Роль предложений в русском языке

Какие бывают виды предложений в русском языке: примеры и характеристика

Бывают разные виды синтаксических единиц в русском языке. Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется «синтаксис». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют. …

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Восклицательные«Красота! Прекрасный зимний день!».
Вопросительные«Скажите, пожалуйста, где находится детская библиотека?»
Повествовательные«Миша ушел в гости. Его сестра Маша осталась дома».

Роль предложений в русском языкеПовествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств.

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от английского), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные чувства, от презрения до восхищения.

Роль предложений в русском языкеДля того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

А вот примеры двусоставных полных:

Роль предложений в русском языкеКлассификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные. Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Роль предложений в русском языкеПростые предложения Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав сложного предложения, разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ, использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

Роль предложений в русском языкеВиды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные. Вот типичные примеры:

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

Источник

Предложение

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

НевосклицательноеВосклицательное
ПовествовательноеМама,Петя приехал.Мама, Петя приехал!
ВопросительноеВы уже уходите?Как, вы уже уходите?!
ПобудительноеВозвращайся поскорее.Возвращайся же поскорее!

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

Источник

Предложение – что это такое и какие типы предложений есть в русском языке – простыми словами о самом сложном

Познакомьтесь с главной единицей синтаксиса.

Роль предложений в русском языке

Когда учительница вас спросит, что такое предложение, говорите так: «Предложение – это одна из единиц синтаксиса». Если она спросит: «А какие еще есть?» – скажите: «Словосочетание и текст».

Она не уймется и спросит опять: «А чем предложение отличается от словосочетания?». Вот тут надо не спасовать и сказать следующее: «Предложение выражает законченную мысль. В предложении всегда есть грамматическая основа. Оно является коммуникативной единицей, потому что мы говорим именно предложениями, а не словосочетаниями».

Запомните: законченная мысль, грамматическая основа, единица коммуникации. Давайте разберем эти признаки подробнее.

Признаки предложения

Законченная мысль. В словосочетаниях нет законченной мысли. Слова «ходить в школу», «красивый дом», «устать от работы» никому ничего ни о ком не говорят. А вот предложения – другое дело: «Завтра я иду в школу». Точка. Четкая, завершенная мысль. Сразу ясно, кто, когда, куда. «Этот дом красивый». Точка. Сразу чувствуется законченность, сказали, как отрезали. «Мама устала от работы» – тоже все ясно.

Единица коммуникации. Из-за того, что в предложении выражается законченная мысль, мы говорим именно предложениями:

– Ты пойдешь в школу?
– Да [я] пойду.
– А когда [ты] вернешься?
– В два часа [я вернусь].

В диалогах какие-то фрагменты предложений могут опускаться, но все равно эти реплики – предложения, а не словосочетания.

Грамматическая основа. Это подлежащее и сказуемое. В каждом предложении есть либо и то, и другое, либо что-то одно – только подлежащее или только сказуемое.

Бывают предложения, когда грамматическая основа опускается, например: «Вокруг ни души» – здесь опущено сказуемое «нет»: «Вокруг нет ни души», но оно все равно «мыслится», его можно восстановить из контекста.

Типы предложений

Я напишу кратко о каждом типе и в течение этой недели напишу отдельные статьи по каждому типу, потом поставлю сюда ссылки.

По цели высказывания. Три типа:

По интонации, или эмоциональной окраске. Если произносится с восклицанием или есть восклицательный знак – оно восклицательное: «Разойдись!», если нет – невосклицательное: «Отойдите, пожалуйста».

По количеству грамматических основ. Если грамматическая основа одна – простое, если две и более – сложное.

«Андрей, Саша и Коля пришли ко мне в гости» – здесь однородные подлежащие Андрей, Саша, Коля, но при них одно сказуемое – пришли. Поэтому грамматическая основа одна.

«Андрей и Саша пришли ко мне, и мы стали пить чай» – вот тут уже две основы: Андрей и Саша пришли (два подлежащих, при них одно сказуемое), мы стали пить (подлежащее и сказуемое).

По наличию главных членов. Если есть и подлежащее, и сказуемое – двусоставное. Если только подлежащее или только сказуемое – односоставное.

По наличию второстепенных членов. Второстепенные члены – это дополнение, определение, обстоятельство. Если хотя бы один из них есть – предложение распространенное:

По осложненности. Осложнителей три:

Это всё. Есть еще типы сложных предложений, но о них – в отдельной статье.

Напишите мне вопросы, которыми вас заваливают на экзаменах, контрольных, тестах. Я их обобщу и сделаю несколько обзорных статей.

Источник

РОЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языке

Роль предложения в тексте. Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей.

Обеспечение прогрессии текста. Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации.

Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы (1-3-е предложение).

Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное.

Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное). Информация текста в таком случае развивается в одном направлении.

В обобщенном виде функцию предложения, обеспечивающего прогрессию текста с однонаправленным данным можно представить в виде модели (схемы).

Количество микротем и новой информации представлены условно.

________________________________________

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке
Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке

Модель показывает, что коммуникативная задача текста содержит один смысловой центр – одно данное. Следовательно, данное текста однонаправленное. Значение его развивается в ряде микротем и конкретизируется с помощью новой информации.

Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Чтобы понять, каким образом может быть выбрана данная информация текста и как от этого зависит его структурно-смысловое развитие, необходимы знания не только об однонаправленном данном, но и о разнонаправленном.

Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров (Д1, Д2 и т.д.). Информация текста в таком случае развивается в нескольких направлениях.

Значение предложения с разнонаправленным данным в том, что оно настраивает читателя на восприятие текста, в котором явление рассматривается с разных сторон, позволяя предположить, о каких именно сторонах пойдет речь.

Прогрессия текста с разнонаправленным данным

Роль предложений в русском языкеТ

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке
Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языкеМТ1 МТ2 МТ1 МТ2

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языке

Количество смысловых центров коммуникативной задачи (Д1, Д2) и новой информации дано условно.

Словесное выражение разнонаправленного данного текста может совпадать со словесным выражением микротем, если каждое данное представлено только одной микротемой.

Такое явление можно отразить в модели (см.схему).

Роль предложений в русском языкеРоль предложений в русском языке

Д1 (МТI)
Д2 (МТII)
Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке

Количество данной и новой информации указано условно.

Функция обобщения текста. Для того чтобы уяснить, какие связи существуют между информацией текста и его заключением, каким образом сформулировать вывод, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции обобщения текста.

Роль предложений в русском языке

Функцию обобщения текста (ФОТ) выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы.

Смысловым центром в таком предложении является слово или словосочетание, которое обобщает новую информацию предыдущего текста.

В обобщенном виде роль предложения, выполняющего ФОТ, можно представить с помощью модели (см.схему).

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языкеКЗ

Роль предложений в русском языкеФПТ

МТI
МТII
МТIII
Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке
Роль предложений в русском языке
Роль предложений в русском языке

Двунаправленное развитие информации в текста. Для того чтобы углубить представление о внутритекстовых связях при переходе от одной смысловой части текста к другой, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции двунаправленного распространения информации в текста (ФДТ).

Функция двунаправленного развития информации в тексте выполняет предложение, информация которого развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно обобщает содержание предыдущего текста, т.е. осуществляет ФОТ, с другой стороны, способствует прогрессии последующего текстообразования, т.е. выполняет ФПТ. Такое предложение находится в интерпозиции – между двумя смысловыми блоками. В нем может быть один или два смысловых центра. Если смысловых центра два, то один из них обобщает содержание предыдущего текста, другой – способствует его дальнейшему развитию. Если смысловой центр один, то он совмещает в себе эти две функции.

Функция двунаправленности информации в тексте (см.схему).

ОР
Н1БАН1
ОЗ
Н2БВН2
ЩИ
Н3ЕТН3
НИ
ИЕ
Е
ФОТФПТ

Количество новой информации представлено условно

Способы развития информации в тексте. Для того чтобы представить варианты прогрессии текста, необходимо знать о способах развития информации в нем. Информация текста может развиваться параллельным или цепным способом.

Параллельный способ развития информации. Параллельный способ развития информации внутри предложения. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н1, Н2 и т.д.).

Независимые ситуации объединены известной информацией – данным (Д). При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения.

Схема параллельного способа развития информации внутри предложения может выглядеть так:

Роль предложений в русском языке
Роль предложений в русском языке

Параллельный способ развития информации между предложениями. Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации (Н1, Н2, Н3, и т.п.) существует в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

В модели текста параллельный способ развития информации обозначается так (см.схему)

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке

Параллельный способ развития информации наблюдается и при раскрытии значения разнонаправленного данного текста, которое содержит несколько смысловых центров. Развитие значения каждого смыслового центра представляет собой отдельный блок информации. Между блоками информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены коммуникативной задачей текста и его темой (см. схему).

Параллельный способ развития информации

разнонаправленного данного текста

Роль предложений в русском языкеТ

Роль предложений в русском языке__________________________

Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке
Роль предложений в русском языке

Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языке Роль предложений в русском языкеМТ1МТ2МТ1МТ2

Цепной способ развития информации

Цепной способ развития информации внутри предложения. В отличие от параллельного способа информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н2 ← из Н1; Н3 ← из Н2 и т.п. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными.

Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные.

Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.

Средства выражения причинно-следственных отношений

Модели предложений со значением причиныМодели предложений со значением обусловленности, следствия
Что вызывает что-либо Ведет/приводит к чему-либо Способствует чему-либо Препятствует чему-либо Сопровождается чем-либо Обусловливает что-либо Обеспечивает что-либо Является причиной чего-либо Помогает, мешает чему-либо Влияет на что-либо Сказывается на чем-либоЧто обусловливается чем-либо Вызывается чем-либо Зависит от чего-либо Связано, в связи с чем-либо Отражает что-либо Свидетельствует о чем-либо Является результатом чего-либо Следствием Отражением Свидетельством Возникает в связи с чем-либо

В реальной действительности событие-причина и событие-условие исходны, поскольку следствие рождают они. При построении предложения порядок следования события-причины, события-условия и следствия строго не фиксируется.

В нейтральной письменной речи данная информация начинает предложение, затем следует новая информация текста по схеме: Д → Н.

Средства выражения условно-следственных отношений

Простые предложенияСложные предложения
при + сущ. п./п. при наличии + сущ. р./п. в случае + отглаг. сущ.р./п. без + сущ. р./п.= если = если есть = в том случае, если = если нет (не)

Ситуация-следствие может развиваться в дальнейших звеньях цепи. При этом одно следствие вытекает из другого – последующее из предыдущего. Тогда последовательность связи звеньев можно обозначить так: Д→ Н1 → Н2→Н3 и т.д.

Источник

🌟 Видео 📹

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.