Русский язык повелительное наклонение упражнения + видео обзор

Повелительное наклонение глагола

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

Ход урока

На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.

Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик.

(Вывешивается плакат): Запомните!

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

Исправим ошибки ребят.

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.

Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омографы.

Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш. те быстро!
Когда напиш. те, сдадите тетради.

— Какое явление мы наблюдаем?

Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.

Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.

Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.

В каком глаголе пишется –и-?

Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

Пусть ребята идут на тренировку.

Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).

Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.

Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)

Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.

Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь

Источник

Практикум. Различение глаголов в повелительном наклонении и глаголов в изъявительном наклонении.Онлайн-урок.н

Практикум. Различение глаголов в повелительном наклонении и глаголов в изъявительном наклонении .

на уроке

определять повелительное наклонение глагола;

различать глаголы в повелительном наклонении и глаголы в изъявительном наклонении;

сопоставлять написание глаголов 2-го лица множественного числа в изъявительном и повелительном наклонениях

1.Распределите глаголы по группам: инфинитив, изъявительное наклонение, условное наклонение, повелительное наклонение.

заслушал бы смотреть приготовит написать сбегай начну получи прийти увидит увлечь действовать прочитал бы сделало сберег бы отнеси достал собрала бы подойди взяли придёшь смотрит станут сделать

2. Распределите все глаголы из высказываний по категориям

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное». (Ф. М. Достоевский).

«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все». ( Франсуа Фенелон).

«От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом». (Г. Ф. Александров ).

Глаголы в изъявительном наклонении

Глаголы в условном наклонении

Глаголы в повелительном наклонении

Проверьте себя.

Сделает идут становится положили бы отверг бы учитесь читайте

3.Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, определите наклонение и надпишите над глаголами П или И.

1)Исполн.. те мою просьбу . Когда исполн … те этот элемент упражнений, переходите к следующему . 2)Выпиш… те рецепт, сразу идите в аптеку . Выпиш… те мне рецепт ! 3)Если выбер..те эту книгу, не пожале… те . Выбер… те из двух множеств правильное . 4) Смолкли птицы в лесу . Смолкн те хоть на минуту . 5)Вынес…те, пожалуйста, мусор. 6)Когда вынес…те, можете быть свободны. 7)Пока не умолкн…те, я говорить не буду. 8.)Как только выбер…те, я продам.

1. Прежде всего вымойте и вытр и те руки. Только после того как вытрете их насухо, приступайте к главному. В чём причина разного написания одного и того же глагола?

А. разные наклонения

2. В каком наклонении употреблён глагол: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. (И.С.Крылов)

3. В каком предложении в глаголе следует писать е ?

А. Выключ…те вовремя свет!

Б. Когда вымет…те мусор, в доме станет просторнее.

В. Дополн….те ответ товарища.

4. В каком предложении в глаголе следует писать и ?

А. Когда наполн…те пузырёк, закройте его крышкой.

Б. В доме станет просторнее, когда вынес…те всё лишнее.

В. Если вы крикн…те громче, я вас услышу.

5. В каком предложении правописание окончания глагола зависит от его спряжения?

А. Вспомните об этом дне!

Б. Крикните как можно громче.

Ошибки в употреблении.

2)Бежите скорее к врачу.

3)Вылазь из воды скорее.

4)Не ложи локти на стол.

5)Не одевай сегодня теплую шапку.

1.На уроке мне было все понятно ,мне легко было выполнять все задания

2.Все понятно, но не хватает практических навыков, поэтому дома

Русский язык повелительное наклонение упражнения

Русский язык повелительное наклонение упражнения

Русский язык повелительное наклонение упражнения

Русский язык повелительное наклонение упражнения

Русский язык повелительное наклонение упражнения

Русский язык повелительное наклонение упражнения

Цели урока: формирование у обучающихся основ разносторонних знаний о наклонениях глагола (повелительного, умений разграничения форм повелительного и изъяснительного наклонений глаголов, совершенствовать навыки,написание глаголов в повелитильном наклонении и глагололов во втором лице множественного числа в изъявительном наклонении.

