Перспективная модель ЕГЭ по русскому языку 2022
Перспективная модель измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2022. ПРОЕКТ
НЕ БУДЕТ использоваться при проведении ЕГЭ 2021 г.
Содержание:
↑ Часть 1
↑ Задания 1,2
Прочитайте текст и выполните задания 1,2.
Слово «Русь». Княжеская дружина вместе с купечеством больших городов носила специальное название «руси». До сих пор не объяснено ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого слова. По предположению автора древней «Повести о Русской земле», первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. Потом это слово получило сословное значение: русью в 10 веке, по Константину Багрянородному и арабским писателям, назывался высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее Русь, или Русская земля, − выражение, впервые появляющееся в Игоревом договоре 945 года, − получило географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги («поляне, яже ныне зовомая русь», по выражению Начальной летописи). Наконец, в 11–12 веках, когда русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина − Русь и Русская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским ее населением.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Большинство глаголов в тексте теряет значение конкретного физического действия (Например: носила специальное название, вышли князья, слово получило, получило значение, осаживались варяги, земля слилась).
2) Связующую функцию специальных средств, указывающих на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора текста, выполняют слова: потом, позднее, наконец.
3) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (потом, позднее, наконец).
4) В тексте есть отглагольные имена существительные употреблены в форме единственного числа (Например: название, происхождение, значение и др.).
5) Воздействие на читателя достигается не приведением логических выводов, а путем создания живых образов, картин жизни (Например: осаживались пришлые варяги …).
Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Текст относится к стилю речи.
↑ Задания 3-5
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток фильтров – низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.
2) В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.
3) На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.
4) С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.
5) В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Задание 5
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
↑ Задания 6-10
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.
Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.
В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.
Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области. 2) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах. 3) А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. 4) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза. 5) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до которых добраться можно только через лес по карте и компасу. 6) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы. 7) Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных. 8) Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места. 9) Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному мастерству. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) застилать (пол ковром), вычитание, нанимать
2) разгорелся (спор), (на) заре, протереть
3) пловец, семинар, равняться (на других)
4) посвятить (в рыцари), заказать, отскочить
5) возраст, навевать (воспоминания), затворить (окно)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить
2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка
3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий
4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)
5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расчётл..вый, солом..нка
2) обустра..ваться, горош..к
3) претерп..вая, повизг..вать
4) оранж..вый, дешёв..нький
5) кали..вый, плать..це
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) уполномоч..нный, слыш..мый
2) опаса..шься, потрат..вший
3) закле..шь, неслыш..мый
4) посе..шь, потрач..нный
5) помож..шь, дви́ж..мый
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, произведённом на него сонатой, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы)стоять запятая(-ые).
Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты- путеводители по туристическим маршрутам России.
В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите примеры, в которых способом развития мысли является указание на следствие. Запишите номера этих примеров.
1) Реки – великий дар природы. С незапамятных времён они дают людям воду для питья и орошение земель. Издавна они были путями сообщения, служили границами государства, верной защитой от нападения врагов. На больших реках были построены первые большие города Древней Руси: Киев и Новгород.
2) Цветы кувшинки очень любят тепло. Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним. Утром цветы кувшинки повернуты на восток. В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю все меньше тепла. В это время цветы закрываются и погружаются в воду.
3) Война стала одной из основных тем литературного творчества писателя- фронтовика Даниила Александровича Гранина. Военные произведения Гранина привлекают читателя своей удивительной искренностью. Событием в общественной жизни страны стал выход «Блокадной книги», которую Гранин создал совместно с Алесем Адамовичем. В книге впервые была рассказана правда о блокаде, представлены записи и воспоминания жителей блокадного Ленинграда.
4) Во время сражений, которые иногда разыгрывались в средневековых замках, узкие винтовые лестницы являлись идеальным оборонным сооружением. Вверх по этой лестнице мог подниматься только один человек, и стоящий сверху одинокий защитник мог противостоять множеству нападающих. Кроме того, поскольку лестница закручивалась вправо, нападающие снизу не могли пользоваться своей правой рукой так же свободно, как тот, кто защищался сверху.
