Рыбникова методика русского языка + видео обзор

В помощь студентам: методика преподавания литературы и родного языка М. А. Рыбниковой

Рыбникова методика русского языка

Рыбникова Мария Александровна — русский советский фольклорист, педагог-филолог.

Мария Александровна Рыбникова (8 февраля 1885 — 3 июня 1942).

Девятилетним ребенком она была принята в Московское Мариинское училище и до его окончания воспитывалась в интернате. Мария Александровна хорошо училась, проявляя особый интерес к литературе.

Окончив в 1903 году Мариинское училище, М.А.Рыбникова после года работы в начальной школе поступила на историко-философский факультет (по отделению русской литературы) Московских высших женских курсов.

С конца 1924 г. М.А.Рыбникову приглашают во 2-й Московский государственный университет (на базе которого был впоследствии создан Государственный педагогический институт им. В.И.Ленина), в котором она вела методику литературы.

Основная специальность М.А.Рыбниковой — как она сама писала: «методист-словесник» — определяет и основное содержание ее литературного наследия. Главное место в нем занимают работы по методике литературы. С самого начала своей педагогической деятельности на первый план выдвигала задачу воспитательную, задачу формирования личности.

«Методика, — как определяет ее Рыбникова, — это одна из педагогических дисциплин, преследующая задачи обучения и использующая для этих целей ряд научных сведений. Претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков — такова самостоятельная и специфическая задача методики».

Как педагог М. А. Рыбникова выступала за многообразие методов и приемов, оценивая их в зависимости от содержания и воспитательных целей обучения. В то же время она стремилась к созданию целостной системы воспитывающего обучения литературе и родному языку. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета.

Наиболее полное воплощение эта система нашла в «Работе словесника в школе» (1922) и «Методике преподавания литературы» (1930).Рыбникова методика русского языка

Основной труд Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения» — посвящен разработке содержания выразительного чтения, приёмам анализа текста, системе письменных уроков.

В «Очерках» выдвинуты четыре дидактических правила:
— воздействие на все стороны восприятия со здоровой дозировкой и постоянством впечатления;
— ясное понимание учащимися поставленной задачи и ответственное участие учителя в ее решении;
— показ сложного в простом, нового в знакомом;
-обеспечение систематичности знаний и воспитание сознательности путем диалектического соединения дедукции с индукцией,
как и другие принципиальные положения, а также многие частные наблюдения, широко обсуждались и обсуждаются, вошли в практику и общеизвестны.

«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий языка; литературное чтение — почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания» М.А.Рыбникова

Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей.

Также Рыбникова разработала методику наблюдений над языком художественных произведений («Работа словесника в школе», 1922) и систему упражнений по русскому языку («Книга о языке», первое издание под заглавием «Изучение родного языка», 1921). Была инициатором и руководителем введения курса литературного чтения в 5—7-х классах.

Наряду с необходимостью непосредственного эмоционально-эстетического восприятия художественной литературы утверждала правомерность разбора содержания литературных произведений в органической связи с их художественной формой, широко использовала иллюстративный материал. В дальнейшем частично пересмотрела свои взгляды, признав необходимость использования в преподавании литературоведческого материала. Особое значение придавала изучению языка художественных произведений как средству развития речи учащихся, выступала за использование фольклорного материала (загадки, пословицы и пр.) в школьном курсе литературы для анализа стилистики литературного произведения.
Исследуя в широком историческом плане теорию и практику детского чтения, разработала принципы отбора и издания книг для детей. Автор и соавтор работ по вопросам поэтики, русской литературы, фольклора, книг для чтения, учебных пособий.

Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Своим опытом работы она делится на Первом съезде словесников и в статьях «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др.

В одной из первых своих крупных работ «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок — Гамлет» (1923).

Преимущественный интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями характерны и для другой ранней книги Рыбниковой «Работа словесника в школе» (1922), написанной под воздействием интуитивизма и раскрывающей методику «медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности».

