Русский язык вариант 103
Вариант 103
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было.
(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.
(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих.
(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.
(20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.
(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей.
– (28)Он прозрел, да, это правда, – он прозрел, – думал старик. – (29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.
(30)Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.
(33)Старик всё ниже опускал голову. (34)Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…
1 Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.
*Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) – писатель, журналист, публицист. Основные произведения – «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старик решил, что музыкант “прозрел”?»
1) Музыкант стал видеть.
2) Музыкант стал эгоистом, и его не тревожили чувства окружающих.
3) Музыкант черпал вдохновение в народной мелодии.
4) Музыкант перестал замыкаться в собственном горе, и в его душе появилось ощущение жизни.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
2)И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
3)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали
к чему-то особенному, непривычному.
4)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
4. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
5. Из предложений 15–17 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
6. Замените разговорное словосочетание НАБИТ БИТКОМ в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «народная мелодия» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
9. Среди предложений 12–17 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Не мудрено, (1) что он производит такое потрясающее впечатление, (2) – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – У него, (3) по-моему, (4) замечательно драматическая наружность. Действительно, (5) и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, (6) и неподвижные глаза, (7) и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, (8) непривычному.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
13. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14.Среди предложений 15–19 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номер этого предложения.
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант 103. Инструкция по выполнению работы
1 Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс / 6 Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 103 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 30 заданий (А1 А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение). Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! A1 A2 A3 A4 A5 Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером выполняемого вами задания (А1 А30) поставьте знак в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) включим 2) засветло 3) партер 4) звонишь В каком предложении вместо слова ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ДЕЙСТВУЮЩИЙ? 1) Державин первое ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ проявление русского духа в сфере поэзии. 2) Научные открытия приносят ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ пользу только тогда, когда служат человеку. 3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать её неожиданных поворотов. 4) Депутаты подготовили ряд поправок к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ пакету законов. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара варежек 2) будущие выборы 3) длиньше ногтя 4) к четырёмстам девяноста двум газетам Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, 1) она была подтверждена лабораторным экспериментом. 2) лабораторный эксперимент блестяще подтвердил её. 3) учёным проводился лабораторный эксперимент. 4) Опарин провёл лабораторный эксперимент. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик»: его образовал Велимир Хлебников. 2) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. 3) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием. 4) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.
2 Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс / 6 A6 Прочитайте текст и выполните задания A6 A11. (1) (2)Так, чешуйки крыльев бабочек, содержащие эти микроскопические структуры, действуют так же, как и специальная система зеркал в светодиодах. (3) одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, что в природе встречается крайне редко и может быть объяснено только тем, что её огромные крылья покрыты фотонными кристаллами. (4)Одно из доказательств этого опыт с капелькой спирта, попавшей на крыло бабочки, когда спирт меняет показатель преломления окружающей его среды. (5)Это, в свою очередь, приводит к изменению окраски крыла с синей на зелёную. (6)Окончательно фотонная природа цветных переливов крыльев бабочки была подтверждена при помощи электронного микроскопа. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? A10 A11 Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТЫ (предложение 3). 1) действительное причастие 2) прилагательное 3) страдательное причастие 4) деепричастие Укажите значение слова ПРИРОДА (предложение 6). 1) окружающий человека материальный мир 2) местность вне города 3) созидательное начало мира 4) сущность A7 A8 A9 1) Обнаружено, что специфический блеск крыльев бабочек обусловлен фотонными кристаллами. 2) Учёным удалось разработать лазер нового поколения на основе фотонных кристаллов. 3) Этот вид бабочек большая редкость. 4) Природная система чешуек крыльев бабочек не является строго упорядоченной. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? 