Русский язык 5 класса антонимы + видео обзор

Тема урока: «Антонимы». 5-й класс

Класс: 5

1. Проверка домашнего задания. Упражнение 352.

— Произведите разбор по членам предложения. Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)

— Какие пожелания со словом “добрый” вы знаете?

— В каком значении употреблено слово “добрый” в словосочетаниях? Замените его синонимом.

— Дайте определение синонимов.

(Дают определение синонимов)

Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.

4. Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

Ученица рассказывает о словаре антонимов.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

Итак, что же такое антонимы?

Делается вывод. Прочитайте правило в учебнике на стр148.

5. Закрепление материала.

1. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.

Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

2. Прочитайте слова о русском языке и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, объединяющий и разъединяющий людей.

3. Игра “Наоборот”. А теперь пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

4. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов.

(Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.)

5. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.

(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)

6. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)

6. Работа в группах.

А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкийзлой
честьхолодный
редкийнезнакомый
правдивыйновый
узкиймолчать
известныйдальний
говоритьложный
активныйгустой
старыйбесчестье
горячийширокий
добрыйпассивный

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

2 группа

Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.

СинонимыАнтонимы
Горе
Друг
Холод
Грусть
Работа
Говорить
Старый

Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).

7. Игра “Отгадай, что я”.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).

8. Домашнее задание.

— Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Какие слова являются антонимами.

2. Что такое «контекстные антонимы».

Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Контекстные антонимы – слова, которые противоположны друг другу только в рамках одного текста.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

1. Кузнецова С. А. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. – СПб – М.: Рипол – Норин., 2000. – 1536 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отношения между словами одного языка могут быть разными. Некоторые слова внешне выглядят по-разному, но внутри, своим значением, очень похожи! Такие слова мы называем синонимами. Например: большой и огромный.

Есть слова, которые выглядят совершенно одинаково, но вот внутри – ничего похожего! Совершенно разные значения! Такие слова мы называем омонимами. Например: кран (строительный) и кран (водопроводный).

Но есть слова, чьи значения не просто различны, а противоположны! Такие слова мы назовём антонимами. Например: большой – маленький.

У всех ли слов есть антонимы? Конечно, нет. Подумайте. Разве есть что-то, противоположное яблоку? Или Австралии? Или телевизору. Нет. У существительный редко бывают антонимы, так как существительные обозначают предмет или явление, другой предмет может от него отличаться, но почти никогда не будет его противоположностью. Редко встречаются антонимы и среди глаголов. Возьмём глагол стоять. Какое слово будет его антонимом? Идти? Бежать? Лежать? Все эти глаголы обозначают разные действия и их трудно противопоставить друг другу. Но если вы подумаете о глаголе открыть, то сразу назовёте его антоним: закрыть. Одно действие противоположно другому.

Но больше всего антонимов среди прилагательных.

Но будьте внимательны! Иногда нам кажется, что признаки противоположны друг другу, как, например, чёрный и белый, но на самом деле предмет может быть не чёрным, не белым, а красным или зелёным.

Как и в случае с синонимами, существуют контекстные антонимы, то есть слова, которые будут противоположны в рамках одного текста. Бездомные кошки и собаки населяли этот двор. Собаки ходили стаями, а кошки жили поодиночке, собаки хотели найти хозяина, кошкам нравилась их вольная жизнь.

Кошки и собаки противопоставлены в данном тексте, а значит, здесь они будут антонимами, но вне этих предложений такого противопоставления нет.

Для того чтобы проверить, есть ли у слова антонимы и какие именно, следует воспользоваться специальным словарём антонимов.

Использование антонимов в речи при описании противоположных предметов, явлений помогает ярче показать контраст между ними.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите из списка слова, противоположные по смыслу слову весёлый.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Сначала нужно определить лексическое значение слова весёлый. Весёлый означает испытывающий веселье, радостный. Значит, противоположным ему будет слово, обозначающее того, кто испытывает грусть. Такими словами будут грустный, печальный, мрачный. Слово смутный означает неясный, то есть не является противоположностью слова весёлый. Слово ликующим будет синонимом для слова весёлый, а не антонимом.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите пары антонимов.

