Рост словарного состава языка урок + видео обзор

Изменения словарного состава языка.
план-конспект по русскому языку

Данный материал может быть использован как конспект лекции преподавателем,а также студентом в качестве самоподготовки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Изменение словарного состава языка.

Словарный состав языка – самый подвижный ярус языковой системы. Но разные области лексики развиваются неодинаково и неравномерно. В развитии лексики наблюдаются два процесса:

I.1. Лексика обогащается за счет новых слов или неологизмов («Нео» – новый) – это слова, которые служат для обозначения новых понятий. Слово воспринимается как новое, если оно появилось в языке сравнительно недавно. Длительное употребление слова стирает его свежесть, делает его привычным. Неологизм живет 20–30 лет.

Новые слова появляются в языке во все периоды его развития. Так, после 1917 года в русский язык вошло большое количество слов, отражающих характер того времени, например: пятилетка, комсомол, НЭП и т.д. и т.п.

В связи с началом освоения космоса в 60 годах 20 века появились неологизмы типа: спутник, космонавт, и др.

Для нашего времени: Online, менчендайзер, провайдер. Кроме новых слов, которые появились в языке, к неологизмом относятся слова, создаваемые отдельными людьми, чаще всего писателями: прозаседавшиеся, пенкосниматель.

I.2. Словарный состав пополняется в результате словообразования. Выделяют морфологические и неморфологические способы образования слов.

К морфологическим относятся:

1) Образование с помощью морфем:

а) Приставочный шел – за шел – …

б) Суффиксальный лес + ^ник – лесник…

г) Бессуффиксный Переходи ть – переход.

б) Основы: Лун о ход, пут е ше ствие, сем и лет ка,

в) Начальной части с целым словом:

1) пол- л имона – на согл. Л.

2) пол- а пельсина – на гласн.

3) пол- К урска – с большой буквы.

Полгода, полмира, полумрак.

д) Начальных звуков.

е) Образование слов и словосочетаний, научно- (и) технический – сочинительное словосочетание. Древнерусский – Древняя Русь.

Месяц 1 – месяц 2 – (в результате образуются омонимы. )

Рост словарного состава языка урок Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок Рост словарного состава языка урок

Х Столовая на ремонте

I.3. Лексика обогащается за счет заимствования слов из других языков. Заимствованными называются слова, вошедшие в русский язык из других языков. В русском языке имеются заимствования из разных языков.Н-р:

Лат. – формула и т.д. и т.п.

Большую группу заимствований представляют собой слова, пришедшие из западно-европейских языков, в основном из немецкого (Штаб, фронт, солдат, слесарь.);

Английского (яхта, футбол); французского (пальто, режиссер); итальянского (соната, тенор).

Многие русские слова тоже переместились в другие языки. Так, в английский, прочно вошли, без каких-либо изменений, слова: балалайка, самовар, сарафан, спутник и др.

Их делят на 2 группы:

Устаревшие слова часто встречаются в произведениях писателей 19 века. В современной литературе они используются для создания колорита прошлой эпохи. Рост словарного состава языка урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле.

Урок русского языка проводился в 5 классе, обучающемся по программе и УМК, разработанным под редакцией В.В.Бабайцевой. Основная цель программы – представить современный русский язык как ко.

Развитие словарного состава английского языка.

Урок с презентацией, целью которого обучить навыкам морфемного анализа состава слова; развивать навыки исследовательской работы; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непрод.

Урок по технологии критического мышления.Соответствует требованиям ФГОС.

Перелистывая страницы книг, газет, журналов, мы вряд ли вспоминаем о старославянском языке, а ведь именно ему мы обязаны появлением в русском языке такого количества знакомых и.

Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концент.

Источник

Конспект урока на тему «Как пополняется словарный состав языка»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Рост словарного состава языка урок

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.

Разработка к учебному комплексу Разумовской.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Как пополняется словарный состав языка?»

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.

Образовательные: сформировать знания учащихся о способах пополнения словарного состава русского языка.

Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, умение работать со словарями, умение характеризовать слово с точки зрения происхождения.

Воспитывающие: воспитывать интерес к истории развития языка, прививать навыки коммуникативного мышления в группе.

Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какова цель урока? Какой знак стоит в конце формулировки темы? Итак, нам нужно к концу урока найти ответ на этот вопрос.

Чтобы начать работу, оформим записи в тетрадях: запишем число, слова «классная работа» и тему урока.

