Семантический синтаксис английского языка + видео обзор

Семантический синтаксис английского языка

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов, обучающихся по специальности “Перевод и переводоведение”. Оно может быть использовано в курсе теоретической грамматике английского языка в разделе, посвященном семантике синтаксиса.

Цель пособия – способствовать более углубленному изучению вопросов синтаксической семантики. В пособии освящаются базовые понятия (“актант”, “предикат”, “пропозиция”, “валентность”, “семантические падежи” и др.) и ключевые вопросы семантики синтаксиса (соотношение семантической и синтаксической структуры предложения, теория конструкций с предикатными актантами и др.). Оно содержит материал, не отраженный в стандартных учебниках по теоретической грамматике, а также контрольные вопросы и практические задания, которые могут помочь в развитии у студентов лингвистической наблюдательности и навыков самостоятельного анализа грамматических явлений в терминах выбранного направления лингвистики. Пособие может быть использовано как при подготовке к семинарским занятиям по теоретической грамматике, так и при написании курсовых и дипломных работ.

Семантический синтаксис английского языка

Данное учебное пособие рассчитано на студентов-старшекурсников, обучающихся по специальности “Перевод и переводоведение” и имеющих базовые знания по синтаксической семантике и интересующихся семантико-синтаксическим анализом предложения, в частности, проблематикой конструкций с предикатными актантами. Цель пособия – обеспечить прочное усвоение теоретического материала по выбранной тематике, а также способствовать развитию навыков лингвистического (семантико-синтаксического) анализа.

Оно является логическим продолжением пособия “Основы семантики синтаксиса” (автор Н.Н. Гриднева), в котором освещаются ключевые вопросы выбранного направления лингвистики, в том числе излагаются базовые понятия теории конструкций с предикатными актантами и др.

Являясь структурно законченным, пособие может быть использовано и отдельно при самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по теоретической грамматике английского языка, посвященным разделу “Семантика синтаксиса”, т.к. содержит обширный материал по тематике, не отраженный в стантдартных учебниках. Оно может быть использовано и в аудитории с преподавателем, поскольку, благодаря контрольным вопросам и заданиям, приводимых после каждого теоретического параграфа, позволяет закрепить и применить на практике полученные знания.

Настоящее учебное пособие может быть использовано также при написании курсовых и дипломных работ.

В настоящей статье рассматривается понятие переходности\ транзитивности с позиций когнитивной и функциональной грамматики. Признается наиболее правомерным представлять переходность как семантико-синтаксическую категорию не на уровне отдельного слова (глагола), а на уровне всего предикатного выражения, учитывая связь семантических актантов с их формальным выражением в синтаксической структуре. Также справедливым считается представлять класс глаголов как некий континуум (как в диахронии, так и синхронии) от непереходности к переходности с прототипическими переходными и непереходными глаголами и с периферией из глаголов, допускающих двойное употребление.

В данной статье рассматриваются видо-временные формы глаголов, стоящих в пропозиции перформативов swear и promise. Автор выделяет видо-временные формы, относящиеся к трем темпоральным перспективам: презентной, футуральной и претеритальной. Выделяются частотность и особенности употребения всех трёх темпоральных перспектив в пропозиции глаголов swear и promise.

Источник

Статья на тему: «Синтаксис английского языка»

Синтаксис английского языка

СИНТАКСИС (от греч. Семантический синтаксис английского языка‘строй, порядок’), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом.

Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.

Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Этим объясняется появление обобщающего термина «морфосинтаксис». Однако структура слова значительно проще, чем структура синтаксических единиц в собственном смысле. Кроме того, предложение способно к теоретически бесконечному усложнению: как правило, в его состав можно включить еще некоторое число единиц, и при этом предложение не утратит грамматической правильности, в то время как слова, способные к потенциально бесконечному усложнению, встречаются редко и далеко не во всех языках (таковы, например, сложные существительные в немецком языке).

Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко – новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи – образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.

Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические. Цель синтаксического описания – с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения некоторого языка от неправильных. Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача – выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.

