Русский язык может творить чудеса + видео обзор

Великий язык

Великий язык

Статья опубликована в журнале «Пионер», 1950, № 9.

Где бы вы ни были – в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге России, в лесу или на степном большаке, – всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык – поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. И звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум и тень садов, и сказочное – сновидения, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя. И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

Нет таких мыслей, понятий, звуков, красок и образов – и сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу.

Русский язык – народен. Он является наилучшим выражением сущности русского человека. Из народных глубин, из подчас непрослеженных и неведомых истоков расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

С чем сравнить это впечатление? Недавно на рассвете я шел в глухих лугах вблизи Оки. Густой туман лежал над лугами и оседал росой на травах. Внезапно среди однообразной зелени этих трав в белой пелене тумана я увидел очень высокий огненный цветок. Он как бы зажег на заре свое душистое пламя и раскрывался, расцветал у меня на глазах. Он весь сверкал от росы, и только тут я заметил, что туман лежит низко, а огненный этот цветок стоит выше тумана и на него уже упал первый луч солнца.

Сейчас, когда я вспоминаю об этом, то почему-то этот цветок, выросший на простой и даже грубой нашей земле, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим живым горячим блеском над остальными языками мира.

Вслушайтесь в звучание самых простых русских слов, и вы тогда уловите звуковое богатство языка.

Образцов звукового богатства можно привести множество. Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.

Но для примера надо остановиться на ком-нибудь одном, хотя бы на Лермонтове.

У Лермонтова необыкновенная торжественность языка («Бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…») сменяется изумительным легким его переливом, похожим на ночное журчанье родника («Как ночи Украйны в мерцании звезд незакатных, исполнены тайны слова ее уст ароматных»). И рядом с этим почти сказочным по звучанию переливом возникает простая разговорная речь:

На небольшом пространстве этой статьи я не могу сказать о русском языке все, что о нем следовало бы сказать.

О русском языке можно писать тома исследований, похожих на поэмы, и поэмы, похожие на исследования. Недаром чтение словарей Даля и Ушакова так увлекательно.

Во всяком случае, я уверен, что можно написать интереснейшую книгу не только о всем русском языке, но даже об одном каком-нибудь слове, особенно если это слово овеяно народной поэзией, сказанием, сказкой или определяет черты народного уклада.

Вы, ребята, снова пришли в школу. Русский язык вы изучаете с первого класса и будете заниматься им и в этом году. Это основной предмет в нашей школе.

Но иногда, нечего греха таить, занятия грамматикой и синтаксисом кажутся вам скучными и неинтересными. Некоторые ребята часто ворчат: зачем мне заниматься грамматикой, если я с детства разговариваю по-русски.

К сожалению, есть еще у нас люди, которые в силу своего невежества засоряют и калечат русский язык и превращают его в какой-то отталкивающий и мертвый жаргон.

И школьники часто не следят за своей речью и употребляют канцелярские выражения вроде «имеется», «имеем на сегодняшний день», «в общем и целом», заменяют одни понятия другими. Возьмем первый попавшийся пример, который мы часто встречаем в обычной разговорной речи, хотя бы слово «зачитать». Невежды ввели его в обиход вместо хорошего и простого русского слова «прочесть». Можно зачитать до дыр книгу, но нельзя зачитать протокол. Его можно только прочесть.

Часто ребята стараются говорить на каком-то грубом жаргоне. Они употребляют беспомощные, корявые и обывательские словечки, которые выглядят безобразно и жалко, не вяжутся с самим духом и звучанием русского языка и торчат в нем занозами.

Нельзя коверкать великолепный и богатый язык, на котором говорили и писали Ленин и Пушкин, Лев Толстой и Лермонтов, Чернышевский и Чехов, Тимирязев и Лесков, Горький и Алексей Толстой!

Ленин призывал бороться за чистоту и ясность русского языка.

