- Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи
- Немного теории
- Правила и исключения из правил
- Для глаголов
- Для существительных
- Для прилагательных
- Для причастий
- Для наречий
- Для деепричастий
- Особенности постановки ударения в русском языке
- Что делать и как запомнить
- Заключение
- Правила постановки ударений.
- Читальный зал
- Наука и жизнь
- Русский язык в школе
- Русский язык за рубежом
- Русская речь
- Мир русского слова
- Журнал «Грамоты.ру»
- Исследования и монографии
- Конкурсные публикации
- Русский язык в школе
- Об ударении в русском языке. Часть 1
- Ударяем по слогу правильно
- Что такое ударение
- Виды ударений
- Логическое ударение
- Словесное ударение
- Сложность ударения
- Письменная и устная речь
- Ударение при подготовке к ЕГЭ
- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Правильные ударения в русском языке
- Акцентологический практикум
- Видео
Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи
Как правильно ставить ударение в словах? Таким вопросом, так или иначе, задается хоть иногда каждый из нас. Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.
О том, что это такое и есть ли какие-то правила постановки ударения в русском языке, мы и поговорим.
Немного теории
Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.
Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.
А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.
Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:
Правила и исключения из правил
Но правила с многочисленными исключениями относительно того, как ставится ударение, все же есть. Они применяются для разных частей речи, и для каждой из них они свои.
Для глаголов
Для существительных
Для прилагательных
Для причастий
Для наречий
Для деепричастий
Особенности постановки ударения в русском языке
В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.
К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.
Чтобы какой-либо вариант постановки ударения в слове стал допустимым, он должен употребляться большинством образованных людей.
А где ставить ударение в слове средства? Знаете?
В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.
Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.
Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.
И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.
В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:
Что делать и как запомнить
Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?
Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:
Заключение
Давайте работать над своей речью. Пусть родной язык звучит свободно и красиво!
Правила постановки ударений.
К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.
3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 1
Рубен Иванович Аванесов (1902–1982) – выдающийся языковед, один из основателей Московской фонологической школы. Его фамилия хорошо известна и нефилологам: под редакцией Р. И. Аванесова вышел «Орфоэпический словарь русского языка», выдержавший несколько переизданий и ставший одним из самых авторитетных нормативных словарей русского языка.
Однако фонология была далеко не единственным научным интересом лингвиста. Невозможно переоценить его вклад в русскую диалектологию. Под руководством Р.И. Аванесова была осуществлена грандиозная работа по сбору сведений о русских говорах, ставших материалом для «Диалектологического атласа русского языка». В основу атласа легла теория лингвистической географии, разработанная языковедом. Да и сам термин диалектный язык ввел Р. И. Аванесов.
Ученый был также инициатором издания «Словаря древнерусского языка XI–XIV вв.». Им в 1960-е годы были подготовлены введение, инструкция, список источников и опубликованы пробные статьи. Долгие годы он возглавлял коллектив составителей этого словаря.
В 1996 году, спустя 14 лет после смерти Р. И. Аванесова, два первых выпуска «Диалектологического атласа русского языка», работе над которым он посвятил б о льшую часть своей жизни, были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области науки.
1. Ударение слова, речевого такта, фразы
Как известно, с ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу высказывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объединён в произношении особой интонацией, указывающей на его относительную смысловую самостоятельность, и отделён от других подобных отрезков паузой. Само высказывание в свою очередь может члениться на более мелкие отрезки — так называемые речевые такты (или синтагмы). Последние представляют собой непрерывные ряды звуков и отделяются друг от друга краткими паузами (более краткими, чем те, которыми отделяются друг от друга высказывания).
Речевой такт не соответствует слову, так как в устной речи нередко группы слов произносятся одним непрерывным потоком, слитно, не отделяясь друг от друга паузами. Поэтому с ритмико-интонационной точки зрения высказывание членится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которыми отделяются речевые такты, всегда приходятся между словами: они не могут разорвать слово на части, распределив их между двумя речевыми тактами. Однако в пределах речевого такта может быть не одно, а несколько слов.