Описательный синтаксис включает приемы и методы синтаксического анализа, который ставит в соответствие предложению его грамматическую структуру, а также правила, с помощью которых грамматически правильные предложения некоторого языка могут быть отличены от неправильных. Эти правила могут быть распознающими, т.е. позволяющими ответить на вопрос о том, является ли некоторое произвольное выражение правильным или неправильным выражением данного языка, или порождающими, т.е. осуществляющими синтез правильных предложений данного языка на основе элементарных единиц и правил их соединения. Особый класс составляют интерпретирующие правила, которые устанавливают соответствие между синтаксической единицей и ее значением; эти правила, собственно говоря, являются в той же степени синтаксическими, в какой и семантическими. В теоретическом синтаксисе распознающие правила практически не используются, а соотношение порождающих и интерпретирующих правил можно охарактеризовать следующим образом: порождающие правила отвечают за формальную (грамматическую) правильность предложения, а интерпретирующие – за его правильность относительно некоторого смысла (иначе говоря, за осмысленность предложения).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения – предмет синтаксиса.

Предложение является максимальной, объемлющей единицей грамматики; все другие единицы (морфема, слово, синтаксическая группа) являются его частями. Многочисленные попытки дать определение понятию предложения, т.е. указать его необходимые и достаточные признаки, которые были бы верны для всех предложений всех языков или хотя бы какого-то одного языка, убедительных результатов не дали. В строгом смысле определением предложения в некотором языке является грамматика этого языка, а универсальным (т.е. верным для всех языков) определением предложения является общая теория грамматики.

Отличительное свойство предложения – предикативность, т.е. способность функционировать в качестве единицы, пригодной для сообщения и выражающей временную и модальную актуализацию сообщаемого. Предложение как носитель признака предикативности противопоставлено словосочетанию – более «мелкой» синтаксической конструкции, образованной на основе соединения знаменательных слов с помощью отношения синтаксического подчинения; так, в приведенных примерах белая лошадь и полет стрелы – словосочетания, но не предложения.

Предложение обычно принимает одно из значений категории модальности, которая выражает различные отношения между говорящим, слушающим и сообщаемым высказыванием. Одним из таких отношений является цель высказывания, в соответствии с которой предложения обычно подразделяются на утвердительные, вопросительные, побудительные (императивные) и восклицательные; возможны и более детальные классификации. Модальность может выражаться с помощью выделительных или вопросительных слов (или частиц), интонации, грамматической категории наклонения и т.п. Во многих языках (в частности, в индоевропейских) предикативность связана с выражением категории лица.

Минимальная единица, способная к выражению предикативности, – простое предложение. Оно характеризуется особой синтаксической и семантической структурой (предикативной конструкцией), особым порядком слов, интонационной моделью и актуальным членением; все эти признаки отличают простое предложение от единиц меньшей длины (и более низкого уровня структурной организации) – слова и словосочетания. Простое предложение конституируется своими главными членами – подлежащим и сказуемым; в некоторых языках один из главных членов может отсутствовать. Если главные члены предложения выражены минимально возможным числом слов, предложение является нераспространенным, если же они выражены развернутыми конструкциями или если в составе предложения есть обстоятельство, относящееся по смыслу к предложению в целом, предложение называется распространенным.

Необходимо разграничивать собственно предложение, соответствующее отдельному высказыванию, и так называемое элементарное предложение (иначе говоря, клаузу), которая соответствует всякому отдельному сказуемому. Понятие клаузы играет важнейшую роль в современной синтаксической теории и особенно синтаксической типологии, в связи с чем оно недавно было заимствовано в русскую грамматическую терминологию из англоязычной (clause); иногда встречается также форма «клауз». Важнейшим свойством клаузы является то, что она может содержать в себе другую (зависимую) клаузу.

Для обозначения сочинения и подчинения предложений используются союзы, хотя возможно и бессоюзное сочинение. Придаточные предложения могут вводиться либо обстоятельственными союзами, либо дополнительными союзами. Придаточное предложение может быть и относительным, т.е. определением к существительному; в таком случае употребляются союзные слова, которые одновременно выражают значение члена предложения и союза.