Группа 1: крупный, везение, живой.

Группа 2: неудача, мёртвый, мелкий.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Нужно подобрать к каждому слову то, которое будет противоположностью его лексического значения. Для слова крупный, то есть большой по размеру. Антонимом будет мелкий. Для слова везение, то есть удача, антонимом будет слово неудача. Противоположность слова живой – мёртвый.

Крупный мелкий, везение неудача, живой мёртвый.

Источник

Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Русский язык 5 класса антонимы

Конспект урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Антонимы»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Цели урока : обеспечить возможность усвоения материала по теме «Антонимы».

презентация по теме «Антонимы», карточки с заданиями, словари синонимов и антонимов.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

— Ребята, сегодня каждый из вас будет работать в своей команде. И от того, насколько вы будете активны, зависит успех вашей команды.

Итак, уважаемые команды, давайте проверим, как вы усвоили тему нашего прошлого урока.

2. Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Задание для 1-ой группы.

По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

1. Назовите слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и то же.

2. Что это за слова? Дайте им определение.

Задание для 2-ой группы.

Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

Задание для 3-ей группы.

Продолжите синонимические ряды.

Идти шествовать плестись

Большой гигантский здоровенный

Спать почивать дрыхнуть

Заплакать возрыдать разреветься

Просить ходатайствовать клянчить

3. Определение темы урока.

. – А теперь внимание на экран. ( Слайд ). Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

— Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран …

— Что вы видите на экране? Есть ли связь этих рисунков с притчей? (Да).

– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Они противоположны по смыслу).

— О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).

Запись темы урока в тетрадь – «Антонимы».

— А нужно ли нам их знать? (Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)

3. Постановка целей и задач.

— Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

4. Открываем новые знания.

Создание условий для познавательной деятельности учащихся.

1.Диалог. (Сценку показывают подготовленные ученики)

-Ты что такой кислый?

— Какие слова с противоположным значением вы услышали? Давайте запишем их в тетрадь. Это слова каких частей речи? Как они называются?

Попробуйте дать определение антонимам.

Сопоставим наши выводы с учебником (стр. 86).

/Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./

-В каком термине нам встречалась вторая часть этого слова? (Синоним).

По-гречески часть «ним» означает «имя».

Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

— Какой цели мы с вами достигли?

Занимай свои места:

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Посмотрели на углы,

Тихо сели за столы.

5. Закрепление изученного материала.

— Если понятие усвоили, перейдём к заданиям.

1. Внимание на следующий слайд.

— Какое задание можно выполнить с этими словами? (Подобрать пары антонимов ). Это задание индивидуальное.

— Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).

+ были затруднения, но справился

— много ошибок, не справился

? затрудняюсь в оценивании

— Оцените себя за задание № 1 на полях.

— Внимание на следующий слайд.

— Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?

(Да. Слова каждого столбика очень схожи друг с другом по значению).

— Но что надо сделать со словами, чтобы они стали синонимами?

2. Работа с иллюстрациями.

— Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.

3. Работа с пословицами.

— А еще богаты антонимами пословицы и поговорки. Задание № 3 – Закончите пословицы, помня, что во второй части должны быть антонимы. Задание групповое.

— Любишь взять – люби и ……

Легко сказать, да (трудно сделать)

Мягко стелет, да (жестко спать)

— Ученье – свет, а (не ученье тьма)

4. Подбор антонимов к многозначным словам.

— Ребята, что такое многозначные слова?

— Подберите антонимы к многозначным словам (устно) :

У многозначных слов в одном значении одни антонимы, а в другом – другие.

5. Творческое задание.

Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? ( О зиме)

-Учитель: Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам антонимы и создайте новый текст.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (Лете)

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли.

1. «Незаконченное предложение»

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

Учитель: А чтобы проверить достигли ли мы целей, я предлагаю вам прочитать стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

Воробей сказал, что близко,

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

А котёнку всё равно.

