомляю тебя о том, что ты обязана явиться в гости к Ирине в 17-00».

Мы видим «весёлые картинки». Ребята продолжают работу на листочках, затем мы анализируем записки, которые они написали друг другу.

-Что же получается, если неоправданно смешиваем единицы разных стилей?

Бессмыслица, во-первых. Во-вторых, тем самым засоряем нашу речь.

В конце урока мне хотелось бы вспомнить еще об одной группе слов речевого этикета

6. Слова прощаний и приветствий

Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:

. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю» произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие? (лишь в среде военных)
Когда-то «здравствуй» говорили не только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая» сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так, широко распространенное сейчас «пока!» шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением «So Long», что и значило по-английски – «Пока!»

– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».

Задание классу: на доске написаны формулы прощания, вы должны определить их употребление:

*** до свидания (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
покедова (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).

VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы убедились в том что, речь наша богата выразительными средствами, лексика обладает различной стилистической и экспрессивной окраской. Множество стилистических оттенков: разговорный и письменный, официальный и фамильярный, научный и публицистический, торжественный и просторечный, деловой. Человек тогда будет обладать культурой речи, когда научимся грамотно, красиво и ясно выражать свои мысли.

Помните, что культура общения – эта та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами в беседе. Обратитесь к эпиграфу. Сделайте выводы.

Домашнее задание: найти отрывки из художественных произведений в которых разговорный стиль смешивался бы с официально-деловым, записать их в тетради и прокомментировать.

Источник

Видео

Русский речевой этикет

Русский речевой этикет

7 класс - Родной русский язык - Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения

7 класс - Родной русский язык  - Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения

Русский 5 кл Речевой Этикет

Русский 5 кл Речевой Этикет

Речевой этикет и его функции. Русский язык, 11 класс

Речевой этикет и его функции. Русский язык, 11 класс

Максим Кронгауз - Речевой этикет

Максим Кронгауз - Речевой этикет

Русский родной язык. 6 класс. Речевой этикет.#русскийроднойязык #6класс #речевойэтикет

Русский родной язык. 6 класс. Речевой этикет.#русскийроднойязык #6класс #речевойэтикет

5 В кл Речевой этикет Русский родной язык

5 В кл  Речевой этикет Русский родной язык

Урок русского языка тема: Речевой этикет

Урок русского языка тема: Речевой этикет

тема урока : Речевой этикет.

тема урока : Речевой этикет.

Речевой этикет

Речевой этикет
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.