Роль корня в русском языке + видео обзор

Содержание
  1. Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать
  2. Что значит «наименьшая значимая часть слова»
  3. Как найти корень слова
  4. У корней должно быть одинаковое лексическое значение
  5. Однокоренные слова и формы слов – в чем разница
  6. Как проверять орфограммы в корнях
  7. Полезные материалы по теме
  8. Корень слова
  9. Что собой представляет корень слова
  10. Что такое однокоренные слова
  11. Как правильно определять корень слова
  12. Как правильно сформировать группу однокоренных слов
  13. Основные правила построения слов
  14. Что такое коренная орфограмма
  15. Разновидность основных морфем
  16. Что такое много коренные слова
  17. Русский язык
  18. Правописание корней
  19. Теоретические основы
  20. Что такое корень. Различные значения
  21. Функции корня. Роль в слове
  22. Обозначение и расположение корня. Особенности однокоренных слов
  23. Чередующиеся корни
  24. Что такое чередующиеся корни. Перечень корней
  25. Правила правописания чередующихся корней. Примеры и исключения
  26. Проверяемые корни
  27. Что такое проверяемые корни. Особенности
  28. Как проверить слово. Подробная схема
  29. Непроверяемые корни
  30. Корень слова что такое и как его найти
  31. Определение корня слова онлайн
  32. Что такое корень в русском языке
  33. Как определить корень в слове
  34. Определить корень слова онлайн
  35. Примеры нахождения корня в словах
  36. Заключение
  37. Роль корня как смыслового ядра слова план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
  38. Скачать:
  39. Предварительный просмотр:
  40. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  41. Видео

Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать

Наименьшая значимая часть слова.

Роль корня в русском языке

Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?

Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.

Что значит «наименьшая значимая часть слова»

Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.

Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.

Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:

Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».

Вот эта наименьшая часть – корень.

Как найти корень слова

Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».

Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:

80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.

У корней должно быть одинаковое лексическое значение

Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.

«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?

Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.

Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».

Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».

От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».

Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.

И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».

Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.

Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».

То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».

Однокоренные слова и формы слов – в чем разница

У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:

Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.

Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.

А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.

Как проверять орфограммы в корнях

Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».

Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.

Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).

Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».

Корни с чередованием надо запомнить.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.

Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.

Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.

Источник

Корень слова

Каждый школьник должен знать, что такое корень слова, чтобы суметь правильно и грамотно писать, а также выполнять морфемный разбор основных речевых единиц. Русский язык очень богат и разнообразен. И на сегодняшний день в нем зарегистрировано более 4000 корней вне зависимости от части речи, рода склонения, падежа и других словесных характеристик.

Что собой представляет корень слова

В русском языке есть такое понятие, как морфема. Под ним понимается основные, значимые частицы слова. Выделение этих частей необходимо для определения лексического и грамматического значения речевой единицы. Чтобы определить лексический смысл и выделяется корень слова.

Самая значимая частичка слова – его корень, вычленить корень в слове – значит понять его суть, определить значение. Любая речевая единица может существовать без таких компонентов, как суффиксы, или приставки, но без основы это просто совокупность символов без всякого смысла. Бывают слова, которые содержат в себе несколько таких основ, их может быть две или три, или даже более.

Пример: если взять два слова – неб освод и под неб есье. В данных словах имеются приставка, корень, суффиксы, окончания. Однако основа и в том и в другом случае указывает на основное слово – неб о. Если в данных словах опустить корень слова, смысл будет потерян.

Что такое однокоренные слова

Однокоренными в русском языке называются слова, которые имеют единый корень и схожи по смыслу.

Пример 1

Данные слова считаются однокоренными, так как главная морфема у всех одинаковая (камен), и смысл примерно одинаковый. Все они описывают предметы или дают им характеристики, которые так или иначе связаны с камнем.

Бывают слова, которые имеют главную морфему, которая одинаково пишется, однако смысл совсем разный. В таких ситуациях нельзя утверждать, что речь идет об однокоренных речевых единицах.