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

2. Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

А закончить наш урок я хотела бы притчей.

На самом деле это притча – мудрость жизни.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

— Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выбрать правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. ( Слайд – смайлик с жестом «отлично!» ).

Игровой момент. Загадки можно отгадывать хором.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут меня (прохлада).

6) Антоним антонима? (синоним).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны!

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом. Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом. Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

Смелый, храбрый, мужественный. Красивый, прекрасный, очаровательный. Добрый, жадный, щедрый. Вечный, бессмертный, временный. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Смелый, храбрый, мужественный. Красивый, прекрасный, очаровательный. Добрый, жадный, щедрый. Вечный, бессмертный, временный. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Идти … Большой … Спать … Заплакать … Просить … Слова для справок: возрыдать, плестись, здоровенный, дрыхнуть, гигантский ходатайствовать, шествовать, разреветься, почивать, клянчить.

Идти Большой Спать Заплакать Просить шествовать плестись гигантский здоровенный почивать дрыхнуть возрыдать разреветься ходатайствовать клянчить

5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… 6. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. 7. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… многозначными переносное синонимами

Добро и зло с далеких пор Ведут свой древний, давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле.

Добро и зло с далеких пор Ведут свой древний, давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле.

Открываем новые знания!

Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

жестокий агрессия грустить высоко радоваться миролюбие милосердный широкий

Полный мужчина пустой Полный стакан худой Мягкий хлеб тяжёлый Мягкий шаг чёрствый Тонкий лёд грубая Тонкая работа толстый Мелкий дождь глубокий Мелкий ручей частый Острая пила хорошее Острое зрение тупая

Полный мужчина пустой Полный стакан худой Мягкий хлеб тяжёлый Мягкий шаг чёрствый Тонкий лёд грубая Тонкая работа толстый Мелкий дождь глубокий Мелкий ручей частый Острая пила слабое Острое зрение тупая

Какая долгая зима! По низкому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

1. Сегодня на уроке мы познакомились… 2. Антонимы – это … 3. Пара слов с противоположным значением называется… Подведём итоги.

Слово Синоним Антоним знойный жаркий холодный быстрый скорый медленный древний старый новый тяжёлый неподъёмный лёгкий весёлый радостный грустный

Домашнее задание: Правило стр. 86, упр. 197 (А или Б)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря.

Данный урок проводился в 5 классе с применением системно-деятельностного подхода.

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска.

Урок по теме «Антонимы» 5 класс.

Презентация урока очень красочная.

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Антонимы» (5 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку

Разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Канавка Александрово-Гайского района Саратовской области Чуматовой Р. Ж.

Класс: 5 (авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.).

Тема урока: Антонимы.

Цели урока: познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, использовать при описании изображённого на рисунке.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель: Начнём наш урок ( проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

Удачи желаю всем нам!

Для начала давайте поделимся своим настроением в начале урока. У вас на партах лежат таблички со смайликами. Поднимите каждый тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Посмотрите пожалуйста на доску. На ней вы видите пословицу «Ученье – свет, а неученье – тьма». Как вы объясните её смысл? (В ней подчеркивается значение образования, польза знаний, а следовательно необходимость учиться).

Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы открыли для себя много знаний (и не только сегодня), чтобы всегда вы открывали для себя какие-то знания. Пусть эта пословица сегодня будет нас сопровождать в течение урока, будет нашим девизом или лозунгом.

Давайте откроем свои тетради и запишем сегодняшнее число.

Лексический диктант «Угадай слово» (3 мин.)

Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

Раздел науки о языке, изучающий лексику.

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах.

Сильная снежная вьюга, метель, снежная буря.

Предложение с второстепенными членами.

Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Слова, имеющие одно лексическое значение.

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Ответы: лексикология, жюри, пурга, распространённое, синонимы, однозначные, многозначные.

Введение в тему (5 мин.)

