Русский язык деепричастный оборот упражнения + видео обзор

Упражнение по русскому языку для учащихся 6-7 классов на тему «Причастный и деепричастный оборот.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования город Ноябрьск

Т емы «Деепричастие» и «Причастие» являются сложными для усвоения учащимися, знания по данным разделам проверяются как во время ГИА в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе.

Упражнение может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Упражнение по русскому языку для учащихся 6-7 классов на тему «Причастный и деепричастный оборот.»

Цель : закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; проверка орфографических и пунктуационных навыков.

— совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в предложениях.

— совершенствовать умение изучающего чтения.

— формировать интерес к предмету;

— воспитывать умение преодолевать трудности.

Учитель русского языка и литературы

Спишите, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните деепричастные и причастные обороты как члены предложения.

1. Он (не)увид..л на пороге дома свою жену Мери всплескивающую руками а затем бегущую (на)встречу до потери дыхания.

2. Лонгрен накл..нился и увид..л вос..мимесячное существо сосредоточе(нн/н)о взиравшее на его дли(нн/н)ую бороду.

3. Из денег оставле(нн/н)ых Лонгреном добрая половина ушла на лечение после трудных родов на заботы о здоровье новорожде(нн/н)ой.

4. Пока девоч..ка (не)научилась твердо ходить вдова ж..ла у матроса заменяя сиротке мать…

5. Он делал так(же) сам всю домашнюю работу и т…рпеливо проходил (не)свойстве(нн/н)ое мужчине сложное искусство р..щения девоч..ки.

6. Ассоль было уже пять лет и отец нач..нал все мягче и мягче улыбат(..)ся посматривая на ее нервное доброе личико…

7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впеч..тление танцующего медведя украше(нн/н)ого голубой ленточ..кой.

8. На единстве(нн/н)ой улице деревушки ре..ко можно было увидеть человека покинувшего дом; х..лодный вихрь несшийся с береговых холмов в пустоту г..ризонта делал «открытый воздух» суровой пыткой.

9. Все трубы Каперны дымились с утра (до)вечера трепля дым по крутым крышам.

10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.

11. В один из таких дней Хин заметив что отцовская лодка б..ется под мостками о сваи ломая борта пош..л и сказал об этом отцу.

12. Ветер и волны раскачивая несли лодку в гибельный простор.

13. Ассоль проснувшись увидела что отец с..дит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.

14. Играя дети гнали Ассоль если она пр..ближалась к ним.

15. Лонгрен называя девоч..ке имена снастей парусов предметов морского обихода постепе(нн/н)о увлекался переходя от объяснений к различным эпизодам…

16. Кончалось тем что тихая возня девоч..ки мурлыкавшей над своим яблоком лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить.

17. Он уступал а приказчик набив к..рзину пр..восходными проч..ными игрушками уходил п..смеиваясь в усы.

18. Закусывая она переб..рала игрушки..

19. Белое суденышко это несло алые паруса сдела(нн/н)ые из обрезков ш..лка употреблявшегося Лонгреном для оклейки пар..ходных кают.

20. Сделав яхту он (не)нашёл подходящего материала на паруса употребив что было — лоскутки алого ш..лка.

21.Дорогу пересекал ручей с переброше(нн/н)ым через него жердя(нн/н)ым мостиком.

22.Она старалась (не)терять из вида красивый плавно убегающий треугольник парусов спотыкалась падала и снова бежала.

23. Ей поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку (не)смотрелось по сторонам…

24. Од..левая их она постепе(нн/н)о теряла силы останавливаясь все чаще и чаще чтобы пере..дохнуть или смахнуть с лица ли..кую паутину.

25.Раз она огл..нулась и лесная громада с ее пестротой пер..ходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака глубоко поразила девоч..ку.

26.С (не)высокого изрытого к..рнями обрыва Ассоль увидела что у ручья сидит человек держа в руках (с/з)бежавшую яхту и всесторо(нн/н)е ра(сс/с)матривает ее с любопытством слона поймавшего бабочку.

27.Отчасти успокое(нн/н)ая тем что игрушка цела Ассоль сползла по обрыву и бли(з/с)ко подойдя к (не)знакомцу воззрилась на него изучающим взглядом ожидая когда он подымет голову.

28. Но (не)известный так погрузился в созерцание лесного сюрприза что девоч..ка успела ра(сс/с)мотреть его с головы до ног установив что людей, подобных этому (не)знакомцу, ей видеть еще н.. разу (не)приходилось.