В пособиях «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени» (1930), подготовленном ею совместно с В. В. Голубковым.

Список использованной литературы:

Над проектом работали студентки группы ФЛ-РЛБ-31:

Гончарова Тамара,
Джангирян Ангелина,
Москвичева Ольга,
Шифман Ангелина.

Источник

Вклад М.А. Рыбниковой в развитие методической теории и практики.

Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения.

. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета (именно с этого начинает она свою книгу).

Мария Александровна Рыбникова, ученый-филолог, фольклорист, одна из наиболее интересных фигур в отечественной методике, автор многочисленных методических и учебных пособий, успешно совмещала научно-исследовательскую и педагогическую работу, до революции учительствовала в Вязьме, в советское время преподавала в подмосковной Малаховской опытно-показательной школе, читала лекции в Московском педагогическом техникуме и во 2-м МГУ, сотрудничала в научно-исследовательских институтах. Увлеченность филологией, постоянный поиск, удивительная работоспособность отличали Рыбникову-педагога. Она была сторонницей филологического изучения литературы, в своих работах часто опиралась на идеи Ф. И. Буслаева, однако легко воспринимала все новое, не избежав при этом заблуждений и вызвав немало критических замечаний в свой адрес.

Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Своим опытом работы она делится на Первом съезде словесников и в статьях «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др.

В одной из первых своих крупных работ «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок — Гамлет» (1923).

Преимущественный интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями характерны и для другой ранней книги Рыбниковой «Работа словесника в школе» (1922), написанной под воздействием интуитивизма и раскрывающей методику «медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности».

В пособиях «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени» (1930), подготовленном ею совместно с В. В. Голубковым.

Рыбникова с интересом встречает появление «комплексных программ» и «метода проектов», в которых ее привлекает прежде всего возможность оживить преподавание, уйти от однообразия, «замкнутости впечатлений», проявить свободу творчества. Сказалась здесь и ее увлеченность внеклассными занятиями и творческими работами, особенно поощрявшимися составителями новых программ. Однако она все же осознает, что классическая литература уходит на второй план, что литература как предмет теряет самостоятельное значение. Историко-литературный курс никогда не привлекал ее внимания, а вот от изучения языка величайших мастеров слова Рыбникова не могла отказаться, настойчиво рекомендуя анализ их «языковой техники», связывая этот анализ с развитием речи учащихся. Увлечение «методом проектов» находит отражение в написанной ею в духе времени статье «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930) и отчасти в учебном курсе для студентов «Методика преподавания литературы» (1930).

В 30-е гг. Рыбникова издает сборник «Загадки» (1932), книгу «Введение в стилистику» (1937), участвует в создании новых программ и хрестоматий для школы, готовит сборник русских пословиц. Проблемам детского чтения посвящена ее статья «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем» (1934). В журналах и сборниках появляются отдельные главы из ее основного методического труда «Очерки по методике литературного чтения» (1941), затем трижды переиздававшегося.

В «Очерках» Рыбниковой, написанных в лучших традициях отечественной методики, излагается целостная система преподавания литературы в средних классах, содержится, как и во всех других работах методиста, богатейший практический материал. Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя прежде всего хорошего знания своего предмета (именно с этого начинает она свою книгу).

«Методика, — как определяет ее Рыбникова, — это одна из педагогических дисциплин, преследующая задачи обучения и использующая для этих целей ряд научных сведений. Претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков — такова самостоятельная и специфическая задача методики».

В построении курса литературного чтения Рыбникова опирается на опыт отечественной школы, обращаясь к истории методики.

Она вынуждена признать, что в советской школе не может быть «имманентного чтения»; неприемлемо у нас и филологическое чтение, «поскольку мы читаем с определенными установками, с определенными задачами трудового и жизненного воспитания». В качестве предшественников советской методики она называет педагогов-демократов 60-80-х гг. XIX в., которые на первое место выдвигали связь литературы с жизнью, ценили реализм в литературе. Однако практические разделы «Очерков», в особенности главы «Уроки», «Выразительное чтение», «Система занятий по языку», свидетельствуют скорее о верности методиста лучшим традициям академического преподавания литературы, проявившейся в серьезном отношении к теории литературы, в преимущественном интересе к анализу формы литературного произведения, изучению его языка и композиции.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Вклад М.А. Рыбниковой в развитие методической теории и практики.

