Роль мотивации в изучении языка + видео обзор

Роль мотивации в изучении иностранного языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей.

Мотивация является поэтому «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету.

В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета.

Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация.

Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку.

Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д. А впоследствии, уже взрослыми сожалеют по поводу упущенного возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением иностранного языка в школе.

Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах.

Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его. После окончания школы в вузах эти учащиеся включаются в спецгруппы, они используют приобретенные навыки и умения в профессиональных целях, в частности при написании курсовых и дипломных работ, они активны на международных форумах молодежи, выступая в качестве переводчиков и т. д.

Следовательно, существует возможность сохранения и развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их.

Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т.о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком.

Источник

Статья «Мотивация и её роль в изучении иностранного языка»

«Мотивация и её роль в изучении иностранного языка»

На сегодняшний день учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Мотивацию в таком случае можно охарактеризовать как соподчинение различных мотивов, их иерархия, устойчивость и сбалансированность. Школьников нужно научить ставить перед собой перспективные цели и достигать их, видеть последствия деятельности и поведения; преодолевать любые препятствия на пути к намеченной цели.

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема повышения мотивации изучения иностранного языка всегда остается актуальной. Сложность иностранного языка, как учебного предмета, большой объем лексического и грамматического материала, необходимость выполнять однообразные и зачастую скучные упражнения объясняет нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета и, как результат, низкий уровень языковой подготовки в большинстве неязыковых школ.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность.

Вслед за авторами мы подразумеваем под мотивацией систему мотивационных импульсов, которые направляют учебную деятельность, в случае положительной установки учителя, для более глубокого изучения английского языка, его улучшения и желания развивать потребности в обучении иностранному языку. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение слушателей к различным типам речевой деятельности на английском языке может кардинально измениться в отрицательную или положительную стороны. Это зависит от стиля работы учителя (постоянное использование одного учебника, однообразные виды упражнений ослабляют положительные эмоции, а ученик превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и многого другого. Чем выше успеваемость по английскому языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению английского языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой. Положительная установка на изучение английского языка способствует улучшению результатов изучения речевой деятельности.

Необходимо уточнить, что подразумевается под мотивационной сферой человека и как оно характеризуется в учебной деятельности. Понятие «мотив» интерпретируется учеными по-разному. В любом случае, большинство исследователей согласны с тем, что мотив – это либо мотивация, либо намерение или цель. Соответственно, к этой концепции следует подходить всеобъемлющим образом, принимая во внимание все возможные аспекты.

Далее предлагаем рассмотреть типы мотивации, которые возникают при обучении, в частности, английского языка. Вместе они составляют так называемую образовательную мотивацию. Мотивация обучения зависит от нескольких факторов:

— особенности учащегося (пол, уровень интеллектуального развития);

— качеств учителя и его отношение к педагогической деятельности;

— организации педагогического процесса;

— особенностей учебной программы (в данном случае иностранного языка);

Мотивация к изучению английского языка подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя или обще социальная мотивация зависит от характера деятельности учащегося, в то время как внутренняя мотивация – это мотивация благополучия.

Примером внешней мотивации для овладения английским языком может быть перспектива участия в различных международных форумах, цель овладения ценностями культуры. Внешняя мотивация также является мотивацией для овладения английским языком как способ самоутверждения, путь к личностному благополучию (например, высокооплачиваемая работа), а знание английского языка является одним из необходимых условий для хорошего самочувствия, оплачиваемой и престижной работы. Желание стать лидером, самоутверждение также может стать мотивацией в изучении языка.

Таким образом, мы можем предположить, что внешняя мотивация играет «стратегическую роль», которая предназначена для достижения конечного результата. Внутренняя мотивация – «тактическая» мотивация, она активизирует весь процесс овладения иностранным языком. Учащиеся должны знать о прогрессе, улучшении изучения языка.

