- Исследовательская работа «Сохранение родного языка народа, проживающего в многонациональном Самарском крае на примере Самарской региональной общественной организации «Армянская община»»
- Население Самарской области
- Содержание
- Динамика численности населения
- Национальный состав
- Города и районы по доле русского населения
- Татары в Самарской области
- Мордва (эрзя и мокша) в Самарской области
- Доля распределения эрзян и мокшан в населенных пунктах Самарской области
- Чуваши в Самарской области
- Башкиры в Самарской области
- Самарская область
- Слово о самарском народе. Самарский народ
- Словарь настоящего самарца
- Видео
Исследовательская работа «Сохранение родного языка народа, проживающего в многонациональном Самарском крае на примере Самарской региональной общественной организации «Армянская община»»
Автор: Ушмаева Людмила Андреевна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара, 2 класс
Научный руководитель: Вахтина Людмила Геннадьевна учитель начальных классов, первая категория.
Самарская губерния является уникальным регионом России, здесь в течение многих веков тесно взаимодействовали друг с другом самые разнообразные этносы. Каждый отражал только присущий ему хозяйственно-бытовой и культурный уклад.
В Самарской области проживает более 3 миллионов 200 тысяч человек – представители 157 национальностей. В таком многообразии очень важным стало сохранение традиций, культуры, обычаев для каждого народа и гармоничное их вливание в общую систему ценностей, мировоззрений и культур уже существующих в Самарском крае.
Сегодня в Самарской области накоплен и успешно применяется позитивный опыт взаимодействия представителей разных народов, органов власти, общественных объединений по укреплению единства российской нации. Совместные усилия способствуют межнациональному миру и согласию, сохранению этнокультурного наследия и культурно-исторических традиций различных народов, населяющих территорию Самарской области. Реализуются различные проекты и мероприятия. Они стали не оспоримым инструментом межкультурного диалога, отражающим становление многовековых традиций взаимопроникающих одна в другую, заимствованных у разных народов и являющихся гармоничным механизмом, способствующим существованию современного общества Самарской области. Одной из самых важных составляющих частей культуры народа является — язык. У всех народов язык – это средство сохранения и передачи потомкам культурного наследия. Сегодня многие языки народов находятся под угрозой исчезновения, часто это связывают с мировой глобализацией. Хотя, на мой взгляд, все зависит от людей, от их ценностных ориентиров по вопросу сохранения языков разных народов в многонациональном регионе.
Ввиду этого тема моего исследования является актуальной, так как затрагивает важный вопрос сохранения языка народа в многонациональном крае.
Цель моего исследования – определить, важно ли сохранение языка для представителей разных народов на примере армян.
Объект исследования – сохранение армянского языка в Самарской области.
Предмет исследования – процесс сохранения армянского языка в Самарской области.
Передо мной были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: я предполагаю, что сохранение армянского языка для представителей армянского народа в Самарской области очень важно.
Для достижения поставленных целей и задач я использовала такие методы, как включенное наблюдение, изучение литературы, опрос, анкетирование, анализ.
