Русский язык зар зор + видео обзор

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Содержание

Корни с чередованием о — а

Корни с непроверяемыми гласными

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: на клоня́ть, с клоне́ние, по клони́ться; творе́ц, творе́ние, со твори́ть; за горе́лый, за гора́ть, горе́ть, горе́ние.

зар — зор

В корне зар- — зор- ( заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, о заря́ть, о заре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: с плавлять, плавник, по плавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

раст — рос

В корне раст- — рос- ( расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́ растить, во́з раст, на раста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́ рос, вы́ росший, во́до росль, не́до росль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с « равный» ( «одинаковый»): равномерный, равнозначный, с равнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с « ровный» (« гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), под ровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), об макнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги про мокают, вы мокнуть ( под дождём ), бумага про мокает, про мокательная бумага, про мокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, на мочи, про мочу, вы моченный ( ср. под ударением: мочит, с моченный; о глаголах на -иватъ типа с мачивать, вы мачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: в скочи́ть ( но скака́ть), на скочи́ть ( но на скаку́), за скочи́ть, вы́ скочка.

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

VI. Неударяемые гласные в корнях слов

Орфография

VI. Неударяемые гласные в корнях слов

§ 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар- – зор-, рас(т)- – рос(т)-, равн- – ровн-, гар- – гор-, плав- – плов-:

1. Корень зар- пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением з а рево, лучез а рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: з о рька, з о ренька, з о рюшка, з о ри, зорь, з о рю (бить, играть зорю)*.

2. Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль; корень рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(cя), поравняться, все равно; корень ровн- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень; в слове равнина пишется а.

4. Корень гар- пишется под ударением, например: заг а р, наг а р, а также в словах и згарь, в ы гарки; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

5. Корень плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о находим также в глаголах скакать выскочить, кланяться поклониться, касаться коснуться, предлагать предложить, излагать изложить и т. д., а также макать мочить и в образованных от них словах: скакун выскочка, касательство прикосновение, облагание обложение и др.

§ 14. Чередование и и е находим в следующих глаголах: сжигать сжечь, выжигать выжечь и т. п.; постилать постелю, расстилать расстелю и т. п.; раздирать раздеру, удирать удеру и т. п.; отпирать отпереть, запирать запереть и т. п.; стирать стереть, растирать растереть и т. п.; умирать умереть, помирать помереть, замирать замереть и т. п.; избирать изберу, прибирать приберу и т. п.; вычитать вычесть, прочитать прочесть и т. п.; сидеть сесть, а также блистать блестеть.

* Комментарий редакции портала

В «Орфографическом словаре русского языка» 1956 года были закреплены три слова с безударным корнем зор: зоревать, зорянка, зоревой. Они оказались исключениями. Позже в разное время нормативное написание этих трех слов было подведено под правило. «Орфографический словарь русского языка» с 1974 года (13-е издание) дает написание зарянка, с 1991 года (29-е издание) – заревой. С 1999 года новый академический словарь – «Русский орфографический словарь» – фиксирует форму заревать.

Источник

Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы о-а в корнях зар-зор

Выбранный для просмотра документ Открытый урок.docx

Урок русского языка в 6 кл.

Видео: Русский язык 6 класс (Урок№34 - Буквы а и о в корне -зар- – -зор-. Гласные в корнях с чередованием.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№34 - Буквы а и о в корне -зар- – -зор-. Гласные в корнях с чередованием.)

Видео: Чередование корней ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, КЛАН/КЛОНСкачать

Чередование корней ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, КЛАН/КЛОН

Учитель: Дмитренко М.Л. МБОУ «Целинная ООШ»

1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием

3. формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля

4. проработать задания из ВПР

— овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

Познавательные : побуждать обучающихся, применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

— воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование: Портрет И.С. Тургенева, презентация к уроку, учебники, тетради

— Садитесь и не забывайте наше правило:

— «Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь, спинки держим прямо, не горбимся»

— Ребята, как вы понимаете это стихотворение, о чем оно? Иван Сергеевич вынужден был долго жить за границей и только русский язык был для него опорой и поддержкой. Ну а что для вас русский язык? Мы должны с вами учиться грамотно писать и грамотно говорить, а для этого нужно знать правила. Вот мы сейчас и проверим ваши орфографические знания. Предлагаю вам орфографическую разминку-повторение. Тренировка к ВПР

Открываем тетради, соблюдая орфографический режим, записываем число, классная работа,( по ходу объясняем правописание Девятое и ноября- безударная гласная в корне, проверяемая ударением и непроверяемая гласная в корне) оставляем место для темы урока.

Вырастить, коснулся, росток, прилагать, касается, отрасль, отложить, угореть, излагать, загар, сложение, огарок, сгорело, растущий, изгарь, возложить, выгарки, росли, возраст. (Взаимопроверка)

— Ребята, оцените работу соседа.

