Семантика глагола в русском языке + видео обзор

11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории.

Разряд слов, обозначающих действие, или состояние предмета, как процесс и отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Все формы глагола имеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными).

Основным синтаксическим свойством глагола явл. предикативность, т.е. способность выступать в роли, выражать сказуемое.

Синтаксические функции глагола.

Выражение сказуемого (предиката).

Спрягаемые глаголы – исключительно в качестве предиката, неспрягаемые (причастия и деепричастия) могут выступать как второстепенные члены предложения и называются атрибутивными.

Категория вида описывает динамику развертывания ситуации во времени, глаголы бывают совершенного (решил) и несовершенного (решал) вида.

Категория залога выделяет действительный (Объем статьи определяет автор) и страдательный (Объем статьи определяется автором) залог – объект ставится в центре внимания, а обычно в центре объект.

Категорией наклонения (изъявительное, условное, повелительное) обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий, наклонение выражает модальность действия, т.е. отношение действия к действительности, реальности

Категория времени (прошедшее, настоящее, прошлое) присуща лишь формам изъявительного наклонения, но отсутствует в формах сослагательного и повелительного наклонения.

Категория числа (ед.,множ.)свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий.

Категория лица (1,2,3)свойственна формам изъявительного наклонения (кроме форм прошедшего времени) и формам повелительного наклонения, не обладают данной категорией формы сослагательного наклонения, инфинитива, причастий и деепричастий. Лицо указывает на соотношение между субъектом речи (говорящим) и субъектом самого действия, обозначенного глаголом

Категория рода (м.,ж.,ср.)свойственна в единственном числе лишь формам прошедшего времени и сослагательного наклонения, а также причастиям.

Инфинитив входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Инфинитив обозначает действие в самом общем виде, без отнесения его к какому-либо субъекту. Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения: подлежащего и сказуемого: курить – здоровью вредить, главного члена безличного предложения: Вам и не видать таких сражений, определения: Желание учиться никогда не покидало его; дополнения: Прошу освободить меня от занимаемой должности, обстоятельства: Я вам сват и кум, пришел мириться к вам.

Переносное употребление форм времени глагола. 1. В рассказе о событиях прошлого используются формы настоящего времени. Это так называемое настоящее историческое.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо…

2. Для того чтобы представить будущее действие так, как будто оно уже совершилось, употребляется прошедшее время:

Ну, положим, я сделала усилие. Или я получу оскорбительный ответ, или согласие. 3. Формы будущего времени глаголов несовершенного вида могут употребляться в контексте настоящего:

Нужно помнить одно правило: человек тысячу раз будет раскаиваться в том, что говорил много…(будет раскаиваться, т.

Источник

ГЛАГОЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ГЛАГОЛОВ

Предметом анализа определена лексическая и словообразовательная синонимия отсубстантивных глаголов суффиксальных типов, синонимические отношения производной лексики на уровне лексического и словообразовательного значений.

В статье представлено синхронное описание синонимии производных суффиксальных глаголов как особого участка лексической и словообразовательной системы русского языка; выявляются словообразовательные и семантические процессы, способствующие пополнению синонимических рядов русской лексики.

Ключевые слова: лексическая и словообразовательная синонимия, отсубстантивные глаголы суффиксальных типов.

VERBAL SEMANTICS AND SEMANTIC TYPOLOGY VERBS

Suleybanova M.U.

Chechen State University in Grozny

The subject of analysis determined lexical and derivational sinonimija otsub-stantivnyh verbs suffixed types, synonymous relations derivative Lek shikilevel vocabulary and word-formation values.

The article presents a description of the synchronous synonyms derivatives suffixed verbs as a special area of lexical and word-formation system of the Russian language; revealed word formation and semantic processes, contributing to the NIJ-completions synonymous series Russian vocabulary.

Keywords: lexical and derivational synonymy, otsubstantivnye verbs suffixed types.

Специфика глагола заключается в том, что он по своему значению представляет как бы свернутое высказывание. Это неоднократно отмечалось исследователями (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, С.Д. Кацнельсон, И.П. Сусов и др.). Таким образом, значение глагола требует «фразовой интерпретации» [Арутюнова, 1976: 340].Значение глагола, по определению Р.М. Гайсиной [1981: 44], представляет многоярусное образование, состоящее из совокупности денотативных сем, которые отражают признаки денотата (события или ситуации обусловлены экстралингвистически) и сем неденотативных, которые не связаны непосредственно с отображением признаков денотата, они отображают различного рода впечатления и ассоциации, вызванные денотатом, оценку денотата или способ его отображения в языке. Неденотативные семы носят надстроечный, автономный характер, так как не имеют иерархической структуры. Неденотативные семы, наслаиваясь на денотативные, могут входить в значения глаголов любой тематической группы. Отличие неденотативных (автономных) сем от денотативных заключается в том, что они охватывают не всю глагольную лексику, а лишь определенные ее слои.

