Русский язык как развивающее явление + видео обзор

Язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающее явление Русский язык как развивающее явление Русский язык как развивающее явление Русский язык как развивающее явление

Русский язык как развивающее явление

Русский язык, как и другие языки, постоянно развивается: изменяется словарный состав, произносительные нормы, грамматический строй языка. На развитие языка влияют изменения, происходящие в обществе, а также собственно языковые особенности.

Наиболее подвержена изменениям лексика. Именно словарный состав языка мгновенно реагирует на все новое, что появляется в реальной жизни людей.

Самая большая группа слов в русском языке относится к общеславянской лексике. Эти слова в русском языке сохранились со времен славянской языковой общности: земля, вода, мать, рука, дочь, воля, свобода, сорока, уметь, звать и т.д.

В русском языке имеется ряд слов, которые вышли из употребления, потому что исчезли предметы и понятия, ими обозначаемые: городовой, жандарм, соха, земство, острог, барщина и др. Это историзмы. Они широко используются в художественной литературе, особенно на исторические темы:

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во золотом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники; И пирует царь во славу Божию, В удовольствие свое и веселие. (М.Ю.Лермонтов)

В языке существуют также слова, которые редко употребляются в речи, но имеют синонимы в современном русском языке:

· твердь – земля (суша)

· зреть – смотреть и др.

Это архаизмы.

В связи с изменениями в жизни общества некоторые слова приобретают новые значения. Так, слово гражданин в своем первоначальном значении «житель города» широко употреблялось в литературе вплоть до конца XVIII века. В «Московских ведомостях» 1703 года в сообщении о военных действиях читаем: «Немиров взят. И граждане и крестьяне замок взяти помогли».

В Петровскую эпоху, когда Россия становится одним из мощных европейских государств, слово гражданин получает новое значение: это уже не только «житель города», но и «член общества». А.Н Радищев писал, упрекая крепостников: «Но какая в том корысть ваша? Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частично в законе мертвы, называться блаженным?»

На базе этого значения в XIX веке развилось другое: слово гражданин стало обозначать человека, приносящего пользу обществу, подчиняющего свои личные интересы общественным:

«Будь гражданин! Служа искусству, для благо ближнего живи…»(Н.А.Некрасов).

В современном русском языке значение слова гражданин следующее: «человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства и исполняющий все обязанности, установленные законом данного государства». В этом значении объединились все прежние значения.

В XVII- XIX вв. возникли слова водоем, небосклон, общественность, промышленность, занимательный, человечный, усовершенствовать.

К XIX в. относится появление очень многих слов: активность, воздухоплавание, естествознание, мировоззрение, паровоз, пароход, самоуправление, безвольный, бастовать, голосовать.

В XX в. На развитие русского языка оказала влияние Октябрьская революция 1917 года. В 20-е годы появились такие слова, как: колхоз, советы, трудодень, пятилетка, партбилет, новостройка и т.д.

В последнее десятилетие XX века русская лексика пополнилась многими словами, заимствованными из других языков: брокер, гамбургер, коммюнике, лизинг, менеджмент, чипсы и т.д.

Русский язык как развивающее явление

4. Е.В.Клюев. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997.

6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения. – М., 1996.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К.Прудкина, Е.Н.Ширяева. – М., 1996.

8. А.Н.Васильева. Основы культуры речи. – М., 1990.

Источник

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ»

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Цел и: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

1. Оформление, авторы, объяснение главных обозначений.

2. Еще раз обратить внимание на обложку учебника.

– Как вы думаете, что же нам предстоит изучать в этом учебном году?

– Продолжим изучение орфографии, морфологии, особое внимание уделим культуре речи.

III. Запись темы урока. Объявление цели урока.

1. Работа с учебником (с. 3).

Чтение эпиграфа к теме (слова К. Ушинского на с. 3).

– Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?

– Что дает человеку изучение родного языка?

2. Открывается запись на доск е:

Русский язык как развивающее явление

– Попытаемся определить лексическое значение слова мировоззрение, выполнив разбор по составу (запись в тетрадях).

Мировоззрение – система взглядов на жизнь, природу, общество.

– Итак, изучение родного языка способствует формированию мировоззрения.

– А в какую группу славянских языков входит русский язык?

Самостоятельно (про себя) чтение упражнения 1, ответ на поставленный вопрос.

3. Чтение вслух упражнения 3 (высказывания о языке В. Кюхельбекера), устное выполнение заданий упражнения: назвать орфограммы, перечислить собственные наименования, обозначить звуки на месте выделенных букв.

– Опираясь на текст упражнения, выпишите ключевые слова (запись в тетради).

