Русский язык структура урока + видео обзор

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов заняти я)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС в помощь учителю ( Стандарты второго поколения).

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а.

Урок, по–прежнему, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекци.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.

Источник

Методические рекомендации молодому учителю » Структура урока русского языка»

СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Организационный момент длится 2 – 3 минуты. Следует отметить отсутствующих учащихся, обратить внимание на внешний вид учеников, состояние класса. Организационный момент предназначен для создания у детей рабочей настроенности. Не должен быть затянут, так как это может привести к появлению методических недочётов в организации урока.

На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются: 1) проверка письменных домашних заданий; 2) проверка теоретических знаний; 3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков.

Проверка письменных домашних заданий – это средство выяснения уровня знаний, умений и навыков по пройденному на предыдущем уроке материалу, средство установления преемственной связи между уроками. Проверка домашнего задания должна быть регулярной, разнообразной. Стандартная форма проверки – сплошное устное комментированное чтение. Проверку домашнего задания можно активизировать следующими способами:

1.Проведением выборочной проверки, требующей от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты и классифицировать их в соответствии с целевой установкой.

2.Самопроверка, позволяющая учащимся проверить выполненную работу путём сличения с образцом, заранее записанным на доске, с помощью словарей, справочных пособий и т.д.

3.Взаимопроверка, позволяющая учащимся обменяться тетрадями и отметить ошибки в работах друг друга. Можно также привлечь консультантов, помощников учителя.

4.Выполнение задания аналогичного домашнему. В этом случае домашнее задание проверяется учителем после урока.

5.Написание различных диктантов, включающих в себя слова, словосочетания, предложения из домашнего упражнения.

Проверка домашнего задания должна проводиться в начале урока и длиться до 10 минут.

2.Опрос на уроках русского языка.

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Проверка теоретических знаний, умений учащихся осуществляется при помощи опроса. К сожалению, формы опроса крайне однообразны. В основном это ответ у доски 2 – 3 учеников при бездействии остальной части класса или фронтальный опрос. Всё это не может дать учителю объективной картины реального уровня знаний каждого ученика, а тем более большинства учащихся по русскому языку. В связи с этим к проведению опроса предъявляются определённые требования:

1.На уроке необходимо сочетать все виды опроса (устный и письменный; индивидуальный, фронтальный, уплотнённый).

2.Опрос должен активизировать мыслительную деятельность учащихся.

3.При опросе нужно следить не только за содержанием ответа, но и за речью ученика. Привлекать учащихся к дополнению, рецензированию ответа с места, к постанове вопросов отвечающим.

4.Опрос должен строиться так, чтобы выявляемые знания подкреплялись примерами.

5.Вопросы должны быть чёткими, ясными, не допускающими односложных ответов.

Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.

Одной из самых распространённых форм опроса является фронтальный опрос. В таком опросе участвует весь класс. Он достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее изученное. Используется при необходимости быстрой проверки знаний одновременно у большого количества учащихся и повторении значительного по объёму материала. В течение урока задаётся большое количество вопросов, требующих краткого ответа. Вопросы задаются всему классу, а затем отвечает на них учеников, которого учителю нужно спросить. Одному и тому же ученику в течение урока можно задать 4 – 5 вопросов и выставить поурочный балл. Поурочный балл может быть выставлен нескольким ученикам. Таким образом, может происходить накопление оценок за четверть.

Фронтальный опрос имеет и явные недостатки:

«1.Ограничивает возможность развёрнутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. При опросе превалируют односложные, краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи учащихся.

2.Краткость, отрывочность ответы на уроке приводит к тому, что изученные факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы. Они запоминаются как разрозненные, не связанные между собой единицы. У учащихся не развивается навык систематизации изученного.

3.Возможность отвечать на уроке односложно, не развёрнуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьёзно. А это отрицательно сказывается на прочности усвоения материала в целом» (Методика преп. русск. Языка. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М., 1990. – С. 295).