Все вышеупомянутые типы мотивации являются основными главными мотивами человека к изучению иностранного языка. Кроме того, мы не должны забывать, что если роль мотивации слишком сильна, то уровень активности и напряженности увеличивается несколько раз, в результате чего эффективность работы ухудшается. В этом случае высокий уровень мотивации вызывает негативные эмоциональные реакции. Необходимо найти оптимальный баланс, при котором высокая эффективность связана с получением удовольствия от изучения иностранного языка.

Английский является не только языком носителей, но и инструментом коммуникации, который каждый день использует четверть населения земного шара. Знания английского языка открывает множество возможностей, однако изучение любого иностранного языка представляется невозможным без должного уровня мотивации.

Существуют много проблем низкой мотивации школьников, но среди них можно выделить самые распространенные.

1. Возраст учащегося.

2. Зависимость от современных технологий.

Этот пункт можно к детям разных возрастов. Современные технологии развиваются очень быстро. И нередко взрослые люди не успевают за ними, в отличие от детей. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты и телефоны, или работать с ними дома, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.

3. Неспособность к концентрации внимания.

Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видео-ролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики. С младшими школьниками возможны подвижные игры, групповые или парные работы.

Однако, учебная деятельность не является только личным делом учащегося или его родителей. В то же время, качество обучения напрямую зависит от педагога. Например, неверный выбор содержания учебного материала, перегрузка учащихся домашним заданием, неправильная организованность учебного процесса, не владение педагогом современными методами образования может способствовать снижению мотивации и, как следствие, успеваемости учащихся.

Безусловно, существуют и другие проблемы мотивации школьников, находящиеся в компетенции психологов, логопедов и родителей школьников, которые также обязаны принимать участие в образовании своих детей.

Что касается именно проблемы мотивации к изучению иностранного языка, то у учеников есть масса возможностей для изучения языков и не только. А в современном мире в условиях глобализации, современных технологий, межкультурного общения остается только подтолкнуть учащихся к изучению иностранного языка. Более того, все понимают, что знание иностранного языка показывает уровень культуры и образования современного человека.

На сегодняшний день в ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Поэтому значимость изучения иностранного языка уже на начальном этапе обучения является актуальной в обучении.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст с 6-7 до 9-11 лет, и это тот возрастной период, когда у ребенка совершенствуются и закрепляются его новые достижения и навыки, а также он активно вовлечен в учебную деятельность. Именно поэтому младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного формирования мотивации к изучению иностранного языка, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых навыков, способов разрешения социальных ситуаций. Мотивация является процессом побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Выделяют несколько видов мотивации: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная. Как частный вид мотивации определяется учебная мотивация, что является сложным, системным образованием, состоящим из познавательных и социальных мотивов учения. Формирование учебной мотивации представляет собой воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе в сочетании с активным поведением ученика. Что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

Учитывая требования ФГОС, методами формирования мотивации к изучения иностранного языка в общеобразовательной организации являются: проектный метод, коммуникативный, системно-деятельностный метод, интенсивный метод и метод модульного обучения. Основными из них являются проблемный и системно-деятельностный методы обучения. Использование проблемного обучения способствует активному развитию проблемного мышления, способствует воспитанию активной творческой личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы. Коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний.

Источник

Роль мотивации и способы ее усиления при обучении иностранному языку
учебно-методический материал на тему

