Самовар русский родной язык + видео обзор

Занятие по теме «Русский самовар»

Тип урока. Урок контроля знаний.

Оборудование. Рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карточки с заданиями для обучающихся-инофонов, таблица «Личные окончания глаголов».

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия. Определение целей занятия.

2. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над определением спряжений глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. А какое чаепитие без самовара?

Учитель прикрепляет на доску иллюстрации с изображениями самоваров.

Посетив краеведческий музей, мы увидели бы коллекцию русских самоваров. Как вы понимаете слово коллекция?

Ответ. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

Задание. Как вы понимаете значение слова ’’самовар’’?

I. Предтекстовая работа.

1. Словарно-лексическая работа.

На доске записаны слова: самовар, самоварник,самоварщик.

Задание. Найдите в словаре значения следующих слов:

САМОВАР – САМОВАР, самовара, муж. 1. Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. Тульский самовар. Поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар (поставить… … Толковый словарь Ушакова

Как образовано слово «самовар»?

Оно образовано сложением основ сам и вар ( от варить в значении «кипятить»).

Найдите однокоренные слова к слову ’’самовар’’ из Толкового словаря Даля.

САМОВАР – САМОВАР, самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища: самокипец. Самоварный верток (кран).… …

САМОВАРНИК в России до 1917 г. – лицо из мещанской среды, занимавшееся «самоварным промыслом» в местах массовых гуляний

Большой толковый словарь.

Слово САМОВАРЩИК в словаре Ефремовой.

Ударение: самова́рщик м.разг.

Тот, кто изготовляет самовары.

2. Грамматическая работа.

– Составить словосочетания с прилагательными русский,горячий,,полезный, с существительными самовар, чай, напиток.

– Подберите видовые пары к глаголам:

Чистить – почистить
украшать – украсить
раздувать – раздуть
идти – пойти
решаю – решу

Винительный падеж объекта (кого? что?). Предложный падеж (кого? чего?).

чистить – что? (самовар), делать из чего? (медь), пить – что? (чай), придавать что? (форма), посещать что? (музей), видеть кого? (мастер-самоварник).

– Прошедшее время глагола: поставить глагол в форму прошедшего времени:

Знает – знал, пойти – пошёл, попить– попил, считать– считал, чистить – чистил, засыпать – засыпал, закипать – закипал.

II. Притекстовая работа

Задание 1. Посмотрите на заголовок. Предположите, о чём пойдёт речь в тексте. (Смысловая догадка)

Задание 2.Упражнения, связанные с выразительным чтением (интонирование).

Прослушайте текст, поставьте ударения в словах, разбейте его на синтагмы.

Чтение текста учителем.

1) Во всем мире знают русский самовар. 2) Его родиной считают город Тулу. 3) Там было много мастеров-самоварников.4) Даже существует пословица: «В Тулу со своим самоваром не ездят». 5) Первый самовар был изготовлен в 1778 г. Назаром Лисицыным. 6) Самовары делали из меди, серебра и мельхиора, разные по форме и объему. 7) Были даже такие, которые вмещали в себя до пяти ведер воды. 8) Не все знают, как он устроен. 9) Внутри самовара находится труба. 10) В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь.11) Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. 12) Закипала в самоваре вода. 13) «Самовар кипит – уходить не велит», «С самоваром чай важнее и беседа веселее» – эти и многие другие пословицы отражали уважительное отношение к самовару. 14) Только на Руси пили чай из самовара.15) Дорогой был чай в те времена, так как возили его купцы из заморских стран в Россию.16) Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться». 17) Чай признают не только вкусным, но и полезным напитком: он очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость. 18) Самовар – это доброе русское гостеприимство.19) Существуют музеи самоваров. 20) Первый музей был создан в Минске. 21) Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. 22) Открыт музей и в городе Туле. 23) Самовар – это часть жизни русского народа, отражённая в его пословицах и поговорках, в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.А. Блока и М. Горького.

Задание 3. Определите стиль данного текста.

Задание 4. Каким типом речи является данный текст?

Задание 5. Найдите в тексте ответ, соответствующий заголовку.

Задание 6. Произнесите слова мельхиор, был, делал, закипал, пил, коллекция, обращая внимание на произношение звуков (Л*) и (Л). Пословица, самовар, заморских, вкусным, русский, сухие – произношение звуков (С*) и (С).

Задание 7. Прочитайте текст по синтагматической разметке. Обратите внимание на новые слова и выражения, на употребление глаголов, винительного падежа объекта (кого? что?), предложного падежа (кого? чего?), согласование прилагательных с существительными. (Обучающиеся – инофоны читают вслух по очереди). Учитель вешает таблицу с окончаниями глаголов по спряжениям.