Собственно глагольное значение передается несубстанциональными семами, которые можно выстроить в иерархический ряд. Вершина иерархии представлена тремя наиболее абстрактными семами, или семантическими суперклассификаторами, как их называют авторы идеографического Толкового словаря русских глаголов [ТСРГ, 1999:14], на базе которых формируются три лексико-семантических поля: поле «Действие и деятельность», поле «Бытие, состояние, качество», поле «Отношение». Все глаголы, зафиксированные в языке, можно отнести к одной из названных групп.

Поскольку материалом нашего анализа являются производные отыменные суффиксальные глаголы, в том числе и отсубъектные, была предпринята попытка распределения имеющегося глагольного материала в соответствии с классификацией, предложенной идеографическим ТСРГ. Дриватов, мотивированных именами лиц:- подавляющее число отсубъектных дериватов вошло в поле «Действие и деятельность, которое в рассматриваемом случае представлено глаголами деятельности (речевой,социальной, глаголы звучания). Центральное место занимают глаголы поступка и поведения, профессионально-трудовой деятельности, в меньшей степени представлены глаголы речевой деятельности, единичные образования отмечаются в ЛСГ

«глаголы социальной деятельности, направленной на достижение цели»: соперничать, «общественно-политической деятельности»: шпионить, «глаголы издательской деятельности и распространения информации»: сплетничать (субполе «глаголы социальной деятельности»).

Незначительная часть глаголов представляет поле «Бытие, состояние»: «глаголы качественного состояния», ЛСГ «глаголы образа жизни». Такие ЛСГ, как «глаголы существования», «глаголы эмоционального состояния» насчитывают очень малое количество дериватов.

бездельничать, лентяйничать, лодырничать, тунеядствовать.

Глагол помещен в поле «Действие и деятельность», субполе «глаголы социальной деятельности», ЛСГ «глаголы поступка и поведения».

Для сравнения возьмем приведенный в качестве синонима глагол тунеядствовать (жить за счет чужого труда, за чужой счет, не работая, бездельничая), который авторы ТСРГ отнесли не только к другой ЛСГ (глаголы образа жизни), но и в другое поле «Бытие, состояние, качество», субполе «глаголы качественного состояния».

Кроме того, не все глаголы вмещаются в предложенную составителями словаря классификацию. Возможно, в субполе «Глаголы социальной деятельности» наряду с ЛСГ «глаголы профессионально-трудовой деятельности» и «глаголы поступка и поведения» целесообразно выделить ЛСГ «глаголы определенного рода занятий», «глаголы времяпрепровождения». Тогда дериват разбойничать, оказавшийся в словаре в одном ряду с глаголами, характеризующими профессионально-трудовую деятельность, займет нишу, в большей степени соответствующую его семантике.

Лексико-семантическая группа, в состав которой входят глаголы по роду занятий, пополняется такими дериватами, как кудесничать, шаманить, чародействовать, поделъничатъ, ягодничатъ, таежничать и др.

Не нашла отражения в словаре такая группа глаголов, как картежничать, чаевничать, табачничать, которую нельзя характеризовать через поступок и поведение, на наш взгляд, это «глаголы времяпрепровождения».

Таким образом, представленная в ТСРГ системная классификация, основанная на принципах иерархии, вариативности, пересекаемости глагольных классов, являясь базовой для лексико-семантического анализа производных глаголов, осуществленного в последующем описании, требует введения дополнительной рубрикации. В частности, мы считаем необходимым выделение в лексико-семантическом субполе «глаголов социальной деятельности» дополнительных лексико-семантических групп:«глаголы определенного рода занятий», «глаголы времяпрепровождения», что более полно отражает семантический объем исследуемой группы лексики.

Список литературы

Источник

Семантические классы глаголов

Глагол в своем категориальном значении отражает признак предмета как процесс.

