Русский язык кластер по наречию + видео обзор

Урок по русскому языку «Наречие. Понятие о наречии»

Оборудование: учебники (теория, практика), тетради, доска.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Фронтальный опрос-повторение

Учитель: Какую часть речи мы закончили изучать?
Какие еще части речи мы с вами уже изучили?
Что называется существительным? глаголом? прилагательным?
Почему эти части речи называются знаменательными?

3. Словарно-орфографическая работа с грамматическим заданием

Задание: подчеркнуть наречия.

Аккуратный, вчера, вокруг, горячий, завтра, здесь, интересный, сегодня, серьезный, сейчас, спокойный, справа, довольно.

4. Объяснение нового материала

1. Вы уже немного знакомы с наречием, то есть получили понятие о наречии как неизменяемой части речи, узнали, на какие вопросы оно отвечает, к чему относится, каким членом предложения бывает.

В 6-м классе наши знания о наречии расширятся.

Вы узнаете, что наречия могут относиться как к глаголу, так и к прилагательному и наречию, и обозначать признак не только действия, но и качества; познакомитесь с разрядами наречий.

Для чего нам это нужно?

– Вам не всегда удаётся безошибочно находить наречия среди других частей речи, тем более правильно писать. Поэтому необходимо узнать о нём больше.
– Запишите тему урока.

На доске:
«Наречие. Понятие о наречии».

Слово учителя.

Из истории наречия

Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, т. е. обозначать признак действия.

Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и назвали adverbium. Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод этого слова как бы “приглаголие”. Итак, главную особенность наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему чёткость.

5. Повторение и углубление знаний учащихся о наречии

а) Синтаксический разбор предложения.

Пушистые снежинки медленно опускаются на землю.

Какое это предложение? Определите части речи. Какими членами предложения являются существительные, прилагательное, глагол, наречие?
К какому слову относится прилагательное пушистый?
На какой вопрос отвечает?
Что это обозначает?
К какому слову относится наречие медленно?
На какой вопрос отвечает?
Что обозначает наречие медленно?
Что общего у наречия с прилагательным?

Вывод

Наречие так же, как и прилагательное обозначает признак, но признак не предмета, а действия.
Чем наречие отличается от прилагательного и других частей речи? (Не изменяется).

Что мы повторили о наречии? (Неизменяемая часть речи, относится к глаголу).
Что узнали нового? (Обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством).

в) Работа с текстом. (Текст записан заранее на доске).

Зимой

Задание
Прочитайте текст, назовите наречия, выпишите их с глаголами, поставьте к ним вопросы. Последнее предложение разбирается по членам предложения, устанавливается, что наречие относится к прилагательному и отвечает на вопрос в какой степени?

Выдался (когда?) сегодня – время.
Искрится (как?) весело – образ действия.
Виднеется (где?) вдали – место.
Прокладывает (как?) смело – образ действия.
Интересный (в какой степени?) очень – степень качества.
Что обозначают наречия, отвечающие на вопросы когда? Как? Где? В какой степени?
Что же обозначают наречия?

Ответить на этот вопрос поможет учебник теории “В.В.Бабайцева. Русский язык. Учебник 5-11 классы.

6. Работа с учебником

Чтение §139 на с.214-215

Что такое наречие?
К каким частям речи может относиться наречие?
Что обозначает наречие, если оно относится к глаголу? причастию? деепричастию?
Что обозначает наречие, если оно относится к прилагательному или к другому наречию?
На какой вопрос отвечает?
К какой части речи ещё может относиться наречие?
Каково общее грамматическое значение наречия?
Каковы морфологические признаки наречия?
Почему у наречия нет специфических морфемных признаков?
Чем объясняется разнообразие вопросов, которые можно задать к наречиям?
Что является самым ярким признаком наречия?
Каковы синтаксические функции наречия?

7. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы)

Давайте теперь все вместе оформим кластер.

Русский язык кластер по наречию

8. Закрепление изученного материала

9. Творческая работа

Задание
Спишите текст с доски, удалив из него наречия.

Подсказка
Наречия делают речь более точной и выразительной (ясной, понятной).

Загадка
К словам каких частей речи относится наречие, если обозначает признак предмета и признак признака? Учти, что решение намечено в самом вопросе.

Задание
Списать, вставив пропущенные орфограммы, заменив словосочетания “прил. + сущ.” на словосочетание “нар. + глаг.”

10. Обобщение

Почему словарно-орфографическая работа состояла из наречий и прилагательных?

Источник

Урок русского языка в 7-м классе по теме «Наречие как часть речи»

Ход урока

I. Оргмомент.

— Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)

II. Словарный диктант.

В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)

Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.

III. Формулирование темы и цели урока.

Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

— Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)

— Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».)