Структура предложения определяется в основном грамматическими свойствами входящих в него слов, прежде всего их сочетаемостными признаками, которые определяют их способность выступать в качестве различных членов предложения. Связи между словами и синтаксическими группами в предложении выражаются с помощью синтаксических механизмов согласования, управления и примыкания.

Смысловым и грамматическим центром предложения обычно является сказуемое, выраженное глаголом (полнозначным или связкой). При определенных условиях и именные группы (существительные с зависимыми словами или без них) могут выступать в качестве предложения. Такие предложения называются именными или номинативными. Именные предложения следует отличать от неполных, которые образованы от полных путем сокращения. Причины такого сокращения (называемого эллипсисом ) могут быть разнообразны, но обычно сокращается та часть предложения, которая соответствует знаниям, уже имеющимся у слушающего.

Предложение представляет собой универсальную (т.е. присутствующую во всех языках) фразовую категорию. Синтаксическая структура предложения определяется в основном грамматическими свойствами входящих в него слов, в первую очередь – их сочетаемостными признаками. Сочетаемостные признаки слова включают его семантические и синтаксические валентности. Семантическая валентность слова – незаполненная часть (переменная) его семантического описания. Синтаксические валентности слова образуют те языковые единицы, которые могут вступать с ним в отношение непосредственной синтаксической зависимости. Различаются синтаксические валентности, которые соответствуют некоторой семантической валентности слова (его актанты), и синтаксические валентности, которые не соответствуют никакой семантической валентности (сирконстанты).

Разные морфологические формы слов могут обладать различными синтаксическими валентностями. Залоговые конструкции представляют собой наборы (в частности, пары, если залогов в языке только два) предложений, имеющих одно и то же основное значение, но различающихся тем, какой участник ситуации какому члену предложения соответствует. Так, в активном залоге агенс соответствует подлежащему, а в пассивном (= страдательном) – дополнению, а подлежащим становится пациенс:

Основными способами выражения синтаксической структуры предложения являются: зависимость грамматических форм слов друг от друга (согласование и управление) и выражение синтаксических отношений с помощью одного лишь порядка слов (примыкание). При согласовании значение той или иной грамматической категории некоторого слова должно совпадать со значением аналогичной грамматической категории другого, синтаксически связанного с данным слова; например, в русском языке выраженное прилагательным определение согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже. При управлении грамматическая форма (обычно – падеж) зависимого слова диктуется морфологическими свойствами главного слова. Примыкание означает синтаксическую связь, которая выражается порядком слов

Коммуникативные значения, передаваемые в предложении, образуют область актуального членения предложения (у этого круга явлений имеются и другие названия – тематико-рематическое членение, коммуникативная организация смысла, коммуникативная структура предложения, коммуникативный синтаксис и др. Эти значения связаны со способом изложения, с «упаковкой» передаваемой информации. Выражая коммуникативные значения, говорящий стремится сделать свое сообщение максимально удобным для восприятия адресата. Тема представляет собой исходный пункт сообщения, то, «о чем» говорится в предложении. Рема включает основное содержание сообщения, то, «что» в нем говорится. Тема обычно соответствует данному, т.е. некоторому знанию, активизированному в сознании говорящего и слушающего в момент произнесения высказывания, а рема – новому, т.е. некоторому знанию, не известному слушающему или такому, о котором он в данный момент не думает. Однако есть случаи, когда тема (= исходный пункт) – новое, например в начале повествовательного текста. Контрастивностью называется коммуникативное значение, которое подразумевает выбор из нескольких элементов множества, состав которого известен говорящему и адресату.

Революционное значение для развития синтаксических исследований имела публикация в 1957 первого наброска теории грамматики, предложенной Н.Хомским. С именем Хомского связана не только одна определенная лингвистическая теория – порождающая грамматика, но и целый переворот во взглядах на изучение языка – переход от описательных задач к определенным образом понимаемым объяснительным (теоретическим) попыткам объяснить языковые и в первую очередь синтаксические факты с помощью теории, опирающейся на математический формальный аппарат, подобно тому как физические теории объясняют явления природы. Этот переворот в решающей степени определил не только развитие самой порождающей грамматики, но и характер всех противостоящих ей теоретических направлений. Возникновение порождающей грамматики имело своим следствием беспрецедентные успехи в расширении эмпирической базы и уровня понимания синтаксиса.