29. Серая блуза заправле(нн/н)ая в синие брюки и высокие сапоги пр..давали ему вид охотника; белый воротничок галстук пояс униза(нн/н)ый серебром блях трость и сумка с новеньким никелевым замоч..ком — выказывали горожанина.

30.Старик с минуту ра..глядывал ее улыбаясь и медле(нн/н)о пропуская бороду в большой жилистой горсти.

31.Ее темные густые волосы забра(нн/н)ые в кружевную косынку сбились к..саясь плеч(ь/_).

32.Яхта покинутая эк..пажем была выброше(нн/н)а на песок (трех)вершковым валом.

33.Я зан..мался сидя на этом камне сравнительным изучением финских и японских сюжетов.

(по А.С.Грин «Алые паруса»)

1. Он не увидел на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания.

2. Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду.

3. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной.

4. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать…

5. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.

6. Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико…

7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой.

8. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой.

9. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.

11. В один из таких дней Хин, заметив, что отцовская лодка бьется под мостками о сваи, ломая борта, пошел и сказал об этом отцу.

Видео: Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline

Видео: Русский язык 7 класс (Урок№26 - Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№26 - Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.)

12. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор.

13. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.

14. Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним.

15. Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам…

16. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить.

17. Он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.

18. Закусывая, она перебирала игрушки…

19. Белое суденышко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают.

20. Сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было — лоскутки алого шелка.

21. Дорогу пересекал ручей с переброше(нн/н)ым через него жердя(нн/н)ым мостиком.

22. Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

23. Ей, поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам..

24. Одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину.

25. Раз она оглянулась, и лесная громада с ее пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака, глубоко поразила девочку.

26. С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку.

27. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову.

28. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.

29. Серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком — выказывали горожанина.

30. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти.

31. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.

32. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трехвершковым валом.

33. Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов.

Источник

Дидактический материал по теме «Деепричастие» 7 класс

Русский язык деепричастный оборот упражненияДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» 7 класс

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, сделайте морфологический разбор деепричастия.

1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.

2)Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.

3)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4)Из дома вышел человек и направился к машине.

5)Выйдя из дома человек направился к машине.

6)Человек вышедший из дома направился к машине.

Устраните ошибки в употреблении деепричастий.

1)Посетив зоопарк, он нам понравился.2) Закончив покосы, началась уборка урожая. 3)Открывая книгу, из неё выпал листок. 4)Послышались радостные возгласы, подъезжая к дому.5) Увидев лебедей, они нам понравились.6) Катаясь на санках, у меня заболела голова.7)Сидя у окна, в комнату влетел воробей.8) Закончив чертеж, у меня сломался карандаш.9) Прочитав рассказ, он показался нам интересным.

Образуйте деепричастия от глаголов по образцу: глядеть – глядя, сложить – сложив, сложивши.

Отнять, баловаться, просмотреть, чувствовать, замереть, выкрасить, узнать, заметить. Стремиться, запереть, любить, удивляться, замирать, устроиться, знать, плакать.

(Не) прекращая, (не) завидуя, (не) навидя, (не) разговаривая. (Не) годуя, (не) зная, (не) увлекаясь, (не) досыпая.

Записать, заменив один из глаголов деепричастием.

1) Подъезжая к лесной караулке Денисов остановился вглядываясь в лес.

2) Солдат постояв секунды две удалился.

3) Он завтракал не обращая ни на кого внимания.

4) Пугачев увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе.

5) Солнце послав на землю последний луч скрылось за горизонтом.

6) Оставшись один я погрузился в размышления.

7) Капитан перегнувшись через перила смотрел вниз.

8) Люди шли полем недоверчиво оглядываясь.

Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем – причастием, образованным от этого инфинитива; затем – деепричастием

Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился. Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.

1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.

2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.

3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.

4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.

Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2. (Не) работая, сыт не будешь.

3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.

4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.

В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

1.(не) надеясь; решение (не)проверено; (не)годовал

2.(не) погасший костер; (не) забыл; (не) оборачиваясь

3.(не) решаясь сказать; дома (не) заселены; (не) заметил

Видео: Русский язык. Запятые при деепричастном обороте. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Запятые при деепричастном обороте. Видеоурок

Видео: Русский язык 7 класс (Урок№12 - Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№12 - Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.)