Русский язык как развивающее явление

– Согласны ли вы с тем, что русский язык – явление развивающееся?

– Каким образом развивается язык?

– Как вы понимаете слово развитие?

4. Игра «Найди «лишнее» слово».

Амбар, ратник, дискета.

Указы, кольчуга, приватизация.

Видеоигра, цирюльник, золотник.

– Почему эти слова оказались «лишними»? (Устаревшие – новые.)

– Объясните значения слов. Являются ли они исконно русскими?

Фойе, дизайн, партер, сувенир, экспонат, вестибюль.

– Почему они называются заимствованными?

5. Задания повышенной трудности (по группам), остальные выполняют упражнение 4 (с. 4).

Первая группа учащихся разгадывает чайнворд.

Русский язык как развивающее явление

1) Сверхметкий стрелок (англ.); 2) Помещение на верхней палубе (голл.); 3) Помилование (греч.); 4) Ежегодный торг для закупки товаров (нем.); 5) Колпак над лампой (франц.); 6) Заплечная сумка (нем.); 7) Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.); 8) Деньги, выдаваемые вперед (франц.); 9) Музыкальная партия для одного голоса (итал.); 10) Коллектив музыкантов (греч.); 11) Искусственный человек – символ механического труда (чешск.); 12) Стадо лошадей (тюркск.); 13) Поучение (лат.).

Ответ ы: 1) снайпер; 2) рубка; 3) амнистия; 4) ярмарка; 5) абажур; 6) ранец; 7) цистерна; 8) аванс; 9) соло; 10) оркестр; 11) робот; 12) табун; 13) нотация.

Вторая группа учащихся подбирает синонимы к устаревшим словам.

Козни (злые умыслы), стезя (путь, дорога), наречь (назвать), издревле (давно), доколе (пока), лицедействовать (представлять).

IV. Подведение итогов урока (запись в тетради).

– Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

(Русский язык живет и развивается. Свидетельством того являются устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, слова в переносном смысле.)

& Домашнее задание: сочинение-миниатюра

Источник

Русский язык – развивающееся явление. Русский язык и история

Русский язык входит в число славянских языков. Это один из языков восточнославянской группы. В настоящее время многие, не задумываясь, произносят слова. Некоторые не замечают, что языковые единицы появились в определённый момент времени, были заимствованы. Понятно, что носителям языка не интересна история. Однако, стоит обратиться к прошлому и узнать, откуда появились названия. Много лет подряд язык изменялся. В языке появлялись новые слова, уходили в словарный запас устаревшие. Русский язык как живой организм стал менять свою форму.

Русский язык и история

Конечно, со временем изменилось многое. Несмотря на то, что язык передавался из поколения в поколение, многие слова остались забытыми, появились новые. И это естественный процесс, который связан с развитием техники, промышленности. Изменился также и грамматический состав слов. Сейчас даже сложно представить, что бы было, если бы современный человек встретился со своим далёким предком. Поняли бы они друг друга или нет? Кажется, что да, они наши бы общий язык, так как многое осталось устойчивым, несмотря на прогресс. Многие слова не претерпели никаких изменений. В этом можно убедиться, посмотрев «Словарь русского языка XI-XVII» С. Ожегова и другие работы известных лингвистов.

Русский язык как развивающее явление

Что привело к изменениям в русском языке?

Язык является средством общения. Люди постоянно обмениваются информацией. Следовательно, язык развивается. Русский язык стал изменяться в результате политических событий. Средства массовой информации оказывали влияние на общество. Соответственно, люди воспринимали весь происходящий процесс, не замечая того, что многое уходило. Следовательно, появлялись новые слова. И это был естественный процесс. И каждому времени свойственен такой отбор. Стоит отметить, что происходило развитие неформального общения. Лексика, находившаяся за пределами литературного языка, стала всё больше и больше использоваться. Просторечие, сленг, арго проникали в речь простого человека.

Русский язык как развивающее явление

Диалектные слова

Развитие языка в каждом населённом пункте происходило по-своему. До сих пор можно заметить некоторые отличия в лексическом, фонетическом, грамматическом, синтаксическом строе языка. Даже в соседних сёлах одни и те же понятия имели разные значения. Существовали различия в произношении. Жители отдельных регионов по-разному растолковывали многие названия. В настоящее время создано много исследований по диалектной, профессиональной лексике.

Русский язык как развивающее явление

Сленг, жаргоны

Объединения людей по интересам привело к созданию специальной лексики. Сленги и жаргоны стали употребляться молодым поколением. Слова, по мнению филологов, относящиеся к этому пласту лексики, не имеют глубокого смысла. Фразы короткие, примитивные и не передают всего содержания, не несут ничего естественного. Они не являются высоким уровнем образованности и интеллигентности.