1) Следовательно, 2) Прежде всего 3) Иными словами, 4) Например, Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) микроскопические структуры (предложение 2) 2) крыло (предложение 4) 3) показатель (предложение 4) 4) это (предложение 5) Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста. A12 A13 A14 пишется одна буква Н? Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)им дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы качества, соверше(3)о необходимые для художника-мариниста. 1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) недор..сль, тр..ктовать, сл..тающий (лист) 2) к..сательная, совм..щать, см..ренно 3) переб..рая, р..месленный, пр..стодушно 4) бл..годенствие, гарм..ничный, уд..влять В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) ра..буженный, бе..граничный, не..гибаемый (боец) 2) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий 3) по..черкнуть, по..пись, пре..писание 4) пр..следовать, пр..тязания (на успех), пр..купить 1) сложноподчинённое 2) сложносочинённое 3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) постав..шь, прищур..нный 2) вер..шь, сопоставля..мый 3) увид..шь, немысл..мый 4) заплат..шь, изуча..мый
3 Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс / 6 A16 A17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. неразборч..вый Б. высме..вающий В. запечатл..вать Г. завистл..вый 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань. 2) Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный. 3) Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием. 4) Но страх (не)сжал души моей. A21 A22 в предложениях должны стоять запятые? А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва». 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 3 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) A18 A19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действовала стекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса и бисера проектировались самим Ломоносовым. 2) Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым, БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химические исследования, управление стекольной фабрикой или географические проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно. 3) В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Вéрди добирался пешком в родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на оргáне. 4) Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперному жанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием», посвящённый памяти писателя Мандзони. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Горы утром необыкновенно хороши ( ) и в этих местах невольно ощущаешь бодрое и хорошее чувство. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. A23 1) Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова. 2) В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора. 3) Каких только песен не поют в самой Москве и на её окраинах и в пригородных усадьбах! 4) Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Исследователи творчества Римского-Корсакова считают его произведения глубоко национальными: композитор органично использовал подлинные образцы фольклора и народные песенные интонации в собственных мелодиях. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие из того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. A20 в предложении должны стоять запятые? Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) меж водянисто-зелёных лугов и невысоких холмов, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе. 1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 A24 в предложении должны стоять запятые? На полотне Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) спокойную красоту (3) которого (4) подчёркивает могучий дуб. 1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 3, 4
4 Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс / 6 A25 A26 A27 в предложении должны стоять запятые? Ещё издалека Сергей увидел группу ребят (1) и (2) лишь только он подошёл поближе (3) от толпы отделился один паренёк и с приветливой улыбкой направился к нему (4) тогда как остальные не обратили на него никакого внимания. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) И.С. Тургенев, который подвергает Базарова самому трудному испытанию «испытанию любовью», раскрывает истинную сущность своего героя. 2) Трудно не преувеличивать счастье, которым тебе не дано насладиться. 3) Чичиков носил весьма значительный титул коллежского советника это сыграло немалую роль в тёплом приёме и доверии, которое оказало ему губернское общество. 4) В 50-е гг. XX века польские геологи открыли залежи медной руды, которые оказались крупнейшими в Европе. Прочитайте текст. Кислотные дожди, последствия выпадения которых можно наблюдать в США, Германии, Чехии, Словакии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, республиках бывшей Югославии, делают воду в реках и озёрах кислой. Редкие растения могут расти в такой воде. Поэтому кислые реки и озёра выглядят кристально чистыми, так как в них едва ли может быть жизнь. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Кислотные дожди способствуют очищению рек и озёр: вода в них становится кристально чистой. 2) Кислотные дожди можно наблюдать в странах, в которых произрастают редкие растения, способные выживать в кислой воде. 3) Кислотные дожди делают воду в реках и озёрах непригодной для жизни растений и животных. 