Розенталь Д.Э.. Книги онлайн
Дитмар Эльяшевич Розенталь (19 [31] декабря 1900, Лодзь, Царство Польское, Российская империя — 29 июля 1994, Москва, Российская Федерация) — советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку.
Кандидат педагогических наук (1952), профессор (1962).
Дитмар Розенталь родился в Лодзи (Польша) в еврейской семье. В ранней юности жил в Берлине, где работал его отец. В Москве — с 1914 года. До 1918 года учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 года — в Московском университете (окончил в 1923 году по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса (окончил в 1924); затем — в РАНИОНе (1924–1926; аспирант, научный сотрудник).
С 1922 по 1923 год преподавал в средней, с 1923-го — в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923–1936). Дальнейшие места работы — филологический факультет 1-го МГУ, с 1927; Московский полиграфический институт, 1940–1962; факультет журналистики МГУ. Профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ в 1962–1986. Долгое время руководил факультетской группой дикторов телевидения и радио СССР.
Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей.
Розенталь не был академическим специалистом по лингвистике русского языка, степень кандидата педагогических наук была присуждена ему honoris causa за учебник итальянского языка. Тем не менее, он считается родоначальником (вместе с профессором К.И. Былинским) практической стилистики, одним из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания.
Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 года), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике.
Книги, подписанные именем Д.Э. Розенталя, продолжают издаваться в переработанных изданиях.
Русский язык не был для Д.Э. Розенталя родным: с отцом он говорил по-немецки, с матерью и братом — по-польски. Всего он знал около двенадцати языков, включая итальянский, латынь, греческий, английский, французский, шведский.
Книги (27)
Пособие содержит упражнения по всем основным разделам школьного курса русского языка. Значительная часть упражнений снабжена ответами. Теоретические сведения представлены в виде справочного материала по каждой теме. В конце каждого раздела приведены текстовые диктанты обобщающего характера.
Книга поможет учащимся систематизировать и углубить знания при подготовке к письменным и устным экзаменам по русскому языку.
Пособие предназначено для учащихся старших классов, абитуриентов и учителей.
В книге в популярной форме изложены важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью, а также словоупотреблением и оптимальным выбором конструкций.
Книга поможет школьникам в усвоении лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка.
В пособии в занимательной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью. Многочисленные живые примеры помогут без труда усвоить лексические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы русского языка, то есть научиться писать по-русски не только правильно, но и красиво.
Книга адресована школьникам, преподавателям русского языка, студентам-филологам, журналистам и всем, кто интересуется русским языком.
Книга в доступной и занимательной форме рассказывает школьникам о выразительных средствах русского языка, раскрывая секреты использования слов, их сочетаемости, правила и тонкости употребления грамматических форм. Для школьников старших классов.
Книга посвящена русскому языку, но она не является учебником, она только разъясняет и дополняет его. Авторы стремились в популярной и по возможности занимательной форме рассказать о наиболее трудных вопросах русского языка.
Основная задача пособия — вооружить учителя русского языка национальных школ таким занимательным материалом по предмету, который помог бы пробудить у учащихся живой интерес к изучению русского языка. Пособие заинтересует также широкий круг читателей, желающих совершенствоваться в изучении русского языка.
Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, в эпицентре всех этих потрясений оказывается язык. И поэтому, возрождая духовность нашего общества, необходимо подумать о хорошей речи, сохранить богатство русского языка и научиться пользоваться им.
Книга рассказывает об особенностях правильной русской речи, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.
Книга адресована всем, кто стремится повысить культуру речи, овладеть искусством публичного выступления, развить чувство стиля.
Настоящее пособие предназначено для учащихся-иностранцев, имеющих уже некоторое знакомство с русским языком — обладающих запасом в 1200–1500 слов и изучивших основы русской грамматики.
Пособие состоит из двух разделов — лексической стилистики и грамматической стилистики (последняя, в свою очередь, подразделяется на стилистику частей речи и синтаксическую стилистику). Общий характер пособия — практический: основу его составляют разнообразные упражнения, которым предшествуют краткие теоретические пояснения. Выполняя упражнения, связанные с употреблением слов в переносном значении, с использованием синонимов и антонимов, с работой над фразеологией, с выбором синонимических форм и конструкций, учащиеся-иностранцы обогащают свою речь, придают ей выразительность, подходят к пониманию правильности — неправильности, уместности — неуместности употребления отдельных лексических и грамматических средств русского языка.