Вклад М.А. Рыбниковой в развитие методической теории и практики.

Источник

Презентация «Вклад М.А.Рыбниковой в становление и развитие научной методики русского языка и литературы»

Рыбникова методика русского языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вклад М.А. Рыбниковой в становление и развитие научной методики русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Республиканская ОШ»
Смирнова Галина Владимировна

Биография
Рыбникова Мария Александровна

российский педагог, методист, фольклорист, литературовед

Родилась в деревне Рязанской губернии в семье служащего.

В 1903 году окончила Мариинское училище, поступила на
историко-филологический факультет Московских высших женских курсов.

Методический подход к обучению русской словесности
«Очерки по методике литературного чтения»
1941г
Теория литературы
Анализ формы литературного произведения
Изучение языка и композиции произведения
Разработка содержания по выразительному чтению
Описание уроков
Система письменных работ

Факторы, определяющие методику как научную дисциплину
Природа учебного материала
Цели воспитывающего обучения
Особенности детского восприятия и поведения
Методы преподавания
Метод проектов
Метод сопоставления
Метод чтения учеником и учителем
Комментирование,
предшествующее чтению

Методическое наследие
Отступление от программы
Свободный выбор произведений для анализа
Замена учебников вопросниками
Глубокое знание учителем своего предмета
Понимание литературного произведения на основе исторического подхода
Обязательное использование стилистических упражнений для изучения языка
Литература – главный предмет, формирующий личность

Уникальность:
Стремление к гармоническому сочетанию знания и всестороннего развития учащихся, пробуждение и развитие их творческих сил.
Задача преподавания литературы – Подготовка к жизни

Рыбникова методика русского языка

Рыбникова методика русского языка

Рыбникова методика русского языка

Рыбникова методика русского языка

Рыбникова методика русского языка

Рыбникова методика русского языка

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа «Методические взгляды на обучение чтению по Рыбниковой М.А.»

автор: Крестинина Ольга Васильевна

Зав.школьной библиотекой МБОУ «Александро-Невская СОШ» Александро-Невкого района Рязанской области

Исследовательская работа «Методические взгляды на обучение чтению по Рыбниковой М.А.»

МБОУ «Александро-Невская СОШ»

Александро-Невского района Рязанской области

Исследовательская работа

«Методические взгляды на обучение чтению

по Рыбниковой М.А»

Выполнила: зав.школьной библиотекой МБОУ «Александро-Невская СОШ» Крестинина Ольга Васильевна

Александро-Невский, 2019 г.

1.1. М.А. Рыбникова. Педагогический и жизненный путь.

1.2. Основные дидактические правила в системе занятий по литературе.

1.3. Структура урока литературы по методике М.А. Рыбниковой.

2.1. Методика М.А. Рыбниковой и урок литературы в современной школе.

Список используемой литературы.

Почему дети в России сейчас недостаточно читают? Самый распространенный ответ: они стали другими. Самый грустный ответ: им не чтения.

Как библиотекарь я замечаю, что подростки читают подростковое. Классика для большинства – школьная «обязаловка». Общаясь с обучающимися вижу, что ребята ждут от уроков литературы ярких впечатлений и открытий, затрагивающего душу разговора на равных, интереса к их внутреннему миру…

В этой ситуации резко возрастает роль школьного библиотекаря. Целью моей работы в школе стало воссоздание атмосферы культа чтения путем радостного привлечения приманок всей культуры, ориентированной на Слово – от литературного театра и изобразительного искусства до музыкальных произведений.

Где искать секреты творческой педагогики? «Секреты» я обнаружила в научных исследованиях М.А.Рыбниковой – моей землячки, изучая методическое наследство этого замечательного педагога и методиста.