Любите, ребята, русский язык. Изучайте его. Храните его, как народное богатство. Обогащайте его словами, рожденными нашей эпохой, но словами, достойными этого великого языка, теми словами, которые, как стихи Маяковского, преодолевают века:

Источник

Внеклассное мероприятие «С русским языком можно творить чудеса»

Внеклассное мероприятие « С русским языком можно творить чудеса»

Цель: Пробуждение интереса к русскому языку;

Воспитание любознательности, зоркости к фактам и явлениям языка;

Повышение речевой культуры школьников.

Форма: Устный журнал.

Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». / А.И. Куприн/

1-я страница: « В мире мудрых мыслей».

1-ый ученик. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку.

Ты в бурях кровавых столетний возник.

О громкий, могучий, великий язык!»

3-ий ученик Прекрасные мастера слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык.

4-ый ученик. Замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

Ведущий. А теперь послушайте несколько высказываний о русском языке. Ваша задача определить, кому принадлежат эти слова.

1.«С русскими в веках мы породнились, словарем, языком обменялись. Одни песни у нас родились. И события одни воспевались»

(Ответ: Классику татарской литературы Габдулле Тукаю)

(Ответ: Народному поэту Башкирии Мустаю Кариму)

3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

(Ответ: Классику русской литературы И.С.Тургеневу)

4. « Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

5.«Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

( Ответ: Классику русской литературы А.Н.Толстому)

6 . «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

(Ответ: Классику русской литературы А.С.Пушкину)

2-ая страница журнала: «Страничка поэзии»

Ведущий. Вторая страница нашего журнала называется «Страничка поэзии» эпиграфом к этой странице мы взяли слова писателя К.Г.Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

В эту страницу мы включили стихи, высказывание писателей, поэтов и государственных деятелей, в которых говорится о русском языке как о языке передовой науки и культуры. Объявляется конкурс чтецов. (Учащиеся читают наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева, стихотворение А.Я.Яшина «Русский язык», высказывания К.Г.Паустовского, К.Д.Ушинского, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и др.)

3-я страница журнала: « Почему мы так говорим?»

Ведущий. Третья страница журнала называется «Почему мы так говорим?» В ней мы вам расскажем об устойчивых выражениях, которые часто употребляем в своей речи.

2-ой ученик. Выражение «где раки зимуют». В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом очень трудным. Выражение « Я ему покажу, где раки зимуют» употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.

4-ый ученик. «Канитель тянуть». В старину медные, золотые и серебряные нити для вышивки заготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: канитель тянуть /медлить, мешкать/.

В разговоре мы часто слышим такие выражения «спустя рукава», «сломя голову», «с глазу на глаз», «светлая голова», «семь пятниц на неделе», «взять себя в руки», «до седьмого пота» и т.д. Такие фразеологические сочетания придают необычайную яркость, остроту и выразительность нашей речи, поэтому мы охотно и часто пользуемся ими.

Разминка для зрителей: объясните значение данных фразеологизмов:

семь пятниц на неделе –

4-я страница. « Правильно ли мы говорим?»

«Будьте скупы на слова. Пусть каждое из них, как стрела, бьет прямо в цель» /А.Толстой/

1-ый ученик. Нам дан в наследство богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство. Иной раз мы небрежно относимся к употреблению слова. Особенно мы допускаем много ошибок при ответах на уроке. Послушайте и посмотрите, как мы отвечаем иногда на уроках.

Автор. Идет урок русского языка.

Учитель. Что обозначает имя существительное?

Ученик. Ну вот, значит, имя существительное – это часть речи ну, как ее там? Ага! Вспомнил, часть речи, которая обозначает, значит, предмет. Отвечает, вот, на вопрос кто или что, значит. Вот!

Учитель. А теперь смотрите, ребята, я проделаю фокус, и ответ ученика прозвучит правильно:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

— Что я сделал? Просто выбросил лишние слова.

2-ый ученик. Каждое слово в русском языке имеет большое значение. Об этом хорошо сказал В.Шефнер в своем стихотворении «Слова».

Много слов на земле,

Есть древние слова-

В них весеннего неба

С ними в плен не сдаются

Словом можно спасти,

Словом можно продать

И предать, и купить.