Задание 8. Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и чаепитии?
Вспомните, какие окончания глаголов относятся к 1 спряжению?
Выпишите из предложения №17 глаголы, выделите у них окончания, определите спряжение.
Признают, очищает, регулирует, снимает.

Задание 9. Какие окончания глаголов относятся ко 2 спряжению?
Выпишите из предложения №13 глаголы, выделите у них окончания, определите спряжение.
Кипит, уходить не велит.

Задание10. Перестройте четвёртое предложение с союзом что.
Ответ
. Даже существует пословица, что в Тулу со своим самоваром не ездят.

Задание 11. Разделите текст на части (микротексты). Работа в парах. Один задаёт вопрос, а другой отвечает.

Вопросы к первому фрагменту текста:

1. Какой город считают родиной самовара?
2. Кто его изобрёл?
3. Из чего делали самовары?
4. Какие бывают самовары?

Вопросы ко второму фрагменту текста:

1. Как устроен самовар?
2. Что засыпали в трубу самовара?
3. Чем раздували огонь в самоваре?

Вопросы к третьему фрагменту текста:

1. Объясните выражение «чайком побаловаться».
2. Почему чай признают не только вкусным, но и полезным напитком?
3. Как наш народ относится к самоварам?
4. Какие существуют музеи самоваров?
5. Кто из русских классиков воспел самовар в своих произведениях?
6. Как вы считаете, можно ли перевести слово « самовар» на другие языки? (Выявить скрытую информацию).

Ответ. Слово «самовар» не переводится на другие языки, а это значит, что оно интернационально.

Задание 12. – А теперь прочитайте пословицы, которые встретились у вас в тексте. Обучающиеся-инофоны объясняют смысл пословиц.

Задание 1. Составьте краткий план к тексту.

Задание 2. Перескажите текст от лица мастера-самоварщика.

Задание 3. Скажите, а из чего пьют чай? Разные народы пьют чай из своей национальной посуды.

Задание 4. Расскажите, как у вас происходит чаепитие?

Рефлексия в форме синквейна.

Самовар.
Тульский, медный.
Засыпать, поджигать, закипать.
Самовар-символ русского быта.
Прибор.

Источник

Самовар русский родной язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

Самовар кипит – уходить не велит. Урок 3 Учитель КОГОБУ СШ г.Мураши Казаковцева Т.Л.

Я бел, как снег, В чести у всех. И нравлюсь вам – Во вред зубам

Что такое сахарная голова? Сахарная голова – это отлитый в виде конуса кусок сахара. Он был очень твердым и растворялся медленно даже в горячей воде.

Купцы и крестьяне пили чай вприкуску. Для этого кусочек колотого сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай. Чай оставлял во рту легкую сладость, а кусочек сахара медленно таял.

Дворяне пили чай внакладку. Они растворяли кусочек сахарной головы в чае

Крестьяне пили чай вдогонку. Кусочек сахара клали на хлеб, отодвигали его губами, откусывали хлеб и прихлебывали чай. Когда ломтик хлеба съедался, оставался маленький кусочек сахара, который съедался как лакомство.

А еще пили чай вприглядку. Вприглядку – это без сахара, только глядя на сахар.

Русский летний напиток Зимний напиток квас сбитень Горячий напиток из пряных трав, подслащенный медом.

Я узнал, что Сахарная голова – это…. Сбитень – это…. Сбитенник – это….. Накладно – это ….. Вприглядку – это ……

Источники Русский родной язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова и др. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020 https://www.liveinternet.ru/users/5637097/post428581857/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Сахарная_голова https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20чаепитие&stype=image&lr=46&parent-reqid=1608058654217035-1489083842295309991100275-production-app-host-sas-web-yp-28&source=wiz

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

А еще пили чай вприглядку.

Номер материала: ДБ-1575272

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Самовар кипит – уходить не велит»

Цель : формировать познавательный интерес к прошлому; развивать логическое мышление и воображение; воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Задачи: узнать, что значит «самовар» для русского человека и откуда самовар пришел в Россию.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

I . Организационный момент.

II .Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

III .Самоопределение к деятельности.

— Сегодня вы узнаете об истории одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку.

Учитель читает загадки.

Всем чай пить велит. (самовар)

IV . Работа над темой урока.

— Что ни говори, любили наши дедушки и бабушки полежать на печи, но особенно попить чайку у самовара.

Самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполненной углями. (Словарь русского языка. М., 1981 г., Том 4)

Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубой и жаровнею внутри. (Толковый словарь живого русского языка В.И.Даля. СПб-М., 1912 г., Том 4.)

— В России самовар появился во времена Петра 1. Форма у самовара была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил.

Город оружейных мастеров прославился по всему миру как ценрт производства самоваров благодаря богатым рудным запасам, чрезвычайно искусным мастерам, которые обрабатывали металлы в районе Тулы.

Работа по учебнику с. 61-62.

Упр.1. Работа в группах.

— Расскажите о самых интересных фактах из истории самовара, которые вы узнали из текста.

VI .Продолжение работы над темой урока.

Презентация «Виды самоваров»

— Формы самоваров были самыми разными, большими и малыми, круглыми и продолговатыми. Особенно красиво мастера отделывали фигурные ручки, краники, подставки.

2) Рассматривание рисунков (с.63)

— Каждой картинке подберите название самовара из текста. В тексте нет названий для трёх самоваров, придумайте их.

— Запишите их в тетрадь так, как показано в образце.

(Самовар-банка, самовар-яйцо, самовар-груша, самовар-рюмка, самовар-арбуз, самовар-бочка, самовар-паук, самовар-паровоз, самовар-многогранник)

Игра «О каком самоваре идет речь в тексте»

1)Даже вдали от дома русские люди не представляли себе жизнь без самовара. (…) самовар полностью разбирается. Вынимаются ножки, откручивается носик, переворачивается крышечка – в итоге остаётся компактная коробочка, с которой можно отправляться в любое путешествие.

2) Нарядный самовар в домах нередко держали как (…) – для гостей.

3) Большой самовар, который называли (…) или буфетный, когда то стоял на железнодорожной станции.

— Выберите отрывок, который вам понравился, и спишите в тетрадь.

IX .Подведение итогов урока.

— Что такое самовар? Почему он так назывался?

Домашнее задание. Сделать рисунок самовара.

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Самовар русский родной язык

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Самовар кипит – уходить не велит»

Цель: формировать познавательный интерес к прошлому; развивать логическое мышление и воображение; воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Задачи: узнать, что значит «самовар» для русского человека и откуда самовар пришел в Россию.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

III.Самоопределение к деятельности.

— Сегодня вы узнаете об истории одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку.

Учитель читает загадки.

Всем чай пить велит.(самовар)

IV. Работа над темой урока.

— Что ни говори, любили наши дедушки и бабушки полежать на печи, но особенно попить чайку у самовара.

Самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполненной углями. (Словарь русского языка. М., 1981 г., Том 4)

Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубой и жаровнею внутри. (Толковый словарь живого русского языкаВ.И.Даля. СПб-М., 1912 г., Том 4.)

— В России самовар появился во времена Петра 1. Форма у самовара была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил.

Город оружейных мастеров прославился по всему миру как центр производства самоваров благодаря богатым рудным запасам, чрезвычайно искусным мастерам, которые обрабатывали металлы в районе Тулы.

Упр.1. Работа в группах.

— Расскажите о самых интересных фактах из истории самовара, которые вы узнали из текста.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы над темой урока.

— Формы самоваров были самыми разными, большими и малыми, круглыми и продолговатыми. Особенно красиво мастера отделывали фигурные ручки,краники, подставки.

2) Рассматривание рисунков (с.63)

— Каждой картинке подберите название самовара из текста. В тексте нет названий для трёх самоваров, придумайте их.

— Запишите их в тетрадь так, как показано в образце.

(Самовар-банка, самовар-яйцо, самовар-груша, самовар-рюмка, самовар-арбуз, самовар-бочка, самовар-паук, самовар-паровоз, самовар-многогранник)

VII. Закрепление.

Игра «О каком самоваре идет речь в тексте»

1)Даже вдали от дома русские люди не представляли себе жизнь без самовара. (…) самовар полностью разбирается. Вынимаются ножки, откручивается носик, переворачивается крышечка – в итоге остаётся компактная коробочка, с которой можно отправляться в любое путешествие.

2) Нарядный самовар в домах нередко держали как (…) – для гостей.

3) Большой самовар, который называли (…) или буфетный, когда то стоял на железнодорожной станции.

— Выберите отрывок, который вам понравился, и спишите в тетрадь.

VIII.Рефлексия.

IX.Подведение итогов урока.

— Что такое самовар? Почему он так назывался?

Домашнее задание. Сделать рисунок самовара.

Источник

Выбранный для просмотра документ КОНСПЕКТ УРОКА.docx

Урок русского родного языка во 2 классе.