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Учащимся предлагается прочитать два текста, размещённых на слайде:

Антон серьёзно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен, правильно сделал все задания, поэтому получил пять. Антон был очень доволен, а родители – счастливы.

Антон легкомысленно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен, неправильно сделал все задания, поэтому получил два. Антон был очень недоволен, а родители – огорчены.

Какой текст вам понравился больше?

В каком из вариантов вам хотелось бы оказаться на месте главного героя?

Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста? (да)

Какие слова делают их такими противоположными? Как называются эти слова? (антонимы)

Это антонимы (анти – против, онима – имя). В каких ещё словах встречается такая же приставка? Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

Определение целей урока (1 мин.)

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Что мы должны сегодня сделать?( УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНТОНИМОВ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ).

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Работа с теоретическим материалом учебника (1 мин.)

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов. Чтение теоретического материала. Запись в тетрадь определения.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.

Усвоение новых знаний (5 мин.)

(Учитель у доски, а дополняет ученик).

Давайте попробуем подобрать антонимы к данным словам.

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова! То есть, если у слова несколько значений, значит и антонимов будет несколько.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов (письменно у доски ).

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Знакомство со «Словарём антонимов русского языка» (1 мин.)

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

Словарь антонимов” М.Р.Львова.

Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

Решение грамматических задач (3 мин.)

Раздаточный материал. Каждому учащемуся раздаются предложения, поделённые на 2 части. Нужно соединить 2 части этих предложений по смыслу.

Ребята, посмотрите на данные предложения, произведения какого жанра здесь даны и как они записаны? (здесь записаны пословицы). Запишите полученные пословицы себе в тетрадь.

2. Продолжите пословицы:

Любишь брать, люби отдавать.

Иди вперёд, а оглядывайся назад.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Мир строит, а война – разрушает.

Знай больше, говори – меньше.

По одёжке встречают – по уму провожают

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Легко сказать, да трудно сделать.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Мягко стелет, да жёстко спать.

В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Сытый голодного не разумеет.

За маленьким погнался, а большое потерял.

Меньше говори, а больше делай.

Во всех этих пословицах мы что видим? (антонимы).

Объясните смысл данных пословиц

— Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

— Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (почти все).

А в какой ещё пословице есть антонимическая пара, к которой мы уже сегодня в начале урока обращались? (это наш с вами девиз «Ученье – свет, а неученье – тьма»). Назовите в ней антонимы. (В ней две пары антонимов).

Работа с иллюстрациями (5 мин.)

— Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях).

Упр. 371 (комментированное письмо).

Внимание на экран. Подбор антонимов. Коллективная работа.

Что всегда побеждает в сказках? (добро). А назовите антоним к слову.

Работа в группах (5 мин.)

А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания у доски.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Большая радость – маленькое горе

Холодная зима – жаркое лето

2. Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (письменно)

Источник

Видео

Русский язык 5 класс (Урок№53 - Антонимы.)

Русский язык 5 класс (Урок№53 - Антонимы.)

Русский язык. 5 класс. Правила жизни. Антонимы /16.11.2020/

Русский язык. 5 класс. Правила жизни. Антонимы /16.11.2020/

Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы | Русский язык 3 класс #4 | Инфоурок

Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы | Русский язык 3 класс #4 | Инфоурок

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Видеоурок по русскому языку 5 класс

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Видеоурок по русскому языку 5 класс

Что такое антонимы?

Что такое антонимы?

Учимся дома. 5 класс. Русский язык: Антонимы

Учимся дома. 5 класс. Русский язык: Антонимы

Синонимы Антоним Омонимы | Русский язык 4 класс #13 | Инфоурок

Синонимы  Антоним  Омонимы | Русский язык 4 класс #13 | Инфоурок

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Синонимы и антонимы

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Синонимы и антонимы

Урок русского Анонимы

Урок русского Анонимы

Урок русского языка и литературы "Мы и природа. Антонимы" 5 класс

Урок русского языка и литературы "Мы и природа. Антонимы" 5 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.