Словом можно в разящий

Ведущий. Вот видите, ребята, какое большое значение имеет каждое нами сказанное слово. Русский язык является одним из развитых и красивых языков современности. И мы все должны бережно и требовательно относиться к нему. Говорить правильно, красиво, это значит не только соблюдать правила произношения, подбирать нужные по смыслу слова. Для этого надо изучать русский язык, постичь его законы. Страницу журнала мы завершаем стихотворением грузинского поэта И.Гришашвили « Овладей русской речью».

Ты родной владеешь речью,

Эта речь полна величья,

Русский же язык неважно

Слушай потому поэта,

Будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью

5-я страница: «Понемногу о многом. »

Ведущий. Последняя страница устного журнала посвящена занимательным играм. Участниками являются зрители, разделимся на две команды.

Первая игра называется « Превращение слов».

Задание 1-й команде: превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Задание 2-й команде: превратите «тесто» в «булку», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Вторая игра называется «Конкурс знающих». Задание: надо заполнить свободные клетки таблиц, подобрав слова, начинающиеся с указанных букв.

Побеждает та команда, которая быстро и безошибочно заполнит клетки.

Источник

Презентация к уроку

Неделя русского языка и литературы

Цель мероприятия: пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран

Кабинет празднично украшен, воздушные шары создают настроение приподнятости. На доске вывешен девиз мероприятия “Выучи русский язык!” Также на стенах могут висеть высказывание о русском языке.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 6-х классов. Девиз нашей игры: “Выучи русский язык”.

Представляем жюри:

Председатель: Сальникова О.В.

Члены жюри: Горшенков А.В., Лебедева Н.А.

Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Пожелаем им удачи!

У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.

Просим команды представиться. Жюри объявит оценки за конкурс. Максимальная оценка 5 баллов.

1-й конкурс – “Приветствие”: команды, начиная с 6 класса, исполнили заранее подготовленные приветствия соперникам и жюри:

приветствие соперникам команды 6б класса:

Вы, соперники, посторонитесь,
Характера нашего поберегитесь,
За гонор и нрав не ручаемся,
В игре победить собираемся.

приветствие жюри команды 6 б класса:

Друзья, приветствовать мы рады вас на встрече в КВН,
Другой победы нам не надо – победу мы хотим взамен.

команда 6б класса решила произнести приветствие и болельщикам:

А вы, болельщики, за нас болейте,
Хлопайте, ладоней не жалейте!
Только так и не иначе!
Пожелайте нам удачи!

команда 6а класса приготовила только приветствие соперникам:

Мы умнее вас,
Мы ловчее вас,
И докажем это
Мы сейчас.

“Самореклама”: прозвучали названия и девизы команд. Итак, команда 6а класса – “Головастики”, и её девиз: “ “Головастики” умнее всех, и в игре нас ждёт успех!”. Команда 6б класса – “Почемучки”: “Читать везде, читать всегда, и будешь умным ты тогда. ” Команды данным заданием не ограничились и изготовили себе эмблемы, очень даже оригинальные, на наш взгляд.

Конкурс “Кто быстрее”

Сейчас мы узнаем название нашего корабля, на котором совершим путешествие.

Кто быстрее? (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля, например: “Непобедимый”).

Теперь в путь! Испытания будут непростыми.

— Угадайте, о каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (!)

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (?)

Конкурс “Составление предложения”

Необходимо выполнить задания прежде, чем двигаться дальше. Задания командам.

1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.

Конкурс – “Подумаешь, описка”.

Часто некоторые люди думают: “Для чего так уж обязательно соблюдать все орфографические и синтаксические правила. Подумаешь. Сделал несколько ошибок! Главное всё равно понятно!”

Но на самом деле даже одна не в том месте поставленная запятая, даже одна неправильная буква могут полностью исказить смысл написанного.

От запятой может зависеть даже жизнь человека!

Чего не хватает в этом предложении?”

МАЛЬЧИК ПОЛОСКАЛ СОБАЧКУ.

ОГРОМНЫЕ ВОЛЫ ШВЫРЯЛИ НАШУ ЛОДКУ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ.

