- Зачем нужна орфография?
- Что такое орфография?
- История русской орфографии
- Принципы русской орфографии
- Историческое значение орфографии
- «Современная» орфография
- Зачем нужна орфография?
- Презентация на тему «Значение орфографии в нашей жизни»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Место орфографии в школьном курсе русского языка
- «Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Роль орфографии в русском языке
- АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
- ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
- КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
- НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
- БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
- МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
- ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
- КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
- КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
- ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
- ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
- Видео
Зачем нужна орфография?
Несмотря на то, что получить образование в нашей стране может каждый, проблема грамотности населения остается актуальной даже сейчас, а, значит, без орфографии тут не обойтись.
У многих людей с «хромающей» грамотностью может возникнуть вопрос, а зачем нужна орфография, ведь когда-то могли обходиться без правил правописания?
Несмотря на протесты некоторых «неучей», основные принципы русской орфографии знать необходимо. Ведь от правильного написания слова зависит смысл и точность передачи мысли. Правила орфографии являются ключом к правильному выражению и пониманию чужих мыслей. Благодаря правилам орфографии, мы можем правильно понимать значения слов, грамотно передавать смысл написанной информации, избегать ошибок в произношении или написании слов, которые могут изменить весь смысл предложения. Кроме этого, знания орфографии позволяют стать грамотным и культурным человеком, а без грамоты в жизни не обойтись. Мало того, что незнание основных правил делает из человека большого невежу, еще вряд ли кому-нибудь понравится читать текст с ошибками и задумываться над тем, что хотел сказать автор.
Что такое орфография?
История русской орфографии
Кириллица в своем первозданном виде просуществовала до 18 века, пока по распоряжению Петра I не была придумана новая азбука – гражданская. Ее отличительной особенностью стали простота написания и отсутствие некоторых букв, имеющих в кириллице задвоения. Несмотря на такие изменения, гражданская азбука все же сохранила некоторые дуплетные знаки, которые были удалены в результате реформы русской орфографии в 1917 году, направленной на изменение буквенной системы языка.
Русская орфография еще несколько раз претерпевала изменения. И в 1956 году появилась новая совокупность правил русской орфографии и пунктуации, актуальные до сих пор.
Принципы русской орфографии
Орфография русского языка базируется на совокупности нескольких принципов – морфологическом, суть которого состоит в единстве написания частей слова (корня, суффиксов, окончаний и приставок), и традиционном, сохранившемся со старославянского языка. Так, например, мы знаем, что после букв «ж» и «ш» всегда пишется буква «и». А слова «хорошо» и «проходил» пишутся, согласно морфологическому принципу правописания.
Кроме этого, в орфографии «работает» и фонетический принцип правописания – пишу так, как слышу.
Хотелось бы отметить, для того, чтобы прослыть знатоком орфографии, необходимо знать более 100 правил, большое количество слов-исключений, а также правильность написания словарных слов. Помимо этого, и без того сложная орфографическая система русской лексики постоянно пополняется словами, заимствованными из иностранных языков, написание которых вызывает дополнительные орфографические трудности.
Понятно, что выучить все слова русского языка просто невозможно. Однако необходимо знать, где искать ответы на возникающие вопросы по поводу написания тех или иных слов.
Историческое значение орфографии
Каждый для себя сам решает, нужна ему орфография или нет. Находясь в поиске ответа на вопрос «Зачем нужна орфография?», не стоит забывать, что русская орфография – это не только метод, облегчающий письменную речь, но и многовековые традиции письменности не только русского языка, но и других существующих языков. Со сменой культуры речи, меняется и орфография. Так, например, наш современный письменный язык вряд ли поняли бы в России 100 лет назад и приняли бы его за иностранный.
«Современная» орфография
Некоторые люди могут возразить, мол, зачем нужна орфография, если с правописанием отлично справится любое компьютерное приложение, где есть встроенная автоматическая проверка?