М.А. Рыбникова. Педагогический и жизненный путь.

Рыбникова Мария Александровна советский педагог, методист-филолог, литературовед, фольклорист, художник, профессор, член Союза писателей СССР.

Родилась 20 (8 по старому стилю) февраля 1885 г. на танции Александро-Невская Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне р.п. Александро-Невский – центр Александро-Невского райна) в многодетной семье служащего. Детские годы М.А.Рыбникова провела у родственников матери в купеческом имен Горбово Гжатского уезда Смоленской губернии.

Девяти лет она была определена пансионеркой в Московское Мариинское училище, которое окончила с медалью в 1903 г. одной из лучших учениц. По окончании училища М.А. Рыбникова в течение года работала в школе. Осенью 1904 г. она поступила на историко-филологическое отделение Московских высших женских курсов, после успешного окончания которых в 1909 г. преподавала литературу в Вяземской женской гимназии. В своей педагогической деятельности молодая учительница продолжала и развивала традиции обучения, разработанные В.И. Водовозовым и В.Я. Стоюниным. Работая в Вяземской гимназии М.A. Рыбникова большое внимание уделяла внеклассной и внешкольной работе: организовывала кружки, экскурсии, выставки, руководила ученической самодеятельностью.

С 1918 г, она работала в подмосковной Малаховской опытно-показательной школе. В Малаховке М.А. Рыбникова принимала активное участие научно-исследовательской работе, часто выступала в Москве и Петрограде с докладами на учительских конференциях и съездах, участвовала в разработке программ по русскому языку и литературе, публиковала научные труды по педагогике.

В ноябре 1923 r. М.А. Рыбникова переехала в Москву и стала преподавателем литературы в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна. Здесь она организовала литературно-методический семинарий, объединивший более 100 учителей. На занятиях семинария М.А. Рыбникова популяризировала отечественную литературу и методику её преподавания. В конце 1924 г. она переводится во 2-й Московский госуниверситет, в котором протрудилась до 1931 г., а с 1927 г. начала работать в научно-исследовательских учреждениях системы Наркомпроса страны: Институте методов внешкольной работы, Институте научной педагогики, Программно-методическом институте педагогики. Она участвовала во всех комиссиях по составлению учебных программ и по вопросам детского чтения, организуемых Наркомпросом. 1 апреля l9З5 г. ей присвоили учёное звание профессора по специальности «Современный русский язык».

В июле 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, М.А. Рыбникова была направлена Наркомпросом в Тюмень для работы в педагогическом институте. Но из-за болезни своих домашних была вынуждена остановиться в Свердловске и работать в Свердловском пединституте, где читала курс методики преподавания литературы, устное народное творчество, стилистику. В 1942 г. М.А. Рыбникова тяжело заболела менингитом и 3 июня 1942 г. скончалась.

Основные дидактические правила в системе занятий по литературе.

Основные труды Рыбниковой посвящены методологии и методике изучения литературного произведения, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Разработал научно обоснованный курс методики преподавания литературы (1941), в котором особое внимание уделено воспитательной и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей. Наиболее известные работы педагога: «Работа словесника в школе» (М., 1922), «Книга о языке. Очерки по изучению русского языка и стилистические упражнения» (М.,1925), «Современная и классическая литература в школе» (М., 1927), «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (М., 1928), «Как надо писать» (М., 1928), «Методика преподавания литературы» (М., 1930), «Загадки» (М.: Л.,19З2), «Очерки по методике литературного чтения» (М., 1941), «Избранные труды» (М., 1958).

«Очерки по методике литературного чтения», написанные Марией Александровной в 30-40-е годы, стоят на вооружении у учителей-словесников и сейчас. «Свежесть идей, исключительное мастерство в разработке конкретных вопросов выразительного чтения, — так даёт им оценку Педагогическая энциклопедия, — многообразие рекомендуемых приёмов анализа художественного текста, четкая система письменных работ сделали эту книгу одним из основных методических пособий у учителей-словесников».

