Русский язык причины и уступки + видео обзор

Содержание
  1. Придаточное уступки — это… (25 примеров предложений)
  2. Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении
  3. Уступительные союзы
  4. Видеоурок
  5. Примеры
  6. Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия». план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
  7. Скачать:
  8. Предварительный просмотр:
  9. Предварительный просмотр:
  10. Подписи к слайдам:
  11. Обстоятельство уступки
  12. Виды обстоятельств
  13. Таблица
  14. Обстоятельство уступки — второстепенный член предложения
  15. Значение обстоятельства
  16. На какие вопросы отвечает обстоятельство уступки
  17. Как выражается
  18. Определение
  19. Примеры предложений из художественной литературы
  20. Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными»
  21. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки
  22. Урок 24. Русский язык 9 класс ФГОС
  23. Конспект урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки»
  24. Видео

Придаточное уступки — это… (25 примеров предложений)

Придаточное пред­ло­же­ние уступ­ки — это зави­си­мая часть в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии, в кото­рой назы­ва­ет­ся факт, явле­ние, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние уступ­ки в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии, если выяс­ним его зна­че­ние и сред­ства свя­зи с глав­ной частью.

Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении

В слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии с при­да­точ­ным уступ­ки сооб­ща­ет­ся о двух собы­ти­ях, явле­ни­ях, одно из кото­рых совер­ша­ет­ся вопре­ки дру­го­му.

Хотя еще всю­ду лежал снег, на про­та­ли­нах пока­за­лась зелё­ная тра­ва.

В глав­ном пред­ло­же­нии гово­рит­ся о зелё­ной тра­ве, кото­рая рас­тёт на про­та­ли­нах, несмот­ря на лежа­щий вокруг снег.

Русский язык причины и уступки

Полина рас­сер­ди­лась (несмот­ря на что?) хотя не при­вык­ла демон­стри­ро­вать свои чув­ства на людях.

Придаточное усту­пи­тель­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся ко всей глав­ной части. Оно может рас­по­ла­гать­ся в любом месте слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния и отде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или после глав­ной части и дву­мя запя­ты­ми в сере­дине её.

Даром что сви­стит ветер в ушах, я слы­шу каж­дое твое сло­во.

Хотя в овра­гах еще лежит снег, уже при­шла насто­я­щая вес­на.

Уступительные союзы

Придаточные усту­пи­тель­ные пред­ло­же­ния отно­сят­ся ко всей глав­ной части. Они соеди­ня­ют­ся посред­ством под­чи­ни­тель­ных сою­зов:

Пускай ещё холод­но, а в лесу уже цве­тут пер­вые под­снеж­ни­ки.

Даром что он холо­стяк, а в доме при­бра­но и уют­но.

В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях это­го вида наи­бо­лее упо­тре­би­те­лен усту­пи­тель­ный союз «хотя», кото­рым мож­но заме­нить дру­гие сою­зы, что­бы убе­дить­ся, что это под­чи­ни­тель­ное пред­ло­же­ние уступ­ки.

Пусть (хотя) от оби­ды пере­хва­ти­ло гор­ло, но Анна даже не пока­за­ла вида.

Наряду с усту­пи­тель­ны­ми сою­за­ми в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии с при­да­точ­ны­ми усту­пи­тель­ны­ми упо­треб­ля­ют­ся союз­ные сло­ва с уси­ли­тель­ной части­цей «ни»:

Всем она рас­ска­зы­ва­ла о сво­ей неуда­че, кто ни встре­чал­ся ей сего­дня на пути.

Что на насыпь голу­бям, эти веч­но голод­ные пти­цы всё склю­ют.

Эта пре­крас­ная мело­дия мне не надо­ест нико­гда, сколь­ко ни слу­шаю её.

Как ни напря­га­ла бабуш­ка слух, а не разо­бра­ла ни сло­ва.

Все эти ука­зан­ные сред­ства свя­зи сино­ни­мич­ны усту­пи­тель­но­му сою­зу «хотя».

Составные сою­зы «несмот­ря на то что» и «невзи­рая на то что», если начи­на­ют слож­но­под­чи­нён­ное пред­ло­же­ние, сохра­ня­ют свое един­ство.

Несмотря на то что было яркое солн­це, про­мок­шая одеж­да никак не сох­ла.

Эти сою­зы могут раз­би­вать­ся на две части, осо­бен­но в сере­дине пред­ло­же­ния, и тогда запя­тая ста­вит­ся перед сою­зом «что». Первые их части «несмот­ря на то» и «невзи­рая на то» отхо­дят к глав­но­му пред­ло­же­нию и выпол­ня­ют роль ука­за­тель­ных слов — обособ­лен­ных обсто­я­тельств уступ­ки.