Таким высказываниям можно возразить: при наборе текста программа выделяет некоторые орфографические ошибки, но пропускает лексические. Поэтому «работу» таких приложений все равно нужно проверять.
Зачем нужна орфография?
Итак, зачем нужна орфография? Орфография – это не только правописание. Это слово несет в себе более глубокий смысл. Орфография, как основа письменной речи, позволяющая передавать информацию между разными поколениями, в течении исторического времени дает возможность обществу учиться на старых ошибках, позволяет не только читать, но и передавать будущим поколениям самые лучшие литературные произведения, а также не дает обществу снова вернуться к использованию только устной речи. Орфография – это языковое наследие любой существующей культуры, поэтому каждый носитель языка просто обязан знать основные правила правописания, чтобы правильно передать информацию для тех, кто будет ею пользоваться.
Видео: Русский язык. Орфография. Орфографические нормы. Основные принципы русской орфографииСкачать
Видео: Приставки ПРЕ ПРИ. Правописание приставок. Орфография. Подготовка к ЕГЭ | Русский языкСкачать
Презентация на тему «Значение орфографии в нашей жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Значение Орфографии В нашей жизни ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите рисунок и удалите его. Затем нажмите значок «Рисунки» в заполнителе, чтобы вставить изображение.
Значение слова Орфография – это раздел языкознания, изучающий правильность написания слов на письме. Иными словами, это совокупность всех существующих правил, определяющих правописание слов и предложений.
Вступление Иногда можно услышать слова о том, что все эти правила, которые мы изучаем в школе, просто не нужны. Можно легко обойтись и без них. «Кто придумал все эти правила? Как было бы просто без них!» — восклицают некоторые, получив очередную двойку за невыполненное задание. Но эти ребята не правы. Орфография очень важна.
Собственная орфография есть в каждом языке. И это неудивительно! Ведь в противном случае люди попросту не понимали бы смысла написанного. Или могли что-то понять превратно.
История орфографии в России История русской орфографии начинается с работ Якова Константиновича Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1885). Своей главной задачей он считал приведение русского письма к максимальному единообразию.
Некоторые слова в русском языке имеют совершенно одинаковое звучание. А вот значения этих слов зависят от написания. Написал один неграмотный вместо слова «прут» слово «пруд». И предложение полностью изменило свой смысл! Он хотел сказать о том, что мальчик испортил прутик, веточку, а получилось, что испорчен водоём – пруд. Примеров, подобных этому, в русском языке великое множество.
Детям будет понятна такая ситуация, которая могла сложиться из-за пренебрежения правилами русского языка или элементарного их незнания. Между двумя школами проходят соревнования в форме военной игры. «Радист» передаёт сообщение: «Под сломанной берёзой спрятан кот! Ищите!» «Разведчики», конечно, старательно ищут этого кота, который зачем-то был спрятан под берёзой, естественно, безрезультатно. Игра проиграна. А виноват во всём «радист», пославший своих искать вместо «кода» домашнее животное. Уж тут-то каждому становится ясно, зачем нужна орфография.
Это в свою очередь может привести к исчезновению нации, потому что язык — это память народа, записанная и переданная будущим поколениям. Это наша национальная особенность, то, что выделяет наш народ в одно целое среди множества других народов, создает нашу культуру, наши традиции.
Заключение И.С. Тургенев писал: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Язык – это наше величие и наша гордость. Поэтому каждый человек должен стремиться к чистоте своей речи, как устной, так и письменной, чтобы наши потомки получили в наследие «великий и могучий русский язык», а не жалкую пародию на него.
СПАсибо за внимание ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите рисунок и удалите его. Затем нажмите значок «Рисунки» в заполнителе, чтобы вставить изображение.
Номер материала: ДБ-079408
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Видео: Все правила русского языка за 3 часа. Полный курсСкачать
Видео: Орфография и пунктуацияСкачать
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Место орфографии в школьном курсе русского языка
Место орфографии в школьном курсе русского языка
В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется правилами. На этот факт обращал внимание еще в 1940 г. академик Л.В. Щерба, который писал следующее: «Абсолютно грамотными и в орфографии и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно. Самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным, так как даже, например, при написании этой статьи два раза недоумевал, как надо писать то или иное слово».
