Русский язык клише сочинение рассуждение + видео обзор

Речевые клише для сочинения в ЕГЭ по русскому языку

Полная структура сочинения с речевыми клише.

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

В качестве примера автор рассматривает…
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

Автору удалось убедить читателя в том, что…
В произведении доказана мысль о…
Позиция автора такова…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твоё отношение к позиции автора:

Я согласен с мнением автора.
Не могу полностью разделить мнение автора…
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

После прочтения этого произведения становится понятно…
После знакомства с героями произведения понимаешь…
Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать.
Автор хочет, чтобы читатель понял…
Автор текста считает проблему важной…

Источник

ЕГЭ русский язык. Клише к сочинению-рассуждению (задание 27)

КЛИШЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ (№ 27) (2020)

1. В С Т У П Л Е Н И Е.

Прочитайте текст и задайте себе вопрос: «О чем текст, фрагмент?». Ответьте словом или словосочетанием, которое(ые) можно оформить в следующие вопросы проблемы или найдите предложение (предложения) в котором(ых) выражена позиция автора и благодаря клише (см. таблицу) сформулируйте проблему:

Почему человек (общество, люди) ……….?

Почему именно в сложной ситуации ….

Нужно ли человеку (обществу, людям) ….

Необходимо ли человеку….

Способен ли человек (общество, люди) ……?

Должен ли человек (общество, люди)….?

Достойны ли сострадания….?

Действительно ли человек (общество, люди, животные) нуждаются в ….?

Какое воздействие оказывает человек (общество, люди)…

Какие факторы влияют на формирование….?

Зависит ли культура (образование, воспитание) человека от….

2. О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь.

1 .комментарий проблемы, необходимо привести два аргумента для её подтверждения.

Писатель акцентирует внимание читателей на ситуации, произошедшей с ……… Автору важно подчеркнуть(показать), насколько…………. Убедиться в этом помогут примеры из текста.

Прозаик удивлен, (восхищен, недоумевает, полагает) (Обязательно обобщить)

2. смысловая связь между примерами: противопоставление, дополнение, сравнение, причина, следствие, вывод, уступка.

Бесспорно, что два примера противопоставлены(дополняют, указывают на причину….) друг другу. Этот прием автор использовал для того, чтобы показать…..

3.формулировка позиции автора, которая плавно заканчивает комментарий проблемы и которая является ответом на сформулированную проблему.

Наконец, автор подводит читателей к главной мысли: (формулируйте ответ на вопрос проблемы). С его позицией нельзя не согласиться.

Автор текста прав, утверждая (считая), что….. С его позицией нельзя не согласиться.

4. Отношение к позиции автора по проблеме.

На мой взгляд, писатель (публицист) прав в том, что……….

Мысли автора понятны и близки мне, потому что……..

3. З А К Л Ю Ч Е Н И Е. Ваши впечатления, мысли, чувства от поднятой проблемы, формулировка общего вывода.

Прочитав текст (фамилия автора), задумалась………….

Текст (называть автора) меня взволновал и заставил задуматься над тем, что (как)….

Автор (называть автора), воздействуя на мысли и чувства читателей, побуждает их к размышлению о …….

Аргументы из текста

В чем проявляется внутренняя красота человека?

Автор считает, что внутренняя красота человека проявляется в поступках, в честном и доброжелательном отношении к окружающим.

1.Первое впечатление о Селиване.

1.Вступление. Формулировка проблемы.

В чем проявляется внутренняя красота человека? Над этой интересной проблемой предлагает задуматься Н.С. Лесков.

1.Комментарий 2-ух аргументов.

В тексте автор акцентирует внимание читателей на ситуации, произошедшей с Селиваном. Писателю важно показать, насколько противоречивым оказался герой в глазах окружающих. Что заставило постояльцев изменить отношение к нему, в чем проявляется его сущность, кто он? Помогут в этом убедиться примеры из текста.

Лесков подмечает, что Селиван заслужил репутацию колдуна и разбойника неслучайно. Он был внешне непримечателен и долго «казался пугалом». Почему? Ведь никто о нем ничего не знал. Скорее всего, представление о человеке зависит от первоначального впечатления и может определяться мнением отдельных людей, внушающих доверие окружающим благодаря своему положению, занимаемой должности. А это не всегда справедливо. Более того, читатели также негативно настроены к герою, ведь они верят, что «он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать».

2.Выявление их смысловой связи.

Бесспорно, что два примера противопоставлены друг другу. Этот прием автор использовал для того, чтобы показать: человек может завоевать расположение и уважение окружающих, проявив свои лучшие душевные качества.

3. Формулировка позиции автора.

Наконец, автор через чувства и переживания рассказчика подводит читателей к главной мысли: внутренняя красота человека проявляется в поступках, в честном и доброжелательном отношении к окружающим. С его позицией нельзя не согласиться.

4. Отношение к позиции автора по проблеме.