4) Кислотные дожди сделали кислыми воды рек и озёр США. Прочитайте текст и выполните задания A28 A30; B1 B8; C1. (1)Это письмо дошло чудом. (2)Из Союза вывезла его одна героическая француженка. (3)Вот это письмо. (4)Я пропускаю несколько абзацев личного характера. (5)И дальше: «(6)Твоя эмиграция не частное дело. (7)Иначе ты не писатель, а квартиросъёмщик. (8)Ты вырвался, чтобы рассказать о нас и о своём прошлом. (9)Всё остальное мелко. (10)Всё остальное унижает достоинство писателя. (11)Ты ехал не за джинсами и не за подержанной автомашиной. (12)Ты ехал рассказывать. (13)Так помни же о нас. (14)Говорят, вы стали американцами, свободными, раскованными, динамичными. (15)Почти такими же стремительными, как ваши автомобили. (16)Почти такими же содержательными, как ваши холодильники. (17)Мы смеёмся над этими разговорами. (18)Смеёмся и не верим. (19)Да какие же вы американцы? (20)Не бывать тебе американцем. (21)И не уйти от своего прошлого. (22)Это кажется, что тебя окружают небоскрёбы. (23)Тебя окружает прошлое. (24)То есть мы. (25)Ещё раз говорю помни о нас. » (26)Я много раздумывал над этим письмом. (27)Есть свойство, по которому можно раз и навсегда отличить благородного человека. (28)Благородный человек воспринимает любое несчастье как расплату за собственные грехи. (29)Он винит лишь себя, какое бы горе его ни постигло. (30)Если изменила любимая, благородный человек говорит: «Я был невнимателен и груб. (31)Подавлял её индивидуальность. (32)Не замечал её проблем. (33)Оскорблял её чувства. (34)Я сам толкнул её на этот шаг». (35)Если друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)3адевал его амбиции. (38)Я сам вынудил его к предательству. » (39)А если произошло что-то самое дикое и нелепое? (40)Если родина отвергла нашу любовь? (41)Унизила и замучила нас? (42)Предала наши интересы? (43)Тогда благородный человек говорит: «Матерей не выбирают. (44)Это моя единственная родина. (45)Я люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке, но родина моя далеко. (46)Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей! (47)Где уж ей быть доброй, весёлой и ласковой?!» (48)Берёзы, оказывается, растут повсюду. (49)Но разве от этого легче? (50)Родина это мы сами. (51)Наши первые игрушки. (52)Перешитые курточки старших братьев. (53)Бутерброды, завёрнутые в
5 Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс / 6 A28 газету. (54)Девочки в строгих коричневых юбках. (55)Экзамены, шпаргалки. (56)Нелепые, ужасающие стихи. (57)Армейская махорка. (58)Косо перечёркнутые строки. (59)Рукописи, милиция, ОВИР. (60)Всё, что с нами было, родина! (61)И всё, что было, останется навсегда. (По С. Довлатову) Какое высказывание противоречит содержанию текста? Часть 2 При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов 1 справа от номера задания (В1 В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. 1) Люди, вынужденно оказавшиеся в эмиграции, не могут считать своей родиной страну, которую они покинули. 2) Погоня за материальной выгодой унижает достоинство писателя. 3) Благородный человек склонен винить в своих несчастьях самого себя. 4) Писатель, вынужденно покинувший свою страну, должен помнить о соотечественниках, оставшихся на родине. B1 Ответы к заданиям B1 B3 запишите словами. Укажите способ образования слова ПОВСЮДУ (предложение 48). B2 Из предложений 3 5 выпишите все местоимения. A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 13? 1) повествование 2) описание 3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание B3 Из предложений выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Ответы к заданиям B4 B8 запишите цифрами. A30 Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм. 1) 7 2) 27 3) 30 4) 50 B4 Среди предложений 1 14 найдите простое односоставное определённоличное предложение. Напишите номер этого предложения. B5 Среди предложений найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. B6 Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения. B7 Среди предложений 1 5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
6 Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс / 6 B8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 А30, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. «Автор остро и эмоционально откликается на вопросы, поставленные в адресованном ему письме. Взволнованность героя С. Довлатова и автора цитируемого письма проявляется в использовании таких синтаксических средств, как (например, предложения 23 24), (например, предложение 60), (предложения 19, 49), и такого приёма, как (предложения 9 10, 11 12)». Список терминов: C1 Часть 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 1) сравнительный оборот 2) парцелляция 3) фразеологизм 4) восклицательное предложение 5) анафора 6) эпитеты 7) литота 8) вопросительные предложения 9) профессиональная лексика
ЕГЭ. Русский язык. Тест 103
ЕГЭ. Русский язык. Тест 103
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест 103»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Потребность в языке — посреднике между народами — существовала всегда, и роль эту выполнял язык той или иной страны: древнегреческий, латинский, французский, а теперь в этой роли выступает английский язык. (2)Но такое положение даёт массу преимуществ стране, на плечи которой легла почётная и престижная обязанность. (3) издавна в умах людей зародилась идея создать искусственный язык, который предоставлял бы всем народам равные возможности при взаимодействии.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Массу преимуществ даёт владение английским языком — посредником в общении между народами.
2) Являющийся средством международного общения язык даёт преимущества стране, народ которой владеет этим языком, и люди издавна стремились создать искусственный язык для обеспечения всем странам равных возможностей при сотрудничестве.
3) Страна, народ которой является носителем языка международного общения, получает ряд преимуществ, поэтому люди с давних пор хотели создать искусственный язык для равноправного взаимодействия между народами.