Номер материала: ДБ-1208802

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Повелительное наклонение глагола

Урок по теме «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе. Цель урока: создать условия для понимания и применения знаний учениками правописания глаголов повелительного наклонени, его значения, образования через применение стратегии критического мышления.На данном уроке учащиеся совершенствуют навык правильного употребления глагола повелительного наклонения в речи; будут развивать речь,память, внимание, навык работы в парах, самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Повелительное наклонение глагола »

Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола». 6-й класс

Эпиграф: “Все обучают каждого – каждый обучает всех”.

Цель урока: создать условия для понимания и применения знаний учениками правописания глаголов повелительного наклонения, его значения, образования.

1. Учащиеся совершенствуют навык правильного употребления глаголов повелительного наклонения в речи;

2.Учащиеся смогут в ходе анализа упражнений образовывать формы повелительного

наклонения, выделять главное;

3.Учащиеся развивают речь, память, внимание; навык работы в парах, а так же навык

самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки;

4.Учащиеся учатся уважать чужое мнение, умению совместной деятельности, ответственности за выполнение заданий.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: таблица “Наклонения глагола”; карточки с заданиями; карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля; “Листок учета знаний”.

I. Орг. момент. Приветствие.

— Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.

пишу, писал, буду писать

происходит, происходило, будет происходить

написал бы, прочитал бы

возможно при каком-либо условии

напишите, пожалуйста быстро принеси

просьба или приказ выполнить

— Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)

— Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)

— Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)

— Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)

— Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.

2. Запись темы урока в тетрадях.

Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.

Работа с партнером

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

-Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?

-В форме какого лица и числа они употребляются?

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.

Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.

Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Приготовление домашних заданий.

(Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

Работа с партнером

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

— Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?

— В форме какого лица и числа они употребляются?

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.

Советы юным велосипедистам.

Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков.

Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Возить, резать, шить, купить, читать, сдать.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Составление плана текста.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы).

Листок учета знаний.

Ф.И. ученика ___________________________________________

Источник

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени глагола. 6-й класс

Класс: 6

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Технология: проблемного обучения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2, Приложение 3), презентация (Приложение 1), Приложение 4.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.

2. Словарная работа

? В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?

123
приготовить
приобрести
прикажете
прикажите
приготовьте
приобретите
приобретёте
приказать
приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.

– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3)

(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.

3. Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить.) Приведите примеры.

– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить.) Приведите примеры. Таблица.

– Как образуются глаголы повелительного наклонения?

4 этап

– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?

Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?

(Самостоятельная работа учащихся.)

5 этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4)

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите)

– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).

Найдите окончание глагола (ите) Почему? (т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)

Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?

6 этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5)

Русский язык повелительное наклонение упражнения

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?

7 этап

Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е, И.

Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.

Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…

8. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?

Самопроверка по ключу.

Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.

9 этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд 6)
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?

– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7)
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.

10 этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного ответа в кружок. (см. Приложение 3)

11. Заключительный этап. Рефлексия

– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?

12. Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.

Источник

Учебный тренажер. 5–7-е классы

Инфинитив глагола

Сделать синтаксический анализ предложения, найти глаголы, и подобрать к ним инфинитив.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды, и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется в песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой

8) Я вышел на воздух освежиться.

9) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждением.

10) Я прилег на прохладную кровать отдохнуть немного.

11) Я увидел необходимость переменить разговор.

12) У меня врожденная страсть противоречить

13) Солнце только начало подниматься

Вставить в предложения глаголы бояться, обратиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

Заменить глагол в форме третьего лица инфинитивом, использовав следующие вспомогательные слова: Хотеть, Начать, Стать, Мочь, Собираться, Должен, Готов, Намерен.

Мальчик хочет исправиться.

Перестроить предложение, заменив глаголы в инфинитиве глаголами в третьем лице единственного числа и наоборот.