ВОТ УЖЕ СПУСТИЛИСЬ С ГОРЫ, А ВИТЯ ВСЁ СЛИЗАЛ.

МАМА ОТВАРИЛА ДВЕРЬ.

ДЕВУШКА ЛЮБИТ БРАТЦА ЗА ЛЮБУЮ РАБОТУ.

ЕЙ СЕГОДНЯ НЕ СПИЦА.

ВЫХОДНОЙ ПЕРЕНОСИЦА НА ПЯТНИЦУ. )

Пока команды работают, группы поддержки не отставали: ребята решали лингвистические ребусы и кроссворды, тем самым зарабатывая дополнительные баллы своей команде.

Конкурс “ Конкурс капитанов”

Отвечает один капитан, другой выходит за дверь. Гонка за лидером. Устный блиц опрос:

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).

4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

Конкурс – “Язык жестов”

Этот конкурс развеселил всех. Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить, и вынуждены общаться жестами.

Внимание, задание! Необходимо показать с помощью жестов и телодвижений смысл пословицы. Команда “Почемучки” с пословицами “Любишь кататься – люби и саночки возить” и “Сытый голодного не разумеет” удалилась на репетицию в коридор, а “Головастики” с пословицами “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” и “Мягко стелет, да жёстко спать” остались тренироваться в кабинете.

Задание для болельщиков

Пришло сообщение, попробуйте расшифровать её. Соберите пословицу

(Раздаются карточки с перемешанными слогами по ря док вре мя бе ре жжет; у стра ха гла за ве ли ки)

Каждая команда показывает по две пословицы, другая пытается их разгадать.

Конкурс “Кто больше?”

За три минуты составить запись в судовой журнал.

Кто больше соберёт слов, используя буквенный состав слова благородство.

Конкурс “Одним словом”

Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним следующее задание. Вопросы для команды №1.

“Одним словом”. Команды отвечают по очереди.

1. Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества(активист).

2. Человек, начинающий какое-нибудь важное дело. (Зачинатель, инициатор).

3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник).

4. Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник).

5. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник).

6. Писатель, создающий произведения для театра (драматург).

7. Участник восстания. (Повстанец).

8. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела. (формалист, бюрократ.)

9. Человек, живущий за чужой счёт, за счёт чужого труда. (тунеядец).

10. Тот, кто завидует другим. (Завистник).

1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки, все ли присутствуют. (Перекличка).

2. Первые буквы имени и отчества. (Инициалы).

3. Территория, на которой запрещена охота. (Заповедник).

4. Памятник в виде служащегося кверху гранёного столба (Обелиск.)

6. Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания. (Мимика).

7. Жидкое лекарство для приёма внутрь. (Микстура).

8. Сквозное отверстие, образованное от удара.( Пробоина).

9. То, что примешано, добавлено к чему-либо. (Примесь).

10. Временное прекращение военных действий. (Перемирие).

Каждый правильный ответ по 1 баллу.

Конкурс “Кто быстрее?”

Справа по борту какой-то предмет. Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем её. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.

Шваа домакан натойдсо быдепо.
(Ваша команда достойна победы).

Болельщики могут принести очки для своей команды, если ответят на шуточные вопросы:

Для болельщиков 1 команды:

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог,стол, стой).

2. Что мы говорим в начале урока? (Звук “у”)

3. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).

Для болельщиков 2 команды:

2. Как превратить высокое растение, которое растёт по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нём слоги: кА-мыш – мыш-ка.)

Телеграмм выглядит так: “Делегация выезжает утром встречайте”. Телеграмма вызвала недоумение, почему? Как можно понять её?

(Ответ: телеграмма состоит из двух предложений, которые не разделены точкой.)

Задание для болельщиков

В этих словах рассыпались буквы. Переставьте их и прочтите слова.

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок, цурика, воца. (Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица,овца).

Сейчас жюри подведёт итоги и объявит победителей.

