- Разбор слова
- Виды разборов по русскому языку материал по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды разборов в русском языке
- Фонетический разбор слова
- Лексический разбор слова
- Морфологический разбор имени существительного
- Морфологический разбор имени прилагательного
- Морфологический разбор глагола
- Морфологический разбор причастия
- Морфологический разбор деепричастия
- Морфологический разбор имени числительного
- Морфологический разбор местоимения
- Морфологический разбор наречия
- Морфологический разбор слов категории состояния
- Морфологический разбор предлога
- Морфологический разбор союза
- Морфологический разбор частицы
- Синтаксический разбор словосочетания
- Синтаксический разбор предложения с прямой речью
- Синтаксический разбор сложного предложения
- Порядок лингвистического разбора текста
- Порядок литературоведческого анализа художественного текста
- Порядок литературоведческого анализа лирического текста
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Видео
Разбор слова
Подробное описание разборов дает возможность хорошо подготовиться к уроку, контрольным и экзаменам. Здесь вы найдете все схемы разборов по русскому языку.
Схема фонетического разбора слова
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Образец разбора
отбелить
3-ий слог является ударным [адб’ил’ит’]
[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;
[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;
[б’] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;
[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;
[л’] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;
[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;
[т ‘ ] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозначен буквами «т», «ь».
Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Порядок разбора
Образец разбора
Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.
Словообразовательный суффикс –ск—
Морфологический разбор имени существительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
I. (По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море;
II. Н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;
III.В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор глагола
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Работай до поту, так поешь в охоту.
I.Поешь— глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,
II. Н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
I.Золотой (луч)— им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;
II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;
III. В предложении является определением.
Морфологический разбор имени числительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль
Образец разбора.
Школьный участок занимает десять гектаров.
I.Десять– им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять;
II.Н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.;
III. В предложении является дополнением.
Морфологический разбор наречия
План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по значению.
3. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
С севера порывисто дул ветер.
I.Порывисто– наречие, обозначает признак действия,
II.Дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.;
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор причастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
II.Н.ф.-остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;
III. В предложении является определением.
Морфологический разбор деепричастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.
II.Несов. в., невозвр., неизмен.;
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор предлога
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Простой или составной.
2. Производный или непроизводный.
Образец разбора.
По небу метались встревоженные галки.
I.По (небу) – предлог.
II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.
Морфологический разбор союза
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).
2. Простой или составной.
Образец разбора.
Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.
I.Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;
II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.
Морфологический разбор частицы
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).
Образец разбора.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
I.Не – частица, служит для выражения отрицания,
Cинтаксический разбор простого предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное;
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Схема лексического разбора слова
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Схема орфографического разбора слова
1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.
Образец орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.
Скошенная — правописание суффиксов причастий.
Виды разборов по русскому языку
материал по русскому языку по теме
Здесь собраны все разборы по русскому языку с примерами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор слова
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
Задремали звёзды золотые.
Словообразовательный разбор слова.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
— собственное или нарицательное,
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные признаки:
— качественное, относительное или притяжательное.
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
по принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II. Постоянные признаки:
— изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета
Нач.ф.: что делать? стоять
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Морфологический разбор причастия
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?
что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию
II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.
Морфологический разбор деепричастия
I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)
Начальная форма: от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
III. Каким членом предложения является.
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие
Нач.ф.: образовано от глагола – стараться
II. Пост.пр.: несов.вид
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор имени числительного
I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)
Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?
II. Постоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов
Нач.ф.: сто восемьдесят
II. Пост.пр.: колич., целое, составное
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
III. В предложении является подлежащим.
Морфологический разбор местоимения
I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,
Начальная форма (именительный падеж)
II. Постоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Мне пятнадцать лет.
I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо
II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число
III. В предложении является косвенным дополнением.
Морфологический разбор наречия
I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
II. Постоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия
II. Пост.пр.: образа действия
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор слов категории состояния
I. Общее грамматическое значение (состояние)
Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
II. Постоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
На улице очень светло.
I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние
II. Пост.пр.: состояние природы
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор предлога
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является.
По небу метались встревоженные галки.
I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались
II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово
III. Не член предложения.
Морфологический разбор союза
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является
Звёзды меркнут и гаснут.
I. И – союз, связывает однородные члены предложения
II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор частицы
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является.
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы
II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор междометий
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является.
Ба! Знакомые всё лица.
I. Ба – междометие, выражает чувство
II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Синтаксический разбор словосочетания
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
Синтаксический разбор простого предложения
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
отвечает на вопрос
начальной формой глагола
признак действия, признак предмета
существительным с предлогом,
Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)
Порядок лингвистического разбора текста
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
Виды разборов в русском языке
Фонетический разбор слова
Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.
Задремали звёзды золотые.
Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
Словообразовательный разбор слова.
Определить, какой частью речи является слово.
Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
Составить словообразовательную цепочку слова.
Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
— собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое,
III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
Морфологический разбор имени прилагательного
I . Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II . Постоянные признаки:
— качественное, относительное или притяжательное.
полная или краткая форма, только у качественных
степень сравнения прилагательных
род (в единственном числе),
падеж ( в полной форме)
III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
по принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
Морфологический разбор глагола
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II . Постоянные признаки:
возвратный(ся) или невозвратный
вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
— изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
время (настоящее, прошедшее, будущее)
лицо(для настоящего и будущего простого времени)
род (для прошедшего времени)
III . Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
Нач.ф.: что делать? стоять
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
Морфологический разбор причастия
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?
что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
действительное или страдательное
возвратное(ся) или невозвратное
время (настоящее или прошедшее)
полная или краткая форма (у страдательных причастий)
род (только в единственном числе)
падеж (у полных причастий)
III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
Морфологический разбор деепричастия
Начальная форма: от какого глагола образовано
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
Нач.ф.: образовано от глагола – стараться
Морфологический разбор имени числительного
Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?
количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
простое, сложное или составное
число
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
Нач.ф.: сто восемьдесят
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
Морфологический разбор местоимения
Начальная форма (именительный падеж)
разряд по значению (у личных – лицо)
Мне пятнадцать лет.
Морфологический разбор наречия
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
группа по значению
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
Морфологический разбор слов категории состояния
Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
разряд по значению
На улице очень светло.
Морфологический разбор предлога
разряд по значению
простой или составной
производный или непроизводный
с каким падежом употребляется
По небу метались встревоженные галки.
Морфологический разбор союза
сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
простой или составной
производный или непроизводный
одиночный или повторяющийся
Звёзды меркнут и гаснут.
Морфологический разбор частицы
разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
группа по значению (у модальных)
простая или составная
производная или непроизводная
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
Морфологический разбор междометий
группа по значению
производное или непроизводное
Ба! Знакомые всё лица.
Синтаксический разбор словосочетания
Вычленить словосочетание из предложения.
Указать главное и зависимое слово.
Определить, чем выражены слова.
Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
Синтаксический разбор простого предложения
Найти грамматическую основу предложения.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
Объяснить постановку знаков препинания.
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
Составить схему предложения с прямой речью.
Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
Объяснить постановку знаков препинания.
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
Составить схему предложения.
Объяснить постановку знаков препинания.
Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
Порядок лингвистического разбора текста
Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
Указать средства связи между частями текста;
Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
Выделить микротемы, составить план;
Определить тип речи, стиль, жанр;
Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
Указать особенности рифм;
Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.
Номер материала: ДБ-354977
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.