В конце каждой главы имеются ключи, которые дают возможность контролировать правильность выполнения упражнений.
Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.
Пособие предназначено для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Учебник знакомит студентов со стилями языка, стилистической дифференциацией лексических и грамматических средств, приемами наиболее целесообразного их использования в соответствии с содержанием текста, его жанром, целевым назначением и общей экспрессивной направленностью. Для закрепления теоретического материала даны упражнения.
В настоящем издании внесены уточнения и добавления в изложение теоретических положений, обновлен материал многих упражнений.
Настоящий Словарь посвящен одному из сложных разделов современной русской орфографии — написанию слов с прописной или строчной буквы. Он включает названия государств, политических партий, организаций, учреждений, праздников, географические названия, имена литературных героев, распространенные прозвища и т. д. Словарь составлен на основе «Правил русской орфографии и пунктуации». В отдельных случаях автор предлагает свои рекомендации.
В настоящее издание внесены необходимые исправления и некоторые дополнения, отражающие динамику современной жизни.
Словарь предназначен для специалистов, а также для широкого круга читателей.
В книгу вошли два справочника: «Справочник по пунктуации» и «Управление в русском языке».
Учебное пособие «Русская фразеология» предназначено для иностранных учащихся, усвоивших куре русского языка в объеме элементарного учебника, и направлено на развитие навыков разговорной речи.
Пособие содержит свыше 700 наиболее частотных фразеологизмов, употребляющихся в языке художественной литературы, периодики, разговорной речи. Для закрепления материала даются упражнения и ключи к ним.
Соавтор: Валгина Н.С., Фомина М.И.
Книга содержит систематическое изложение курса русского языка. В ней имеются следующие разделы: лексика и фразеология, фонетика, графика, орфоэпия, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация. Теоретический материал курса снабжен упражнениями, помогающими наборщикам выработать грамотность и зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации отобран с учетом трудных случаев, встречающихся в практической работе наборщиков.
Книга предназначена в качестве учебника для профессионально-технических училищ, готовящих наборщиков и печатников высокой печати. Кроме того, она может быть полезна наборщикам, повышающим свою квалификацию непосредственно на производстве.
В книге представлены все правила орфографии и пунктуации с примерами и необходимыми к ним разъяснениями, закрепляющие знания, полученные на уроках русского языка, и частично расширяющие их.
Упражнения помогут читателям выработать навыки грамотного письма, а диктанты — проверить свою грамотность. Словарь в конце пособия позволит уточнить написание наиболее трудных слов.
Всем, кто собирается сдавать вступительные экзамены по русскому языку в высшие учебные заведения, настоящий сборник поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.
Пособие предназначено в первую очередь для учащихся, окончивших среднюю школу и готовящихся сдавать вступительные экзамены в вузы. С его помощью будущие студенты не только восстановят в памяти и углубят теоретические знания по школьной программе, но и смогут закрепить их, выполнив специально подобранные упражнения по всем разделам пособия.
Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок.
Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помешенные в конце каждого раздела.
Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Соавтор: Теленкова М.А.
В «Словаре. » собрано около 20000 слов, представляющих трудности различного характера.
Читатель получит справку о написании, произношении, формообразовании слова, узнает грамматическую и стилистическую характеристику слова, возможную сочетаемость, управления слова.
В словаре даются трудные по произношению географические наименования, имена и фамилии политических деятелей, ученых, художников, писателей, артистов, названия газет, журналов, телеграфных агентств, музыкальных произведений, а также слова и их формы, постановка ударений в которых может вызвать затруднение. Словарь указывает единую произносительную норму для всех работников радио и телевидения.
Словарь рассчитан на работников радиовещания и телевидения СССР, а также на вещающих по-русски радиоработников других социалистических стран.
Соавтор: Теленкова М.А.
Словарь-справочник в четкой и доступной для учителя форме дает толкование наиболее употребительных в учебной и методической литературе лингвистических терминов (около 2 тысяч).
Соавтор: Голуб И.Б., Теленкова М.А.
Пособие содержит все разделы курса современного русского языка: лексика и фразеология, фонетика и графика, орфография и орфоэпия, словообразование, морфология и синтаксис. Все теоретические сведения иллюстрируются примерами из произведений художественной, публицистической, научно-популярной литературы.
