Русский язык этапы урока + видео обзор

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов заняти я)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС в помощь учителю ( Стандарты второго поколения).

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а.

Урок, по–прежнему, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекци.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.

Источник

Основные этапы современного урока русского языка

Основные этапы современного урока русского языка

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. С введением ФГОС принципиально поменялись ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.

Более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Урок должен предполагать

самостоятельную работу учащихся на всех этапах урока

учитель выступает в роли организатора, а не информатора

обязательная рефлексия учащихся на уроке

высокая степень речевой активности учащихся, что и предполагает реализацию принципа коммуникативности

Современный урок русского языка и литературы должен включать следующие шесть основных этапов :

осознание недостаточности имеющихся знаний ;

Мобилизующий этап или организационный – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

На уроке обязательно должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Очень важно все действия проговаривать вслух.

Взаимопроверка и взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В качестве примера познакомлю с некоторыми приемами, которые можно использовать на определённых этапах урока

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Источник

Структура урока русского языка

Урок решает учебные цели и задачи, поэтому его темой являются либо формулировки из «Программы», либо названия параграфов учебника. Темой урока может быть и контрольная работа, и работа над ошибками.

Определение темы – это первый этап подготовки к уроку. Она может быть сформулирована как повествовательное или вопросительное предложение, может быть представлена в игровой форме («Путешествие в страну прилагательного»). Следует остановиться на той формулировке, которая будет способствовать созданию рабочей творческой обстановки.

Учет тематического планирования предопределяет выбор типа урока.

Следующим важным моментом при подготовке к уроку является постановка целей. Как отмечалось во 2 главе, выделяют три классические цели урока: обучающая, развивающая и воспитательная.

В формулировке обучающей цели четко определяется, что нового должны узнать учащиеся на уроке. Например: в 5 классе изучается тема «Имя существительное». Познавательная цель может быть сформулирована так: «Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, то есть таким классом слов, который выделяется на основе не только лексических значений, но и грамматических». Уточнение с «то есть» может не включаться в запись, но оно должно осознаваться учителем.

При постановке обучающей цели предполагается, что школьники будут познакомлены с правилами орфографии и пунктуации, лингвистическими понятиями, фактами языка.

В формулировке развивающей цели указываются учебно-языковые и речевые умения, которые формируются или совершенствуются на уроке. Учитель должен определить, какие новые действия, операции будут выполнять учащиеся (сначала под его руководством, а потом самостоятельно), или что несовершенно в сформированных действиях учеников и как это надо скорректировать. Например, в 5 классе на уроке изучения имени существительного развивающая цель может быть сформулирована так: «Сформировать умение квалифицировать имена существительные не только на основе предметного значения, но и опираясь на грамматические особенности (склонение, родовая характеристика)».

Формулировка воспитательнойцели вызывает обычно наибольшие трудности. Воспитательная цель определяется дидактическим материалом урока, его тематической направленностью.

Сформулируем цели для темы урока в 5 классе «Род имен существительных».

1. Обучающая цель: систематизировать знания учащихся об имени существительном, его морфологических признаках.

Нельзя формулировать цель так: «Дать представление о категории рода имен существительных», поскольку эта категория знакома ученикам из курса начальной школы; учитель должен обобщить, структурировать знания и сообщить новое, например об определении рода несклоняемых имен существительных.

2. Развивающая цель: формировать умение определять принадлежность существительных к одному из 3-х родов, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

3. Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к собственной речи на основе грамотного использования имен существительных с учетом их грамматических особенностей.

На следующем этапе подготовки урока русского языка следует продумать содержание исходя из данных учебника и дидактического материала.

Правильный выбор приемов и методов будет способствовать успешному усвоению материала учениками. Такой выбор предполагает выстраивание материала по принципу от простого к сложному, чередование устных и письменных упражнений, следование одному тематическому направлению.

Для каждого урока характерно свое оборудование: доска, цветные мелки, таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал (репродукции картин, индивидуальные карточки и т.д.).

4. Структура урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала)

4.1. Урок объяснения нового материаласостоит из следующих этапов:

1. Оргмомент (1– 2 мин.).

Время этапов урока распределяется между структурными элементами в зависимости от содержания и функций.

Оргмоментпредназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Учитель стремится к быстрому включению учеников в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к методическим недочетам в организации урока.

2. Проверка домашнего задания и работа по карточкам (7 – 10 мин.).

Учителю необходимо определить, как осуществлять контроль: что проверить устно, что требует записи на доске, что будет делать класс, пока у доски работают 2–3 ученика, какие вопросы должны быть заданы для подготовки к восприятию нового материала.

Обязательно сформулировать цель для учеников. Она ставится на каждом новом этапе. «На прошлом уроке мы познакомились с темой… В домашней работе нужно было сделать … Сейчас проверим, как вы справились с заданием».

Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания с целью выяснения степени осознанности усвоения изученного и правильности выполнения задания.

Существуют разные формы проверки письменного задания.

1. В 5 – 6 классах – проверка тетрадей (в этих классах проверяется каждая работа);

2. Опрос по цепочке (объясняются орфограммы и пунктограммы, а разборы выполняются на доске, затем проверяются коллективно, при этом работавшему у доски нужно задать вопрос по изученному материалу и проверить (иногда просмотреть) тетрадь.Только после этого выставить оценку.)

