Русский язык открывает до конца + видео обзор

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. »

Русский язык открывает до конца

Дивишься драгоценности нашего языка — что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.

Чтение хорошей книги снимает стресс лучше алкоголя, утверждают психологи. Сегодня у нас чудесное терапевтическое чтение от признанного мастера литературного пейзажа — Константина Паустовского. Если эта неделя уже успела утомить вас, лучшего антидепрессанта не придумать.

Русский язык открывает до конца

Родник в мелколесье

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин — морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка — язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород — ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

— Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. — Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

— Да, должно быть, — согласился я.

— Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. — И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

— Вы, говорят, вроде книги пишете?

— Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.

— Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

Источник

На каком языке мы заговорим в будущем

Русский язык открывает до конца Русский язык открывает до конца

Но какая в таком случае судьба уготована русскому языку, если так пойдет и дальше? Что нас ждет в будущем? Об этом наш разговор с известным советским и российский лингвистом, академиком РАН Владимиром Алпатовым.

Владимир Михайлович, так на каком языке мы заговорим лет через 50 или 100?

Как сегодня выглядит топ языков-лидеров?

Русский язык открывает до конца

Русский язык открывает до конца

Так что, думаю, все не так уж плохо. Хотя, конечно, того острого интереса к русскому, который отмечался еще 50 лет назад, уже нет. В Японии, например, массово изучали русский язык, потому что для них это был язык Гагарина, Толстого. Считалось, что если ты изучаешь естественные науки, ты должен знать русский. Им нужен был русский, чтобы в подлиннике изучать труды наших мыслителей, ученых. Вот характерный эпизод из одного японского фильма. В нем схлестнулись в спорах о Второй мировой два японца. Один говорит: «Да что ты можешь знать о войне, ведь ты даже на фронте не был?!» А тот ему отвечает: «Зато я перечитал русских классиков!» То есть уже само это сравнимо с опытом участия в войне.

Владимир Михайлович, а сколько людей в нашей стране сегодня владеют английским?

Только ли успешная экономика делает язык более конкурентоспособным в мире?

Владимир Алпатов: Не только, на это влияет довольно много факторов. В том числе и ментальные особенности людей разных национальностей. Как призналась как-то представительница саамов, малочисленного коренного народа, живущего на севере Европы, «я говорю по-норвежски, но плачу и смеюсь я только по-саамски». В немалой степени это касается и русского языка, говорить мы можем на каких угодно языках, но «плакать и смеяться» мы, пожалуй, можем только по-русски.

А как вы относитесь к увеличению числа феминативов в русском языке в последнее время? «Редакторка», «блогерка» и других?

Русский язык открывает до конца

Русский язык открывает до конца

По данным о глобальной конкурентоспособности русского языка в мире, подготовленным Институтом русского языка им. Пушкина, по итогам 2020 года.

— Используется в 15 международных организациях, занимая по этому показателю четвертое место в мире. Число публикаций в международных научных базах данных в 2019 году составило 37 559 (5-е место).

Русский язык открывает до конца

Виктория Соколикова, 25 лет, студентка РостГМУ. Знает английский, испанский, немецкий, букмол (один из двух стандартов норвежского языка) и, конечно, русский:

— На мой взгляд, интерес к русскому языку на сегодняшний день высокий.

В основном это обусловлено русской культурой, в частности, конечно, литературой. Немало моих иностранных друзей и знакомых, далеких от лингвистики, начинали читать Достоевского, Солженицына, Чехова и Толстого на своих родных языках, что, видимо, позже зажгло интерес изучать русский язык. Факультеты славистики тоже далеко не пустуют. Также, со слов моих знакомых, русский язык звучит необычно и имеет очень красивый шрифт, нашей кириллицей даже иногда украшают майки и аксессуары. Забавно видеть такое на улицах Европы.

Источник

конспекты открытых уроков по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Русский язык открывает до конца

В данных конспектах представлены систематизированные материалы, по теме глагол и словообразование. в приложение вложены практические задания.

Презентация сложноподчиненные предложения придаточными определительными, в материал урока входит задание по орфоэпии, лексике, арфографии, а также материал связанный с изучением сложноподчиненных предложений (значения, схемы, знаки препинания).

Скачать:

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: повторение орфограмм, изученных в разделе «Словообразование».

Цель урока: повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы; формировать умение применять изученное на практике; прививать учащимся интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

(На доске укрепляется изображение сказочных башен.)

