- § 85. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях
- Урок русского языка в 5 классе.»Данное» и «новое». Способы связи предложений в тексте. план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Портал образования
- Презентация в 6 классе «Связь между предложениями в тексте»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Презентация на тему: Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
- 💡 Видео 📺
Видео:«Данное» и «новое» в тексте. Повествование Видеоурок 57. Русский язык 5 классСкачать
§ 85. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях
Читаем, наблюдаем, и делаем выводы
Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Как это происходит?
Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд.
Точно так же развивается и мысль. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперёд в развитии мысли — сообщаем новое.
1. Прочитайте предложения текста. Рассмотрите в них «данное» и «новое». Как выделено то и другое?
2. Чтобы найти «новое» в предложениях текста, надо выяснить, что именно сообщается в каждом из них. Цель высказывания определяется по вопросу. Поставим к каждому предложению текста вопрос и дадим на него краткий ответ:
1) Что получают из жидкой искусственной смолы? — Пену.
2) Во что превращается пена при застывании? — В прочный и лёгкий материал.
3) Как называется такой материал? — Пенопласт.
Какую часть предложения мы использовали в ответе — «данное» или «новое»?
4. Прочитайте ещё раз вслух предложения и проследите, на какое слово падает логическое ударение. Чем является это слово — «новым» или «данным»?
5. Где находится «данное» — в начале или в конце предложения? А «новое»?
«Данное» служит для связи предложений в тексте. В нём повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение. В первом предложении текста «данного» не бывает.
667 Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.
668 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите «данное» и «новое». В каждом предложении подчеркните «данное» прямой чертой, «новое» — волнистой.
1) Во дворе вык..пали колодец. 2) Возле колодца пос..лилась л..гушка. 3) Она целыми днями с..дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Урок русского языка в 5 классе.»Данное» и «новое». Способы связи предложений в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения
Видео:Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать
Скачать:
Видео:ЗАЯВЛЕНИЕ Столтенберга УНИЧТОЖИЛО ПЛАНЫ ПутинаСкачать
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Перми
Праздничных Татьяна Борисовна
Урок развития речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебник М.М.Разумовской «Русский язык.5 класс»- М.: Дрофа,2012
I Познакомить с понятиями «Данное» и «новое».Помочь открыть способы связи предложений- последовательный и параллельный-и определять их в текстах.
II Создать условия для поиска решения проблемы; развивать умение анализировать, сравнивать работать по аналогии; развивать навыки работы с текстом
III Воспитывать интерес к предмету с помощью решения проблемных заданий; воспитывать умение слушать и грамотно говорить
1. Формировать умение находить текст по определённым признакам.
2.Сформировать понятия «данное» и «новое», научить определять их в тексте.
3.Познакомить с 2 способами связи предложений в тексте через сопоставление схем.
4. Закрепить изученный материал с помощью упражнений
Ребята работают с карточкой.
Задание: найдите текст и объясните свой выбор. (Окажется, что напечатано 2 текста). Работа с первым текстом:
3. Формирование новых понятий и способов действий
Коллективная работа с 1 текстом:
-О чем говорится в 1 предложении?(ответы детей) Мы об этом узнаём от автора.
-Читаем 2 предложение. Есть ли знакомая информация? Откуда известна? Что нового узнаем о ней?
Анализ следующего предложения(по аналогии)
-Итак, что хранится в данном?( В данном хранится то, о чем говорится в предыдущем предложении)
-Соотнесите наши выводы с правилом в учебнике(стр.220)
— Можно ли иначе записать первый текст?(Да, схемой)
-Кто так же рассуждал? А кто иначе?
-Почему вы не дали ответ?(не знаем тему)
-Определим работает ли схема 1 текста на 2 тексте?
Самостоятельная работа в группах (по аналогии) : определение данного и нового.
Вывод(схема не подходит, т.к. данное одно и то же)
-Запишите этот текст с помощью схем.
Итак, схемы показали нам 2 способа связи предложений в тексте. Как их можно назвать?(предположения детей)
-Итак, сколько способов существует? Как назвали?(познакомились с последовательной и параллельной связями).
4. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях
5. Итог урока. Рефлексия
-Восстановить деформированный текст и определить способ связи (карточка 2)
Нарисуйте 100-балльную шкалу и отметьте уровень усвоения материала: 0%- не понял тему, 50%-80%-тема усвоена, но объяснить не смогу, 90-100%- тема понятна,могу объяснить другим.