Уплотнённый опрос заключается в том, что для ответа одновременно вызывается не один, как обычно, а несколько учащихся (от двух до четырёх и даже пяти), каждому из которых даётся особое задание-вопрос. Пока один из вызванных отвечает, другие готовятся к ответу.

Такой опрос следует применять очень осторожно, так как ученики, которые готовятся к ответу на какое-то время, иногда и на очень длительное, выключаются из общей работы класса. Кроме того, часть учащихся не слушает отвечающего, а следит за доской. Хорошо, если в классе есть оборотная доска. В то же время при оборотной доске учитель не имеет возможности следить за работой у доски. Лучше в таком случае использовать карточки, отсадив опрашиваемых за другую парту. При таком опросе хорошо проверять правописные навыки.

По мнению М.Т.Баранова индивидуальный опрос – «это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем» (с.295 – 296).

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок, понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.

Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и т.д.

Устное монологическое высказывание может быть, например, о роли причастия в словосочетании; о правиле написания –н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении и т.д. Это может быть задание на воспроизведение теоретического материала учебника с привлечением собственных примеров и примеров из домашнего упражнения.

Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы; коллективное составление 2 – 3 аналогичных таблиц; индивидуальное составление таблиц.

Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу, тестам; различным упражнениям с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек справочного характера.

Что касается характера вопросов при опросе, то они могут быть следующего характера: 1) вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д., например: какие слова называются синонимами? Какие простые предложения называются односоставными? И т.д. 2) вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей между явлениями, например: почему перед союзом как запятая не всегда ставится? От чего зависит выбор букв о и е в суффиксе существительных –ок- (-ек-)? И т.д. 3) вопросы, требующие применения знаний к данным примерам. Учитель записывает на доске слова в определённых формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на примеры, ответить на вопросы: докажите, что это синонимы? В какой форме находятся данные слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах? И т.п.

3.Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала.

Цель подготовки к восприятию нового материала является вызывание у учащихся интереса к новой теме. Этого можно добиться созданием проблемной ситуации, которая может быть создана путём предъявления задания поискового характера, путём постановки вопроса, для ответа на который нужно усвоить новый материал.

Изучение нового материала – это один из наиболее трудных структурных элементов урока. Основная задача объяснения нового материала состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы – грамматической, орфографической, пунктуационной и т.д.

При объяснении нового материала используются следующие методы: слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, лекция, самостоятельная работа с учебником. Все методы объединены в объяснительные и поисковые (проблемные). Объяснительные методы – это те, когда материал подаётся учителем в готовом виде. Их лучше использовать: 1) когда объём материала большой; 2) когда даётся тема практического характера; 3) когда процесс получения знаний отнимает много времени; 4) когда класс не способен активно усваивать новый материал. Так слово учителя используется при большом количестве информации, при её достаточной сложности. Учитель аргументированно излагает новый материал, используя различные приёмы (применение наглядности, обобщение, синтез, анализ), а ученики слушают и стараются понять.

Наблюдение над языковым материалом применяется, когда материал не слишком сложный и объёмный, не содержит большого количества теоретических моментов (в противном случае применяется метод слово учителя).

Поисковые методы – когда учащиеся в процессе наблюдения над фактами языка добывают знания самостоятельно. Поиск разумеется должен проходить под наблюдением учителя. Чаще всего это метод беседы и самостоятельная работа с учебником.

При беседе учитель объясняет материал и задаёт вопросы по ходу объяснения. Ученики отвечают и задают свои.

Самостоятельная работа с учебником применяется при небольшой сложности материала. Ученики самостоятельно читают параграф, затем, если материал им понятен, выполняют упражнения, правильность выполнения которых контролируется учителем. В большинстве же случаев работа с учебником связана с составлением плана.

Учитель не должен ограничиваться однократным объяснением материала. В течение урока он может ещё несколько раз объяснить новый материал. Таким образом, произойдёт первичное и вторичное усвоение материала. Первый раз объяснение должно быть подробным, второй раз более сжатым, третий раз – в виде таблицы или схемы.