Конечно, в течение одного урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы навестим только те, которые изучали в разделе «Словообразование».

(Буквы Ы и И после приставок.

Соединительные О и Е в сложных словах.)

Чтение эпиграфа урока:

Орфография слова есть

— Как вы понимаете слова В.П.Шереметевского?

— Давайте запишем эпиграф нашего урока, оформив его как прямую речь.

— Постройте схему получившегося предложения.

— Итак, мы уже у ворот, которые ведут в страну Орфографию. Но как нам туда войти? Ведь вход охраняют часовые – Пятёрки. Вместе с нами к воротам подошёл и Петя Ошибкин.

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

И говорят все вместе Пете:

«Зачем пришёл к воротам этим?».

Им Петя вежливо сказал, Что познакомиться желал:

В корнях замучили его.

Теорию вы усвоили хорошо. Вход в Орфографическое государство открыт. Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждёт много интересных встреч. И вот первая встреча…

Вы помните знаменитого сыщика Калле Блюмквиста? Дело в том, что он родом из Швеции, поэтому не знает правил русского языка. Давайте поможем ему узнать, о каких словах идёт речь.

Задание: узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.

— Итак, работа завершена. Калле Блюмквист доволен. У него прекрасное настроение.

Ученик читает стихотворение И.Мелкозеровой:

При- пиши, когда при делал,

При бежал или при был,

Словом, что-то и к чему-то

Ты при бавил иль при близил,

При колол, при колотил.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил всего,

При- пиши без разговоров,

При- и больше ничего.

Пре красно знаешь – нелегко

Пре одолеть преграды, трудность.

Пре успеть в каком-то деле,

Конечно, тоже тяжело.

— Всегда ли мы можем определить значение приставки?

Учитель. Пока приставки ПРЕ- и ПРИ- спорили, к ним в гости пришли слова. Наша задача – определить, к какой же из приставок пришли слова.

Преинтересный рассказ. Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребёнок, приподнять тяжёлый шкаф, примчаться сломя голову.

Учитель. Приставки ПРЕ- и ПРИ- благодарят вас за помощь. Но что это? Только что лёгкий ветерок играл с листочками деревьев, и вдруг…разыгрался сильный ветер. Что же произошло?

Ученица читает своё стихотворение:

Есть тут правило простое,

Если слово без приставки

То после приставки на согласный

Задание. Составьте три предложения на тему «Футбольный матч», используя словосочетания: сверх_нтересная игра, великолепно с_граться, под_тожить результаты.

Учитель. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно. Я думаю, все вы любите фокусы. В Орфографической стране тоже есть свои фокусники. Они могут из двух (иногда даже трёх) корней составить одно слово. Но попасть к фокусникам нелегко. Они живут на вершине горы. И нам предстоит пройти сложный путь.

Игра « На вершине горы»

Заполните таблицу словами.

Учитель. Вот мы и добрались до вершины горы.

— Как называется эти слова-«фокусники»?

— Как называются гласные, соединяющие части сложного слова?

Приближается Новый год…

Жители Орфографической страны так же, как и мы, наряжают ёлку, ёлка эта не совсем обычная – орфографическая.

(На доске укрепляется изображение ёлки.)

На веточках ёлки написаны названия орфограмм. (У каждого учащегося – своё изображение ёлки.)

а – о в корнях с чередованием

Буквы ы – и после приставок

Соединительные о и е в сложных словах

Гласные в приставках пре- и при-

Учитель читает слова, а ученик, стоящий у доски, прикрепляет цветные шары к «веточкам-орфограммам». Остальные учащиеся рисуют шарики карандашом на веточках своих ёлочек.

Слова для «украшения» ёлки

Приостановить, свежемороженый, сыграем, касаться, подгореть, прехорошенький, пылесос, сверхизобретательный, самолёт, приуральский.

(после окончания работы учащиеся сверяют количество шаров на веточках.)

Учитель. Молодцы, ребята! Орфограммы нам сегодня преподнесли немало приятных сюрпризов.

Но и мы прибыли к ним не с пустыми руками. Мы дарили им небольшой рассказ о нашем городе, которому в 2001 году исполнилось 140 лет.

Задание. Запишите текст, обозначая орфограммы. Определите способ образования слов, указанных учителем.