— Переходим к теме урока. На доске запись:

-гар-гор- корня. Следовательно, как мы обозначим тему нашего

-зар-зор- урока? Правильно, правописание гласных –а-о-в корнях –зар

-И какова будет цель нашего урока?

И сегодня на уроке мы будем выполнять задания, которые встречаются на ВПР..

1)- А теперь посмотрите на доску. Материал для наблюдения:

Под удареньем пишем –гар-, без ударенья – гор-

К примеру: загорел, загар,

— Но не надо забывать о словах – исключениях из правила:

Зарево- отсвет пожара или заката на небе

Видео: 5 класс. Корни -гар-, -гор-, -зар-, -зор-, правописание корней.Скачать

5 класс. Корни -гар-, -гор-, -зар-, -зор-, правописание корней.

Видео: Правописание -ГОР-/-ГАР- -ЗАР-/-ЗОР- ПОНЯТНЫЙ РУССКИЙСкачать

Правописание -ГОР-/-ГАР- -ЗАР-/-ЗОР- ПОНЯТНЫЙ РУССКИЙ

Зоревать – не спать на заре

1. Зарю проспать – рубахи не достать.

Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?

(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).

Кто – нибудь помнит ещё какие – нибудь пословицы с этим же смыслом?

(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)

3 Работа с текстом

Необыкновенно красивы и загадоч..ны в России з..ри! Утренняя з…рюшка туманна, нежна и отличает..ся соч..ностью красок. В..черняя з..ря спокойна и величава. Летними в..черами небо на г..ризонте часто оз..ряется всполохами з..рниц. Это необыкновенное зрелище! А как чудес..но послушать серебряную трель з..рянки – птич..ки, названной так за ее привыч..ку петь на утренней з…рьке.

А)Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов зорька и зорюшка

Б) Выполните морфологический разбор слова Вечерняя (заря)

В)Синтаксический разбор предложения:

Летними вечерами небо на горизонте часто озаряется всполохами зарниц.

Г) выпишите слова, где количество букв и звуков не совпадает

4.Творческая работа Замените глаголы другими, близкими по значению с чередующимися гласными.

Туристы устроились (расположились) на отдых у реки.Заря угасала(догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. Один за другим вспыхивали (разгорались) костры.

6. Составление опорной таблицы-помощницы

Правописание гласных –о-а- в корнях с чередованием зависит от 6

-А- согласной ударения

7 Подведение итога., выставление оценок. Рефлексия

— С каким правилом мы сегодня познакомились на уроке?

— Какие новые знания вы усвоили?

— Достигли мы целей урока?

— Что для вас было трудным?

— Как вы это преодолевали?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

— С каким настроением вы покидаете урок?

Д/з. Составить небольшой рассказ, используя изученную тему.

Видео: Русский язык 6 класс (Урок№33 - Буквы а и о в корне -гар- – -гор -.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№33 - Буквы а и о в корне -гар- – -гор -.)

Видео: Буквы а и о в корне -зар- – -зор-. Гласные в корнях с чередованием (обобщение)Скачать

Буквы а и о в корне -зар- – -зор-. Гласные в корнях с чередованием (обобщение)

Источник

Презентация на тему Правописание букв о- а- в корнях гор гар зор зар

Русский язык зар зор

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель русского языка и
литературы МОУ «ПСОШ»
Первомайского района Там-
бовской области
Степаненко О.Н.
Р
Я

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
-лаг- (-а-)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
согласной
-лаг- (-а-)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
согласной
-лаг- (-а)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
согласной
-лаг- (-а)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.

А пиши под
ударением,
О без ударе-
ния

А пиши без ударения,
О под ударением

Оз..ренность, г..рение, з..ре-
вать, возг..рается, наг..рит,
з..рничный, огарок, разгар,
г..реть, зорька, з..ревой.

Выг..реть, г..рит, под-
г..реть, обг..рел, выг..-
ревший, уг..реть, раз-
г..рается.

-ГОР-
Выгореть, горит, под-гореть, обгорел, выго-
ревший, угореть, раз-горается.

Корректор-
работник издатель-
ства, газеты или ти-
пографии, чита-
ющий корректуру.

Сочинение – миниатюра.
Утренняя заря.

Тихо разг..ралась, утрен-
няя з..ря, оз..рились
светом, к..снулся крыш,
заг..релись на сугробах.

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
согласной
-лаг- (-а)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
согласной
ударения
-лаг- (-а)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
— А-
согласной
ударения
-лаг- (-а)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
-гар-
-гор-
-зар-
-зор-
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.
Искл.: зоревать

Русский язык зар зор

Русский язык зар зор

Русский язык зар зор

Русский язык зар зор

Русский язык зар зор

Русский язык зар зор

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Скачать:

Предварительный просмотр:

Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга

Предметная область: Русский язык

Цель: познакомить учащихся с правописанием гласной в корне –зар-,-зор-.