В основе порождающей грамматики лежит идея о том, что важнейшие черты грамматики, и в первую очередь синтаксиса, естественного языка порождает врожденное, генетически наследуемое знание. Наблюдаемые различия между языками строго ограничены рамками врожденного знания языка, одинакового у всех людей. Фундаментальные свойства единиц и правил синтаксиса – структура составляющих, виды фразовых категорий, правила, связывающие единицы разных составляющих, образуют важнейший компонент врожденного знания языка – универсальную грамматику.

Оппонирующие Хомскому синтаксические теории либо основываются на исходном предположении функционализма, сводящемуся к тому, что структура языка определяется условиями его употребления и природой значений, передаваемых синтаксическими конструкциями (Г.А.Золотова, С.Дик, Т.Гивон, А.Е.Кибрик, Р.Ван Валин), либо предлагают альтернативные варианты формальной грамматики для описания и объяснения явлений синтаксиса. К последним относятся, например, лексико-функциональная грамматика Дж.Бреснан и Р.Каплана, в которой вводится особый автономный уровень, отличный от собственно синтаксического, для представления грамматических функций; «вершинная грамматика фразовой структуры» К.Полларда и И.Сага, не использующая понятие трансформации и др. В некоторых формальных теориях отвергается постулат об автономности синтаксиса (и шире – грамматики), однако попытки создания интерпретирующих компонентов, связывающих уровни семантики и синтаксиса (порождающая семантика, синтаксис в отечественной модели «Смысл  Текст») представляются неудачными – они привели к созданию множества правил, не поддающихся ни обобщению, ни теоретическому осмыслению.

С 1970-х годов в связи с развитием описательной лингвистики в научный обиход вошли сотни синтаксических описаний языков разной структуры, генетической принадлежности и места распространения, что привело к бурному развитию синтаксической типологии, которая ориентируется в основном на функциональные теории. Особым предметом обладает исторический синтаксис, изучающий закономерности изменения синтаксического строя языка с течением времени.

Источник

Семантические характеристики синтаксических элемен

УДК 811.11 Е. Н. Джантемирова, Г. Д. Чеснокова

Семантические характеристики синтаксических элементов
английского простого предложения и некоторые способы их реализации
в когнитивном пространстве художественного текста
Semantic descriptions of the English Simple Sentence syntactic elements
and some ways of their realization in the cognitive environment of Fiction

Ключевые слова: семантика, номинация, акциональность, характеризация, предикация, синтаксические связи и отношения, определение, двойное сказуемое, переходность, синкретизм, когнитивное пространство.
Key words: semantics, nomination, action, characterization, predication, syntactic relations, The Attribute, The Double Predicate, transition, syncretism, the cognitive environment.

Путём анализа когнитивных характеристик единиц высказывания и обращения к истории сравнительной индоевропеистики и современным исследованиям в области семантики синтаксиса авторы предлагают идею о первичности семантики номинации, акциональности и характеризации и последующем развитии сочетаемости семантических элементов, в результате которой формируются синтаксические связи и отношения, само предложение и его композиционные элементы. Выдвигается гипотеза о наличии в английском синтаксисе остатков общеиндоевропейского типа синтаксических связей (примыкание) и многофункциональной роли причастия как показателя аттрибутивности и коннектора (связки) одновременно в простом предложении.
Some cognitive characteristics of phrase units are analysed in the article. In accordance with the views by famous scientists the ideas of nomination, action and characterization initiality in cognition and the importance of further evolution of syntax units combinability in forming syntactic connections and the Parts of the Sentence are considered. The hypothesis regarding the existence in English syntax some rudiments of ancient indoeuropean type of languages such as Addition in Syntax and The Participles in their connective role in the Simple Sentence is proposed.