Так как существующие в современном русском языке звуковые закономерности действуют в пределах слова (точнее, в пределах так называемого фонетического слова, т. е. самостоятельного слова вместе с примыкающими к нему служебными словами и частицами), то можно считать, что речевые такты могут распадаться на слова. Слова, как известно, делятся на ещё более мелкие фонетические единицы – слоги, а последние – на звуки, являющиеся пределом фонетического членения речи.
Слоги, составляющие слово (точнее, фонетическое слово), бывают неодинаковы, если в слове больше одного слога. Один из них выделяется теми или другими фонетическими средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением.
Уже из изложенного видно, что развёрнутое высказывание имеет сложную иерархическую систему ударений – главных и более или менее второстепенных. Мало разработанный вопрос о фразовом и тактовом членении речи и иерархии ударений в связи со структурно-грамматическим и ритмико-интонационным членением речи должен быть предметом особого рассмотрения. В настоящей статье будет рассмотрено лишь ударение слова.
2. Ударение как признак слова
Нормально в речи столько ударений, сколько в ней самостоятельных слов, потому что каждое самостоятельное слово имеет ударение, и притом обычно одно. Поэтому ударение является одним из основных признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют на себе ударения и примыкают к самостоятельным слсвпм. Даже не зная русского языка, прослушав фразу из «Дубровского» Пушкина: На друг о й д е нь в е сть о пож а ре разнесл а сь по всем у окол о тку, – нетрудно определить, что н ней семь самостоятельных слов, потому что во фразе семь ударений; но нельзя сказать, есть ли в ней служебные слова и частицы, потому что последние не имеют своих ударений и примыкают к соседним самостоятельным словам, имеющим ударения. Однако, не зная русского языка, т. е. не понимая слов его, смысла фразы, а также не зная соотношений между качеством гласных и ударением, нельзя определить границы слов, указать, где кончается одно слово и начинается другое, так как в русском языке ударение разноместное. Иначе обстоит дело в языках с постоянным, фиксированным местом ударения: в этих языках ударение не только является признаком самостоятельного слова, но и позволяет проводить границы между словами, так как каждый раз собою оно указывает на определённый слог слова (например, на первый – в чешском, на последний – в армянском, на предпоследний – в польском и т. д.).
Ударение в русском языке как признак слова находится в весьма сложных взаимоотношениях с качеством гласных фонем слова. О них см. ниже, раздел 8.
3. Ударение слова и его физические свойства
Таким образом, в русском языке выделение ударенного слога достигается усилением выдыхания и связанной с ним большей напряжённостью голосовых связок. Усиление касается главным образом слогового звука, но в известной степени захватывает и неслоговые звуки. С акустической стороны это производит впечатление большей громкости ударенного слога по сравнению с безударными. Ударенный гласный произносится не только более rpомко, но он является также и более долгим, а по своему образованию – более напряжённым по сравнению с соответствующими безударными.
4. Долгота и краткость гласных
В разных языках существует различная связь между ударением и большей или меньшей длительностью (долготой) слоговых звуков (обычно гласных). В одних языках длительность гласных зависит от положения под ударением или без ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением вообще отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В ряде языков большая или меньшая длительность гласных не зависит от ударения. Таковы, например, французский и чешский языки, в которых как под ударением, так и без ударения могут быть гласные различной длительности. Другими словами, в этих языках различия в длительности гласных фонетически не обусловлены, самостоятельны и потому используются для различения слов – в этих языках имеется категория долгих и кратких гласных фонем. Ср., например, в чешском языке: dráha 1 – дорога произносится с а долгим под ударением и а кратким в безударном слоге и drahá – дорогая – произносится c а кратким под ударением и а долгим в безударном слоге. Или: býti – быть (произносится с и долгим под ударением и и кратким в безударном слоге) и bytí – бытие (произносится с и кратким под ударением и и долгим в безударном слоге). Различие этих слов по смыслу в приведённых примерах выражено долготой или краткостью гласных.
