Русский язык разумовская причастие + видео обзор

§ 34. Что такое причастие

Тот, кто не изучал грамматики,
тот не знает законов языка.

Упр. 388. Учимся говорить на лингвистическую тему

Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете высказывание Самуила Яковлевича Маршака? Какое отношение эти слова имеют к изучению раздела «Морфология»? Сделайте выводы.

Упр. 389. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

Вдумчиво прочитайте текст. Объясните, почему он разделён на четыре части. Составьте план текста и перескажите его.

Русский язык разумовская причастие
Русский язык разумовская причастие
Русский язык разумовская причастие

Прочитайте ещё раз слова В. И. Даля (упр. 389). Объясните, как вы понимаете их смысл.

Упр. 391. Учимся собирать и систематизировать информацию

Кратко сформулируйте основные признаки глагола и прилагательного, характерные для причастия. Для этого найдите соответствующую информацию в материале, выделенном цветом.

1. Выразительно прочитайте каждый текст.

1) Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч;
Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,
Всю эту степь озаривший и гаснувший луч.

2) Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

2. Запишите по образцу в первую графу таблицы выделенные причастия с теми существительными, от которых они зависят. Разберите выписанные причастия, обозначая признаки, указанные в таблице.

Русский язык разумовская причастие

Русский язык разумовская причастие3. Найдите в первом тексте слово, которое употреблено в необычной для нашего времени форме. А как сейчас произносят и пишут это слово?

Возмите на заметку!

Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать те суффиксы, с помощью которых они образуются от глаголов.

Запомните суффиксы причастий:

Источник

Е.А.Назарова Причастие Урок русского языка в 6 классе По программе под ред.М.М.Разумовской
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Русский язык разумовская причастие

Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.

Задачи: 1. создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности 9 формирование и совершенствование всех видов УУД).

формировать ценностное отношение к русскому языку, русской классической литературе.

Повторить понятия глагол, имя прилагательное ; морфоогические пизнаки данных частей речи.

Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.

Формировать умения отличать причастия от имён прилагательных.

Урок спроектирован с использованием технологии развития критического мышления через наблюдение, чтение и письмо.

Оборудование: мультимидийный пректор, компьютер, экран, презентация по теме; толковый и этимологический словари; аудиозапись; электронное приложение к учебнику

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

По программе под ред.М.М.Разумовской

Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.

Задачи: 1. создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности 9 формирование и совершенствование всех видов УУД).

Урок спроектирован с использованием технологии развития критического мышления через наблюдение, чтение и письмо.

Оборудование: мультимидийный пректор, компьютер, экран, презентация по теме; толковый и этимологический словари; аудиозапись; электронное приложение к учебнику

Приветствие, оформление записи в тетрадях. Настрой на урок.

Учитель. У меня в руках мяч. Назовите его признаки по форме, величине, цвету, качеству, назначению.

Ученики. Круглый, маленький, небольшой, жёлтый, плотный, теннисный.

Учитель. Какую часть речи для характеристики признаков использовали?

Ученики. Имя прилагательное.

Учитель. Какие признаки предмета обозначают эти слова — врЕменные или постоянные?

Учитель. Я произведу некоторые действия с мячом, а вы назовите признак, который приобретает мяч.

Подбрасываю мяч — подбрасываемый, летящий ( ученики) ;

кладу мяч на стол — лежащий ( ученики);

Учитель. После того, как я произвела действия с мячом, он приобрёл новые признаки.

Постоянные ли это признаки?

Учитель. Признаки, которые приобрёл мяч, это признаки по тем действиям, которые мы (я) совершали.

Работа с гипотезой

Учитель. Моя гипотеза: эти слова — имена прилагательные. Согласны? Аргументируйте свой ответ.

Ученики. Имена прилагательные чаще всего образуются от существительных, а наши — от глагола.

Имена прилагательные обозначают постоянный признак.