5) Сегодня «адресат» в журналистике – это люди с разными интересами, информационными запросами и взглядами. И тактика учёта особенностей адресата становится значительно разнообразной во всех жанрах публицистики. При сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой – в надежде быть правильно понятым учитывает степень осведомлённости читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению.
↑ Задания 23-28
Прочитайте текст и выполните задания 23–28.
(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили во время путешествия рассказчика по Волге.
2) Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал курлыканье журавлей, улетающих в тёплые страны.
3) Настоящих шедевров немного, потому что это прорыв в блистающий мир человеческого гения.
4) Шедевры рождают в людях высокие стремления, вызывают изумление и радость.
5) Творения природы совершенны.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование.
2) В предложениях 16, 17 дано описание.
3) Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.
4) В предложении 40 представлено рассуждение.
5) Предложение 45 содержит элементы описания.
Из предложений 32–34 выпишите слово, имеющее значение «исключительное по своим достоинствам произведение искусства».
Среди предложений 5–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
«Изображая красоту родной природы, К.Г. Паустовский широко использует такой троп, как (А)_________ («величавый перелёт» в предложении 17, «волнистые туманы» в предложении 46). Синтаксическое средство – (Б)_________ (в предложениях 14, 33) – помогает передать философские размышления писателя. Эмоциональности повествованию придают троп – (В)_________ («жаром… души» в предложении 22, «в пустыне… одиночества» в предложении 23) и приём – (Г)_________ (предложения 41–42, 45–46)».
1) лексический повтор
2) фразеологизм
3) эпитет
4) восклицательные предложения
5) вводные конструкции
6) противопоставление
7) метафора
8) парцелляция
9) градация
↑ Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите и проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Перспективная модель ЕГЭ: плюсы и минусы
Разбираются школьный учитель и репетитор
Иван Родионов
В этом году в структуре ЕГЭ (который будет сдаваться в 2021 году) произошёл ряд изменений, и русский язык – не исключение. По опыту знаю, что любые изменения в экзамене часто встречаются педагогами в штыки и воспринимаются ими как некое усложнение: мы готовились, готовились, а тут вот что! Один коллега, помнится, пару лет назад сетовал на то, что после исключения из сочинения двух обязательных примеров-аргументов из художественной литературы писать его стало сложнее.
В этом году радикальных изменений экзамена по русскому языку не случилось, а те, что имеются, носят, скорее, характер уточнения. Хотя кое-какие нюансы здесь всё же есть.
Например, изменения коснулись девятого задания, открывающего орфографический блок. Там, как мы помним, могут рассматриваться три типа корней слова: с безударной проверяемой гласной, безударной непроверяемой и чередующейся. Ученику нужно было определить ряды, все слова в котором относятся к одному из вышеуказанных типов.
Если раньше безударные гласные в этом задании во всех словах были пропущены, теперь составители ЕГЭ их самостоятельно проставили. С одной стороны, это логично и хорошо – ученикам всё равно не нужно было их определять, достаточно указать номера искомых рядов, а теперь пропадает возможность запутаться: что же это за слово такое? С другой, добавляется два маленьких, но опасных момента. Во-первых, ранее пропущенная буква указывала именно на корень, а сейчас нужную морфему нужно определять самому. Во-вторых, возможна ситуация (особенно в случае с непроверяемыми гласными, зачастую прячущимися в словах иностранного происхождения), когда в корне больше одной безударной гласной, и проверять нужно все – вдруг одна из них проверяемая, а другая – нет? И к какому типу корней относить такое слово? Раньше-то конкретная буква была помечена пропуском. И если в официальных сборниках ФИПИ такая разноголосица мне не встречалась, то на сайтах для подготовки к ЕГЭ – увы. Остаётся надеяться, что на самом экзамене всё будет хорошо, а коллеги для контрольных и пробников будут выбирать такие варианты, где двоякое прочтение задания будет исключено.