3. Выборочная проверка домашнего задания на доске (выписать слова с орфограммами, обозначая их графически, составить схемы предложений с пунктограммами).

4. Выполнить грамматические разборы у доски, орфограммы и знаки препинания проверить устно по цепочке.

5. Фронтальный опрос поможет повторить пройденный материал (вопрос задается всему классу, отвечает один из учеников; недостатки обусловлены тем, что невозможно опросить всех учеников, трудно выявить неподготовившихся). Чтобы соединить этап проверки домашнего задания со следующей темой, необходим опрос по теории.

6. Индивидуальный опрос – карточки.

Русский язык этапы урока

Карточки бывают разных видов. Работа по карточкам ограничена во времени, поэтому их нужно собрать в конце этапа проверки домашнего задания. Необходимо вести учет опрошенных по карточкам, чтобы каждый ученик в течение четверти смог поработать с разными видами карточек.

Этап проверки домашнего задания нельзя затягивать, так как это скажется на дальнейшей работе. Если новый материал достаточно сложный, то этап проверки домашнего задания может отсутствовать.

(3.) Орфографическая работа(около 5 мин.).

Орфографическая работа может заменить проверку домашнего задания, если это целесообразно. Формы работы могут быть следующими: а) на доске заранее записаны слова с пропущенными орфограммами, ученики должны их объяснить устно или в случае письменного выполнения задания в тетради с помощью графических обозначений; б) словарный диктант; в) работа с перфокартами для всего класса.

Словарный диктант составляется по специальным нормам. Обычно он состоит из словосочетаний. Необходимо учитывать способ контроля: проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка (проверяет один ученик или проверка осуществляется по цепочке; при этом предварительно должен быть произведен обмен тетрадями, указаны нормы оценок, а после проверки необходимо выяснить, кто написал на «5», «4», «3», «2»; оценки выставляют сами дети).

3. Объяснение нового материала (10 – 15 мин.).

Необходимо сформулировать цель познания для учеников. На данном этапе урока обязательно наглядное предъявление нового материала, анализ которого осуществляется с помощью логически выстроенной системы вопросов. После беседы ученики самостоятельно формулируют правило или объясняют грамматические понятия, а затем обращаются к учебнику. Если необходимо, ученики еще раз могут повторить теоретические сведения и самостоятельно подобрать примеры для иллюстрации.

Таким образом, этап складывается из следующих составляющих: предъявление материала, анализ языкового материала путем последовательного вычленения признаков нового понятия (или условий действия правила и операций при его применении) – это этап структуризации нового материала; выводы-обобщение (формулировка дефиниции нового понятия или правила), запоминание (чтение учебника позволяет еще раз зрительно воспринять материал), воспроизведение (с подбором своих примеров).

4. Закрепление(15 – 20 мин.).

Упражнения для закрепления нового материала должны выстраиваться в соответствии с уровнем сложности: от анализа готовых примеров, выполнения упражнений по образцу до творческих заданий (то есть от «узнавания» нового материала к коллективному и самостоятельному оперированию с ним); от анализа простых случаев – к сложным; от упражнений, требующих осуществления одной операции, к многооперационным.

Сначала у доски работает сильный ученик (его действия есть своеобразный образец размышления-ответа для остальных), затем средний и слабый.

Первые упражнения выполняются по учебнику, далее возможно привлечение дополнительного дидактического материала.

Должны присутствовать разные формы работы, не только осложненное списывание, но разные виды диктантов и грамматических разборов, поскольку все разборы в полном или частичном виде должны быть представлены на каждом уроке.

Определение нового понятия (или новое правило) должно неоднократно звучать на уроке.

Советуем включать в закрепление игровые упражнения.

5. Подведение итогов и выставление оценок (не более 5 мин.).

Ученики формулируют выводы по уроку. Учитель выставляет оценки и комментирует их (в соответствии с нормами оценок и с учетом работы ученика в тетради). За урок должно быть выставлено не менее 5 отметок.

6. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Задание на дом может быть озвучено в начале урока, если оно не нуждается в комментарии (поскольку часто в конце урока у студента не остается времени и он объявляет задание после до звонка).

С начала урока домашнее задание должно быть записано в правом верхнем углу доски. Обычно оно состоит из указания страницы, параграфа и упражнения, также может быть включен материал для повторения и словарные слова. Домашнее задание должно быть прокомментировано учителем, а значит, понято учащимися. Оно не должно быть перегружено, то есть предполагает 20-30-минутную работу школьника дома. Задание на дом может быть дифференцировано по уровню сложности ( например: некоторые ученики занимаются творческой работой, а другие выполняют предложенное упражнение).

В конце урока учеников следует поблагодарить за работу.

В конспекте каждого урока должно быть представлено оформление доски, поскольку доска – главное средство наглядности, она должна максимально служить процессу обучения.

