Русский язык словообразование задания + видео обзор

Задания по теме «Словообразование» (6 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Русский язык словообразование задания

Задания для самостоятельной работы при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Разбор слов по составу

1.Найди приставку (приставки).

— Подосиновик, подорожник, подобранный, подоить, подоконник, подол, подорвать, подарок, подождать, подошва, подозревать, подогревать, подобие, подобрел, подожгу, подойник, подопытный, подозрение.

— Надолбить, надорвать, надоить, надоконный, надолго, надобно, надоумить, надомник, надорвать.

— Обогнать, обобщить, обогреть, обожествлять, обрисовать, обойти, обосновать, обострить, обозначать, обоз, ободрить, обозреть.

2. Обвинение, обед, обезьяна, обидный, облить, обогреть, обман, обмен, обрывок, обсудить, общение, объезд, обыск, одинокий, одобрение, окно, омыть, опечатка, оплата, ответ, отвести, отвар, отжать, отзыв, отметить, отрава, отрада, отрасти, отросток, отрывок, оттепель, отцвести, отцовский, охрана, очевидец.

3. Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.

4.Слезинка, слезать, обобщать, обобрать, обогатить, подождать, ободрить, обочина, подорожник, подоконник, подоходный, подоить, подосиновик, пододеяльник, подучить, подержать, подожженный, надоить, надорвать.

5.Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка, девчонка

Синица, селедочница, лестница, гусеница, горница, салатница, куница, вафельница, пятница, игольница, отличница

7.Определить часть речи, разобрать слова по составу:

смотрящий, говоривший, привезший, прочитанный, обутый, посаженный, погнавшись, принеся, надувшись, посади, сделайте, светлее, суше, раньше, крупнейший, высочайший, решен, подшит, наигрался, заячий.

8.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания:

— рассказанный, завистливый, выселяя, перегрузка;

— выруливая, засоривший, высота, предосенний;

— предвечерний, потрогавший, выпаривая, воссоединение

— обидчивый, пролетая, пронизанный, перестройка;

— заботливый, накладка, вычеркнутый, разлепляя;

— вплотную, посеребренный, устарелый, обостряя

9.Переподготовка, выпиливание, картофелекопалка, рыболовный, подкрепляющийся, порыбачить, посинелый, пятеро, междуречье, лиственница, хлопкоуборочный, царапаться, пробежаться, подкормка, семяочистительный, проэкзаменоваться, подберезовик, выжигание, переделка. подкормка,

10.Заочник, приобщился, картофелечистка, отгрузили, подтолкнуть, возвышающийся, влагоотталкивающий, живучесть, непродуманный, вышивание, переброска, ошейник, потише, передвигаться, светомаскировка, потерянный, пробежаться.

11.Раберите наречия по составу.

Неподалеку, докрасна, умышленно, бесперспективно, удивленно, примиряюще, преотлично, всеобъемлюще, настороже, расслабляюще, трижды, самокритично, ежедневно, раздраженно, обдуманно, взволнованно, недоброжелательно, устрашающе, умиротворяющее, сгоряча, вдесятером.

12. клевать, вставать, вызревать, давать, доставать, запевать, запивать, нагревать, надевать, наливать, овладевать, преодолевать, переставать, разбивать, развивать, узнавать, успевать, уставать

( СЕБЕ: здесь везде суффикс ВА)

1. В каком ряду во всех словах выделяется окончание

1.Прямиком, берегом, творогом;

2.одно, полотно, шестеро;

3.издавна, чиста, комната;

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над?

1.Надеть, надежный, надпись;

2.надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3.надежный, надбровье, надкусить;

Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательного ИЙ: лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий + нулевое окончание, и заяч-j-а, заяч-j-э, заяч-j-и в женском, среднем роде и во множественном числе.

(. отчий = отеческий: относительное, а не притяжательное )

Суффикс й присутствует в таких словах:

— плясун – плясунья (й- а) – суффикс со значением лица женского пола

кочка, кадочка, косточка, тетрадочка (есть ответ)

Желудочный, карточный, елочный (есть ответ)

В каждом ряду найдите лишнее слово

1. воротник, задачник, ночник.

2.разодеть, разомкнуть, разобрать

3.мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4.попугайничать, скромничать, лентяйничать

закон – закон- н- ый – закон-н-ость; готов-ый – гов-ность

центр – центр-альн-ый ( централ – бессуффиксный?); вяз-а-ть – вяз-а-льн-ый

столяр – столяр-нича-ть, труд – со-труд-ник- труд-нич-а- ть.

Укажите формы, в которых больше чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы:

3: подо-спе-ть, на-кормл-ю

3: пере-би-ть, на-ловл-ю

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет для родителей.