Он ни о ком не беспокоется.

Ему не о ком беспокоиться.

Личные глаголы заменить безличными и наоборот.

По утрам я хорошо работаю.

По утрам мне хорошо работается.

Он слышит какой-то шум.

Я не сплю по ночам.

Мне хочется поехать к морю.

В лесу легко дышится

По такому снегу нам не пробраться.

Вставьте пропущенные буквы.

Исправьте орфографические ошибки.

Виды глагола

Определите время глагола (будущее, настоящее, прошедшее).

Обороняемся, защищаемся, согреваемся, готовимся, смеемся, удержимся, ссоримся, довезу, брошусь, голосую, надеялся, помещаемся, догадываюсь, приблизимся, заинтересуюсь, поощряет, радуемся, поздороваемся, обсудит, вернется, нянчился, надеюсь, убедится, истратит, скрываемся, затеряемся, поправится, вернемся, брести, сжечь, приближаюсь, увеличился, прислушиваюсь, ссорился, спорит, примет, потеряет, решусь, захотел, нахожусь, найтись, приберечь, захочется, бросимся, помиримся, надеемся, беремся, смеешься, подстерегу, увижусь, бороться, надеемся, собираемся, уроню, потребую.

Образовать все формы.

Простое будущее время

Сложное будущее время

Определите виды глаголов (НВ или СВ).

Разжигать, растапливал, соберусь, отнимаю, буду отжимать, лезть, растапливаю, собираться, отнимал, соберу, растопил, отниму, собираю, отжимать, достигать, отнимать, растоплю, собирал, буду растапливать, ездить, отжимаю, разожгу, останавливаюсь, буду собирать, отжимал, растапливать, разжигаю, спрошу, лазить, располагаться, начинаю, спрашиваю, начну, достигнуть.

Определите вид и спряжение глаголов, образуйте инфинитив.

Образуйте видовые пары глаголов с помощью приставок.

Подберите к глаголам видовую пару с помощью суффикса.

К инфинитиву глагола подобрать видовую пару. Из глаголов образовать форму первого лица единственного числа, обозначить вид.

Подберите к глаголам видовую пару, подчеркните чередующиеся согласные, укажите вид.

Спряжение глагола

Глаголы с приставкой вы- заменить глаголами без приставок (а к бесприставочным добавить приставку), поставить их во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа, обозначить ударения.

Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов в данных ниже предложениях.

Подобрать инфинитив к данным глаголам и установить их вид и спряжение.

Подобрать инфинитив к данным глаголам и установить их вид и спряжение.

Замените глаголы в личной форме глаголами в инфинитиве, указав вид, спряжение.

Поставьте глаголы и существительные в единственном или множественном числе.

5. ветки не шевелятся

7. отряд отправится

10. хозяйка хлопочет

16. движется колонна

19. мать тревожится

Проспрягайте данные глаголы.

Укажите инфинитив глагола, вид и спряжение.

1. держаться за руки

3. разносят телеграммы

5. борются за правду

Укажите вид, спряжение, образуйте 3-е лицо единственное число настоящего или будущего времени.

3-е л. ед. число наст. (буд. ) вр.

Вставьте пропущенные буквы.

Исправить ошибки в тексте, подобрать к глаголам инфинитив, указать вид.

К данным глаголам подберите видовую пару, определите вид, спряжение каждого из глаголов.

Определите инфинитив глагола, указав вид и спряжение.

Бывают дни, когда мы не заставим себя сидеть дома. Выходим за калитку, поднимаемся на пригорок и осматриваемся вокруг. Любуемся необъятными просторами, прислушиваемся к песне жаворонка. Иногда углубляемся в лес и отдыхаем там. Или решаем отправиться на рыбную ловлю. Тогда мы собираем удочки, торопимся. Спустимся с горки, подойдем к речке, выберем себе место получше, закинем поплавок, сидим и ждем, пока не клюнет. В такие часы мы не о чем ни думаем, не тревожимся. Иногда нам повезет, и мы вытащим крупную рыбу.