Население Самарской области
Численность населения Самарской области по данным Госкомстата России на 1 января 2012 года составляет 3214065 жителей, в том числе городское население — 2581156 человек (80,31 %). [1]
Содержание
Динамика численности населения
Год | Количество | Динамика |
---|---|---|
1990 | 3 236 370 | — |
1991 | 3 247 267 | ▲ (+10897) |
1992 | 3 253 228 | ▲ (+5961) |
1993 | 3 268 767 | ▲ (+15448) |
1994 | 3 278 648 | ▲ (+9881) |
1995 | 3 300 594 | ▲ (+21947) |
1996 | 3 306 798 | ▲ (+6204) |
1997 | 3 305 543 | ▼ (-1255) |
1998 | 3 304 284 | ▼ (-1259) |
1999 | 3 302 566 | ▼ (-1718) |
2000 | 3 291 598 | ▼ (-10968) |
2001 | 3 275 823 | ▼ (-15575) |
2002 | 3 254 055 | ▼ (-21768) |
2003 | 3 235 699 | ▼ (-18356) |
2004 | 3 217 620 | ▼ (-18079) |
2005 | 3 201 272 | ▼ (-16348) |
2006 | 3 189 003 | ▼ (-12269) |
2007 | 3 178 577 | ▼ (-10426) |
2008 | 3 172 787 | ▼ (-5790) |
2009 | 3 171 446 | ▼ (-1341) |
2010 | 3 169 893 | ▼ (-1553) |
2011 | 3 215 311 | ▲ (+45418) |
2012 | 3 214 065 | ▼ (-1246) |
Национальный состав
1959 [2] чел. | % | 1979 [3] чел. | % | 1989 [4] чел. | % | 2002 [5] чел. | % от всего | % от указав- ших нацио- наль- ность | 2010 [6] [7] чел. | % от всего | % от указав- ших нацио- наль- ность | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | 2258359 | 100,00% | 3093501 | 100,00% | 3262906 | 100,00% | 3239737 | 100,00% | 3215532 | 100,00% | ||
Русские | 1848465 | 81,85% | 2587252 | 83,64% | 2720171 | 83,37% | 2708549 | 83,60% | 84,19% | 2645124 | 82,26% | 85,55% |
Татары | 74215 | 3,29% | 103605 | 3,35% | 115280 | 3,53% | 127931 | 3,95% | 3,98% | 126124 | 3,92% | 4,08% |
Чуваши | 101597 | 4,50% | 115756 | 3,74% | 117914 | 3,61% | 101358 | 3,13% | 3,15% | 84105 | 2,62% | 2,72% |
Мордва | 115328 | 5,11% | 117127 | 3,79% | 116475 | 3,57% | 86000 | 2,65% | 2,67% | 65447 | 2,04% | 2,12% |
Украинцы | 56497 | 2,50% | 78750 | 2,55% | 81720 | 2,50% | 60727 | 1,87% | 1,89% | 42169 | 1,31% | 1,36% |
Армяне | 1027 | 0,05% | 2216 | 0,07% | 4162 | 0,13% | 21566 | 0,67% | 0,67% | 22981 | 0,71% | 0,74% |
Казахи | 7914 | 0,35% | 11223 | 0,36% | 14233 | 0,44% | 14918 | 0,46% | 0,46% | 15602 | 0,49% | 0,50% |
Азербайджанцы | 590 | 0,03% | 2226 | 0,07% | 6320 | 0,19% | 15046 | 0,46% | 0,47% | 14093 | 0,44% | 0,46% |
Узбеки | 787 | 0,03% | 2051 | 0,07% | 3831 | 0,12% | 5438 | 0,17% | 0,17% | 11242 | 0,35% | 0,36% |
Белорусы | 12599 | 0,56% | 19194 | 0,62% | 19914 | 0,61% | 14082 | 0,43% | 0,44% | 9231 | 0,29% | 0,30% |
Башкиры | 3380 | 0,15% | 6320 | 0,20% | 7495 | 0,23% | 7885 | 0,24% | 0,25% | 7290 | 0,23% | 0,24% |
Таджики | 702 | 0,02% | 1598 | 0,05% | 4624 | 0,14% | 0,14% | 7195 | 0,22% | 0,23% | ||
Немцы | 6175 | 0,27% | 10071 | 0,33% | 10581 | 0,32% | 9569 | 0,30% | 0,30% | 6780 | 0,21% | 0,22% |
Цыгане | 557 | 0,02% | 2684 | 0,09% | 4981 | 0,15% | 5244 | 0,16% | 0,16% | 4875 | 0,15% | 0,16% |
Евреи | 20172 | 0,89% | 16677 | 0,54% | 13572 | 0,42% | 6384 | 0,20% | 0,20% | 4418 | 0,14% | 0,14% |
Марийцы | 460 | 0,02% | 3537 | 0,11% | 4433 | 0,14% | 3889 | 0,12% | 0,12% | 2982 | 0,09% | 0,10% |
Грузины | 689 | 0,03% | 1295 | 0,04% | 1973 | 0,06% | 3518 | 0,11% | 0,11% | 2648 | 0,08% | 0,09% |
