Роль жаргонов в русском языке + видео обзор

Функции жаргонизмов, их плюсы и минусы

Содержание

1.Определение и виды жаргонизмов

1.1 Предпосылки возникновения жаргонизмов

1.2 Виды жаргонизмов

2. Функции жаргонизмов, их плюсы и минусы

2.1 Плюсы и минусы использования жаргонизмов

Список использованной литературы

Введение

Родной язык – душа нации. Через язык выявляются национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытность художественного творчества, нравственное состояние и духовность, общая культура народа.

В настоящее время становится актуальной проблемой использование жаргонизмов в современном обществе. Каждый день миллионы людей обмениваются информацией, делятся своими мыслями и идеями. И это давно стало неотъемлемой частью жизни любого человека. Однако наша речь постепенно разрушается. Одни люди зачастую перестают понимать других или понимают не так, как следовало бы. Одна из причин – появление в русском языке так называемых жаргонизмов.

Социальными и профессиональными разновидностями языка (жаргонами и арго) называют речь профессиональных групп или социальных прослоек, поставленных в особые, обособленные условия жизни и общения.

Это особый словарь — лексика и фразеология, возникшие на базе общенационального языка в определенных исторических условиях и в силу разных причин, которые используются теми или иными группами людей, близких по профессии, социальному положению.

Определение и виды жаргонизмов

Жаргон (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

Часть жаргонной лексики — принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму. Так, например, выражение «темнить» в арго — скрывать добычу, потом — хитрить (на допросе), в современном молодёжном жаргоне — говорить непонятно увиливать от ответа.

Лексика жаргона строится на базе литературного языка путём переосмысления, метафоризации, переоформления, звукового усечения и т. п., а также активного усвоения иноязычных слов и морфем. Например: «крутой» — модный, деловой, «хата» — квартира, «баксы» — доллары, «тачка» — автомобиль, «рвануть» — пойти, «баскет» — баскетбол, «чувак» — парень (из цыганского языка). В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи.

Предпосылки возникновения жаргонизмов

Социальный жаргон впервые возник в XVIII веке у дворян («салонный» жаргон; пример: «плезир» — удовольствие).

Жаргоны проникали не только в разговорную речь, но и на страницы русской литературы. Большим знатоком жаргона среди писателей 19 века был Н. В. Гоголь. Он превосходно знал чиновничий, социально-профессиональный и другие жаргоны и мастерски использовал их в своих произведениях. Вот пример из поэмы «Мертвые души»: «…пойдут переборки, распеканья, взбутетениванья…». Язык Петровича в «Шинели» наполнен выражениями, характерными для профессии портного:»…дело …гнилое», «положить на воротник куницу», «пустить капишон» и другие.

Как и другие разновидности разговорного языка, жаргон используется в художественной литературе для более яркого изображения описываемой среды, для языковой характеристики героя, как средство создания образа.

Первая волна проникновения жаргонизмов в разговорный русский язык отмечена после революции 1917-го года. Язык бедняков и беспризорников некоторые лингвисты возвели в ранг «языка будущего». Но при этом жаргон воспринимался обществом не одинаково: одни считали его «пролетарским языком», противопоставленным языку интеллигенции, другие – проводником и носителем воровской идеологии, угрожающим чистоте и целостности русского языка.

60-ые – 70-ые годы лингвисты называют 3-ей волной жаргонизации речи. В период хиппи отвергались культурные ценности, нормы поведения, социальной идеологии. Все это проявлялось в стремлении создать свою «контркультуру».

В перестроечное время произошёл настоящий «бум» в употреблении жаргонной лексики. Это было обусловлено взрывом гражданских и языковых свобод. Стремительные социальные процессы значительно изменили стилистику устной и письменной речи. Речь огрубляется.

Виды жаргонизмов

На данный момент ученые и филологи выделяют множество групп и видов жаргонизмов, и, наверное, перечислить их все очень сложно. Однако можно сказать, что жаргонный язык используется людьми из разных социальных групп. Это люди и из низших слоев общества (воровской жаргон, жаргон уголовников и т. д.), и так называемые «сливки общества» (жаргон политиков, музыкантов и т. п.). Кроме того выделяется ещё молодежный жаргон (молодёжный сленг), который совмещает признаки множества других видов жаргона, и сейчас является одним из самых распространённых.