Имеется одно изменение и в 27-м задании, то есть в сочинении. Точнее, не в самом задании, а в его критериях оценивания. За смысловую связь между примерами теперь можно получить не один, а два балла, а всего за К2 – не пять, а целых шесть баллов. Но для этого нужно постараться – не просто обозначить смысловую связь между примерами, а проанализировать её. Раньше эта связь порой была формальностью – ученик мог написать, что оба примера дополняют друг друга (противопоставлены друг другу, один следует из другого), и этого было достаточно. Сейчас этого недостаточно: необходимо пояснить, как именно дополняют. Или почему. То есть конкретизировать – раньше проверяющим приходилось самим догадываться, как и почему связаны эти примеры. Это изменение направлено на усиление аналитической работы с текстом, на умение доказывать и рассуждать.
Наконец, ещё одно. Если предыдущие изменения зафиксированы в кодификаторе ФИПИ и являются официальными, то ещё один нюанс там не отмечен, хотя на практике он есть. Речь идёт о шестом задании. Ранее оно было достаточно лёгким. Дано предложение, и из него нужно исключить лишнее слово – речь почти всегда шла о так называемых плеоназмах. Проще говоря, о необоснованных смысловых повторах: чернеющая темнота, прейскурант цен, спускаться вниз, первая премьера. Справиться с подобным обычно не составляло труда. Однако с этого учебного года доля таких заданий уменьшилась. И стало больше таких, где предлагается заменить неверно употребленное слово. Такое смещение акцентов есть и в сборниках ФИПИ, и на сайтах, специализирующихся на подготовке к ЕГЭ. Хотя формально никаких изменений в шестом задании нет – его формулировка в кодификаторе несколько расплывчата. Хотя на практике всё немного иначе.
Теперь всё чаще в шестом задании мы имеем дело со сломом фразеологизма либо просто какого-то устойчивого выражения: закадычный враг, одержать первенство, делать поступки, дешёвые цены и т.д. Найти такую «корявость» легко. Сложнее заменить, подобрав уместный синоним.
Впрочем, все изменения, появившиеся в ЕГЭ по русскому языку в этом году, не столь критичны, чтобы хорошо подготовленный ученик пасовал перед ними. Повторюсь, скорее, они направлены на уточнение уже имеющегося. Но знать о них, разумеется, в любом случае нужно.
Начнём с главного: давно ходившие слухи об устном экзамене в одиннадцатом классе пока так и остаются слухами.
Итак, что же всё-таки планируется поменять. Разбираем вариант, опубликованный на сайте ФИПИ: он доступен для просмотра, и каждый может с ним самостоятельно ознакомиться.
3.Количество заданий не резиновое, потому два старых задания из теста убрали. И если по бывшему заданию 19 никто, кроме слабых учеников, скучать не будет (на сложноподчиненные предложения со словом «который»), ведь оно и раньше казалось проходным анахронизмом, то исчезновение задания на обособленные члены предложения (причастные и деепричастные обороты) вызывает некоторое недоумение. Тема-то важная. К тому же теперь блок пунктуации сокращается до четырёх вопросов.
4.Разумеется, и старые, и новые задания сдвигаются, перемешиваются и кое-где меняются местами.
5.А вот сочинение остаётся в прежнем виде. Полностью.
6.Первичных баллов теперь будет целых 60.
Татьяна Шипилова
ЕГЭ по литературе, который будет сдаваться в 2021 году, получил еще меньше изменений, чем экзамен по русскому языку. По факту изменились только два задания: 7 и 8. Последнее подверглось лишь некоторой переформулировке (судя по демоверсиям, а на деле может оказаться, что и вовсе там нет никаких изменений). Задание 7 немного расширилось. Сравним:
ЕГЭ-2020, задание 7: Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?
ЕГЭ-2021, задание 7: Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений.
Т.е. вставить нужно будет не один, а два термина из теории литературы.
А вот с перспективной моделью КИМ по литературе на 2022 год уже все несколько сложнее.
Начнем с того, что имеющийся на данный момент вариант ЕГЭ вполне устраивает литературоведов и репетиторов по литературе, потому что сейчас можно проверить не только то, как ученик владеет навыками письма, но и насколько хорошо он ориентируется в теории. К сожалению, а может быть, наоборот, к счастью, большинство преподавателей русского языка и литературы в современной российской школе больше все-таки преподаватели русского, чем литературы. И это логично: русский язык сдают 100% учеников, в то время как литературу – хорошо если наберется 1-2 человека в классе. Напоминаю: ЕГЭ по литературе нужен только в творческие вузы и при поступлении на филфак (и то не во всех вузах).
