Русский язык однородные придаточные + видео обзор

Содержание
  1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением. Примеры
  2. Пунктуация в предложении с однородным подчинением
  3. Запятая между однородными придаточными
  4. Запятая не ставится между однородными придаточными
  5. Примеры предложений с однородным подчинением из художественной литературы
  6. 10 примеров предложений с однородным подчинением придаточных
  7. Пунктуация в предложении с однородным подчинением
  8. Запятая между однородными придаточными
  9. Запятая не ставится между однородными придаточными
  10. Примеры предложений с однородным подчинением из художественной литературы
  11. Однородное подчинение придаточных в сложноподчиненных предложениях
  12. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных
  13. Виды подчинения придаточных
  14. Схемы, примеры, запятые в сложноподчиненных предложениях
  15. Заключение
  16. 2.5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Разбор и знаки препинания
  17. Видео

Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением. Примеры

Однородное под­чи­не­ние при­да­точ­ных — это под­чи­не­ние при­да­точ­ных одно­го типа все­му глав­но­му пред­ло­же­нию или одно­му и тому же сло­ву в нём.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии быва­ют два и более одно­род­ных при­да­точ­ных, кото­рые пояс­ня­ют всю глав­ную часть или одно сло­во в ней. Рассмотрим, что такое одно­род­ное под­чи­не­ние при­да­точ­ных в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

О слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных частич­но шел раз­го­вор в ста­тье «Примеры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми».

Уточним, что такое одно­род­ное под­чи­не­ние в слож­но­под­чи­нен­ном предложении.

Однородными могут быть чле­ны пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щее, ска­зу­е­мое, опре­де­ле­ние и пр.), обо­ро­ты и предложения.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии две и более зави­си­мые части одно­го типа пояс­ня­ют одно сло­во в глав­ном или всё пред­ло­же­ние. Подчиненные пред­ло­же­ния име­ют одно и то же зна­че­ние и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Тогда опре­де­лим, что в таком слож­ном пред­ло­же­нии суще­ству­ет одно­род­ное под­чи­не­ние при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по отно­ше­нию к главному.

Русский язык однородные придаточные

стре­мил­ся туда куда?

Два при­да­точ­ных обсто­я­тель­ствен­ных пред­ло­же­ния име­ют зна­че­ние места. К глав­но­му пред­ло­же­нию они при­со­еди­ня­ют­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва «где», а меж­ду собой соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и» и пояс­ня­ют одно сло­во в глав­ном — ука­за­тель­ное наре­чие «туда». Такие пред­ло­же­ния свя­за­ны с глав­ным одно­род­ным под­чи­не­ни­ем. Обратим вни­ма­ние, что, как пра­ви­ло, одно­род­ные при­да­точ­ные части явля­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми одно­го типа.

На ноч­ном небе сия­ли яркие звёз­ды, кото­рые были недо­ступ­ны и кото­рые, каза­лось, под­ми­ги­ва­ли нам с высоты.
Русский язык однородные придаточные

Пунктуация в предложении с однородным подчинением

Однородные при­да­точ­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Запятая между однородными придаточными

Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет оди­ноч­ных сочи­ни­тель­ных сою­зов (соеди­ни­тель­ных или раз­де­ли­тель­ных), то они отде­ля­ют­ся друг от дру­га запя­ты­ми, например:

Оленин знал, что в лесу опас­но, что абре­ки скры­ва­ют­ся в этих лесах (Лев Толстой).

От одно­го глав­но­го пред­ло­же­ния (Оленин знал) зави­сят два одно­род­ных при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных пред­ло­же­ния, меж­ду кото­ры­ми нет сочи­ни­тель­но­го сою­за. Эти части слож­но­го пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей, и меж­ду ними ста­вит­ся запятая.

Запятая не ставится между однородными придаточными

Иногда во вто­ром одно­род­ном при­да­точ­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ный союз может толь­ко под­ра­зу­ме­вать­ся, а сами пред­ло­же­ния соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и». В таком слу­чае меж­ду дву­мя под­чи­ни­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, соеди­нен­ны­ми оди­ноч­ным сочи­ни­тель­ным сою­зом, запя­тая не ста­вит­ся, например:

Он [Жухрай] сто­ял при­слу­ши­ва­ясь, и, когда луна выскольз­ну­ла из-за туч_и ста­ла вид­на доро­га, он огля­дел её вни­ма­тель­но и обер­нул­ся к Павлу (Н. Островский).

