Русский язык устное высказывание + видео обзор

Высказывания о русском языке

Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду

Высказывания о русском языке великих писателей и поэтов

Высказывания о русском языке великих писателей и поэтов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен
А. И. Куприн
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.
А. С. Хомяков
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький
Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
П. Мериме
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…
К. Г. Паустовский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются.
Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
А. С. Пушкин
Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно.
Зачем говорить дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочёты?
Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?
Владимир Ильич Ленин
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
Иван Сергеевич Тургенев
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
В. Белинский
По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.
Антон Павлович Чехов
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А. Н. Толстой
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. С. Тургенев
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Карамзин Н. М.
Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, колъми паче немецкий.
Державин Г. Р.
Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.
Сумароков А. П.
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
Паустовский К. Г.
Внешность, исключающая незнание русского языка.
Валерий Афонченко
Велик русский язык, ибо гад тот, кто его калечит!
Йонсен Койколайнер
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Белинский В. Г.
Богатый русский язык: сколько можно выразить одним словом!
А сколько можно им недосказать!
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.
Иллич-Свитыч В. М.
Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
Тургенев И. С.
Язык важен для патриота.
Карамзин Н. М.
Английский все настойчивее проникает в современный русский язык для того, чтобы изуродовать его окончательно.
Борис Кригер
Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французской; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогичных слов, то есть сообразных и с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки.
Карамзин Н. М.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Гоголь Н. В.
Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли.
Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык, он также как бы пронизывается этим способом выражения.
А. Н. Толстой
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. Гоголь
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. Куприн
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
А. Н. Толстой
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
С русским языком можно творить чудеса!
К. Г. Паустовский
Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
Максим Горький
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
Н. В. Гоголь
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
навеки.
А. А. Ахматова

Источник

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. А. Н. Толстой

Русский язык — это прежде всего Пушкин — неру­шимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейско­му языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое со­вершенство, каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опо­ра, о великий, могучий, правдивый и свободный рус­ский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жем­чуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуж­дого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могу­чий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поис­тине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чув­ствует сокровенную прелесть нашей земли.

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Источник

Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему

В данной статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9 классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе и ФГОС требуют от учителя такой организации обучения русскому языку, чтобы развивались и проявлялись коммуникативные способности школьников в урочной деятельности. Выбор вида творческого задания для государственной аттестации по русскому языку в 9 классе Цыбулько И.П., председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, объяснила так: «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной школе в 10-11 классе. Данный вид работы поможет отобрать школьников в профильные классы. …Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной (познавательно-коммуникативной) направленности курса и деятельностном подходе». (Слайд №2)

Учителю для решения данной проблемы на предпрофильном этапе необходимо найти эффективное средство подготовки обучающихся к сочинению на лингвистическую тему.

Рассмотрим статистические данные выполнения задания «С2» учащимися 9-х классов Первомайского района города Ростова-на-Дону в 2012-2013 учебном году. Из числа работ, которые оценивают эксперты, лишь 5% за выполнение сочинения на лингвистическую тему получили максимальное количество баллов. Примерно 12,5% получили баллы, соотносимые со школьной четверкой, сочинения 62,5% выпускников 9-х классов слабы, в некоторых из них лишь просматривается коммуникативный замысел, около 20% обучающихся вовсе не приступали к выполнению творческого задания. По оценке экспертов, речь девятиклассников шаблонна, аргументация недостаточно убедительна, подменяется лишь примерами.(Слайд №3)

Сравнив форматы итоговой аттестации в 9 и 11 классах, мы вынуждены сделать вывод о том, что аттестация в 9 классе более сложная, чем в одиннадцатом. Сложность предъявляемых требований к заданию «С2» в 9 классе объясняет причины затруднений учащихся при его выполнении. (Слайд №4).

Выделим некоторые из них (слайд №5).

Предъявляемые требования к экзаменационной работе позволяют охарактеризовать сочинение на лингвистическую тему как задание олимпиадного уровня, которое теперь перенесено в разряд базовых.

