Русский язык неморфологические способы + видео обзор

Способы словообразования. Морфологический и неморфологический способы словообразования.

Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Состав слова. Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема– это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня.

1. Морфологический способ:

2) Суффиксальный способ При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать — отливка, ткач — ткацкий.

5) Сложение целых слов.

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

2. Неморфологический способ— образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

3)Морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;

Порядок словообразовательного разбора:

1. Найти слово, от которого образовано данное слово (попробовать объяснить лексическое значение данного для разбора слова через исходное слово).

2. Определить, как образовано данное слово, назвать способ словообразования.

Слово учительницаобразованно от слова учитель при помощи суффикса -ниц.

Этот суффикс используется для обозначения лиц женского пола. Это суффиксальный способ словообразования.

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способыУчительница учитель

Морфемный разбор слова– это выделение всех морфем, из которых состоит слово. Например:

Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способыРусский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способы Русский язык неморфологические способыЗанимается природоведением, по-моему.

1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.(У неизменяемых слов окончания нет.)

2. Указать корень, суффикс и приставки.(Для выделения корня подбираем однокоренные слова. При выделении суффиксов и приставок опираемся на словообразовательный разбор.)

Источник

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы

В зависимости от используемых средств разделяют два основных способа словообразования:
морфологический — с помощью различных морфем;
неморфологический — без помощи морфем.
Каждый из них включает несколько видов.

Способы словообразования

МорфологическийНеморфологический
АффиксацияСложение
• суффиксальный• сложение словМорфолого-синтаксический
• приставочный• сложение основ + интерфиксацияЛексико-синтаксический
• приставочно-суффиксальный• сложение основ + суффиксация
(сложносуффиксальный)
Лексико-семантический
• бессуффиксный
(нулевая аффиксация)
• аббревиация
(сложносокращенный)

Неморфологическими называются способы образования слов без использования морфем.
В зависимости от конкретных процессов выделяют
морфолого-синтаксический,
лексико-синтаксический,
лексико-семантический способы.

больной (прилагательное) – больной (существительное)
вокруг (наречие) – вокруг (предлог)

Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа

переход в существительныестоловая посуда (прил.) – заводская столовая
мороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженое
отдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли
переход в прилагательныеблестящий (прич.) на солнце – блестящие способности
любимый (прич.) людьми – любимый человек
первый (числ.) в ряду – первый ученик
переход в местоименияопределенный (прич.) законом – определенный успех
о данных (сущ.) для исследования – о данных событиях
переход в наречиямедленным шагом (сущ.) – ехали шагом
лежа (дееприч.) на кровати – думать лежа
попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение
переход в служебные части речилагодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог)
что ты сказал? (предлог) – сказал, что (союз) знает
возвратился один (числ.) – один (частица) он знал
переход в междометиякремлевский караул (сущ.) – караул!
давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)

Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.

за благо рассудится – заблагорассудится
с ума сошедший – сумасшедший
вечно зелёный – вечнозеленый
сильно действующий – сильнодействующий
ума лишённый – умалишённый
тяжело раненный – тяжелораненый

многообещающий – обещающий много
вышеуказанный – указанный выше

Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка.

При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.

Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.

Источник

Презентация по русскому языку «Неморфологический способ образования слов»

Русский язык неморфологические способы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Неморфологический способ образования слов

Неморфологический способ словообразования Неморфологическим называются способ образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют 3 вида неморфологического образования слов: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический способы.

Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования При морфолого-синтаксическом способе слова образуются путем перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль: рядовой (прилагательное) – рядовой (существительное) около (наречие) – около (предлог)

Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа переход в существительные ванная комната (прил.) – шикарная ванная мороженое блюдо (прил.) – сливочное мороженое заведующий (прич.) складом– заведующий распорядился переход в прилагательные блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности любимый (прич.) людьми – любимый человек первый (числ.) в ряду – первый ученик переход в местоимения определенный (прич.) законом – определенный успех (в знач.: некоторый)

Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения. переход в наречия медленным шагом (сущ.) – ехали шагом сидя (дееприч.) на диване – читать сидя попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение переход в служебные части речи благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (местоимение) – сказал, что (союз) знает возвратился один (числ.) – один (частица) он знал переход в междометия кремлевский караул (сущ.) – караул! давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)

Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря, при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.

За благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозелёный сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше

Лексико-семантический неморфологический способ словообразования При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы

Русский язык неморфологические способы

Номер материала: ДВ-565259

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

§ 3. Неморфологические способы словообразования

В словообразовательной системе русского языка существуют три неморфологических способа: лексико-семантический, лексико-грамматический и лексикосинтаксический.

