Русский язык доказательства в рассуждении + видео обзор

Разработка урока «Доказательства в рассуждении» (5 класс)

Доказательства в рассуждении

Предметные: знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение.

Метапредметные: развивать логическое мышление, умение «строить» данный тип речи по схеме (выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод);

Личностные: воспитывать интерес к данному типу речи, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Проверка домашнего задания

Работа по теме урока.

Задание 1. Терминологическая работа. По данным формулировкам определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.

1. Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

2. Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.

( 1- описание, 2-рассуждение)

Задание 2. Прочтите текст. Определите его тип, укажите структурные элементы.

Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…

В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…

В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.

Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом?

Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.

Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я «забыл дорогу» к врачу.

Грамматику изучать необходимо и полезно.

Грамматику изучать необходимо и полезно.

Повторение о типе речи- рассуждение.

-Что такое рассуждение?

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

-Из каких частей состоит данный тип речи?

-Какие средства связи вы можете назвать для типа речи – рассуждения? Слайд 1

Средства связи частей рассуждения.

Это можно доказать так (следующим образом).

Это объясняется следующим.

2.Во-вторых,… К примеру,…

Обобщим всё сказанное.

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

Работа с учебником: упр. для самостоятельных наблюдений

– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Перескажите, затем спишите ту часть текста, в которой содержится, на ваш взгляд, убедительное доказательство.

Задание 3. Относится ли данный текст к рассуждению?

Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.

( Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)

Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!

(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)

Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)

-Прочитайте сочинение ученика.

-Что утверждает (доказывает) автор? Каков его основной тезис?

-Какие соображения и факты приводятся им для доказательства?

-Определите стиль текста.

Подведение итогов урока

Видео: Рассуждение доказательство. Видеоурок 47. Русский язык 5 классСкачать

Рассуждение доказательство. Видеоурок 47. Русский язык 5 класс

Видео: УРР 5 доказательства в рассужденииСкачать

УРР 5  доказательства в рассуждении

Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)

В тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи. Преобладает, как правило, какой-то один тип.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Доказательства в рассуждении» (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Доказательства в рассуждении

учитель русского языка и литературы

Надежда Викторовна Шагурина

Доказательства в рассуждении (2 урок)

Цель : Изучение особенностей типа речи «Рассуждение» для совершенствования учащимися умений составлять текст данного типа речи.

· актуализировать знания учащихся (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения);

· формировать навыки в составлении текста-рассуждения;

· обеспечить понимание содержания текста типа рассуждения;

· сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа;

· добиться увеличения лексического запаса учащихся.

· содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

· помочь в формировании умения работать с новой информацией по теме.

Тип урока : урок развития речи ( комплексное применение знаний, умений и навыков учащегося)

Форма урока: урок – практикум

Планируемые образовательные результаты:

· стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

· Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения

· формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

· формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

· формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

· формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

· формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

освоение знаний по теме: «Доказательства в рассуждении».

Методы и формы : создание проблемных ситуаций, работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование урока: раздаточный материал, опорные карточки, рабочие тетради.

Основные понятия: Тезис, аргумент, доказательство

I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

1) Создание рабочей атмосферы

2) Оформление записи в тетради (число, классная работа)

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Сегодня у нас с вами урок развития речи. Мы будем вспоминать типы речи. И сделаем мы это не как всегда.

На доске появляются понятия (повествование, описание, рассуждение)

III. Выявление места и причины затруднения

1) В: Вспомним отличительные особенности каждого типа речи (на доске записываются учителем в процессе беседы с учащимися)

2) А сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы есть набор текстов и карточка для ответа, куда вы занесете нужную информацию. Решите, кто у вас сегодня секретарь, чтец…

В: Как вы думаете, что вам сейчас надо будет сделать? – Правильно, посмотрим как быстро и как правильно вы определите тип речи текстов.

2. Пришла весна. Лес наполнился птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце согрело озябшую землю. На пригорке уже сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Во все стороны бегали и ползали всякие козявки и жучки. Белая бабочка порхала в воздухе, старалась разыскать первые цветы и смолистые почки.

Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует!

Весну нельзя не любить!

— Выполнение задания. Проверка фронтальная.

Молодцы! Все справились с заданиями.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

В течение года мы с вами написали огромное количество текстов-описаний, текстов-повествований. Сегодня на уроке мы сосредоточимся на рассуждении.

Оформление записи в тетради.

Доказательства в рассуждении.