Киргизы | 202 | 0,01% | 561 | 0,02% | 733 | 0,02% | 0,02% | 2105 | 0,07% | 0,07% | ||
Молдаване | 1388 | 0,06% | 2012 | 0,07% | 2609 | 0,08% | 2364 | 0,07% | 0,07% | 1891 | 0,06% | 0,06% |
Корейцы | 275 | 0,01% | 647 | 0,02% | 564 | 0,02% | 1462 | 0,05% | 0,05% | 1699 | 0,05% | 0,05% |
Удмурты | 290 | 0,01% | 1463 | 0,05% | 1758 | 0,05% | 1608 | 0,05% | 0,05% | 1236 | 0,04% | 0,04% |
Лезгины | 249 | 0,01% | 674 | 0,02% | 1126 | 0,03% | 0,03% | 1190 | 0,04% | 0,04% | ||
Чеченцы | 128 | 0,00% | 474 | 0,01% | 1193 | 0,04% | 0,04% | 970 | 0,03% | 0,03% | ||
Поляки | 1506 | 0,07% | 1531 | 0,05% | 1400 | 0,04% | 1263 | 0,04% | 0,04% | 917 | 0,03% | 0,03% |
Езиды | 555 | 0,02% | 0,02% | 849 | 0,03% | 0,03% | ||||||
Осетины | 187 | 0,01% | 503 | 0,02% | 646 | 0,02% | 891 | 0,03% | 0,03% | 793 | 0,02% | 0,03% |
Туркмены | 311 | 0,01% | 1175 | 0,04% | 583 | 0,02% | 0,02% | 634 | 0,02% | 0,02% | ||
Греки | 189 | 0,01% | 385 | 0,01% | 492 | 0,02% | 660 | 0,02% | 0,02% | 545 | 0,02% | 0,02% |
другие | 4038 | 0,18% | 5307 | 0,17% | 6764 | 0,21% | 8082 | 0,25% | 0,25% | 6706 | 0,21% | 0,22% |
указали национальность | 2258325 | 100,00% | 3093424 | 100,00% | 3261770 | 99,97% | 3217248 | 99,31% | 100,00% | 3091841 | 96,15% | 100,00% |
не указали национальность | 34 | 0,00% | 77 | 0,00% | 1136 | 0,03% | 22489 | 0,69% | 123691 | 3,85% |
Города и районы по доле русского населения
По данным переписи населения 2002 года:
Татары в Самарской области
Мордва (эрзя и мокша) в Самарской области
Наиболее крупным ареалом расселения эрзян в настоящее время после Республики Мордовия является Самарская область. Эрзяне и мокшане укоренились в Самарском регионе во второй половине XVII в. — середине XVIII в. Основная часть поселялась в сельской местности, занималась земледелием. Согласно переписи 1989 г., здесь проживало 116 475 человек мордвы, большинство из которых составляет эрзяне. Самый высокий процент эрзянского населения в Исаклинском (23,9 %) и Шенталинском (20,9 %) районах (также эрзяне проживают в Клявлинском и Похвистневском районах).
Доля распределения эрзян и мокшан в населенных пунктах Самарской области
Данное распределение дано по данным на 1994, основные сведения взяты из труда «Мордва Заволжья» [9]
Эрзянское население
Мокшанское население
Смешанное население
Чуваши в Самарской области
Предки чувашей — ‘булгары, издавна заселили плодородные земли бассейнов рек Большой Черемшан, Кондурча[1], Сок и Кинель. Новое заселение стало возможным после возведения укреплённых постов для защиты от набегов кочевников с «Дикого поля». Крестьяне из чувашских уездов из-за малоземелья переселились в лесостепные районы Самарской губернии. [13]
Сегодня чуваши являются третьим по численности народом Самарской области. Согласно переписи населения 2002 г. в Самарской области проживало 101 тыс. 358 чувашей. Чуваши компактно проживают в Исаклинском (37,77 % от населения района), Шенталинском (34,69 %), Клявлинском (30,6 %), Челно-Вершинском (29,72 %), Кошкинском (27,69 %), Похвистневском (23,25 %), Шигонском (14,51 %), Сергиевском (9,65 %), Большечерниговском (6,18 %), Камышлинском (5,2 %) районах и г. Похвистнево (13,03 % от населения города).