Учитель Косицина Светлана Николаевна

Тема урока : «Самовар кипит – уходить не велит». Слова , обозначающие предметы традиционного русского быта. Слова, связанные с традициями русского чаепития.

познакомить детей с историей русского самовара; с историей появления чая, традициями чаепития; с целебными свойствами чая.

учить детей чтить и уважать традиции русского народа;

развивать выразительность речи;

воспитывать культуру поведения учащихся за столом, прививать навыки этикета.

пропагандировать здоровый образ жизни.

Очень часто за событиями

Старины своей не помним,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

II Мотивация к учебной деятельности:

— Давайте назовём государственные символы России.(герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело-сине-красный)

— Есть и неофициальные символы. Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)

— Подумайте, чему будет посвящён наш урок?

1. Что же такое самовар, как его ещё называли раньше вы узнаете, прочитав «Приложение 1»? (Читают текст и устно отвечают на вопросы)

2. История самовара

— В толковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.

Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

— Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят».

-Прочитать текст из «Приложения 2». ( Читают текст о том, как разжигали самовар)

— Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». Описание какой картинки пропустил автор? ( По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара)

1. В металлическую чашу заливали воду

2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.

3. Поджигали их лучиной.

4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.

5.Сверху у самовара ставили трубу.

Что вы знаете про старый,

Русский, тульский самовар?

В нем пылал когда-то жар,

В нем бурлил когда-то пар,

В золотой, пузатый бок

Глухо бился кипяток.

Что за чай без самовара,

Без душистого завара,

Без крутого кипятка,

Без угарного дымка?!

— Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.

(Презентация о самоварах)

— Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу.

Самовар-паровоз Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном «котле», самовар пронзительно свистит. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар.

Самовар из напёрстка Чтобы разглядеть изобретение «нового тульского Левши» Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!

— А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей?

— В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

До чая у нас в стране употребляли различные напитки.

— Назовите напитки, которые пили на Руси.( кисель, морс, квас)

— Особой любовью пользовался сбитень – горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.

— Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».

— Когда в России появился чай, то многие люди даже и не знали, как его приготовить.

— Послушайте одну историю.( читает ученик)

«Раз прислал мне барин чаю…»

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он аж но озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался –

Чай забыл я посолить.

— Сейчас вы услышите, как правильно нужно заваривать чай.( Рассказывает ученик)

«. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее. Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас. готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».

— Вплоть до 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.

— Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи». Значит пить нужно, только свежезаваренный чай.

— Придворные лекари того времени вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней».

— О пользе чая расскажут ребята.

Ученик 1: Я хочу открыть секрет

И полезней дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Ученик 2: Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые дает и друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

7. Чайные плантации.

— Где сейчас мы берём чай?

Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай.

Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай.

Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов – трех верхних листиков. Сорвешь их – и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.

Собирают с кустов листики вручную и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство – впитывать всякий запах.

8. «Самовар» в литературном чтении

— Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?(читают дети)

1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.

1. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

9. Пословицы о чае

— Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. (Приложение 3) ( Читают по цепочке)

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

Пей чай, беды не знай!

С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!

Чай пить – приятно жить!

Выпьешь чайку – позабудешь тоску!

— Спишите в тетрадь одну из пословиц.

— Постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.

— Трудно представить чайный стол без выпечки.

— Что пекли в старину? Отгадайте загадки.( читают дети)

1.Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог.)

2. Кольцо не простое – кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (Бублик.)

3. Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)

— Какую ещё выпечку можно было увидеть на столе? (Пирожки, ватрушки, баранки, сушки, пряники, калачи, коврижки)

(«Подать на блюдечке с голубой каёмочкой»)

1. – Выберите самое точное слово, чтобы закончить предложение:

— В тексте нарушен порядок следования предложений. Соберите текст, расставив предложения в правильном порядке. Запишите его в тетрадь.

Наш урок подошёл к концу. Давайте дадим ему оценку. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите на доску к самовару чайную чашку. Если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, ваша чашка останется у меня.( дети оценивают урок)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ(для второго часа по этой теме)

— Прочитать текст и рассказать люди каких профессий участвовали в изготовлении самовара.

(Приложение) В мире “самоварных” профессий

Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В самоварном деле было семь основных специальностей.

Наводильщик сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.

Лудильщик вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Токарь точил на станке и полировал самовар (рабочий, который вертел станок – вертельщик .

Слесарь делал ручки, краны.

Сборщик собирал самовар из отдельных частей, припаивал краны.

Чистильщик очищал самовар.

Токарь по дереву изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки . Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Сборка и отделка самоваров шли в основном на фабриках, а изготовление деталей – по домам. Иногда целые деревни изготовляли одну, какую– нибудь деталь.