1) У: Вспомните, в чем особенность текста-рассуждения. Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Если затрудняются, открыть разворот, если все вспомнят, то открыть позже)

Видео: Рассуждение. Доказательство. Видеоурок 47. Русский язык 5 классСкачать

Рассуждение. Доказательство. Видеоурок 47. Русский язык 5 класс

Видео: Русский язык 5 класс (Урок№58 - Рассуждение. Сочинение-рассуждение.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№58 - Рассуждение. Сочинение-рассуждение.)

Доска: Тезис, аргументы, доказательства, вывод

. Напомню вам схему сочинения-рассуждения

2. Тезис (= основная мысль)

Аргументы (доказательства) + комментарии

У: Вспомните значение этих слов.

Тезисосновное положение, мысль, которую нужно доказать.

Аргументы(Доказательства) – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

— Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-конструкторы (слова-шпаргалки):

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова – Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…

У: В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение? Какова главная задача этого типа текста?

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Возвращаемся в группы. Каждая группа получила по фрагменту текста.

Изучите его и определите, что это (тезис, аргумент, доказательство, вывод). Ответ обязательно обоснуйте, почему вы решили, что это именно ваш случай.

У каждого человека есть своё любимое время года. Я очень люблю зиму!

Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки.

Во-вторых, много зимних развлечений и забав. Можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика.

Вот почему я люблю зиму.

1. У кого вступление и тезис?

2. У кого 1 аргумент?

4. У кого второй аргумент?

6.У кого третий аргумент?

Работа вместе: на доске в порядке очередности вывешиваются фрагменты). Текст прочитывается хорошо читающим учеником. Обсуждение.

1. Какую информацию вы узнали из текста?

2. На какой вопрос отвечает текст (Почему?)

3. Что доказывает (утверждает) автор?

4. Какие соображения и факты приводятся автором для доказательства?

5. На какой вопрос отвечают все три доказательства?

VI. Закрепление с комментированием во внешней речи.

— Этот небольшой текст позволил нам увидеть, как строится рассуждение.

— Посмотрите на схему рассуждения:

Доказательства + комментарии (почему?)

VII. Самостоятельная работа. Включение в систему знаний и повторение.

2) Я вас прошу сочинить и записать в тетрадь текст-рассуждение на тему «Весенние радости», опираясь на схему. (Пишут в течение 10 минут)

3) Поверка. Несколько ребят зачитывают, ученики оценивают, все ли элементы текста-рассуждения присутствуют в тексте.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

2) Оценивание деятельности.

Выставление отметок учителем. Тетради на проверку.

Выберите задание, которое вам будет по плечу и чуть-чуть сложнее, чем вы можете с лёгкостью сделать.

2 группа: написать сочинение-рассуждение на предложенную тему: «Любая работа порядок любит», «Моё любимое занятие», «Мой любимый урок в школе», «Цыплят по осени считают», «Людям нужен мир», «Почему нужно беречь книгу», «Зачем нужно учить правила орфографии?»

3 группа: Создать презентацию «Текст-рассуждение»

У: Вы справитесь с домашним заданием? Обоснуйте ответ.

Источник

Доказательства в рассуждении. 5 класс.

5 класс. Открытый урок 10 марта 2017 г. «Доказательства в рассуждении» Цели урока:

1. Дать понятие о тексте-рассуждении;

Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;

Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)

2. Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь.

3. Привить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

1. Слово учителя. (приветствие, настрой на работу, оформление классной работы)

Видео: Русский язык 6 класс (Урок№80 - Рассуждение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№80 - Рассуждение.)

Видео: Русский язык. Развитие речи: рассуждение и его виды. ТеорияСкачать

Русский язык. Развитие речи: рассуждение и его виды. Теория

Пусть некоторое время тема урока останется для нас загадкой. Попробуем ее отгадать.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев)

Докажите, что перед нами текст.

Определите тему этого текста.

Вы согласны с мнением И.С.Тургенева? Докажите свою точку зрения.

А в каких случаях мы не можем обойтись без иностранных слов? Приведите примеры. ( не надо использовать иностранные слова там, где есть возможность заменить их русскими словами (подбор синонимов) компьютер, флеш-моб)

Какой тип речи мы использовали, чтобы объяснить высказывание?

Итак, мы можем сформулировать тему урока. «Доказательства в рассуждении»

Сформулируйте и цели урока, а для этого продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…(записана на доске),

Подумайте, а в каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? ( Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

Какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

3. Работаем с учебником. Стр.48,материал для наблюдений. Прочитайте письмо Маршака. (Задаю вопросы из заданий учебника)

Тезис… (Знание грамматики не раз оказывало услугу).

Аргумент №1 … (Нужно знать законы языка, чтобы правильно строить речь).

Аргумент №2 … (Грамматика нужна, чтобы человек мог выразить не только простую, но и сложную мысль).