Таким образом, на любом уроке первичного усвоения нового материала должно быть:

1. Обращение к ранее пройденному в целях подготовки к восприятию нового.

2. Наблюдение над языком с целью выявления признаков изучаемого понятия.

3.Чтение определения, формулировки правила с целью выделения каждого признака понятия. Перед чтением обязательно должна быть поставлена задача (найти в учебнике ответ на поставленный вопрос, выделить то, о чём на уроке не говорилось, подготовиться к объяснению таблицы, составить план параграфа и т.д.).

4.Анализ формулировок, определений и правил, помогающий ученикам увидеть в частном общее.

5.Выделение существенных и несущественных признаков понятия.

6.Чтение учащимися образцов рассуждения.

7.Проверка усвоения теории.

Объяснение нового материала занимает на уроке до 20-ти минут.

4.Закрепление знаний, умений и навыков.

Объяснение понятия или правила – это лишь начальный этап его усвоения. Подлинное овладение знаниями происходит только в процессе их применения, во время работы над упражнениями. Применить понятие или правило значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.

Вообще закрепление может быть двух видов:

2)закрепление умений и навыков как урок закрепления.

Под знаниями следует понимать определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала. Второй этап – выработка умений. Умения – это такой уровень усвоения материала, когда школьники при определённом напряжении внимания, памяти способны правильно поставить знак препинания, ту или иную букву. Но это ещё не навыки. Навыки – автоматизированные умения – третья ступень изучения материала.

Как уже было сказано, главным методом на этапе закрепление является упражнение.

Работа учеников над упражнениями может быть организована следующими образом:

а) полусамостоятельная работа. Первые задания, которые даются после проверки усвоения понятия или правила, должны выполняться коллективно с помощью учителя. Эти задания чаще всего предусматривают обнаружение изучаемого понятия;

б) полусамостоятельная работа. Степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. Предварительно могут разбираться только трудные для них случаи;

в) самостоятельная работа репродуктивного (воспроизводимого) характера;

г) самостоятельная работа творческого характера.

На каждом из перечисленных этапов можно использовать следующие виды упражнений:

I этап – комментированное письмо, предупредительный диктант (устная работа + коллективная или индивидуальная);

П этап – самостоятельная работа + воспроизведение – диктант «Проверяю себя», выборочный, объяснительный, различные виды осложнённого списывания, различные виды разборов, алгоритмы;

Ш этап – самостоятельная работа + творческая – различные виды осложнённого списывания, свободный и творческий диктанты, изложения, сочинения, работа по составлению связных текстов, свободное списывание, грамматико-стилистическое конструирование, редактирование текста.

Таким образом, работа над упражнениями на этом этапе должна идти от простого к сложному.

На этапе закрепления можно широко использовать дидактический материал. При его использовании нужно учитывать следующее:

1.Текстовый материал должен отвечать теме урока: содержать необходимые орфограммы и пунктограммы, материал для наблюдения над различными изучаемыми явлениями и фактами.

2.Отобранный материал не должен нарушать целостную систему тренировочных упражнений, предлагаемую учебником. Он призван дополнить её и способствовать реализации воспитательных целей урока.

На этап закрепления знаний, умений и навыков выделяется 15-20 минут.

5.Подведение итогов. Задание работы на дом.

Функция этапа подведения итогов заключается в выяснении степени осознанного усвоения нового материала. По мнению М.Т.Баранова, для её реализации нужно ставить вопросы, требующие осознанного ответа, т.е. какие-то конкретные вопросы: например, почему в предложениях с однородными членами не всегда ставится запятая? Методист считает, что вопросы обобщённого характера ставить нецелесообразно.

По мнению же многих других методистов, можно задавать вопросы обобщенного характера: что вы узнали нового на уроке? Что называется тем-то?

На этапе подведения итогов идёт оценка работы учеников.

1.Задание должно быть прокомментировано и записано на доске и в дневниках. Можно даже заставить повторить его одного-двух учеников.

