- Задания по теме «Имя прилагательное» учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное». 4 класс. тест по русскому языку (4 класс) по теме
- Данные задания помогут учителям начальных классов в составлении урока или проверке усвоения материала учащимися.
- Можно использовать как грамматические задания при проведении диктанта.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»
- Аналитические упражнения
- Аналитико-синтетические упражнения
- Синтетические упражнения
- Задания и упражнения по теме «Имя прилагательное» 4 класс
- Видео
Задания по теме «Имя прилагательное»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Данные виды заданий могут использоваться при обобщении знаний об имени прилагательном или как отдельные виды работ
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.
2. Указать число, выделить окончание прилагательных.
Здоров. воздух, тенист. аллеи, утренн. туман, полезн. дела, космическ. ракета, богат. урожай, березов. рощи.
3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.
4. Запиши, укажи число, выдели окончания прилагательных в словосочетаниях румяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали.
Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.
5. Распространить текст, подбирая к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.
6. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Запиши. Выдели окончание.
Загорели под лучами ( горячее июльское ) солнце. Дошли до ( дальнее лесное ) озеро. Проснулись от ( долгий зимний ) сна.
7. Запиши пословицы. Подчеркни прилагательные, укажи их падеж.
1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.
8. Дополни предложения именами прилагательными и запиши.
Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) наряде каждая ветка казалась (…). Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данные задания помогут учителям начальных классов в составлении урока или проверке усвоения материала учащимися.Можно использовать как грамматические задания при проведении диктанта.
Упражнения на темы «Предложения по цели высказывания и интонации», «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол».
Comparatives and superlative.
Творческие задания для учащихся 1-4 классов к урокам русского языка по теме «Имя прилагательное» из серии «Начальная школа».
Данная разработка рассчитана на случаи, когда обучение в школе ведется дистанционно (например, во время карантина). Это слайдовое сопровождение может применяться и на обычном логопедическом занятии.
Тестовое задание » Имя прилагательное» (2 кл).
Данные задания составлены для проверки сформированности у учащихся грамматических навыков по теме «Степени сравнения прилагательных» на уроке английского языка.
Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное». 4 класс.
тест по русскому языку (4 класс) по теме
Данные задания помогут учителям начальных классов в составлении урока или проверке усвоения материала учащимися.
Можно использовать как грамматические задания при проведении диктанта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Изменение им. прилагательных по родам.
1. Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания им. прилагательных.
1.Какая стоит погода?
4. Какие на деревьях листья?
2.Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.
Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.
3. Согласовать прилагательные с существительными в том же роде. Записать. Обозначить род, выделить окончание.
Родной (город, страна, село)
Лесной (край, поляна, озеро)
Синий (цветок, лента, небо)
4. Образовать от данных имен существительных прилагательные и объяснить написание согласных.
Место( житель), лес(поляна), область(центр), грусть(день), радость(новость), интерес(дело), вкус(яблоко)
5. Заменить выделенные прилагательные близкими по значению. Записать предложения.
Отважный пограничник привел шпиона на заставу. Осенью у полей и лугов особенно печальный вид. Все еще стоит прекрасная погода.
6. Подобрать к данным прилагательным антонимы. Записать.
Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.
Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, парное молоко, родное село, осенний дождь.
10. Контрольное списывание. (Списать определяя род у имен прилагательных)
Сосна – очень ценн. дерево. Крепк. древесина сосны используется в промышленности. А желт. душист. смола идет на изготовление лекарств.
Изменение имен прилагательных по числам.
1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.
2. Указать число, выделить окончание прилагательных.
Здоров. воздух, тенист. аллеи, утренн. туман, полезн. дела, космическ. ракета, богат. урожай, березов. рощи.
3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.
Вода- могучий работник. Она роет в степях глубокие овраги. В руслах рек она намывает песчаные мели, строит большие и малые острова.
4. Назвать число и окончания прилагательных в словосочетаниях румяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали.
Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.
5. Словарный диктант с заданием поставить прилагательные +существительные во множественном числе.
Отличная отметка, прилежный ученик, дальнее село, топкое болото, синяя лента, новая линейка.
1. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание.
На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын.
Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей.