Стремление к достижению абсолютной орфографической грамотности привело бы к тому, что, даже затратив на работу по орфографии все учебное время, отведенное на курс русского языка в школе, мы и в этом случае вряд ли успели бы изучить орфографические правила в полном объеме, тем более обеспечить запоминание всех слов с непроверяемыми написаниями. И наконец, в практике письменной речи большинства людей многие правила оказываются необходимыми чрезвычайно редко, а многие слова с непроверяемыми написаниями вовсе не употребляются. Изучение таких правил и малоупотребляемых слов было бы слишком затруднительным и нецелесообразным.
В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
— познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
— сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
— научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
— сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
— создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепенность и длительность работы по формированию у них относительной орфографической грамотности.
В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например, гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще неизвестных учащимся. Так, в 5 классе затруднительно обучить детей правописанию гласных после шипящих в суффиксах разных частей речи, потому что еще не изучены причастия и наречия. Чтобы в 5 классе научить школьников умению употреблять букву ъ после шипящих на конце глагольных форм, надо уметь опознавать глаголы в повелительном наклонении.
Для успешного овладения знаниями по орфографии необходимо знать пять основных принципов русской орфографии, т.е. исходных положений, определяющих специфику правописания. Данные принципы помогают понять смысл каждого правила, каждого способа проверки орфограмм, осмыслить каждую орфограмму как звено общей системы, как производную закономерностей языка.
Видео: Зачем нужны правила орфографии? Мультфильм на полторы минутыСкачать
Видео: ВСЯ ОРФОГРАФИЯ ЕГЭ ЗА 1 ЧАС | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭФЛЕКССкачать
В лингвистической теории выделяют пять принципов орфографии: морфологический, фонематический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.
Фонематический принцип орфографии заключается в том, что буква на письме обозначает не звук (вариант фонемы), а фонему в ее сильном варианте. Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, что и морфологический, но с другой позиции: слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме: дуб [дуп] – дубы [дубы], вода [вда] – воды [воды].
Морфологический и фонематический принципы орфографии не противоречат один другому, а дополняют, углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабых позициях ведется на основе фонематического принципа, опора при письме на морфемный состав слова, на части речи и их формы – прерогатива морфологического принципа орфографии.
Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в слабой позиции. Девизом данного принципа могут служить слова: «что слышим, то и пишем».
Традиционный принцип заключается в том, что написание некоторых слов не мотивировано современными языковыми законами, а сохраняется в русском языке в таком виде, в каком писались эти слова в прошлом, т.е. закреплены традицией. Традиционные написания надо запоминать, а в трудных случаях обращаться к орфографическим словарям.
Дифференцирующий принцип орфографии разграничивает на письме слова-омонимы и может действовать совместно с морфологическим и фонематическим: ожог на руке – имя существительное и ожёг руку – глагол; компания – группа людей, чем-либо объединенных, и кампания – совокупность каких-либо мероприятий. Дифференцирующие написания усваиваются на основе понимания значений слов: рож – рожь, копчик – кобчик, туш – тушь, плач – плачь.
Морфологический принцип большинством ученых признаётся ведущим, так как он охватывает большую часть встречающихся в тексте или речи орфограмм.
Для правильного ориентирования учащихся в орфограммах учителю самому необходимо хорошо разбираться в природе данных орфографических явлений, т.е. в принципах, лежащих в их основе.
«Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?
В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.
Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.
Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.
Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.
Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.
Видео: Русский язык. Урок 1. Принципы русской орфографии. Правила переноса словСкачать
Видео: Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"Скачать
Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию. Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.
Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.
И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.
Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть достойным носителем русского языка.
Роль орфографии в русском языке
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Видео: НОВЫЕ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ 2021 | Подробный разбор и комментарий лингвистаСкачать
Видео: КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.#1Скачать
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.