E. Девачки гатовяться к атезду, метят вещи, а мечимся по комноте и мишатим им. Глоза ево мечут молнии, слава метят в цель. Рыбы мечат икру в завадях.

G. Медлино едит поиззд, но все таки мы едем к целе. За акном хлещит дожть, слышешь, как кудахчат на насести куры, мурлычут сонно на лижанки кот. Рибятишки плещаться в ваде, а на мастках женщены палощют билье. Калышыца на ветру спелая рошь, ее уже косют, а коегде молотют, агароднек вырастет кортофиль, а кагада он вырастет, мы паможим его сабрать. Таит снег, и капаит с крышь. Июльский полдинь пышыт жарам. Мелеит речька, сохнит трава. Рибята бродют по лесу, лазят в страрые окопы, варочяят землю в поисках каких-нибудь слидов войны. Бальной все время бредит: то сядит, то вскочет, то опять ляжит.

Прошедшее время

Образуйте формы прошедшего времени или инфинитива

Инфинитив или прошедш. время

Образуйте формы прошедшего времени и инфинитива.

Образуйте прошедшее время от безличных глаголов.

Вставить пропущенные буквы.

В данных предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.

0) Несколько писем после моего переезда пришло по старому адресу. 1) Немало испытаний ожидало его впереди. 2) Масса людей побывала на выставке, и большинство посетителей пришло туда не впервые. 3) Много интересных историй мне запомнилось, а остальные улетучились из памяти. 4) Бесчисленное множество птиц прилетело на север и строило там свои гнезда. 5) Выпало большее количество осадков, что предвещало хороший урожай.

Согласуйте подлежащее со сказуемым в следующих предложениях.

Наклонение глагола

Замените изъявительное наклонение условным, выражающим а) условие; б) совет, найдите и выделите грамматические основы предложения.

Определите вид и переходность данных глаголов, образовать формы повелительного наклонения множественного и единственного числа.

Составьте предложения, поставив данные глаголы в повелительное наклонение и множественное число.

Обеспечьте работой беженцев из республик СНГ.

Укажите вид данных глаголов, образуйте форму повелительного наклонения.

Указать вид данных глаголов, образовать инфинитив и определить спряжение.

Определите вид данных глаголов, подберите видовую пару (в повелительном наклонении).

Определите наклонение, вид, спряжение.

Отправьте посылку, отложите работу, отправился бы на прогулку, проверьте задачу, охранять склад, сломал игрушку, отпущу на волю, задержусь на работе, истязаю ученика, принести продукты, вытер бы пыль, не буду мешать, критиковал бы себя, назначьте дежурных, кормит голубей, вошел бы в дом, завтракаю дома, издевался бы над учителем, довез бы дров, признаться в ошибке, ответьте на вопрос, отказался бы от помощи, отдыхаю в санатории, приехал бы в лес, прийти в школу, попрощаться с другом.

Придумайте предложения с данными глаголами

От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения и составьте словосочетания путем прибавления обстоятельств, проставьте ударения.

В данном тексте там, где это целесообразно, поставьте глаголы в повелительное наклонение.

Исправьте ошибки в тексте.

Сночала прадумай сваю роботу, убири все лишние, прегатофь все тибе ниобхадимое и расспалажи в строгам парядке. Небирись за роботу круто, вхади пастипено. Если надо сильно принач, то сначала прилаться, папробуй в пол силы. Вовремя роботы неешь, непей, неболтай, неотрывайся для другово дела. Если робота ни идет, ниволнуйся, сделай пирерыв, успакойся, навиди парядок, пребири робочее место и сново пренимайся за дело. При удачном выполнении роботы не хвались. Вслучаи ниудачи спакойнее сматри на дело, сдиржи себя и сново наченай. Кончел роботу – пребири все за сабой, навиди полный парядок на робочем месте.