Роль мотивации в изучении языка

В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженного и кропотливого труда. Ясно, что такая интеллектуальная деятельность должна быть высоко мотивирована. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Стимулировать развитие мотивации возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к зрелым формам положительного отношения к учению действенному, осознанному, ответственному. Учителя и методисты очень редко на практике подвергают анализу такую психологическую категорию, как мотивация. Их задача – дать детям необходимые знания. Но как часто они сталкиваются с негативным отношением к английскому языку. Мотивация, по своей сути, является специфической формой. Ее нельзя, например, наблюдать со стороны или выяснить ее уровень из бесед с учениками. Однако, это один из аспектов, который играет, чуть ли не главную роль в процессе обучения. Мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда и как путь к личному благополучию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженного и кропотливого труда. Ясно, что такая интеллектуальная деятельность должна быть высоко мотивирована. В связи с этим, вопросы мотивации становятся все более актуальными, их изучают педагоги, психологи, методисты. Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать иноязычную мотивацию говорения. Для устранения данных причин требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке. Современные психологи и педагоги едины во мнении, что качество выполнения какой-либо деятельности на иностранном языке зависит, прежде всего, от побуждений и потребностей ученика, его мотивации. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Стимулировать развитие мотивации возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к зрелым формам положительного отношения к учению действенному, осознанному, ответственному. Учителя и методисты очень редко на практике подвергают анализу такую психологическую категорию, как мотивация. Их задача – дать детям необходимые знания. Но как часто они сталкиваются с негативным отношением к английскому языку. Мотивация, по своей сути, является специфической формой. Ее нельзя, например, наблюдать со стороны или выяснить ее уровень из бесед с учениками. Однако, это один из аспектов, который играет, чуть ли не главную роль в процессе обучения. Мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда и как путь к личному благополучию.

II. Роль мотивации и способы ее усиления при обучении иностранному языку

1.Мотивация, ее значение и виды

Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Она играет одну из главных ролей в изучении иностранного языка во всём мире. Такое утверждение не случайно, бесчисленные исследования и эксперименты в обучении показали, что мотивация – это ключ к обучению в целом. В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, а, следовательно, – вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, открыть возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Все вышеперечисленное существенно повышает престиж предмета «иностранный язык» в качестве образовательной дисциплины вуза. И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Расценивая мотивацию как важнейшее начало процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира обучаемого. Она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у студентов определенные сложности и мотивированность исчезает. Поэтому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован. Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности. Понятие «мотив» ученые трактуют по–разному: К. Вилюнас понимает под мотивом условия существования, Г. А. Ковалев – морально–политические установки, а Ж. Годфруа – соображение, по которому субъект должен действовать. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив – это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты. Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

— особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)

— особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности

— организацией педагогического процесса

— спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

— мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;

— мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

— мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

— мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;

— мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

Широкая социальная мотивация является разновидностью внешней. «Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни». [1]
Если внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль», то внутренняя мотивация – «тактическую», т.к. она стимулируется самим процессом овладения языком. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. Коммуникативная разновидность внутренней мотивации является основной, т.к. овладение умением общаться – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Однако именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстает как искусственное средство общения. И так называемые «естественные ситуации», используемые при общении, носят, в сущности, искусственный характер. В учебном процессе по английскому языку важно сохранить непосредственно интерес к языку как к таковому. Эта разновидность внутренней мотивации называется лингвопознавательной. Она заключается в положительном отношении учащихся к самому языковому материалу. Возможны два пути её формирования: опосредованный, т.е. через коммуникативную мотивацию и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности обучаемых в языковом материале. Чтобы сохранить интерес учащихся к языковому «строительному» материалу, нужно, во-первых, свести к минимуму временной разрыв в работе над языковым материалом таким образом, чтобы учащиеся видели речевую перспективу его применения. Во-вторых, языковой материал, помогающий усвоению на уроке, нужно ориентировать на одну тематическую область. Большую роль в этом отношении играет развитие языковой догадки. С этой целью следует придать работе над языком характер поисковой, исследовательской деятельности, в результате которой у учащихся разовьется умение видеть за бесстрастным языковым знаком значение и смысл.

Также, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» – это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен, и меня не отчислят» – отрицательная. При обучении иностранному языку требуется предпринимать действия, направленные на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка. Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности. Важными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации обучения, являются задачи урока, его содержание и организация занятий. Так, постановка учебной задачи перед учащимися – отправной момент для возникновения мотивации. Формулировка задания должна носить коммуникативный характер и приглашать учеников к общению. Содержание учебных материалов должно быть интересно школьникам. Интересный и личностно значимый текст сам по себе способствует запоминанию содержащегося в нем языкового материала, так как он вызывает большую встречную активность обучаемых.