2. Принести, подать на блюдечке (текст стр. 66-68)

— Как проходит чаепитие в вашем доме?

Выбранный для просмотра документ ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

В трубу клали сосновые сухие шишки, берёзовые щепки или древесный уголь. Поджигали специальной лучиной. Потом раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога. Сверху у самовара ставили трубу, как у печки. Самовар начинал нагревать воду, вскоре уже кипел. Горячие угли в самоваре поддерживали тепло в самоваре очень долго.

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

Пей чай, беды не знай!

С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!

Чай пить – приятно жить!

Выпьешь чайку – позабудешь тоску!

Его родиной считают Тулу.

Во всём мире знают русский самовар.

Там было много мастеров – самоварников.

Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.

Самовар – это символ доброго русского гостеприимства.

В мире “самоварных” профессий

Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В самоварном деле было семь основных специальностей.

Наводильщик сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.

Лудильщик вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Токарь точил на станке и полировал самовар (рабочий, который вертел станок – вертельщик .

Слесарь делал ручки, краны.

Сборщик собирал самовар из отдельных частей, припаивал краны.

Чистильщик очищал самовар.

Токарь по дереву изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки . Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Сборка и отделка самоваров шли в основном на фабриках, а изготовление деталей – по домам. Иногда целые деревни изготовляли одну, какую– нибудь деталь.

Как – то раз собрались ко мне на чаепитие. Самовар у меня хорош, прямо «генерал»! На столе стоит большой, пузатый, в медную броню одет, медалями на солнце блестит. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные.

Выстроилось войско чайное. Все хотят помочь гостям одолеть гору баранок маковых, пряников медовых, кренделей печеных, пирожков слоеных да варенья вишневого.

Все готово к чаепитию, но никак не успокоится «генерал»: все шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячий стал. Дотронешься – обожжешься.

Время быстро прошло, гости чаю напились, от души угостились и не заметили, как вечер наступил. Сказали гости «спасибо» и разошлись.

Убрала я со стола, вымыла посуду, потом поставила генерала-самовара на полку… и задремала. И сквозь дрему слышу, будто ложки с чашками разговаривают:

— Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, ничего про себя не расскажет.

Тут серебряная ложка, которая всех бойчее, вдруг и говорит самовару:

— Ваше благородие, генерал, расскажите нам про жизнь свою, про свою семью.

Вздохнул самовар и заговорил:

— Расскажу я вам про свою семью. Большая она у меня. Прадед мой в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед мой народился – кухня-самовар. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принес.

А отец мой – сбитенник. В нем в старину сбитень варили, сладкий, целебный напиток из меда. Я по сравнению с отцом моим еще очень молодой.

— А почему звание генеральское, Ваше благородие? – спросила у самовара любопытная серебряная ложечка.

— Ну, это давняя история! Еще в детстве возили меня на Всемирную выставку во Францию, в город Париж, и так я всем понравился, что наградили меня двадцатью медалями.

А когда мы вернулись в Россию, попали на ярмарку. Увидел заезжий генерал все мои награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!».

С тех пор самовар генералом величают. И дети у него есть, все на него похожи. Одни, как он, воду греют угольками, другие – от электричества. Есть и племяннички – электрочайнички.

Источник

Видео

САМОВАР ИСТОРИЯ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ФОЛЬКЛОР СК

САМОВАР ИСТОРИЯ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ФОЛЬКЛОР СК

История русского самовара

История русского самовара

ПЫХ-ПЫХ САМОВАР - Мультик-песенка видео для детей. Детские песни

ПЫХ-ПЫХ САМОВАР - Мультик-песенка видео для детей. Детские песни

Самовар на дровах: как правильно топить - 7 дач

Самовар на дровах: как правильно топить - 7 дач

Тула — Музей самоваров

Тула — Музей самоваров

Русский самовар // Самоварщик про Тульские самовары // Зима, чай и русские самовары // ЧБЦ

Русский самовар // Самоварщик про Тульские самовары // Зима, чай и русские самовары // ЧБЦ

Чай из САМОВАРА

Чай из САМОВАРА

Самовар кипит, уходить не велит

Самовар кипит, уходить не велит

РЕСТАВРАЦИЯ ЦАРСКОГО САМОВАРА своими руками.

РЕСТАВРАЦИЯ ЦАРСКОГО САМОВАРА своими руками.

Как правильно выбрать и купить Самовар на дровах и не попасть на хлам

Как правильно выбрать и купить Самовар на дровах и не попасть на хлам
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.