В других языках, как уже было сказано, большая или меньшая длительность гласных зависит от ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В русском языке различия в длительности гласных несамостоятельны, обусловлены фонетическим положением: попадая в положение под ударением, гласный произносится с большей длительностью, чем в безударном положении. В русском языке нет таких слов, где бы гласные по долготе и краткости различались, т. е. могли произноситься как с большей, так и с меньшей длительностью: под ударением обязательно произносятся более длительные гласные (и не может быть более кратких), в безударных слогах, напротив, обязательно произносятся более краткие гласные (и не может быть более длительных). Поэтому большая или меньшая длительность гласных не может быть в русском языке использована для различения смысла. Категория долгих и кратких гласных в нём отсутствует.
5. Музыкальная сторона ударения
Различия в музыкальной стороне ударения, т. е. повышение и понижение тона в одних языках, не зависят от фонетических условий и служат для различения смысла, например, в сербо-хорватском, литовском, китайском; в других языках они несамостоятельны, зависят от фонетических условий и потому для этой цели не используются. Русский язык относится к числу последних.
6. Разноместность ударения
В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксировано, и ударение прикреплено к определённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно всегда падает на начальный слог слова, в польском и грузинском – на предпоследний слог, в армянском и французском – на последний слог и т. д.
Естественно, что в языках с постоянным местом ударения последнее не может быть средством различения слов.
Слова начатый, избранный, служащий, хвалящий, любящий, в современном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при переносе ударения на второй слог приобретают несколько книжно-архаическую окраску (нач а тый, избр а нный, служ а щий, хвал я щий, люб я щий).
1 В чешской орфографии знак ‘ указывает на долготу. Ударение в чешском письме не указывается, так как оно всегда падает на начальный слог слова.
2 См. статью С. М. Кардашевского «Дифференциация значений слов по месту ударения» в журнале «Русский язык в школе», № 1 за 1946 г.
Текущий рейтинг:
Ударяем по слогу правильно
Интересно, что в русском языке ударение в слове может ставиться как на первые слоги, так и на последующие. При этом нет никакой закономерности.
Дерево — ударная первая позиция, налево — вторая, хорошо — третья.
У некоторых слов очень сложно определить ударный слог, например: щАвель или щавЕль.
А есть слова, где вообще от ударения зависит значение всего слова, например: мОшка (насекомое) и мошкА (целая туча насекомых).
Что такое ударение
Под ударением в слове рассматривают интонационное выделение слога с повышением силы и тона голоса.
Ударным может быть не только слог, но и целое слово в предложении.
Ударение слова в предложении подчёркивает значимость слова для правильного понимания фразы слушающими.
Также ударным может быть целый кусок в тексте. Это необходимо, чтобы акцентировать особое внимание на какой-то мысли.
Если мы хотим сделать ударным слог, слово или часть текста, то мы произносим это место более чётко, добавляем голосу силы и немного протягиваем звучание.
Ударение необходимо для того, чтобы сделать высказывание выразительнее.
Виды ударений
Ударения могут быть логическими и словесными.
Логическое ударение
Логическое ударение ставится для понимания важности слова или словосочетания в предложении. Зачастую именно ударностью слова мы показываем, что хочет сказать автор в данном предложении.
Сравним два выражения:
В первом случае акцент ставится на «хорошего», а во втором предложении — на «что».
От ударной позиции «что» становится понятно: или мы знаем о чём-то, или мы знаем, что именно можем для тебя сделать.
Словесное ударение
Этот вид (или тип) ударения показывает ударность определённого места внутри слова.
Если ударение будет поставлено не верно, то даже весь смысл слова может быть утрачен: зАмок и замОк.
Слоги, на которые падает ударение, называются ударными, остальные — безударные.
Сложность ударения
Русский язык предлагает нормы постановки ударения. И эти нормы разнятся с постановкой ударения в других языках.
Например, в английском, французском и ряде других ударение фиксированное на определенном слоге.
Наш язык ушёл далеко вперёд. И у нас с ударностью дела обстоят по-другому.
Чаще всего мы просто запоминаем на каком-то интуитивно-подсознательном уровне, где нужно ударять, а где нет.
Есть три языковые особенности постановки ударения:
Но прошли многие годы, и сейчас норма русского языка велит ставить нам ударение в этом слове на первом слоге «мУзыка».
