Русский язык математика литература изо + видео обзор

1-4 класс Итоговые работы. Русский, Литература, Математика, Окружающий, Технология
материал

1-4 класс Итоговые работы. Русский, Литература, Математика, Окружающий, Технология

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проверочная работа за 1 четверть (1 класс) по литературному чтению

1. Подчеркни буквы согласных звуков, а буквы гласных звуков обведи в кружок.

а н к т е и в о з м у б ы р

2. Прочитай слоги. Составь из них слова. Напишите их.

но ки ры зы Ни ты ба та ро

3. Выдели буквы гласных звуков. Раздели слова на слоги.

Борис сказка комната оса

4. Собери из слов предложение. Напиши его. Составь схему предложения.

У красивые Лизы розы

5. Составь схемы слов.

Проверочная работа за 2 четверть (1 класс) по литературному чтению

Это просто на яблоне

Хочет все лепестки

Чему удивляются дети?

Что же это было на самом деле?

Почему стихотворение назвали «Майский снег»?

А как бы ты назвал это стихотворение?

Проверочная работа за 3 четверть (1 класс) по литературному чтению

Задание № 1. Прочитай.

Друзья Антон, Никита и Гена дома. У Антона есть мелки. Он рисует большой самолёт. А у Никиты игрушечный кран. Он строит мост для солдатиков. У Гены тяжёлая гиря. Он тренируется перед соревнованием. Ребятам нравятся их занятия.

Задание №2. Подумай, что это. Отметь ответ знаком «Х».

Задание № 3. Какие имена встречаются в рассказе? Подчеркни.

Гена Рома Антон Коля Никита

Задание № 4. Соедини, кто чем играет.

Задание № 5. Как, по–твоему, можно назвать текст? Обведи.

Дом. Игры. Строитель.

Задание № 6. Выпиши из текста 2 слова, в которых один слог

Задание № 7. Выпиши из текста 2 слова, в которых два слога.

Задание № 8. Выпиши из текста 2 слова, в которых три слога.

Задание № 9. Чем бы ты хотел заниматься вместе с мальчиками. Запиши полный ответ. _______________________________________________ _______________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за курс 1 класса по литературному чтению

С давних пор берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Белоствольная лесная красавица — дерево жизни и здоровья. Кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб — чага — находят применение в народной медицине.

Берёзовая кора может быть жёлтой, розовой, ярко-оранжевой, тёмно-фиолетовой и чёрной.

Берёза растёт во многих странах. Жизнь дерева может продолжаться больше ста лет. В России это одно из самых распространённых деревьев. (65 слов)

3.Ответь на вопрос. Подчеркни правильный ответ.

Сколько лет может жить берёза?

А) больше десяти лет

Что из берёзы применяется в народной медицине?

Итоговая контрольная работа за курс 1 класса по литературному чтению

Все знают этого симпатичного красного жучка. У него чёрные пятнышки на крылышках.

В России его называют божья коровка. И это неспроста. При любой опасности на его ножках выступают капельки оранжевой жидкости. Это неприятное на вкус молочко. Именно оно отпугивает врагов.

Божья коровка — хищница. Она опасна лишь для вредных насекомых — тли.

Появляется на полях первая зелень, и божья коровка начинает трудиться.

За день она может уничтожить до двухсот насекомых. (70 слов)

2.Ответь на вопрос. Подчеркни правильный ответ.

Какую пользу приносит божья коровка?

А) отпугивает насекомых

Б) уничтожает насекомых

В) опыляет растения

Для кого опасна божья коровка?

4.Найди и подчеркни в тексте ответ на вопрос.

Источник

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, обучению грамоте и письму, изобразительному искусству,технологии для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочие программы для 1класса по русскому языку, математике, обучению грамоте, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии с УМК «Школа России» ( программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд») Курс « Изобразительное искусство» направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены следующими содержательными блоками: «Учимся у природы», « Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Результаты изучения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированости универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 класса

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Все имеет свое строение.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы в твоем доме.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Фонари на улицах и в парках.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Древний город и его жители.

Города Русской земли.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Л.В. Бушкова. – Москва: ВАКО, 2009.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 класса, Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2008.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

Электронное сопровождение к учебнику «Изобразительное искусство»1 класс.

Таблицы по предмету, модели, муляжи, гербарии, коллекции.

Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 1 час в неделю, 33 учебные недели (33 часа).

Источник

Рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыку, технология, изо, физическая культура 2 класс УМК «Школа России»
рабочая программа (2 класс) на тему

Русский язык математика литература изо

Рабочие программы 2 КЛАСС (базовый уровень) составлены на основе: Авторских программ, являющихся составной частью системы УМК «Школа России». В соответствии с основными положениями:

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», являющейся составной частью УМК «Школа России» (автор А.А.Плешаков).