Чтобы урок получился и у вас, и у меня, мы должны работать сообща, вместе.

Обратите внимание на зеленые листы бумаги. Перед вами мужские имена, расположенные слева, и женские, расположенные справа. Найдите моё имя. Что оно обозначает? От чего образуется отчество каждого человека? Имя моего папы в переводе с латинского означает «победитель». Образуйте от него мое отчество. Найдите в том же списке имен свое, назовите его и скажите, что оно означает.

Перед значением имен в списке стоят странные буквы: греч.,лат. Что они означают? Это указание на язык, из которого эти слова заимствовали.

Вернемся к теме урока. Как пополняется словарный состав языка? Может ли заимствование иностранных слов быть одним из способов пополнения словаря русского языка?

Перед вами словари. В какой из них будут записаны наши имена?

Загляните в этот словарь. В нем не только имена. Вы и не догадывались, что многие слова иностранные. А по подсчетам ученых, в русском языке примерно каждое десятое слово заимствованное. Многие слова даже не знаем, как произносить. Какой словарь поможет правильно произнести слово? (демонстрирую словарь).

Обратите внимание на оранжевые листы бумаги.

Перед вами несколько иностранных слов. Прочитаем их вслух.

1 группа 2 группа 3 группа

Аукцион инфляция экономика

Агент оффшор экспорт

Аудит финансы экспортировать

Пользуясь словарями, которые лежат у вас партах, дайте объяснение только одному из слов на ваш выбор, указывая, из какого языка слово пришло к нам. ( Проверка по группам).

Хотя иноязычные слова и приспосабливаются к русской речи, они все равно сохраняют «нерусский облик». В русском языке слов, начинающихся с буквы А или Э, почти нет. Да и все слова, в которых есть буква Ф, тоже нерусского происхождения. Один ученый решил проделать эксперимент. На примере произведений А.С. Пушкина он решил посчитать, какие буквы чаще всего употребляются. Оказывается, поэт употребил в своих произведениях всего два слова с буквой « эф». Он просто старался избегать употребления иностранных слов.

Повторите, по каким внешним признакам можно отличить иностранное слово от русского?

Встаньте. Небольшая полезная пауза. Если буду называть заимствованное слово, делайте хлопок вверху, русское слово – стук ногой. Потренируемся : акция, город. Молодцы. А теперь выполняем движения не только правильно, но и быстро.

Итак, начали: энергия, акация, болото, дом, фабрика, добро, борьба, август. ( отметить слова, в которых ошиблись дети).

Садитесь. Почти все справились с заданием. Некоторые ребята ошибались в словах…. Кто еще сможет доказать, что слово… иностранное?

Отлично. Продолжаем работать.

В русский язык к нам пришло слово банк. Вокруг него уже образовалась целая семья новых слов. Как называются такие слова? Вспомните и назовите слова – родственники для слова банк (банкир, банковский, банковый, банкомат). Попробуем сделать словообразовательный анализ. Выделим общую часть в этих словах. Что это за морфема? Слово «морфема» иностранное. Каким русским сочетанием можно его заменить?

С помощью каких морфем образовались новые слова?

Как вы думаете, эти слова прочно вошли в русский язык? Можно ли считать образование новых слов, или словообразование, вторым способом пополнения словарного состава языка? С этим способом подробнее вы сможете познакомиться на последующих уроках. А если кто-то заинтересовался, то может найти информацию на с…. учебника или в словообразовательном словаре (показываю), а также на сайте «От А до Я.Сборник лучших словарей русского языка».

Обратите внимание на листы желтого цвета. Предлагаю вашему вниманию упражнение. Прочитаем задание про себя, а затем вслух. Как вы поняли задание? Что будем записывать в тетради? Обращаю ваше внимание: пользуйтесь орфографическим словарем, а также справочными материалами на розовых листах ( если кто-то выполнит задание раньше, можно предложить составить еще одну пару или отразить результаты на доске). ( Три ученика с каждого ряда по очереди выходят к интерактивной доске и объясняют примеры, расставляя при помощи маркера слова в нужной последовательности.)

Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого. Найдите и запишите любые четыре пары, проверяя написание по орфографическому словарю.

Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого. Найдите и запишите любые четыре пары, проверяя написание по орфографическому словарю.

Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого. Найдите и запишите любые четыре пары, проверяя написание по орфографическому словарю.

(Учащиеся дополняют пары после окончания работы в тетрадях).