Пример 2

В данном случае речь идет о совершенно разных предметах, не объединенных общим смыслом.

Как правильно определять корень слова

На самом деле выделять главную морфему в речевых единицах довольно легко. Для этого необходимо выполнить довольно простой алгоритм действий.

Подобрать к исходному слову как можно больше родственных.

При этом необходимо руководствоваться главным критерием – наличие общего смысла.

Например: гриб — гриб ник- гриб ной.

Все эти слова связаны не только одинаковой главной морфемой, но и единым смыслом. Прочитав каждое из них можно понять, что речь идет о грибах.

В некоторых словах значение одинаковое, на иногда корень слова несколько разный – одна буква заменяется на другую. Такое явление в русском языке носит название чередования согласных.

Здесь буква «д» замещается буквой «ж». Смысл при этом не меняется, однако корни несколько отличаются. Правильность написания таких чередующихся основ зависит от того, куда падает ударение, в какой части речевой единицы расположена чередующаяся буква, какое лексическое значение несет основная морфема.

Далее в каждом из собранной группы речевых единиц необходимо найти корень — общую часть.

Например: мор е, мор ской, мор еплаватель.

Данную группу речевых единиц объединяет главная морфема «море».

Обозначить выделенную часть соответствующим значком.

Правила русского языка указывают на то, что однокоренные слова могут относиться к различным частям речи, могут быть разного рода, числа и падежа.

Чтобы точно определить данную морфему, необходимо четко определить смысл слова. Некоторым для того, чтобы определить морфему слова, проще убрать лишние составляющие – приставки, суффиксы, окончания и выделить оставшуюся основу.

Корень – это морфема, которая совсем не обязательно дополняется другими морфемами – приставками, суффиксами или окончаниями. Она может использоваться как с ними, так и самостоятельно.

Например: вод а- вод ичка- вод янистый.

Как правильно сформировать группу однокоренных слов

Главный критерий построения цепочки – единый смысл. При этом однокоренными не будут считаться различные формы и вариации одного и того же слова. Все речевые единицы, собранные в одной группе должны быть разными, но схожими по смыслу. Если сравнить главные морфемы всех составляющих одной группы, они, скорее всего, будут отличаться, но все равно будут считаться однокоренными.

Например: дорог а- дорож ныйбез дорож ье.

Чтобы правильно подобрать нужные родственные слова, можно к основной смысловой морфеме добавить приставку, суффикс, либо окончание. В итоге получиться новое слово, которое и будет называться однокоренным исходному.

Основные правила построения слов

В русском языке абсолютное большинство речевых единиц построено при помощи комбинации основной морфемы и дополнительных.

Основные виды сочетания морфем

Однокоренными не являются речевые единицы, в которых главная морфема представлена идентичным по смыслу основанием, но имеющим разное окончание. Также к родственным словам не относят слова, которые называются омонимами. Это слова, имеющие абсолютно идентичное основание, но совершенно различное значение.

Что такое коренная орфограмма

Орфограммой называют те словесные участки, которые наиболее подвержены допущению ошибок. Несмотря на то, что часто для определения правильности написания подбираются однокоренные проверочные слова, в основе тоже допускаются ошибки.

Именно после подбора проверочных слов легко обнаружить ту часть основы, которую нельзя проверить, если таковая вообще имеется. Для того, чтобы определиться с правильностью написания, рекомендуется гласную букву сделать ударной.

Разновидность основных морфем

Разновидность

Характеристика

СвободныеЭто разновидность оснований, которые вполне могут использоваться в русском языке, как самостоятельные слова, без суффиксов, окончаний и приставок.СвязанныеОснования не могут использоваться как отдельные слова и существовать в русском языке без суффиксов, приставок и окончаний.

