Русский язык как система это + видео обзор

Из каких уровней состоит русский язык как система

Содержание статьи

Русский язык как система это

Фонетика

На данном уровне выделяется мельчайшая неделимая единица языка – фонема. Это самый первый кирпичик, из которого исходят все последующие уровни. Фонема изучается такими разделами языкознания, как фонология и фонетика. Фонетика исследует то, как образуются звуки, их артикуляционные особенности. Фонология же, связанная с именем языковеда Трубецкого, изучает поведение звуков в различных словах и морфемах. Именно в фонологии выделяются такие дифференцирующие признаки звуков, как твердость-мягкость, глухость-звонкость. Каждая фонема включает в себя индивидуальный набор признаков.

Морфология

На более высоком уровне находится такая единица языка, как морфема. В отличие от фонемы, морфема является элементарной единицей языка, несущей в себе определенное значение. Несмотря на то что морфемы представляют собой значимые единицы языка, они могут употребляться лишь в связи с другими морфемами. Лексическое значение создается лишь совокупностью взаимосвязанных морфем, среди которых основная роль отводится корню. Префикс, суффикс, окончание и постфикс несут лишь добавочную семантику. Особенностью морфем является чередование в них отдельных звуков с сохранением значения. Наука, изучающая систему морфем, их классификации и сложные взаимосвязи, называется морфемикой.

Лексикология

Слово, по сравнению с фонемой и морфемой, является более сложной единицей языка и обладает определенной самостоятельностью. В его задачу входит наименование различных предметов, состояний, процессов. Строительным материалом слова являются морфемы. Существующие классификации слов имеют различные основания: частота употребления в речи, экспрессивность, стилизация и т.д.

Лексикология представляет собой довольно обширный раздел системы языкознания. Благодаря словотворчеству лексический запас языка постоянно пополняется новыми словами.

Синтаксис

На данном уровне основными элементами являются словосочетание и предложение. Здесь речь идет не о лексическом значении отдельного слова, а о смысловой связи между несколькими словами и общем значении, которое рождается в результате этой связи.

Словосочетания характеризуются наличием в них главного и подчиненных слов. Они служат строительным материалом для более сложной синтаксической единицы – предложения, характеризующегося информативностью. Предложение, как единица высшего уровня языковой системы, обладает коммуникативной функцией.

Источник

1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.

· Язык – это система социально обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации).

· Язык является самой сложной из всех знаковых систем.

· Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание, фрагмент окружающего мира, с которым соотносится содержащее.

· Теория знака (семиотика) была заложена в 19 веке швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром.

· Язык – это общественный договор, то есть и отправитель, и получатель должны знать общее значение знака. Без договора невозможно оперировать знаками, так как в самом предмете нет ничего, что дало бы ему имя. Без договора происходит коммуникативная неудача.

1)

КомА КоЭм

Коммуникативная

3) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)

4) Эмоциональная (междометия)

Части языка – уровни

1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)

2) Морфемный – значимые части слова

3) Лексический, слово – знак (словесный)

А) Словосочетание обладает номинативной функцией

Б) Предложение – коммуникативная функция

Слово – основная единица языка

Система языка динамична.

Принципы языкового развития:

1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов

Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации

2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора);

Конкретный язык – этнический (кроме искусственных). В современном мире от 2,5 до 5 тысяч языков, большинство бесписьменные.

Понятие о современном русском литературном языке.

Узкое толкование – русский язык последних пятидесяти лет. Широкое – от эпохи творчества Пушкина

938 г. – создание Кириллом и Мефодием кириллицы в Фессалониках для южных славян, восточные ее заимствовали. Диглоссия (двуязычие): образованное верхи говорят на старославянском (южный), в необразованных кругах – на восточно-славянском. Пушкин впервые смешал восточно-славянский и южный языки.

Литературный язык – часть общенародного языка, обслуживающая интересы всего коллектива говорящих и все их сферы деятельности. Признаки – наличие нормы, общеобязательность норм и их кодификация.

Источник

Русский язык как система.
статья по русскому языку

Русский язык как система это

Русский язык как система. Характеристика разделов языкознания, их основных единиц. Особенности изучения разделов языкознания в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русский язык как система. Характеристика разделов языкознания, их основных единиц. Особенности изучения разделов языкознания в начальной школе.

Язык – это система соц.обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). Язык является самой сложной из всех знаковых систем. Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание.

Русский язык представляет собой четырехуровневую систему, в которую входят разделы: фонетика, морфология, лексикология и синтаксис. Все элементы системы находятся в тесной взаимосвязи. Составляющие уровня пониже в определенной совокупности образуют единицы вышестоящего уровня.