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

владение техникой чтения;

приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

знанием книг и умением их выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

2. Общая характеристика курса

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Выбор программы «Школа России» по курсу литературного чтения был обусловлен следующим:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448ч. Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Формы организации образовательного процесса

— индивидуальные формы учебной деятельности

— технология проблемного диалога;

— технология ситуативного обучения;

— технология продуктивного чтения;

— технология уровневой дифференциации

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Использование системно-деятельностного подхода к обучению, способствуют формированию компетенций.

— умение обучающегося взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции;

— способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и взаимное восприятие, понимание обучающихся;

— способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

— способность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.

— осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;

— способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

3. Содержание программы

Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы МОУ ССОШ. Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России»

Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует учебному плану.

Объём учебного времени, отведённый на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы соответствует общему объёму учебного времени.

Наименование разделов и тем

Самое великое чудо на свете

Устное народное творчество

Люблю природу русскую. Осень

О братьях наших меньших

Из детских журналов

Люблю природу русскую. Зима

Люблю природу русскую. Весна

И в шутку и в серьёз

Литература зарубежных стран

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— приемы ориентирования в учебнике.

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на

— различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист,

Устное народное творчество (13 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— названия, содержание изученных произведений, их авторов;

— правила заучивания стихотворений;

— малые фольклорные жанры: считалки и небылицы;

— народные и авторские загадки о животных;

— понятие «бытовая сказка»;

— понятие «сказка о животных»;

— понятие «устное народное творчество».

— читать осознанно текст художественного произведения;

— приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

— объяснять смысл народных пословиц и поговорок;

— различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);

— подбирать пословицы к стихам;

— читать осознанно текст художественного произведения;

— читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

— создавать небольшой устный текст на заданную тему;

— приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

— различать сказки народные и литературные.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— произведения русских поэтов о природе;

— выразительно читать стихотворения;

— читать стихотворные произведения наизусть;

— анализировать средства художественной выразительности;

— описывать поэтический образ осени в стихах;

— находить рифму в произведении;

— участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Русские писатели (13 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— произведения А.С.Пушкина о природе;

— познавательные рассказы Л.Н.Толстого;

— читать выразительно и осознано текст стихотворений, художественно поэтические произведения, сказки;

— осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы;

— определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы;

— читать стихотворение наизусть;

— характеризовать изобразительно выразительные средства поэтического языка в произведениях А.С.Пушкина;

— определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

— высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам;

— сравнивать авторские сказки и народные;

О братьях наших меньших (10 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре. », И. Пивоварова. «Жила-была собака. », В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— понятие «логическое ударение»;

— произведения о животных;

— творчество В.Бианки, особенности сказки в вопросах.

— прогнозировать жанр произведения;

— определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

— читать осознано текст художественного произведения;

— определять его тему и главную мысль;

— участвовать в анализе содержания;

— оценивать события, поступки героев;

— создавать небольшой устный текст на заданную тему;

— выполнять творческую работу;

— работать с иллюстрациями;

— делить текст на смысловые части;

— составлять простой план;

— различать жанр произведения;

— отвечать на вопросы по тексту.

Из детских журналов (9 ч)

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете. »; Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;

Д. Хармс «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский «Ученый Петя».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— названия детских журналов;

— понятие «темп чтения»;

— понятие «юмор произведения»;

— устанавливать темп чтения от смысла прочитанного;

— работать с иллюстрациями;

— читать осознано текст художественного произведения;

— оценивать события, героев произведения;

— читать стихотворные произведения;

— определять средства художественной выразительности;

— прогнозировать содержание текста по заголовку;

— участвовать в диалоге;

— определять тему и главную мысль произведения;

— характеризовать поступки героев, их моральные черты;

— представлять свой любимый журнал;

— пересказывать понравившиеся произведения, строки из них.

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

И. Бунин «Зимним холодом. », К. Бальмонт «Светло-пушистая. », Я. Аким «Утром кот. », Ф. Тютчев « Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поет зима — аукает. », «Береза»; русская народная сказка «Два Мороза», С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе,…», С.Дрожжин «Улицей гуляет..»