Активно работают Самарское областное чувашское культурно-просветительское общество «Хастар», Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль», Координационный совет чувашских национально-культурных объединений Самарской области, Кошкинский районный чувашский национально-культурный центр «Малалла», Сызранский городской чувашский национальный центр, Тольяттинское городское чувашское культурно-просветительское общество «Шанчок», Чувашский национально-культурный центр «Тован Атол-Родная Волга» (Безенчукский район), Региональная чувашская общественная организация «Улах»
Башкиры в Самарской области
Башкиры издревле проживали на территории области, что отмечал ещё Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель X века. Башкирами были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз. Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей.
Самарская область
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в среднем течении реки Волги. Граничит на юго-западе с Саратовской областью, на западе и северо-западе – с Ульяновской областью, на севере – с Республикой Татарстан, на северо-востоке, востоке и юго-востоке – с Оренбургской областью. На юго-востоке имеет небольшой участок границы с Казахстаном. Площадь 53 565 кв. км.
Образована 14 мая 1928 года.
Русские | 2 708 549 | 83,60% |
Татары | 127 931 | 3,95% |
Чуваши | 101 358 | 3,13% |
Мордва | 86 000 | 2,65% |
Украинцы | 60 727 | 1,87% |
Лица, не указавшие национальность | 22 489 | 0,69% |
Армяне | 21 566 | 0,67% |
Азербайджанцы | 15 046 | 0,46% |
Казахи | 14 918 | 0,46% |
Белорусы | 14 082 | 0,43% |
Немцы | 9 569 | 0,30% |
Башкиры | 7 885 | 0,24% |
Евреи | 6 384 | 0,20% |
Имеются месторождения нефти, газа, горючих сланцев, нерудных строительных материалов. На территории области действует одна из крупнейших в Волжском каскаде Волжская ГЭС им. Ленина.
Промышленность: машиностроение и металлообработка; нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и химическая, производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность.
Сельское хозяйство области специализируется на производстве зерна и животноводстве. В структуре растениеводства важную роль играют также технические культуры. Для животноводства характерна молочно-мясная специализация. Овцеводство имеет полутонкорунное, мясошерстное направление. Развито пчеловодство.
Через регион проходят федеральная автомагистраль E 30-М 5 «Москва-Самара-Челябинск»; автомагистраль E 121-М 32; автодорога «Самара-Оренбург».
Слово о самарском народе. Самарский народ
“Здравствуй, самарский народ!”: Изобретенный в 1996 году газетой “Ваш выбор” этот “этноним” получил широкое хождение в Самаре — и в словаре деловых людей, ив среде политиков, и у “простолюдинов”. Словарь настоящего самарца. Самарская топонимика.
Областной Фестиваль искусств в июне 2001 года, посвященный 150-летию губернии, был так и назван: “Мы — самарский народ!”. Следом и на областном телеканале получила постоянную прописку одноименная программа — “Самарский народ“.
Встретившись по просьбе наших знатоков с краеведами-универсалами из областной научной библиотеки, как было удержаться и не спросить о своем: “Не попадалось ли случаем в дореволюционной литературе понятие самарский народ?” Последовал короткий обмен мнениями, а за ним уверенное: “Нет. Такого не было”.
Значит “Ваш выбор” первым ввел новый “этноним” не только в жизнь города, но и в краеведение? “Выходит, что так”,- согласились ученые. А насколько достоверен он с точки зрения исторической науки?
Заведующая сектором краеведческой библиографии Наталья Петровна Фомичева, исследователь, известный своей дотошностью и пунктуальностью, неожиданно тепло улыбнулась и совсем ненаучно ответила: “Самарский народ: Мне так нравится это название:”
Позже мои собеседники, углубившись в историю губернии, уже на цифрах и фактах обосновали его правомочность. Историк, автор и составитель многих краеведческих книг, главный библиограф областной научной библиотеки Александр Никифорович Завальный убежден: именно губерния, сплотив идеей строительства единого дома ряд волжских земель (читай: разные этнические и социальные группы, традиции вероисповедания, труда и быта), стала основой для перерастания многоликого ее населения в “новую историческую общность” — самарский народ.