4) В разные эпохи роль языка, используемого для общения между разными народами, играл то древнегреческий, то французский язык, то латынь; сегодня в этой роли выступает английский язык.
5) Искусственный язык не сможет предоставить всем равные возможности, потому что посредником в международном общении сегодня является английский язык.
2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАРОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Население государства, жители той или иной страны. Российский народ.
2) Скопление людей. Народу полон зал.
3) только ед.ч. Основная трудовая масса населения; ист.: угнетаемая господствующими классами часть населения в эксплуататорских государствах. Простой народ терпит лишения. Выходец из народа.
4) только ед.ч. То же, что люди. В зале много народу. Площадь заполнена народом.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сверлИшь знАчимость накренИтся мЕстностей красивЕйший
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Покупая минеральную воду, следует помнить, что на этикетке обязательно должна быть ссылка на НАЛИЧИЕ паспорта экологической чистоты и указание срока годности.
В истории XIX века немало примеров НЕУДАЧНЫХ попыток построить самолёт: то к планеру никак не находился мощный двигатель, то хороший двигатель пристраивали к непрочному самолёту.
Частым гостем в доме драматурга С.А. Ермолинского был М.А. Булгаков, рассказывают, что иногда, сидя в импровизированном кафе во дворе дома, он даже читал ОБРЫВКИ из будущего романа.
Астрономические методы прогноза строятся на слежении за ОТКЛИКОМ на внешнее гравитационное воздействие, которое испытывает наша планета.
ПОПУЛЯРНЫМИ программами молодёжного телевидения стали ток-шоу, участники которых обсуждают свои насущные проблемы и жизненные ситуации.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Музыка является главным лейтмотивом повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»: музыкальная тема на протяжении определённого периода жизни персонажа начинает звучать для него по-разному, открывая читателям изменения, которые с ним произошли, и позволяя осознать влияние, которое оказала музыка на его жизнь.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
АДРЕСА школ
в ПОЛУТОРА метрах
нет ВАФЕЛЬ
МАШЕТ рукой
пирог более СЛАЩЕ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) ошибка в образовании предложно-падежной формы имени существительного
1) Получив два долгожданных письма от Сони, лицо Николая Ростова побледнело и глаза испуганно и радостно заблестели.
2) В Сокольниках любили отдыхать бояре и великие князья, главным развлечением при этом была соколиная охота, за что местность и получила своё название, сохранившееся до наших дней.
3) В пейзаже «Московский дворик» художнику удалось передать атмосферу умиротворённости и покоя, любовь к жизни подчёркивается живыми яркими красками.
4) Весной.можно приготовить салат из скороспелого редиса, причём не только порезать корнеплоды, но и ботву, посолить, заправить маслом — и витаминное блюдо готово.
5) В 1842 году профессор Казанского университета П.И. Котельников в речи «О предубеждениях против математики» подчеркнул, что «тысячелетние тщетные попытки доказать одну из основных теорем геометрии побудили г-на Лобачевского построить целую науку — геометрию».
6) Извивающаяся тропинка в клевере, ведущая к озеру, всё время находится на самом солнцепёке.
7) Корни виноградных кустов, вопреки классических представлений французских виноградарей, не уходят в глубь земли, а располагаются в верхних слоях почвы.
8) При взгляде на картину можно почувствовать запах осеннего парка, как будто доносящийся из распахнутого настежь окна.
9) Греческие философы хорошо понимали то, что математическая окружность отличается от окружности, нарисованной на песке.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) г..рлянда, велос..педный, гр..ндиозный
2) пор..деть, нест..рпимый, осв..тительный
3) гл..бальный, отр..зиться, т..ржествовать
4) ут..мительный, впеч..тление, зам..лькать
5) напр..жение, выст..ять, обж..гаться
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) шампин..он, двух..ярусный, в..езжать
2) бе..домный, и..бранный, ра..гореться
3) пр..волье, пр..права, пр..усадебный
4) дез..нфекция, пед..нститут, сверх..дея
5) раз..слать, нед..варить, под..бранный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разве..вать (сомнения), причудл..вый
2) почу..ть, раста..л
3) народнич..ство, настойч..вость
4) пить..вой, прослав..ться
5) потреб..вать, налев..