Дискуссия не пре­кра­ща­лась, несмот­ря на то, что уже был позд­ний вечер.

Видеоурок

Примеры

Улица бела от сне­га, хотя на доро­ге снег как оре­хо­вая хал­ва.

Сколько Миша ни ста­рал­ся, решить эту труд­ную зада­чу не смог.

Как мы ни спе­ши­ли, всё-таки опоз­да­ли к откры­тию выстав­ки.

Несмотря на то что неко­то­рые гости запаз­ды­ва­ли, празд­ник начал­ся без про­мед­ле­ния.

Вопреки тому что на дво­ре тре­щит мороз, в доме веет теп­лом от хоро­шо натоп­лен­ной печи.

Что ни при­го­то­вишь ему на обед, а он всё ест и нахва­ли­ва­ет.

Сколько ни спра­ши­вай его об этом собы­тии, всё рав­но ниче­го не рас­ска­жет.

Как бы Виктор ни устал, все­гда помо­жет мате­ри.

Пускай на дво­ре ещё тем­но, а у реки уже сидят рыба­ки.

Сколько ни меч­тай про улов, а не пой­ма­ешь рыбу, пока не заки­нешь удоч­ку.

Даром что на небе собра­лись тём­ные дож­де­вые тучи, всё рав­но идем гулять с соба­кой Дымкой.

Кто ни при­дёт в дом, все най­дет­ся место за сто­лом.

Источник

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Русский язык причины и уступки

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия». Презентация к данному уроку. Учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

— уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности;

— познакомить учащихся с признаками придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия;

— научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать данные виды придаточных от других видов, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

I. Работа над пройденным материалом.

— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени.

— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточным места.

2.Проверка домашнего упражнения.

3. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного. (Слайд 2.)

Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение. Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда. Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен.

— Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

II. Объяснение нового материала.

1. Чтение §26 – стр.84.

2. Рассмотрим схему сложноподчиненных предложений со значением обусловленности – стр. 85.

3. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)

Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.

7. Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. (Слайд 7.)

Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.

9. Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни. (Слайд 9.)

Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

11. Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы. (Слайд 11.)

Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.

III. Закрепление нового материала.

2. Самостоятельная работа. Выполнение теста.

IY. Подведение итого урока.

Y. Домашнее задание: §26, составить по 3 предложения с различными придаточными обусловленности.

1. Отметь правильные утверждения.

А) Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью?

Б) Уступительные придаточные отвечают на вопросы: почему? отчего?

В) Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном.

А) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

Б) Лесу истощение не грозит, ибо он есть источник постоянно возобновляющийся.

В) Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволах деревьев заживляет.

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

А) Молнии в потемках казались ослепительными, так что глазам было больно.

Б) Сердце мое стучало так сильно, что перо дрожало в руке.

В) Медведь с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости.

4. Найдите сложноподчиненное предложение, где знаки препинания поставлены правильно.

А) Все замечания пришли мне на ум, может быть, потому что я знал некоторые подробности его жизни.

Б) Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропе было трудно.

В) Из-за того, что ты боялся все беды твои и случились.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.

Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др.

Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни.

Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы.

Источник

Обстоятельство уступки

Обстоятельство уступ­ки харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое и выра­жа­ет усло­вие, вопре­ки кото­ро­му про­ис­хо­дит дей­ствие. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обсто­я­тель­ством уступ­ки из худо­же­ствен­ной литературы.

Виды обстоятельств

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном — обсто­я­тель­ством. В зави­си­мо­сти от зна­че­ния раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

Русский язык причины и уступки

Таблица

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Рассмотрим более деталь­но, что такое обсто­я­тель­ство уступ­ки и как его опре­де­лить в предложении.

Обстоятельство уступки — второстепенный член предложения

Значение обстоятельства

Ряд обсто­я­тельств име­ет зна­че­ние уступ­ки, обо­зна­чая усло­вие, вопре­ки кото­ро­му уже про­изо­шло, совер­ша­ет­ся в дан­ный момент или будет про­ис­хо­дить дей­ствие, обо­зна­чен­ное сказуемым.

На какие вопросы отвечает обстоятельство уступки

Обстоятельство уступ­ки отве­ча­ет на вопросы:

Как выражается

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся обыч­но предложно-именными кон­струк­ци­я­ми, кото­рые состо­ят из суще­стви­тель­ных (место­име­ний) с про­из­вод­ны­ми предлогами:

Определение

Обстоятельства уступ­ки, как пра­ви­ло, выде­ля­ют­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми в его середине.