Даны разнообразные упражнения тренировочного и творческого характера для закрепления материала.
В первых двух разделах справочника содержатся основные правила орфографии и пунктуации (упор делается на трудные случаи).
В третьем разделе приведены сведения и рекомендации нормативного характера, связанные с литературной правкой.
Справочник предназначен для издательских работников, в первую очередь редакторов, а также для всех, кто стремится улучшить свою грамотность и культуру речи.
Один из самых популярных справочников по правилам русского языка.
В двух первых разделах этого пособия изложены все правила русской орфографии и пунктуации, особое внимание уделено так называемым трудным случаям. В третьем разделе приведены сведения нормативного характера и все необходимые рекомендации, связанные с литературной правкой.
Видео: Тема урока — части речи в русском языке. Вам уже скучно? Сейчас мы вас разубедимСкачать
Видео: «С Розенталем все ясно, но почему Гильденстерн?» Отвечаем на ваши вопросы о русском языкеСкачать
Справочник предназначен для издательских работников, в первую очередь редакторов, а также для всех, кто стремится улучшить свою грамотность и культуру речи.
При переиздании содержание справочника дополнено, обновлены примеры к правилам. Изменения внесены в правила употребления прописных и строчных букв.
Соавтор: Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.
Справочник, созданный на основе известного «Справочника по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя, посвящен вопросам орфографии, пунктуации, произношения и литературного редактирования текста.
Справочник предназначен для работников средств массовой информации, редакторов, авторов, переводчиков, а также для самого широкого круга читателей, интересующихся вопросами культуры русского языка. Может быть использован в качестве пособия для абитуриентов.
Справочник может служить прекрасным пособием для педагогов, студентов и школьников, издательских работников и для всех, кто хочет писать грамотно.
Справочник может служить прекрасным пособием для педагогов, студентов и школьников, издательских работников и для всех, кто хочет писать грамотно.
Справочник поможет правильно построить предложения, устранить речевые ошибки при соединении слов в словосочетания, что важно для повышения культуры речи.
Данное издание может служить справочным пособием для педагогов, издательских работников, студентов, для всех, кто хочет научиться писать грамотно.
Сборник упражнений по русскому языку. Розенталь Д.Э.
Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.
Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Я перевел книгу из pdf в текстовой формат и немного отформатировал (выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось более-менее читабельно. В книге 377 упражнений и она, как мне кажется, может пригодиться как ученикам, так и учителям для различных проверочных и контрольных заданий. Правда весь текст я, конечно, дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и подкорректировать.
Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку. Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического разбора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.
Ч а с т ь 1. ОРФОГРАФИЯ
§ 3.Чередующиеся гласные в корне 7
§ 5. Гласные ы—и после ц в корне 15
§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 19
§ 8. Двойные согласные в корне 20
§ 9. Непроизносимые согласные в корне 23
Р а з д е л 3. Употребление прописных букв в именах собственных 26
Раздел 4. Употребление разделительных ъ и ь 32
Р а з д е л 5. Правописание приставок 35
§ 10. Гласные ы и и после приставок 35
Р а з д е л 6. Правописание гласных после шипящих и if в окончаниях и суффиксах 42
§ 13. Гласные о те (ё) после шипящих 42
§ 14. Гласные после ц 45
Р а з д е л 7. Правописание существительных 49
§ 15. Окончания существительных 49
§16. Суффиксы существительных 53
Р а з д е л 8. Правописание прилагательных 61
Видео: Цыбулько И.П. "Не надо решать 500 вариантов ЕГЭ"Скачать
Видео: РУССКИЙ ЯЗЫК🍁 РАЗМИНКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ТЕСТ #русскийязык #грамотностьСкачать
§ 17. Окончания прилагательных 61
§ 18. Суффиксы прилагательных 63
Р а з д е л 9. Правописание сложных слов 72
§ 19. Сложные слова с соединительными гласными 72
§ 20. Сложные слова без соединительных гласных 73
§ 21. Сложные существительные 75