Усть-Джегута – прекрасный город. Город со сверхинтересной историей. Город добрых и весёлых людей – земледельцев, строителей, врачей, учителей… Смелые верхолазы взбираются на вершины окрестных гор, и ласковые лучи солнца касаются их загорелых лиц.

Ребята! Наше путешествие подходит к концу. И орфограммы предлагают вам интересное домашнее задание: сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.

Посмотрите, ребята, как приветливо нам улыбаются часовые – наши Пятёрки. Это говорит о том, что пора подвести итоги урока – выставить оценки.

Подведение итогов урока.

Предварительный просмотр:

«Удивительная часть речи – глагол!»

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол», а именно:

Народные изречения (на доске).

В хорошем слове благодать целого дня.

От хорошего слова душа расцветает.

Бранью уважать себя не заставишь.

Что без меня предметы?

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?

Ученик читает ГРАММАТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ.

Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А как ты думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?

Ученики называют предметы, на которые, по их мнению, похож Глагол. На ветер, на Золушку, на листики с древа познания.

(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах: внешность Глагола, герб крепости Глаголии, гимн или песенка Глагола).

В это время на доске, разделённой на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам: 1,6,2,3,4,5. (Задания прилагаются).

(Ученики-консультанты проверяют работу у доски и выставляют отметки в «Листок учёта знаний по теме «Глагол»).

Учитель. Говоря о глаголе, обратимся к истории языка: некоторые старые названия букв сохранились в современном русском языке в устойчивых выражениях, например:

(Несколько учащихся представляют на доске или на листах ватмана заготовленные дома кроссворды.)

Учащиеся-консультанты подводят итог по проверенным работам, выставленным оценкам в «Листы учёта знаний…»

Поэт, в плену возвышенных идей

Не игнорируй прозу средней школы,

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать ГЛАГОЛЫ!

Задание-игра «Пойми меня»

быть не в своей…(тарелке),

обвести… (вокруг пальца),

разбирать… (по косточкам),

попасть…(пальцем в небо).

Задание-игра «Создай пантомиму»

(Учащиеся обыгрывают фразеологизмы (по рядам):

плясать под чужую дудку

Группа учащихся выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями, например:

Тихо песню поют про берёзки да клёны…

Трубы тревогу поют…

Задание. Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».

Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.

Задание (для сильных учеников). Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Бушу…т в поле (не)погода. По небу стел…тся н…кие т…жёлые обл…ка. Ярос…ные порывы ветра гон…т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с…брала их в глух…м л…су.

Во многих ср…жениях вместе с п…ртизанами участв…вал Коля Зайков. Сейчас он пр…бежал из бл…жн…й д…ревн… и докладывает к…мандиру, что он вид…л на д…рог… немецкие танки. П…ртизаны рас…читывают ун…чтожить их внезапным ударом.

Подведение итогов урока.

Дополнительный материал к уроку по теме «Глагол».

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок хлеба, мягкий карандаш…, возле дач…, ветер свеж….

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Орфоэпическая разминка Баловать, балую, ворота, дефис, диспансер, добыча, договор, дремота, каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял, наняла, наняли, нанятый, обеспечение, облегчить, ободрить, проект, свекла, туфля, туфель, феномен, ходатайство, щавель, эксперт, эпидемия.

Угадай слово! С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. и н и ц и атива

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Тема: » Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана «Золотая осень». Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой.

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме»Второстепенные члены предложения» полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно.

Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами.

Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами.

Конспект открытого урока.

Урок-обобщение в 5 классе по теме «Глагол» с применением игровых технологий. Применение групповой формы работы на уроке.

Источник

Урок- практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Открытый урок по русскому языку в 11 классе

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (Слайд 1)

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий (Слайд 2)

Образовательные задачи : закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи : развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование : карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока, рабочие листы.

Вступительное слово учителя.

Ребята, улыбнитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Покажем нашим гостям, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.

Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. До экзамена по русскому языку осталось … дней. У нас ещё есть время для подготовки. Сегодня мы проведем комплексную работу по подготовке к ЕГЭ и систематизации знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка.

2. Проверка домашнего задания

Дома вам было предложено выполнить первые три задания ЕГЭ по карточкам. Давайте сверим ответы с проектором и прокомментируем их. Слайд 4

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. (2)(. ) они вошли в историю отечественной культуры, потому что способствовали её развитию. (3)Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих дина­стий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её разви­тию.

Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.

Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Представители богатейших промышленных и купеческих династий России, будучи меценатами, много сделали для развития отечественной культуры.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Опреде­лите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.

чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой реги­стрируются изменения в состоянии больного).

чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (ус­тар.). История театра.

Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История мира. Рас­сказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1)Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. (2)Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. (3) (. ) керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследова­ниях.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.

Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись, что подтверждают данные археологических исследований.

Изображения на керамических изделиях дали учёным представление о жизни и быте древних гре­ков, поэтому они так важны при археологических исследованиях.

Керамические сосуды важны в археологических исследованиях, так как дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.

Древние греки украшали керамические изделия не только орнаментальной, но и сюжетной росписью, что даёт археологам представление об их повседневной жизни.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответст­вующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникнове­ние жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.

2)Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений. Рисковать жиз­нью. Спасти жизнь кому-то.

3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь период. Корот­кая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.

4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Обществен­ная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.

3 Работа с эпиграфом

— Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы в школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным?
(Культуру поведения, речи, одежды и п.)

— Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.

— Не нравится, когда говорят неправильно

— Чтобы не смущать человека

— В зависимости от собеседника

— Не надо портить русский язык

— В зависимости от настроения

— Чтобы человек больше не допускал ошибок

-Не оказаться бестактным

Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи.

— Рамазанова Диана провела собственное расследование, социологический опрос среди 9-11 классов. Она искала ответ на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось? (Ученица называет результаты исследования.) ( Слайд 6)

4. Орфографическая разминка.

Ребята, вы уже считаетесь грамотными людьми, вы уже сдали экзамен по русскому языку в 9 классе. Какие задания ЕГЭ позволяют оценить, насколько вы владеете орфографией? (9,10,11,12,13)

Найти лишнее слово в каждом ряду, вставляя пропущенные буквы и объясняя их.

 Бе..печный, и..пуг, во..хождение, ра..жег

Разжег (перед звонким согласным)

 Бор..шься, встреч..нный, знаком..шься, настраива..мый

 Писа. ая маслом, изображё…ая девушка, серебря..ая медаль, посеребрё..ая цепочка

Серебряная медаль (прил.)

 (Не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на (не)высоком холме

На невысоком холме (= низком)

 Вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный, под..грать

Сверхизысканный(после приставок сверх- и меж- и не меняется на ы)

 Удоста..вать, масл..це, отво..вав, плать..це

5. Орфоэпическая минутка

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую минутку.
В ЕГЭ это задание 4. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ.
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: расставить ударения в предложенных словах. Начинайте работу.

Проверяем по цепочке. Посчитайте количество ошибок. Оцените.

Квартал, красивейший, свекла, закупорить, каталог, балуя, газопровод, договор, созвонимся, торты, одолжит, осведомишься, ободришься, вручит, снята, углубленный, шарфы, ходатайство, обеспечение, щавель.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. Оцените.

Спасибо за работу . Слайд 7

6. Актуализация знаний морфологических норм.

Выполним устно следующее задание, которое направлено на повторение морфологических норм. Это Задание 7. Работаем в парах ( слайд 8)

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

6. Редактирование текста

Для выполнения следующего задания объединитесь в 2 группы: 1 группа с белыми рабочими листами, вторая – с зелеными. Слайд 9

1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова).
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
(употребление слова в несвойственном ему значении).

5. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

6. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.( Есть фразеологизм «не хватать звёзд с неба», поскольку фразеологизм − устойчивое сочетание, заменять в нём слова нельзя.)

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Вам я предлагаю поработать корректорами. Вы получили стихотворение для печати. Ваша задача – исправить речевые ошибки в стихотворении.

… Люблю майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

Расставить знаки препинания

7. Синтаксические нормы (Слайд 10)

Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). Задание 8 (коллективная работа)

Какое задание ЕГЭ помогает проверить вашу грамматическую компетентность? Вспомните, с какими грамматическими ошибками в построении предложения мы встречались при выполнении задания 8 в вариантах подготовки к ЕГЭ. Сколько баллов дает правильное выполнение этого задания?