Две при­да­точ­ные части «когда луна выскольз­ну­ла из-за туч» и «ста­ла вид­на доро­га» соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным оди­ноч­ным сою­зом «и», при­чем во вто­ром одно­род­ном пред­ло­же­нии опу­щен под­чи­ни­тель­ный союз «когда».

Не ста­вит­ся запя­тая после глав­ной части, если при­да­точ­ные одно­род­ные пред­ло­же­ния наря­ду с нали­чи­ем в них под­чи­ни­тель­ных сою­зов при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части повто­ря­ю­щи­ми­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми. Запятая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рым сою­зом, как и при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния, например:

Все деле­га­ты обсуж­да­ли под­ня­тую про­бле­му _ и когда зашли в зал, и когда рас­са­жи­ва­лись по местам.

Если перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом пер­вой при­да­точ­ной име­ет­ся отри­ца­ние «не», то и в этом слу­чае не ста­вит­ся запя­тая после глав­но­го предложения:

Важно не _ что она ска­за­ла, а как и каким тоном она это ска­за­ла нам.

Примеры предложений с однородным подчинением из художественной литературы

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли _ или слов­но над пле­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Первый зим­ний путь, если снег выпал ров­но, при тихой пого­де, если он доста­точ­но покры­ва­ет все неров­но­сти доро­ги, быва­ет у нас на Руси вели­ко­леп­но хорош (С. Аксаков).

Люблю тот край, где зимы дол­ги, но где вес­на так моло­да, где вниз по матуш­ке по Волге идут бес­счис­лен­ны суда (А. К. Толстой).

Ты пом­нишь, това­рищ, как вме­сте сра­жа­лись, как нас обни­ма­ла гро­за? (М. Светлов).

Подъезжая к мосту, я уви­дел, что пля­жи тянут­ся далеко-далеко, что они усе­я­ны наро­дом, откры­ты паля­щим лучам солн­ца (В. Солоухин).

Пришлось высто­ять самую длин­ную в Полиной жиз­ни мину­ту, пока не успо­ко­ит­ся нерв­ный сол­дат, пока не прой­дёт охва­тив­шая тело лип­кая сла­бость (Л. Леонов).

Я уви­дел, как звез­ды ста­ли тума­нить­ся и терять свою лучи­стость, как лёг­ким вздо­хом про­нес­лась по зем­ле про­хла­да (А. Чехов).

Видел Егорушка, как мало-помалу тем­не­ло небо _ и опус­ка­лась на зем­лю мгла, как засве­ти­лись одна за дру­гой звёз­ды (А. Чехов).

Мне нра­вят­ся наши сос­но­вые леса _ и когда они весе­ло кача­ют сво­и­ми макуш­ка­ми навстре­чу лет­не­му солн­цу, и когда они, засне­жен­ные, сто­ят, как солдаты.

Источник

10 примеров предложений с однородным подчинением придаточных

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два и более одно­род­ных при­да­точ­ных пояс­ня­ют всю глав­ную часть или одно сло­во в ней. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

О слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных частич­но шел раз­го­вор в ста­тье «Примеры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми».

Уточним, что такое одно­род­ное под­чи­не­ние в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

Однородными могут быть чле­ны пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щее, ска­зу­е­мое, опре­де­ле­ние и пр.), обо­ро­ты и пред­ло­же­ния.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии две и более зави­си­мые части одно­го типа пояс­ня­ют одно сло­во в глав­ном или всё предложение.Подчиненные пред­ло­же­ния име­ют одно и то же зна­че­ние и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Тогда опре­де­лим, что в таком слож­ном пред­ло­же­нии суще­ству­ет одно­род­ное под­чи­не­ние при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по отно­ше­нию к глав­но­му.

стре­мил­ся туда куда?