Класс глаголов неоднороден по семантике. Одни глаголы называют процессуальный признак и в предложении выступают как самостоятельные члены (Я читаю; Я бегу). В других глаголах процессуальный признак ослаблен, и они не могут выступать в роли самостоятельных членов предложения (Я буду читать; Я могу петь). В зависимости от того, реализует ли глагол свое полноценное лексическое значение и может ли выступать в роли самостоятельного члена предложения, все глаголы делятся на полнознаменательные и неполнознаменательные.

Не образуют самостоятельных компонентов предложения. По функции, выполняемой в предложении, эти глаголы делятся на три группы.

Глаголы-связки выступают в роли грамматической части составного именного сказуемогоГлаголы-модификаторы выступают в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемогоГлаголы – компенсаторы являются частью описательного наименования действия
1) незнаменательная связка быть имеет только грамматическое значение наклонение, времени, лица, числа, рода (в прош. вр.): Я буду студентом; Я был студентом; 2) полузнаменательные связки типа являться, становиться, казаться считаться и др.: Я являюсь студентом.1) фазисные глаголы обозначают временные периоды протекания действия (начало, середину, конец): Он начал (продолжил, закончил) говорить; 2) модальные глаголы осложняют значение основного глагола-инфинитива различными модальными оттенками (желательности, возможности, долженствования): Я хочу (люблю, могу, желаю) петь.В словосочетании абстрактное существительное называет действие, а компенсатор передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа, рода (в прош. вр.): одержать победу, принимать решение, дать оценку, вести уборку урожая. Обратите внимание! Глагол-компенсатор и существительное выступают в роли одного и того же члена предложения – простого глагольного сказуемого, осложненного фразеологизацией.

Полнознаменательные глаголы

В предложении выступают как самостоятельные члены и реализуют свое полноценное лексическое значение: Я пою песню; Я иду домой. Подчеркнутые глаголы называют активные действия субъекта и являются простыми глагольными сказуемыми.

В зависимости от того, о скольких ситуациях они сообщают, полнознаменательные глаголы делятся на однопредикативные и полипредикативные.

Однопредикативные глаголы строят предложения, в которых отражается один субъект и его действие: Я читаю; Я умываюсь. По семантике однопредикативные глаголы делятся на акциональные и неакциональные.

Акциональные глаголы называют действие предметаНеакциональные глаголы в виде действия представляют существование предметов, их отношения, их состояния и свойства
1) глаголы движения: лететь, ехать, идти, падать, плыть; 2) глаголы конкретного физического действия: забивать гвозди, вязать носки, поливать огород, ломать стены, печатать статью; 3) глаголы речи и мышления: рассказывать, сообщать новость, думать, размышлять; 4) глаголы эмоционального действия: плакать, любить, презирать, сердиться.1) глаголы местонахождения: лежать, находиться, висеть, стоять; 2) глаголы бытия, существования: есть, имеется, отсутствует, стоит (о погоде); 3) глаголы классификации, т.е. вида и рода, предмета и класса, целого и части: относиться, принадлежать к классу, содержать, состоять из частей; 4) глаголы принадлежности: иметь участок, владеть домом; 5) глаголы состояния или изменения состояния: выздоравливать, спать, рука ноет, яблоки зреют.

Семантика глагола в русском языке

Обратите внимание!Многозначные глаголы в разных значениях входят в разные семантические классы. Сравним: вести больного за руку; тропинка ведет к реке; вести уборку урожая. В первом случае перед нами каузативный глагол со значением движения («помогать идти, сопровождая»); во втором – неакциональный глагол со значением местонахождения («иметь то или иное направление»); в третьем – неполнознаменательный глагол-компенсатор («производить, осуществлять, делать»).

Разные функциональные типы речи (описание, повествование, рассуждение) требуют привлечения глаголов разных семантических классов. Рассмотрим два отрывка:

1. Командир на секунду вскидывает к глазам бинокль и резко командует:

Находящаяся наверху вахта, мгновенно скользнув на руках, по трапам скатывается вниз. Звенит сигнал погружения. Когда командир, сходящий с мостика последним, задраивает у себя над головой люк, лодка уже почти погрузилась, вода доходит до мостика. Через несколько десятков секунд над водой остается только черный глаз перископа (К. Симонов).

Текст насыщен полнознаменательными глаголами конкретного действия (курсивом выделены вкрапления глаголов бытия). Это позволяет изобразить эпизод большого события (похода подводной лодки к берегам Румынии в 1941 году). Изобразительность, динамичность – главное, что дают глаголы конкретного действия художественному и публицистическому тексту.

2. Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля ещё блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, ещё сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревня (И. Тургенев).