1.Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений»

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4)Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

2. Работа в парах. Слайд 13

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу.( в таблицу вписываем только букву). Работа с карточками.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

ПРОВЕРКА оценку ставим так, как сами оцениваете свои знания, сравнивая с выполнение таких заданий ранее. ( есть ли прогресс)

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4)Замена одной части двойного союза на инородное слово.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4)Замена одной части двойного союза на инородное слово

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 15,16,17

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Мы узе давно выписываем журнал «Природа»

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Задание 9. Распределить слова по группам

Чередующиеся Проверяемые Непроверяемые

Г..рит, стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте), р..гламент, м..рской, б..нзин, пост..лить, б..седа, насл..ждение, прим..рять (врагов), л..сник, пол..скать (бельё), л..гичный, п..ровать, б..тарея, соприк..саться, г..строном, к..бинет, д..сциплина, пон..мание, выр..внять (поверхность), выр..с, г..ревать.

11. Найти соответствия

Метафора 1.Намеренное дробление предложения на значимые части

Сравнение 2.Скрытое сравнение

Анафора 3. Образное определение

Парцелляция 4. Единоначатие

Эпитет 5. Противопоставление

Антитеза 6. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека

Гипербола 7. Сопоставление одного предмета с другим

Олицетворение 8. Преувеличение

12. Определите средства художественной выразительности

13. Синквейн (Слайд 16)

Русский язык открывает до конца

Русский язык открывает до конца

Мы все сегодня славно потрудились.

Что нам удалось выполнить на уроке? (повторили задания 1-7, 20-24)

Над какими заданиями мы поработали?

Что вызвало большую трудность? Какие задания дались легко?

Что нужно сделать для преодоления возникших трудностей?

После проверки тестов и суммирования оценок, которые вы себе выставили, я выведу итоговую оценку.Но вы тоже должны мне выставить оценку. Здесь на столе есть смайлики – сердца. Возьмите по одному, и я сразу пойму, с каким настроением вы ушли с урока.Огромное всем спасибо.

13. Домашнее задание Сочинение. Задание 27 (Слайд 19)

(1)Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. (2)(. ) они вошли в историю отечественной культуры, потому что способствовали её развитию. (3)Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих дина­стий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её разви­тию.

Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.

Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Представители богатейших промышленных и купеческих династий России, будучи меценатами, много сделали для развития отечественной культуры.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Опреде­лите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОРИЯ, -и, ж.

Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.

чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой реги­стрируются изменения в состоянии больного).

чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (ус­тар.). История театра.

Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История мира. Рас­сказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

1)Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. (2)Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. (3) (. ) керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследова­ниях.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.

Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись, что подтверждают данные археологических исследований.

Изображения на керамических изделиях дали учёным представление о жизни и быте древних гре­ков, поэтому они так важны при археологических исследованиях.

Керамические сосуды важны в археологических исследованиях, так как дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.

Древние греки украшали керамические изделия не только орнаментальной, но и сюжетной росписью, что даёт археологам представление об их повседневной жизни.

1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникнове­ние жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.

2)Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений. Рисковать жиз­нью. Спасти жизнь кому-то.

3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь период. Корот­кая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.

4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Обществен­ная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.

Источник

Видео

Начальные классы, русский язык 3 класс. Открытый урок Елкиной Дарии Николаевны

Начальные классы, русский язык 3 класс. Открытый урок Елкиной Дарии Николаевны

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ🍒 #русскийязык #грамотность

БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ🍒 #русскийязык #грамотность

Леди Баг и Супер-Кот 4 сезон 3 серия

Леди Баг и Супер-Кот 4 сезон 3 серия

Мой маленький пони: Девочки из Эквестрии (МультФильм) Часть 1

Мой маленький пони: Девочки из Эквестрии (МультФильм) Часть 1

РУССКИЙ ЯЗЫК. Самое "дорогое" задание из ЕГЭ по русскому языку №8. Ищем ошибки и получаем 5 баллов

РУССКИЙ ЯЗЫК. Самое "дорогое" задание из ЕГЭ по русскому языку №8. Ищем ошибки и получаем 5 баллов

Мстители, к бою! Мстители против Таноса. Финальная битва | Мстители: Финал

Мстители, к бою! Мстители против Таноса. Финальная битва | Мстители: Финал

Как пишется "недо" со словами #егэрусскийязык #егэ2023 #shorts

Как пишется "недо" со словами #егэрусскийязык #егэ2023 #shorts

Урок №1 «Знакомство»|Онлайн школа русского языка в помощь иностранным детям, изучающим русский язык

Урок №1 «Знакомство»|Онлайн школа русского языка в помощь иностранным детям, изучающим русский язык

Экстремальные прятки на 50,000$

Экстремальные прятки на 50,000$
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.