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рассе..нный (ученик), отча..вшийся
2) ненавид..мый (враг), выздорове..шь
3) (мы) засмотр..мся, независ..мый
4) вылеч..шься, расстел..шь
5) притерп..шься, (прекрасно) выгляд..вший
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Своё начало Чусовая берёт немного южнее Екатеринбурга, сначала река течёт на север, а потом медленно поворачивает к северо-западу, пока (НЕ)ВПАДАЕТ в Каму выше Перми вёрст на двадцать.
Показное щегольство и роскошь больших городов (НЕ)СВЯЗАНЫ с настоящей деревянной Россией, настоящей русской жизнью.
Было (НЕ)ЖАЛЬ потраченного времени.
Под кистью мастеров Городца гладкие, добела обструганные доски превращались в картины с (НЕ)ХИТРЫМИ сюжетами на темы городского быта, а манера письма напоминала лубок.
Тихо покачивают нежными бутонами ещё (НЕ)РАЗБУЖЕННЫЕ солнечными лучами цветы.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Запах, наполнявший столовую за обедом, ЕДВА(ЛИ) был аппетитнее, чем тот, который щекотал наше обоняние (НА)ПРОТЯЖЕНИИ завтрака.
Из окон комнаты открывался прекрасный вид на море, и поэт часто (В)ТЕЧЕНИЕ долгих часов задумчиво смотрел (В)ДАЛЬ.
Иногда трудно объяснить, (ОТ)КУДА берутся привычки, и (ПРИ)ТОМ неожиданные.
Читателям, любящим произведения И.С. Тургенева, стоит ВСЁ(ЖЕ) приехать в усадьбу Спасское-Лутовиново в последнее воскресенье июня, когда там БУД(ТО) оживают сцены из сельской жизни времён писателя.
Экзаменатор, задавший Вам КАКОЙ(ЛИБО) вопрос, непременно испытает (ЗА)ТЕМ истинную радость, если Вы сможете дать точный и аргументированный ответ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Синегория, берег, пусты(1)ый в поелеполуде(2)ый час. Сейчас море успокое(3)о, оно стихло и ушло в свои пределы, обнажив широкую шоколадную полосу песка, которая отделе(4)а от берега валиком гальки.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы.
2) Избыток солнечного света вредит растениям но у них есть свой солнцезащитный механизм.
3) Человек воспринимает мир через первую сигнальную систему (ощущения) и потом становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (речь и мышление).
4) Природные катастрофы случаются как на суше так и на море.
5) Город мил мал да много повидал.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Цветы (1) появившиеся в конце юрского либо в начале мелового периода (2) смогли выжить среди господствовавшей тогда флоры и полностью вытеснить её (3) подчинив Землю (4) своему безраздельному господству.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Основное, что определяло лицо вошедшего гостя, было (1) пожалуй (2) общее выражение добродушия, которое нарушали (3) впрочем (4) глаза, пытливые, изучающие всех присутствующих.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Великолепны туманно-лазурные горы Кавказа (1) красота (2) которых (3) передана на живописных полотнах (4) и в литературных шедеврах.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или курными.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1) Углич — один из древнейших русских городов, он всего на год «моложе» Москвы.
(2) Первое упоминание о нём встречается в Ипатьевской летописи около 1148 года: легенда гласит, что в 937 году по велению великой княгини Ольги на берегу реки Волги была выстроена крепость, превратившаяся со временем в славный город Углич — столицу удельного княжества. (3)Во второй половине XV века при князе Андрее Большом — младшем сыне Василия Тёмного — возводится величественный собор Покровского монастыря, отстраиваются кремль и княжеский дворец. (4)В конце XVI века сюда, в почётную ссылку, был отправлен царевич Димитрий — младший сын Ивана Грозного. (5) «Таинственная гибель ребёнка произошла 15 мая 1591 г., но до сих пор неизвестны истинные обстоятельства смерти Димитрия», пишут историки. (б)Сегодня Углич — по утверждению путеводителей — стал маленьким провинциальным городком, здесь протекает обычная будничная жизнь российской глубинки. (7)Но стоит подняться на колокольню монастыря и прислушаться к тишине, нарушаемой только редкими ударами колокола, — в голосе ветра, налетающего с Волги, можно явственно услышать отзвуки прошлого этого древнего края.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. (2)Опять с грохотом и страстью пронесло лёд, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобождённо открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. (З)Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по стрелке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и с любовью к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. (4)Всё это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня. (5)Вот и теперь посадили огороды — да не все: три семьи снялись ещё с осени, разъехались по разным городам, а ещё три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. (6)Как всегда, посеяли хлеба — да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острове, где поближе. (7)И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам.