Проверим свою работу и работу других групп. Есть замечания? В каком столбике исконно русские слова, а в каком заимствованные?

Почему вы так считаете? Трудно было выполнять это задание?

Сколько иностранных слов вы знаете? А какие языки вы знаете? А если я вам скажу, что вы можете говорить на многих иностранных языках, вы мне поверите?

И происходит такое не в сказке и не во сне, а наяву. Каждый день происходит, а мы даже внимания не обращаем, что употребляем не только иностранные слова, но и просто придуманные когда-то. Итак, рубрика «С миру по слову».

Повсюду люди старались перенять новое, интересное и полезное, что в чужеземных странах есть. Привезли как-то купцы на Русь огромные невиданные плоды, на зеленые полосатые шары похожие. Понравилось нашим предкам сладкое, сочное заморское чудо. Жарким летом не придумаешь лучшего лакомства! Но не было у русских прежде таких плодов – и слова не было, чтобы их называть. Значит, вместе с товаром привезли купцы и новое слово. Так появилось слово АРБУЗ.

Как-то шведскому натуралисту Карлу Линнею понадобилось назвать единым словом всех животных, обитающих в определенной местности. И он после долгих размышлений придумал слово ФАУНА.

Нелегко было и Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мало того что он целый ряд наук на пустом месте строил, так еще пришлось вместо неуклюжих нерусских научных слов новые создавать. Так в русский язык вошли слова ГРАДУСНИК, КВАДРАТ, ДИАМЕТР, МИНУС, ГОРИЗОНТ, КИСЛОТА.

А едва у нас появилась жевательная резинка, ей, недолго думая, дали меткое название – ЖВАЧКА.

Много новых слов и в наши дни появляется. Только прежде чем перенять их, подумайте, стоит ли?

Дома вы тоже поработаете с заимствованными словами. Найдите листы белого цвета. В пустые клетки впишите подходящие иностранные слова, пользуясь словарем иностранных слов.

Ты в клеточки эти слова запиши,

А после подумай, дружок, и скажи:

Откуда попали в язык наш они?

Истории слов в словаре посмотри.

Вернемся к началу урока. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока? Как пополняется словарный состав языка? (показываю названные способы на интерактивной доске).

Как вы считаете, достаточно ли знаний вы получили на этом уроке или можно еще дополнить, поработать? Кого заинтересовала эта тема, он может обратиться к справочной литературе, учителю, Интернету за новой полезной информацией. Какие словари помогали нам сегодня работать?

( иностран., орфографический, словообразовательный).

Эту коллекцию можно пополнить толковым словарем, словарями синонимов и антонимов, этимологическим. Должен ли образованный человек уметь работать со словарями? Нужны ли они дома?

На память о нашей встрече хочу подарить вашему классу веселую таблицу с напоминанием, что в каком словаре можно узнать.

Источник

Родной (русский) язык. План урока для 9Б. Тема «Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая » (17.10.20)

Тема: Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

Добрый день, учащиеся 9Б!

Задание 1. Вспомним! (Устно)

Проверь себя: словарный состав языка.

— Как называется наука, которая изучает словарный состав языка? Проверь себя: лексикология.

— Какие лексические группы вы знаете?

Проверь себя: однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, омонимы и паронимы, стилистически ограниченная лексика, заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы; особый раздел лексикологии – фразеология.

Задание 2. Теоретический материал.

НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового понятия или предмета.

В современном русском языке неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.

По времени образования в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:

1-ый тип – слова относительно старые, но получившие новую жизнь в связи с изменением политической и экономической системы. (Например, слово ОЛИГАРХ. Сегодня это слово часто употребляется в СМИ и речи публичных политиков. Однако в активный словарь оно вошло не так давно: в 90-х г.г. 20 века. Ранее оно было знакомо из учебников истории древнего мира (Спартанский олигархический союз).

2-ой тип – слова новые, появившиеся в последние годы. (Например, слово ФРАНЧАЙЗИНГ. В Толковом словаре это слово трактуется следующим образом:»Форма экономического покровительства, при которой фирма, имеющая твердые позиции на рынке, предоставляет вновь образованной фирме оборудование, технологии, вспомогательные материалы, ноу-хау и товарные знаки).

Задание 3. Закрепление. Объясните значения неологизмов. (Письменно).

Промоутер, пролонгировать, сквош, инкап, омбудсмен, рекламный трейлер, стритрейсер, биометрический, ГЛОНАСС, ноу-хау, кофе-брейк, буккроссинг, фешен-шоу, арт-объект.