Всё названное убеждает учителя в необходимости искать новые эффективные средства подготовки к экзамену. КИМы для 9 класса, в том числе и сочинение-рассуждение, сегодня строятся так, что отражают практико-ориентированный подход в обучении, поэтому следует обратиться к первейшему помощнику учителя и ученика – школьному учебнику.

Среди УМК нового поколения учебник С.И. Львовой и В.В. Львова системно готовит учащихся разного уровня подготовки к итоговой аттестации по предмету и, что очень важно, к выполнению самой трудной части экзаменационной работы «С2», написанию сочинения на лингвистическую тему. Арсенал средств, представленных в учебнике, чрезвычайно многообразен: теоретический материал, рубрики «Знайте и применяйте», «Обратите внимание», сочинения-миниатюры, типовые упражнения – всё это учитель может использовать в своей практике, чтобы сформировать предметные знания, коммуникативные умения и навыки для создания собственного высказывания, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, для развития языковой личности.

Учителю важно помнить: то, как ученик объясняет языковое явление, как строит устный ответ, определяет его успешность или неудачу на итоговой аттестации при выполнении творческого задания. Не может быть успешности письменной работы без постановки устной речи. Если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли: как говорит ученик, так и пишет, устное слово в письменной речи материализуется. В устном выступлении человек свободен в изложении мыслей, однако не всегда последователен, поэтому письмо помогает выйти на структуру сочинения, однако эта работа тормозится введением в сочинение понятийного аппарата. Становление такого вида речевой деятельности, как говорение, не проверяется на экзамене, но этот вид речи готовит к нему. К сожалению, работа над устной речью часто несправедливо игнорируется некоторыми учителями-словесниками.

Особым типом упражнений в учебнике С.И. Львовой, В.В. Львова, обучающим речи, является «Устное высказывание». Системная работа с таким упражнением готовит обучающихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в УМК, учат объяснять сущность языковых явлений, сопоставлять изучаемое явление, обобщать знания по теме, запоминать теоретические сведения. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся как лингвистических знаний, так и коммуникативных умений.

Типология упражнений «Устное высказывание» (слайды №6-7), представленных в учебниках 5-9 классов, самая разнообразная, рассчитана на детей с устойчивым лингвистическим интересом и испытывающих затруднения, для которых русский язык воспринимается вообще как неродной – устное высказывание для них – это образец, по которому они учатся строить сочинение и который оценивается по тем же критериям, что и творческая работа на экзамене.

Критерии к творческому заданию на итоговой аттестации, заставляют учителя по-другому посмотреть на этот тип упражнения.

Обратимся к критерию СК1, который проверяет наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание сути высказывания о языке и речи. На это нацелены задания в УМК, связанные с объяснением смысла высказывания о языке и речи выдающихся лингвистов и писателей. Такой тип упражнений можно классифицировать по способу предъявляемого материала:

Тема для устного высказывания – это работа с эпиграфом, который представляет собой высказывание о языке лингвиста или писателя. Они подобраны составителями учебника к каждому разделу с 5 по 9 класс, соотносятся с изучаемыми в разделе языковыми явлениями. Работа с эпиграфом интересна и тем, что развивает у школьников навыки поиска опорного слова, помогающего раскрыть основную мысль цитаты (слайд №8).

Упр.92 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова (см. эпиграф к разделу «Повторение изученного в 5-8 классах»). (… Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают).

2. Среди цитат из произведений Самуила Яковлевича Маршака (см. раздел «Высказывания о языке и речи» в приложении к учебнику) найдите и запишите те, которые созвучны по смыслу высказыванию Г.В. Степанова. (Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе).

Устное высказывание, связанное с объяснением смысла высказывания лингвиста или писателя о языке, в 9 классе расширяется и обращает учащихся к разделу словарика «Высказывания о языке и речи». Подобранные задания не только помогают соотнести то или иное высказывание с изучаемым параграфом, но и предлагают новый приём интерпретации через сопоставление с другими высказываниями, созвучными по смыслу.