Изменения в фонетике и в алфавите

Изменения коснулись как фонетику, так и алфавит. Произношение раньше отличалось. Этот процесс постепенно стал меняться. Многие сейчас не знают, что мягкий знак приближался к звуку «о», а твёрдый знак – к «э». Написание ь знака не озвучивалось. Мягкий и твёрдый знаки обозначались, как ер и ерь. В настоящее время всё это забыто. Наш алфавит возник от кириллицы. Даже начертания и названия букв было другим. Первую реформу провёл Пётр 1. Именно он исключил некоторые наименования букв из алфавита, а сами начертания сделались округлыми, упрощёнными.

Словарный состав слов

Изменения коснулись и словарного состава слов. Из активного употребления стали уходить слова: кафтан, веретено, сундук и др.. В связи с развитием информационного пространства стали появляться новые слова: диск, папка, файл и другие. Выходят из языка и многие выражения, забываются обращения: товарищ, господин. Уходят в прошлое некоторые диалектизмы, профессионализмы. Словарный состав языка обогащается за счёт заимствований из других языков и словообразования.

Новое в русском языке

В любом случае, естественный процесс в русском языке приводит к тенденции сочинительства, творчества. Стало меньше официальности, с другой стороны, усилилась открытость, активность лексической системы. Люди стали больше понимать друг друга. Различные мероприятия общественного характера внесли свой вклад в развитие языка.

Русский язык как развивающее явление

Интерес к русскому языку

Русским языком интересуются многие учёные со всего мира. Многим интересна природа, развивающаяся сторона языка. Не случайно зарубежные писатели отмечают богатство и глубину русского языка. Наша страна постоянно совершенствуется, обменивается своим опытом. У нас развито производство, сельское хозяйство. Регулярно происходит обмен разными разработками в научной сфере. В результате во многих государствах возникает интерес к русскому языку. Его стремятся изучить в 87 государствах, миллионы иностранцев хотят изучить наш язык.

Источник

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающее явление

Русский язык как развивающее явление

Что мы имеем в виду, рассматривая русский язык как развивающееся явление?

Когда мы говорим о развитии ребенка, мы подразумеваем, что он растет физически, становится более умным и умелым. Что-то подобное можно сказать и о языке.

С течением времени в языке происходят изменения. В нем появляются новые слова, старые же уходят из употребления. Изменяется (обычно в сторону упрощения) грамматика. Происходят изменения в орфографии и в фонетике. Ряд этих изменений школьники рассматривают в 6 и 7 классах.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, изменения показывают, что язык жив. В мертвых языках (например, в золотой латыни) никаких изменений не наблюдается – но ведь на них и не говорит никто!

С другой – нам трудно понимать язык Ломоносова, а нашим правнукам, возможно, без перевода будет непонятен Пушкин.

Но, как бы то ни было, развитие языка – реальный факт, не зависящий от нашей воли и от воздействия извне. Язык развивается по своим законам и так, как хочет он.

Что доказывает, что русский язык развивается?

Если мы сравним тексты, созданные в XVIII или XIX веках, с теми, которые написаны в последние десятилетия, мы заметим очевидную разницу. Изменился и словарный состав языка, и манера строить предложения, и морфологические признаки отдельных слов. А по стихам мы можем заметить и изменение произношения.

Невозможно спутать строки Ломоносова с фразами, написанными, например, Сергеем Лукьяненко. Значит, язык за три века изменился.

Изменения в лексике

Самая нестабильная часть языка – это лексика. Изменения словарного состава может заметить даже обычный человек на протяжении собственной жизни.

Например, за последние десятилетия в языке появилось множество новых заимствований, обозначающих понятия из сферы компьютерной техники и средств связи. Нетрудно встретить человека пятидесяти лет или старше, который не понимает этих слов. Русский язык в современном мире, как, впрочем, и любой язык, не может существовать обособленно и «вариться в собственном котле».

Лексика пополняется за счет заимствований из современных иностранных языков, жаргонов, авторских неологизмов. На нее влияют многочисленные факторы. К примеру, после Октябрьской революции в языке появились многочисленные новые слова. Десятки из них не прижились и постепенно исчезли («ЧК» и другие вошедшие было в моду аббревиатуры, то есть сложносокращенные слова); уход некоторых мы можем наблюдать прямо сейчас («партбилет», «пятилетка»); однако некоторые мы используем и сейчас.

Изменения в грамматике и фонетике

Труднее проследить изменения в грамматике, так как они происходят намного медленнее. В качестве примера можно назвать слово “зал”, которое еще 100–150 лет назад было женского рода – “зала”. Или слово “кофе”, которое у Гоголя мы встречаем в форме “кофей”.