Учитель. Но в чём же сходство с именем прилагательным?

Ученики. Отвечают на вопрос «какой».

Учитель. А к глаголу можем отнести?

Ученики. Нет, т. к. глагол обозначает действие предмета.

Учитель. А что общего у этих слов с глаголом?

Ученики. Образовались от глагола.

Учитель. Сегодня мы знакомимся с новым для вас понятием — причастие. Запишите в тетрадях. (слайд 5)

На слайде: причастие — причастный, приближённый.

Учитель. Как вы понимаете значение этого слова?

Обратимся к учебнику. Стр. 151. Слова Даля. (сл.7)

Снова открываются слова

Итак, перед нами причастия.

Работа с учебником

Работа с теорией. Какое определение дано в учебнике.

это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы

Конструирование. Работа у доски (в тетр.).

В рюкзаке лежит мяч, который мне недавно подарили.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения. Словосочетание «мяч, который подарили» заменить на существительное «мяч» + признак мяча по действию. Записать полученное предложение.

В рюкзаке лежит подаренный мяч.

Учитель. Обращаю ваше внимание, причастие можно заменить сочетанием слов «который» + глагол, от которого оно образовано. ( сл.8)

Ученики: образовалось от глагола, отвечает на вопрос «какой».

Учитель. Синтаксическая функция причастия?

Доска: 1 вар.: желтеющая нива, желтеющий лист, желтеющие нивы, на желтеющей ниве, желеющее поле.

2 вар.: желтеющая нива, желтевшая нива, пожелтевшая нива, колышущаяся нива.

Задание: проанализируйте словосочетания и посмотрите, какие признаки есть у причастия.

(род, число, падеж, время, вид, возвратность).

Учитель. У причастия есть свои опознавательные морфемы.

(обращаемся к тем же словосочетаниям)

Кто может назвать эту опознавательную морфему.

Работа с теорией (электронное приложение «Как быстро находить причастие?»)

Выделяю суффиксы в словах.

Работа с электронным приложением у доски (устно).

Задание: распределить слова в два столбика: прилагательное или причастие.

Прослушивание аудиозаписи (фонохрестоматия раздел 4 папка «Писатели улыбаются». Отрывок из «Толстый и тонкий». 1 мин. + на презентации (сл.9)

Задание: найти причастие.

Если есть время, то работаем по составлению словосочетаний причастие + определяемое слово

Учитель. Что мы сегодня узнали?

Что нужно сделать, чтобы научиться видеть и слышать причастия?

Что можете сказать о причастии?

На дополнительную оценку (кто считает, что справится) прослушать, дочитать текст «Толстый и тонкий до конца, найти, если таковые имеются, причастия, аргументировать свой ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской.

Рабочая программа по рускому языку: Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, учебно-методические средства обучен.

Рабочая программа по русскому языку: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование.

Документ, включающий в себя 5 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки уч-ся; перечень учебно-методического обеспечения.

Источник

Урок русского языка на тему «Что такое причастие». 6-й класс

Класс: 6

— познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия и его типичными суффиксами;

— формировать умение отличать причастие от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие;

— развивать память, речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, абстрагировать, проводить аналитико-синтетические операции;

— воспитывать вдумчивое отношение к родному языку;

— ответственность, дисциплинированность, собранность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный комплекс

Структура и хронология урока

Название этапа, его дидактическая задачаСодержание этапа
1. ОРГМОМЕНТ – 1 мин.

Подготовить учащихся к начальной работе на уроке.

2. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП – 5

Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ –

Познакомить с новым материалом, обеспечить его связь с ранее изученным.

4. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ – 1 мин.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ – 17 мин.

На основе новых знаний сформировать у учащихся умения применять полученные знания.

6. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ – 7 мин.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 2 мин.

8. ИНСТРУКТАЖ ПО Д/З – 1 мин.1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока в общей форме.