Задание: из данных записей найдите текст. Определите «новое» и «данное».
1. Бобровый заповедник.
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.(Г.Снегирёв)
2. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрыта земля. Далеко видны во ржи голубые и синие васильки.
3.Нам с Сережей папа привёз из пустыни черепашонка. Назвали черепашонка Кроха. Панцирь у него был мягкий, коготки на запятые похожи. Голова, лапы и хвост- в чешуйках. И весь он на Сережиной ладони помещается.
Задание: из данных предложений составьте текст, определите способ связи.
Видео:ОГЭ-2024. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТО НОВОГО?Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненные предлжения».
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват.
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессловесный язык природы. И только человек м.
Урок русского языка 9 класс. Тема «Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе».
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессловесный язык природы. И только ч.
Видео:Попытка запрета русского языка в парламенте КыргызстанаСкачать
Портал образования
Автор: Шейкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «СОШ № 2»
Населённый пункт: ст. Тбилисская Краснодарского края
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: «Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте»
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: полное образование
ДАННОЕ и НОВОЕ в тексте.
Способы связи предложений в тексте.
Связь предложений в тексте
– это прежде всего связь
Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями
великого человека есть наука замечательная.
В предложении обычно выделяются ДВЕ ЧАСТИ:
Самая большая цель жизни –
увеличивать добро в окружающем
нас. А добро – это прежде всего
счастье для всех людей. Оно
слагается из многого, и каждый раз
жизнь ставит перед человеком
задачу, которую важно уметь решать.
Рассмотрим схему строения текста
ЦЕПНАЯ – это такая связь предложений в тексте, при которой
мысль развивается как бы по цепочке:
Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих
запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то,
что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,
при помощи лексических и
морфологических средств связи,
только предложения, но и смысловые части текста.
При ЦЕПНОЙ связи предложений в тексте используются
следующие лексические средства связи:
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжёт, греет, освещает (Л.Толстой)
Имена героев Великой Отечественной для нас
святы. Вспоминая поимённо каждого, мы отдаём им дань уважения к их
За свою жизнь И.К.Айвазовский написал около
шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях
мира. (О. Туберовская). Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста.
Талант его необычен и являл себя особенным блеском, когда выступал
Андроников не в большом зале. а в комнате перед двумя-тремя…
Синонимы текстовые (контекстные):
Наша память хранит с
малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет
собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров,
полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников
жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)
У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на
все времена. (А.Лиханов)
Кроме лексических, есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ средства связи
предложений в тексте:
Точность и краткость – вот первые
достоинства прозы. Они требуют мыслей и мыслей – без
них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)
Мы читаем у Пушкина стихи гладкие, такие
простые, и нам кажется, что у него
такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда
для того, чтобы вышло
просто и гладко. (Л.Толстой)
Всякий великий писатель оставляет за собой школу.
И Пушкин оставил школу и последователей. (А.Островский)
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста
… 1) У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. 2)Он
входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.
3)Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще
слушать чтение, чем читать самому. 4)Со слуха я знал его «Сказку о царе
Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения
Онегина», «Жениха». 5)Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в
жизни самостоятельно прочитанной книгой. 6)Я помню формат книги, её
запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со
7)Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл
до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и
это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической
силы, изошедшей от пушкинской страницы. 8)С того вечера я стал
читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте
В текстах с ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ все предложения, начиная со второго,
конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении:
Тёплый, солнечный день.
Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.
Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте может быть особо
подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым
нескольких соседних предложений
Вы думаете, павшие молчат.
Конечно, да, вы скажете.
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Сердца живых и осязают нервы.
не где-нибудь, а в нас,
Невидимыми, чуткими руками.
За нас кричат, особенно ночами,
хотят, чтоб памятником их
Когда стоит бессонница у глаз
Была земля с пятью материками.
И прошлое толпится за плечами.
Одинаковая КОНЦОВКА нескольких соседних предложений
Самое лучшее и дорогое –
Слава твоя – это наша слава,
Иногда АНАФОРА и ЭПИФОРА используются в одном тексте
для придания ему ещё большей выразительности:
детство, но в наследство
Остаётся людям песня детства,
То, что утекает, не вернётся.
От неё лишь подвиг остаётся,
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста.