4.(не)сделанная работа; (не) раздумывая; (не) затворенная дверь.

Задание: вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.

После к..роткой отт..пели ра..правив свои л..дяные плечи наступила з..ма. Закруж..ла она к..лючими снегами ворвавшись в чащу. Лес выгл..дит наря..но. Эту ска..ку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.

Оттепель – теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.

Искусная – умело, хорошо сделанная работа.

Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки.

Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.

.Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктограмм; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.

1) Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.

2) О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.

3) В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.

4) Что сделали вы, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

2) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

Код проверки: 3, 5,6,7.

Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения

Приехав в деревню…А)весь сад был в снегу;Б)я застал весь сад в снегу.

Возвращаясь домой…А)я попал под снегопад;Б)начался снег.

Выйдя на улицу…А)ему стало холодно;Б)он почувствовал холод

Закончить предложение, добавив деепричастный оборот:

……………………., радуга занимала полнеба

Кто быстрее? Восстановим в памяти некоторые пословицы.

Не давши слова, крепись,……………………(а давши, держись).

Не считай себя мастером,…………………….(не изучив ремесла).

Что имеем, не храним,………………………….(потерявши, плачем).

Не суйся в воду,……………………………………..(не зная броду).

Предложения для взаимодиктанта по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте»

1) Теплоход, выходя из гавани, дал гудок.

4) Дятлы приносят пользу, очищая леса от вредителей.

6) Я обрадовался, получив хорошую оценку

7) Приехав в город, я направился в гостиницу.

10) Выйдя на опушку леса, я остановился.

14) Гуси, прилетев на место, опускаются на воду

Источник

Упражнения по теме «Деепричастие»

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

1) Какова тема и главная мысль текста?

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Видео: Деепричастие и деепричастный оборотСкачать

Деепричастие и деепричастный оборот

Видео: Деепричастный оборот (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Деепричастный оборот (7 класс, видеоурок-презентация)

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест по теме «Деепричастие»

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А ) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А ) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

Источник

Задания на деепричастия

Задания на формирование универсальных учебных действий

при изучении темы «Деепричастие»

Проставь пропущенные буквы. Подчеркни четвертое «лишнее».

Улыбаюсь, пугаясь, умываясь, болтая.

Пр…слонившись, ра…веселившийся, п…дойдя, зап…рев.

Пользуясь, мечтая, думая, подпрыгивая.

Пом…рившись, в…лнуясь, пр…готовившись, подск…чив.

Замените, где возможно, глаголы деепричастиями.

Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, плакать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

Замирая (я), плача (а), чувствуя (я), безмолвствуя (я), наслаждаясь (я), расстилаясь (я)

Найдите в тексте деепричастия, составьте слово из начальных букв деепричастий.

Я шутя говорил, что в десять лет они все у меня будут с высшим образованием.

Не печалься о сыне, злую долю кляня.

Охотясь за певчими птицами, я потерял счет времени.

Малыш старался нам рассказать свою историю, лепеча на своем языке непонятными нам фразами.

Актера встречали аплодируя.

Подбери соседу по парте текст с деепричастиями совершенного вида из учебника литературы.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Видео: ЕГЭ по русскому языку. Причастный оборотСкачать

ЕГЭ по русскому языку. Причастный оборот

Видео: Русский язык. Ошибки в употреблении ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Ошибки в употреблении ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. Видеоурок.

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Составь таблицу «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Распредели деепричастия в таблицу

Крича, действуя, примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, идя, умывшись, принесши, окрикнув, вертясь, смотря, вглядываясь.

Примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, умывшись, принесши, окрикнув

Крича, действуя, идя, вертясь, смотря, вглядываясь.

Составь план из пяти вопросов «Деепричастие как часть речи». Подготовь по этому плану устное сообщение.

Что такое деепричастие?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Какое действие обозначает?

От какой части речи можно поставить вопрос к деепричастию?

Какая синтаксическая роль у деепричастия в предложении?

Из какого произведения эти предложения? Проставь необходимые знаки препинания.

А девочка тоже ползла по болоту не поднимая вверх высоко головы. Лось обирая осинку с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед пересекая чистую поляну. Он еще мог бы сделав усилие вырваться из елани обратно. Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. Он еще мог бы, сделав усилие, вырваться из елани обратно. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

«Кладовая солнца» М.М. Пришвин

Составь алгоритм «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении».