2.Предпочтительно предлагать виды упражнений, аналогичные тем, которые отрабатывались в классе под руководством учителя (списывание, составление таблиц, придумывание предложений, подбор примеров, написание сочинений, образование форм слова, подбор однокорневых слов, различные разборы и др.). Не следует давать домашних заданий по материалу, который не был ещё объяснён на уроке и который заведомо является трудным для учащихся, или такой вид упражнений, подобное которому ещё не выполнялось ни разу на уроке.

3.При определении объёма работы следует исходить из средней нормы времени, затраченного на приготовление задания, дня недели, загруженности учащихся другими предметами.

Опыт показывает, что домашнее задание не должно занимать более 30 – 40 минут (от 4 к 9 классу) на выполнение устного и письменного заданий. Упражнение для письменной работы лучше давать объёмом в 4 – 6 строк (у Текучёва – 8 – 10) – в 5 – 7 классах и 6 – 8 строк (у Текучёва 10 – 15) – в 8 – 9 классах. Если предлагаются нестандартные задания (составление предложений, написание сочинений), то в итоге желательно получить тот же объём работы, что и при выполнении стандартных упражнений.

4.Домашние упражнения могут и должны быть не только письменными, но и устными. Это необходимо для того, чтобы ученик хорошо знал то, что ему задано, не только в тот момент, когда это потребуется, а и на следующий день и позже и умел воспроизвести свои знания в любой момент, когда это потребуется без помощи записанного накануне.

5.Нужно дифференцировать задание на дом: предлагать 2-3 варианта заданий для разных групп учащихся; задания по интересу и выбору.

6.Домашнее задание по выбору может основываться на дидактическом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и даёт возможность ученикам попробовать силы в различных по характеру работах. Так, к одному и тому же упражнению можно дать разные задания: списывание без дополнительного задания, списывание с распределением слов (предложений) на группы, составление таблиц и заполнение их примерами из данного упражнения и т.д. Всё это способствует повышению интереса к домашнему заданию.

Домашнее задание нужно предлагать компактно в конце урока, оставив для этого 2-3 минуты. Хотя методисты говорят, что можно давать домашнее задание и сразу после объяснения нового материала, т.е. в начале урока.

Источник

Структура урока русского языка

Урок решает учебные цели и задачи, поэтому его темой являются либо формулировки из «Программы», либо названия параграфов учебника. Темой урока может быть и контрольная работа, и работа над ошибками.

Определение темы – это первый этап подготовки к уроку. Она может быть сформулирована как повествовательное или вопросительное предложение, может быть представлена в игровой форме («Путешествие в страну прилагательного»). Следует остановиться на той формулировке, которая будет способствовать созданию рабочей творческой обстановки.

Учет тематического планирования предопределяет выбор типа урока.

Следующим важным моментом при подготовке к уроку является постановка целей. Как отмечалось во 2 главе, выделяют три классические цели урока: обучающая, развивающая и воспитательная.

В формулировке обучающей цели четко определяется, что нового должны узнать учащиеся на уроке. Например: в 5 классе изучается тема «Имя существительное». Познавательная цель может быть сформулирована так: «Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, то есть таким классом слов, который выделяется на основе не только лексических значений, но и грамматических». Уточнение с «то есть» может не включаться в запись, но оно должно осознаваться учителем.

При постановке обучающей цели предполагается, что школьники будут познакомлены с правилами орфографии и пунктуации, лингвистическими понятиями, фактами языка.

В формулировке развивающей цели указываются учебно-языковые и речевые умения, которые формируются или совершенствуются на уроке. Учитель должен определить, какие новые действия, операции будут выполнять учащиеся (сначала под его руководством, а потом самостоятельно), или что несовершенно в сформированных действиях учеников и как это надо скорректировать. Например, в 5 классе на уроке изучения имени существительного развивающая цель может быть сформулирована так: «Сформировать умение квалифицировать имена существительные не только на основе предметного значения, но и опираясь на грамматические особенности (склонение, родовая характеристика)».

Формулировка воспитательнойцели вызывает обычно наибольшие трудности. Воспитательная цель определяется дидактическим материалом урока, его тематической направленностью.