1)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид
переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря
на семейную многочисленность. 2)Ругань, зависть,
своекорыстие не только считались грехом. 3)Они просто
лично невыгодны для любого члена семьи.
4)Любовь и согласие между родственниками давали начало
любви за пределами дома. 5)От человека, не любящего и не
уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к
другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.
Видео:Русский язык | Прямая речьСкачать
Презентация в 6 классе «Связь между предложениями в тексте»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст».
План Что такое текст? Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль. Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое». Средства связи предложений в тексте (повтор, синонимы, местоимения). Повтор как средство связи предложений в тексте. Речевой недочёт.
Что такое текст. Текст – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. Тема – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Часто тема отражается в его заглавии. В большом тексте тема распадется на микротемы.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нём повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение. В первом предложении текста «данного» нет. «Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения.
Задание. Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.
Два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения. При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и тоже «данное».
Задание. Постройте текст, используя «новое» в качестве «данного» каждого последующего предложения. Определите способ связи предложений в тексте. Есть в России валдайский лес. … в ложбинке пробивается родник. Светлая вода из … течет ручейком. … мал. Но это – начало великой Волги.
Задание. По данному началу составьте один из текстов, используя параллельный способ связи предложений. Лесные жители готовились к зиме. … Утро было хмурое, холодное. … В лесу было нарядно и тихо. …
Средства связи предложений в тексте. В тексте могут быть использованы три основных средства связи: повтор, синонимы, местоимения.
Повтор как средство связи предложений в тексте. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом. Повтор как средство связи предложений в тексте. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом.
Спасибо за внимание!
Урок развития речи в 6 классе
Цели урока:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
Номер материала: ДБ-1586472
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Видео:Заимствованные слова в русском языке | Русский язык ЕГЭ 2024 #русскийязык #егэпорусскомуязыку #егэСкачать
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.Скачать
Презентация на тему: Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
Тема урока Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
ЦЕЛЬ: Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную. Уметь определять “данное” и “новое” в тексте.
Найдите неверные утверждения Текст – это высказывание на определенную тему. В тексте есть основная мысль. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте может быть нарушен порядок предложений. Текст может быть большим и маленьким. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически. В тексте есть смысл.
Проверим себя! В тексте может быть нарушен порядок предложений. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически.
Тема текста Тема текста – это о чём или о ком говорится в тексте. Основная мысль текста Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.
какой из предложенных вариантов является текстом и почему 1) Чем выше луна, тем приливы сильнее. 2) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь. 3) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Определите тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Тема Дети войны. Основная мысль Дружба помогла ребятам пережить все трудности.
За счет чего обеспечивается развитие основной мысли? Каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то новую информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщается «новое”.
«Данное» Служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания. В первом предложении текста «данного» нет. “Новое” Содержит основное сообщение. Выделяется логическим ударением. Обычно находится в конце предложения.
Задание Определите «данное» и «новое» в тексте Пришла весна. Но не хочет уступать и сдаваться зима. Еще кругом лежит снег, и стоит на реках лед. А в воздухе уже чувствуется приближение весны.
способ связи предложений в тексте Последовательный Параллельный средства связи предложений в тексте прямой повтор; синонимы; союзы; местоимения.
Параллельная связь В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский). Последовательная (цепная) связь Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский).
Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)
Домашнее задание 1.Выучить материал параграфа 85. 2. Выполнить упражнение 654
Презентацию выполнила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы 21.03.2012г
💡 Видео 📺
Зеленский: Придет время, когда о России будут говорить — где это, где-то возле Украины?Скачать
Джеймс Харден и самая странная карьера суперзвезды НБА | Как МВП пришел к трем обменам за 3 года?Скачать
Ваня Усович "ЕЩЕ ОДИН ДЕНЬ" 2020 ENG SUBСкачать
Как решать новое задание № 1 /Русский язык ЕГЭ 2022 / МАРКС АКАДЕМИЯСкачать
Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.Скачать
Автор данного видео @Aislep Перевод на Русский языкСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)Скачать
Русский 8 Порядок слов в предложенииСкачать
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ | Прямой эфирСкачать
ИРЛЯ.Предмет и объект изучение данной науки и её связь с другими науками. Университет.Лекции.Скачать
Значение «НЕ» и «НИ» в русском языке! #умскул #русскийязык #егэпорусскомуязыкуСкачать