На мой взгляд, Лесков прав в том, красота – одна из главных ценностей в жизни человека. Неслучайно вспоминается пословица: «Встречают по одежке, провожают по уму». Действительно, не внешними «данными» заслуживает авторитет человек, а внутренней красотой, проявляющейся в бескорыстном душевном участии. Люди, наделенные богатым внутренним миром, красотой, великодушны и благородны. Таким качествам, как зависть, ненависть, нет места в их душе, так как она переполнена счастьем и прекрасна. Более того, Пушкин, Достоевский, Толстой создавали образы своих героев, наделенных внутренней красотой. Татьяна Ларина, Соня Мармеладова, Наташа Ростова являются до сих пор примерами для подражания подрастающему поколению.

Текст по Н.С. Лескову

Источник

Речевые клише по русскому языку к сочинению

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

1) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>поднимает (затрагивает) проблему.

2) В данном тексте <указываем автора>волнует проблема.

4) В тексте представлена точка зрения <указываем автора>на проблему.

6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова.

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.

8) Текст <указываем автора>заставил меня задуматься над проблемой.

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает <указываем автора>.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и <указываем автора>.

12) Что такое. (В чем заключается. Какую роль в жизни человека играет. ) Эту важную проблему поднимает <указываем автора>.

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) <указываем автора>, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. <Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется>.

1) Позиция автора заключается в том, что.

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

4) Позиция автора такова.

5) Автор считает, что.

6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что.

7) Автор убеждает нас в том, что.

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что.

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

5) Мне близка позиция автора тем, что …

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

Как определить проблему в предложенном тексте?

Источник

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Русский язык клише сочинение рассуждение

Работая над сочинением можно воспользоваться стандартным набором фраз, что существенно облегчает процесс написания. Избежать использования клише для сочинения ЕГЭ невозможно, несмотря на то, что о них негативно отзываются критики. Банальные речевые штампы положительно воспринимаются проверяющими, поэтому отказываться от них не стоит.

Клише используются:

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. Они не вылетают из головы даже при волнении, характерном для всех экзаменующихся. Члены комиссии заведомо настроены не на креативные, а на шаблонные работы. Именно поэтому стандартные фразы не только можно, а даже нужно использовать.

При написании сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно знать не только клише, но и план. Если заранее подготовиться к ЕГЭ, то никаких проблем при сдаче экзаменационной работы не возникнет.

План сочинения

Для успешной сдачи экзаменационной работы нужно соблюдать установленные требования по оформлению. Большое значение имеет последовательность излагаемой мысли. При написании сочинения ЕГЭ рекомендуется использовать план клише:

Формулировка темы (проблемы) исходного текста

Каждое исходное задание предоставляется в виде информации о тексте в форме таблицы. В ней отражены: позиция автора и проблематика исходного текста. Выпускник должен в той или иной форме применить эту информацию в выполняемом задании.

Таблица 1. – Примеры задания и авторские позиции

Примерный круг проблемПозиция автора
Проблема конфликта интересов личности и общественности.Конфликт состоит в осознании собственной значимости каждой личности в обществе. Каждый из нас рано или поздно оказывается перед выбором: ставить личные интересы превыше общественных или же жертвовать собой ради других.
Проблема поиска высшей ценности общества.Главная цель настоящего гуманного общества – забота о благе каждого человека.
Проблема определения истины в споре.Истина может быть обретена только в том споре, в котором оппонентами движет глубокая вера в собственную правоту и нравственное чувство, а не желание превзойти соперника, доказав ему свое превосходство.

Для формулировки темы итогового сочинения ЕГЭ используем следующие клише:

Все шаблоны для сочинения на ЕГЭ приемлемы, т. к клише помогают грамотно выразить свою мысль, придерживаясь установленных требований, предъявляемых к качеству итоговой работы.

Комментирование проблемы

Русский язык клише сочинение рассуждениеПояснительное замечание к выделенной проблематике показывает глубину раскрытия, понятия основных аспектов и степень прослеживания хода авторской мысли. Клише для написания сочинения ЕГЭ в этом случае также незаменимы. Для комментария достаточно написать 3-4 предложения, в которых НЕ должно содержаться цитат и пересказа основного текста.

Поразмышлять можно над следующими моментами:

Допустимо обращать внимание на эпитеты и метафоры, используемые автором, но только в том случае, если с их помощью была раскрыта суть текста. При написании комментария следует опираться на прочитанный текст, учитывая авторскую позицию.

Таблица 2. – Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку для комментирования проблемы

Тип текста

Примеры

Автор раскрывает проблему, приводя примеры из жизни…

Рассказчик для раскрытия проблемы рассматривает взаимоотношения…

Мысли/слова героя указывают на…

Автор вкладывает глубокий смысл в слова…

В качестве примера рассматривается…

В размышлениях звучит мысль…

Имеют место упоминания о/об…

Присутствует истинное восхищение…

Не случайно текст завершается…

Нравственная/социальная проблематика имеет многовековую историю…

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с аналогичной проблемой.

Рассматриваемая проблема является актуальной в настоящее время.