Текст насыщен полнознаменательными глаголами бытия, состояния (один глагол конкретного действия выделен курсивом). Это позволяет дать описание фрагмента действительности.

Система глагольных форм

Глагол имеет систему спрягаемых и неспрягаемых форм. Спрягаемые формы изменяются по лицам и числам и обладают предикативными категориями наклонения, времени, лица: читал, читаю, буду читать, читай, читал бы. Неспрягаемые формы не изменяются по лицам и числам и не обладают предикативными категориями. К неспрягаемым относятся инфинитив, причастие, деепричастие: читать, читающий, читая. Инфинитив и деепричастие являются неизменяемыми формами глагола.

Инфинитив

Анализ любой глагольной формы необходимо начинать с определения начальной формы глагола, т.е. инфинитива.

Инфинитив только называет действие и никак не обозначает его отнесенности к реальности/ирреальности, моменту речи, говорящему субъекту. Поэтому у инфинитива не определяются наклонение, время, лицо, число.

Обратите внимание!При определении начальной формы ее вид и вид анализируемой формы должны совпадать, т.е. должны отвечать на один и тот же видовой вопрос. Например, начальной формой причастия решавший (что делавший?) будет глагол решать (что делать?), а не решить; начальной формой деепричастия прочитывая (что делая?) будет глагол прочитывать (что делать?), а не прочитать.

При определении инфинитива у глаголов однонаправленного и разнонаправленного движения (типа бежать, идти, лететь и бегать, ходить, летать) начальная форма должна совпадать с анализируемой по направленности движения: несла – нести, носиланосить.

Категория вида

Категория вида – это непредикативная категория глагола, которая обозначает отношение действия к пределу и состоит из системы противопоставленных друг другу форм совершенного и несовершенного вида.

Что такое «отношение действия к пределу»? Это ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, который и позволяет рассматривать действие как целостный, тем или иным способом вычлененный акт, т.е. акт, имеющий свое начало (запеть), конец (дописать) или обе границы (поговорить – начать и закончить говорить).

Вид глагола определяется по вопросу. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и называют действие, которое не ограничено внутренним пределом: видеть, писать.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и называют ограниченное внутренним пределом целостное действие: увидеть, написать.

Существуют двувидовыеглаголы типа женить, казнить, велеть, исследовать, организовать и под. Эти глаголы имеют одну форму для передачи как совершенного, так и несовершенного вида. При определении вида таких глаголов в тексте нужно обратить внимание на обстоятельства (прежде всего на наречия со значением времени и кратности действия), относящиеся к глаголу: Нас вчера неожиданно атаковали осы (однократное действие – совершенный вид) и Солдаты несколько раз атаковали высоту (многократное действие – несовершенный вид).

Рассмотрим два небольших фрагмента, которые показывают, как видовые формы употребляются в тексте.

1. В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (…) В будни ходил он в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Вообще его любили, хотя и почитали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед (А.Пушкин. Барышня-крестьянка)

Насыщение текста глаголами несовершенного вида передает повторяемость, обычность действий либо их сосуществование (как в двух последних предложениях)

2. Он (Санин) тряхнул головою, вскочил с кресла, раза два прошелся по комнате, присел к письменному столу и, выдвигая один ящик за другим, стал рыться в своих бумагах, в старых, большею частью женских, письмах. Развернув наудачу несколько писем, он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, сбираясь сжечь весь этот ненужный хлам. Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку (И.Тургенев. Вешние воды)

Спрягаемые формы глаголов совершенного вида передают последовательность действий, смену их друг другом.

Источник

Семантическая структура глагола как части речи

Как и у большинства языковых единиц, у глагола есть форма и содержание, семантика. Но, начиная с античных грамматик, глагол изучался неравномерно: прежде всего выявлялись и описывались его грамматические, формальные свойства, а семантическая структура оставалась неизученной до 60 гг. XX века.

С семантической стороны существует большое количество оснований классификации глаголов: противопоставление глаголов деятельности и глаголов состояния (ср. Петр лежит vs. Петр пишет письмо), каузативность (каузативные глаголы содержат в своем значении сему «понуждения кого-либо к действию», каузат. глаголы – показать, отправить, заставить; некаузат. – видеть, слышать, вертеться), модальность (Модальные глаголы поясняют основной глагол. Обозначают не само действие, а лишь способность, возможность, вероятность, необходимость совершения действия: хотеть, мочь, быть).