Фонетика тоже меняется, но совсем медленно, а проследить ее развитие трудно. Но возможно. Скажем, в стихотворении “И. И. Пущину” мы читаем про “двор уединЕнный, печальным снегом занесЕнный”. Е, а не Ё, иначе не было бы рифмы с “бесценный”.

Все ли изменения полезны языку?

Увы, не всегда в языке все меняется к лучшему. Нередко заимствуются слова, которые его засоряют. Они – лишь дань моде, так как называют понятия, уже имеющиеся в языке. Некоторые из них неблагозвучны (“шопинг”), но все излишни (“консенсус” вместо “согласие”, например). Такие слова называют варваризмами. Но они редко приживаются в языке.

Что мы узнали?

Русский язык развивается. Обогащается его лексический состав, изменяется грамматика. Это естественный объективный процесс. Способность “усыновлять” чужие слова и подстраивать их под свою грамматику – одно из свойств русского как развитого языка. Напрасные заимствования называются варваризмами. Они редко приживаются в языке.

Источник

Тема Русский язык как развивающееся явление.

Тип урока : комбинированный

УМК : Баранов, Ладыженская Т.А.

Русский язык как развивающееся явление.

Дать понятие о русском языке как о развивающемся явлении

Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность

Воспитательные : вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения

Развивающие: развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами

Личностные : принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Метапредметные : понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Русский язык как развивающееся явление.

ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; плакат; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК

раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. М отивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Подводит к постановке целей

Ставят цели урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В ходе решения проблемной задачи дети записывают в тетради цель урока

В начале урока на доске записан эпиграф к уроку (высказывание Белинского). Учитель обращает внимание учащихся запись на доске, ставя перед учащимися проблемную задачу, рассказать, кто такой Белинский и что означают его слова. (после ответа учащихся на электронную доску выводится биографическая справка о деятельности Белинского). После ответов на вопросы учитель озвучивает цели урока и организует деятельность учащихся по постановке индивидуальных целей на урок.

Формулирование познавательной цели

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

подведение под понятие, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Мотивирует к актуализации знаний

Восстанавливают полученные ранее знания

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

установление причинно-следственных связей; их

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Формулирование темы урока.

Подводит к формулированию учебной задачи урока и темы урока

Формулируют учебную задачу урока и тему урока

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Подводит к «Открытию» учащимися новых знаний.

Организует деятельность учащихся по записи выводов в тетрадь.

Строят работу в форме, необходимой для достижения целей по «Открытию» новых знаний.

Дети отвечают на вопросы учителя, делая вывод, что изменения происходят во всех разделах языкознания. На практике закрепляют полученную информацию

( при этом учащиеся должны разделиться на несколько групп: более сильные учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, их ответы записываются всеми учащимися в качестве выводов)

Построение логической цепи рассуждений;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

выдвижение гипотез и их моделирование

Способность сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Закрепить знания, формирование навыка правильного написания

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

выдвижение гипотез и их обоснование

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

самоконтроль усвоения знаний.

Предлагает задания для с.р.

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой

Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Умение проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Подводит к необходимости включить новые

знания в систему изученного материала.

Способны включить новые

знания в систему изученного материала.

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Активное использование средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

оценить результаты собственной деятельности

Предлагает работу по рефлексии

Оценивают успешность своей работы на уроке

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство,

выдвижение гипотез и их обоснование

Понимание термина «Нравственно-этического оценивания»

Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

Источник

Видео

7 класс - Русский язык - Русский язык как развивающееся явлениеСкачать

7 класс - Русский язык - Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явлениеСкачать

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык 7 класс (Урок№1 - Русский язык как развивающееся явление.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№1 -  Русский язык как развивающееся явление.)

7 класс - Родной русский язык - Русский язык как развивающееся явлениеСкачать

7 класс - Родной русский язык - Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явление (исторические изменения в языке)Скачать

Русский язык как развивающееся явление (исторические изменения в языке)

Русский язык 9 класс Роль языка в жизни общества Язык как развивающееся явлениеСкачать

Русский язык 9 класс  Роль языка в жизни общества  Язык как развивающееся явление

9-класс | Русский язык | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явлениеСкачать

9-класс | Русский язык | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

Русский язык 10 класс РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕСкачать

Русский язык 10 класс РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

7 класс "Русский язык как развивающееся явления"Скачать

7 класс "Русский язык как развивающееся явления"

Русский язык как развивающее явление Шкута часть 2Скачать

Русский язык как развивающее явление Шкута часть 2
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.