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
И. Гришашвили

Источник

Разработка внеклассного мероприятия на тему: «С русским языком можно творить чудеса»

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

(комплексная игра для учащихся 7-х классов)

Русский язык может творить чудеса

Цель : развитие у учащихся любознательности, интереса к русскому языку, расширение лингвистического кругозора, познание тайн и загадок великого русского языка; совершенствование речи учащихся, развитие орфографической зоркости, чувства коллективизма, ответственности.

Задачи : заинтересовать учеников необычной формой проведения урока; помочь каждому поверить в себя.

Чтоб не осталось в стороне

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть будет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Слово учителя. – Дорогие друзья! Сегодня у нас торжественный день. В состязаниях КВН встречаются 2 команды знатоков русского языка: «Причастные к причастию» и «Ах, деепричастие». Наши соревнования оценит компетентное жюри. (Представление членов жюри).

1. Слово участникам:

1 ученик : Мы отвечаем дружно. И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед.

2 ученик : И пусть скорей кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, А только наши знания.

II . Конкурс «Знакомство»

Слово команде «Причастные к причастию».

Наша команда: « Причастные к причастию»

Наш девиз: «Сделай речь свою прекрасной, четкой, образной и ясной».

Его с трудом мы одолели,

Справляться стали еле-еле.

Ему на месте не сидится:

То в оборот вдруг превратится,

То НЕ к себе притянет властно.

И связываться с ним опасно!

Давай подружимся, причастие!

Не будем нагнетать несчастия.

Тебя мы будем правильно писать,

Преобразовывать и в языке употреблять.

На все вопросы его отвечать

Глагол по значению напоминать.

Слово команде: « Ах, деепричастие».

Наша команда: « Ах, деепричастие».

Наш девиз: «Как нет языка без морфологии, так нет морфологии без деепричастия».

Наш удивительный гибрид

На веточках глагола и наречия висит,

Не согласуется, не изменяется,

Лишь примыкает, но не управляется.

Любит он только глагол,

Навеки ему подчинен;

Строптиво к нему примыкает,

Сопутствие, действие изображает.

Он скажет, как и когда, почему

Действие произойдет наяву.

Что за гибрид мы описали?

Деепричастием его назвали.

I I I. Конкурс «Разминка». Блиц-опрос теоретического материала (команды отвечают по очереди)

Русский язык может творить чудеса

Блиц-опрос теоретического материала (команды отвечают по очереди)

Дать определение причастию как части речи.

Что такое деепричастие?

Что такое определяемое слово?

Чем выражено определяемое слово причастия?

Чем является определяемое слово деепричастия?

Как обособляются одиночные деепричастия?

Рассказать об обособлении причастного оборота.

В чём особенности обособления деепричастного оборота?

Каким членом предложения бывают крат кие причастия?

Признаки каких частей речи имеет причастие?

Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

Задание команде «Причастные к причастию» Выписать причастия и деепричастия, произвести морфологический разбор.

Кара-Су (Черная река)

Петляя в разросшемся горном лесу.

Шумит по ущельям река Кара-Су.

Вода ее сини небесной синей,

И бодрость вселит в тебя каждый глоток.

Когда же сюда завернула зима,

Метель зашипела, плюясь, как верблюд,

Железным копытом ударил мороз,

Речушки, опасаясь, нырнули под лед,

Река Кара-Су не замерзла одна.

Все так же шумит, устремляясь вперед,

На белом снегу, точно выдра, темна.

Задание команде «Ах, деепричастие!» Выписать причастия и деепричастия, произвести морфологический разбор.

Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

Глядя надменно, как бываю,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чем не изменяла

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

V . Конкурс «Что бы это значило?»

Команды поочередно обмениваются иллюстрациями (рисунками), в которых «зашифрованы» пословицы и поговорки, содержащие причастия и деепричастия.

На отгадывание дается две минуты.

Можно использовать пословицы и выражения:

Активизация внимания учащихся. Учитель называет слова: если услышали причастие – поднимите руку, если деепричастие – дотроньтесь пальцем до кончика носа, если другую часть речи – встаньте.

Смеясь, играя, пишущий, не смея, дувшие, ветры.