• функции источника информации;

• функции управляющего процессом формирования навыков и развития речевых учений. Успешное выполнение данных функций опосредствованно влияет на мотивацию учащихся.

К сожалению, не все преподаватели пока полностью и правильно понимают значение умения оптимального педагогического общения и его влияние на положительное (или отрицательное) отношение учащихся к изучаемому языку. Кроме того, не у всех преподавателей сформировано это умение. Мотивировать учеников к деятельности, возбудить и поддержать их интерес к изучаемому языку необходимо потому, что мотивированная деятельность, интерес к предмету деятельности, как известно, отличается эмоциональным отношением личности к делу, вследствие чего напрягается внимание, углубляется мышление, облегчается запоминание и восприятие, материал задерживается в памяти дольше. Ученик, таким образом, активно вовлекается в деятельность, овладевает изучаемым материалом, что, в свою очередь, влияет на закрепление у него интереса к данному языку и тем самым содействует повышению эффективности обучения. Однако следует помнить, что если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо найти ту «золотую» середину, при которой высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.

2. Игра и театрализация, как способы усиления мотивации на уроке иностранного языка

— языковые игры должны проводиться на иностранном языке;

— нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Дети любознательны и с интересом начинают изучать иностранный язык, который является для них чем-то новым, необычным, поэтому для успешного обучения языку важно сохранить этот интерес как можно дольше. Приемы театрализации направлены не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы учащегося. Драматизация способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. В преподавании иностранных языков значительное внимание уделяется использованию театрализованных постановок, которые служат не только развлечением для детей, но и средством обучения языку, и одним из основных способов развития творчества и воображения. Театрализация– это и есть действенный метод обучения иностранному языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. В традиционном обучении данные методы ставят задачу освоения лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются и, даже допуская явные ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, которое они могут воплотить в спектакле. Использование театрализации при обучении иностранному языку ставит перед собой следующие цели:

При обучении иностранному языку посредством театрализации известные учителя-практики (М.З.Биболетова, И.Н.Верещагина, Г.В.Рогова, Е.И.Негневицкая, З.И.Никитенко) выделяют следующие принципы:

Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность тех детей, для которых изучение языка само по себе является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что, естественно, невозможно без применения знаний и умений, полученных во время занятий по иностранному языку. Театрализованные постановки не являются самоцелью, а лишь служат мотивацией усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи. Для успешного усвоения лексического материала в ходе подготовки спектакля необходимо:

А также необходимо учитывать коммуникативную значимость инсценировки для детей и объективную сложность заучиваемого материала. В основу этой работы положены принципы:

а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.).
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты.

Источник

Видео

Психология эффективного изучения языкаСкачать

Психология эффективного изучения языка

5 простых способов изучения иностранного языкаСкачать

5 простых способов изучения иностранного языка

8 СОВЕТОВ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЛЕНЬ УЧИТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК | Как себя мотивировать учить языкСкачать

8 СОВЕТОВ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЛЕНЬ УЧИТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК | Как себя мотивировать учить язык

КАК ВЫУЧИТЬ ЯЗЫК И ГДЕ ВЗЯТЬ МОТИВАЦИЮ?Скачать

КАК ВЫУЧИТЬ ЯЗЫК И ГДЕ ВЗЯТЬ МОТИВАЦИЮ?

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ВАШ МОЗГ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВСкачать

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ВАШ МОЗГ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ

Проблема с мотивацией в изучении английского языка.Скачать

Проблема с мотивацией в изучении английского языка.

Секреты мотивации на изучение иностранного языкаСкачать

Секреты мотивации на изучение иностранного языка

"Лень учить английский?" - мощная мотивация на изучение английского.Скачать

"Лень учить английский?" - мощная мотивация на изучение английского.

Как ПРАВИЛЬНО учить языкиСкачать

Как ПРАВИЛЬНО учить языки

О мотивации в изучения иностранных языковСкачать

О мотивации в изучения иностранных языков
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.