На данном уровне выделяется мельчайшая неделимая единица языка – фонема. Это самый первый кирпичик, из которого исходят все последующие уровни. Фонема изучается такими разделами языкознания, как фонология и фонетика. Фонетика исследует то, как образуются звуки, их артикуляционные особенности. Фонология же, связанная с именем языковеда Трубецкого, изучает поведение звуков в различных словах и морфемах. Именно в фонологии выделяются такие дифференцирующие признаки звуков, как твердость-мягкость, глухость-звонкость. Каждая фонема включает в себя индивидуальный набор признаков.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих).

Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

На более высоком уровне находится такая единица языка, как морфема. В отличие от фонемы, морфема является элементарной единицей языка, несущей в себе определенное значение. Несмотря на то что морфемы представляют собой значимые единицы языка, они могут употребляться лишь в связи с другими морфемами. Лексическое значение создается лишь совокупностью взаимосвязанных морфем, среди которых основная роль отводится корню. Префикс, суффикс, окончание и постфикс несут лишь добавочную семантику. Особенностью морфем является чередование в них отдельных звуков с сохранением значения. Наука, изучающая систему морфем, их классификации и сложные взаимосвязи, называется морфемикой.

Изучение морфологии подготавливает учащихся к прохождению систематического курса синтаксиса, обусловливает изучение правил правописания и открывает возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся, обогащение их словаря и усвоение ряда правил словоупотребления.

К числу основных трудностей, связанных с изучением частей речи, которые учитель должен предвидеть заранее, прежде всего нужно отнести такие:

1) смешение учащимися понятий «часть речи» и «член предложения» (ошибки этого рода удерживаются очень долго);

2) неразличение частей речи в случае перехода слов из одной части речи в другую (типа столовая, заведующий, боком, возле, мимо и т.п.);

Слово, по сравнению с фонемой и морфемой, является более сложной единицей языка и обладает определенной самостоятельностью. В его задачу входит наименование различных предметов, состояний, процессов. Строительным материалом слова являются морфемы. Существующие классификации слов имеют различные основания: частота употребления в речи, экспрессивность, стилизация и т.д.

Лексикология представляет собой довольно обширный раздел системы языкознания. Благодаря словотворчеству лексический запас языка постоянно пополняется новыми словами.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

— усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

На данном уровне основными элементами являются словосочетание и предложение. Здесь речь идет не о лексическом значении отдельного слова, а о смысловой связи между несколькими словами и общем значении, которое рождается в результате этой связи.

Словосочетания характеризуются наличием в них главного и подчиненных слов. Они служат строительным материалом для более сложной синтаксической единицы – предложения, характеризующегося информативностью. Предложение, как единица высшего уровня языковой системы, обладает коммуникативной функцией.

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение.

Рабочая программа по курсу «Русский язык» (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног.

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола. 2. Повторить знания о глаголе.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требо.

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для достижения м.

Задачи:*Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.*Дать ориентир на познавательный ин.

Источник

Вопрос 1. Русский язык как система. Единицы и уровни языка. Язык и речь

Язык – это определенная система, так как он обладает тремя признаками системы:

а) состоит из элементов или единиц;

б) эти элементы связаны друг с другом: одна единица языка входит в состав другой (звуки – в состав морфем, морфемы – в состав лексем, лексемы существуют в определенных формах, из них составляются словосочетания, из словосочетаний – предложения);

в) элементы языка составляют нечто целое – сам язык, который существует как единство входящих в него единиц. При изменении или утрате одного элемента изменяется или разрушается вся система языка.

Язык – это и определенная структура, так как в нем выделяют определенные уровни и ярусы, соответствующие единицам языка.

Язык – теоретическая структура существующая в сознании носителей языка.

Речь – язык действий (практическое применение языка).

Вопрос 2. Богатство русского языка. Формы существования русского языка: устная и письменная речь.

Русский язык относится к числу наиболее развитых языков мира, на нем написана богатейшая литература, отразившая исторический опыт великого русского народа и достижения всего человечества. Богатство русского языка проявляется на всех языковых уровнях.

На фонетическом уровне оно заключается в разнообразии звуков, богатстве ударения и интонации. По мнению ученых, русский язык входит в число наиболее музыкальных языков мира благодаря следующим своим характеристикам:

1. В нем имеется большое число гласных звуков, организующих слог и ритм слова.

2. Четвертая часть всех слов русского языка состоит из сонорных согласных, наиболее близких к гласным, которые также придают звучанию музыкальность.

3. Признаком музыкальности языка является и наличие большого числа мягких согласных. Почти каждый русский твердый звук имеет мягкий полный вариант.

Считается, что русский язык имеет сложное произношение. Главная причина этого – скопление согласных и наличие парных по твердости-мягкости согласных. В русском языке ударение разноместное, т.е. может падать в разных словах на разные слоги, и подвижное, т.е. может передвигаться в одном и том же слове при его изменении.