2. Постановка перед учащимися проблемы.

3. Содержание этапа – частично поисковый. Работа по учебнику.

4. 1) Постановка вопросов на воспроизведение;

2) Приведение примеров по образцу.

5. Организация деятельности учащихся по применению знаний:

1) упражнения на образование причастий от глагола;

2) нахождение причастий;

3) выполнение упражнения по учебнику.

6. Выполнение теста с самопроверкой по “ключу”.

7. Беседа, выставление оценок.

8. Сообщение домашнего задания, предупреждение затруднений.

II. Мобилизующий этап

Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем урок с повторения признаков глагола и прилагательного для того, чтобы хорошо понять новую тему урока.

Откройте тетради и запишите число и “Классная работа”. Запишем под диктовку предложение:

Сергей глубоко втягивал в себя запахи свежей земли.

Назовите прилагательное, глагол. Подчеркните их как члены предложения. Выделите словосочетания, в состав которых входят эти члены.

Назовите признаки глагола, а я буду их записывать на доске.

— отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

— имеет возвратность – невозвратность

— вид (совершенный – несовершенный);

— в предложении бывает cказуемымПрилагательное

— отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

— имеет полную и краткую форму

— согласуется с существительным

— в предложении является определением

— Разберите по составу прилагательное и глагол. На доске работают 2 человека. (Свежей, втягивал)

— Разберите по составу следующие глаголы: зажглась, бледнеет, запылала, наливается.

— Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов)

III. Изучение нового

Уч-ль: Послушайте сказку:

Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу.

— Давайте, ребята, и мы к основам глаголов присоединить суффиксы.

(На доске и в тетрадях):

Уч-ль: Посмотрите, ребята, получились некрасивые, неоконченные слова.

“Опять загрустили суффиксы, чего-то ещё им не хватает.

Вот бредут они по дороге, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным

— Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

— Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке”.

Уч-ль: Добавьте окончания к словам: читать – читающий, читавший….

“Суффиксы долго веселились, плясали, рисовали составленные слова.

Один из братьев предложил:

— Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть свободными, беззаботными. Забыли они, что в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили Они наказать непричастных ни к чему бездельников”.

Уч-ль: Ребята! Каких бездельников?

Уч-ки: Непричастных ни к чему.

Уч-ль: Как вы это понимаете?

Уч-ки: Не имеющих отношения к чему-либо.

Уч-ль: “Глагол сказал:

— Ребята! Как глагол назвал слова? (Причастия). Как объяснить?

(Теперь они имеют отношение к глаголу, так как у них будет время, вид и возвратность).

— Какая же тема нашего урока? (Причастия)

Запишите в тетрадях тему урока.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном.

Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться.

Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их”.

Уч-ль: Что же дал причастию глагол? Прилагательное? Запишем в виде схемы:

Признаки глаголаПризнаки прилагательного
— время ( наст.,прош)— окончание
— вид— род, число, падеж
— возвратность— зависит от сущ.
— способность иметь при себе— в предложении чаще
зависимое сущ. или наречиеявляется определением

(Схема заполняется постепенно по ходу)

— А теперь сравните составленную схему с той, что на экране. (Слайд)

— Посмотрите ещё раз на слова, которые образовали. Внешне на какую часть речи они похожи? (На прилагательное)

— Попробуйте определить значение причастия. Что обозначает глагол?

Что обозначает прилагательное? Какой вопрос можно задать?

— Откройте учебники на странице 80 (120) &20 (24).Читаем параграф вслух.

— Что же такое причастие? Назовите признаки глагола, прилагательного.

При помощи каких суффиксов образуются причастия? От какой части речи? К какой части слова добавляются суффиксы?

Образуйте от данных глаголов причастия: облетать, лежать, летать, писать, синеть, пробежать, вымыть.

Найдите причастия в предложениях, которые запишем на доске и в тетрадях.

Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.