Образовать повелительное наклонение от глаголов.

Образовать повелительное наклонение глаголов и составить с ними предложения.

Суффиксы глаголов

Указать вид глагола, образовать форму 1-го лица единственного числа, выделить суффикс.

Поставьте данные глаголы в инфинитив и форму прошедшего времени.

Из данных словосочетаний выпишите глаголы, поставьте их в инфинитив, выделите суффиксы, определите вид и спряжение.

1-е лицо единств. число

В данном тексте подчеркнуть глаголы, выделить суффиксы.

Мы наблюдали за обезьянами, которые жили на вершинах высоких деревьев. Их можно было спокойно рассматривать, фотографировать, потому что они, казалось, ни перед ем не испытывали страха. На деревьях обезьяны проделывали настоящие чудеса: они не перепрыгивали, а перепархивали с ветки на ветку, раскачивались, кувыркаясь в воздухе. Пищу обезьяны добывали легко. Все, что съедобно, они срывали, схватывали, осматривали, обнюхивали и пробовали. Что-то закладывали за щеку, что-то отбрасывали.

Вставьте пропущенные буквы.

Исправьте ошибки в тексте.

A) Знаишь ли ты о звери, каторый любет с гары кататся? Этот зверь называится выдрой. Глинистый обрыв служет лутшим местом для катания. В низу, у вады, выдра расчищаит бериг, потом расскатывает глиняную дарожку, лезит на обрыв и катиться вниз. От мокрова брюха и хвоста дарошка становется са всем скольской. Взбераеться выдра на верх, голову вытягевает, пиреднее лапы под себя поджимает и ныряет прямо в воду. Толь адна в воду плюхнится, а по дарожки уже другая мчиться. Третья из вады вылезаит, спишит, баиться, как бы очиреть не прапустить. А земой устраеваються лидяные дарошки. Они и сваих дитенышей учут кататся с горок. Выдры водяться во многих странах.

B) Ночь. Нянка Варька кочаит калыбель и чуть слышно мурлычит песинку. Рибенак незасыпаит Он уже изнимагаит отплача, но все еще не уйметься. А Варьки хочится спать. Глаза ее слепаються, галава кланиться в низ. Ей кажится, что лецо её одеривенела. В печки кричет свирчёк. В саседний комнати похрапываит хазяин. Калыбель жалобно паскрипываит. Варька мурлычит. Все это слеваится в ночьную музыку. Еетак слатко слушать, когда лажишся в пастель. Типерь же эта музыка только раздражаит и гнетет, вгоняит в дримоту. Если Варька уснет, хазяева прибьют её. Ей очень плохо живеться. Но жаловаться не кому, никто не поможит.

Источник

Видео

Русский язык 6 класс. Повелительное наклонение глагола

Русский язык 6 класс. Повелительное наклонение глагола

Русский язык 6 класс (Урок№91 - Повелительное наклонение.)

Русский язык 6 класс (Урок№91 - Повелительное наклонение.)

Наклонение глагола (условное, изъявительное, повелительное)

Наклонение глагола (условное, изъявительное, повелительное)

Урок 1. ИМПЕРАТИВ. Как образовывать формы? || Императив

Урок 1. ИМПЕРАТИВ. Как образовывать формы? || Императив

Русский язык. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение глагола: значение, образование, изменение. Видеоурок

Русский язык. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение глагола: значение, образование, изменение. Видеоурок

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение

7 класс, Русский язык, Повелительное наклонение

7 класс, Русский язык, Повелительное наклонение

Урок немецкого языка #29. Повелительное наклонение — Imperativ!

Урок немецкого языка #29. Повелительное наклонение — Imperativ!

Повелительное наклонение глагола. Урок русского языка в 6 классе

Повелительное наклонение глагола. Урок русского языка в 6 классе

Учим русский: 100 глаголов в повелительном наклонении

Учим русский: 100 глаголов в повелительном наклонении
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.