Сущностью лексико-семантического и лексико-грамматического способов является образование новых омонимичных слов в лексической системе языка. Возникновение омонимичных слов в кругу одной и той же части речи (журавль1 — «наименование птицы» и журавль2 — «наименование приспособления для подъема воды из колодца») осуществляется с помощью лексико-семантического способа. Появление омонимичных слов в сфере разных частей речи (мороженое1 мясо — имя прилагательное, полное; вкусное мороженое* — субстантивированное прилагательное) происходит лексико-грамматическим способом.

Сущностью лексико-синтаксического способа является образование новых слов, омонимичных тем словосочетаниям, на почве которых они создаются (вышеуказанный — выше указанный).

Лексико-семантический способ словообразования — это возникновение омонимичных слов в результате появления новых значений в структуре того или иного производящего слова.

В результате появления новых значений в структуре многозначного слова нередко возникают новые омонимичные слова. Именно таким путем возникло существительное гладь в значении «вышивка сплошными, плотно прилегающими друг к другу стежками»1, которое ранее входило в систему значения омонимичного существительного гладь—1) «ровная, гладкая поверхность»; 2) «способ вышивания широкими, плотно прилегающими друг к другу стежками»[38] [39].

При лексико-семантическом способе образование новых омонимичных слов связано лишь с изменением смысловой структуры производящего слова и не затрагивает грамматических свойств или морфемного членения.

Лексико-грамматический способ словообразования — это возникновение омонимичных слов путем изменения значений и грамматических свойств производящего слова.

При переходе слов из одной части речи в другую, естественно, семантические изменения сопровождаются изменением грамматических свойств слова, а иногда и его морфемного состава.

С помощью лексико-грамматического способа пополняются как знаменательные, так и служебные части речи. Наиболее распространен этот способ в системе словообразования имен существительных на почве прилагательных и причастий, т. е. в результате процесса субстантивации. Так, например, существительные столовая (Столовая на ремонте), ученый (большой ученый) отличаются от омонимичных им прилагательных тем, что обозначают не признак предмета, а сам предмет. Они приобретают самостоятельные категории рода, числа и падежа, существенно изменяют свою синтаксическую функцию.

Служебные слова, сложившиеся на основе знаменательных частей речи, уже не обозначают предметов, действий и их признаков. Они становятся показателями различных отношений между предметами, показателями направления действия этих предметов и т. п. Так, например, отыменные и отглагольные предлоги и союзы в силу, несмотря на, благодаря, с тех пор как, спустя, отыменные и отглагольные частицы капельку, чуть-чуть, чуточку, пусть, давай и др. выражают отвлеченные условные, причинные, временные и другие грамматические значения.

Служебные слова, сложившиеся на основе знаменательных частей речи, существенно преобразуют свой морфемный состав, а именно: прежде членимые основы, как правило, становятся непроизводными, нечленимыми (сравните: благодар-я—деепричастие и благодаря — предлог).

Лексико-синтаксический способ словообразования представляет собой сращение в одно слово двух или более слов, входящих в состав свободного или устойчивого словосочетания.

Лексико-синтаксическим способом в современной словообразовательной системе образуются главным образом прилагательные, которые соотносятся с тождественными, омонимичными им словосочетаниями, состоящими из прилагательного или причастия в соединении с уточняющим их компонентом, выраженным, как правило, наречием, реже существительным и предлогом: вечнозеленый, малоизученный, вышестоящий, умалишенный, близлежащий.

В результате образования сложных слов лексико-синтаксическим способом происходит утрата семантической, фонетической и грамматической самостоятельности компонентов производящего словосочетания. В структуре новых слов формируется семантическая, фонетическая и грамматическая цельнооформленность (сравните: глубоко уважаемый и глубокоуважаемый).

Все ранее рассмотренные способы производства и образования слов можно представить схематически в следующей таблице:

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9

Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования

В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:

1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;

2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.

Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.

1. Морфологический способ:

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.

2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.

1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?

3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный

Источник

Видео

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемныеСкачать

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемные

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ [IrishU]Скачать

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ [IrishU]

Русский язык 10 класс (Урок№11 - Морфология и морфологические нормы.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№11 - Морфология и морфологические нормы.)

Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)

Морфологическая норма| Русский языкСкачать

Морфологическая норма| Русский язык

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ [IrishU]Скачать

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ [IrishU]

Синтаксическая норма| Русский языкСкачать

Синтаксическая норма| Русский язык

ЕГЭ задание 7: Морфологические нормыСкачать

ЕГЭ задание 7: Морфологические нормы
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.