Вывод … (Грамматику изучать необходимо и полезно).

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-шпаргалки или слова-конструкторы:

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова –

Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…

Эти слова называются вводными словами. Он и выделяются запятыми в предложениях

Поднимает руки класс-это раз,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Интернет приносит пользу людям.

Интернет приносит вред людям.

Работа в группах (по 2 парты) Первая группа (1 ряд и часть второго)приводит аргументы к первому тезису, вторая (3 ряд и часть второго)– ко второму.

Выполняют работу. Проверка.

1. помогает нам общаться с людьми

мы находим новых друзей

самый доступный поиск информации

дети не играют в снежки, не катаются с горок, не ездят на роликах или мало

мы уже не умеем сами думать, а зачем? За нас все решит интернет.

Упр.483 (у) Надо сказать.что в чистом виде типы речи встречаются не всегда. У нас может быть текст повествование с элементами описания или рассуждения

А теперь посмотрим, научились ли мы отличать тексты –рассуждения от других типов речи. (Раздатка)

– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).

1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.

(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”

Видео: Что такое русский языкСкачать

Что такое русский язык

Видео: Русский 5 кл Типы речи РассуждениеСкачать

Русский 5 кл Типы речи  Рассуждение

Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)

2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!

(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)

3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)

4. Январь – самый лютый месяц зимы. В эту пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лед сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. В самые сильные метели легко сбиться с пути. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат. Вот почему январь называют самым лютым месяцем года.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________________________.

Чтобы доказать его, приводим __________________________________.

В конце текста делаем _________________________________________.

Мы будем использовать слова-помощники при создании рассуждения _____________________________________________________________

Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: _________________________________________________________

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Какое настроение у вас сейчас?

написать сочинение-рассуждение на свою тему

Источник

Урок «Доказательства в рассуждении»

УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы, учебник «Русский язык» 5 класс, часть 2, Москва, «Просвещение», 2012 г.

Предмет: русский язык

Тема урока: Доказательства в рассуждении. Второй урок по теме «Рассуждение».

Тип урока: урок развития речи

Представление о результатах:

личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.

коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания

Цель урока: развитие умений по применению знаний для составления текста-рассуждения.

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы готовы к нашему уроку? Всё ли вы приготовили? Кто сегодня отсутствует?

II . Проверка домашнего задания.

Пунктуационный разбор предложения:

Вечерняя заря начинается когда солнце уже зайдет за край земли.

Пунктуационный разбор предложения:

Кричат в кустах коростели бьют перепела гудит выпь горят первые звезды а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

Морфемный разбор слова: поздние

Фонетический разбор слова: резьба

Работа у доски. Фонетический анализ слова: косьба

III . Актуализация знаний.

Тезис, аргументы, доказательства, вывод

В. Какое слово ассоциируется с этими словами?

В. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

В. Какие слова равнозначны?

Рассуждение, сочинение, вступление

В. Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

В. Постройте цепочку сочинения-рассуждения

IV . Повторение изученного материала.

Задание 1.Терминологический диктант.

Запишите названия типов речи.

1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

Видео: Типы речиСкачать

Типы речи

Видео: Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждение

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать

сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все

эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) Как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

5. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя. Работа на доске

Сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме

определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис);

подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения;

Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).

1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису?

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

-Этот текст представляет собой рассуждение.

-Как он строится? Найдите вступление (первое предложение)

Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. (Акул называют разбойниками.)

Найдите три доказательства-обоснования этого тезиса. Все три доказательства отвечают на вопрос: почему именно акул называют разбойниками моря?

Найдите вывод и рассуждения.

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ? (Слайд 8)

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

Почему же нужно заниматься спортом?

Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.

Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я «забыл дорогу» к врачу.

Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами. Которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст.

Средства связи частей рассуждения.(Слайд 9)

Это можно доказать так (следующим образом).

Это объясняется следующим.

2.Во-вторых,… К примеру,…

Обобщим всё сказанное.

7. Первичное закрепление нового материала.

Представьте себе, что вам предложили закончить сказку «Курочка Ряба».

Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.

Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.

Обрадовалась баба и плакать перестала.

Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)

Проверка выполнения задания

Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.

Во-первых, можно яичко поджарить или приготовить омлет;

во-вторых, курица может выпарить цыплёнка из яйца;

в-третьих, скормить скорлупу курочке, и она будет лучше нестись».

Значит, простое яйцо не менее полезно, чем золотое.

Источник

Видео

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

4 класс - Урок русского языка - Развитие речи.Текст-рассуждение - 13.05.2020Скачать

4 класс - Урок русского языка - Развитие речи.Текст-рассуждение - 13.05.2020
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.