— Как найти причастие? (Ищу существительное и от него задаю вопрос “какие”: громкие и раздавшиеся).

— Как узнать, какое из них причастие? (Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы).

— Какое слово можно заменить глаголом? Укажите суффиксы.

Крики отдавались в мирно спавших заводях реки.

Стелющийся над речонкой густой туман поднимался все выше.

— Итак, как отличить причастие от прилагательного?

— Каким членом предложения является причастие? Подчеркните в предложениях.

IV. Закрепление знаний

— Укажите причастия. Докажите правильность выбора. (Слова записаны на доске).

розовыйсереющий
розовеясероватый
розовеющийсерый
розоватыйсерея
розовеетсереет

Самостоятельная работа. (Упражнение 201(300))

Уч-ль: Объясните, что обозначает данная схема.

— Как вы будете искать определяемое слово?

— Как вы думаете, для такого анализа причастия нужен второй столбик в таблице? Как будете определять тот глагол, от которого образовано причастие?

— Все ли части четвертой графы таблицы обязательно должны быть заполнены и почему?

— Выписываем из первого четверостишия причастие с существительным, как в таблице. Какое? (Пронизанных туч)

— Дальше работаете самостоятельно.

V. Проверка усвоения знаний

Уч-ль: А сейчас для проверки усвоенного материала я вам предлагаю выполнить тест. Внимание на экран.

— Проверьте свою работу по ключу. Кто работу выполнил без ошибок?

Кто допустил одну- две ошибки?

VI. Подведение итогов

— Итак, что вы узнали о причастии?

VII. Домашнее задание

Уч-ль: На дом: параграф 20(24), ответ можно готовить по схеме, которую составили на уроке. Упражнение 201(300) закончить. Обратите внимание на суффиксы причастий.

Источник

Конспект урока русского языка на тему «Причастие». 6 класс. По программе под ред.М.М.Разумовской

Урок русского языка в 6 классе

По программе под ред.М.М.Разумовской

Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.

Задачи: 1. создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности 9 формирование и совершенствование всех видов УУД).

формировать ценностное отношение к русскому языку, русской классической литературе.

Повторить понятия глагол, имя прилагательное ; морфологические признаки данных частей речи.

Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.

Формировать умения отличать причастия от имён прилагательных.

Урок спроектирован с использованием технологии развития критического мышления через наблюдение, чтение и письмо.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме; толковый и этимологический словари; аудиозапись; электронное приложение к учебнику

Приветствие, оформление записи в тетрадях. Настрой на урок.

Повторение ранее изученного. Комментирование домашней работы.

Учитель. У меня в руках мяч. Назовите его признаки по форме, величине, цвету, качеству, назначению.

Ученики. Круглый, маленький, небольшой, жёлтый, плотный, теннисный.

Учитель. Какую часть речи для характеристики признаков использовали?

Ученики. Имя прилагательное.

Учитель. Какие признаки предмета обозначают эти слова — врЕменные или постоянные?

Учитель. Я произведу некоторые действия с мячом, а вы назовите признак, который приобретает мяч.

Подбрасываю мяч — подбрасываемый, летящий ( ученики) ;

кладу мяч на стол — лежащий ( ученики);

Учитель. После того, как я произвела действия с мячом, он приобрёл новые признаки.

На доске: лежащий, летящий, упавший, подбрасываемый

Постоянные ли это признаки?

Учитель. Признаки, которые приобрёл мяч, это признаки по тем действиям, которые мы (я) совершали.

Работа с гипотезой

Учитель. Моя гипотеза: эти слова — имена прилагательные. Согласны? Аргументируйте свой ответ.

Ученики. Имена прилагательные чаще всего образуются от существительных, а наши — от глагола.

Имена прилагательные обозначают постоянный признак.

Учитель. Но в чём же сходство с именем прилагательным?

Ученики. Отвечают на вопрос «какой».

Учитель. А к глаголу можем отнести?