На каждом уроке необходимо проводить лексическую работу (с целью увеличения словарного запаса, развития речи, расширения представлений учащихся о мире).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Структура уроков русского языка различных типов по ФГОС

Структуры уроков русского языка различных типов по ФГОС

Структура урока русского языка комбинированного типа

Цель : усвоение новых знаний

Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний (актуализировать те знания, которые необходимы для изучения нового материала).

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания. Построение алгоритма.

Первичное закрепление (упражнения на отработку навыков новых знаний).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведения итогов занятия)

Структура урока русского языка комбинированного типа

(индуктивный путь познания )

Цель: усвоение новых знаний

Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний (актуализировать те знания, которые необходимы для изучения нового материала).

Первичное усвоение новых знаний:

а) анализ языкового материала (создание проблемной ситуации);

б) начало решения проблемы (выдвижение гипотез);

в) коллективное решение проблемы, обобщение наблюдений;

г) проверка правильности решения проблемы, чтение правила по учебнику.

6. Первичная проверка понимания. Построение алгоритма.

7. Первичное закрепление (упражнения на отработку навыков новых знаний).

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока русского языка комбинированного типа (дедуктивный путь познания)

Цель: усвоение новых знаний.

1. Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

4. Актуализация знаний (актуализировать те знания, которые необходимы для изучения нового материала).

5. Первичное усвоение новых знаний:

а) чтение и анализ правила по учебнику;

б) обсуждение способов его применения.

6. Первичная проверка понимания. Построение алгоритма.

7. Первичное закрепление (упражнения на отработку навыков новых знаний).

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Цель: вспомнить тот материал, который давно не повторялся.

Проверка домашнего задания.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

С целью подготовки к контрольному уроку;

С целью подготовки к изучению новой темы.

Применение знаний и умений в новой ситуации (упражнения на отработку тем, которые будут повторяться на данном уроке).

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока комплексного применения знаний и умений

Цель: закрепление материала, изученного на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний (актуализировать материал, изученный на прошлом уроке)

Первичное закрепление (упражнения на закрепление материала, который был изучен на прошлом уроке):

В знакомой ситуации (типовые);

В изменённой ситуации (конструктивные).

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (урок обобщения)

Цель: объединение мелких родственных правил или понятий в одно общее.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний (актуализировать мелкие родственные правила, которые будем объединять в одно общее).

Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Применение обобщённого правила. Построение алгоритма.

Применение знаний и умений в новой ситуации (упражнения на обобщённое правило).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков (урок работы над ошибками)

Цель: анализ типичных ошибок, допущенных в контрольной работе.

Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Общая характеристика ошибок. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Актуализация знаний (актуализировать правила над типичными ошибками).

Работа над ошибками. Упражнения коллективные, групповые и индивидуальные).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Русский язык этапы урока

Русский язык этапы урока

Русский язык этапы урока

Русский язык этапы урока

Русский язык этапы урока

Русский язык этапы урока

Структуры уроков русского языка различных типов по ФГОС

Структура урока русского языка комбинированного типа

Цель: усвоение новых знаний

Структура урока русского языка комбинированного типа

(индуктивный путь познания )

Цель: усвоение новых знаний

4.Актуализация знаний (актуализировать те знания, которые необходимы для изучения нового материала).

а) анализ языкового материала (создание проблемной ситуации);

б) начало решения проблемы (выдвижение гипотез);

в) коллективное решение проблемы, обобщение наблюдений;

г) проверка правильности решения проблемы, чтение правила по учебнику.

6. Первичная проверка понимания. Построение алгоритма.

7. Первичное закрепление (упражнения на отработку навыков новых знаний).

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока русского языка комбинированного типа (дедуктивный путь познания)

Цель: усвоение новых знаний.

1.Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.Актуализация знаний (актуализировать те знания, которые необходимы для изучения нового материала).

5.Первичное усвоение новых знаний:

а) чтение и анализ правила по учебнику;

б) обсуждение способов его применения.

6. Первичная проверка понимания. Построение алгоритма.

7. Первичное закрепление (упражнения на отработку навыков новых знаний).

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Цель: вспомнить тот материал, который давно не повторялся.

С целью подготовки к контрольному уроку;

С целью подготовки к изучению новой темы.

Структура урока комплексного применения знаний и умений

(урок закрепления)

Цель: закрепление материала, изученного на прошлом уроке.

В знакомой ситуации (типовые);

В изменённой ситуации (конструктивные).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (урок обобщения)

Цель: объединение мелких родственных правил или понятий в одно общее.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков (урок работы над ошибками)

Цель: анализ типичных ошибок, допущенных в контрольной работе.

Источник

Видео

Этапы современного урока

Этапы современного урока

Построение современного урока

Построение современного урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | как это делаю я

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | как это делаю я

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.

Этапы современного урока. Этап 1 Мотивация

Этапы современного урока. Этап 1 Мотивация

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.

Начальные классы, русский язык 2 класс. Открытый урок Шевченко Дианы Андреевны

Начальные классы, русский язык 2 класс. Открытый урок Шевченко Дианы Андреевны

Методика преподавания русского языка и структура урока.

Методика преподавания русского языка и структура урока.

Этапы работы с концептами на уроке русского языка

Этапы работы с концептами на уроке русского языка
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.