Как правило, в творческие вузы конкурс достаточно большой, тем выше шанс того, что действительно подкованные теоретически, умеющие творчески мыслить ученики смогут сдать ЕГЭ на высокий балл и иметь возможность побороться за бюджетные места.
Новая же перспективная модель ЕГЭ по литературе, с одной стороны, направлена явно на упрощение экзамена, с другой – на его усложнение.
Давайте разбираться.
Сейчас ЕГЭ состоит из 17 заданий:
Важно: в работах не оценивается грамотность.
Перспективная модель ЕГЭ по литературе состоит из 12 заданий:
Важно: введены 3 критерия за грамотность, в которых максимум – 8 баллов.
Что получается в итоге?
Существенно сокращается «тестовая» часть (почти в два раза), где хорошо подготовленные ученики могли собрать такие необходимые баллы. Расценивать это как упрощение или усложнение – решать, видимо, не учителям.
Как показала практика, камень преткновения что в итоговом сочинении, что в ЕГЭ по литературе – собственно, сочинение. Далеко не все умеют строить гладкий текст, формулировать тезис, подбирать аргументы с применением анализа произведений. И получается, что авторы новой модели ЕГЭ идут на поводу: они упрощают задания, которые раньше подразумевали развернутый ответ на 5-10 предложений, сокращая необходимый объём до 50 слов (к слову, это меньше, чем в этом абзаце, а ведь здесь всего три предложения).
И еще больше упрощают, разрешая в заданиях на сопоставление приводить одно произведение вместо двух. То есть уже не обязательно читать весь кодификатор, вполне достаточно прочитать примерно половину (которую из года в год мы и видим в аргументах к итоговому сочинению).
Конечно, большинство учеников обрадуется: ведь теперь жить станет намного проще, не опасаясь, что не вспомнишь сразу два стихотворения на тему «поэт и поэзия».
Хотя замечу, что последнее сочинение в перспективной модели увеличено с 200 до 250 слов, и это, на мой взгляд, хорошо, потому что обычно даже 300 слов бывает мало для полноценного раскрытия темы.
Но сокращение тестовой части и упрощение четырех заданий на развернутые ответы – это потеря баллов, которые нужно восполнить.
И восполнять их планируется баллами за грамотность.
И это может стать серьезной проблемой, потому что на грамотность теперь отводится 8 баллов, а это немало.
Пуристы, которые закидывали наш Яндекс.Дзен гневными комментариями и обвиняли в продвижении англоязычной литературы, я уверена, тут же с пеной у рта воскликнут: «И правильно! Нужно писать грамотно! Нельзя путать написание НЕ и НИ с причастиями! Вы призываете учеников к безграмотности!»
Тут я могу спокойно прокомментировать: во-первых, я никого ни к чему не призываю, а во-вторых, для проверки грамотности есть экзамен по русскому языку. Ведь на химии/физике/биологии/обществознании грамотность не проверяется. И да, ничего страшного, что русский язык и литература – предметы смежные. Смежные, но не настолько, чтобы загонять творчески мыслящих учеников в рамки и заставлять их думать над каждой частицей, приставкой и запятой. Получается, что на экзамене по литературе грамотность приоритетнее способности анализировать и творчески подходить к процессу написания сочинения. Что опять возвращает меня к мысли о том, что и этот экзамен начинает клониться в сторону русского языка.
Конечно, если перспективную модель все же введут, все мы смиримся и перестроимся. Но так хочется, чтобы хотя бы в ЕГЭ по литературе любящих читать и умеющих мыслить детей оценивали именно за их любовь к литературе и умение ее правильно анализировать, а не за знание правил, которые у них и так проверят на экзамене по русскому языку.
Видео
🔥 3 задание из перспективной модели ЕГЭ-2022 по географии: природа России | География с МагелланомСкачать
Перспективная модель ЕГЭ по литературе на 2022 год: анализируем вместеСкачать
Как стать бортпроводником летом 2022 года?Скачать
С чего начать подготовку к ЕГЭ по русскому? | Русский язык ЕГЭ 2022 | PartaСкачать