Ученики. Нет, т. к. глагол обозначает действие предмета.

Учитель. А что общего у этих слов с глаголом?

Ученики. Образовались от глагола.

Стадия осмысления. Открытие новых знаний

Учитель. Сегодня мы знакомимся с новым для вас понятием — причастие. Запишите в тетрадях. (слайд 5)

На слайде: причастие — причастный, приближённый.

Учитель. Как вы понимаете значение этого слова?

Обратимся к учебнику. Стр. 151. Слова Даля. (сл.7)

Снова открываются слова: лежащий, летящий, упавший, подбрасываемый

Итак, перед нами причастия.

Работа с учебником

Работа с теорией. Какое определение дано в учебнике.

это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает

Конструирование. Работа у доски (в тетр.).

В рюкзаке лежит мяч, который мне недавно подарили.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения. Словосочетание «мяч, который подарили» заменить на существительное «мяч» + признак мяча по действию. Записать полученное предложение.

В рюкзаке лежит подаренный мяч.

Учитель. Обращаю ваше внимание, причастие можно заменить сочетанием слов «который» + глагол, от которого оно образовано. ( сл.8)

Ученики: образовалось от глагола, отвечает на вопрос «какой».

Учитель. Синтаксическая функция причастия?

Доска: 1 вар.: желтеющая нива, желтеющий лист, желтеющие нивы, на желтеющей ниве, желтеющее поле.

2 вар.: желтеющая нива, желтевшая нива, пожелтевшая нива, колышущаяся нива.

Задание: проанализируйте словосочетания и посмотрите, какие признаки есть у причастия.

(род, число, падеж, время, вид, возвратность).

Открытие новых знаний (продолжение)

Учитель. У причастия есть свои опознавательные морфемы.

(обращаемся к тем же словосочетаниям)

Кто может назвать эту опознавательную морфему.

Работа с теорией (электронное приложение «Как быстро находить причастие?»)

Выделяю суффиксы в словах.

Практическое применения полученных знаний

Работа с электронным приложением у доски (устно).

Задание: распределить слова в два столбика: прилагательное или причастие.

Прослушивание аудиозаписи (фонохрестоматия раздел 4 папка «Писатели улыбаются». Отрывок из «Толстый и тонкий». 1 мин. + на презентации (сл.9)

Задание: найти причастие.

Если есть время, то работаем по составлению словосочетаний причастие + определяемое слово

Рефлексия: обсуждение результатов выполнения заданий

Учитель. Что мы сегодня узнали?

Что нужно сделать, чтобы научиться видеть и слышать причастия?

Что можете сказать о причастии?

На дополнительную оценку (кто считает, что справится) прослушать, дочитать текст «Толстый и тонкий до конца, найти, если таковые имеются, причастия, аргументировать свой ответ.

Русский язык разумовская причастие

Русский язык разумовская причастие

Русский язык разумовская причастие

Русский язык разумовская причастие

Русский язык разумовская причастие

Русский язык разумовская причастие

Номер материала: ДВ-213096

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Видео

Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)

Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)

Что такое причастие

Что такое причастие

Урок 1. Активные причастия (настоящее время) || Причастия

Урок 1. Активные причастия (настоящее время) || Причастия

6 класс. Причастие.

6 класс.  Причастие.

Что такое причастие? №11 из ЕГЭ | Русский язык | TutorOnline

Что  такое причастие? №11 из ЕГЭ  | Русский язык | TutorOnline

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

4 Татьяна Рик Русский язык Причастие

4 Татьяна Рик  Русский язык  Причастие

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline

Урок 2. Активные причастия (прошедшее время) || Причастия

Урок 2. Активные причастия (прошедшее время) || Причастия

Русский язык 7 класс (Урок№13 - Действительные и страдательные причастия.)

Русский язык 7 класс (Урок№13 - Действительные и страдательные причастия.)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.