У Даля (60-е годы Х1Х в.) еще не найти пословиц и баек о Самаре, она пока разве что Самара-городок, — напоминает Александр Никифорович. Тогда как о Нижнем Новгороде таковых уже в то время было не счесть:
Последовавшее во второй половине прошлого века бурное развитие экономики, просвещения, образования, транспорта, предпринимательства, строительство дорог активно формирует культурную среду Самары. Что во многом и содействовало осознанию всеми слоями общества совпадающего жизненного интереса как границ “своего”, единого землячества. Интереса, который вскоре был разрушен и нивелирован новыми историческими событиями:
Сегодня мы видим: без достижений губернии конца Х1Х века Самара не смогла бы стать одним из культурных центров конца века ХХ-го — таково мнение Натальи Петровны Фомичевой и Александра Никифоровича Завального. Самый короткий путь к будущему лежит через познание прошлого, через ответ на вопрос: “Почему мы такие?”.
Ответы для любознательных — в жизненном, духовном, историческом опыте самарского народа, в том числе и современном. Видимо таковых у нас (любознательных и памятливых) сегодня немало и становится все больше. Это и помогает нынешней Самаре не заимствовать слепо за “бугром” что ни попадя, а искать и находить свое.
Лилия Шафигуллина (30 марта 1999 г.)
Публикация в газете “Ваш выбор — Самара“, предисловие к конкурсу- викторине “Самара губернская“.
Словарь настоящего самарца
Лучшие умы диалектологии, стилистики и культуры речи пытаются объяснить особенности самарского диалекта. На данном этапе разработки этой важнейшей лингвистической проблемы существуют две достаточно подробно разработанные гипотезы: либо это в 1968 году в селах Шанталы и Кошки жители решили провести свою языковую реформу, под влиянием студенческой рефолюции в Париже, либо в 1949 через самарский край проходил секретный отряд американской разведки, впечатлившись красотами губернии они решили остаться, и именно их американизированный говор так повлиял на диалектологические «фишки» наших земляков.
Ударение: на второй слог
Значение: обособленный район
Регион: Оренбург, Уфа, Самара
Статус: разговорное
— Вон там, на краю, построили свою улицу банкиры, а вот там ряд коттеджей директоров-нефтяников, а там какие-то московские толстосумы отстраивают себе целый («Оренбургская неделя»; 20.09.2006).
— Кто уж там выйдет депутатом в Российскую Думу по нашему округу — пусть знает, что сам-то у меня инвалид второй группы, а в 32-й больнице по нашему с участковым врачом проблема, — поделилась заботой Пелагея Ивановна («Вечерняя Уфа»; 09.12.2003).
Таких в нашем обычно встречали фразой: «Ты че, демон, так оброс?», а потом пытались постричь с использованием любых подручных средств, как-то: ножей, осколков стекла, et cetera («Волжская Коммуна» (Самара); 14.09.2002).
Ударение: на третий слог (?)
Значение: глухие места, закоулки
Регион: Самара
Статус: разговорное
Поколесив с реанимационной бригадой до 22.00 по Заводского шоссе и поселка Мясокомбинат, соскакиваю недалеко от дома («Аргументы и факты — Самара»; 02.11.2005).
— Я и так заблудился в ваших Использована информация с сайта Андрея Асташкина
Видео
7) годовое собрание Самарского областного татарского общества «Туган тел» («Родной язык»), 2021 год.Скачать
Самарская область | Уникальные места РоссииСкачать
Рыбалка в Самарской области. Много сазанов, а не клюют!Скачать
ТОП-5 популярных мест Самарской области/СЕРНОЕ ОЗЕРО/ГОЛУБОЕ ОЗЕРО/ТОКМАКЛИНСКИЙ ВОДОПАДСкачать
Аскулы Мистическое место в Самарской области#аскулы#самарскаялука#мистика#cамарскаялука#туризмСкачать
Замок Гарибальди Достопримечательность Самарской области Тольятти село ХряшевкаСкачать