• учитывать максимально возможности синкретизма и переходности в системе синтаксических единиц и отношений

• особое внимание обратить на расхождения в точках зрения учёных в отношении категоризации членов предложения, простого и сложного предложений, выделения новых единиц и терминов, в частности, терминов семантического языка

• выявить путём изучения научной российской и зарубежной литературы позиции авторов по отношению к определению как к единице предложения или как к оценочной единице субстантивов

• обратить внимание на необходимость изучения синтаксических явлений, связанных с общей темой диссертации, на материале текста и дискурса, что обеспечит единство коммуникативного и когнитивного подхода к исследованию языка как континуума, то есть единой связанной знаковой системе.

Источник

Синтаксис. Предложение в английском языке

В английском языке, также как и в русском языке, речь состоит из слов, образующих словосочетания и предложения. Синтаксис изучает структуру предложения, т. е. правила сочетания слов и построение из этих сочетаний предложения. Сочетание слов, выражающее законченную мысль, называется предложением.
Каждый член предложения может быть выражен одним словом, словосочетанием, группой слов или предложением (придаточное предложение).

Главные и второстепенные члены предложения

В предложении различаются главные и второстепенные члены предложения.

К главным членам предложения относятся:

К второстепенным членам предложения относятся:

Английский язык является очень формализованным и структурированным, поэтому отношения между членами предложения фактически полностью определяются порядком слов. Порядок слов в английском языке является основным средством различия членов предложения, из-за почти полного отсутствия окончаний и падежей.

Порядок слов английского повествовательного предложения строится в строгой последовательности.
Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют основу законченной мысли и неразрывно связаны между собой. Подлежащее всегда стоит перед сказуемым. Дополнения стоят сразу после сказуемого. Если сказуемое выражено непереходным глаголом, то есть не имеет дополнения, то после него ставится обстоятельство места.

Обычно предложение включает обстоятельственные слова. При этом сначала стоят обстоятельства места, затем обстоятельства времени.
В некоторых случаях обстоятельство времени может предшествовать подлежащему. Если нет обстоятельства времени, то обстоятельство места может находиться перед подлежащим.

Все предложения делятся на утвердительные и отрицательные.

Виды предложений в английском языке

Семантически английские предложения бывают 4 видов:

Типы предложений

Синтаксически английские предложения делятся на:

Когда два или несколько предложений соединяются посредством интонации и специальных служебных слов (союзов или союзных слов) в одно законченное высказывание, мы имеем дело с сложным предложением.

Если два или несколько простых предложений соединяются в одно сложное предложение как равноценные — это будет сочинение (Coordination), и такое сложное предложение называется сложносочинённым (Compound Sentence).

Если два или несколько предложений соединяются вместе и одно из них является главным, а другие определяют его и являются придаточными, то это будет подчинение (Subordination), и такое сложное предложение называется сложнопочиненным (Complex Sentence).

Сложносочинённое предложение (Compound Sentence):

I wrote a letter, and he took it to the post office.
Я написал письмо, и он взял его на почту.

Сложноподчинённое предложение (Complex Sentence):

When the letter was written, he took it to the post office.
Когда письмо было написано, что он взял его на почту.

Источник

Видео

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксиса

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксиса

Всё, что нужно знать про английский синтаксис

Всё, что нужно знать про английский синтаксис

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 2. Синтактикоцентрический подход

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 2. Синтактикоцентрический подход

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 8. Синтаксис: предложение

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 8. Синтаксис: предложение

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 3. Концептоцентрический подход

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 3. Концептоцентрический подход

🧰 ОСНОВЫ СИНТАКСИСА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ | АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА | УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЛЕГКО И ПРОСТО

🧰 ОСНОВЫ СИНТАКСИСА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ | АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА | УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЛЕГКО И ПРОСТО

Дедукция 7. Синтаксис и семантика

Дедукция 7. Синтаксис и семантика

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 7. Синтаксис: словосочетание

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 7. Синтаксис: словосочетание

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 9. Синтаксис: текст

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 9. Синтаксис: текст

Английский язык Теория Основы морфологии и синтаксиса

Английский язык  Теория  Основы морфологии и синтаксиса
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.