М.А Рыбникова подчеркивает значение системы в обучении. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях, утверждает она, предмет становится для ребенка понятным и любимым. Учитель часто торопится, не ожидая, пока учащиеся усвоят изучаемый материал, не учитывает сложности постепенного перехода от незнания к знанию или топчется на одном месте, вызывая скуку, падение интереса учащихся. М.А Рыбникова подчеркивает необходимость тесной связи методики с детской психологией, со всесторонним изучением возрастных особенностей детей, их интересов вообще и читательских в частности.

Система занятий по литературе, основанная на понимании природы художественной литературы и на особенностях восприятия ее учащимися, позволяет обосновать некоторые основные дидактические правила или законы, служащие основой методов преподавания. М.А. Рыбникова сформулировала 4 таких правила.

Оно вытекает как из природы художественного образа, представляющего собой известное обобщение, выраженное в конкретно-чувственной форме, так и из психологических особенностей его восприятия.

В главе «Уроки» Рыбникова иллюстрирует это дидактическое правило многочисленным примерами. Предлагаются различного рода приемы чтения и разбора текста, причем особо подчеркивается необходимость многообразия методов для активизации внимания, воображения, мысли учащихся.

Это правило важно для организации всего классного коллектива и отдельных учащихся. В работе учителя в равной мере лежат расчет и вдохновение. Без тщательной организации не только классной работы, но и внеклассной работы, без постоянных организованных наблюдений учащихся над природой, над работой людей, над текстом произведения нельзя стимулировать развитие их творческих сил.

Его необходимо учитывать как в построении курса, так и в методике занятий, что также иллюстрируется автором уроками по литературному чтению и раскрытием системы раскрытия устной и письменной речи.

М.А. Рыбникова поясняет, что в занятиях обычно преобладает индукция: от чтения басен – к определению жанра басни, от практики описания и повествования – к теоретическому осознанию этих форм, от больших эмоциональных переживаний – к общему выводу о роли писателя.

Однако нужна и дедукция, осознание учащимися общих положений, с помощью которых они могли бы правильно подходить к новым явлениям литературы. В результате – широко используя индукцию и дедукцию, развивая мысль учащихся и постоянно поддерживая их интерес к занятиям, преподаватель помогает им усвоить основы науки о литературе.

Система занятий по языку и система письменных работ по методике педагога основаны на возрастных интересах учащихся и на усложнении определенных типов работ — различных видов изложения и творческого сочинения. При этом Рыбникова настойчиво подчеркивает ведущую роль учителя.

Практика работы школы по программам литературного чтения и по предложенной М.А. Рыбниковой системе обнаружила наряду с достоинствами и крупные недостатки, суть которых заключается в отсутствии строгой системы, отсутствии достаточного закрепления материала, повторения и обобщения. Достоинство это – «огромное внимание, любовь и доверие к ученику, глубокое знание его и исключительное умение вовлекать в интереснейшую творческую работу»

Структура урока литературы по методике М.А. Рыбниковой.

Обращает на себя внимание многообразие подхода М. А. Рыбниковой к литературе. Большинство ее заданий относится к отдельным, единичным произведениям. Но когда это представляется целесообразным, она группирует произведения по циклам — стихотворения Некрасова, сказки Щедрина, рассказы Чехова 90-х годов — и рассматривает их как целое. Обычно вопросы ставятся Рыбниковой применительно ко всему произведению. Но наряду с этим анализ может вестись и по главам («Евгений Онегин»), частям («Преступление и наказание»), томам («Война и мир»), с последующим обобщением всей темы в заключительных выводах. Наряду с целостным разбором текста методистка охотно прибегает к анализу отдельной, центральной в данном случае проблемы. Так, при изучении романа «Война и мир» она рекомендует «вести анализ по томам, беря в каждом томе основой линию жизни главных героев, Андрея и Пьера, и, кроме того, относя на каждый том один из общих вопросов: на I том — основу группировки действующих лиц, на II том — бытовые сцены из дворянской жизни, Наташу и Николая, на III том — философию истории Толстого и на IV том — народнические идеалы автора в связи с образом Каратаева». К любимым приемам Рыбниковой относится сопоставление двух литературных памятников но сходству или контрасту, например, «Памятник» Державина и Пушкина, «Вольность» Пушкина и «Вольность» Радищева.