VII . Конкурс «Редакторы»

Задание. Исправить ошибки в употреблении причастий и деепричастий в речи.

Для каждой команды предназначена своя карточка.

Русский язык может творить чудеса

1.Насыпав попу в тесто махорки, Павку выгнали из школы.

2.Присев на скамью, глаза девочки наполнились слезами.

3.Получив серьезную рану, разведчики спасли раненого.

4.Дворник вёл под уздцы лошадь, отмахивая мух хвостом.

Ответ 1. Павку выгнали из школы за то, что он насыпал попу в тесто махорки.

2. У присевшей на скамью девочки глаза наполнились слезами.

3. Разведчика, получившего серьёзную рану, спасли товарищи.

4. Дворник вел под уздцы лошадь, отмахивающую мух хвостом.

1. По затемненной улице шли два студента и дождь, переходив в снег.

2. Человек был в отчаянии и в плаще, не застегивая его.

3. Мальвина отчитывала за кляксу Буратино, болтая ногой.

4. Съев все конфеты в вазе, Сережку отругала мама.

5. Дед распугивал зайцев ружьем, попортив капусту на огороде.

Ответ 1. Шел дождь, переходящий в снег, и по затемненной улице шли два студента. 2. В отчаянии человек шел, не застегивая плащ. 3. Мальвина отчитывала за кляксу Буратино, болтавшего ногой. 4. Съевшего все конфеты в вазе Сережку отругала мама. 5. Дед ружьем отпугивал зайцев, попортивших капусту на огороде.

VIII . Конкурс «Пословица».

Задание. В карточках «разбежались» пословицы. Требуется их собрать и подчеркнуть причастные и деепричастные обороты, причастия или деепричастия.

2. Выговоренное слово.

. скользить не будет.

3. Подкованная лошадь.

. если зрячий на возу сидит.

4. И слепая лошадь везет.

. что нерасколотый орех.

5. Запоздалый совет.

. все равно, что дождь после жатвы.

1 Неиспытанный друг, что нерасколотый орех.

2. Выговоренное слово не догонишь.

3. Подкованная лошадь скользить не будет.

4. И слепая лошадь везет, если зрячий на возу сидит.

5, Запоздалый совет все равно, что дождь после жатвы.

/ С мастерством люди не родятся, съешь, что причитается.

Прич. 1. С мастерством люди не родятся, но приобретенным мастерством

2. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. Дееприч

3. Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.

4. Из горящего дома что вынесешь, то и твое.

5. Испытанная дружба в огне не горит и в воде не тонет.

Команды должны одновременно изобразить: 1) выжатый лимон; 2) кипящее молоко;

3) набитый карман; 4) гашёную известь.

Конечно, наши капитаны – самые грамотные, умные ребята. Естественно, они хорошо умеют читать, в чем мы сейчас убедимся. Объявляется «Конкурс капитанов».

.Внимание! Что здесь написано? В течение 20 секунд капитаны пишут ответ и передают жюри (медведь, тигр, ягуар, лев, лисица).

XI . Конкурс «Домашнее задание»

Участники команды должны были написать лингвистическую сказку

Сказка про причастие

Я знаю одного веселого царя.

А родом этот царь из книжки – словаря.

Он каждый день гонял в футбол.

От слова «говорить» возник мой царь ГЛАГОЛ

И около царя, как бабочки весной

Со всеми добрым был веселый царь – отец.

Всех часто приглашал на праздник во дворец.

А были в том дворце балы занимательные.

И как- то раз влюбился царь в Прилагательное

Ей сердце предложил и в тот же день женился…

И вскоре во дворце наследник появился.

Крестили малыша и нарекли Причастием

Вот тут и начались конфликты и несчастия.

Однажды он кричит: «Коль скоро я Причастие, а мой отец – ГЛАГОЛ, то я глагол от части!

Хочу я время, вид иметь! Чтоб свысока на всех глядеть.

Вздохнули… выдали кафтан

На вид и время дали сан.

Я и действие, и признак Всем известного глагола.