Два при­да­точ­ных обсто­я­тель­ствен­ных пред­ло­же­ния име­ют зна­че­ние места. К глав­но­му пред­ло­же­нию они при­со­еди­ня­ют­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва «где», а меж­ду собой соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и» и пояс­ня­ют одно сло­во в глав­ном — ука­за­тель­ное наре­чие «туда». Такие пред­ло­же­ния свя­за­ны с глав­ным одно­род­ным под­чи­не­ни­ем. Обратим вни­ма­ние, что, как пра­ви­ло, одно­род­ные при­да­точ­ные части явля­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми одно­го типа.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии при­да­точ­ные одно­го типа, име­ю­щие оди­на­ко­вое зна­че­ние, соеди­не­ны одно­род­ной под­чи­ни­тель­ной свя­зью с глав­ным пред­ло­же­ни­ем
Русский язык однородные придаточные

Пунктуация в предложении с однородным подчинением

Однородные при­да­точ­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Запятая между однородными придаточными

Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет оди­ноч­ных сочи­ни­тель­ных сою­зов (соеди­ни­тель­ных или раз­де­ли­тель­ных), то они отде­ля­ют­ся друг от дру­га запя­ты­ми, напри­мер:

Оленин знал, что в лесу опас­но, что абре­ки скры­ва­ют­ся в этих лесах (Лев Толстой).

От одно­го глав­но­го пред­ло­же­ния (Оленин знал) зави­сят два одно­род­ных при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных пред­ло­же­ния, меж­ду кото­ры­ми нет сочи­ни­тель­но­го сою­за. Эти части слож­но­го пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей, и меж­ду ними ста­вит­ся запя­тая.

Запятая не ставится между однородными придаточными

Иногда во вто­ром одно­род­ном при­да­точ­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ный союз может толь­ко под­ра­зу­ме­вать­ся, а сами пред­ло­же­ния соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и». В таком слу­чае меж­ду дву­мя под­чи­ни­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, соеди­нен­ны­ми оди­ноч­ным сочи­ни­тель­ным сою­зом, запя­тая не ста­вит­ся, напри­мер:

Он [Жухрай] сто­ял при­слу­ши­ва­ясь, и, когда луна выскольз­ну­ла из-за туч_и ста­ла вид­на доро­га, он огля­дел её вни­ма­тель­но и обер­нул­ся к Павлу (Н. Островский).

Две при­да­точ­ные части «когда луна выскольз­ну­ла из-за туч» и «ста­ла вид­на доро­га» соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным оди­ноч­ным сою­зом «и», при­чем во вто­ром одно­род­ном пред­ло­же­нии опу­щен под­чи­ни­тель­ный союз «когда».

Не ста­вит­ся запя­тая после глав­ной части, если при­да­точ­ные одно­род­ные пред­ло­же­ния наря­ду с нали­чи­ем в них под­чи­ни­тель­ных сою­зов при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части повто­ря­ю­щи­ми­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми. Запятая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рым сою­зом, как и при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния, напри­мер:

Все деле­га­ты обсуж­да­ли под­ня­тую про­бле­му _ и когда зашли в зал, и когда рас­са­жи­ва­лись по местам.

Если перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом пер­вой при­да­точ­ной име­ет­ся отри­ца­ние «не», то и в этом слу­чае не ста­вит­ся запя­тая после глав­но­го пред­ло­же­ния:

Важно не _ что она ска­за­ла, а как и каким тоном она это ска­за­ла нам.

Примеры предложений с однородным подчинением из художественной литературы

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли _ или слов­но над пле­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Первый зим­ний путь, если снег выпал ров­но, при тихой пого­де, если он доста­точ­но покры­ва­ет все неров­но­сти доро­ги, быва­ет у нас на Руси вели­ко­леп­но хорош (С. Аксаков).

Люблю тот край, где зимы дол­ги, но где вес­на так моло­да, где вниз по матуш­ке по Волге идут бес­счис­лен­ны суда (А. К. Толстой).

Ты пом­нишь, това­рищ, как вме­сте сра­жа­лись, как нас обни­ма­ла гро­за? (М. Светлов).

Подъезжая к мосту, я уви­дел, что пля­жи тянут­ся далеко-далеко, что они усе­я­ны наро­дом, откры­ты паля­щим лучам солн­ца (В. Солоухин).

Пришлось высто­ять самую длин­ную в Полиной жиз­ни мину­ту, пока не успо­ко­ит­ся нерв­ный сол­дат, пока не прой­дёт охва­тив­шая тело лип­кая сла­бость (Л. Леонов).