Отражение позиции автора

Русский язык клише сочинение рассуждениеПри сдаче экзаменационной работы важно правильно понимать мнение рассказчика по заявленной проблеме. Оно может быть любым, в том числе и отличным от собственного мнения или от общепринятого. Чтобы понять позицию, следует обратить внимание на эмоции и чувства изложенного текста. В художественных произведениях позиция не будет выражена открыто, но в смысле фрагментов ее можно четко проследить.

Рекомендуется в черновом варианте рассмотреть сначала позицию рассказчика, а уже потом проработать проблематику текста. Такой подход существенно упростит работу над сочинением.

Выражение своего мнения

Описание собственных мыслей, чувств и эмоций, возникающих при прочтении произведения. Обратите внимание, что мнение учащегося может не совпадать с мнением рассказчика. В большинстве случаев приветствуется оппозиционная точка зрения. Главное изначально продумать аргументы, иначе в сочинении не будет никакого смысла.

Речевые штампы, которые помогут выразить собственное мнение:

Аргументация собственной позиции

Русский язык клише сочинение рассуждениеВ качестве аргументов можно использовать рациональные факты, статистику, объективные показатели, законы и их положения, данные экспертиз и экспериментов. Если привести логические факты нет возможности, то можно остановиться на иллюстративных обобщенно-объектированных утверждениях. Аргумент должен иметь описательную форму для наглядности и содержать информацию, объясняющую понимание тезиса и доказывающую его правильность.

Можно сослаться на авторитет рассказчика, например:

Допускается приводить аргументы из художественной литературы. Эксперт не оценивает нравственную позицию экзаменуемого, но при ее отсутствии балл снижается.

Заключение

Перед написанием сочинения ЕГЭ следует изучить не только клише, но и правильность написания каждого раздела. Особого внимания требует заключение, которое не должно быть слишком объемным. На введение и заключение отводится не более 25% всего сочинения.

Достаточно в рамках 2-3 предложений подвести итог вышесказанному, отразив свое собственное впечатление о рассматриваемом тексте: заставило ли тебя произведение по-другому взглянуть на мир. Далее следует общий вывод о роли текста в литературе и глобальности рассматриваемой проблемы. Поставленные во вступлении вопросы должны быть полностью раскрыты в заключении, которое необходимо связать с основной мыслью сочинения.

Источник

Клише для сочинения ЕГЭ 2021

Приводим перечень возможных клише для сочинения на ЕГЭ.

Проблема текста

– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)

– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.

– В центре внимания автора проблема дружбы.

– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Комментарий

– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….

– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

– Автор разделяет мнение (кого)…

– Публицист спорит (с кем)….

– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

– Особого внимания заслуживает мнение автора о…

– В центре внимания автора случай…

– Писатель изображает (кого/что)…

– Герой говорит: «Цитата»

– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

– Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

– Писатель хочет сказать, что…

– Этот пример показывает, что…

– Смысл этого высказывания в том, что…

– Эти слова убедительно доказывают, что…

– Я думаю, этим примером автор хотел показать…

– Приведенные слова содержат грубокий смысл…

– Автор не случайно обращает наше внимание на…

– Поступок героя показывает, что…

– Слова (мысли) героя позволяют понять…

– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

– Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.

– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Позиция автора

– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…

– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»

Собственное отношение к позиции автора

– Я согласен с автором и тоже считаю, что…

– Невозможно не согласиться с автором, потому что…

– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…

В качестве клише для сочинения еще можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы

Источник

Видео

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 15 минут. Структура+клише. Чётко и без водыСкачать

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 15 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без водыСкачать

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

ОГЭ СОЧИНЕНИЕ 9.3 // КАК ПИСАТЬ? // СТРУКТУРА И КЛИШЕСкачать

ОГЭ СОЧИНЕНИЕ 9.3 // КАК ПИСАТЬ? // СТРУКТУРА И КЛИШЕ

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 2022? СТРУКТУРА, КЛИШЕ, АБЗАЦЫСкачать

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 2022? СТРУКТУРА, КЛИШЕ, АБЗАЦЫ

СОЧИНЕНИЕ 9.2 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / КАК ПИСАТЬ? СТРУКТУРА И КЛИШЕСкачать

СОЧИНЕНИЕ 9.2 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / КАК ПИСАТЬ? СТРУКТУРА И КЛИШЕ

Как написать сочинение-рассуждение (на любую тему)Скачать

Как написать сочинение-рассуждение (на любую тему)

Сочинение-рассуждение. Как написать сочинение-рассуждение?Скачать

Сочинение-рассуждение. Как написать сочинение-рассуждение?

Сочинение 9.3 | Как правильно написать сочинение 9.3 | ОГЭ Русский язык 2022Скачать

Сочинение 9.3 | Как правильно написать сочинение 9.3 | ОГЭ Русский язык 2022

Клише для итогового сочинения за 5 минут. Четко и без водыСкачать

Клише для итогового сочинения за 5 минут. Четко и без воды

Русский язык 5 класс (Урок№58 - Рассуждение. Сочинение-рассуждение.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№58 - Рассуждение. Сочинение-рассуждение.)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.