(8)Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избёнку да баню разобрали на дрова, всё пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. (9)Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже хозяева увезли в новое жильё, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда ещё наезжать, и здесь колупаться. (10)А постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи, смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всём жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. (11)По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали — и всё об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый посёлок. (12)Слухи оттуда доходили разные.
(13)Деревня на своём веку повидала всякое. (14)Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и другую стороны, разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы. (15)3нала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой — она была положе и ровней — и вовсе крутило жуткие воронки. (16)Была в деревне своя церковь, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки. (17)Была мельница на верхней носовой проточке, специально будто для неё и прорытой, с помолом хоть и некорыстным, да незаёмным, на свой хлебушко хватало. (18)В последние годы дважды на неделе садился самолёт, и в город ли, в район ли народ приучился летать по воздуху. (19)Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего места на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. (20)И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые. (21)Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать.
(22)Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольётся, затопит многие земли и в первую очередь, конечно, Матёру. (23)Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, всё равно затопит с макушкой, и места потом не показать, где там селились люди. (24)Придётся переезжать. (25)Непросто было поверить, что так оно и будет на самом деле, что край света, которым пугали народ, теперь для деревни действительно близок. (26)Через год после первых слухов приехала на катере оценочная комиссия, стала определять износ построек и назначать за них деньги. (27)Сомневаться больше в судьбе Матёры не приходилось: она дотягивала последние годы. (28)Где-то на правом берегу строился уже новый посёлок, а старые деревенские дома решено было, чтобы не возиться с хламьём, пустить под огонь — и дело с концом. (29)Теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.
*Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) — русский писатель, публицист.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Деревня Матёра будет затоплена, когда закончится строительство плотины для электростанции на Ангаре, вода поднимется и разольётся.
2) В Матёре постоянно жили только пожилые люди, которые занимались огородом и домом, ухаживали за скотиной, и только благодаря им в деревне сохранялась жизнь.
3) Зная о скором разрушении деревни, многие люди уже не сеяли хлеб, не сажали огороды, не ухаживали за своими домами.
4) Только в соседней с Матёрой деревне была своя церковь, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали.
5) Деревня Матёра существовала на берегу Ангары почти двести лет.
23. Какие из перечисленных утверждений являются неверными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 2-3 содержат описание.
2) Предложение 6 содержит причину того, о чём говорится в предложении 7.
3) Предложения 14-15 поясняют содержание предложения 13.
4) В предложении 23 представлено повествование.
5) В предложении 26 представлено рассуждение.
24. Из предложений 19-20 выпишите слово со значением «крутой, обрывистый берег реки, озера, склон оврага; обрыв».
25. Среди предложений 8-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Судьба Матёры вызывает горькое сожаление у автора. Подчёркивая прежнюю устойчивость существования деревни и её неразрывную связь с естественной жизнью природы, В.Г. Распутин использует такой приём, как (А)____________(предложения 2—3), и троп — (Б)_______________(«много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня» в предложении 4). При создании образа обречённой на затопление деревни, имеющей многовековую историю, использованы различные языковые средства выразительности, в том числе троп — (В)________________(«как подрубленное дерево» в предложении 8) и лексическое средство— (Г)__________ («худо-бедно» в предложении 19, «и дело с концом» в предложении 28)».
Список терминов:
1) метафора
2) неологизмы
3) сравнение
4) антонимы
5) парцелляция
6) диалектизмы
7) анафора
8) фразеологизм
9) противопоставление
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Видео
Задание № 103 — Русский язык 5 класс (Ладыженская, Тростенцова)Скачать
Упражнение 213 - Русский язык 4 класс (Канакина, Горецкий) Часть 2Скачать
Долина Волков Западня 103 серия озвучкаСкачать
Решаем вместе целый вариант ЕГЭ (35-ый вариант из сборника И.П. Цыбулько)Скачать
ВПР по русскому языку 4 класс. Полный разбор 4-16 заданий. Вариант 2Скачать
Сура 103 «АЛЬ АСР» (только перевод Корана на русский язык)Скачать