Русский язык корни рос раст + видео обзор

Урок-путешествие по русскому языку по теме «Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-«. 5-й класс

Класс: 5

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).

II. Повторение изученного материала.

— Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

— Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

Работа с перфокартой.

Предпол_гатьдол_житьсл_жение
изл_жениек_снусьизл_гать
сл_гаемоеприк_снетсянеприк_сновенный
прик_сновениепредл_жениепредпол_гаемый
отл_житьприл_гатьраспол_житься
прик_сатьсяк_саниеприл_гательное

III. Изучение нового материала.

2. Исследовательская работа.

На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

— Запишите эти слова и выделите в них корень.

— Какие это слова? (Однокоренные.)

— Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

— Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

3. Знакомство со словами-исключениями.

— Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

IV. Закрепление изученного.

— А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться.

1. Объяснительный диктант (Приложение 1, слайд 8-9).

Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель:

— Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!

Пираты (хором):

Первый пират:

Второй пират:

Учитель:

— Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.

Первый пират:

Второй пират:

— Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.

Первый пират:

Учитель:

— Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)

Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла.Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Капитаны выполняют задания.

Учитель:

— Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

Первый пират:

— Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

Второй пират:

— Тогда уж точно всех в плен возьмем.

Первый пират:

Учитель:

— Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

— Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

— На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).

Источник

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

В корне раст- и рос- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ».

В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, например:

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся.

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в серебре.

Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

Русский язык корни рос раст

Написание слов с корнем рос-/рост-

В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ», выбе­рем бук­ву «о»:

У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тропинке.

Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

Исключения:

Все одно­ко­рен­ные про­из­вод­ные сло­ва и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, например:

Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

Видеоурок «Буквы «а», «о» в корнях «раст», «ращ», «рос»»

Источник

Урок русского языка по теме «Это «корни жизни» – раст-, ращ-, рос-!»

1. Слово учителя. Сегодня мы с вами знакомимся с необычными корнями. Почему необычными? Потому что, во-первых, они связаны с жизнью, а во-вторых, гласные в этих корнях все время меняются, и называются они чередующимися. Предоставляю вашему вниманию 3 предложения:

А) «Выросла моя девочка!»– ласково сказала мама.
Б) Из доброго семечка вырастает добрая яблонька.
В) Выращенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.

– Назовите, пожалуйста, корни в словах выросла, вырастает, выращенные. Да, это и есть корни жизни!

2. Познакомимся с правилом их написания в учебнике, рассмотрим таблицу (параграф 85, стр.178)

3. А теперь я хочу предложить вам еще несколько интересных словосочетаний:

А) росток розы
Б) город Ростов
В) мальчик по имени Ростислав
Г) жадный ростовщик (объяснить лексическое значение слова ростовщик – человек, который дает деньги под проценты, то есть в «рост»)
Д) отрасли промышленности (отрасль – это отдельная область науки, производства)

– Что необычного вы заметили? Да, почему же в словах росток, Ростов, Ростислав пишется в корне буква О? А в слове отрасль буква А? Ведь мы же говорили о корнях – раст-ращ-рос-? Да потому что это слова-исключения. Давайте запишем их и постараемся запомнить!

4. А теперь небольшая тренировка (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне):

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы. Отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, город Ростов.

5. Тренировку мы с вами провели, немного устали, и нам нужно отдохнуть. Я называю слова, и если в корне слова будет буква А, то вы поднимаете руки вверх, а если буква О, то опускаете голову вниз:

Расти, растительность, волосы отросли, растения, росточек, взрастить, заросли, подрастать, отрасль, водоросли, произрастать, выращенный.

6. А теперь сосредоточимся – нам предстоит решить грамматическую задачу.

Задание: найдите «лишнее» слово. Объясните правописание всех слов.

Выр…сли, ор…сили, отр…сль.
Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.

7. – Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня.

– Я знаю, что скоро растаю.

Лишь только увижу веселую стаю,

Растаю, по камням звеня.

Вопрос: каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю– растаю?

8. И заключительный этап нашего урока – самостоятельная работа. Запишем одно интересное предложение:

Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю, и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное деревце.

9. Подытожим урок! Вот вы и познакомились с «корнями жизни». Назовите их еще раз! А самое главное – не ошибайтесь в их написании и помните про слова-исключения!

10. Домашнее задание (самостоятельный выбор учащихся)

Вариант 1: упр.441(учебник)
Вариант 2:
придумать предложения со всеми словами-исключениями.
Вариант 3: сочинение-миниатюра на тему «Морская жизнь» с использованием «корней жизни»!