Что такое много коренные слова

Много коренные слова – это речевые единицы, в которых присутствует более чем один корень. В них может два корня, три корня, а иногда и более. Для определения основы в данных словах следует выделить смысловые блоки. Например: вод опад (падает вода), вод опровод (проводит воду). После этого легко можно определить корни – они являются смысловыми блоками.

Например: вод о хран илище, микр о волн овка.

В данных словах присутствует по два корня.

Такое понятие, как корень слова, знакомо всем со школьной скамьи. Это основа речевой единицы, ее суть и смысл. Именно корень заключает в себе лексический смысл. Подбор родственных, однокоренных слов помогает безошибочно определять корень, разбирать на морфемные составляющие. Чаще всего именно словесная основа определяется в последнюю очередь.

Источник

Русский язык

Роль корня в русском языке

Правописание корней

Роль корня в русском языке Роль корня в русском языке

План урока:

Теоретические основы

Чтобы разобраться с правописанием данной морфемы, нужно узнать, что обозначает это понятие. Рассмотрим, какое толкование корню дают лингвисты.

Что такое корень. Различные значения

Под морфемой понимается единичная часть слова, которая несет определенное значение и выражает конкретный исторический смысл. В данном уроке мы рассматриваем корень как морфему. Корень – многозначное слово и может быть интерпретировано по-разному. Морфема передает основное значение слова и почти не меняется, за исключением некоторых букв на конце. Иными словами, это самый значимый промежуток единицы языка. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее определение корню:

«Основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов».

В словаре Ушакова приводится другая интерпретация этого понятия:

«Корень – это значимая морфема, которая является главной в слове».

Эти определения хоть и разные по звучанию, но имеют один общий смысл. То есть можно сказать, что корнем является отдельная значимая часть слова, которая передает уникальный смысл и является основой для образования других однокоренных слов. Таким образом, корень представляет собой самую главную морфему.

Функции корня. Роль в слове

Без корня невозможно представить существование ни одного слова. Иногда единицы языка и состоят из одной этой морфемы. Однако помимо главенствующей роли, корень выполняет и множество других функций:

Корень слова можно сравнить с корнем дерева. На нем держатся все единицы языка. Данная морфема располагается в самой земле, от корня уже идет стебель с веточками. Ветвями и будут новые однокоренные слова, которые питаются от основания. Поэтому эта морфема очень важна в составе каждой единицы.

Обозначение и расположение корня. Особенности однокоренных слов

Корень может располагаться в любом месте слова: в начале, середине или конце. Все зависит от значения, которое обретает единица языка. Обозначается в основном плавно изогнутой дугой. Иногда корнем может быть все слово.

Примеры корней в словах и их обозначения:

Роль корня в русском языке

Под однокоренными словами понимаются такие единицы языка, которые имеют одинаковый корень, но разные морфемы, которые стоят рядом. Нельзя путать эти слова с видообразованием. Поэтому данные категории важно четко различать.

Роль корня в русском языке

Если меняется только окончание, то слово не будет считаться однокоренным, а только видоизмененным. Это происходит только при добавлении новых или дополнительных морфем.

Чередующиеся корни

Эта морфема считается одной из самых сложных в правописании. Поэтому нужно ознакомиться со всеми правилами, особенно для чередующихся корней. Рассмотрим теорию более подробно, чтобы потом без проблем применить ее на практике.

Что такое чередующиеся корни. Перечень корней

Список чередующихся корней важно помнить и знать. Это поможет при решении заданий с выставлением пропущенной буквы или при обычном написании слова. В этих правилах присутствует логика, если за ней внимательно следить. Но некоторые моменты все-таки необходимо запоминать.

К чередующимся корням, в которых меняется гласная, относятся следующие морфемы:

Роль корня в русском языке

Для каждой категории существует свое отдельное правило для запоминания. Особенность чередующихся корней заключается в том, что их нельзя проверить при помощи других однокоренных слов.

Правила правописания чередующихся корней. Примеры и исключения

Рассмотрим более подробно все условия выбора гласных для чередующихся корней.