Задание 4. Прочитайте новые слова, широко используемые в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования.

Гуглить, твиттить, чатиться, постить, перепостить, запостить, банить, лайкать, коммент, запаролить (компьютер), личка.

— Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?

— С какими понятиями познакомились?

— На какие типы делятся неологизмы?

Выполните задание 1,2 на Учи. Ру.

Домашнее задание будет продублировано в ГИС «ЭО».

Источник

Урок русского языка для 10 класса «Источники расширения словарного состава русского языка»

Тема урока : «Источники расширения словарного состава современного русского языка»

Цель урока : знакомство с источниками расширения словарного состава современного русского языка

Образовательная : познакомить с источниками расширения словарного состава языка.

Развивающая : развивать навыки определения источника появления слов в современном языке

воспитывать интерес, бережное отношение к русскому языку.

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

Тип урока : урока усвоения новых знаний

Оборудование : раздаточный материал, презентация PowerPoint

Технологии : развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка (Работа в парах)

1) Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. (П. Мериме.)

Вывод. Проспер Мериме отмечал богатство внутреннего строя русского языка.)

2) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. С. Тургенев.)

3) Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)

Вывод. Русский язык активно пополняется за счёт новых слов и значений.

III . Формулирование темы урока. Целеполагание

1. Ответ учащегося у доски

Узнать новые источники расширения словарного состава

Научиться определять источник появления новых слов в языке

Воспитывать интерес, бережное отношение к языку как развивающемуся явлению

IV . Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: определить роль изменений орфоэпических норм для расширения словарного состава языка.

1. Прочитайте. Назовите, какие это нормы: современные или устаревшие:

Амфо́ра, библио́тека, заслужённый, заснежённый, инду́стрия, иногородны́й, козы́рный са́харистый, сивко́, обре́к, эпигра́ф, призра́к, симво́л.

2. Найдите с помощью словаря современные нормы, поставьте ударения в словах: ( Амфора, библиоте́ка, заслу́женный, засне́женный, индустри́я, иногоро́дний, козырно́й, сахари́стый, си́вко, обрёк, эпи́граф, при́зрак, си́мвол).

3. Сделайте вывод: какую роль играют изменения орфоэпических норм для расширения словарного состава языка?(слайд4)

Цель: определить лексическую принадлежность непонятных слов, их значение и роль в расширении словарного состава языка

1. Прочитайте отрывок из текста.

2. Все ли значения слов в тексте понятны? Если нет, то выпишите эти слова.

3. Определите их лексическое значение по словарю.

4. Укажите, почему не понятны значения некоторых слов?

5. Назовите, как называются эти слова? (Историзмы)

6. Для чего эти слова использованы в тексте? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)

(А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)

Сделайте вывод: какую роль играют устаревшие слова для расширения словарного состава языка?(слайд6)

Цель: определить роль иноязычных слов для расширения словарного состава языка

1.Найдите слова, заимствованные из других языков.

2.Пользуясь словарями (в случае необходимости), объясните их значение и происхождение.

3.Сделайте вывод, какую роль играют иноязычные слова для расширения словарного состава языка? (слайд8)

Цель: определить лексические значения указанных слов, доказав их многозначность

1.Составить предложения со словами линейка, крутой, автомат таким образом, чтобы было понятно, о чем идет речь.

2.Сделать вывод: какую роль играет появление новых лексических значений для расширения словарного состава языка. (слайд 10)

Цель: определить роль диалектных слов и просторечий для расширения словарного состава языка

1.Объясните значение выделенных слов.

2.К какой группе они относятся?

3.Замените их общеупотребительными.

4.Сделать вывод: какую роль играют диалектные и просторечные слова в расширении словарного состава языка? (слайд 12)

1.Ай-ай! Как изба настудилась!

2. Вместе бы дело спорее,

Вместе повадней бы шло…

3. Где же ты , Прокл Севантьяныч?

Что пособлять не идешь.