Я уви­дел, как звез­ды ста­ли тума­нить­ся и терять свою лучи­стость, как лёг­ким вздо­хом про­нес­лась по зем­ле про­хла­да (А. Чехов).

Видел Егорушка, как мало-помалу тем­не­ло небо _ и опус­ка­лась на зем­лю мгла, как засве­ти­лись одна за дру­гой звёз­ды (А. Чехов).

Мне нра­вят­ся наши сос­но­вые леса _ и когда они весе­ло кача­ют сво­и­ми макуш­ка­ми навстре­чу лет­не­му солн­цу, и когда они, засне­жен­ные, сто­ят, как сол­да­ты.

Источник

Однородное подчинение придаточных в сложноподчиненных предложениях

Однородное подчинение придаточных представляет собой один из нескольких видов подчинительной связи сложноподчинённого предложения. В общей сложности подобных видов в русском языке существует три и их можно определить по нескольким правилам.

Необходимо уметь различать данные виды предложений для того, чтобы речь была развитой и разнообразной. Основные типы придаточных предложений с множественными примерами и схемами будут представлены в данной статье. Для продуктивного изучения данного материала понадобится усердие. Поверхностное же изучение не даст положительных результатов. Итак, начнём.

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных

Сложноподчинённое предложение (или попросту сложное), которое содержит в себе однородные придаточные, достаточно просто отличить от других видов связи.

Для этого необходимо проанализировать имеющееся предложение на предмет наличия нижеследующих признаков:

Во-первых, все подчистую придаточные предложения должны отвечать на тот самый вопрос (общий), который задаётся к определяемому слову, либо только к главному предложению; то есть придаточные должны быть построены по аналогичному типу.

Второй пункт подразумевает, что абсолютно каждое придаточное должно относиться к одному главному предложению, либо к одному определяемому слову, находящемуся в составе главного. Подобная связь называется соподчинением.

В-третьих, придаточные между собой должны быть соединены с помощью сочинительных союзов (союзная связь) или бессоюзной связи (когда есть перечисление) так же, как связываются простые однородные члены предложения. Наглядными примерами сочинительных союзов являются: и; а; но; или; да; и др.

Виды подчинения придаточных

Помимо вышеизложенного вида подчинения, существует ещё подчинение последовательное и параллельное. Необходимо рассмотреть и такие виды подчинительной связи.

Параллельное подчинение также часто называют и неоднородным. Для его выявления необходимы следующие признаки:

Придаточные предложения должны относиться только лишь к одному главному предложению, исключая отношение к единственному конкретному члену предложения;

В данном виде придаточные предложения не являются выстроенными по одному типу, так как вопросы, поставленные к определяемой части, на которые они отвечают, существенно разнятся.

Необходимо знать, что неоднородными будут считаться также и предложения, имеющие сходную роль, но относящиеся к различным словам, находящимся в главном (определяемом) предложении. Потому что подобные придаточные сцеплены с разными предложениями.

Последовательное подчинение предложений являет собой третий тип придаточных предложений и обладает нижеперечисленными знаками отличия:

Главному предложению подчиняется (привязывается) обычно лишь одно придаточное (также его возможно обозначить как придаточное предложение, имеющее первую степень), а вот последующее за ним (второе) придаточное предложение будет отнесено именно к придаточному первой степени, а вовсе не к самому главному предложению, и так далее. Вот так и получается то самое последовательное подчинение, в результате которого каждое предшествующее предложение становится определяемым для последующего.

Иногда придаточные предложения принимают особое расположение. Например: одно придаточное может находиться внутри другого придаточного; на месте их состыковки может оказаться 2 подчинительных союза, либо подчинительный союз с союзным словом.

Схемы, примеры, запятые в сложноподчиненных предложениях

Разбор и анализ всякого предложения производится путем задавания вопроса от придаточных предложений к главному (определяемому), либо к определяемому слову. Начать необходимо именно со сложноподчинённых предложений, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия). Никак не следует сразу браться за придаточные изъяснительные, ведь для школьников они являются достаточно трудными.

Совет! Для упрощения задачи, можно составить таблицы, в которые следует занести союзы и союзные слова, связывающие предложения разных видов. Так информация усвоится гораздо быстрее.

Схема однородного подчинения выглядит так: [ ], (союз …), (союз …) и (союз …).