Роль корня в русском языке

Главное запомнить этот перечень, поскольку подставить проверочные слова для выяснения правильного написания не получится. Они, словно шпионы, способны маскироваться под любую ситуацию и менять свой облик.

Проверяемые корни

К данной категории относятся морфемы, которые можно проверить при помощи подбора однокоренных слов.

Что такое проверяемые корни. Особенности

В отличие от чередующихся, данные корни можно с легкостью проверить. Для этого не нужно запоминать какие-то особые правила и трудные случаи. Достаточно знать схему проверки. Сделать это можно следующим образом:

Однако особенность этой категории заключается в том, что иногда слово с похожим корнем подобрать очень сложно, и его начинают относить к непроверяемым морфемам. В этом случае стоит перебирать в голове все слова, которые приходят на ум, тогда точно невозможно будет ошибиться.

Примеры единиц речи с проверяемыми корнями:

Речонка, неувядающий, половчее, покатился и т.д.

Как проверить слово. Подробная схема

Чтобы не возникало проблем с проверкой однокоренных слов, достаточно пользоваться стандартным алгоритмом. Подбирать безударную гласную необходимо следующим образом:

Рассмотрим более подробно на примере:

Непроверяемые корни

К последней категории правописания корней относятся морфемы, которые необходимо только запоминать. Они имеют лишь один вид, который не может быть изменен ни при каких обстоятельствах. Все данные слова занесены в орфографические словари русского языка.

Роль корня в русском языке

Словарик непроверяемых гласных в корне слова:

Источник

Корень слова что такое и как его найти

Роль корня в русском языке

Известно, что корень бывает у растений, у зубов, но что такое корень слова в русском языке? Разобраться в этом можно на примере из природы.

Учащимся второго класса можно для начала задать вопрос: зачем нужен корень цветку? Это основа, поддержка, стержень, то без чего он не может жить. Так и в русском языке, в словах есть основа, которая и составляет их смысл.

Определение корня слова онлайн

Что такое корень в русском языке

Возвращаясь к теме, можно вывести определение: корень – это важная часть слова, объединяющая родственные слова, их единый знаменатель, заключающий в себе главный смысл. Если у слов один корень – они однокоренные.

Роль корня в русском языке

Следует знать, что встречаются корни, которые пишутся идентично, но имеют разное значение. Для того чтобы выделить рассматриваемую морфему, над словом от первой до последней буквы корня нужно провести дугу.

Как определить корень в слове

Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».

Роль корня в русском языке

При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.

В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.

Определить корень слова онлайн

Роль корня в русском языкеНа специальных сайтах делается составной разбор слова, и это значит, что определить корень слова в режиме онлайн не составит труда.

Найти подробный разбор и описание морфем большинства русскоязычных слов возможно в Интернете на многих ресурсах, например:

Везде достаточно вбить требуемое слово, и программа сделает все за вас. Подобная помощь иногда бывает очень кстати, но обычно корень несложно выделить самостоятельно.

Этому учат детей ещё в начальной школе, а именно во 2 классе, и при правильном объяснении навык выделения основы слова обычно стойко сохраняется на долгие года.

Примеры нахождения корня в словах

В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.

Роль корня в русском языке

После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:

Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень круг, приставка во.

Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень тяж, суффикс ел, окончание –ый.

Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён льна. Согласные: молодой моложавый.

Заключение

Для чего в русском языке служит корень? Мы видим, что он много значит для слова помогает понять его происхождение, значение с точки зрения лексики, проверить правильность написания.

В поисках корня мы понимаем, что слово возникло не само по себе, а у него будто есть семья, целая армия родственников. Изучение этой темы поможет лучше уяснить то, как образуются слова и расширить словарный запас.

Источник

Роль корня как смыслового ядра слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Роль корня как смыслового

Цели: углубить представление о роли корня в словах и правописании

орфограмм в корнях ; упражнение в выделении корня в одноко-

ренных словах, в отдельном слове.