Основной метод анализа, обычно применяемый М. А. Рыбниковой, — раскрытие идейного содержания произведения через анализ его композиции и языка.

Поучителен характер постановки вопросов к произведению (каким образом? зачем? к чему? в чем и как?), требующих раскрытия идейной функции композиционных и стилистических приемов.

Особое значение М. А. Рыбникова придает творческой самодеятельности учащихся.

В младших классах необходимость в частой смене методических приемов вызвана неустойчивостью детского восприятия: «в V классе необходимо в течение часа и поговорить, и почитать, и пописать». Но независимо от этого применение сложного комплекса методов вызвано необходимостью осветить разные стороны произведения, привить на его материале различные навыки. Так, в V классе при изучении «Повести о нашествии Батыя на Рязань» М. А. Рыбникова рекомендует следующие приемы: «зрительный материал, исторический комментарий, двукратное чтение, ответы на вопросы, собственные иллюстрации учащихся, лозунги». При этом она требует тщательной дозировки не только изучаемого материала, но и приемов изучения.

Одним из важнейших путей облегчения восприятия литературы в школе является систематичность обучения. Излагать учебный предмет в системе — значит излагать его в возрастающей трудности: от простого к сложному, от фактов к выводам, от констатации отдельных явлений к вскрытию их внутренней логики. Система должна быть во всех звеньях учебной работы, касается ли дело приобретения знаний (например, по теории литературы), умений (например, анализировать произведения различных жанров) или навыков (например, выразительного чтения).

«Дозировка — одна из основ дидактики», — утверждает М. А. Рыбникова. Нельзя перегружать учащихся работой. Рыбникова полагает, что в ряде случаев полезнее обстоятельно разобрать один образ произведения, чем бегло рассмотреть всю их совокупность, тщательно изучить композицию одной главы повести, нежели поверхностно судить о ее строении в целом.

В своих «Очерках по методике литературного чтения» М. А. Рыбникова отводит большое место внеклассной и внешкольной работе в их органической связи с учебной работой в классе.

Центр всей работы по литературе в V и VII классах М. А. Рыбникова ставит изучение вопросов теории литературы. Теория призвана помочь учащимся осмыслить и привести в систему знания по литературе, полученные ими на протяжении трех лет.

Для курса литературного чтения М. А. Рыбникова устанавливает «сквозные теоретико-литературные темы», которые должны проходить, постепенно усложняясь, через все три года.

Источник

Видео

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рыбников Юрий Степанович считает Эфир электровеществом

Рыбников Юрий Степанович считает Эфир электровеществом

Юрий Рыбников. Наука и образование как средство зомбирования жителей Земли

Юрий Рыбников. Наука и образование как средство зомбирования жителей Земли

Математический извращенец Рыбников ЮС готовит математических импотентов. 1 Февраля 2015.

Математический извращенец Рыбников ЮС готовит математических импотентов. 1 Февраля 2015.

Ольга Соболева, автор учебников и оригинальной методики обучения русскому языку в начальной школе.

Ольга Соболева, автор учебников и оригинальной методики обучения русскому языку в начальной школе.

Теория и методика преподавания русского языка и литературы.

Теория и методика преподавания русского языка и литературы.

Как БЫСТРО ВЫУЧИТЬ русский язык?

Как БЫСТРО ВЫУЧИТЬ русский язык?

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

Юрий Рыбников - Русская периодическая система элементов

Юрий Рыбников - Русская периодическая система элементов

Практическая методика преподавания русского языка как иностранного

Практическая методика преподавания русского языка как иностранного
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.