Сформулируем цели для темы урока в 5 классе «Род имен существительных».

1. Обучающая цель: систематизировать знания учащихся об имени существительном, его морфологических признаках.

Нельзя формулировать цель так: «Дать представление о категории рода имен существительных», поскольку эта категория знакома ученикам из курса начальной школы; учитель должен обобщить, структурировать знания и сообщить новое, например об определении рода несклоняемых имен существительных.

2. Развивающая цель: формировать умение определять принадлежность существительных к одному из 3-х родов, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

3. Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к собственной речи на основе грамотного использования имен существительных с учетом их грамматических особенностей.

На следующем этапе подготовки урока русского языка следует продумать содержание исходя из данных учебника и дидактического материала.

Правильный выбор приемов и методов будет способствовать успешному усвоению материала учениками. Такой выбор предполагает выстраивание материала по принципу от простого к сложному, чередование устных и письменных упражнений, следование одному тематическому направлению.

Для каждого урока характерно свое оборудование: доска, цветные мелки, таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал (репродукции картин, индивидуальные карточки и т.д.).

4. Структура урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала)

4.1. Урок объяснения нового материаласостоит из следующих этапов:

1. Оргмомент (1– 2 мин.).

Время этапов урока распределяется между структурными элементами в зависимости от содержания и функций.

Оргмоментпредназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Учитель стремится к быстрому включению учеников в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к методическим недочетам в организации урока.

2. Проверка домашнего задания и работа по карточкам (7 – 10 мин.).

Учителю необходимо определить, как осуществлять контроль: что проверить устно, что требует записи на доске, что будет делать класс, пока у доски работают 2–3 ученика, какие вопросы должны быть заданы для подготовки к восприятию нового материала.

Обязательно сформулировать цель для учеников. Она ставится на каждом новом этапе. «На прошлом уроке мы познакомились с темой… В домашней работе нужно было сделать … Сейчас проверим, как вы справились с заданием».

Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания с целью выяснения степени осознанности усвоения изученного и правильности выполнения задания.

Существуют разные формы проверки письменного задания.

1. В 5 – 6 классах – проверка тетрадей (в этих классах проверяется каждая работа);

2. Опрос по цепочке (объясняются орфограммы и пунктограммы, а разборы выполняются на доске, затем проверяются коллективно, при этом работавшему у доски нужно задать вопрос по изученному материалу и проверить (иногда просмотреть) тетрадь.Только после этого выставить оценку.)

3. Выборочная проверка домашнего задания на доске (выписать слова с орфограммами, обозначая их графически, составить схемы предложений с пунктограммами).

4. Выполнить грамматические разборы у доски, орфограммы и знаки препинания проверить устно по цепочке.

5. Фронтальный опрос поможет повторить пройденный материал (вопрос задается всему классу, отвечает один из учеников; недостатки обусловлены тем, что невозможно опросить всех учеников, трудно выявить неподготовившихся). Чтобы соединить этап проверки домашнего задания со следующей темой, необходим опрос по теории.

6. Индивидуальный опрос – карточки.

Русский язык структура урока

Карточки бывают разных видов. Работа по карточкам ограничена во времени, поэтому их нужно собрать в конце этапа проверки домашнего задания. Необходимо вести учет опрошенных по карточкам, чтобы каждый ученик в течение четверти смог поработать с разными видами карточек.

Этап проверки домашнего задания нельзя затягивать, так как это скажется на дальнейшей работе. Если новый материал достаточно сложный, то этап проверки домашнего задания может отсутствовать.

(3.) Орфографическая работа(около 5 мин.).

Орфографическая работа может заменить проверку домашнего задания, если это целесообразно. Формы работы могут быть следующими: а) на доске заранее записаны слова с пропущенными орфограммами, ученики должны их объяснить устно или в случае письменного выполнения задания в тетради с помощью графических обозначений; б) словарный диктант; в) работа с перфокартами для всего класса.