Вывод: назовите источник пополнения словарного состава языка, запишите в таблицу (слайд 13)

«черепаха»- наклоны головы вперед-назад

«сова»- повороты головы вправо-влево

«тыква»- круговые движения головой в одну и другую сторону

VI . Первичная проверка понимания

Распределить слова в соответствии с источником пополнения:

Йогурт, лапти, презентация, накопать, бричка, пейзаж, уезд, пахать

VII . Первичное закрепление

Учитель. В каких сферах жизни общества произошли значительные изменения в последнее время?( экономика, политика, культура)

Заполните таблицу словами, которые появились в языке в связи с этими изменениями, дополните своими примерами

Мэр, айфон, брокер, шоумен, шоу, импичмент, бартер, картридж, хит-парад

Сферы жизни общества

Напишите сочинение-миниатюру (4-5 предложений), включив в него (по возможности) данные слова. Можете придумать название (тему) сочинения.

Цель: определить необходимость использования в речи заимствованных слов.

Аккомпанемент, аккомпанировать, аккорд, аккордеон, эффект, балл, гамма, диссонанс, иллюзия, класс, иллюстрация, искусство, капелла, программа, профессия, труппа, актриса, грампластинка, дифирамб, импресарио, искусный, колорит, мелодия, продюсер.

Вывод. Как вы считаете, нужны ли заимствования в современном русском языке? Не приведет ли их обилие к засорению русского языка?

VIII . Домашнее задание : упр. 223, 220.

IX . Подведение итогов. Рефлексия

1. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

2. Достигнута ли цель, поставленная в начале урока?

3. Что для вас на уроке было наиболее трудным?

Источник

Конспект урока «Как пополняется словарный состав русского языка»

Учитель Кузнецова Лариса Владимировна

УМК под редакцией М.М.Разумовской

Тема урока : Как пополняется словарный состав русского языка

Место урока в теме: 8-й урок в теме «Лексика. Словообразование». Урок изучения нового материала.

Приёмы ТРКМ : «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», «Кластер»

Цель: используя приёмы ТРКМ, создать условия для изучения нового материала.

Задачи: формирование представления о путях пополнения словарного состава русского языка,

развитие умения задавать вопросы различного типа, систематизировать и творчески перерабатывать информацию,

воспитание уважительного отношения к мнению других.

Подготовка к работе

Работа с эпиграфом

Формулировка темы урока

«Тонкие и толстые вопросы»

Постановка цели урока

— Добрый день! Мне приятно видеть ваши внимательные глаза. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит вам радость общения друг с другом при открытии новых знаний. Успехов вам и удачи!

Подготовьте тетрадь к работе.

— Какую большую тему мы изучаем?

— Выразительно прочитайте эпиграф к уроку.

— Объясните, как вы понимаете слова М.Горького.

— Попробуем сформулировать тему урока, используя слова М.Горького и название большой темы.

— Запишите тему урока.

— На какие вопросы вы бы хотели получить ответы при изучении темы? Сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы к теме.

— Что для этого будем делать?

Учащиеся записывают дату.

«Русский язык неисчерпаемо богат и

все обогащается с быстротой поражающей»

— Как обогащается русский язык.

— Как обогащается лексика русского языка.

— Как пополняется словарный состав русского языка.

Учащиеся записывают тему урока.

Учащиеся заполняют таблицу.

— Сколько в русском языке способов пополнения словарного состава?

— Как они называются?

— В чём различие между способами пополнения лексики?

— Какие признаки имеет слово, пришедшее в русский язык?

— Узнать, как пополняется словарный состав языка.

— Работать с информацией, т.е. читать, задавать вопросы, находить на них ответы.

— Нужно активно работать.

Сам. работа с учебником

Сам. работа с учебником

Выразительное чтение текста

— Какие новые сведения вы отметили?

— У кого какие вопросы появились?

— Представим полученную информацию в виде «грозди».

По середине новой строки запишите ключевое понятие. Пропустите строку и запишите понятия, связанные с ключевым. Соедините стрелками ключевое понятие с понятиями второго уровня.

— Осудите в парах понятия третьего уровня.

— Продолжаем строить кластер.

— Прочитайте текст упр. 272 на стр. 89.

— Сформулируйте основную мысль.

— Какие слова мы поместим на четвертом уровне?

— На партах лежат карточки.

Задание. Выберите из списка иноязычные слова, составьте с ними словосочетания и запишите, проверяя себя по орфографическому словарю.

— Для проверки обменяйтесь тетрадями.

Оцените грамотность, аккуратность.

— По каким признакам вы опознали заимствованные слова?

— Прочитайте текст упр. 275 на стр. 90.

— Как текст связан с темой урока?

— Как называются слова, пришедшие в русский язык из старославянского?

— Выскажите свое мнение, как продолжить кластер. Поработайте в группах.

— Какие признаки характерны для старославянизмов?