1)В давние времена жил на земле могучий царь Ушинара. 2)Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным, был добрым и справедливым. 3) После знойного дня на землю спустилась вечерняя прохлада.
3. Определить род, число, падеж прилагательных в предложении.
Холодный ветер гонит по небу лохматые серые тучи.
Именительный и винительный падежи.
1. Определить падеж существительного и прилагательного.
На окраине города стоял большой дом. На пустыре ребята посадили большой сад.
2. Записать ответы на вопросы. Обозначь падеж прилагательных, выдели окончания.
1. Где рос красноголовый подосиновик?
4.Распространить текст, подбирая к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.
1. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Записать. Выделить окончание.
Загорели под лучами ( горячее июльское ) солнце. Дошли до ( дальнее лесное ) озеро. Проснулись от ( долгий зимний ) сна.
2. Составь с каждой парой слов предложения, употребляя данные существительные и прилагательные в Р.п., с предлогами или без предлогов.
Раннее утро, новый дом, отважный герой.
3. Вставить пропущенные окончания им.прилагательных и объяснить их написание. Составить предложение и записать.
Чист. холодн. воды. У рыж. шустр. белки.
1. Образовать прилагательные от существительных в ед.числе сосна, река, осень, письмо, дом, класс поставить их в Д.п. Записать.
1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.
1. Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать по памяти.
День пригреет- возле дома
пахнет поздн. травой,
и картофельн. ботвой. (А. Твардовский).
1.Подобрать к данным существительным однокоренные прилагательные, поставить их в П.п.
2. Записать пять прилагательных с непроизносимыми согласными. Записать предложения, где они будут стоять в П.п.
Склонение имен прилагательных множественного числа.
1. Поставить данные существительные и прилагательные в указанных падежах. Выделить окончания прилагательных.
Теплые дни(Р.п.), полноводные реки (Д.п.), высокие горы(Т.п.), огромные леса (П.п.).
2. Записать. Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, вставить окончания. Обозначить их падеж.
3. Поставить данные существительные и прилагательные во мн.ч.
4. Дополнить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.
5. Образовать от данных существительных однокоренные прилагательные во мн.ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов.
Задания подобраны для учащихся 3 класса.
Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ.
данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку.
Задания по русскому языку предназначены учащимся 2 класса с целью закрепления материала. Орфографические минутки помогут учащимся проверить свои знания по русскому языку.
Олимпиадные задания по русскому языку и чтению. 1 класс.
данный материал представлен в виде буклета.
Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»
При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.
Аналитические упражнения
Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.
Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.
Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.
Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.
Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.
Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.
Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.
Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.
Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение
Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.
Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.
Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.
Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.
Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.
Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.
Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.
Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.
Аналитико-синтетические упражнения
Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.
Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.
Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:
Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.
Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.
Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.
Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?
Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.
Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.
(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)
Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.
Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.
Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.
Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.
Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.
Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.
(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)
Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.
Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.
Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.
Синтетические упражнения
Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;
Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).
Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.
Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.
Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.
Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.
Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.
Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.
Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.
Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.
В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)
Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.
Закачалась, вот, ветка, еловая.
Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
След, по ночная, тянется, белки, пороша.
Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.
Задания и упражнения по теме «Имя прилагательное» 4 класс
Упражнения по теме «Имя прилагательное»
Дополните предложения прилагательными.
1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).
2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.
Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
Выпишите из текста словосочетания «Существительное + прилагательное». Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.
Овладей русской речью
Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.
Русский же язык неважно
знаешь, мой малыш!
Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью
хорошо владеть.
Эта речь полна величья,
гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.
Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,
Перед спутниками хочешь
знаньями блеснуть –
В разговорах или спорах
с другом иль врагом
Ты воспользуешься смело
русским языком!
Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!
Ты обязан русской речью
хорошо владеть.
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайшее 3 богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.
Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнения по теме «Имя прилагательное»
1. Спишите. Определите разряд прилагательных.
Лебяжья подушка, лебяжий пух, серебряная ложка, белый гриб, белый платок, старый граммофон, старушечий кашель, пушкинская лирика, свиной жир, телячья отбивная, телячья шкура, баранье жаркое, бараний тулуп, бараний рог, масленый блин, масленые тряпки, медвежий след, медвежья услуга, медвежья шубка, гнедой конь, палевый окрас, кумачовый цвет, бежевое кимоно, надувной матрац, коричневый диван.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.
Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые з_ревые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс – бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле. (По В.Белову)
3. а) Укажите суффиксы и окончания в словах. Употребите прилагательные в форме Р. п. ед. и мн. ч. в составе словосочетаний.
Горячий, телячий, девичий, полковничий, свежий, чиновничий, весенний, птичий, разбойничий, синий, рыбий, барсучий, громкий.
б) Образуйте притяжательные прилагательные. Выделите в них суффиксы и окончания. Выпишите слова, от которых нельзя образовать притяжательные прилагательные
Огородник, извозчик, старушка, плотник, перевозчик, мальчишка, охотник, река, лесник, индюк, помещик, кошка, сапожник, лягушка, кукушка, грибник, тряпки, глубина, капитан, боярышник, голубика.
Кубан_ий, бунтар_ий, плоск_ий, бурлац_ий, плотни_ий, июн_ий, бося_ий, сан-франци_ий, калмы_ий, кандида_ий, мужи_ий, рыба_ий, близ_й человек, белорус_ий трикотаж, грец_ий орех, старый дворец_ий, декабрист_ие жены, националист_ая газета, плов по-кавказ_и, заговорщиц_ий вид, пропагандист_ие речи, мерз_ая выходка, скольз_ая дорожка, тряс_ая езда, вяз_ая глина, турист_ий маршрут, уз_ая тропа, моряц_ая бескозырка, индус_ие обычаи, обувь редкой нос_ости, говорит по-француз_и, лицеист_ие традиции, наборщиц_ий, киргиз_кий, адвокат_ий, сыщиц_ий, финлянд_ий, непаль_ий, кадет_ий, авангардист_ий, батрац_ий, воин_ий, немец_ий, турец_ий, тунгус_ий, русист_ий, полковниц_ий, чиновниц_ий, журналист_ий, прикаспий_ий, дворниц_ий, молодец_ий, стрелец_ий, дворец_ий, дикар_ий, реформист_ий, мужиц_ий, таджик_ий, кулац_ий.
Брат, Сибирь, дерзить, Гомель, словак, казак, плоскость, Казань, секретарь, черкес, богатырь, Добруш, ангел, знахарь, босяк, январь, Елец, горняк, Прага, чех, егерь, почтамт, декабрь, Ельск, лейтенант, Урал, ткач, стрелец, дилетант, рыцарь, Житковичи, француз, адъютант, таджик, военкомат, флот, скользить, Поволжье, Полесье, Лос-Анджелес, мужик, Вознесенск, турист, артист, Залесье.
7. От данных существительных образуйте словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите суффиксы прилагательных. Образец: бескозырка матроса – матросская бескозырка.
Рабочие Петрограда; восстание стрельцов; комитет бедняков; тётушка из Рязани; король Пруссии; крепость в Бресте; предприятия Гомеля; корабль из Кронштадта; решение депутата; школы в Хойниках и Милославичах; бескозырка матроса; орехи из Греции; товары из Турции; положение, в которое попадают дураки; труд бурлака; клуб библиофилов; уединение в монастыре; праздники в январе; песня ямщика; морозы в декабре; воротник из песца; вода из ключа; перчатки из замши; маршрут по кольцу; флаг из кумача; платье из парчи; клык у моржа; варенье из груши и сливы; заросли из камыша; компот из алычи; печать из сургуча; проволока из алюминия; покупки за гроши; крик кукушки; шаг старушки; погоны лейтенанта; воззвание пацифистов; возглас дилетанта; обязанности адъютанта; курьер из почтамта; выход в свет; шапка черкеса; лодка эскимоса; приход аббата; бледное лицо; совет при Президенте.
8. Образуйте имена прилагательные на базе сочетаний «предлог + существительное». Образец: без радости – безрадостный.
Без инициативы, без вкуса, без пощады, без импульса, без языка, без счёта, без ветра, без шва, без кости, без сознания, без алкоголя, без компромиссов, без власти, не без интереса, без апелляции, без смысла, без пристрастий, перед экзаменами, перед июлем, перед юбилеем, меж институтами.
9. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы имён прилагательных.
Гречн_вый,пол_вой, отрасл_вой; милост_вый, алюмини_вый,плащ_вой, эмал_вый, тюл_вый, ансамбл_вый, завистл_вый,юрод_вый,беж_вый, монаш_чий, слад_нький,пыл_вой, мальчиш_чий, вити_ватый,гуж_вой, предприимч_вый, разговорч_вый, непоседл_вый, услужл_вый, задумч_вый, участл_вый; реч_вой, замш_вый, аппетитн_нький, аккуратн_нький,мокр_ватый,сирен_вый; длинн_нький,уз_нький, рубц_ватый,щегол_ватый, осторожн_нький, замысл_ватый, пухл_нький, гуттаперч_вый, дрожж_вой, кольц_вой, весёл_нький.
10. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы имён прилагательных.
Молодц_ватый, бревенч_тый, бороздч_тый, чешуйч_тый, переменч_вый, кварц_.вый, бородавч_тый, сговорч_.вый,дол_вой, гречн_вый, незлоб_вый, ступенч_тый, запальч_вый, складч_тый, со_вый, догадл_вый, син_ватый, матч_.вый, юрод_вый, щупальц_вый, замш_вый, привередл_вый, уродл_вый, глуп_нький, тон_нький, форел_вый, ситц_вый, фальш_вый, угодл_вый, син_ватый, молодц_ватый, коротк_ватый,тяжел_ватый,щегол_ватый, красн_нький,рыж_ватый, рубц_ватый, вдумч_вый, обманч_вый, застенч_вый, звёздч_тый пластинч_тый, хлопч_тый, услужл_вый, назойл_вый, милост_вый, ранц_вый, сутул_ватый, издател_ский, плотни_кий, решётч_тый, черепич_тый, закавказ_кий, извозчи_кий, саженц_вый, навязч_вый, застенч_вый, крупи_атый, рыж_ватый, плюш_вый.
Упражнения по теме «Имя прилагательное»
1. Выпиши имена прилагательные.
Объясни свой выбор. стеной, стальной, дедушкой, белой, красной, краской, мамой, ласковой, тёплой, родной, степной.
4. Запиши словосочетания. Выдели окончания. Определи число, род и падеж у имени прилагательного. Син.. (…) небо, син.. (…) цветы, весенн.. (…) солнце, весенн.. (…) дни, осенн.. (…) листья, осенн.. (…) ненастье, горяч.. (…) молоко, горяч.. (…) пирожки, верхн.. (…) место, верхн.. (…) ветки, старш.. (…) братья, старш.. (…) поколение.
5. Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Зимн.. солнце светит, но не греет. Но мы всё равно любим эти зимн.. дни. На первом этаже школы учатся млад… школьники. Младш.. поколение учеников гордится своей школой. У Вити колюч.. кашне и колюч.. варежки. В театре нашему классу достались задн.. ряды. Вася сел на самое задн.. место.
7. Запиши словосочетания. Выдели окончания. Определи число, род и падеж у имени прилагательного. Под передн.. (…) стулом, в передн.. (…) углу, за соседн.. (…) домом, о соседн.. (…) магазине, лучш… (…) ученикам, о лучш.. (…) друге, в дальн.. (…) походе, с дальн.. (…) родственником, ранн.. (…) утром, в ранн.. (…) детстве, вечерн.. (…) поездом, на вечерн.. (…) сеансе.
8. Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Вечером полезно прогуливаться на свеж.. воздухе. В воздухе запахло свеж.. хлебом. Коля пришёл в новогодн.. костюме, а ушёл с новогодн.. подарком.
9. Спиши предложения, вставив прилагательное. Укажи его признаки. …… (…………) чай нужно пить осторожно. У больного были ………(……) щёки. Варежки быстро высохли на ……….. (……) батарее. Коля не любил ………. (……) молоко. Слова для справок: горячей, горячий, горячее, горячие.
Видео
Русский язык 5 класс (Урок№73 - Имя прилагательное как часть речи. Гласные в окончаниях.)Скачать
Разряды имён прилагательных | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое прилагательное?Скачать
Определяем падежи имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.Скачать