На морфемном уровне русский язык отличает богатство суффиксов: уменьшительный (-ик), ласкательных (-чек), увеличительных (-ищ), пренебрежительных (-ёнк), суффиксов производителя действия (-тель), носителя признака (-ик), ослабленной степени качества (-оват). Разнообразны и другие приставки. В одном слове может быть до трех приставок: по-при-от-крывать.

Богат русский язык и на уровне словообразования: в нем множество моделей для создания новых слов, особенно в области приставочно-суффиксального словообразования. Пример, слово голубь, слова образованные от него: …

На лексическом уровне русский язык отличается, во-первых, огромным словарным запасом. Словарь современного русского литературного языка (Большой Академический Словарь – БАС) включает более 110.000 слов, Словарь русских народных говоров – 102.000 слов, Большой словарь иностранных слов – около 30.000 слов, пользующийся большой популярностью Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля – более 200.000 слов. Даже если учесть, что названные словари в названных словарных статьях могут пересекаться, лексическое богатство русского языка не подвергается сомнению.

Во-вторых, в русском языке развита полисемия, т.е. многозначность. Так, 80% слов русского языка имеют не одно, а несколько значений.

В-третьих, наличие огромного словарного запаса и полисемии создало базу для развития синонимии и антонимии. Большое количество синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов, противоположных по значению) украшает и обогащает русскую речь.

Фразеологическое богатство русского языка проявляется как в наличии большого количества собственно русских фразеологизмов (положить в долгий ящик; ткнуть пальцем в небо), так и в усвоении русским языком многочисленных заимствованных устойчивых выражений: греко-латинских (ахиллесова пята), библейских (зарыть талант в землю), фразеологизмов из западноевропейских языков (игра не стоит свеч).

В области морфологии свойственно богатство словоформ, в частности, разветвленная система склонения: 3 типа склонения существительных, 6 падежей и 2 числа – русское склоняемое существительное имеет 12 форм. Кроме этого, в русской системе склонения развита вариативность падежных окончаний: в родительном падеже ед.ч.; в предложном падеже ед.ч.; в именительном падеже мн.ч. Богат русский язык и в области глагольного формообразования (простые и сложные формы будущего времени, наличие причастных и деепричастных форм и т.д.).

Русский язык отличается стройным синтаксисом: словосочетание строится на основе трех видов связи (согласование, управление, примыкание), предложения по структуре делятся на простые и сложные, простые предложения по составу – на односоставные и двусоставные, сложные по наличию-отсутствию союзов – на союзные и бессоюзные, союзные по отношению между частями – на сложноподчиненные и сложноподчиненные.

Богатство русского языка проявляется и в большом разнообразии его стилистических средств (тропов и фигур речи), с помощью которых поэты и писатели создали художественные тексты мирового значения. Русская художественная литература – одна из самых развитых в мире.

Вопрос 3. Структура национального языка: литературные и нелитературные компоненты, их различия на разных языковых уровнях.

Понятия «национальный язык» и «литературный язык» имею разное содержание. Национальный язык – это язык всего народа, независимо от возраста, уровня образования, воспитания, профессии, места жительства его носителей. Он включает в себя следующие компоненты: литературный язык, диалекты территориальные, диалекты социальные (жаргоны, социолекты) и просторечья.

Диалект (говор) –речь сельского населения, ограниченная определенной территорией проживания её носителей.

б) Южно русский диалект – «аканье» и «г» фрикативное (придыхательное).

г) Челдонские говоры (сибирские) – делятся на «акающие» и «окающие» говоры.

Говоры отличаются фонетически, словообразованием.

Векша (белка) лексический уровень

Спелая картофель фонетический уровень

Иду тебя увидевши синтаксический уровень

Просторечье – неправильная речь малограмотных представителей городского населения (не ограниченная территорией проживания её носителей, являющаяся характеристикой малообразованного человека).

Отличия от литературного языка:

1. Фонетический уровень – редукция (ослабление гласных или согласных). Неправильное произношение слов. Неправильное ударение.

2. Словообразовательный уровень – лишние приставки (всё за-зря). Уничижительная (оскорбляющая) лексика характерна в просторечье.

3. Морфологический уровень – разговорные формы. Неправильно используется род, число. Склонение несклоняемых существительных. Неправильные формы глагола.

4. Синтаксический уровень –неправильное построение словосочетания (с ребенком проходите) – нет подлежащих и сказуемых.

Профессиональный жаргон – специфическая устная речь людей определенной профессии. Отличие лексики, всё остальное подчиняется законам и нормам русского языка. Первые профессиональные языки появились в 17 веке («офенский язык»). Офенский язык – тайный язык. Задача тайных языков скрыть информацию от непосвященных.