Русский язык деепричастный оборот упражнения Русский язык деепричастный оборот упражнения(деепричастный оборот)

Обособляется Не обособляется

Независимо от положения

2. Близко к наречию образа действия

3. Значение приближено к предлогу

5. Тесно связан со сказуемым

6. Ряд необособленных обстоятельств

Распространи данные предложения, используя деепричастные обороты.

Спортсмен догоняет соперника.

Фирма «Олимп» выполняет заказы.

Снег ложится на землю.

Я иду домой, весело посвистывая в предвкушении теплой встречи родными.

Спортсмен догоняет соперника, опередив основных конкурентов.

Фирма «Олимп» выполняет заказы, специализируясь на поставке оборудования в спортивные магазины.

Снег ложится на землю, кружась белоснежными вихрями и покрывая все вокруг белоснежным покрывалом.

Птицы летят на юг, изредка издавая прощальные звуки.

Выполните морфемный разбор деепричастий.

Взвешивая, прислушиваясь, задержавшись, прочитав.

Часть речи. Общее значение.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.

Взвешивая – дееприч., н.ф. взвешивая, несовер. вид, переход., невозвр., неизм.

В предложении является обстоятельством.

Определите часть речи выделенного слова в предложениях.

Благодаря участию ферментов происходит сложный процесс разложения.

Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря природу за солнечный день.

Благодаря (предлог) участию ферментов происходит сложный процесс разложения.

Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря (деепричастие) природу за солнечный день.

Составь таблицу «Деепричастие». Подбери примеры из художественных текстов.

Совершенный или несовершенный вид

Переходное или непереходное

Возвратное или невозвратное

Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. («Записки охотника» И.С. Тургенев)

До самого полудня пролежал он, желая заснуть… («Петербургские повести» Н.В.Гоголь)

Видео: Русский язык. Причастный оборот. Как ставить запятые?Скачать

Русский язык. Причастный оборот. Как ставить запятые?

Видео: Что такое деепричастный оборотСкачать

Что такое деепричастный оборот

Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней. («Собачье сердце» М.Н. Булгаков)

Составь таблицу «Причастие и деепричастие». Отобрази в таблице сходства и различия отглагольных форм.

Образуй от данных глаголов деепричастия. Составь с полученными деепричастиями словосочетания с существительными в винительном падеже и распределите их в две колонки по признаку переходности и непереходности

Строить, набирать, видеть, увидеть, убирать, бросать. шагать, чертить, блестя, шагнуть.

Найдите в учебнике истории 5 предложений с деепричастиями и выпишите их, указывая страницу.

Попытки пробиться к нему (Балтийское море), отвоевав значительную территорию его северного берега, не привела к улучшению. Стр. 118

Государь умел подавлять буйство чувств и, остынув, спешил навстречу обиженному со словами примирения. Стр. 44

Желая пресечь всевозможные слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии, Шуйский велел торжественно перенести останки из Углича в Архангельский собор Московского Кремля. Стр 17

Казаки несли пограничную службу, прежде всего охраняя рубеж Речи Посполитой. Стр 57

Закончив его (Шляхетский кадетский корпус), дворяне получали офицерский чин. Стр. 154

Найдите и запишите 10 глаголов несовершенного вида, которые не могут иметь формы деепричастия. Например, шить.

Бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать,

Выполните проект «История деепричастий». Распределите обязанности в группе согласно плану работы.

Роль деепричастий в русской поэзии

Роль деепричастий в русской прозе

Образование деепричастий (морфемы)

Роль деепричастия в предложении

Исторические причины отделения деепричастий в отдельную часть речи

Подбери деепричастие и омонимичное ему существительное. Можно использовать падежные формы.

Пища (издавая звуки) – пища (еда)

Определи значение фразеологизма «работать засучив рукава», используя дополнительные источники информации. Какие типы словарей тебе потребуются?

Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом.

Все дружно, засучив рукава принялись за дело.

(?) Из свободного словосочетания засучив рукава, т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.