Письменная и устная речь
Казалось бы, в устной речи мы научились ставить ударение правильно, а в письменной нет надобности ставить ударение.
Но когда мы пишем какие-то строки, мы можем даже не догадываться, что при чтении акцент может упасть даже на те слоги, где обычно слышится безударная позиция.
Например, предлог «по» состоит из одного слога и не является вообще ударным. В сочетании со словами, например: по дорОге, по понедЕльникам и т.п. мы не слышим силы голоса на предлоге.
А вот если мы напишем фразу «По полю бегал храбрый мужик», то при чтении мы на каком-то подсознательном уровне ударяем по предлогу «по». И это правильно, так как при переходе в устную речь предлог и существительное, следующее за ним, становятся единой конструкцией, где ударная позиция отводится как раз на предлог «по».
Ударение при подготовке к ЕГЭ
В тестовых заданиях на ЕГЭ даются упражнения, где требуется определить ударную позицию в слове. Иногда эти задания оказываются самыми сложными для выпускников.
Поэтому перед сдачей экзамена нужно больше читать вслух. Любые тексты, прочитанные вслух помогут запомнить правильность ударных позиций.
Начинаю составлять таблицу со словами, в которых чаще всего ударение ставится неправильно.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Правильные ударения в русском языке
Правильные ударения в русском языке
Примечание: Во всех ниже приведённых примерах ударный гласный звук обозначается заглавной буквой.
♦ В иноязычных словах словесное ударение чаще сохраняется на слоге, который является ударным в данном слове в языке-первоисточнике.
Например: бАрмен [мэ] (англ.), гЕнезис [нэ] (греч.), мАркетинг (англ.), мизЕрный (лат.), фенОмен (греч.) и т. д.
♦ В сложных словах, заканчивающихся на [вод], словесное ударение падает на последний слог.
Например: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, трубопровОд и т. д.
♦ Но существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, являющиеся словами-исключениями, заканчиваются на [А] или [Я], при этом ударение падает на окончание.
Например: векселЯ, директорА, профессорА, сторожА, штемпелЯ [тэ] и т. д.
♦ В отдельных случаях определение варианта окончания и, соответственно, постановки ударения в существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа зависит от значения слова.
Например:
— кондукторА (работники транспорта) // кондУкторы (детали машины)
— лагерЯ (места базирования) // лАгери (общественно-политические)
— образА (иконы) // Образы (художественные)
— пропускА (документы) // прОпуски (недосмотры, неявки)
— учителЯ (преподаватели) // учИтели (идейные руководители)
♦ Следует различать слова, одинаковые (или похожие) по написанию, но имеющие различные значения.
Например:
— Августовский (прилагательное) // августОвский (имя собственное)
— забронИровать (зарезервировать) // забронировАть (покрыть бронёй)
— кулинАрия (искусство приготовления пищи) // кулинарИя (магазин)
— мастерскОй (искусный) // мАстерский (принадлежащий мастеру)
— по средАм (дням недели) // по срЕдам (обитания)
♦ В ряде слов, имеющих одинаковое написание, но различные значения, ударная позиция не изменяется.
Например:
— баловАть (нежить) // баловАть (шалить)
— зАговор (политический) // зАговор (целительский)
— квартАл (городской) // квартАл (отчётный)
— партЕр [тэ] (в театре, в парке) // партЕр [тэ] (поза в борьбе)
— срЕдства (денежные) // срЕдства (производства)
♦ Гласный звук [Ё] всегда находится под ударением.
Например: гружЁный, заворожЁнный, новорождЁнный, повторЁнный, упрощЁнный и т. д.