Медвежатник – человек, вскрывающий сейфы.

Арго – тайный уголовный язык. Язык – шифр. Некоторые арготизмы вошли в просторечье. Массово стали входить в сталинское время.

Сленг – молодежный язык (возрастные рамки 13-19). Способ шифровки.

а) самоидентификация и идентификация;

При переходе в другие возрастные рамки надобность в сленге отпадает сама по себе. Меняется на студенческий сленг. Меняется при переходе к другим социальным обстоятельствам. Не ограничен по профессии. Образуется путем сложения основ: спиногрыз.

Литературный язык – язык образованного слоя населения, он является высшей формой существования национального языка, его ядром.

Отличия литературного языка от не литературного:

1. Литературный язык ничем не ограничен: ни территориально, ни социально, ни профессией человека, ни возрастом человека.

2. Литературный язык обслуживает все сферы деятельности человека: быт, культуру, политику, науку, производство, законодательство и т.д.

3. Диалекты, жаргоны и просторечье существуют лишь в устной форме, литературный же язык реализуется и в устной и письменной формах.

Устная речь – это обычно не подготовленная, спонтанная речь. Она создается в процессе говорения. Особенности: а) свобода в выборе слов, словесная импровизация, использование словесно бытовой лексики; б) простой синтаксис, отсутствие причастных и деепричастных оборотов и др. сложных конструкций; в) возможна незаконченность в выражении мыслей.

Письменная речь – это подготовленная, обдуманная речь, при этом возможна правка текста. Особенности: а) строгий отбор лексики и фразеологии. Преобладание книжной лексики, точность и правильность выражения ; б) сложный синтаксис, использование всех видов сложных предложений; в) логическая стройность и законченность высказывания.

Литературный язык имеет следующие основные характеристики:

1. Нормированность – наличие определенных норм;

2. Письменная фиксация;

3. Кодификация норм;

4. Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций;

5. Способность не только обозначать всю сумму знаний, накопленных человечеством, но и осуществлять отвлеченное логическое мышление;

Источник

Русский язык как система этоlionzage

lionzage

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.

Языковая система, система языка — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.

Единицы языковой системы, их иерархия

Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых единиц и грамматика как механизм их сочетания.

Лингвистическая концепция уровней в различных своих разновидностях при онтологическом понимании уровней также пользуется понятиями высшего и низшего, понимая под низшими уровнями организацию более простых единиц, например, фонем, в некоторую подсистему, а под более высокими уровнями, организацию более сложных единиц, например, слов. Фонемы, морфемы, слова и т. д. и образуемые ими подсистемы характеризуются качественным своеобразием. Иными словами, наблюдается качественное своеобразие “вхождения” менее сложных единиц в более сложные.

Разделы науки о языке

Лексика слова (лексемы)

Фразеология устойчивые выражения

Графика способы передачи звуков на письме

Орфоэпия ударение, произношение

Морфемика состав слова (морфемы)

Словообразование способы образования слов

Синтаксис (грамматика) словосочетания и предложения

Морфология (грамматика) части речи

Речеведение текст, типы речи, средства выразительности

Орфография правописание слов

Пунктуация знаки препинания

Стилистика сферы употребления языка

Сложность, красота и гармония языковой системы

Языковая система красива тем, что в ней нет барьеров для понимания в диалоге. Различные синонимы, антонимы, фразеологизмы могут дать человеку в развитии очень многое, если он будет правильно читать, писать и говорить.

Сложность в языковой системе может возникать из-за того, что человек просто боится попасть в мир непонятных вещей и объяснений, но самое интересное, если все ненужное отбросить в сторону, то можно отлично знать несколько языков. Также сложность может происходить от перемены мест самих словосочетаний, но смысл всё равно останется одним и тем же.

Источник

Видео

Язык как система

Язык как система

Мустакимова Г.В.Введение в филологию.Язык как система.Структура языка

Мустакимова Г.В.Введение в филологию.Язык как система.Структура языка

Лютый русский язык сломал мозг миру

Лютый русский язык сломал мозг миру

Русский язык за 18 минут

Русский язык за 18 минут

Язык как система знаков

Язык как система знаков

Языкознание простым языком. Язык как система

Языкознание простым языком. Язык как система

РУССКИЙ ЯЗЫК ВОВСЕ НЕ РУССКИЙ?!

РУССКИЙ ЯЗЫК ВОВСЕ НЕ РУССКИЙ?!

Тайны русского языка: происхождение слов. Дмитрий Петров

Тайны русского языка: происхождение слов. Дмитрий Петров

Видеолекция 3. Язык как система.

Видеолекция 3. Язык как система.

Язык как система - часть 2

Язык как система - часть 2
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.