Словарный диктант составляется по специальным нормам. Обычно он состоит из словосочетаний. Необходимо учитывать способ контроля: проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка (проверяет один ученик или проверка осуществляется по цепочке; при этом предварительно должен быть произведен обмен тетрадями, указаны нормы оценок, а после проверки необходимо выяснить, кто написал на «5», «4», «3», «2»; оценки выставляют сами дети).

3. Объяснение нового материала (10 – 15 мин.).

Необходимо сформулировать цель познания для учеников. На данном этапе урока обязательно наглядное предъявление нового материала, анализ которого осуществляется с помощью логически выстроенной системы вопросов. После беседы ученики самостоятельно формулируют правило или объясняют грамматические понятия, а затем обращаются к учебнику. Если необходимо, ученики еще раз могут повторить теоретические сведения и самостоятельно подобрать примеры для иллюстрации.

Таким образом, этап складывается из следующих составляющих: предъявление материала, анализ языкового материала путем последовательного вычленения признаков нового понятия (или условий действия правила и операций при его применении) – это этап структуризации нового материала; выводы-обобщение (формулировка дефиниции нового понятия или правила), запоминание (чтение учебника позволяет еще раз зрительно воспринять материал), воспроизведение (с подбором своих примеров).

4. Закрепление(15 – 20 мин.).

Упражнения для закрепления нового материала должны выстраиваться в соответствии с уровнем сложности: от анализа готовых примеров, выполнения упражнений по образцу до творческих заданий (то есть от «узнавания» нового материала к коллективному и самостоятельному оперированию с ним); от анализа простых случаев – к сложным; от упражнений, требующих осуществления одной операции, к многооперационным.

Сначала у доски работает сильный ученик (его действия есть своеобразный образец размышления-ответа для остальных), затем средний и слабый.

Первые упражнения выполняются по учебнику, далее возможно привлечение дополнительного дидактического материала.

Должны присутствовать разные формы работы, не только осложненное списывание, но разные виды диктантов и грамматических разборов, поскольку все разборы в полном или частичном виде должны быть представлены на каждом уроке.

Определение нового понятия (или новое правило) должно неоднократно звучать на уроке.

Советуем включать в закрепление игровые упражнения.

5. Подведение итогов и выставление оценок (не более 5 мин.).

Ученики формулируют выводы по уроку. Учитель выставляет оценки и комментирует их (в соответствии с нормами оценок и с учетом работы ученика в тетради). За урок должно быть выставлено не менее 5 отметок.

6. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Задание на дом может быть озвучено в начале урока, если оно не нуждается в комментарии (поскольку часто в конце урока у студента не остается времени и он объявляет задание после до звонка).

С начала урока домашнее задание должно быть записано в правом верхнем углу доски. Обычно оно состоит из указания страницы, параграфа и упражнения, также может быть включен материал для повторения и словарные слова. Домашнее задание должно быть прокомментировано учителем, а значит, понято учащимися. Оно не должно быть перегружено, то есть предполагает 20-30-минутную работу школьника дома. Задание на дом может быть дифференцировано по уровню сложности ( например: некоторые ученики занимаются творческой работой, а другие выполняют предложенное упражнение).

В конце урока учеников следует поблагодарить за работу.

В конспекте каждого урока должно быть представлено оформление доски, поскольку доска – главное средство наглядности, она должна максимально служить процессу обучения.

На каждом уроке необходимо проводить лексическую работу (с целью увеличения словарного запаса, развития речи, расширения представлений учащихся о мире).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Видео

Методика преподавания русского языка и структура урока.Скачать

Методика преподавания русского языка и структура урока.

Построение современного урокаСкачать

Построение современного урока

Типы уроковСкачать

Типы уроков

Этапы современного урокаСкачать

Этапы современного урока

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.Скачать

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.

Типы уроков, структура.Скачать

Типы уроков, структура.

Структура урокаСкачать

Структура урока

Эффективное планирование урока - залог успешного обучения.Скачать

Эффективное планирование урока - залог успешного обучения.

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.

Русский 8 Порядок слов в предложенииСкачать

Русский 8 Порядок слов в предложении
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.