Обратим внимания на слова:
экипирОванный, экзальтирОванный, премирОванный, костюмирОванный, декольтирОванный
Обратим особое внимание:
— Ты звонИшь, позвонИшь, созвонИшься
— Он (она, оно) звонИт, позвонИт, созвонИтся
— Мы звонИм, позвонИм, созвонИмся
— Вы звонИте, позвонИте, созвонИтесь
— Они звонЯт, позвонЯт, созвонЯтся
Акцентологический практикум
авИзо (не склоняется): авИзо о зачислении средств, авИзо о списании средств, авИзо об остатках средств
акцессОрный: акцессОрный договОр, акцессОрная теория, акцессОрное соглашение, акцессОрные способы
анАлог: обратный анАлог, полный анАлог, регулируемый анАлог, русский анАлог, функциональный анАлог, задачи-анАлоги, зарубежные (импортные) анАлоги, база анАлогов, группы анАлогов, разряд анАлогов
аутплЕйсмент: вынужденный аутплЕйсмент, квалифицированный аутплЕйсмент, оплаченный аутплЕйсмент, позитивный аутплЕйсмент
афЕра: афЕра беспрецедентная (гениальная, исполненная, классическая, масштабная, распространённая, явная), афЕра века (тысячелетия), афЕра политическая (сетевая, телевизионная), Интернет-афЕра, бизнес-афЕра, афЕра жилищная (квартирная, строительная, финансовая), анти-афЕра
биржевОй: биржевОй банк (комитет, совет), биржевОй бум (крах), биржевОй бюллетень, биржевОй маклер (посетитель), биржевОй налог, внебиржевОй оборот
бухгАлтеры: бухгАлтеры ведущие (главные), бухгАлтеры начинающие (профессиональные), бухгАлтеры (предприятия, приходящие, частные), вакансии бухгАлтеров, институт (курсы) бухгАлтеров, сообщество бухгАлтеров, услуги бухгАлтеров, бухгАлтеры-кассиры
валовОй: валовОй внутренний продукт (выпуск, доход), валовАя выручка (прибыль, продукция, рента, стоимость), валовЫе инвестиции (затраты, поступления), валовОе накопление (национальное сбережение, опробование), валовЫе пробы
векселЯ: казначейские векселЯ, валютные векселЯ, векселЯ переводные (простые), векселЯ выписанные (погашенные)
гурУ (не склоняется): «бизнес-гурУ», гурУ верховный, гурУ-йога, гурУ-традиционалисты, заезжие «гурУ», истинный гурУ «рыночные гурУ», «свадебный гурУ», «секс-гурУ», современные гурУ, «торговый гурУ»
дебитОрская: дебитОрская задолженность
дефлЕксия: групповая дефлЕксия, защитная дефлЕксия, несвоевременная дефлЕксия
джентльмЕн: английский джентльмЕн, воспитание джентльмЕнов, джентльмЕн-шоу, истинный (настоящий) джентльмЕн, подлинный джентльмЕн-землевладелец, эрзац-джентльмЕн, джентльмЕны удачи
директорА: директорА компаний (организаций, предприятий, учреждений, фирм, филиалов), директорА генеральные (коммерческие, финансовые), исполнительные директорА, независимые директорА, клуб (совет) директорОв
диспенсЕр: диспенсЕр венерический (наркологический, психоневрологический, туберкулёзный) диспансЕрный учёт, диспансЕрная помощь, диспансЕрное наблюдение; поликлинические диспансЕры, стационарные отделения диспансЕров
диспАша, диспашЕр: диспАша аварийная, назначенный диспашЕр, российские диспашЕры, ассоциация (бюро) диспашЕров
договОр: авторский договОр, ученические договОры, договОрные отношения
дорвЕй: бесчисленные дорвЕи, генератор дорвЕев, дорвЕй идеальный (убогий, эффективный), дорвЕй новый (предыдущий), концепция дорвЕя, морда дорвЕя, создании дорвЕев
еретИк: еретИк-неофит, осуждённые еретикИ, учение еретикОв
заЁм: государственный заЁм, денежный заЁм, заЁм выданный (полученный, погашенный), договОр (предмет) зАйма, размер (сумма) зАйма, беспроцентные зАймы, целевые зАймы
инженЕрия: генная инженЕрия, гномская (гоблинская) инженЕрия, инженЕрия знаний, программная инженЕрия, системная инженЕрия, социальная инженЕрия