Примеры предложений из художественной литературы

Источник

Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.

Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:

Из какого стихотворения эти строки, кто автор.

Выполните пунктуационный разбор.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

— Какие предложения мы с Вами изучаем?

— Какие предложения называются сложноподчиненными?

— На какие основные группы они делятся?

— Какие из них мы изучаем сейчас?

— Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.

(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)

III. Сообщение темы и цели урока.

— Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

— Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

— Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

— Объясните выбор написания частиц не и ни.

— В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

— Значит какое это придаточное?

— Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

— Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

— На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

— При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

— Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью:

Союзы:Союзные слова:
хотя (хоть)сколько ни
хотя…нокак ни
несмотря на
несмотря на то что
пусть
пускай
даром что

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

— Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

— Сделайте пунктуационный разбор.

— Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

— Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. [ ], (несмотря на то что…).

— Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

— Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

3. Постройте схемы оставшихся предложений.

— Какие еще предложения встретились?

Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:

Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

— С какими предложениями познакомились на уроке?

— Почему их так назвали?

— На что указывают придаточные уступки?

— При помощи чего присоединяются к главному предложению?

Источник

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки

Урок 24. Русский язык 9 класс ФГОС

Конспект урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки»

· Сегодня мы продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными.

· Поговорим о придаточных условия и уступки.

· И составим таблицы для запоминания.

Мы помним, что существуют три группы придаточных обстоятельственных, и мы как раз начали знакомство со второй группой. На этот раз в центре нашего внимания окажутся обстоятельственные условия и уступки.

Они входят в группу придаточных, которые объединяются общим значением – значением обусловленности.

Сначала давайте поговорим о придаточных условия. Если вы будете устраиваться на работу – вы обязательно спросите – при каком условии вы будете выполнять свои обязанности?

На этот вопрос и отвечают придаточные условия.

Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении.

Вы не застанете нас дома (при каком условии?), если опоздаете на полчаса.

Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада. Мама будет очень рада – при каком условии?

Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин. Помогите нам приготовить ужин – при каком условии? – раз уж вы пришли.

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если, как в значении если и раз в значении если.

Союз коли является устаревшим. Мы можем часто встретить его в пословицах и поговорках и почти никогда – в живой, современной речи.

Коли сам плох, так не даст и бог.

Комар лошадь свалит, коли волк подсобит.

Коли тесно – подвинься.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Устаревшим является и союз кабы, который также можно увидеть в пословицах, поговорках, присловьях.

Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться.

Кабы бабушка не бабушка, так была бы она дедушкой.

Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.

Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

В пословицах и поговорках можно встретить и союз ежели. Он тоже является устаревшим.

Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложишь.

Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет

Ежели крыша дырява, то не пеняй на дождь.

Обратить внимание стоит на союзы когда, как и раз. В придаточных условия они выступают в значении союза если. То есть, их можно заменить этим союзом. Очень важно не путать значения таких союзов.

Мы встретились (когда?), когда часы на площади пробили два. Мы имеем дело с придаточным времени.

Когда вы не согласны с нами, так и ступайте вон! Ступайте вон – при каком условии? – если не согласны с нами. Союз когда можно заменить союзом если, значит, перед нами придаточное условия.

Обратите внимание на стилистическую окраску этого предложения. Такие предложения с придаточными условия мы можем встретить в классической литературе. В живой речи они почти не употребляются.

Прохожий спросил (о чём?), как пройти к железнодорожному вокзалу. Союз как в данном случае помогает присоединить придаточное изъяснительное.

Как душа черна, так и мылом не отмоешь. Мылом не отмоешь – при каком условии? – если душа черна. Союз как употребляется для присоединения придаточного условия.

Раз как-то мне позвонил друг (какой?), которого давно уже не было видно. Конечно, это придаточное определительное, и присоединяется оно при помощи союзного слова «который». А что такое раз» Это вообще не союз, это – наречие в главном предложении.

Раз уж взялся помогать кому-то, делай это достойно. Делай достойно – при каком условии? – если уж взялся помогать кому-то. Союз раз помогает присоединить к главному предложению придаточное условия.

В сложноподчиненных предложениях с придаточными условия достаточно часто используются составные союзы. Это такие союзы, как если… то, если… так, раз… так, как… так.

При этом вторая часть такого союза всегда находится в начале главного предложения.

Не путайте части двойных союзов с указательными словами! Части таких союзов членами предложения не являются!

Составные союзы обеспечивают более тесную связь частей сложноподчиненного предложения. Однако они не являются обязательными, вторую часть часто можно просто удалить.

Если ты видишь меня, то помаши мне рукой. Мы можем удалить то.