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

— Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

IV. Стадия вызова.

1. Работа в группах.

— Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии. Разделитесь на группы (по 4 человека). Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме. (На экран проецируются вопросы, которые помогают детям работать в группах)

2. Прием «Корзина идей».

— Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

3. Составление кластера.

— Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

— А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

— Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

— Какие трудности встретились вам при его составлении?

V. Стадия осмысления.

1. Наблюдение над наречиями.

При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст.

Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю.

Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-иному красивый.

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени, звон, скрытый в них.

Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора.

— Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)

— Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)

— Каково лексическое значение слова благословляет?

(1. Напутствовать.
2. Воздать благодарность кому-то.
3. У религиозных людей: перекрестить

(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка).

— Каков состав этого слова? (Благословляет.)

Произошло от греческого eulogein (eu – благое, logein – слово, говорить). Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание.

Рассуждение о наречии как части речи.

— Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно.

— Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)

Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.

— Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.

— Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы – причастие и деепричастие.

— А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.)

— В нашем предложении какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других случаях какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)

Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия.

— Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)

— Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.)

— Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!

— В 1-м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)

Инструкция: в словосочетании с предполагаемым наречием изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие.

— В 1-ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)

Вывод 4-й: наречие – неизменяемая часть речи.

2. Упражнение для мозговой гимнастики.

— Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны! Настроение хорошее! Тогда вперед!

3. Прием «Инсерт».

— Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. У каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны занести всю информацию в таблицу «ЗУХ». (Приложение 2)

4. Прием «Маркировочная таблица ЗУХ».

— А сейчас кратко занесите в таблицу те сведения о наречии, которые вы получили после прочтения текста (таблица у каждого учащегося).

5. Электоронная физминутка для глаз «Солнышко».

VI. Стадия рефлексии.

1. Беседа с классом по вопросам.

— Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо?

2. Перечислите эту информацию.

— Какую новую информацию вы получили, прочитав статью?

— Все ли согласны с этой информацией?

— Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

2. Возвращение к кластеру.

— Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

— Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили?

— Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

— Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру.

— Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.

6. Выполнение практических заданий.

а) Запись под диктовку.

Учащиеся обозначают наречия как члены предложения; над словом, от которого наречие зависит, ставят х.

Только что поднялось усталое сентябрьское солнце. Его белые лучи то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг ко мне. Откуда-то сверху кричит бабушка: «Ты где?» (М. Горький.)

Объясняется правописание суффикса в прилагательных сентябрьское, серебряным, правописание наречий сверху, откуда-то; знаки препинания при однородных членах, в предложении с прямой речью.

б) Самостоятельная работа (Упр. 197).

в) Анализ художественных текстов.

— А какова роль наречий в таких предложениях? (Тексты воспроизведены через мультимедиапроектор).

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев.)

3) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (В. Катаев.)

4) Прорвался печальный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным. (Л. Андреев.)

Вывод о роли наречий в тексте.

— Все тексты урока о солнце. Какие части речи его характеризуют и помогают передать мироощущение писателя? (Прилагательные и наречия).

— Так какова роль наречий в художественном тексте? (Наречия делают речь более точной и выразительной).

VII.. Заключительный этап.

1. Беседа.

— Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

— Остались ли у вас открытые вопросы?

— Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).

— Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие».

Описание (два прилагательных)______________________________________

Действие (три глагола)______________________________________________

Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________

Повторение сути (синоним темы)_____________________________________

VIII. Домашнее задание.

Выучить материал по кластеру; стр. 92, упр. 198; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбирать и выписывать на карточки тексты с наречиями (100 слов).

(В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь).

Источник

Урок по русскому на тему «Наречие»

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока «Наречие как часть речи»

· Обучающая : познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.

· Развивающая : продолжать формирование орфографических и пунктуационных навыков, развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях

· Воспитывающая : воспитывать интерес школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, ИКТ.

Методы обучения : интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.

1. Организационный момент.

Приветствие, оформление записи числа в тетрадях.

2. Определение темы урока

— Ребята! Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать с помощью слов русского языка. Сегодня мы ещё раз в этом убедимся.

Прочитайте стихотворение на слайде и подумайте, о чём оно?

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Если вспомнишь слово ты «светло»,

То увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Пред тобою сразу вся Россия!

— О чём говорится в стихотворении? ( О языке, о его богатстве, красоте)

Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)

Сформулируйте тему урока («Наречие как часть речи»)

— Отвечают на вопросы КАК?

— Значит, если слово отвечает на вопросы КАК? – это наречия? А эти слова- наречия: б ез отдыха, с радостью?

Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?

— Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да)

— Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?

1. Научиться определять, что такое наречие.