— Как вы поняли значение терминов «неполногласные сочетания», «полногласные сочетания»?

— Выразительно прочитайте текст упр. 277 на стр. 91.

— Из какого произведения взят этот отрывок?

— Вспомните полное название?

— Выпишите выделенные слова с приметами старославянского происхождения. Письменно укажите однокоренные слова-синонимы, русские по происхождению.

— Для проверки обменяйтесь тетрадями.

Оцените правильность, грамотность, аккуратность.

Учащиеся читают текст и делают пометки.

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу.

Учащиеся составляют кластер

Иноязычные слова сохраняют «нерусский облик».

— Признаки иноязычных слов.

Л.генда, простота, б.ллетень, к.лья, чистенький, сестричка, адм.нистрация, приучить, этаж, гр.фин, молоко, близкий, ди.та, к.раул, братский, обновка, ав.ация.

(Вместо точек записаны слова, составляющие словосочетание.)

Учащиеся отвечают на вопрос, подчеркивая признак в словах.

— Много слов пришло в русский язык из старославянского языка.

— Продолжаем строить третий уровень.

— На четвертом уровне напишем признаки старославянизмов.

— Неполногласное сочетание – ра, а полногласное – оро. Например, врата – ворота.

Учитель дает возможность прочитать текст нескольким учащимся.

— «Сказка о царе Салтане».

— «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Г ра д – г оро д, на б ре ге – на б ере гу, з ла той – з оло той, х ра нить – х оро нить, ст ра жи – ст оро ж.

На доске запись слов.

«Тонкие и толстые вопросы»

— Над изучением какой темы мы работали на уроке?

— Сначала ответим на «тонкие» вопросы таблицы:

— Сколько в русском языке способов пополнения словарного состава?

— Как они называются?

Теперь ответим на «толстые» вопросы таблицы:

— В чём различие между способами пополнения лексики?

— В кластере «заимствование» мы разделили надвое. Почему?

— Какие признаки имеет слово, пришедшее в русский язык?

— Какая часть кластера не заполнена?

— Как вы думаете почему?

— Да. На следующем уроке мы познакомимся, как образуются слова в русском языке, и узнаем, что происходит со словами, пришедшими в русский язык из других языков.

— Откройте дневники, запишите домашнее задание.

— Оцените свою работу на уроке.

Выберите соответствующий фразеологизм.

Объясните свой выбор.

— Как пополняется словарный состав русского языка.

— Заимствование – это пополнение словарного состава словами из других языков, а словообразование – это образование новых слов на основе тех, которые уже живут в языке.

— Заимствование происходило не только из других языков, но и из родственных славянских.

— Иноязычные слова приспосабливаются к русской речи, но сохраняют «нерусский» облик:

3. Сочетания пю, бю, вю, мю, кю в корнях.

4. Сочетания ке, хе, ге в корнях.

5. Сочетания оэ, уэ, ие, еа в корнях.

— Словообразование – образование новых слов.

— Это тема следующего урока.

Учащиеся записывают соответствующее задание:

1 группа – стр. 32 ЗСП-5

2 группа – стр.91 упр.278

3 группа – стр. 90 упр.274

Учащиеся делают выбор: бил баклуши, как рыба в воде, воды в рот набрал, не покладая рук, хлопал глазами, окунулся в работу, кипел от негодования.

Объяснения строят по схеме:

Я поставил себе … потому, что…

На уроке я …, поэтому поставил себе…

Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок

Рост словарного состава языка урок

Номер материала: ДБ-1308424

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Видео

Лексика. Словарный состав русского языка. Урок 4. Русский язык 10 классСкачать

Лексика. Словарный состав русского языка. Урок 4. Русский язык  10 класс

Урок русского языка состав слова 2 классСкачать

Урок русского языка состав слова 2 класс

Видеоурок по русскому языку "Устаревшие слова"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Устаревшие слова"

Состав словаСкачать

Состав слова

Русский язык 10 класс (Урок№7 - Богатство словарного запаса русского языка.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№7 - Богатство словарного запаса русского языка.)

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)

С чего начать урок?Скачать

С чего начать урок?

Открытый урок Даниличевой С. В.Скачать

Открытый урок Даниличевой С. В.

Развитие читательской грамотности ,как одно из основных средств развития речи учащихсяСкачать

Развитие читательской грамотности ,как одно из основных средств развития речи учащихся

Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать

Речевая (лексическая) норма| Русский язык
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.