В Национальном корпусе русского языка у глаголов 31 лексико-семантическая помета:

Каузация:

ca:caus — каузативные глаголы (показать, вертеть)
ca:noncaus — некаузативные глаголы (видеть, вертеться)

Служебные глаголы:

aux:phase — фазовые (начать, продолжать, прекратить)
aux:caus — служебные каузативные (вызвать, привести (к))

А.М. Чепасова и И.Г. Казачук в книге «Русский глагол» выделяют 5 крупных семантических блоков глаголов (семантических категорий):

1) глаголы бытия (обозначают наличие факта, события без указания на его развитие, внутреннее движение: быть, находиться, спать, присутствовать, располагаться);

2) глаголы становления (обозначают внутреннее развитие, движение: взрослеть, светлеть, добреть, меркнуть, вянуть, сохнуть);

3) глаголы действия, деятельности (обозначают различные действия – физические, мыслительные, речевые);

4) глаголы действенного состояния (обозначают физическое или психическое состояние человека, животных, предметов, которое не всегда внешне активно проявляется: молчать, сидеть, чувствовать, сострадать);

5) глаголы отношения (объединяют глаголы, которые обозначают направленные действия: оценивать, относиться, нравиться, зависеть, противоречить, руководить).

Все 5 категорий находятся между собой в сложных взаимодействиях: глагол 1 категории может включать в себя сему другой категории: дружить – семы бытия и отношения. Каждую семантическую категорию можно разделить на более мелкие семантические группы.

Так, выделяют глаголы:

1) конкретного действия (читать, строить),

2) движения (идти, летать),

3) физического и душевного состояния (болеть, радоваться),

4) деятельности органов чувств (видеть, слышать),

5) изменения состояния (слабеть, худеть),

6) звука и проявления речи (кричать, охать, свистнуть),

7) мысли (думать, воображать, мечтать),

8) бытия, существования (быть, находиться, отсутствовать),

9) отношения (относиться, располагать),

10) обладания (иметь, владеть),

11) проявления признака (нежничать, нахальничать, подличать),

12) рода деятельности (учительствовать, слесарничать),

13) умения (уметь, научиться),

14) получения (получить, достать, взять),

15) манеры поведения (куражиться, храбриться),

16) модальные (хотеть, мочь, стремиться),

17) фазисные/ фазовые – т.е. обозначающие начало, продолжение и конец действия (начать, продолжить, завершить).

18) глаголы с эмоциональным значением (любить, бояться, обожать, нравиться)

Зачем нужно знать семантические категории и группы глагола?

1. Курсовые, квалификационные работы.

А) В качестве вспомогательной части СГС могут использоваться:

2) модальные глаголы, обозначающие намерение, волеизъявление, способность, предрасположенность, желание: хотеть, желать, уметь, мочь, намереваться, ухитряться, разучиться, суметь, готовиться: Я вас никак забыть не мог (Л), Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить (Манд.);

Семантика глагола в русском языке

3) глаголы с эмоциональным значением: любить, бояться, обожать, нравиться: Я люблю смотреть, как другие актрисы играют роли совершенно иначе, чем сыграла бы я. Им нравится принимать у себя россиян. Она обожает пить чай;

Б) Если 1 глагол в конструкции личн. Глаг. + Инф является глаголом движения, то эти глаголы представляют собой разные члены предложения: пойду гулять, бегу смотреть.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Видео

Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разбор

Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разбор

Уроки русского Изменение глаголов по родам

Уроки русского Изменение глаголов по родам

Русский язык 6 класс. Разноспрягаемые глаголы

Русский язык 6 класс. Разноспрягаемые глаголы

Уроки русского Вид глагола

Уроки русского Вид глагола

Семантическая структура глагола

Семантическая структура глагола

Русский язык 6 класс (Урок№87 - Разноспрягаемые глаголы.)

Русский язык 6 класс (Урок№87 - Разноспрягаемые глаголы.)

Уроки русского Инфинитив

Уроки русского Инфинитив

Спряжение глаголов | Русский язык |TutorOnline

Спряжение глаголов | Русский язык   |TutorOnline

Урок 2. Спряжение глаголов: I и II спряжение. Окончания глаголов. (УРОВЕНЬ В1+)

Урок 2. Спряжение глаголов: I и II спряжение. Окончания глаголов. (УРОВЕНЬ В1+)

Урок 1. Делать или сделать? || Глаголы НСВ и СВ. Настоящее-прошедшее время.

Урок 1. Делать или сделать? || Глаголы НСВ и СВ. Настоящее-прошедшее время.
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.