Таблица – 1 «Виды жаргонизмов»

Вид жаргонаПримеры слов
Армейский жаргонДембельский альбом, груз 200, кусок
Журналистский жаргонГазетная утка, пушечное мясо
Компьютерный сленгЧайник, движок, крыса
Молодёжный сленгГелик, винда, бабло

Функции жаргонизмов, их плюсы и минусы

Учитывая что жаргон это отдельная обособленная единица речи, можно выделить следующие его функции: коммуникативная, экспрессивная, контактная.

Коммуникативная функция осуществляет обмен информацией, передачу сведений, фактов. И в некоторых случаях это сделать проще и быстрее жаргонным языком, а не официальным.

Контактная функция имеет целью установление контакта с собеседником. Некоторые слова молодёжного сленга даже не несут никакой конкретной информации, но зато способствуют нахождению общего языка, помогают завязать разговор. Так как чаще всего используется такой вид жаргонизмов как молодежный сленг, стоит отметить, что на первый план в молодёжном жаргоне выходит экспрессивная функция, которая предполагает не только обмен информацией, в отличие от коммуникативной функции, но и обмен чувствами, эмоциями, исходящими от говорящего. Популярность использования жаргонных слов именно с яркой эмоциональной окраской объясняется тем, что с их помощью можно кратко и ёмко обрисовать свое физическое, душевное состояние и даже целую ситуацию. А многообразие значений выражений молодёжного сленга можно объяснить желанием его носителей разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность.

Таким образом, описав основные функции жаргонизмов, выявились причины их использования: быстрый обмен информацией, установление контакта с собеседником и выражение своих эмоций.

Источник

Современный жаргон и его влияние на язык

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове.

Родной язык – душа нации. В языке и через язык выявляются национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытность художественного творчества, нравственное состояние и духовность, общая культура народа.

В последние годы мы, к сожалению, отучаемся от красоты слова, от культуры языка. В современном русском языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной речью, просторечием, профессиональными и социальными диалектами. Устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Русский язык нуждается в защите и бережном отношении. Именно поэтому мы обратились к проблеме чистоты русского языка на современном этапе развития нашего общества.

Слово «жаргон» употреблялось во французском языке с середины 12-го века в значении «чириканье», затем оно стало означать «непонятный язык», а еще позже у него появилось значение «испорченный язык».

В русскую речь жаргон пришел со значением «непонятный язык». В составе русского языка было много жаргонов. Существовал, например, с 16 века жаргон офеней – мелких бродячих торговцев. Офенский язык использовал русскую грамматику, коверкая формы и слова литературного русского языка, переиначивая слова по некоторым моделям.

Например: кулото – «золото». Кустра – «сестра».

Впервые условный язык офеней был зафиксирован «Сравнительным словарем языков и наречий» П.С. Палласа в конце 18 века.

Слово «жаргон» имеет и другой смысл: грубая и вульгарная речь. Это арго. В отличие от профессиональных и корпоративных жаргонов арго является достоянием замкнутых групп. Арго типичен прежде всего для социальных низов общества и преступного мира.

Профессиональный и корпоративный жаргоны благодаря своей экспрессивно-стилистической окраске переходят в разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами. Например: салага, чиф, подбросить и другие. Из воровского жаргона: капать, хаза, канать.

Жаргоны проникали не только в разговорную речь, но и на страницы русской литературы. Большим знатоком жаргона среди писателей 19 века был Гоголь. Он превосходно знал чиновничьи, социально-профессиональные и другие жаргоны и мастерски использовал их в своих произведениях. Вот пример из поэмы «Мертвые души»: «…пойдут переборки, распеканья, взбутетениванья…». Язык Петровича в «Шинели» наполнен выражениями, характерными для профессии портного:»…дело …гнилое», «положить на воротник куницу», «пустить капишон» и другие [5, c.90].

Как и другие разновидности разговорного языка, жаргон используется в художественной литературе для более яркого изображения описываемой среды, для языковой характеристики героя, как средство создания образа.

Н. Помяловский в «Очерках бурсы» использовал жаргонную лексику бурсаков, чтобы ярче показать жизнь учащихся таких закрытых учебных заведений как бурса. «Тут же Ерундия играл на белендрясах». «Омега выпятил свою лупетку(лицо).