инженЕры: инженЕры ведущие (главные, кадастровые, космические, старшие), бизнес-инженЕры, инженЕры-механики, инженЕры-проектировщики, инженЕры-сметчики, инженЕры-строители, клуб (объединение, партнёрство) инженЕров
инспЕкторы: автоинспЕкторы, инспЕкторы по кадрам, кредитные инспЕкторы, налоговые инспЕкторы
инстрУкторы: инстрУкторы квалифицированные (частные), автоинстрУкторы, бизнес-инстрУкторы, лига (список) инстрУкторов
исковОй: исковОй документ, исковАя давность, исковОе заявление (производство, прошение), исковЫе дела (требования, формулы)
каталОг: каталОг компаний (организаций, предприятий, учреждений, фирм), каталОг продукции (товаров, услуг, программ), каталОг производителей (поставщиков, клиентов), каталОг цен, каталОг ресурсов
квартАл: отчетный квартАл, городской квартАл
кЕйтеринг: кЕйтеринг индустрия, кЕйтеринг технологии
коносамЕнт: бортовой коносамЕнт, долевой коносамЕнт, застрахованный коносамЕнт, именной коносамЕнт, местный коносамЕнт, ордерный коносамЕнт, сквозной коносамЕнт, фидерный коносамЕнт, чистый коносамЕнт
мАркетинг: мАркетинг персонала (услуг), вирусный мАркетинг, мАркетинговые коммуникации (приемы, решения), мАркетинговый аудит, контроллинг мАркетинга, семинар (тренинги) по мАркетингу, ТРИЗ в мАркетинге
мАстерский (принадлежащий мастеру): мАстерский участок, мАстерская книга, мАстерское решение (решение мастера), мАстерские инструменты
мЕнеджмент [мэнэ]: мЕнеджмент инновационный (информационный финансовый, экологический), мЕнеджмент качества (организации, песонала), риск-мЕнеджмент
мышлЕние: критическое мышлЕние, первобытное мышлЕние, позитивное мышлЕние, приём мышлЕния, мышлЕние вертикальное (латеральное) мышлЕние практическое (теоретическое), мышлЕние словесно-логическое (наглядно-образное, наглядно-действенное), невербальное мышлЕние, психология мышлЕния, творческое мышлЕние
нормировАние, нормирОванный: нормировАние капитала (труда), нормировАние гигиеническое (экологическое), нормирОванный рабочий день, ненормирОванный рабочий день
обеспЕчение: обеспЕчение безопасности (деятельности), обеспЕчение информационное (программное), обеспЕчение иска (кредитов, обязательства), обеспЕчение социальное (пенсионное)
обуслОвливание: инструментальное обуслОвливание, классическое обуслОвливание, обратное обуслОвливание, оперантное обуслОвливание, сенсорное обуслОвливание, скрытое обуслОвливание
одноврЕменный: одноврЕменный приход (уход), одноврЕменная игра (работа), одноврЕменное дейстие, одноврЕменные события
оптОвый: оптОвый зАкуп (магазин, склад, рынок), оптОвая закупка (продажа), оптОвые поставки
освЕдомить, осведомлЁнный: освЕдомить клиентов (сотрудников, партнёров, участников), осведомлЁнный клиент, осведомлЁнная сотрудница, осведомлЁнное партнёрство, осведомлЁнные участники
отзЫв: отзЫв исковОго заявления, отзЫв депутата
Отзыв: Отзыв на исковОе заявление, Отзыв на апелляционную жалобу
офтОпик: отредактированный офтОпик, пропущенный офтОпик, удалённый офтОпик
паИ: паИ вступительные (инвестиционные), товарищество на паЯх, паевОй взнос
подрОстковый: подрОстковый возраст (период), подрОстковый кабинет, подрОстковый клуб, подрОстковая кризис, подрОстковый максимализм, подрОстковый тренинг, подрОстковый чат, подрОстковая беременность, подрОстковая преступность, подрОстковая среда, подрОстковое мышление, подрОстковые семьи
премировАние, премирОванный: премировАние сотрудников, премирОванный сотрудник, депремирОванный сотрудник
принУдить: принУдить действовать, принУдить бездействовать, принУдить к выполнению обязательств
рассредотОчение, сосредотОчение: рассредотОчение сил, сосредотОчение внимания