1.Орг. момент ( психологический настрой)

(Открыли тетради, записали число, классная работа)

На доске карточки: дедушка,бабушка,мать,отец, дочь,сын.

-Что объединяет эти слова? (родственники)

-С какого звука начинается слово « родственники»?

-Что обозначает этот звук?

Прописывают: Рр, Родина

земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина.»

На доске по ходу чтения появляются карточки:

Родина, родились, родной язык, родная мать.

-Что общего у этих слов? (корень).

-Какое слово рассыпалось?(Р,я,с,о,с,и )

-Назовите орфограммы в этом слове ( безуд..гл.,дв. согл.)

-Давайте вспомним, какие еще слова с двойными согл. мы знаем. Отгадаем кроссворд.

По вертикали: 1. Крупная человекообразная обезьяна. 2.Последовательный ряд музыкальных звуков. 3.Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. 4.Командная игра на льду с шайбой.

По горизонтали: 5.Широкая дорога с твердым покрытием 6. Сообщение переданное по телеграфу.

-Вспомним правила переноса слов с дв. согл (правило).

-Составьте предложения с любым из этих слов.(Запись, выделить гл. чл, составить словосочетания- устно)

наклон вперед, если не права- приседаете. Будьте внимательны (домашний,

домбра, домик,домовой, домино, бездомный, домишко, домазать, домерить,

5. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.

-А теперь послушаем сказку: Жил-был корень-уч. И вот надоело ему одному

-Корень слова значимая часть.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

слова-листочки на дерево.

прав:словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в

нить свое лексическое значение (ученик- учебник) или просто поменять одежду, т. е. форму (ученик- ученика).

-Ребята, пока мы слушали сказку подул резкий ветер и перепутал все слова.

Нам нужно навести порядок.

-В тетрадях зарисовываем карандашом схемы в 4 столбика. Я называю слова, вы говорите под какую схему вы это слово запишите и выделяете орфограмму.

Слова: сосна, глазной, безделье, пригородный, тетрадью, грибки, доверять, собеседники.

-Укажите в данных словах часть речи.

-Молодцы! Теперь давайте вспомним, что и образуют слова с новым

лексическим значением. А при изменении слова образуют его форму.

Значение слова при этом не изменяется.

-Открыли стр. 101- читаем правило.

-Стр. 102 упражнение 6. Прочитайте задание. Запишите строки слов, в которых даны однокоренные слова. Выдели корень. В какой строке даны

-Наш урок заканчивается и чтобы подвести итоги поиграем в «Грамматическое домино».

1 команда задает вопросы второй:

-Что вы знаете о родственных словах?

-Какая часть слова бывает во всех словах?

2 команда задает вопросы третьей:

-Какая часть слова образует его форму?

3 команда задает вопрос первой:

-Какие части слова образуют однокоренные слова- слова с новым лексическим значением?

-Окончание при изменении слова образует его форму. Изменится ли при этом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал данного урока создаёт условия для закрепления у учащихся умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов.

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе.

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те.

Источник

Видео

Что такое корень в русском языке? как найти корень слова? как отличить корень от суффикса?Скачать

Что такое корень в русском языке? как найти корень слова? как отличить корень от суффикса?

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

Что такое корень слова?Скачать

Что такое корень слова?

Русский язык 2 класс (Урок№29 - Что такое корень слова?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№29 - Что такое корень слова?)

Русский язык 6 класс (Урок№5 - Орфограммы в корнях слов.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№5 - Орфограммы в корнях слов.)

Правописание гласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать

Правописание гласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭ

Главный секрет правописания. Безударные гласные в русском языке. Как писать слова без ошибок?Скачать

Главный секрет правописания. Безударные гласные в русском языке. Как писать слова без ошибок?

Русский язык 5 класс (Урок№63 - Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- - -рос.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№63 - Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- - -рос.)

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Корни, зависящие от суффиксаСкачать

Корни, зависящие от суффикса
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.