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы.

Презентация «Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. » Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе.

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах.

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников.

Источник

Словообразование частей речи

Дидактический материал

Предлагаемые задания составлены на основе учебника «Русский язык. 6-й класс» под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А., но могут быть использованы учителями, работающими по другим школьным пособиям. Задания представляют собой тесты в двух вариантах, творческие упражнения по трем темам: «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных», «Словообразование глаголов».

Каждая из четырех работ рассчитана на 1–2 урока. Три работы являются тренировочными, одна – контрольной и зачетной. В классах со слабой подготовкой один вариант выполняется под руководством учителя-консультанта или в группах по 5–6 человек, другой – без посторонней помощи, самостоятельно.

Словообразование существительных

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;

2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;

3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;

4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Собеседник, отпускник, искренность;

2) подшерсток, побережье, сокурсник;

3) перемирие, соперник, пригород;

4) соучастник, сокурсница, безрассудство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Кровь, кровинка, кровиночка;

2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;

3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;

4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.

4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?

1) Черноморец, пароходик, скалолазка;

2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;

3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;

4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;

2) слон : слониха = трус : трусиха;

4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.

6. В какой строке значение слова истолковано неверно?

1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.

2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.

3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.

4) Телебашня – башня с телевизорами.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.

8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.

Русский язык словообразование заданияВ жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется – вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.

9. Известно, что от слова ягода образовано слово ягодник, от слова вишня – вишенник.

Какие слова со значением «место, где растет. » можно образовать от данных: малина, орех?

Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

1. В каких двух рядах все слова однокоренные?

1) Ложь, сложный, сложность, сложение;

2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;

3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;

4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Нашейник, подсвечник, подбородок;

2) сдувание, задушевность, обогреватель;

3) загривок, задымленность, запевала;

4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Роза Русский язык словообразование заданиярозовый Русский язык словообразование заданиярозовость Русский язык словообразование заданияпорозоветь;

2) семья Русский язык словообразование заданиясемейство Русский язык словообразование заданиясемейственный Русский язык словообразование заданиясемейственность;

3) роза Русский язык словообразование заданиярозовый Русский язык словообразование заданиярозарий;

4) разряд Русский язык словообразование заданияразрядник Русский язык словообразование заданияразрядница.

4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?

1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;

2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;

3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;

4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Выезжать : выезд = выходить : выход;

2) сад : садовник = ель : ельник;

3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;

4) грести : гребец = петь: певец.

6. Отметьте примеры детского словотворчества.

1) Грушонок – это росток груши.

2) Журчей, потому что он журчит.

3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.

4) Варюля – в ней варят суп.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.

8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.

Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует. Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.

9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

Словообразование имен прилагательных

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

4) некрепкий, необычный, нейтральный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Вагонный, влажный, важный;

2) беседочный, беловатый, бледный;

3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

4) ветеранский, вещественный, вишневый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

1) Персик, стекло, ухаб;

2) родник, пробка, остановка;

3) лозняк, кустарник, подорожник;

4) калина, леденец, хвала.

4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

2) поверхностный, довоенный, безвластный;

3) прибрежный, надомный, беззаботный;

4) загородный, застенчивый, заводской.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Неизгладимый, неожиданный, необычный;

2) дорожный, путевой, детский;

3) общий, сильный случайный;

4) свежий, яркий, сухой.

7. Восстановите словообразовательные цепочки.

8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

9. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

Русский язык словообразование заданияХороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Подгорный, перегорелый, подготовочный;

2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

4) разгрузочный, распределительный, растительный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

2) барский, бархатистый, двухведерный;

3) венный, вельветовый, великодушный;

4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-?

1) Кость, ветер, пар, время;

2) изба, глина, печь, путь;

3) волос, нефть, клад, чай;

4) крупа, дрова, лед, овес.

4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый;

2) подшефный, нагрудный, поштучный;

3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Североморский, многодетный, морозобойный;

2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Белый, тюлевый, баскетбольный;

2) твердый, честный, талантливый;

3) свирепый, рыжий, плоский;

4) тесный, выносливый, мышиный.

7. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) мерить. Русский язык словообразование заданияпримерка Русский язык словообразование задания. ;

2) опасный Русский язык словообразование задания. безопасность;

3) писать – письмо Русский язык словообразование задания. письменно;

4) тепло Русский язык словообразование задания… теплица Русский язык словообразование задания….

8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

9. Напишите мини-сочинение о другой птице.

Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.

Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

Словообразование глаголов

1. Выпишите из текста бесприставочный глагол.

Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала:

– Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей.

Все сразу успокоились.

(Пересказ с английского В.Орла)

2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно подобрать к данному ряду слов?

Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить, давать.

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать;

2) сдать, восстановиться, обжигаться;

3) закатиться, занозить, заземлить;

4) подыскать, сыграть, поинтересоваться.

4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Ограничивать, обедать, огорчить;

2) запереться, собирать, достроить;

3) соперничать, шуметь, глохнуть;

4) воспитывать, рассмеяться, спилить.

5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Разбежаться, обезуметь, постукивать;

2) очиститься, участвовать, перевоспитать;

3) переписываться, прибраться, приглашать;

4) соразмерять, примечать, переносить.

6. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться;

2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий;

3) чистый – чистить – расчистить – расчистка;

4) получить – недополучить – недополучать – недополучение.

7. Напишите рассуждение о другой птичке.

К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.

1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол.

Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.

(Пересказ с английского В.Орла)

2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду?

Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков.

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Подобреть, продудеть, оживить;

2) сдублировать, изъездить, воссоединить;

3) пожалеть, отдышаться, вдуматься;

4) запереться, собирать, спилить.

4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Стукнуть, достигать, умыться;

2) подчеркивать, пошутить, достраиваться;

3) приглашать, перегородить, заживлять;

4) рассмешить, развивать, сшить.

5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Рассыпаться, отлавливать, истереть;

2) просушиться, посуроветь, присудить;

3) расступиться, обездолить, удлинить;

4) пообедать, засобираться, подыскать.

6. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования?

1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный;

2) бежать – пробежать – пробег – велопробег;

3) варить – выварить – вываривание – вываривать;

4) гореть – догореть – догорать – догорание.

7. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду.

Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь.

Зачетная (контрольная) работа
по словообразованию

1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.

3) интересоваться, интересно….

2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

1) Суперзвезда, суперкласс…;

2) одесский, белорусский, матросский…;

3) придумывал, рассказывал, обманывал….

3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.

В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик лил косой.

4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

Зреют на зеленых ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток,
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.

5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб, набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха. Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями. У паука-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. В нем он спасается от врагов.

6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

Русский язык словообразование задания

7. Напишите рассказ «В огороде», включив в него придуманное вами сложное существительное.

1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.

2) впечатлительный, впечатление. ;

3) изображать, изобразительный.

2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

1) Экс-президент, экс-министр. ;

2) утренний, соломенный. ;

3) требовал, советовал, оборудовал.

3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.

Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она (капля) стекла.

4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

Этой бабке сотня лет,
А горба у ней все нет!
Высоконько торчит,
Далеконько ворчит.
Смерть придет за старушкой –
Станет бабка избушкой.

5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

Ярки опушки лесов в летнее время! Здесь веселый цветочный хоровод. Но вы всегда обратите внимание на травянистого великана. Это кипрей, или иван-чай. Кипрей в большом почете у пчеловодов. Это чемпион травянистых медоносов. Кипрей щедро угощает пчел сладким нектаром и дает им цветочную пыльцу и клей. Цветоводы московского парка «Сокольники» пересадили к себе кипрей, и он отлично украсил поляну.

6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

Русский язык словообразование задания

На садовом участке

7. Напишите рассказ «В саду», включив в него придуманное вами сложное существительное.

Источник

Русский язык словообразование задания

Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).

(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.

(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!

(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.

(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…

А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.

Определите способ образования слова УВИДЕЛ (предложение 7).

Определите способ образования слова УВИДЕЛ (предложение 7).

(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.

(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!

(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.

(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…

А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.

Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).

Определите способ образования слова ИЗДАЛИ (предложение 3).

(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.

(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!

(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.

(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…

А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.

Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).

Определите способ образования слова УПОТРЕБЛЕНИЯ (предложение 29).

(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.

(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!

(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.

(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…

А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.

Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).

Определите способ образования слова РАССЕЯННОСТЬЮ (предложение 35).

(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.

(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!

(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.

(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…

А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.

Источник

Видео

Русский язык ЦТ | Задания из ЦТ по разделу "Словообразование"

Русский язык ЦТ | Задания из ЦТ по разделу "Словообразование"

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Все способы словообразования

Все способы словообразования

ЦТ В8. Словообразование

ЦТ В8. Словообразование

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Основные способы словообразования в русском языке

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Основные способы словообразования в русском языке

ЕГЭ по русскому языку 2021. Задание 7 (теория).

ЕГЭ по русскому языку 2021. Задание 7 (теория).

Словообразование и морфемика. Урок 7. Русский язык 10 класс

Словообразование и морфемика. Урок 7.  Русский язык 10 класс

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемные

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемные

Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)

Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)

Словообразование | Русский язык

Словообразование | Русский язык
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.