§ 22. Сложные прилагательные 79
Р а з д е л 10. Правописание числительных 88
Р а з д е л 11. Правописание местоимений 91
Р а з д е л 12. Правописание глаголов 96
§ 23. Личные окончания глаголов 96
§ 24. Употребление буквы ь в глагольных формах 99
§ 25. Суффиксы глаголов 102
Р а з д е л 13. Правописание причастий 106
§ 26. Окончания и суффиксы причастий 106
§ 27. Правописание в» и в в причастиях и отглагольных прилагательных 110
Р а з д е л 14. Правописание наречий 119
§ 28. Гласные и шипящие на конце наречий 119
§ 29. Отрицательные и неопределенные наречия 120
§ 30. Слитное написание наречий 123
§ 31. Дефисное написание наречий 135
§ 32. Раздельное написание наречий и наречных выражений 137
§ 33. Правописание в и нн в наречиях 144
Р а з д е л 15. Правописание предлогов, союзов и вводных слов 147
§ 35. Союзы, вводные слова и т. п 149
Раздел 16. Правописание частиц 155
§ 36. Раздельное и дефисное написание частиц (кроме не и ни) 155
§ 37. Частицы не я ни 157
Р а з д е л 17. Правописание междометий и звукоподражательных слов 181
Повторение орфографии (Диктанты) 182
Часть 2. ПУНКТУАЦИЯ
Видео: ДВА ДНЯ ДО ОГЭ | Простые лайфхаки, чтобы сдать ОГЭ по русскомуСкачать
Видео: Упражнение "Положение языка в покое"Скачать
Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 186
Р а з д е л 2. Тире между членами предложения 188
§ 38. Тире между подлежащим и сказуемым 188
§ 39. Тире в неполном предложении 192
§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) 193
Р а з д е л 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 196
§ 41. Однородные члены предложения, не соединенные союзами 196
§42. Однородные и неоднородные определения 197
§ 43. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами 200
§ 44. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами 202
§ 45. Однородные члены предложения, соединенные двойными союзами 205
§ 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения 205
§ 47. Запятая и дефис между повторяющимися словами 213
Р а з д е л 4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 216
§ 48. Обособленные определения 216
§ 49. Обособленные и необособленные приложения 223
§ 50. Обособленные обстоятельства 231
§ 51. Обособленные дополнения 238
§ 52. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения 239
Р а з д е л 5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
§ 53. Вводные слова и предложения 248
§ 55. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 262
Повторение пунктуации в простом предложении (Диктанты)
Р а з д е л 6. Пунктуация в сложном предложении 268
§ 56. Сложносочиненное предложение 268
§ 57. Сложноподчиненное предложение 275
§ 58. Сравнительные обороты с союзами кок, что, чем и т. п 287
§ 59. Бессоюзное сложное предложение 297
Повторение пунктуации в сложном предложении (Диктанты) 313
Р а з д е л 7. Прямая речь 316
§ 60. Знаки препинания при прямой речи 316
Видео: Я учил русский язык 7 часов каждый день (1)Скачать
Видео: Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языкуСкачать
§ 61. Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах 319
Повторение орфографии и пунктуации (Диктанты) 324
Часть 3. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Р а з д е л 1. Лексическая стилистика 330
§ 62. Многозначность слова 330
§ 63. Синонимы, антонимы, омонимы 334
§ 64. Значение слов и выражений 334
§ 65. Употребление иноязычных слов 348
Р а з д е л 2. Грамматическая стилистика 349
§ 66. Употребление форм существительных 349
§ 67. Употребление форм прилагательных 355
§ 68. Употребление форм числительных 357
§ 69. Употребление местоимений 359
§ 70. Употребление форм глагола 361
§ 71. Строй простого предложения 363
§ 72. Согласование сказуемого с подлежащим 367
§ 73. Согласование определений и приложений 373
§ 74. Некоторые случаи управления 377
§ 75. Предложения с однородными членами 387
§ 76. Употребление причастных оборотов 389
§ 77. Употребление деепричастных оборотов 392
§ 78. Сложное предложение 394
Повторение стилистики 395
Р а з д е л 3. Трудные случаи произношения 399
Ч а с т ь 4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Р а з д е л 1. Морфологический разбор 406
§ 79. Разбор по составу слова 406
§ 80. Разбор по частям речи 407
Р а з д е л 2. Синтаксический разбор 413
§ 81. Простое предложение 413
§ 82. Сложное предложение. 423
Р а з д е л 3. Пунктуационный разбор 427
Итоговые диктанты 430
Условные сокращения 438