засучив рукава — усердно, прилежно, старательно, исправно, до посинения, не жалея сил, с превеликим усердием, истово, рьяно, не щадя сил Словарь русских синонимов. засучив рукава нареч, кол во синонимов: 15 • в поте лица (10) … Словарь синонимов

ЗАСУЧИВ РУКАВА — работать, взяться [за дело] Энергично, со всем усердием и старанием. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) работает или проявляет готовность к работе, прилагая при этом все усилия. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х работает засучив… … Фразеологический словарь русского языка

Засучив рукава — Разг. Экспрес. Усердно, старательно, энергично (делать что либо). Февраль на дворе, вот вот пригреет солнышко, и хлеборобу, засучив рукава, надо браться за дело И хотя в почву ещё не брошено зерно, не пробудилась нива, уже думает он о том, что… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Засучив рукава — Разг. Одобр. Усердно, старательно, энергично (работать). ФСРЯ, 396; БМС 1998, 507; ЗС 1996, 150, 482; Ф 1, 204; ФМ 2002, 403 … Большой словарь русских поговорок

засучив рукава делать что-л — в зн. нареч.; Усердно, старательно, энергично … Словарь многих выражений

работавший засучив рукава — прил., кол во синонимов: 35 • горбатившийся (60) • изнурявший себя тяжелой работой (34) • … Словарь синонимов

В учебнике литературы найди «Легенду о Данко» Максима Горького. Посчитай количество деепричастий, которые тебе встретятся.

Использовалось 15 деепричастий

Запиши данное предложение, используя современные нормы русского языка. Найди в дополнительных источниках информацию о том, какие правила словообразования существуют для деепричастий в разных говорах.

Во народ дает, да чаво токо не дадумафши!

До чего только не додумается народ!

Используя учебник, составьте план рассказа «Деепричастие в нашей жизни»

Найди и выпиши из любого фразеологического словаря несколько фразеологизмов с деепричастиями. Подготовь к ним иллюстрации.

1) Какова тема и главная мысль текста?

3) Какие типы речи характерны для текста?

5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?

И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

Составьте небольшой текст из 10 предложений об осени, используя деепричастия.

Напиши небольшую сказку о том, как в русском языке появилась часть речи «Деепричастие».

Составь кроссворд «Деепричастие»

Образуйте деепричастия от глаголов в словосочетаниях выпучу глаза, затаю дыхание, высуну язык, задеру нос.

С получившимися фразеологизмами составьте связный текст.

Составь рассказ по картинке. Употреби не менее трех деепричастных оборотов в своем рассказе.

Русский язык деепричастный оборот упражнения

Найди в семейном фотоальбоме фотографию, где изображена вся твоя семья. Составь по фотографии небольшой рассказ. Не забудь употребить в тексте деепричастные обороты!

Найди в предложении деепричастие. Докажи, что оно в составе деепричастного оборота, приводя не менее трех аргументов.

Мальчики бросились врассыпную, едва завидев охранника с дубинкой.

Составь акростих на тему «Зима», применяя в каждой строчке деепричастие.

Работа в группе. Составьте небольшой связный текст о том, как вы изучали тему «Деепричастие». Прочитайте получившийся текст, используя разную интонацию.

Сопоставь две картинки и составь одно предложение, где глагол-сказуемое будет обозначать действие на первой картинке, а деепричастный оборот – действие на второй картинке.

Русский язык деепричастный оборот упражненияРусский язык деепричастный оборот упражнения

Подбери из старых журналов вырезки фотографий и картинок на любую тему. Задание в парах: составь по картинкам соседа связный текст, употребляя в своем рассказе деепричастные обороты.

Составьте кластер на тему «Деепричастие как часть речи»

Списать пословицы, раскрыть скобки. Написать мини-сочинение о том, как вы понимаете одну из пословиц. Ответить на вопрос: как отрицательная частица помогает подчеркнуть глубокий смысл пословицы?

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2. (Не) работая, сыт не будешь.

3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.

4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.

Добавь в предложения деепричастие и деепричастный оборот. Какими красками теперь заиграла зима?

После короткой оттепели __________ свои ледяные плечи наступила зима. Закружила она колючими снегами _______________. Лес выглядит нарядно. Эту сказку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.

Источник

Видео

Урок 1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ? Как его образовать? || ДеепричастияСкачать

Урок 1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ? Как его образовать? || Деепричастия

ЛАЙФХАК для задания №8 / Русский язык ЕГЭ 2022 / Деепричастный оборотСкачать

ЛАЙФХАК для задания №8 / Русский язык ЕГЭ 2022 / Деепричастный оборот

Урок 2. Деепричастный оборот и сложное предложение || ДеепричастияСкачать

Урок 2. Деепричастный оборот и сложное предложение || Деепричастия

Что такое деепричастиеСкачать

Что такое деепричастие
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.