Что сложного в высказываниях о языке и речи для девятиклассника? Не все они однородны. Есть такие, в которых языковое явление спрятано, не названо. На расшифровку понимания сути высказывания направлен такой приём, как выделение опорных слов, формулировка главного тезиса. Важно, чтобы в понимании смысла высказывания не было фактических ошибок.

Так как понятие «грамматика» очень сложное, оно не всегда адекватно воспринимается учащимися, требуется дополнительная работа с высказываниями, где рассматривается грамматический строй. Можно предложить такие приёмы, как работу с таблицами, схемами, объясняющими морфологические и синтаксические явления, способствующими их классификации.

Второй критерий СК2 проверяет наличие примеров-аргументов, по этому критерию оценивается умение приводить примеры-аргументы из текста, указывая их роль в речи, тексте. Устные высказывания в УМК Львовой построены на функциональной грамматике. Такие упражнения предполагают обобщение и систематизацию теоретического материала на основе работы с планом и конспектом, со схемой и таблицей, с рисунком на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в учебниках 5-9 классов содержат функциональный подход, который помогает обучающемуся понимать роль языкового явления в речи (слайды №9-10).

Упр.103 (7) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: познакомьтесь с приведённым ниже сложным планом. Опираясь на него расскажите, в чём сходство и различие между синонимами. Для чего используются в речи эти слова.

Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе требует высокого (профильного) уровня обобщения и систематизации понятийного аппарата. Задания УМК отрабатывают навык иллюстрировать теоретические положения примерами. Оперировать лингвистическими терминами и понятиями, владеть словарём лингвистического минимума помогают таблицы, схемы. Это своего рода шпаргалки, доводящие теоретический материал до уровня понимания, осмысления и запоминания (слайды №11-15).

Упр. 136 (7класс) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ:

Русский язык устное высказывание

Данная система заданий может быть усилена деформированными схемами (слайды 16-17).

Русский язык устное высказывание

Чтобы создать устное высказывание, схемы должны сопровождаться системой вопросов и служить практическим материалом учителю для формирования коммуникативных умений учащихся:

Ученики, работая над устным высказыванием с деформированными схемами, запоминают лингвистические термины, учатся сопровождать высказывание примерами, делать выводы. Этот вид задания пошагово формирует учебные действия, необходимые на итоговой аттестации и в дальнейшем обучении. Работа с устным высказыванием развивает лингвистическую компетенцию учащихся. В результате такой работы на каждом уроке учащиеся не просто запоминают теоретический материал, а приобретают определённый багаж по моделированию устного высказывания на лингвистическую тему. Такая работа становится средством формирования коммуникативной компетенции, соотносимой с критериями к проверке «С2» (слайд №18):

Критерий СК4 содержит требование к построению работы в соответствии со стилем и типом речи (слайды №19-20). Упражнения УМК формируют знание норм построения текста, типовых видов речи, особенностей научного и публицистического стилей. Они также развивают навыки самоконтроля, а, следовательно, помогают редактировать написанное.

Упр.163 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. На основе данной информации расскажите о требованиях к содержанию текста.

Требования к содержанию текста:

2. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написании сочинений и изложений? Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.

Трудность при написании «С2» заключается в том, что учащиеся, приводя два примера-аргумента, должны связать их общей мыслью текста. Поэтому важно знать способы и средства связи предложений в тексте (слайд №21).

Упр.149 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите о способах связи предложений в тексте: последовательной, параллельной и комбинированной (сочетание последовательной и параллельной). 2. Изучите информацию, содержащуюся в данной таблице, и расскажите об основных средствах связи предложений в тексте. Приведите 2-3 примера из проанализированных вами текстов (упр.145, 146 или 148).