В.В. Крестовский в романе «Петербургские трущобы» с помощью жаргона показал стремительное расслоение общества на богатых и бедных, обреченных на невежество и нищету, порок и преступление.

История расцвета условных языков началась на ранней стадии развития промышленного и товарного производства и продолжается в настоящее время.

Лингвисты отмечают моменты ослабления и усиления использования жаргонизмов в речи.

История нашего государства – ярчайшее тому подтверждение. Лингвисты отметили в ХХ веке три волны жаргонизации речи:

С 90-х годов (период перестройки и начала капитализации) началась четвертая волна жаргонизации речи.

Первая волна проникновения жаргонизмов в разговорный русский язык отмечена после революции 1917-го года. Язык бедняков и беспризорников некоторые лингвисты возвели в ранг «языка будущего». Но при этом жаргон воспринимался обществом не одинаково: одни считали его «пролетарским языком», противопоставленным языку интеллигенции, другие – проводником и носителем воровской идеологии, угрожающим чистоте и целостности русского языка.

События этого тревожного времени, резко изменившего судьбы многих сотен тысяч людей, нашли отражение и в литературе.

Превосходным знатоком своей эпохи и Москвы 20-х годов был В.А. Гиляровский. Он много лет занимался изучением трущоб города, жизни обитателей «московского дна», Хитровки, и в своих произведениях использовал жаргонную лексику и арго: «…работали вместе, и слам пополам…», «…ты, затырка, я по ширмохе, тебе лопатошник».

Вторая волна жаргонизации речи относится к середине 30-х годов и послевоенных 40-х. Влияние «блатной музыки» на разговорную речь связано с массовыми репрессиями, с разгулом бандитизма в первые послевоенные годы [1].

60-ые – 70-ые годы лингвисты называют 3-ей волной жаргонизации речи. В период хиппи отвергались культурные ценности, нормы поведения, социальной идеологии. Все это проявлялось в стремлении создать свою «контркультуру».

В перестроечное время произошёл настоящий «бум» в употреблении жаргонной лексики. Это было обусловлено взрывом гражданских и языковых свобод. Стремительные социальные процессы значительно изменили стилистику устной и письменной речи. Речь огрубляется.

Эти изменения вновь коснулись литературы. Если в произведениях писателей 19-го и первой половины 20-го века жаргонизмы использовались вполне оправданно, то использование жаргонной речи в современной детской литературе трудно поддаётся объяснению. Например, в книге Эдуарда Успенского для младшего школьного возраста про дядю Фёдора употреблены такие слова: «забурели», «ставить на счётчик».

Мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в печати, но и на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты песен арготические элементы, употребляемые для «оживления текстов». Например: «качать права», «пудрить мозги», «политические тусовки», «кислотный прикид», «молодняк в отпаде» и другие.

В особую группу выделен молодёжный жаргон—сленг. В основе этого языкового явления лежит не социальная причина, а желание сделать речь яркой. Главное в сленге—отход от обыденности.

Особенность сленга—быстрая обновляемость. Сейчас уже никто не помнит оценок «потрясно», «железно», так широко распросранённых в 60-е—70-е гг. 20-го века, зато появилось новое слово—«клёво». Такая экспансия жаргонизмов исказила русский язык. Тот язык, на котором разговаривает сейчас молодёжь, нельзя назвать ни разговорным, ни тем более литературным.

Заключение

Культура поведения, культура речи и культура общения в жизни чаще всего выступают в единстве. Культура общения является составной частью культуры человека в целом и непосредственным модулятором человеческих отношений. Состояние моральной и психологической культуры общения в обществе ощутимо влияет на состояние экономического и политического развития государства, духовность ее граждан и их национальное сознание. Культура общения формируется многими поколениями. Общество в целом и каждый его член в частности должны стремиться к тому, чтобы не только сохранить, но и приумножить духовное наследие предшественников.

В современной литературе эти слова сознательно используют наряду с метафорами, синонимами, эпитетами для усиления и придания особого окраса содержанием. Сначала диалектизмы и жаргонизмы были интеллектуальной собственностью определенных слоев общества, в отдельных случаях уже не существующих. В наши дни это и общенародная лексика, имеющая свои социальные диалекты, и лексика литературного языка, в котором используются несколько переносных значений одного и того же слова, установленные в конкретной группе общества.

Современный молодежный жаргон трактует это как «недоговаривать, выражаться загадками».