2. Распознавать наречие среди других частей речи

4. Актуализация знаний о наречии

— Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе ватмана. Оформите ваши записи в «Кластер».

ü На какие вопросы отвечает наречие?

ü От каких слов в предложении зависит наречие?

ü Изменяется ли по лицам, числам, падежам?

ü Есть ли у наречия окончание?

(Записи групп учащихся проверяются коллективно, напротив правильных ответов ставится +, неправильные обсуждаются).

— Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.

5. Этап изучения нового материала

Задание для 1 группы

Вместо пропусков вставьте в текст подходящие по смыслу наречия

……ночью пошёл дождь. Он ……….стучал в окна, ………шумел в густой листве, …………журчал в водосточных трубах.

Слова для справок: поздно, весело, звонко, деловито.

-Чьим помощником можно назвать наречие? (Здесь наречие – помощник глагола, поясняет его).

Задание для 2 группы

И ………наступает день, когда на эту притихшую землю ………….начинают падать миллионы …………..красивых снежинок, и она вся становится …………..белой.

Слова для справок: вдруг, быстро, удивительно, ослепительно.

— Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и прилагательному).

Задание для 3 группы

Тимошка ……..быстро оказался ………….с Дашей и, борясь с потоками воды, несколько раз …………..отряхнулся. Затем он сел и ……….посмотрел на промокшую Дашу.

Слова для справок: очень, рядом, весело, яростно.

— Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и другому наречию).

весело стучал ( гл.+нареч., признак действия);

удивительно красивых (нареч.+прилаг., признак признака);

очень быстро (нареч.+нареч., признак признака).

— Сделаем выводы и внесём добавления в «Кластер»: от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает.

— Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что же такое наречие, какими признаками оно обладает. (Слабым обучающимся предлагаются для ответа опорные слова на карточках).

Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.

6. Этап закрепления

На ваших столах лежат карточки с предложениями. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. Поставьте вопрос к наречию, указав стрелкой, от какого слова оно зависит.

1. Я очень люблю весну

2. Он лениво потянулся

3. Туман медленно исчезает

4. Солнце слегка коснулось воды

6. Это платье красивое

7. Стол стоит крепко

8. Руки работают ловко

9. Она смотрела вдаль

10. Отец закрыл окно

12. Лес закончился неожиданно

13. Все громко кричали

14. Задачу решить легко

15. Листья плавно опустились

Проверить, насколько хорошо вы усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа.

— Прочитайте текст на карточках. Выпишите словосочетания с наречиями, укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.

Сказка об одуванчиках

Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

А сердитая Зима, которая пряталась неподалёку, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом, запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.

(Должны быть выписаны словосочетания:

встало однажды, необычайно красива, сказка наяву, весело засветились, неподалёку пряталась, взгляд исподлобья, ослепительно ярко, ярко горят).

— Какие были затруднения при нахождении наречий? (сказка наяву, взгляд исподлобья). Внесём записи в «Кластер» о том, что наречие может зависеть от существительного и быть определением.

Попробуйте составить рекомендации на тему: «Как добиться успеха в учебе». Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий.

Объяснения учителя слушай…

Домашнее задание готовь…

(Учитель консультирует каждого обучающегося в ходе выполнения задания)

Итак, подведём итоги.

— Ребята, допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Мне показалось лёгким задание……..
Мне показалось сложным задание ……

Выберите 1 из «смайликов», лежащих на парте, который соответствует вашему ощущению от сегодняшнего урока. Русский язык кластер по наречию, Русский язык кластер по наречию, Русский язык кластер по наречию

8. Домашнее задание

Выучите правило о наречии на стр. 92, выполните 1 из заданий (по выбору) (задания предоставлены на карточках):

1. Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями.

2. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

3. Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок.

Источник

Видео

Наречие| Русский язык

Наречие| Русский язык

Уроки русского языка Наречие

Уроки русского языка  Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Видеоурок по русскому языку 7 класс

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Видеоурок по русскому языку 7 класс

Правописание наречий

Правописание наречий

Русский язык 73. Наречия в русском языке — Шишкина школа

Русский язык 73. Наречия в русском языке — Шишкина школа

Правописание наречий | Русский язык ЦТ, ЕГЭ

Правописание наречий | Русский язык ЦТ, ЕГЭ

Наречие. Просто. Кратко.

Наречие. Просто. Кратко.

Наречие русский язык 7 класс | Разряды наречий | #ГрайрАраевич

Наречие русский язык 7 класс | Разряды наречий | #ГрайрАраевич

Русский язык 7 класс. Наречие как часть речи

Русский язык 7 класс. Наречие как часть речи

РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс : Правописание НЕ с наречиями

РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс : Правописание НЕ с наречиями
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.