Видео: РАСТ РОС, КОС КАС, ГОР ГАР, ЗАР ЗОРСкачать

РАСТ РОС, КОС КАС, ГОР ГАР, ЗАР ЗОР

Видео: Чередование корней -зар- / -зор-Скачать

Чередование корней -зар- / -зор-

1. Научить отличать корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными

2. Закрепить новые знания путем анализа таблицы о правописании чередующихся гласных в корне ЗОР-ЗАР и составления обобщающей таблицы «Чередования в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР»

3. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь

Планируемые результаты : знать о корнях с чередованием –зар—зор-, уметь определять условия выбора о-а, понимать важность грамматического анализа слов.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Оборудование урока: учебник русского языка 6 кл., учебная интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, обратите внимание на доску. Посмотрите, что написано.

С какими корнями из этого списка мы уже знакомы? (-Кас- Кос/ Гар – Гор)

Каким общим названием можно объединить эти темы? (Чередование гласных в корне или А и О в корнях).

(Если после корня стоит суффикс А, то пишется А; в остальных случаях пишется буква О)

А когда у нас пишется буква А и буква О в корне Гар – Гор?

(Под ударением пишется буква А, без ударения пишется буква О)

Какие исключения мы с вами знаем? (Выгарки, пригарки, изгарь)

На доске написаны слова, давайте с вами вставим нужные орфограммы.

кАсаюсь, кАсание, кОснитесь, кОснулся, соприкОсновение, загОрел, догОрала, сгОрело, разгОрелся, огАрок, подгОрела, выгАрки, угОрел, изгАрь.

Давайте с вами вместе откроем учебник на этой теме.

Под ударением в корнях зар – зор пишется буква О, без ударения буква А.

Обратите внимание, что в предыдущих корнях гар – гор было всё наоборот.

На практике попытаемся подтвердить данные правила.

После зелёного значка у нас с вами нарисована таблица. Перерисуем её себе в теоретическую тетрадь.

В учебнике приведены не все исключения на это правило, поэтому мы с вами занесём в исключения не только слово ЗАРЕВО, но и ЗОРЯНКА (всполохи молнии).

А теперь давайте все вместе разберем упражнение 192, стр 108. Прочитаем задание. (Один человек читает задание).

Попытаемся определить смысл каждой пословицы. Что означает первая пословица

1.Зарю проспать – рубахи не достать.

Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?

Видео: Корни, зависящие от ударенияСкачать

Корни, зависящие от ударения

Видео: Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).

Кто – нибудь помнит ещё какие – нибудь пословицы с этим же смыслом?

(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)

2.Заря надежду родит. (т.е с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)

3.Какова вечерняя заря, таков и вечерний день. (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)

Давайте выполним задание у доски. (Один человек работает у доски, все остальные работают в тетради).

зАря, зОри, зАрница,зОрянка, зОренька, озАрение, озАрённость, зАрево, озАриться, зОревать, зАрничный, зОрюшка, оЗарив.

(После того, как ребята выполнили задание, они приступают к выполнению следующего задания :

Найдите «третье лишнее»:

Заря, зарница, зарядка.

Заразить, зорька, зоревать.

Новое задание на повторение.

Определить способ образования следующих слов:

Теперь запишите и проанализируйте текст стихотворения ( упр. 195):

Вот и лето жарко, сухо;

Зорька сходится с зарею,

По лугам идут работы

Только зорюшка займется,

-определите тип и стиль текста;

-начертите схему второго предложения, объяснить знаки препинания;

— произведите его синтаксический разбор;

-выпишите однокоренные слова,

-какую роль выполняют в тексте однокоренные слова?

(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)

Индивидуальные ответы учащихся.

-Вспомним, какие мы знаем корни с чередованием?

-От чего зависит выбор гласной?

-перечислите слова- исключения из правил

Индивидуальная работа в тетради (текст представлен на слайде)

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите, обозначьте орфограммы. Почему слова сгруппированы именно так?

Источник

Видео

Чередование О, А в корне слова -гор- -гар- ,- клон- -клан-Скачать

Чередование О, А в корне слова  -гор-  -гар- ,- клон-  -клан-

Чередование гласных ГАР -ГОР, ЗАР- ЗОР. КЛАН -КЛОН. ТВАР -ТВОРСкачать

Чередование гласных ГАР -ГОР,  ЗАР- ЗОР.  КЛАН -КЛОН.  ТВАР -ТВОР

Русский язык 6 класс: Чередование гласных в корне, зависящее от ударенияСкачать

Русский язык 6 класс: Чередование гласных в корне, зависящее от ударения

Правописание гор-гар в корнях 5 класс Русский языкСкачать

Правописание гор-гар в корнях 5 класс Русский язык
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.