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— произведения о зиме;

— основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных

— определять средства художественной выразительности;

— составлять мини – рассказ о зиме и зимних играх;

— определять в тексте средства выразительности – звукопись;

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

— читать выразительно стихотворения наизусть;

— рифмовать слова, текст;

— читать осознано текст произведения;

— делить текст на смысловые части;

— участвовать в диалоге;

— отвечать на вопросы по тексту;

— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Писатели — детям (18 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет », «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука. », «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— знать творчество К.И.Чуковского, содержание произведений, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, А.Барто, Н.Носова;

— произведения для детей.

— читать осознано текст художественного произведения;

— определять тему и главную мысль произведения;

— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

— оценивать события, героев произведения;

— читать стихотворные произведения наизусть;

— создавать небольшой устный текст на заданную тему;

— различать жанры художественной литературы;

— различать сказки народные и литературные;

— приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

— различать элементы книги.

Я и мои друзья (12 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду. », В. Берестов «Гляжу с высоты. », В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— понятие «логическое ударение»;

— произведения о детях;

— анализировать взаимоотношения героев;

— читать осознано текст художественного произведения;

— определять тему и главную мысль произведения;

— подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

— различать сказки народные и литературные;

— выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

— оценивать события, героев произведения;

— использовать в речи вежливые слова;

— строить рассказ по опорным картинкам.

Люблю природу русскую. Весна (11 ч)

Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка», А.Блок «На лугу», С.Я.Маршак, И Бунин «Женский день», А.Плещеев «В бурю», Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— произведения о весне;

— творчество Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока;

— основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений;

— выразительно читать стихотворения;

— читать стихотворные произведения наизусть;

— анализировать средства художественной выразительности;

— описывать поэтический образ осени в стихах;

— находить рифму в произведении;

— участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

И в шутку и всерьез (15 ч)

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Вини- Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой. », «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер «Будем знакомы».

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— понятие «орфоэпическое чтение»;

— творчество Б.Заходера, Э.Успенского, В.Берестова;

— образы сказочных героев.

— определять тему и главную мысль;

— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

— оценивать события, героев произведения;

— отвечать на вопросы по тексту;

— выразительно читать стихотворение наизусть;

— прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;

— анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

— выполнять творческие задания;

— определять характер произведения по рисункам;

— ориентироваться в книге по обложке;

— читать осознано текст художественного произведения;

Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),

Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

— произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык;

— литературные произведения зарубежных стран.

— участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного;

— определять тему и главную мысль;

— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

— оценивать события, героев произведения;

— отвечать на вопросы по тексту;

— находить сходство русского фольклора с американской, французской песенкой;

— выделять эпизоды из текста;

— приводить примеры произведений фольклора;

4. Требования к знаниям, умениям и навыкам уч-ся 2 класса

К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Второклассники получат возможность научиться:

5.. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся получат возможность научиться:

Учащиеся получат возможность научиться:

Учащиеся получат возможность научиться:

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:

6. Система оценки, критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения второклассников:

умение читать целыми словами и словосочетаниями;

осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);

умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

• индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

• индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

• индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);

• индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

• умение прочитать и понять инструкции, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

• ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

• интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

замер скорости чтения;

ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

выполнение заданий по ориентировке в книгах;

наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

наблюдение за читательской деятельностью учащихся;

анализ читательского дневника;

анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотацией, презентаций;

анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Критерии сформированности навыка чтения

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Источник

Видео

Как длятся уроки в школе (русский язык, математика, литература, ИЗО, физкультуры)

Как длятся уроки в школе (русский язык, математика, литература, ИЗО, физкультуры)

Детская задача про телевизоры Делаем домашнее задание по математике

Детская задача про телевизоры Делаем домашнее задание по математике

ВСПОМНИМ ШКОЛУ? ОТВЕТИТЕ ВЕРНО?🙄🙄🙄Русский язык + Математика #русскийязык #математика

ВСПОМНИМ ШКОЛУ? ОТВЕТИТЕ ВЕРНО?🙄🙄🙄Русский язык + Математика #русскийязык #математика

Узнай, как нескучно делать уроки!

Узнай, как нескучно делать уроки!

Лучшие номера Дмитрия Соколова | Уральские пельмени

Лучшие номера Дмитрия Соколова | Уральские пельмени

Когда решил сделать уроки с помощью ГДЗ

Когда решил сделать уроки с помощью ГДЗ

БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ🍒 #русскийязык #грамотность

БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ🍒 #русскийязык #грамотность

Учительница Русского языка в Морской школе

Учительница Русского языка в Морской школе

Учителя Русского языка и литературы вычисляют физруков | Свой/Чужой | КУБ

Учителя Русского языка и литературы вычисляют физруков | Свой/Чужой | КУБ

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ ЗА 5 МИНУТ?

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ ЗА 5 МИНУТ?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.