Если ты сомневаешься в моих словах, так я тебе сейчас всё докажу. Так − это вторая часть двойного союза, и мы можем удалить его.

Раз вы сами захотели принять участие в проекте, так нечего жаловаться. И здесь мы можем удалить так.

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Русский язык причины и уступки

Следующая остановка нашего путешествия в дебри синтаксиса – придаточные уступительные. Слово «уступка» нам хорошо знакомо из жизни. Уступительный – выражающий уступку, допущение чего-нибудь, не правда ли? Но проблема в том, что придаточные уступительные – довольно неуступчивы. Ведь в грамматике уступительный – это еще и выражающий несоответствие каким-либо условиям. Именно поэтому придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

На самом деле, одна часть в таком сложноподчиненном предложении должна бы уступать другой. Но почему-то не уступает, отчего главная и придаточная часть начинают немного напоминать двух крайне упрямых существ на узком мостике. Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в другой части.

Русский язык причины и уступки

Научным языком мы можем выразить это так: придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то что они вредны для зубов.

Пусть на улице весна, учиться все равно приходится. Учиться приходится – вопреки чему? − на улице весна.

Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений. Вовочка выучил наизусть пять стихотворений – несмотря на что? – хотя никто этого и не ожидал.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай. А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что.

Даром что – это союз устаревший. Такие союзы можно встретить, например, в сборнике сказов Бажова «Малахитовая шкатулка». Например:

Гляди-ко – я нисколь не боюсь того вон старика, даром что он такой большой.

Даром что в бедности с детства рос, выправился, хоть на выставку.

Еле доволок, даром что чуть не половина камней по дороге через дырки в мешке высыпалась.

Обратите внимание. В наших примерах что нигде не отделяется от даром запятой. То есть, союз не расчленяется.

Союзы несмотря на то что и невзирая на то что часто расчленяются. Нужно обращать внимание на порядок частей в предложении.

Мы отправились в путь, несмотря на то что за окном страшно завывал ветер. Придаточное предложение стоит после главного. Союз не расчленяется, и запятая ставится только перед союзом.

Несмотря на то, что он не видел бабушку много лет, Коля сразу ее узнал. Придаточное предложение стоит перед главным. Союз расчленяется, что – становится указательным словом, и запятая ставится перед ним.

Шофёр, несмотря на то, что гроза была далеко, решил ехать обратно. Придаточное предложение стоит в середине главного. Союз расчленяется, что – становится указательным словом, и запятая ставится перед ним.

В качестве средств связи также могут выступать союзные слова что, кто, где, куда, откуда, когда, сколько, к которым присоединяется частица ни.

В таком случае нужно обратить внимание на правописание.

Что бы мы ни делали, у нас ничего не получалось.

Кто бы ни заходил в комнату, он очень скоро выскакивал оттуда как ошпаренный.

Где бы мы ни искали ключ, там его не оказывалось.

Во всех случаях в придаточных уступки употребляется усилительная частица ни. Ее нельзя путать с отрицательной частицей не.

В сложноподчиненных предложениях придаточные уступки могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

Он почему-то устал, хотя работал в тот день мало.

Хотя он работал в тот день мало, он почему-то устал.

Он, хотя и работал в тот день мало, почему-то устал.

Русский язык причины и уступки

Русский язык причины и уступки Что же нам требуется запомнить?

Источник

Видео

Придаточные уступки (9 класс, видеоурок-презентация)

Придаточные уступки (9 класс, видеоурок-презентация)

9-класс | Русский язык | Сложноподчинённые предложения с придаточными, причины, условия, уступки

9-класс | Русский язык | Сложноподчинённые предложения с придаточными, причины, условия, уступки

Сложноподчиненные предложения с придаточными. Причины, следствия, условия.

Сложноподчиненные предложения с придаточными. Причины, следствия, условия.

Русский язык 9 класс (Урок№33 - Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.)

Русский язык 9 класс (Урок№33 - Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.)

Русский язык 9 класс (Урок№30 - Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.)

Русский язык 9 класс (Урок№30 - Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.)

Русский язык 9 класс (Урок№34 - СПП предложения с придаточными следствия и присоединительными.)

Русский язык 9 класс (Урок№34 - СПП предложения с придаточными следствия и присоединительными.)

Типы определений: согласованные и несогласованные

Типы определений:  согласованные и несогласованные

5 причин, почему русский самый сложный язык

5 причин, почему русский самый сложный язык

Русский язык 9 класс 16 неделя Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки

Русский язык 9 класс 16 неделя Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки

Русский язык 9 класс (Урок№31 - Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.)

Русский язык 9 класс (Урок№31 - Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.