Русский язык устное высказывание

Опыт работы показывает, что монологической речью учащиеся общеобразовательных классов владеют хуже, чем диалогической. Поэтому учитель совместно с обучающимся проводит подготовительную работу по обсуждению содержания высказывания, его структуры, составлению плана в соответствии с композицией текста, по моделированию устного высказывания. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, т.е. соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

Деятельностная форма обучения способствует более успешному усвоению знаний, умений и навыков. Критерии оценки устных ответов учащихся на лингвистическую тему на уроках адекватны критериям итоговой аттестации, предъявляемым к написанию «С2»:

Для того чтобы получить хорошую или отличную оценку, сильный ученик должен не только проговорить, но и записать то, что проговорил, т.е. выполнить двойной стандарт языкового образования. Это станет надёжным средством для воспитания и развития языковой личности.

Таким образом, содержание экзаменационной работы в 9 классе, соответствующей профильному уровню, требует от учителя в условиях учебного процесса выбора эффективных средств подготовки учащихся к успешному выполнению творческого задания на итоговой аттестации.

Источник

Готовимся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе. Устное высказывание.

Разработка в помощь учителям русского языка и литературы при подготовке учащихся к предметной олимпиаде. Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе. Устное высказывание.»

УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем, которые можно охарактеризовать так:

тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например,«Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или«Почему глагол называют “великим тружеником”?»);

тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии»);

тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?»,«Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени. Кто он?»).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям:

1. Содержание высказывания: соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания: логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания: богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания: нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования, которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления.

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени. Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.

Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер. Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление. Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала. Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторыеприемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера:

1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;

2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;

3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;

4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;

5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:

факты, события, имевшие место в объективной реальности;

примеры из языка или литературного произведения;

авторитетные высказывания – изречения русских и зарубежных лингвистов, литературоведов, деятелей культуры;

ценностные аргументы, т. е. ссылки на нормы морали и нравственности;

Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения. Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно

Примеры излишне категоричных формулировок

при выдвижении тезиса рассуждения

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением,действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз» можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала» также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений» также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

2. Содержанию заключения должна быть присуща последовательность и завершенность. Непоследовательность при формулировании выводов и их противоречие друг другу, незаконченность умозаключений снижают впечатление от всего выступления.

Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.

Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:

1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца, при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом. Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:

основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» [4, с. 164]. Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.

Таковы основные рекомендации, которые следует учитывать при подготовке школьников к созданию устных высказываний на олимпиаде.

Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.

Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.

Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон; пер. под ред. М. Гаспарова. – М.:

Источник

Видео

Методическая разработка "На пути к успешному устному собеседованию"

Методическая разработка "На пути к успешному устному собеседованию"

Какие бывают предложения по цели высказывания.

Какие бывают предложения по цели высказывания.

УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 2020 ЗАВТРА !!! ЧТО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ??

УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 2020 ЗАВТРА !!! ЧТО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ??

Пересказ // Итоговое собеседование // ОГЭ Русский язык

Пересказ // Итоговое собеседование // ОГЭ Русский язык

МОНОЛОГ - РАССУЖДЕНИЕ // Итоговое собеседование // ОГЭ Русский язык

МОНОЛОГ - РАССУЖДЕНИЕ // Итоговое собеседование // ОГЭ Русский язык

ПРИМЕР УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ [IrishU]

ПРИМЕР УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ [IrishU]

Русский язык. Подготовка к устному собеседованию по русскому языку: монологическое высказывание

Русский язык. Подготовка к устному собеседованию по русскому языку: монологическое высказывание

Русский язык. 3 класс. Высказывание /04.11.2020/

Русский язык. 3 класс. Высказывание /04.11.2020/

Как подготовиться к монологу | Собеседование | ОГЭ Русский язык

Как подготовиться к монологу | Собеседование | ОГЭ Русский язык

МОНОЛОГ - ПОВЕСТВОВАНИЕ // Итоговое собеседование // ОГЭ Русский язык

МОНОЛОГ - ПОВЕСТВОВАНИЕ // Итоговое собеседование // ОГЭ Русский язык
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.