Библиография

1. Береговская Е.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / / Вопросы языкознания, 2013, № 3, с. 32-41

4. Грачев М.А., Гуров А.И. Словарь молодежных сленгов. Горький, 1989.

5. Ермакова А.П., Земская Е.А., Розина Г.И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь общего жаргона. М., 2015.

6. Журавлев А.Ф. Иноязычное заимствование в русском просторечии (фонетика, морфология, лексическая семантика) / / Городское просторечие. М., 1984, с. 102-120;

7. Запесоцкого А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь. М., 2011.

8. Копыленко М.М. О семантической природе молодежного жаргона / / Социолингвистические исследования. М., 1976.

10. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с. 519

Источник

Роль жаргонов в русском языке

Данная работа посвящена изучению причин использования жаргонизмов молодежью города Реутов. В современном мире над «великим и могучим» русским языком как никогда нависла угроза обеднения и вымирания литературного языка.

Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодежь упрощает и стремится минимализировать употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодежи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов как никогда актуальна в наше время.

Гипотеза нашего исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Цель исследования: проанализировать речь молодежи с точки зрения использования ими жаргонной лексики. Выяснить, какое место занимает жаргон в речи молодежи, как он влияет на их словарный запас.
Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика – жаргонизмы в речи молодежи.

3. Выявить источники и причины возникновения жаргона.

4. Проследить влияние жаргонных слов на речь молодежи

5. Провести исследование среди учащихся и молодежи с целью выяснения употребления и восприятия ими жаргонных слов.

6. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

7. Составить словарь современных жаргонных слов, употребляемых молодежью города Реутов.

Область исследования: жаргонизмы как слой лексики, тесно связанный с жизнью современной молодежи.

Объект исследования: устная речь учащихся и молодежи города Реутов.

В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:

Данную проблему изучали многие лингвисты и языковеды, одни из которых считали, что употребление жаргонизмов носит временный характер, а другие видели в данном явлении реальную угрозу для литературного языка, постепенно поддающегося «жаргонизации».

С чем же связана эта «угроза»? Прежде всего, с тем, что современная молодежь – наше будущее, не осознает, насколько язык, его сохранность и богатство может повлиять не только на наше будущее, но и на будущее наших потомков, нашего города, страны. Молодежь, не задумываясь, перенимает все «модные» иностранные слова, переиначивает их на свой лад и пускает по цепочке, как вирус, заражающий «здоровые клетки» современного русского языка.

В наше время речевая культура, в особенности молодежи и школьников, испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргонизмов. Для последних жаргон является своего рода «паролем» для доступа к миру сверстников. Если ты не используешь жаргонные слова, речь твоя богата и разнообразна, то тебя не поймут, не примут в «стаю», а кому хочется быть изгоем?! Никому. Кроме этого, изъясняться и общаться на жаргонном языке намного проще: не нужно помнить все орфоэпические, речевые и синтаксические нормы. Сколько школьников получили бы высокие оценки, разреши им учителя писать на том языке, на котором они разговаривают между собой на перемене или на улице.

Глава I. Теоретический аспект исследования

Понятие «жаргон», «жаргонная лексика»

Мы должны оберегать язык от засорения, помня,

Что слова, которыми мы пользуемся сейчас…

Мы не случайно начали свое исследование со слов Самуила Маршака. Проблема засорения русского языка, поднятая поэтом, как никогда актуальна и в наше время. Речь современной молодежи изобилует жаргонными словами, литературный язык постепенно переходит в пассивный запас. Все чаще жаргонизмы можно не только услышать в устной речи, но и встретить в письменных работах учащихся, студентов. Так что же такое жаргон, жаргонная лексика?

Своё исследование мы начали с теоретической части. Перелистали словари и энциклопедии, нашли в интернете лингвистические статьи, посвященные жаргонам. К проблеме изучения жаргонной лексики обращались многие ученые. Мы обнаружили, что толкование этого понятия дано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона еще в 1907 году: «Жаргон (франц. Jargon) — испорченное наречие, местная речь, говор (см.), произношение. Ж. Иногда придумываются для известной цели, например Ж. Воров, мошенников, нищенствующих и проч.»[2]. Так же попытки изучения жаргонной лексики были сделаны в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, который изучал язык бродячих торговцев, городских воров-карманников: «ЖАРГОН м. Франц. Наречье, говор, местная речь, произношенье. || Дорогой камень красно-желтого цвета, циркон»[7].

Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука. «Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон (от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста»[8]. Авторы учебника «Современный русский литературный язык» к данной формулировке добавляют еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпрепровождением: «Жаргон (от фр. Jargon — наречие) – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением»[12]. Учитывая различные трактовки жаргона, мы считаем, что жаргон – это разновидность речи, которая используется определенными социальными или объединенными общими интересами группами, имеющая ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несущая тайный, непонятный для всех смысл.

Изучив теорию, связанную с понятием «жаргон», мы узнали, что жаргоны могут относиться к разным тематическим группам: жаргонные слова, используемые футбольными хулиганами, компьютерщиками, в армии, журналистике и т.д. Это связано, в большей степени, со сферой его использования и функциональным применением.

Очень часто из уст своих одноклассников и молодых людей на улице мы слышим такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, гнать волну, отвянь, клево. Считаем, что эти и другие подобные слова вытесняют нормальную речь и обедняют словарный запас молодежи. Чтобы лучше разобраться в данной проблеме, рассмотрим жаргонизмы в системе русского языка, поймем, какое место они занимают в ней.

Жаргон в системе русского языка

Всю лексику русского языка можно разделить на общеупотребительную и необщеупотребительную (лексику ограниченного употребления). Основу русского языка составляет общеупотребительная лексика: её понимание и употребление не зависит ни от географического места жительства, ни от профессии, ни от социального положения человека. В состав общеупотребительной лексики входят все литературные слова, а также те нелитературные слова, которые распространены среди людей разных возрастов и профессий. Необщеупотребительной называют лексику, понимание и употребление которой связаны с местом жительства человека, родом его занятий и т.п. К необщеупотребительной лексике относятся жаргоны, диалекты и специальные слова. Лексика ограниченного употребления делится на группы:

— по частоте употребления – активная и пассивная.

— по периоду использования – устаревшая и новая.

— по социальной общепринятости – жаргонная и арготическая.

Кроме того, лексику русского языка можно разделить на нормативную и ненормативную. К нормативной лексике относится литературный русский язык и некоторые профессиональные жаргоны (например, жаргон врачей). К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и остальные жаргоны (например, сленг). Таким образом, определить однозначно принадлежность жаргонов к нормативной или ненормативной лексике невозможно. Так откуда же возник жаргон? Давайте рассмотрим историю возникновения и развития жаргонной лексики.

История возникновения и развития жаргонной лексики

1.4. Причины употребления жаргонизмов молодежью

Можно выделить основные причины употребления жаргонов молодежью:

1. Жаргон делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения, употребленные на книжном, литературном языке и жаргонизмами: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни» и «Я просто тащусь от этой песни!»).

2. Жаргон помогает выделиться подростку, молодым людям, стать непохожими на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Жаргон служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

Мы считаем, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и, поэтому, свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

Глава II. Практический аспект исследования

2.1. Данные социологического опроса среди учащихся 5-11 классов моей школы, молодежи моего города

В доказательство вышесказанного представляем вашему вниманию результаты письменного анкетирования, проведённого нами в 5 – 11 классах и устного опроса среди молодежи на улицах города Реутов.

Учащимся 5-11 классов и молодежи была предложена анкета (Приложение 1), целью проведения которой было следующее:

— определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы и молодежи нашего города;

— определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

— определить отношение учащихся нашей школы и молодежи нашего города к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

— выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов

— выявить источники пополнения жаргонизмов.

В анкетировании принимало участие более 500 человек: 80 человек из 5-х классов, 81 человек из 6-х классов, 80 человека из 7-х классов, 74 человека из 8-х классов, 76 человек из 9-х классов, 32 человека из 10 класса, 30 человек из 11 класса и около 100 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет.

Данные письменного анкетирования, проведенного в нашей школе, показали, что 301 подросток нашей школы знают и всегда или часто используют в своей речи жаргонные слова (Приложение 2).

Исследуя материал, мы выявили, что подростки чаще всего слышат жаргонные слова в школе – 39,7% опрошенных, на втором месте по популярности занимает улица – 32,2%, только 6,8% подростков слышат жаргонные слова у себя дома, оставшиеся 21% выбрали ответ «другое» (Приложение 3).