Источник

Зар_сли камыша, утренняя р_са, выр_щивать помидорв, подр_сший куст сирени, комнатное р_стение, отр_сль промышленности, необычный р_сток, возр_щать долг, яркая р_синка, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать семена, смелый Р_стислав, жадный р_стовщик.

Объясните правописание гласной О – А в корне слова.

Большие р…стения, молодая пор…сль, р…сток сирени, разр…стаются цветы, отр…сль промышленности, имя Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание зерновых культур, город Р…стов, зар…сли травы, экономный р…стовщик.

Объясните правописание О-А в корне слова. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Распределите слова на два столбика. В первый столбик слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй — с гласной о. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Предл…гать помощь, прил…жение к заданию, школьное изл…жение, редко р…сти, маленький р…сток, малоизученная отр…сль, изучать р…стения, молодая пор…сль, берёзы разр…слись, ул…житься в положенное время, пол…гаться на свои силы, Иванов Р…стислав, изл…гать мысли, отл…жить визит, зар…сли бурьяна, распол…гать сведениями, степные пр…сторы, распр…странять информацию.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Зар…сли, прил…гать, возл…гать

Предпол…жение, водор…сли, выр…с

Подр…стать, изл…жение, р…сток

Отр…щивать, ул…жить, отр…сль

р. стущий, изл. агать, р. сток, р. сти, Р. стов, Р. стислав, перел. жить, пор. сль, изл. жение, отр. сль, изл. жить, р. сток, аспол. гать, пол. г, распол. жить, отр…сль, распол. жить, зар. сли, зар. сти, нал. жить, р. стение, сл. гать, подр. стать, р. створить, распол. гать, обр. сли, отр. сли, изл. жить,водор. сли, подр. сти.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы . Вставьте недостающие знаки препинания . Подчеркните вставленные буквы.

Тени л…жились по бе..людной и пустынной дороге.

Перед сном пол…гается чистить зубы а также ум..вать лицо.

Сынок р..сти х..рошим добрым и о..зывчивым п..желала мне мама

Изл…жение это во. спроизведение текста.

В садах в огородах выр…щивают культурные р…стения.

Изл…гайте свои мысли чётко внятно и не искажая текст.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

Вставьте пропущенные буквы . Покажите графически орфограмму Подчеркните обращение.

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Русский язык корни рос раст

Русский язык корни рос раст

Русский язык корни рос раст

Русский язык корни рос раст

Русский язык корни рос раст

Русский язык корни рос раст

Номер материала: ДБ-1030341

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Корни с чередующимися гласными.

2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова переносносить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.

Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?

Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:

Давайте разберём подробнее несколько примеров.

Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].

Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.

В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово с верным написанием.

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.

Группа 1 – проверяемые безударные гласные

Группа 2 – чередующие гласные

Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Группа 1: зелёный, площадка, хитрец

Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.

Источник

Видео

Корни лаг-лож, раст-ращ-рос, скак-скоч

Корни лаг-лож, раст-ращ-рос, скак-скоч

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс : Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс : Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-

Как писать слова с корнями РАСТ/РАЩ/РОС? Растение или рОстение? ВырОсли или вырАсли?

Как писать слова с корнями РАСТ/РАЩ/РОС? Растение или рОстение? ВырОсли или вырАсли?

Правописание рост раст, ращ в корнях слов 5 класс Русский язык

Правописание рост раст, ращ в корнях слов 5 класс Русский язык

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни -раст-, -ращ-, -рос-". Воронов Андрей Игоревич

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни -раст-, -ращ-, -рос-". Воронов Андрей Игоревич

Русский язык 5 класс (Урок№63 - Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- - -рос.)

Русский язык 5 класс (Урок№63 - Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- - -рос.)

Корень лаг/лож, раст/рос/ращ

Корень лаг/лож, раст/рос/ращ

Корни с чередованием. Последний согласный корня. -лаг-//-лож-, -скак-//-скоч-, -рос-//-раст-//-ращ

Корни с чередованием. Последний согласный корня. -лаг-//-лож-, -скак-//-скоч-, -рос-//-раст-//-ращ

Буквы а - о в корне -рас-, -раст-, -ращ- | 5 класс

Буквы а - о в корне -рас-, -раст-, -ращ- | 5 класс

Чередование корней -раст- / -ращ- / -рос-

Чередование корней -раст- / -ращ- / -рос-
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.