А милое и очаровательное

Вдруг загрустило Прилагательное:

Ребенок так забудет мать!

О боже! Что ему мне дать?

— В слезах, повертывая шляпку

Она ему купила шапку

Преподнесла. Надел и вот::

Имеет он падеж, число и род.

Cказка «Ах, деепричастие»

В большой стране Морфология жили – были 2 друга: Глагол и Наречие. Дружили они долгое – долгое время. Однажды Глагол сказал: «Слушай, Наречие, нам вдвоем скучно, давай найдем еще приятеля – все будет веселее».

После долгих поисков нашли они себе товарища.

– Я одинокое существо, во мне нет ничего особенного.

– А будешь дружить с нами?

– Конечно, я так хочу быть похожим на вас. А вы поделитесь со мной морфологическими признаками, чтобы у меня было собственное лицо.

– Хорошо, я подарю тебе вид и возвратность.

– А я- свой постоянный признак – неизменяемость и синтаксическую роль.

А чтобы их новый друг имел свое отличие, добавили к его внешнему виду суффиксы: А,Я,В,ВШИ,ШИ,УЧИ,ЮЧИ. И дали ему имя – Деепричастие. Узнать меня совсем не сложно Меня с глаголом спутать можно Но помните, чтобы вопрос вас не подвел Я по значению совсем, как наш глагол.

Однажды Деепричастие, резвясь и играя, встретило незнакомку.

– Я частичка Не, которая враждует всю жизнь с Глаголом.

– Ой, а я его форма, значит, и меня ты не признаешь?

– Нет, и не старайся меня примирить с собой, ничего не получится, при каждом удобном случае я буду заявлять: не хочу, не буду, не пишите нас вместе.

– А как же мои родственники: ненавидя, негодуя, недоумевая?

Придется тебе смирить свою гордость, непримиримая частица, ведь без тебя они потеряют свой смысл и не могут употребляться самостоятельно.

– Ой, как мне от всего этого нездоровится, но и вам несдобровать.

Ладно, в этом случае я потерплю такое неприятное соседство, ох, уж эта фамильная ненависть.

А однажды Деепричастие, веселясь и играя, попало на урок в 7 «А» класс и стало посмеиваться над ребятами.

– Ха, вы не знаете законов употребления меня в предложении.

– Да мы все выучили, все знаем.

А Деепричастие посмеивается:

– Не зная броду, не суйся в воду. Употребите меня в речи, тогда и посмотрим.

– Ой, да что тут особенного?

– А я Деепричастие, все особенное, все необыкновенное.

– Да мы, да ничего трудного.

– А вы пословицу вспомните, не меряя семь раз, не режьте.

Так и спорит Деепричастие со школьниками, а дети на уроках, часто вздыхая, произносят: Ах, это деепричастие!

Уважаемые команды! Пользуясь данной таблицей, нужно собрать высказывание о русском языке. Прочитайте его, а мы выясним, кто быстрее читает.

Источник

Видео

Русский язык может творить чудеса

Русский язык может творить чудеса

С русским языком можно творить чудеса!

С русским языком можно творить чудеса!

С русским языком можно творить чудеса...

С русским языком можно творить чудеса...

Чудеса русского языка!!!!!!

Чудеса русского языка!!!!!!

Писатели о русском языке (К.Г. Паустовский)

Писатели о русском языке (К.Г. Паустовский)

Небеса реальны - фильм на русском языке

Небеса реальны - фильм на русском языке

Этот парень вышел из 12 летней комы, и то, что он рассказал, поразило всех

Этот парень вышел из 12 летней комы, и то, что он рассказал, поразило всех

Мультфильм. Чудеса в Решете. Устойчивые выражения русского языка

Мультфильм. Чудеса в Решете. Устойчивые выражения русского языка

Клуб Винкс - Сезон 1 Серия 01 - Неожиданное событие

Клуб Винкс - Сезон 1 Серия 01 - Неожиданное событие

Фильм. Любовь творит чудеса | Main Aisa Hi Hoon

Фильм. Любовь творит чудеса | Main Aisa Hi Hoon
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.