Анализируя причины использования жаргонизмов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют эту форму общения, потому что это весело, «прикольно» – 36,4%. 27,8% опрошенных ответило, что использование жаргонизмов делает их речь понятнее для друзей, использование этих слов помогает им всегда «быть в теме». 21,9% подростков используют жаргонизмы, так как это модно и современно, оставшиеся 34,7% выбрали вариант «другое». (Приложение 4)

На вопрос «Нужны ли жаргонные слова в нашей речи?» утвердительно ответили 153 подростка, отрицательно – 159 подростка, а 150 учащихся не задумывались об этом (Приложение 5).

2.2. Результаты проведенного исследования

1. Исходя из полученных результатов, видно, что подростки и молодежь активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.

2. Количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 5 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 6 и 9 классов.

3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и молодежи; отмечено, что учащиеся и молодые люди используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

4. Мы убедились, что язык подростков и молодежи 21 века не всегда понятен их родителям и учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением.

5. Опираясь на личные наблюдения, можем добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

2.3. Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования

В результате проведенного исследования были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, баран, чмо, придурок, урод, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.

2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.

3. Бытовая техника: комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко – холодильник.

4. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).

5. Наименование людей по профессии: мент, мусора, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка.

6. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.

8. Школьные оценки и предметы: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.

2.4. Источники происхождения современного сленга подростков

Собранный материал заставил нас задуматься над происхождением современного сленга подростков. Наши наблюдения позволили сделать следующие выводы:

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в социальных сетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка).

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь: «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…»

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер – отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка; лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов мы увидели слова, принадлежащие к нейтральной лексике, но с новым переносным лексическим значением, например, крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» такие слова как домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.

Весь собранный материал по жаргонизмам мы упорядочили, систематизировали и распределили, в результате чего у нас получился «Словарь современных жаргонизмов», представленный в Приложении 7.

В начале своей работы мы выдвинули гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Список использованных источников и литературы

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.

3. 3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

5. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

6. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.

10. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

11. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

12. Http://www.labirint.ru/books/373095/ (Лекант, Касаткин, Клобуков: Современный русский литературный язык. Академический учебник).

Приложение 2. Часто ли вы используете жаргонные слова?

Приложение 3. Где вы чаще всего слышите жаргонные слова

Приложение 4. Для чего вы употребляете жаргонные слова?

Приложение 5. Нужны ли жаргонные слова в нашей речи?

Приложение 6. Можете ли вы обойтись без употребления жаргонных слов?

Приложение 7. Словарь современных жаргонизмов.

Блин – (слово – паразит) имеет междометную функцию

Бухой – человек в невменяемом состоянии

Врезать- ударить кого-либо

Да ну нафиг – отрицание

Забить – перестать заниматься чем – либо

Замутить – начать какое – либо дело

Косяк – что – либо сделанное неправильно

Ляпнуть – сказать что – то невпопад

Мразь – морально опущенный человек

Напрячь, выпрячь (жарг.) – заставить насильно что – либо делать

Ни фига себе – удивление

Облом – что – либо не получается

Оттягиваться – хорошо проводить время

Источник

Видео

Видеоурок по русскому языку “Жаргонизмы”

Видеоурок по русскому языку “Жаргонизмы”

Жаргонная лексика

Жаргонная лексика

Как появилась ФЕНЯ (уголовный жаргон). Часть 1. Офенский язык

Как появилась ФЕНЯ (уголовный жаргон). Часть 1. Офенский язык

Русский язык за 18 минут

Русский язык за 18 минут

Лекция ко дню русского языка 06.06.2022

Лекция ко дню русского языка 06.06.2022

Культура речи: Сленг, мат, жаргон, модные слова, - лексика ограниченная в употреблении

Культура речи: Сленг, мат, жаргон, модные слова, - лексика ограниченная в употреблении

Русский язык и культура речи. Лекция 1

Русский язык и культура речи. Лекция 1

Русский национальный язык, его варианты и функции

Русский национальный язык, его варианты и функции

«Прецедентные онимы в русских загадках, пословицах и фраземах: типы и функции»

«Прецедентные онимы в русских загадках, пословицах и фраземах: типы и функции»

Видеоурок по русскому языку "Устаревшие слова"

Видеоурок по русскому языку "Устаревшие слова"
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.