срЕдства: денежные срЕдства, срЕдства производства
рефлЕксия: действование без рефлЕксии и рефлЕксия без действий, инстинкт рефлЕксии, ретроспективная рефлЕксия, рефлЕксия в организации, рефлЕксия конструктивная (продуктивная), рефлЕксия культурная (научная, педагогическая, психологическая), рефлЕксия собственного поведения (развития), рефлЕксия творческого мышления, способность к рефлЕксии
рОялти (не склоняется): рОялти просроченное, рОялти неуплаченное
сЕть: в (по) сЕти Интернет, в (по) сЕти локальной, в (по) сЕти мобильного оператора, в (по) сЕти предприятий, в (по) сЕти творческих учителей, в (по) торговой сЕти (аптек, магазинов, ресторанов)
синергИя [нэ]: богословие синергИи, внутриличностная синергИя, высокая синергИя, Закон (концепция) синергИи, локомоторная синергИя, синергИя заклинаний, синергИя талантов, межличностная синергИя, эффект групповой синергИи
созЫв: созЫв конференции (собрания), созЫв депутатов (участников, членов)
статУт: статУт Международного Суда ООН (ордена), университетский статУт, статутный капитал (порядок), статУтная обязанность, статУтное право, статУтные отношения
страхОвщик: профессиональный страхОвщик, страхОвщики России, ассоциация (клуб, союз) страхОвщиков
трансфЕр: трансфЕрный лист (рынок), трансфЕрная игра (компания, печать, система), трансфЕрное соглашение, трансфЕрные пассажиры
трансфЕрт: бланковый трансфЕрт, трансфЕртный агент, трансфЕртная доверенность, трансфЕртное ценообразование, трансфЕртные платежи
трЕнеры: трЕнеры внутренние (корпоративные, независимые, сертифицированные), ко-трЕнеры, трЕнеров ассоциация (Internet-сообщество, классификация, клубы)
уплАчено: по счету уплАчено, уплАчено наличными, уплАчено сполна, уплАченный налог (штраф), уплатИть долг (взнос), уплатИть за квартиру, уплАченные проценты
устАвный: устАвный капитал, устАвное требование, устАвные положения
фенОмен: Тунгусский фенОмен, фенОмен альтернативного вИдения, фенОмен Беринга, фенОмен бытия и бытиЕ фенОменов, фенОмен деиндивидуализации, фенОмен любви, фенОмен Маугли, фенОмен настроения, фенОмен памяти, фенОмен развития, фенОмен советской системы, фенОмен человека, фенОмен электронного голоса
фрОнтмен: фрОнтмен бессменный (лучший, начинающий, профессиональный), фрОнтмен группы (команды), фрОнтмен-стендист
ходАтайство, ходАтайствовать: ходАтайство заявить (отозвать, подать), ходАтайствовать в суде, ходАтайствовать об освобождении (о помиловании), ходАтайствовать о вызове свидетеля (об уточнении требований), ходАтайствовать о награждении (о премировАнии, о присвоении звания), ходАтайствовать о повышении в должности (о снятии с должности), ходАтайствовать о получении согласия
экзальтирОванный: экзальтирОванный человек, экзальтирОванная публика, экзальтирОванные люди, экзальтирОванное общество
экспАт: босс-экспАт; внедрение (привлечение, обучение) экспАтов; классификация экспАтов: экспАт-мега-специалист-очень-дорогостоящий (экспАт знающий, экспАт представительский), экспАт путешествующий-вызов-принимающий (экспАт реализующийся, экспАт мигрирующий), экспАт опытный-корнипустивший, экспАт ничего-для-себя-хорошего-не-видящий
Видео
ЛАЙФХАК для задания №4 / Русский язык ЕГЭ 2022 / Ударение
Правильное ударение, разбор 4 задание | Русский язык ЕГЭ | Игорь Оксюморон
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?
Русский язык. Фонетика. Ударение
Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски
Русский язык. Лекция 1. Русское ударение
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]
ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 4. Теория и практика. Ударения