Он знал (что?), что она вернётся, что найдёт его и что не сможет отпустить.

Но тут он понял (что?), что ему не жить и что теперь придётся бежать.

Ты вспомнила (кто? что?), дева, как бегала резво, как мы кувыркались в траве?

Первый снег (что?), если холодно, при сниженной температуре, если уже наступила поздняя осень (что?), выпадет уже в октябре.

Мне казалось (что?), что она мне соврала, что это именно она украла мою подвеску.

Ни один человек не сможет упрекнуть тебя (в каком случае? почему?), если у него нет доказательств, если он не знает всей правды.

Важно! Следует учесть, что если между какими-либо однородными придаточными употреблён впервые встречающийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то ставить запятую не нужно.

Схема неоднородного (параллельного) подчинения: (Союз …), [ ], (союз …).

Когда я сплю, я чувствую (что? когда?), что кто-то стоит надо мной.

Если бы он ещё тогда сознался, стало бы ясно (что? когда?), что у него всё ещё есть совесть.

Я знаю (что?), что он примет верное решение, и думаю (что? о чём?), что смогу ему в этом помочь.

Невозможно понять сразу (что?), чем так приятно пахнет с утра, но чувствуется (что?), что это нечто прекрасное.

Если ты увидишь это своими глазами, то поймёшь (что? при каких обстоятельствах?), что всё было взаправду.

Важно! В случае с неоднородным (параллельным) подчинением, между несколькими придаточными предложениями знаки препинания ставятся по общему правилу русского языка.

Схема последовательного подчинения: [ ], (союз …), (союз …).

Если бы каждый человек делал то (что?), что ему вздумается (какой вывод?), как бы мы жили?

Анастасия всегда думала (что? о чём?), что цель оправдывает средства, если она великая.

Когда он пришёл к ней с цветами (зачем?), чтобы сделать сюрприз, она недовольно отвернулась, не вымолвив ни слова.

С той поры (какой?) как сестра моя уехала из дому и вышла замуж и детишек родила, много (что?), очень много лет прошло.

Ульяна была в том состоянии (каком?), когда чувствуешь (что?), что преодолела себя.

Гром грянул так сильно, что, когда гроза стихла, уже было разрушено много домов.

Важно! Если предложения находятся в последовательном подчинении, то знаки препинания так же ставятся по общим правилам русского языка.

Заключение

В художественной литературе можно отыскать огромное множество примеров с придаточными предложениями совершенно разных видов. Столь многочисленные примеры необходимо рассмотреть для закрепления изученного материала. В интернете также имеются различные упражнения, помогающие научиться определять и разбирать предложения по составным частям.

Хорошей практикой для учеников разных классов станет самостоятельное составление сложносочинённых предложений, а затем их последовательный разбор. Это научит детей самостоятельно мыслить, а выучить все правила им будет гораздо легче (можно придумывать шуточные предложения, а затем менять местами главные и второстепенные предложения). Успешной практики!

Источник

2.5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Разбор и знаки препинания

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом ( и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

4) Союзы ли. или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 (Чехов).

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 ). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3

Между придаточными предложениями с параллельным подчинением запятые ставятся на общем основании.

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение ( то я исполню любое приказание ).

Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»

Источник

Видео

Задание 2 ОГЭ // Параллельное, однородное, последовательное подчинение // Русский язык

Задание 2 ОГЭ // Параллельное, однородное, последовательное подчинение // Русский язык

Знаки при однородном подчинении придаточных [IrishU]

Знаки при однородном подчинении придаточных [IrishU]

Видеоурок по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Видеоурок по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Русский язык 9 класс (Урок№35 - Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.)

Русский язык 9 класс (Урок№35 - Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.)

Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением

Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Русский язык 3 класс. Однородные подлежащие и сказуемые

Русский язык 3 класс. Однородные подлежащие и сказуемые

Русский язык 9 класс (Урок№36 - Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях.)

Русский язык 9 класс (Урок№36 - Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях.)

Русский язык 8 класс (Урок№35 - Однородные и неоднородные определения.)

Русский язык 8 класс (Урок№35 - Однородные и неоднородные определения.)

Урок однородные члены предложения. Простое объяснение правил русского языка

Урок однородные члены предложения. Простое объяснение правил русского языка
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.